Разработка блока уроков изобразительного искусства по воспитанию любви к родной земле в системе дополнительного образования
методическая разработка на тему
Уроки изобразительного искусства как никакие другие помогают учителю воспитывать детей в любви к людям, окружающему миру, в любви и преданности к своему Отечеству, то есть позволяют учителю воспитывать патриотов своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lyubvi_k_rodnoy_zemle.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка блока уроков изобразительного искусства по воспитанию любви к родной земле в системе дополнительного образования
Процесс патриотического воспитания учащихся , а другими словами, - любви к родной земле,- средствами художественно-изобразительной деятельности предполагает, что организация воспитательной работы должна обеспечить высокий уровень сознания, активности учащихся в различных видах учебно-воспитательной деятельности, что становится возможным благодаря созданию необходимых педагогических условий.
Основой воспитания подростков должны стать педагогические условия:
гуманизация обучения, основана на постулате: каждая личность неповторима, каждый ребенок- маленький гений.
интеграция различных видов искусства: музыки, литературы, истории, краеведения, элементов театрализации, живописи, графики и т.д.
привлечение игровых технологий, интереса, как методов реализации педагогической свободы обучения.
Для наиболее эффективной воспитательной работы учитель на уроке использует следующие принципы обучения:
- научности (изучение новых жанров и видов изобразительного искусства, знакомство с новыми произведениями искусства и художниками);
- связи обучения с практикой (все новые знания и умения используем при рисовании);
- систематичности (все планируется, выделяется главное- второстепенное);
- доступности (от простого к сложному, от близкого к далёкому)
- наглядности;
- сознательности и активности учащихся.
Деятельность учителя осуществляется по основным дидактическим принципам педагогики: учитывать возрастные, индивидуальные особенности ребенка.
В качестве средств изобразительного искусства можно использовать виды, жанры искусства, творческие приемы отражения действительности, которые включают такие формы как гармония, пропорции, ритм, метафора, композиция, коллаж и др., которые развивают учеников и решают нужные воспитательные задачи.
В данном блоке уроков изобразительного искусства предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, слушание музыки, работа над устным рассказом, роспись глиняных игрушек, изготовление батика, посещение выставок, музеев, проведение уроков на пленэре, чтобы детям все уроки были интересны. Важно на уроках организовывать коллективную деятельность: выпуск стенных газет к праздникам и интересным событиям, создание панно после изучения новой темы и т.д. Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее, оценивая действия и поступки друг друга. При подготовке праздников, конкурсов, других мероприятий застенчивые робкие дети преображаются в раскрепощенных, инициативных. Педагогу необходимо создать благоприятный психологический климат в классе, способствующий раскрепощению ребят.
Если будут определены ближние и дальние цели, на занятиях будет создана ситуация творческого поиска и мотивов, деятельность детей будет продуктивной. Эффективнее будут развиваться такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения.
Уроки изобразительного искусства как никакие другие помогают учителю воспитывать детей в любви к людям, окружающему миру, в любви и преданности к своему Отечеству, то есть позволяют учителю воспитывать патриотов своей страны.
Уроки искусства будут наиболее эффективны, если учитель хорошо подготовится к уроку, продумает каждую составляющую урок часть, подберёт научные материалы, наглядные пособия - репродукции, музыку, стихи, и, подготовленный, проведёт урок на одном дыхании. И дети будут удивлены и счастливы от соприкосновения с прекрасным, и всегда будут приходить на занятия, с интересом ожидая новую встречу с искусством. О таком идеале мечтает учитель и ученик. Давайте будем так работать, чтобы все мечтания воплотились в жизнь. Я постаралась разработать систему уроков, чтобы дети как можно больше узнали об искусстве Тверской области, о художниках из разных городов Тверской области, о народных промыслах уже утраченных – и погрустили, или ещё существующих,- и порадовались. Я бы хотела, чтобы ученики погрузились в прошлые времена и научились уважать старых мастеров и их произведения. Пусть познакомятся и с современным искусством - например, искусством росписи по ткани, и удивятся, сколько ещё нового и интересного впереди.
