УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.01«РИСУНОК»
методическая разработка на тему
Учебно-методический комплекс по дисциплине Рисунок является частью Основной образовательной программы ФГБУ СПО СКУД по специальности 54.02.Декоративно-пикладное искусство и народные промыслы - "Художественная керамика", разработаной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.
Учебно-методический комплекс адресован студентам очной формы обучения.
УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля и задания по промежуточной аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umk_risunok_2017.docx | 52.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ставропольского края
«Ставропольское краевое училище дизайна»
(техникум)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.01«РИСУНОК»
Профессиональный цикл
основной профессиональной образовательной программы по специальности
54.02.02– Художественная керамика (по виду).
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
г. Пятигорск 2016
Составитель: Ренжин В.П., преподаватель Ставропольского краевого училища дизайна СКУД.
Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее - УМК) «РИСУНОК» является частью основной профессиональной
образовательной программы ФГБУ СПО СКУД по специальности
54.02.02 – ДПИ «Художественная керамика (по видам), разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.
Учебно-методический комплекс по дисциплине адресован студентам очной формы обучения.
УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.
Наименование разделов | Стр. |
| 3 |
| 6 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
| 20 |
СОДЕРЖАНИЕ
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ !
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Рисунок» создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине. УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания для экзамена-просмотра. Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную. По каждой теме в УМКК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии по рисунку.
Основные понятия курса приведены в глоссарии.
После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для экзамена-просмотра. В случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.
Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.
По итогам изучения дисциплины проводится экзамен-просмотр.
В зачетную книжку выставляется оценка (удовлетворительно, хорошо и отлично). Экзамен-просмотр выставляется на основании оценок за практические работы и точки рубежного контроля.
В результате освоения дисциплины студент должны уметь:
В результате освоения дисциплины обучающий должен
знать:
- научно-практические основы рисунка;
- законы перспективного изображения предметов;
- художественные средства рисунка;
- этапы рисования предметов с натуры.
уметь:
- планировать режим собственной учебной деятельности и самостоятельной работы;
- применять эффективные способы усвоения знаний;
- выполнять композиционное размещение изображения на листе бумаги;
- передавать характер формы предметов и их пропорции;
- производить конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение изображения на плоскости;
- выявлять объемы предметов по средствам светотени,
владеть:
- техниками рисунка (штриховая, растушевка, смешанная и т.п.);
- логикой построения формы в пространстве, перспективного сокращения, размещения предметов на плоскости и в пространстве;
- правилами компоновки изображения предметов на листе бумаги, с принципами построения простых геометрических предметов, напоминающих по форме сочетание простых геометрических тел, изображением предметов сложной формы, а также техникой рисования несложного натюрморта из нескольких предметов быта с легким применением моделировки формы;
- законами перспективы при изображении предметов.
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (далее - ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. Осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенном на двери кабинета преподавателя.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 216 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 144 |
в том числе: | |
практические занятия | 144 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 72 |
в том числе повторение классной работы
| |
Итоговая аттестация в форме: междисциплинарный экзамен-просмотр |
Содержание дисциплины
1 семестр
Тема 1. Введение. Общие сведения. Изучение основных положений теории перспективы. Перспектива плоских фигур.
План темы:
Образовательные
- Расширить знания о основных положений теории перспективы.
2. Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.
3. Формировать умение последовательной работы над изображением перспективы плоских фигур с натуры.
4. Формировать пространственное мышление
Развивающие
1. Развивать умение анализировать форму предметов.
2. Развивать навыки рисования от общего к частному.
3. Осваивать законы изобразительной грамоты
Воспитывающие
Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость, художественный вкус.
Основные понятия и категории:
Рисунок, эскиз, набросок, графический язык, рисование с натуры, техника рисунка, пропорция, композиция, фронтальная и угловая перспектива, линия горизонта, точка схода, картина.
Тема 2. Линейно-конструктивное построение с натуры простейших геометрических тел. Куб. Цилиндр. Конус. Шар. Пирамида
Выявление объема предмета по средствам светотени
План темы:
Образовательные
- Расширить знания о рисунке простейших геометрических тел как гранёных, так и округлой форм.
2. Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.
