Разработчик – Рощина Наталия Ивановна
2015г
- Обоснование
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного и духовно-нравственного развития ребенка, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы, т.к. пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Сегодня, как никогда важно, воспитание у детей чувства любви к Отечеству, его истории, культуре и языку. Обращение к человеческой душе, нравственности, чистоте и порядочности играет важную роль при формировании личности ребенка. Я считаю, что образование - не просто обучение детей, а среда для их полноценного развития, способная обеспечивать духовно – нравственное воспитание через интеграцию аудиторной и внеурочной деятельности обучающихся, обеспечивающей достижение новых образовательных результатов. Духовно-нравственное воспитание становится возможным благодаря воспитательной деятельности преподавателя, а также семьи, друзей, ближайшего окружения, и общественности. В данной программе отражены основные цели, задачи и план мероприятий обеспечивающих внеурочную деятельность преподавателя на 2014-2015 учебный год. - Паспорт программы
Основополагающие документы для принятия решения о разработке программы: - Закон «Об образовании» Российской Федерации; - Проект Концепции развития детских школ искусств в Российской Федерации;
Цель программы: - воспитание нравственных чувств и этического сознания, художественного вкуса.
Задачи программы: воспитать: - представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; -неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; - способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; - уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; привить: - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. -нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
Направления воспитательной деятельности: воспитание: - гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, доверие к людям), - нравственных чувств и этического сознания (ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность, представление о духовной культуре и светской этике), - трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость), - ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) (ценности: родная земля, заповедная природа, экологическое сознание), - ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях(ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие.), - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни(ценности: уважение родителей, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое).
Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно- нравственного развития и воспитания личности обучающегося. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. У обучающихся в основном преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В школьном возрасте выраженаориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение ребенка со сверстниками, родителями (законными представителями), преподавателем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Обучающийся включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности ребенка.
Виды внеучебной деятельности: - игровая деятельность; -познавательная деятельность; - проблемно-ценностное общение; - досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
Формы внеурочной работы: -классные часы, -концерты, -беседы-концерты, - праздники.
Сроки и этапы реализации программы. Программа рассчитана на 2014-2015 учебный год
Разработчик и исполнитель программы: Рощина Н.И. преподаватель отделения хореографии МБУ ДО «Детская школа искусств №7 г. Смоленска»
Система организации контроля исполнения программы. Отчет о ходе реализации программы рассматривается на педагогическом совете школы.
- Планируемые результаты и предварительная оценка эффективности реализации Программы
планируются следующие воспитательные результаты: - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, - ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению; - об этнических традициях и культурном состоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - опыт постижения ценностей национальной истории и культуры; - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - опыт социальной и межкультурной коммуникации; - начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: - начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; - способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков - уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: - ценностное и творческое отношение к учебному труду; - навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; - осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; - опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; - потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; - мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического исоциально- психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; - личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): -ценностное отношение к природе; - опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе, нормах экологической этики; - личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): - умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; - представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры, - опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; - опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; - опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; - мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
4.План мероприятий на 2014-2015 учебный год
№ п/п |
Название мероприятия | Дата проведения |
| Праздничная линейка «1 сентября»
| 01.09.2014 г. |
| Тренинг «Правила поведения в классе хореографии» | 02.09.2014 г.
|
| Общешкольный концерт ко Дню учителя «От всей души» | 01.10.2014 г. |
| Праздничный концерт «Единство. Родина. Свобода» | 02.10.2014 г. |
| Праздничный концерт «С любовью к матери»
| 02.11.2014 г. | 6 | Утренник для учащихся «Новогодний бал» | 26.12.2014г. | 7 | Утренник для родителей и детей«8 марта» | 06.03.2015 г. | 8 | Самодеятельный концерт учащихся «Мир для нас» | 10.04.2015 г. |
|