Блок уроков изобразительного искусства для 5 кл
№ п.п | Темы уроков | Кол-во часов |
1. | Беседа о любви к Родине, к своей Тверской земле, о мастерах нашего края. Вводный урок, который знакомит учащихся с Тверской областью, с её географическим положением, с большими и маленькими городами. Вспоминаем людей, которые прославились в истории, которые защищали наши города во время войн, благодаря кому мы живём. | 1ч |
2. | Тверские художники. Н.Дочкин. В. Шумилов. Е. Зверьков. Пейзажи этих художников прославляют красоту нашего тихого края в разных состояниях, в разные времена года. Попробуем и мы нарисовать неброскую нашу природу, близкую сердцу и душе | 2ч |
3. | Знакомимся с Тверским художественным училищем. Художники- преподаватели и их творчество. М. Маршумов, В.Воеводина. Урок содержит элементы профориентации | 1ч |
4. | Урок, посвящённый Тверской матрёшке и игрушке. Знакомимся с мастерами фабрики игрушек. Рисуем матрёшку, такую же скромную, как и наша природа. Придумываем эскиз деревянной игрушки, применяя воображение и реализуя свои желания. | 2ч |
5. | Г. Торжок. Золотное шитьё. Удивительны по красоте изделия Торжокских мастериц- сумочки, косметички, очечники, пояса, перчатки. Попробуем шить кистью и золотой краской. | 2ч |
6. | Торжокская глиняная свистулька. Изучаем узоры и технологию изготовления. Слепим из глины, высушим, обожжем, и распишем! Чтобы всё тепло нашей души согрело глиняную птичку. Сделаем так, чтоб засвистела! | 3ч |
7. | Бежецкие старинные вышивки. Вот это мастерицы! Древние символы солнца, коня, птицы, женщины рассказывают о любви к миру. Рисуем в графической технике тушью и пером. | 2ч |
8. | Г.Лихославль. Глиняная посуда. Удобно, красиво и дёшево. Открылся цех по производству плошек, горшков, ваз, кувшинов на основе старого промысла, существовавшего до войны. И узоры старинные, традиционные - точка-семечко, линия-земля, волна-вода. | 2ч |
9. | Калязинские кружева. Учитель принёс домашние полотенца с краями-кружевами, а, оказывается, у всех в семье есть такие кружева. Рассмотрим и будем беречь музейную уже красоту. И кистью можно тонко сплести растительный узор, вставить орнамент с животными и птицами. | 2ч |
10. | Конаковский фаянс. Расцвели пышными цветами чайники и чашки. Рисуем праздничный натюрморт. | 4ч |
11. | Экскурсия в музей. Здесь можно увидеть старинную посуду, предметы быта, узнать названия древних вещей. Хранитель музея приготовил сюрпризы ученикам. Выполняем коллективную работу "Дом- полная чаша" в технике пластилиновой живописи. | 3ч |
12. | Г. Андреаполь. Керамика. Придумывая невиданные формы, развиваем фантазию. И посуду, и глиняные игрушки составляем в натюрморт. | 2ч |
13. | Г. Максатиха. Художник В. Крючков. Посещение выставки. Повторяем жанры искусства: портрет, пейзаж, религиозный жанр. Задумаемся над смыслом картин, композиций. Создаём свою картину мира. | 2ч |
14. | Кесовогорские мастера. А вы не знали? Много творческих людей в нашем районе. По соседству живёт бабушка, которая плетёт кружево. А через дом –бывшая учительница вяжет платья и кофты изумительной работы. А на другой улице дедушка умеет делать корзины из бересты и прутьев. | 1ч |
15. | Беседа «Знаменитые художники на Удомельской земле». Рассказ о поездке в Удомлю. Известные на весь мир художники работали совсем недалеко от нас. Что их удивило в Тверских землях? Рисуем композицию с людьми. Повторяем бытовой жанр. | 4ч |
16. | Г.Вышний Волочёк. Стекло Красного Мая. Сульфидное и цветное стекло. Гордимся Кремлёвскими звёздами. Рисуем натюрморт из стеклянной посуды. | 3ч |
17. | Урок на пленэре. Наброски деревьев. Деревья, как живые. | 2ч |
18. | Г.Весьегонск. Художник Николай Угрюмов. Удивительные одухотворённые пейзажи. Попробуем и мы нарисовать пейзаж на состояние, проникнемся и почувствуем душой деревья, поля и травы. | 3ч |