3. Формировать умение последовательной работы над графическим натюрмортом геометрических тел с натуры.
4. Формировать пространственное мышление.
Развивающие
1. Развивать умение анализировать форму гранённой и округлой форм.
2. Развивать навыки рисования от общего к частному.
3. Осваивать законы изобразительной грамоты геометрических тел.
Воспитывающие
Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость, художественный вкус.
Основные понятия и категории:
Этапы рисования, композиционное размещение изображения, характер формы предмета, конструктивная основа формы, проработка формы, проработка фона, линейно-конструктивное изображение предмета, тоновая лепка объема, свет, тень, полутень, блик, рефлекс, тень собственная, тень падающая.
Тема 3. Рисование с натуры натюрморта из трёх геометрических тел
План темы:
Образовательные
- Расширить знания о рисунке натюрморта из геометрических тел.
2. Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.
3. Формировать умение последовательной работы над графическим натюрмортом из геометрических тел с натуры.
4. Формировать пространственное мышление
Развивающие
1. Развивать умение анализировать форму как гранённой и округлой форм.
2. Развивать навыки рисования от общего к частному.
3. Осваивать законы изобразительной грамоты в изображении натюрморта из геометрических тел.
Воспитывающие
Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость, художественный вкус.
Основные понятия и категории
Натюрморт, основы композиции, предварительный анализ, композиционное размещение, пропорции, конструктивный анализ, выявление объема предметов, детальная проработка формы, синтез, драпировка.
Тема 4. Рисование с натуры натюрморта из двух предметов быта и геометрических тел
План темы:
Образовательные
- Расширить знания о рисунке натюрморта из бытовых предметов .
2. Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.
3. Формировать умение последовательной работы над графическим натюрмортом из предметов быта с натуры.
4. Формировать пространственное мышление
Развивающие
1. Развивать умение анализировать форму бытовых предметов.
2. Развивать навыки рисования от общего к частному.
3. Осваивать законы изобразительной грамоты по изображению бытовых предметов.
Воспитывающие
Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость, художественный вкус.
Основные понятия и категории:
Натюрморт, основы композиции, предварительный анализ, композиционное размещение, пропорции, конструктивный анализ, выявление объема предметов, детальная проработка формы, синтез, драпировка.
2 семестр
Тема 5. Рисование складок ткани.
План темы:
Образовательные
- Расширить знания о рисунке складок тканей.
2. Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.
3. Формировать умение последовательной работы над складками ткани с натуры.
4. Формировать пространственное мышление
Развивающие
1. Развивать умение анализировать форму складок ткани.
2. Развивать навыки рисования от общего к частному.
3. Осваивать законы изобразительной грамоты в изображении складок ткани.
Воспитывающие
Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость, художественный вкус.
Основные понятия и категории
Конструкция складок, движение складок, глаз складки, закон складок, основы композиции, предварительный анализ, композиционное размещение, пропорции, конструктивный анализ, выявление объема складок, детальная проработка складок, драпировка.
Тема 6. Натюрморт из трёх-четырёх предметов быта
План темы:
Образовательные
- Расширить знания о рисунке предметов быта.
2. Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.
3. Формировать умение последовательной работы над предметами быта с натуры.
4. Формировать пространственное мышление
Развивающие
1. Развивать умение анализировать форму предметов быта.
2. Развивать навыки рисования от общего через детальное изучение предметов быта к цельному выражению.
3. Осваивать законы изобразительной грамоты в изображении предметов быта.
Воспитывающие
Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость, художественный вкус.
Основные понятия и категории
Бытовые предметы, простые и ясные по форме и конструкции, наиболее близки в своей основе к простым геометрическим телам. Основы композиции, перспектива, предварительный анализ форм, композиционное размещение, пропорции, конструктивный анализ, выявление объема светотенью, тональная проработка формы.
Тема 7. Натюрморт из предметов быта с драпировкой (использовать мягкий материал: уголь, сангину, соус).
План темы:
Образовательные
- Расширить знания о рисунке предметов быта с драпировкой.
2. Совершенствовать знания о композиционном решении изображения на плоскости.
3. Формировать умение последовательной работы над предметами быта с драпировкой с натуры.
