Рассказ Л. А. Андреева "Кусака" - тревога за будущее человечества.
план-конспект урока на тему

Косулина Татьяна Николаевна

Урок ознакомления сновым материалом. Предполагает работу с рассказом  Л. Андреева, основанную на предварительном прочтении текста. Это первое знакомство с творчеством писателя, которое должно вызвать интерес у учащихся к дальнейшему чтению его произведений. Именно поэтому работа с текстом строится как обсуждение проблемы, носящей общечеловеческий философский характер: "Что будет с людьми, если они перестанут испытывать чувство ответственности друг за друга?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Л. Андреев "Кусака"22.15 КБ

Предварительный просмотр:

РАССКАЗ Л.А.  АНДРЕЕВА «КУСАКА» - ТРЕВОГА ЗА БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цели урока:

- дать представление о  ключевых темах творчества Л. Андреева, через работу с текстом произведения дать оценку нравственным и философским исканиям автора, продолжить работу над навыками анализа художественного текста.

- приблизить учащихся к осознанию ценности нравственных категорий: чувству ответственности за тех, кто рядом, доброты ко всему, что окружает, невозможности быть равнодушным;

- предоставить возможность сопоставить и определить место рассказа в ряду тематически близких литературных произведений писателей русской и мировой литературы.

Задачи:

- познакомить  с автором и содержанием произведения;

- определить связь литературного произведения со временем, когда создано произведение, и временем когда оно прочитано;

- определить авторскую позицию писателя.

Вид и форма урока:

Урок ознакомления с новым материалом. Проблемный урок с элементами беседы.

Оборудование – мультимедийная презентация (портрет писателя, годы жизни, иллюстрации к произведению)

Ход урока:

  1. На мультимедийном проигрывателе включается запись чтения стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Это стихотворение – эпиграф к сегодняшнему разговору. Но говорить мы будем о другом писателе – современнике В. Маяковского Леониде Андреевиче Андрееве.
  2. Сообщения учащихся об основных биографических фактах Л. Андреева, из которых фокусируется внимание на следующих:
  • Л. Андреев родился в Орле, умер в Финляндии, в 1956 году его прах был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.
  • Л. Андреев получил образование в Орловской гимназии. Много читал и, по его словам, к двадцати годам «был хорошо знаком со всею русскою и иностранною литературою».
  • В 1891 – 1897 гг. учился на юридических факультетах Петербургского и Московского университетов.

Несомненно, это биографические факты наложили отпечаток на философское осмысление жизни, нашедшее отражение в творчестве писателя, главными темами которого стали:

- трагическое одиночество человека;

- драматизм повседневности;

- соотношение совести и нравственного долга;

- ощущение всеобщей катастрофы, тревога за судьбу человечества.

3.   Вы прочитали рассказ Л. Андррева «Кусака», написанный в 1901 году. О чем этот рассказ? (Ученики, как правило, достаточно легко определяют вертикаль тем и проблем, которые поднимает автор в произведении. Они прописываются на доске.)

  • Кто, по-вашему, является главным героем рассказа? (Собака) Почему? (Собака – первый зверь, добровольно пришедший, на свою беду, на службу человеку.) Может быть, именно поэтому человек видит в ней собственные сомнения и страхи: бескорыстное служение и равнодушие, преданность и предательство, абсолютное приятие и жестокая отверженность…  Об этом  во весь голос говорят писатели конца 19 – начала 20 веков (С.Есенин, В. Маяковский, М. Булгаков, И. Бунин и т. д.)

У Андреева « она никому не принадлежала»  «в одиночестве копила страх и злобу».

  • Кто из героев имеет похожую характеристику? (Пропойца-мужик, который «вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу») Обратите внимание, что позволяло Кусаке испытывать довольство собой и даже гордость»?

Назовите еще одного одинокого героя. (Деревенский дурачок Илюша). Что доказывает их одиночество и делает героев похожими? (   -Дайте копеечку, -гнусавил протяжно дурачок, и злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему:

   - А дрова колоть хочешь?

   И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали).

  • В чем особенность композиции рассказа? С чего начинается? Чем заканчивается?

  • Что изменилось в жизни героев? Как автор подводит читателя к идее произведения?

(Одиночество – Надежда – Обреченность – Трагедия)

Вспомним притчу Антуана де Сент-Экзюпери из сказки «Маленький принц», рассказанную герою мудрым лисом.

- Кто ты?  - спросил Маленький принц.  - Какой ты красивый!

- Я - Лис, - сказал Лис.

-  Поиграй  со  мной,  -  попросил  Маленький  принц.   -  Мне  так

грустно...

- Не могу я с тобой играть, - сказал Лис.  - Я не приручен.

         - Ах, извини, - сказал Маленький принц.

         Но, подумав, спросил:

- А как это - приручить?

-  Это  давно  забытое  понятие,  -  объяснил Лис.  - Оно означает:

создать узы.

 - Узы?

 - Вот именно, - сказал Лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький

мальчик,  точно  такой же,  как сто тысяч других мальчиков.  И ты мне не

нужен.  И я тебе тоже не нужен.  Я для тебя всего только  лисица,  точно

такая  же,  как  сто тысяч других лисиц.  Но если ты меня приручишь,  мы

станем нужны друг другу.  Ты будешь для меня единственным в целом свете.

И я буду для тебя один в целом свете...

     Но потом он вновь заговорил о том же:

- Скучная у меня  жизнь.  Я охочусь  за курами, а люди  охотятся за

мною.  Все  куры  одинаковы,  и  люди  все  одинаковы.   И  живется  мне

скучновато.   Но  если  ты  меня  приручишь,  моя  жизнь  словно солнцем

озарится.   Твои шаги  я стану  различать среди  тысяч других.  Заслышав

людские шаги, я всегда убегаю и прячусь.  Но твоя походка позовет  меня,

точно музыка, и  я выйду из  своего убежища. И  потом - смотри!  Видишь,

вон там, в полях, зреет пшеница?  Я не ем хлеба.  Колосья мне не  нужны.

