классный час "На стыке двух дорог".
классный час на тему
основная цель классного часа-уважение к историческим ценностям, повышение уровня знаний об истории родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
и стория села Дебёсы УР | 741.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Удмуртской Республики
«Дебёсский политехникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ДРУЖБЫ
по внеурочной деятельности
Тема классного часа:
«На стыке двух дорог».
Выполнил: Агафонова Н.В.
воспитатель общежития№1
БПОУ УР «Дебёсский политехникум».
Дебёсы,2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Пояснительная записка
- Сценарий
- Список используемой литературы
- Приложение-презентация мероприятия
Введение
В нашем политехникуме разрабатывается цикл классных часов по ознакомлению с историей села Дебёсы. Это делается для того, чтобы наше поколение знало и гордилось своей малой Родиной.
В наш политехникум приезжают учиться не только жители Удмуртии, но и из соседних регионов.
В самом начале, вновь поступивших, знакомят с историей «Дебёсского педучилища», а ныне « Дебёсского политехникума». Мы единственные в республике готовим учителей художественно-графического отделения.
В нашем учреждении работают много наших выпускников; династии педагогов, которыми мы очень гордимся.
Следующие этапы знакомства с историей села:
- Сибирский тракт;
- Гора Байгурезь;
- Корепанов-Камский и Дебёсы. Что общего? ;
- История христианства с посещением церкви села.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В конце19века в российских гимназиях ввели новый курс, который назвали «Родиноведение». Это время можно считать началом развития исторического краеведения.
Село Дебёсы, в том числе и Дебёсский район берёт своё начало в V веке нашей эры. Дебёсский район один из самых «удмуртских» районов Удмуртии. Тем не менее удмурты, живущие на территории Дебёс, считаются сильно обрусевшими. На это повлиял Сибирский тракт, по которому на протяжении всего 19 века в верховья реки Чепцы, где расположен Дебёсский район, шло активное переселение русских крестьян как со стороны Казани и Вятки(запад), так и со стороны Перми(восток).
Так же в нашем селе соединяются две ветки Сибирского тракта, одна берёт начало в Москве, другая- в Санкт- Петербурге. Далее из Дебёс на Урал и в Сибирь ведёт только одна дорога.
.Довольно банальная мысль о том, что без прошлого нет будущего, приобретает совершенно новое звучание, когда мы начинаем знакомиться с историей того места, где родился, где жили твои предки и будут жить твои дети и внуки.
Классный час «На стыке двух дорог»
Цель:
- привлечение внимания к истории родного края и сохранению культурного наследия.
Задачи:
- знакомство с историей Сибирского тракта, в частности на территории Удмуртии, села Дебёс.
- воспитание патриотизма, любви к своему родному краю, уважению к своему народу, к его прошлому и настоящему.
Оборудование и наглядность:
Мультимедийные технологии- слайды, которые демонстрируются на экране в ходе всего мероприятия, экран, проектор.
Ход мероприятия:
Мы все живём с вами в России, а в частности в Удмуртии, в селе Дебёсы.
Валентин Кузнецов
«Мое село- моя столица детства»
Мое село- моя столица детства,
Зелёный храм берёз, акаций, лип…
Росло селенье на семи ветрах.
Но чёрной лентой по селу удмуртов
Пролёг в Сибирь почтовый тракт.
С протяжной болью зазвучали песни,
Хоть были люди в помыслах светлы.
Почтовый тракт с вестями вместе
Нёс каторжные кандалы.
Всё испытало милое селенье
За юность древнюю свою:
За юность древнюю свою:
Гоненья, муки, ссылки, притесненья,
Кровавую и мирную зарю.
Слайд №1
Титульный лист.
Слайд №2
Эмблема Дебес.
Вы уже наверно догадались, что сегодня я вам расскажу о Сибирском тракте и о том как он повлиял на судьбу села.
Слайд №3
Сибирский тракт или Государева дорога- старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая. Протяженность пути, по одним подсчётам 8332 версты, по другим- 8839 вёрст(1 верста-1,0668км).
Строительство дороги берёт своё начало в 1689 году, когда был издан царский указ о благоустройстве пути, соединяющего Москву с Сибирью. Однако указ оставался на бумаге 40 лет, и только в 1730 году началось строительство новой дороги, которую назвали «Сибирский тракт». Работы велись до середины 19 века.