4. Формировать пространственное мышление, целостность восприятия, целостное изображение
Развивающие
1. Развивать умение анализировать форму предметов быта и форму складок драпировки.
2. Развивать навыки рисования от общего через детальное изучение предметов быта и драпировки к цельному выражению.
3. Осваивать законы изобразительной грамоты в изображении предметов быта и драпировки.
Воспитывающие
Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость, художественный вкус.
Основные понятия и категории
Основы композиции, перспектива, предварительный анализ форм, композиционное размещение, пропорции, конструктивный анализ, выявление объема светотенью, тональная проработка формы, драпировка.
Тема 8. Сложный натюрморт с драпировкой и предметами из разных материалов.
План темы:
Образовательные
- Расширить знания о рисунке сложного натюрморта с драпировкой и предметами из разных материалов.
2. Совершенствовать знания о композиционном решении изображения на плоскости.
3. Формировать умение последовательной работы над сложным натюрмортом с натуры.
4. Формировать пространственное мышление, целостность восприятия, целостное изображение
Развивающие
1. Развивать умение анализировать форму предметов в натюрморте.
2. Развивать навыки рисования от общего через детальное изучение натюрморта к цельному выражению.
3. Осваивать законы изобразительной грамоты в изображении рисунка натюрморта.
Воспитывающие
Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость, художественный вкус.
Основные понятия и категории
Основы композиции, перспектива, анализ форм, композиционное размещение, пропорции, конструктивный анализ, выявление объема светотенью, тональная проработка форм, драпировка.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материалы для текущего внутрисеместрового контроля представляют собой оценивание преподавателем самостоятельных (внеаудиторных работ студентов (набросков, зарисовок), краткосрочные (4-8 часов) задания, промежуточные просмотры работ (по факту выполнения)).
Итоговым контролем дисциплины является межсеместровый просмотр, предусмотренный учебным планом и рабочей программой курса, по результатам которого выставляется итоговая оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «не зачтено»).
«отлично» - работы выполнены в полном объеме по программе, соответствуют высокому уровню исполнения по технике рисунка, композиции, живописи и разнообразию приемов и выразительных средств.
«хорошо» - работы выполнены в полном объеме по программе, соответствуют хорошему уровню исполнения в технике рисунка, композиции, живописи.
«удовлетворительно» - работы выполнены на 70% объема по программе, соответствуют удовлетворительному исполнению в технике рисунок, живописи и композиции.
.«неудовлетворительно» - работы не выполнены на 50% по программе, не соответствуют требованиям по освоению техники рисунка и композиции и живописи.
Глоссарий
Абрис – линейные сочетания изображаемой фигуры, ее контуры.
Акцент – прием подчеркивания цветом, светом, линией и т.п. какой-нибудь детали, предмета, на которые нужно обратить внимание.
Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных. Анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение.
Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик меняет свое местоположение на форме предмета.
Воздушная перспектива – изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя вследствие увеличения световоздушного пространства между наблюдателем и предметом.
Графика – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок и различные виды гравюр.
Гризайль – техника исполнения и произведение, выполненное кистью одной краской (преимущественно черной или коричневой); изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты)– однотонная монохромная живопись.
Детализация – тщательная проработка деталей изображения. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник и его творческой манеры, степень детализации может быть различной.
Деталь – элемент, подробность, уточняющая характеристику, менее значительная часть произведения, фрагмент.
Законченность – стадия в работе над произведением, когда достигнута полнота воплощения творческого замысла, или в более узком смысле, когда выполнена определенная изобразительная задача.
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска, исполнение зарисовки может быть очень детализированным.
Композиция – структура произведения, согласованность его частей, отвечающая содержанию, поиски путей и средств создания художественного образа, наилучшего воплощения замысла художника. Работа над композицией идет от первоначального замысла, общей его «завязки» в пластически-зримых формах до завершения произведения. При этом на основе избранной темы художник ведет разработку сюжета. К композиционному построению относится размещение изображения в пространстве или на картинной плоскости в соответствующих замыслу размере, формате и материалах. Сюда входят: выяснение центра узла композиции и подчинение ему более второстепенных частей произведения, соединение отдельных его частей в гармоническом единстве, группировка и соподчинение их с целью достичь выразительности и пластической целостности изображения. При этом выделяются контрасты и ритмическое расположение основных масс и силуэтов в картине. В композиционном решении произведения большое значение имеет выбор точки зрения на изображаемое. При работе с натуры к композиции относятся и поиски мотива для изображения, подбор и расстановка предметов и постановка живой модели. Работа над композицией включает также перспективные построения изображения, согласование масштабов и пропорций, тональное и цветовое решение произведения.