19. | . «Осенний пейзаж». Эскиз по - сырому. Продумаем, как расположить все предметы по правилам композиции. Повторяем ритм, уравновешенность, главное - второстепенное. Не унывать, если всё растекается. | 2ч |
20. | Роспись ткани в технике свободный батик. Первая работа в технике батика -учимся быстро исправлять ошибки. Пейзаж в дымке. Добавляем изображения животных, птиц. | 2ч |
21. | Художник по ткани А.Бабаев. Обсуждаем репродукции росписи по ткани. Пробуем придумать абстракцию, пятна, линии, продумываем колорит. | 2ч |
22. | Урок. Как стилизовать деревья. Учимся и мечтаем о следующей работе. | 1ч |
23. | Эскиз осеннего пейзажа для росписи ткани. Роспись ткани в технике холодный батик. 2 урока – и мы мастера росписи по ткани. | 4ч |
Итого: | 52ч |
Данный блок уроков должен способствовать выработке мышления преемственности, уважения своего национального наследия и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, а также уважению и открытости к другим традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.
Разработанные мною уроки реализуются в системе дополнительного образования детей в Детской школе искусств.
Дополнительное образование детей - это образование за
рамками основного образования, которое позволяет учащемуся приобрести постоянную потребность в получении знаний и в приносящем удовлетворение творчестве, даёт как можно полнее реализовать себя, социально, профессионально, личностно самоопределиться.
В системе дополнительного образования создаются условия для свободного выбора ребёнком видов деятельности, для выявления его интересов, потребностей и способностей. Ученик может выбрать программу нужного профиля, время для её освоения, преподавателя. В программе есть возможность изменения темы, существуют большие, чем в общеобразовательной школе, возможности для специальных видов творчества.
Лучшим в педагогике дополнительного образования детей, отличной от общеобразовательного обучения, является личностно- ориентированный подход, что мотивирует ребёнка к творчеству, создаёт ситуацию успеха и признаёт право на ошибку, право на изменение своей возможности в самоопределении.
Преподавание в системе дополнительного образования проходит с опорой на единство обучения, воспитания и развития, позволяет осуществлять воспитание без назидания, через творческую деятельность ребят, включенных в разнообразные занятия по интересам. И самое главное, можно осуществлять педагогику сотрудничества творческого учителя и ученика, другие современные технологии.
Государство принимает меры, направленные на повышение уровня дополнительного образования, создаёт условия для достижения современного качества образования - разрабатывает программы, проводит конкурсы программ. Нацеливает на интеграцию основного и дополнительного образования, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Создаются максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности воспитания в системе дополнительного образования
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации...
Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.
Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э...
Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
laquo;Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа!&raqu...
«Разнообразие изобразительных техник и материалов, как средство развития художественной одарённости, в системе дополнительного образования»
В этой статье рассматриваются основные виды необычных техник изображения и материалов. Например: акварель по-сырому, с последующим отпечатком плёнкой или процарапыванием пластиковой картой, тра...
Технологическая карта урока Изобразительное искусство по теме "Богатыри земли русской"
Мотивация учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русской живописи, понимание значимости предмета «Изобразительное искусство», выражение своих мыслей с д...
Методическая разработка по Истории изобразительного искусства по теме :Первобытное искусство
Для профессии Технология парикмахнрского искусства...