Екатерина II вела инженерные работы по Сибирской дороге: ставились верстовые столбы, возводились мосты, строились почтовые станции и избы для ямщиков, где находился запас продовольствия, фураж для лошадей, всё необходимое для ямской гоньбы.
Слайд №4
В 1783году Екатерина II утвердила Сенатский указ о трактовом сообщении особой почтовой дорогой Санкт- Петербурга с Вяткой, Пермью и Сибирью напрямую, а не через Москву(на это ушло 14 лет).
Слайд №5
Так образовались две ветви Сибирского тракта, которые сходились в центре села Дебёсы.
Государева дорога или Сибирский тракт по Удмуртии проходил по 8 районам: Яр, Глазов, Балезино, Кез, Дебёсы, Игра, Селты, Сюмси.
Слайд №6
Движение через Дебёсы было оживлённо, потому что крупные селения на тракте становились центрами местной базарной и ярмарочной торговлями.
Дебёсские крестьяне торговали льном, хлебом, кожей, салом. В село Дебёсы привозили свои сельскохозяйственные продукты из 13 волостей. Дебёсский край богат не только сельскохозяйственной продукцией, но и лесом и каменным углем и известняком.
Слайд №7
На сегодняшний день, в месте соединения двух веток Сибирского тракта, находятся: верстовой столб и вывеска с надписью.
Слайд №8
В 1817году Указом Императора Александра I предписывалось, в местах расположения почтовых станций учредить этапы для днёвок и ночёвок арестантов с постройкой специальных тюремных зданий. Возле этих зданий стояли полосатые будки для охранников.
В Дебёсах строительство такой тюрьмы закончили в 1822году. Вспоминается поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
Не ригой, не амбарами,
Не кабаком, не мельницей.
Как часто на Руси,
Село кончалось низеньким
Бревенчатым строением
С железными решетками
В окошках небольших.
Слайд №9
По сибирскому тракту отправляли неугодных в далёкую Сибирь в ссылку, на каторгу или поселение, а так же писателей- революционеров.
Слайд №10
Через Дебёсы дважды проследовал А.И.Герцен- в ссылку, в первый раз в Пермь, а второй- из Перми в Вятку.
В апреле 1848года « за написание непозволительных книжек» был арестован М.Е.Салтыков.суд был скорый, и спустя всего лишь 6 дней жандармская тройка уносила опального сочинителя в далёкую провинциальную Вятку. Восемь лет жизни в Вятской губернии сделали его известным сатириком Салтыковом- Щедриным.
Ф.М.Достоевский тоже побывал проездом в Дебёсах- хотя бы для того, чтобы переменили жандармы лошадей. Фёдор Михайлович вспоминал, что «промерзал до сердца». Арестованные ещё весной, одетые легко, они коченели на рождественских морозах.
Информация без слайдаА ещё , рассказывают, жил в Дебёсах дед МокейМатвеич. Сидя на завалинке, любил рассказывать байки о дебёсской старине. Любимый его рассказ- как везли на каторгу революционера, и вез его уроженец этих мест, а революционер тот был Черныш по прозванию и расспрашивал о житье мужицком. И говорил Черныш, что вся беда от темноты мужицкой, что народу грамота нужна. А после того собрались мужики и решили миром школу открыть. Само собой предание это о проследовавшем по этапу Н.Г.Чернышевском.
Видала дорога и курьёзы. В 1845году по приказу Николая I из Петербурга в Пекин были отправлены в подарок астрономические приборы, изразцовые печи весом до 30 пудов, зеркало небывалых размеров. Несли зеркало на руках . На дорогу ушло 25 месяцев.
Слайд №11
В 1817году. Указом Александра I были утверждены правила об устройстве почтовых трактов. Под дорогу отводилась полоса шириной в 30 саженей( около 60 метров). По обе стороны проезжей части сажали берёзовые аллеи, состоящие из двух рядов посадки, для защиты дорог от снежных заносов в зимнее время. В Дебёсском районе небольшие участки придорожных берёзовых аллей сохранились и по сей день.
Садить вдоль дороги березы было решено по нескольким причинам. Во-первых, береза распространена очень широко на европейской части страны, недаром она – символ России. Во-вторых, белая кора берез служила хорошим ориентиром в ночное время, ее было легче различать путникам.
Кроме этого, в деревнях, стоявших недалеко от тракта, за каждым двором был закреплен участок дороги, вдоль которого крестьяне должны были садить березки и ухаживать за ними. Если случалось, что деревце погибало или было сломано, то за этим следовало наказание от властей: хозяина двора ждали плети. Крестьяне должны были высаживать на месте погибших деревьев новые.