Конструкция – в изобразительном искусстве сущность, характерная особенность строения любой формы в натуре и в изображении, предполагающая взаимосвязь частей в целом и их соотношении.
Контур – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии. Лессировка – художественный прием в живописи, в котором используется прозрачность красок. Лессировки применяются в живописи для придания цвету новых оттенков, иногда для создания нового (прозрачного) цвета, а также для усиления или приглушения интенсивности цвета. Лессировка широко распространена в акварельной живописи.
Набросок – быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщенностью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре. Набросок часто имеет самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные наброски для картины.
Натура (в изобразительном искусстве) – объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.д.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В выборе натуры и ее интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая задача. Непосредственно с натуры выполняются этюды, наброски, зарисовки, часто – портрет, пейзаж, натюрморт.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающего человека мира вещей, композиционно организованных в одну группу. Кроме неодушевленных предметов в натюрморте могут изображаться объекты природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещи (рыба на столе, цветы в вазе и т.д.).
Нюанс – очень тонкий оттенок или очень легкий переход от света к тени и т.п. Образ – форма отражения явлений действительности в искусстве, форма художественного воспроизведения действительности. В изобразительном искусстве образ является чувственно-конкретным, наглядным выражением идеи.
Перспектива – кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии; наука, исследующая особенности и закономерности восприятия человеческим глазом форм, находящихся в пространстве, и устанавливающая законы изображения этих форм на плоскости. Использование законов перспективы помогает изображать предметы такими, какими мы их видим в реальном пространстве. Перспектива линейная определяет оптические искажения форм предметов, их размеров и пропорций, вызываемые их перспективным сокращением. В художественной практике распространена так называемая перспективная наблюдательность, т.е. изображение «на глаз» всевозможных форм предметов. Перспектива воздушная определяет изменение цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя вследствие увеличения световоздушной прослойки между наблюдателем и предметом. Планы пространственные – при наблюдении натуры условно разделенные участки пространства, находящиеся на разном расстоянии от наблюдателя, части картины, различные по степени удаленности в глубину изображаемого в ней пространства. Обычно различают несколько планов: первый, второй, третий или передний, средний и дальний. Их количество может быть различным и зависит от объекта, который изображают, и от творческого замысла.
Полутон – тон, переходный между двумя соседними малоконтрастными тонами в освещенной части предмета; в произведениях искусства – средство выразительности художественного образа. Использование полутона способствует большей тонкости моделировки форм, большей мягкости переходов тона в тон. Портрет – жанр изобразительного искусства, а также произведение, посвященное изображению определенного человека или нескольких людей (парный, групповой портрет и т.д.).
Пропорция – мера частей, соотношение размеров частей друг к другу и к целому. В изобразительном искусстве пропорции многообразны. Художник имеет дело с различными видами произведений. К нему относятся нахождение соответствующего формата плоскости листа, соотношение размеров изображений к фону, отношение масс, группировок, форм друг к другу и т.д.
Реализм (в искусстве) – правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, соцреализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.
Рефлекс – в живописи оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые рефлексы возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов; в рисунке отражение света от поверхности одного предмета в затененной части другого.
Рисунок – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органичным использованием разных цветов.
Свет – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства этот термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.
Светотень – градация светлого и темного, соотношение света на форме. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения. Благодаря светотени зрительно воспринимаются и передаются в произведении пластические особенности натуры. В натуре характер светотени зависит от особенностей формы и материала предмета. В произведениях искусства светотень подчиняется общему тональному решению. Градация светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.
