Лекция - концерт "Ф.Шопен. Вальс-мечта"
учебно-методический материал на тему

Бабичева Елена Геннадьевна

Лекция - концерт "Ф. Шопен. ВАЛЬС – МЕЧТА" впервые проведена в марте 2015 года в «Лицее искусств». Подготовили: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУ ДО ШИ «Лицей искусств» г. о. Тольятти Бабичева Е.Г., преподаватель фортепиано Тольяттинского музыкального училища Гельд Л.А. Прозвучали произведения Ф. Шопена: Вальс до-диез минор № 7. Ор. 64 № 2, Вальс ре-бемоль мажор № 6. Ор. 64 № , Вальс си минор № 10. Op. 69 №  2, Этюд № 14 фа минор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon shopen_lektsiya-kontsert_tekst.zip2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Ф. Шопен

(1810 – 1849)

ВАЛЬС – МЕЧТА

(Лекция – концерт)

Программа:

1). Вальс до-диез минор № 7. Ор. 64 № 2

2). Вальс ре-бемоль мажор № 6. Ор. 64 № 1

3). Вальс си минор № 10. Op. 69 №  2

4). Этюд № 14 фа минор.

Ведущая: Бабичева Елена Геннадьевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУ ДО ШИ «Лицей искусств» г.о. Тольятти

Фортепиано: Гельд Лариса Анатольевна, преподаватель Тольяттинского музыкального училища.

Файл презентации:  ПрезентацияЛекция-концертШОПЕН,2015г..pptx.

Слайд № 1. Титульный Лист. «Ф. Шопен. Вальс - мечта».

Здравствуйте, уважаемые зрители! Сегодня Лариса Анатольевна будет играть для Вас музыку. Ф. Шопена. А назвали мы наш концерт «Вальс-мечта».

Слайд № 2 Фото Ф. Шопена.

Иногда Шопена сравнивают с Моцартом. Как и Амадей, Фредерик с самых юных лет был буквально помешан на музыке, любил играть на фортепиано, импровизировать.

Когда мальчик учился в начальной школе, он написал  музыкальную пьесу. Пьесу опубликовали, а данное событие было даже освещено в варшавской газете:  «Автор этого „Полонеза“ — ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это — настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей".

Шопен был не только талантливым музыкантом, он обладал незаурядными актерскими способностями, писал стихи, рисовал карикатуры. Но сегодня о вальсах.

Слайд № 3 

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.

(“Евгений Онегин” А.С. Пушкин)

К   жанру вальса Шопен обращался  на протяжении всей своей недолгой жизни (39 лет). Первый вальс написан в 1827 году, когда юному автору было семнадцать лет, а три последних вальса созданы в 1847 году, за два года до смерти композитора. Не все его вальсы дошли до нас, а из дошедших - не все напечатаны. Сам Шопен опубликовал только 8 своих вальсов, в полном собрании его сочинений - их 17. Это лирические миниатюры, которые рассказывают о переживаниях человеческой души. Они разные: есть мечтательные, лирические, а иным присуще вихревое, стремительное движение, полетность.

Слайд № 4 Вальсы Шопена разделяются на две основные группы. Одна из групп - полные огня и блеска виртуозные произведения, передающие атмосферу многолюдного праздничного бала. Пьесы другой группы навеяны поэтичными лирическими настроениями, связанными с этим танцем.

Вальсы Шопена чаще всего нетанцевальны,  это вальсы-поэмы.

Слайд № 5   Вальс № 6, ор.64 № 1. Посвящен графине Дельфине Потоцкой. (Дельфина Комар. Она была также чудо-ребенок, как и Шопен. В свои детские годы она прекрасно пела, писала и читала стихи.

Дельфина вышла замуж за графа Потоцкого, одного из богатейших и влиятельнейших людей Польши.)

В конце сентября 1831 г. (Шопену 21год)  Шопен прибыл в Париж. Здесь он встретил графиню Дельфину Потоцкую.  Женщина редкой красоты (ей 25 лет) и веселого нрава, одаренная разнообразием талантов, она хорошо играла

на фортепиано и прекрасно пела. Её музыкальный салон был самый модный  в Париже.

Слайд № 6    Ее пением был покорен не только Шопен, но и Гейне,  

                      Делакруа, Лист.
Шопен посвятил Дельфине Потоцкой  Шестой вальс (ре-бемоль мажор, ор. 64, № 1, 1846), так называемый «Вальс-минутка». Почему его так нарекли, никто не знает. Иные уверенно заявляют, что сочинение получило это название потому, что его можно исполнить ровно за одну минуту. Другие говорят,  будто наименование означает, что сей вальс — не «вальс», а «вальсик», коротенький, как минутка. Это  прелестная, очень изящная  миниатюра  с   непрерывным кружением и стремительной  полетностью.  Этот вальс, светлый и мажорный от первого до последнего звука, Шопен очень любил играть в своих концертах.

Звучит вальс № 6  ре-бемоль мажор, ор. 64, № 1,

Слайд № 7    Вальс  № 7, cis-moll, ор. 64 № 2.  Это произведение, завоевавшее чрезвычайную популярность, можно назвать вальсом-фантазией или вальсом-мечтой.  