Пшеничные поля  ни о  чем мне  не говорят.   И это  грустно!   Но у тебя

золотые волосы.  И как чудесно будет, когда ты меня приручишь!   Золотая

пшеница  станет  напоминать  мне  тебя.  И  я полюблю шелест колосьев на

ветру...

 - А что для этого надо делать?  - спросил Маленький принц.

 - Надо запастись терпеньем, - ответил Лис.  - Сперва сядь вон  там,

поодаль, на траву -  вот так. Я буду  на тебя искоса поглядывать,  а ты

молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым  днем садись

немножко ближе...

 Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.

- Лучше приходи всегда в один и тот же час,  - попросил Лис. - Вот,

например,  если  ты  будешь приходить в четыре часа,  я уже с трех часов

почувствую себя  счастливым.  И  чем  ближе  к  назначенному  часу,  тем

счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю

цену счастью…

     - Люди  забыли  эту истину,  - сказал Лис,  - но ты не забывай:  ты

навсегда в ответе за всех, кого приручил…

  • Что делало счастливой Кусаку? (Иметь имя, принадлежать людям, служить). Как это чувство преобразило ее? (Жизнь стала иметь смысл).

  • Как автор характеризует дачников? («Добрые люди»).

  • Как проявляется их доброта, в чем она выражается? («Видели все зеленым, голубым и беззлобным», «хотели прогнать собаку и даже застрелить, но потом привыкли», «стали ласкать собаку нарочно, чтобы вызвать в ней прилив любви…смешной в своих проявлениях»).

  • Синонимом какому слову делает Л. Андреев слово «доброта»? (= Скука)

  • Что стало трагедией Кусаки?
  • Откуда возникает ощущение тревоги и всеобщей катастрофы?
  • Есть ли надежда на светлое будущее?
  • Какова роль деревенского дурачка Илюши?
  • В чем суть предостережения Л. Андреева?

«Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

Домашнее задание: написать сочинение-отзыв на рассказ Л. Андреева «Кусака».

Как писать сочинение-отзыв

На уроках литературы учителя используют разнообразные виды сочинений. Одним из них является сочинение-отзыв, которое направлено на понимание художественного текста с эмоциональной точки зрения. Этот вид работы позволяет формировать у учащихся умение давать оценочное суждение произведению. Но для школьников написание отзыва вызывает трудности. Какой последовательности придерживаться в данном случае?

 

Инструкция

1

Расскажите о ваших читательских пристрастиях (произведения какого жанра вам нравятся). Напишите, как познакомились с произведением, которому посвящено сочинение, что привлекло в процессе чтения. Сформулируйте тезис, где кратко отразите отношение к тексту (понравилось / не понравилось).

2

Определите актуальность темы и проблем, поднятых автором в произведении. Например, в повести «Прощание с Матерой» В. Распутин рассматривает тему деревни, ее гибель и переживания главной героини.

3

Сделайте краткий обзор наиболее важных эпизодов произведения, отметьте их значимость в раскрытии темы. Многие учащиеся здесь делают ошибку, пересказывая художественный текст.

4

Охарактеризуйте персонажи, дайте оценку их поведения в разных событиях произведения с нравственной позиции, отметьте важность участия в изображаемых событиях, а также рассмотрите взаимоотношения героев. Напишите, с какой целью эти человеческие типы (характеры) введены в систему персонажей. Расскажите о вашем отношении к ним и их судьбам. Используйте синонимы, чтобы избежать повторений. Например: понравиться, произвести неизгладимое впечатление, привлечь внимание, запомниться; интересный, увлекательный, занимательный; описывать, рисовать, обрисовывать; изображать, рассказывать о…, вводить в…, знакомить с…, показывать и т.д.

5

Сделайте выводы: какие чувства и мысли возникли в связи с прочитанным, ваша жизненная позиция по поводу изложенной в произведении ситуации.

6

Обобщите аргументы и выводы, сопоставьте это произведение с другими текстами того же автора и аналогичными текстами писателей той же эпохи, выявите место и значимость в общественной жизни. Укажите, продолжите ли знакомство с творчеством этого писателя. Отзыв можно закончить какой-либо просьбой или обращением к читателям.

Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-36715-kak-pisat-sochinenie-otzyv#ixzz3jB9QCYoF


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»

Тема урока  «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»...

ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»

ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»...

Составление частотного словаря и конкорданса для определения основных тем, мотивов и лейтмотивов в художественном произведении (на примере переводов произведений американского писателя Джона Стейнбека «Гроздья гнева», «Зима тревоги нашей», «О мышах и людя

Составление частотного словаря и конкорданса для определения основных тем, мотивов и лейтмотивов в художественном произведении (на примере переводов произведений американского писателя Джона Стейнбека...

Учебный сигнал пожарной тревоге.

Воспитывть чувство самосохранения....

"Учебный сигнал пожарной тревоги".

Обучение  детей  безопасному  поведению и  действиям  в  условиях пожара....

Методы экстренной помощи при тревоге

Вашему вниманию представляется буклет, содержащий в себе информацию о методах борьбы с тревожностью....

Ярмарка вакансий -тема: "Предпочтения и тревоги в выборе лечебных учреждений будущих профессионалов.

Ярмарка вакансий  это мероприятие, где будущие выпускники ГБПОУ ДЗМ "МК № 6" могут непосредственно пообщаться с работодателями, пройти предварительное собеседование, заполнить и оставит...