Силуэт – теневой профиль, очертание, абрис предмета, одноцветное плоскостное изображение предмета или человека (темное на светлом фоне, светлое на темном фоне), нарисованное или вырезанное из бумаги или другого материала. В произведениях искусства – вид фигур или предметов, при котором их форма воспринимается без деталей и резко выраженной объемности или выглядит совсем плоской. Так, силуэтность приобретает фигура, поставленная против света. Силуэтом называются также все профильные темные изображения в графике.
Симметрия – такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним. Подобная композиция чаще всего встречается в декоративно-прикладном искусстве. Нарушение симметрического строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии, называется асимметрией.
Техника (в искусстве) – совокупность специальных навыков и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Умение пользоваться художественными возможностями материала и инструментами, которые применяются для передачи вещественности предметов, объемной формы. Технические средства искусства не остаются нейтральными по отношению к содержанию, а подчинены идейно-художественному замыслу произведения.
Тоновое изображение – изображение с различными тоновыми переходами от света к тени, т.е. с участками, имеющими разную силу тона. Типичным примером тонового изображения является масляный или акварельный рисунок одним цветом (гризайль), а также рисунок карандашом, выполненный приемом тушевки.
Тоновые отношения – градация светотени на объемной форме и передача пропорциональных натуре тональных отношений между окраской предметов обеспечивают правдивую объемную моделировку формы, материальность, пространственную глубину и состояние освещенности изображаемых предметов. Фактура – характерные особенности материала. поверхности предметов в натуре и их изображение в произведениях искусств; особенности обработки материала, в котором выполнено произведение, а также характерные качества этого материала. Фактура произведения во многом зависит от свойств используемого художником материала, от особенностей натуры, которую он изображает, а также от поставленной задачи и манеры исполнения. Фактура является одним из художественных средств, способствующих эмоциональному воздействию произведения.
Фиксаж – закрепление рисунка специальными составами для придания ему лучшей сохранности.
Фон (в натуре и в произведениях искусства) – любая среда, находящаяся за объектом, расположенным ближе, задний план изображения. В произведениях изобразительного искусства фон может быть нейтральным, лишенным изображений или включать изображение (изобразительный фон).
Форма – внешний вид, очертание, в изобразительном искусстве> – объемно-пластические особенности предмета, во всех видах искусства – художественные средства, служащие для создания образа, для раскрытия содержания произведения. В творческом процессе находят форму, наиболее соответствующую замыслу. В любом из видов искусства форма в значительной степени определяет художественные достоинства произведения. В изобразительном искусстве художественная форма – композиционная построенность, единство средств и приемов. реализованных в художественном материале и воплощающих идейно-художественный замысел.
Формат – форма плоскости, на которой выполняется изображение (прямоугольная, овальная, круглая – рондо и т.д.). Она обусловлена его общими очертаниями и отношением высоты к ширине. Выбор формы зависит от содержания и настроения, выраженного в произведении. Формат картины всегда должен соответствовать композиции изображения. Он имеет существенное значение для образного строя произведения.
Целостность – необходимое важнейшее качество произведения искусства, способствующее его большей художественной и образной выразительности. Целостность изображения заключается в соответствии разных его частей друг другу, в подчинении частного – общему, второстепенного – главному, частей (деталей) – целому, а также в единстве приемов исполнения.
Целостность изображения – результат работы с натуры методом отношений (сравнений) при целостном видении натуры, в результате чего художник избавляется от таких недостатков рисунка или этюда, как дробность и пестрота.
Штрих – одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет собой линию, проведенную одним движением руки. Приемы работы штрихом разнообразны. Используются штрихи разной длины, силы и частоты, положенные в различных направлениях. При этом в зависимости от характера работы штрихи могут выглядеть как отдельные линии или сливаться в сплошное пятно.
Эскиз – подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла. Эскиз может быть выполнен в различной технике. В процессе работы над картиной, скульптурой и т.д. художник обычно создает несколько эскизов. Наиболее удачные, с его точки зрения, он использует в дальнейшем, развивая и дополняя ранее найденное решение.