Слайд №12
В 1991 г. в селе Дебёсы открылся уникальный комплекс. Это музей истории Сибирского тракта. Его основная цель заключается в сохранении памяти о главной дороге между Москвой и Китаем, которая в 18-19 вв. являлась основным почтовым, торговым и кандальным путем России. Располагается музей в здании, построенном в 1911 г. купцом второй гильдии Муртазой бай Мулюковым. В прежние времена это была казарма нижних чинов, находившаяся неподалеку от тюрьмы-этапа, где содержались заключенные между пересылками. Здание музея находится под охраной государства.
Слайд №13
Наш музей старается, через экспонаты, воссоздать и показать историю великого кандального пути. В фондах музея хранится 3538 экспонатов, из них 3200 входят в основной фонд музея.
Информация без слайда. Со временем функциональная роль Сибирского тракта ограничилось с появлением пароходного движения(1840-е годы) и проложением железнодорожных путей транссибирской магистрали(1870-1880г.г.).изобретение телеграфа ослабило значение почтовых станций(1868г).
Арестантов на каторгу и ссылку стали отправлять по железной дороге. Этапные тюрьмы закрыли. Сибирский тракт разделился на ряд дорог, имевших уже региональное значение.
Слайд №14
Основные даты в истории Сибирского тракта на территории Дебёсского района:
1682 год – из Казани и Вятки местные люди самовольно провели дороги, ведущие на Урал и далее.
1754 год – дорога, проходящая через Дебёсы в Сибирь, стала официально утверждённой. Всё движение из Москвы в Сибирь и обратно стало осуществляться через Дебёсы.
1797 год – Петербургско-Вологодский тракт (северная ветка Сибирского тракта) соединилась с Московско-Казанским трактом (южная ветка Сибирского тракта) в Дебёсах.
1822 год – в Дебёсах открылась конно-этапная тюрьма – самая большая на территории Удмуртии.
1896 год – закрытие пересыльной тюрьмы в Дебёсах после постройки железной дороги Котлас-Пермь. Тюремные здания переданы земской больнице
1991 год – в здании казармы нижних чинов открылся музей истории Сибирского тракта.
Слайд №15
Жители Дебёсского района и в часностисамих Дебёс помнят и чтут историю своей «малой родины». В месте, где соединяются две ветки Сибирского пути находится исторический камень- часовня, который был торжественно открыт в честь дня празднования 215летия соединения двух веток Сибирского тракта.
Летом 2016 года в селе Дебёсы проходил Международный фестиваль деревянной скульптуры, на котором умельцы из Алнашского района, узнав историю Сибирского тракта сделали для нас скульптуру, которая отображает историю дороги.
Слайд №16
Знакомство студентов с историей Сибирского тракта во время экскурсии по селу.
Слайд №17
Источники.
Слайд №18
Спасибо за внимание.
Использованная литература:
- «Любовь моя-дебёсская земля», составитель В.А.Перевозчикова
Ижевск «Удмуртия», 2002г.
- Павел Роготнев «Вот на пути село большое…» Ижевск, 1991г.
- Павел Роготнев «Дебёсский район на стыке дорог и времён» с. Дебёсы, 2007г.
- «Памятники Отечества» альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры №33.
- http://debesymuseum.ru/exposure/vehi/index.php
- http://debesymuseum.ru
- http://debesymuseum.ru/about/history/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа по теме «Уроки осторожности на дороге»
Тема воспитания культуры поведения на дороге актуальна в работе куратора группы СПО. Классный час, где предложена познавтельная информация,...
Классный час на тему: "Толерантность - дорога к миру"
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толера...
Открытый классный час "Дорога на Берлин"
Классный час...
Сценарий классного часа "Дорога к Победе"
Классный час посвященГеоргию Константиновичу Жукову – маршалу Советского Союза, день рождение которого отмечается в конце ноября..Цель данного мероприятия показать, что современная молодежь помн...
классный час "история железных дорог"
Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа в рамках профориентационных мероприятий для студентов 1-2 курса железнодорожных специальностей. Кроме профориентационной напр...
План конспект открытого урока по теме: Технология изготовления трубопроводов: подготовка стыков труб, правила наложения прихваток.
Данный материал урока предназначен для подготовки сварщиков....
Изоляция стыков труб магистрального газопровода в трассовых условиях
Презентация на тему: "Изоляции труб магистрального газопровода в трассовых условиях"....