Фридерик Шопен был обручен с дочерью польского магната Марией Водзиньской, сестрой лицейского друга. Эта девушка привлекала не только внешностью, она хорошо знала литературу, владела несколькими языками, писала стихи, неплохо пела. Но свадьба не состоялась, семья была против брака с пианистом, хоть и очень знаменитым. Шопен тяжело переживал этот разрыв. Однажды он собрал все письма Марии, присоединил к ним засохшую розу, когда-то ею подаренную, перевязал пакет и написал на нем: « Мое горе». А прекрасным памятником поэтической влюбленности Шопена стал его вальс, который назвали «прощальным вальсом Марии Водзиньской».

Это минорный вальс, очень грустный, как печальное признание, сделанное самому себе, но здесь есть и более светлый мажорный эпизод,  подобный воспоминанию о былой радостной надежде.

Еще звучит в моих ушах Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок, как трепетанье внешних крыл,

Как мир, который я открыл в смятенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне, как облако в голубизне,

Как родничок в траве, как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу с природою в родстве.

Звучит Вальс  № 7, до – диез  минор  ор. 64 № 2.  

Вальсы Шопена - концертные произведения, не предназначенные для сопровождения танцев. Тем не менее, на музыку Вальса до-диез минор теперь нередко ставятся балетные миниатюры - поэтичные лирические хореографические сценки, исполняемые балериной и танцовщиком. Переложение этой пьесы для оркестра А. К. Глазунов даже включил в балет «Шопениана».

Вальсы Шопена, подобно его этюдам, перерастают в концертные пьесы, вдохновенные и глубокие, изящные и блестящие, в которых мастерски использован весь арсенал современной техники и виртуозного пианизма.

Слайд № 8    Шопен. Этюд № 14 фа минор.

Шопен создал в фа-минорном этюде (ор. 25, № 2) музыкальный портрет Марии Водзиньской. В его воздушно-легких пассажах и непрерывном кружении, отчасти близком к вальсу, рисуется «поэтический образ чуть легкомысленной мечтательности и неглубокой грусти»

 (Ю. Кремлев).

Звучит  этюд № 14 фа минор.

Дама своего сердца Шопен посвящал свои произведения. А как все начиналось…

Слайд № 9    Шопен. Вальс  си минор № 10. Op. 69 №  2, поэтичный и грустный;

После окончания Варшавской консерватории  (Шопену 19 лет)  состоялась его первая поездка в Вену. С большим успехом  Шопен выступил

 

в нескольких концертах, завел целый ряд интересных знакомств. В письме от 3 октября 1829 г.  к другу Титусу Войцеховскому Шопен пишет, что есть девушка, которая занимает его мысли. Незнакомой возлюбленной Шопена была студентка консерватории 19-летняя вокалистка Констанция Гладковская. 

Между тем в 1829 и 1830 годах, в «эпоху Констанции Гладковской», Шопен сочинил четыре вальса. Среди них знаменитый и столь популярный  Десятый вальс (си минор, ор. 69, № 2), полный поэтической грусти, иногда даже публиковавшийся под названием «Меланхолический вальс», хотя сам Шопен такого названия не давал.

2 ноября Шопен покинул Варшаву, как оказалось, навсегда. Не довелось ему больше встретиться и с Констанцией  Гладковской.

Звучит  вальс  си минор № 10. Op. 69 №  2

Заключение. Одно поколение другому  эстафетой передавали этот поэтичный танец – вальс, и вот он, никогда не покидавший танцзалов, дошел до нас. Сколько за это время появилось и отшумело танцев? А вальс живет и смеется над всеми модами века. Может быть, разгадка его в том, что когда танцуют вальс, каждой паре кажется, что их только двое, а вокруг огромный, вертящийся мир... 

Слайд № 10    На фоне этих строк звучит Вальс до- диез минор:

Шопен, ты словно море выплаканных слёз,
Круженье, виражи и игры над волной
Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.
Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой…

(Марсель Пруст)

*****

У романтиков любой танцевальный жанр – это, прежде всего, выражение чувств. Поэзия вальсовой стихии, поднятая Шопеном, открыла неисчерпаемые перспективы развития этого жанра, который всесторонне разрабатывали Лист, Верди, Чайковский, Глазунов, Скрябин, советские композиторы.

Используемые источники:

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Шопен,_Фредерик
  2. orpheusmusic.ru/publ/111-1-0-129
  3. http://search.yahoo.com/search;_
  4. classic-online.ru/ru/production/671
  5. musike.ru/index.php?id=64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция по педагогической психологии

Материал для проведения занятий по педагогической психологии...

Информационный материал для лекции по теме "Планирование семьи"

Лекционный материал для дисциплины "СД в акушерстве и гинекологии"...

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ КУРС ЛЕКЦИЙ

Курс лекций по предмету "Введение в педагогическую деятельность"...

Презентация к лекции - концерту "Ф. Шопен. Вальс- мечта"

ВАЛЬС – МЕЧТА (лекция – концерт) посвящена Ф. Шопену (1810 – 1849). Впервые проведена в марте 2015 года в «Лицее искусств». Подготовили: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУ ДО ШИ «Лиц...

курс лекций для дистанционного обучения по специальности "медицинский регистратор" Тема "Первая помощь" (лекция №1)

представлен материал для дистанционного обуывения оп теме "Первая помощь" при подготовке медицинских регистратраторов...