Эскизность – быстрота исполнения и значительная обобщенность деталей изображения. Она может быть продиктована художественным замыслом, но может проявляться и как недостаток произведения. В этом случае под эскизностью понимают недостаточную четкость в передаче содержания, в выражении идейно-художественного замысла картины, небрежность исполнения в создании произведений. С помощью этюда художник конкретизирует замысел произведения, первоначально более обобщенно переданный, прорабатывает детали и т.д.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Беляева, С.Е. Спецрисунок и художественная графика [Текст]: учеб. для нач. проф.образования / 2-е изд., испр. М.: Академия, 2011.
2. Нестеров, С. А. Академический рисунок [Текст] : учеб. пособие / С. А. Нестеров ;
4. Стародуб, К. И. Рисунок и живопись. От реалистического изображения к условностилизованному [Текст] : учеб. пособие для спец. "Дизайн архитектур. среды", "Архитектура", "Декор.-прикл. искусство", "Дизайн", "Искусство интерьера", "Худож.проектир. костюма" / К. И. Стародуб, Н. А. Евдокимова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2011. –
Дополнительная литература:
5. Алехин, А.И., Киселев, В.Я. Линейно-конструктивный рисунок группы геометрических тел и бытовых предметов [Текст]:- Тольятти: ПТИС, 2001.
8. Беляева, С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования [Текст]: учеб. для нач. проф. образования / 2-е изд., испр. М.: Академия, 2010.
9. Барчаи, Е. Анатомия для художников [Текст]: Будапешт: Корвина, 2006.
10. Додсон, Берт. Ключи к искусству рисунка [Текст]: Минск: Попурри 1999.
11. Клебер, Георг. Полный курс рисунка обнаженной натуры [Текст]: М.: Внешсигма, 2000.
12. Ли, Н.Г. Основы учебного академического рисунка [Текст]: Эксмо, 2008.
13. Ли, Н.Г. Голова человека: Основы учебного академического рисунка [Текст]: учебное издание – М.: Эксмо, 2008.
14. Рид, Уолт. Фигура [Текст]: Минск, Попурри, 2000.
15. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок [Текст]: М.: Просвещение, 1995.
7. Школа изобразительного искусства [Текст]: Вып. 1-10. М.:, 2000-2005.
16. Одноралов, Н.В. Материалы в изобразительном искусстве [Текст]: М., 2004.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
www.iskusstvo.ru www.graphic.org.ru Для практических занятий и самостоятельной работы студентов:
- технологии Internet для поиска материала и выполнения индивидуальных работ и работ по заданию преподавателя;
- Outlook Express или любая другая почтовая программа для реализации электронных консультаций с преподавателем в режиме on-line;
- Microsoft Word для оформления индивидуальных творческих заданий преподавателя; оформления индивидуальных работ и самостоятельных работ;
- Microsoft Power Point для визуализации результатов выполнения студентами индивидуальных и самостоятельных заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Экономика отрасли"
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика отрасли» для специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» предназначен для студентов заочного обучен...
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Экологические основы природопользования"
УМК по дисциплине "Экологические основы природопользования" предназначен для изучения по специальностям "Ветеринария", "Обработка биоресурсов", "Земельно-имущественные отношения"...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины "Иностранный язык" для подготовки по специальности СПО 260807"Технология продукции общественного питания"
Учебно -методический комплекс учебной дисциплины" Иностранный язык" предназначен для подготовки студентов 2-4 курса по специальности СПО "Технология продукции общественного питания" к самостоятельным ...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины "Иностранный язык" для подготовки по специальности СПО 260807"Технология продукции общественного питания"
Учебно -методический комплекс учебной дисциплины" Иностранный язык" предназначен для подготовки студентов 2-4 курса по специальности СПО "Технология продукции общественного питания" к самостоятельным ...
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Прикладная электроника
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Прикладная электроника...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ УП.01. 01. «Пленэр (учебная практика)» основной профессиональной образовательной программы по специальности
Учебно-методический комплекс по учебной практике пленэр, которая является частью Основной профессиональной образовательной программы ФГБУ СПО СКУД по специальности 54.02. Декоративно-прикладное искусс...
Учебно-методическое пособие по дисциплине Инженерная графика по теме "Технический рисунок геометрических тел и деталей"
Учебно-методическое пособие (лекционный материал, оценочные средства) разработаны для стуентов учреждений СПО по швейныи профессиям и специальностям по Теме "Технический рисунок геометрических те...