Рассказ Л. А. Андреева "Кусака" - тревога за будущее человечества.
план-конспект урока на тему
Урок ознакомления сновым материалом. Предполагает работу с рассказом Л. Андреева, основанную на предварительном прочтении текста. Это первое знакомство с творчеством писателя, которое должно вызвать интерес у учащихся к дальнейшему чтению его произведений. Именно поэтому работа с текстом строится как обсуждение проблемы, носящей общечеловеческий философский характер: "Что будет с людьми, если они перестанут испытывать чувство ответственности друг за друга?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Л. Андреев "Кусака" | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССКАЗ Л.А. АНДРЕЕВА «КУСАКА» - ТРЕВОГА ЗА БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Цели урока:
- дать представление о ключевых темах творчества Л. Андреева, через работу с текстом произведения дать оценку нравственным и философским исканиям автора, продолжить работу над навыками анализа художественного текста.
- приблизить учащихся к осознанию ценности нравственных категорий: чувству ответственности за тех, кто рядом, доброты ко всему, что окружает, невозможности быть равнодушным;
- предоставить возможность сопоставить и определить место рассказа в ряду тематически близких литературных произведений писателей русской и мировой литературы.
Задачи:
- познакомить с автором и содержанием произведения;
- определить связь литературного произведения со временем, когда создано произведение, и временем когда оно прочитано;
- определить авторскую позицию писателя.
Вид и форма урока:
Урок ознакомления с новым материалом. Проблемный урок с элементами беседы.
Оборудование – мультимедийная презентация (портрет писателя, годы жизни, иллюстрации к произведению)
Ход урока:
- На мультимедийном проигрывателе включается запись чтения стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Это стихотворение – эпиграф к сегодняшнему разговору. Но говорить мы будем о другом писателе – современнике В. Маяковского Леониде Андреевиче Андрееве.
- Сообщения учащихся об основных биографических фактах Л. Андреева, из которых фокусируется внимание на следующих:
- Л. Андреев родился в Орле, умер в Финляндии, в 1956 году его прах был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.
- Л. Андреев получил образование в Орловской гимназии. Много читал и, по его словам, к двадцати годам «был хорошо знаком со всею русскою и иностранною литературою».
- В 1891 – 1897 гг. учился на юридических факультетах Петербургского и Московского университетов.
Несомненно, это биографические факты наложили отпечаток на философское осмысление жизни, нашедшее отражение в творчестве писателя, главными темами которого стали:
- трагическое одиночество человека;
- драматизм повседневности;
- соотношение совести и нравственного долга;
- ощущение всеобщей катастрофы, тревога за судьбу человечества.
3. Вы прочитали рассказ Л. Андррева «Кусака», написанный в 1901 году. О чем этот рассказ? (Ученики, как правило, достаточно легко определяют вертикаль тем и проблем, которые поднимает автор в произведении. Они прописываются на доске.)
- Кто, по-вашему, является главным героем рассказа? (Собака) Почему? (Собака – первый зверь, добровольно пришедший, на свою беду, на службу человеку.) Может быть, именно поэтому человек видит в ней собственные сомнения и страхи: бескорыстное служение и равнодушие, преданность и предательство, абсолютное приятие и жестокая отверженность… Об этом во весь голос говорят писатели конца 19 – начала 20 веков (С.Есенин, В. Маяковский, М. Булгаков, И. Бунин и т. д.)
У Андреева « она никому не принадлежала» «в одиночестве копила страх и злобу».
- Кто из героев имеет похожую характеристику? (Пропойца-мужик, который «вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу») Обратите внимание, что позволяло Кусаке испытывать довольство собой и даже гордость»?
Назовите еще одного одинокого героя. (Деревенский дурачок Илюша). Что доказывает их одиночество и делает героев похожими? ( -Дайте копеечку, -гнусавил протяжно дурачок, и злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему:
- А дрова колоть хочешь?
И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали).
- В чем особенность композиции рассказа? С чего начинается? Чем заканчивается?
- Что изменилось в жизни героев? Как автор подводит читателя к идее произведения?
(Одиночество – Надежда – Обреченность – Трагедия)
Вспомним притчу Антуана де Сент-Экзюпери из сказки «Маленький принц», рассказанную герою мудрым лисом.
- Кто ты? - спросил Маленький принц. - Какой ты красивый!
- Я - Лис, - сказал Лис.
- Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - Мне так
грустно...
- Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен.
- Ах, извини, - сказал Маленький принц.
Но, подумав, спросил:
- А как это - приручить?
- Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - Оно означает:
создать узы.
- Узы?
- Вот именно, - сказал Лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький
мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не
нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно
такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы
станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете.
И я буду для тебя один в целом свете...
Но потом он вновь заговорил о том же:
- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за
мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне
скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем
озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав
людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня,
точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь,
вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны.
Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя
золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая
пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на
ветру...
- А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там,
поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты
молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись
немножко ближе...
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
- Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот,
например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов
почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем
счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю
цену счастью…
- Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты
навсегда в ответе за всех, кого приручил…
- Что делало счастливой Кусаку? (Иметь имя, принадлежать людям, служить). Как это чувство преобразило ее? (Жизнь стала иметь смысл).
- Как автор характеризует дачников? («Добрые люди»).
- Как проявляется их доброта, в чем она выражается? («Видели все зеленым, голубым и беззлобным», «хотели прогнать собаку и даже застрелить, но потом привыкли», «стали ласкать собаку нарочно, чтобы вызвать в ней прилив любви…смешной в своих проявлениях»).
- Синонимом какому слову делает Л. Андреев слово «доброта»? (= Скука)
- Что стало трагедией Кусаки?
- Откуда возникает ощущение тревоги и всеобщей катастрофы?
- Есть ли надежда на светлое будущее?
- Какова роль деревенского дурачка Илюши?
- В чем суть предостережения Л. Андреева?
«Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
Домашнее задание: написать сочинение-отзыв на рассказ Л. Андреева «Кусака».
Как писать сочинение-отзыв
На уроках литературы учителя используют разнообразные виды сочинений. Одним из них является сочинение-отзыв, которое направлено на понимание художественного текста с эмоциональной точки зрения. Этот вид работы позволяет формировать у учащихся умение давать оценочное суждение произведению. Но для школьников написание отзыва вызывает трудности. Какой последовательности придерживаться в данном случае?
Инструкция
1
Расскажите о ваших читательских пристрастиях (произведения какого жанра вам нравятся). Напишите, как познакомились с произведением, которому посвящено сочинение, что привлекло в процессе чтения. Сформулируйте тезис, где кратко отразите отношение к тексту (понравилось / не понравилось).
2
Определите актуальность темы и проблем, поднятых автором в произведении. Например, в повести «Прощание с Матерой» В. Распутин рассматривает тему деревни, ее гибель и переживания главной героини.
3
Сделайте краткий обзор наиболее важных эпизодов произведения, отметьте их значимость в раскрытии темы. Многие учащиеся здесь делают ошибку, пересказывая художественный текст.
4
Охарактеризуйте персонажи, дайте оценку их поведения в разных событиях произведения с нравственной позиции, отметьте важность участия в изображаемых событиях, а также рассмотрите взаимоотношения героев. Напишите, с какой целью эти человеческие типы (характеры) введены в систему персонажей. Расскажите о вашем отношении к ним и их судьбам. Используйте синонимы, чтобы избежать повторений. Например: понравиться, произвести неизгладимое впечатление, привлечь внимание, запомниться; интересный, увлекательный, занимательный; описывать, рисовать, обрисовывать; изображать, рассказывать о…, вводить в…, знакомить с…, показывать и т.д.
5
Сделайте выводы: какие чувства и мысли возникли в связи с прочитанным, ваша жизненная позиция по поводу изложенной в произведении ситуации.
6
Обобщите аргументы и выводы, сопоставьте это произведение с другими текстами того же автора и аналогичными текстами писателей той же эпохи, выявите место и значимость в общественной жизни. Укажите, продолжите ли знакомство с творчеством этого писателя. Отзыв можно закончить какой-либо просьбой или обращением к читателям.
Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-36715-kak-pisat-sochinenie-otzyv#ixzz3jB9QCYoF
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»
Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»...
ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»
ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»...
Составление частотного словаря и конкорданса для определения основных тем, мотивов и лейтмотивов в художественном произведении (на примере переводов произведений американского писателя Джона Стейнбека «Гроздья гнева», «Зима тревоги нашей», «О мышах и людя
Составление частотного словаря и конкорданса для определения основных тем, мотивов и лейтмотивов в художественном произведении (на примере переводов произведений американского писателя Джона Стейнбека...
Учебный сигнал пожарной тревоге.
Воспитывть чувство самосохранения....
"Учебный сигнал пожарной тревоги".
Обучение детей безопасному поведению и действиям в условиях пожара....
Методы экстренной помощи при тревоге
Вашему вниманию представляется буклет, содержащий в себе информацию о методах борьбы с тревожностью....
Ярмарка вакансий -тема: "Предпочтения и тревоги в выборе лечебных учреждений будущих профессионалов.
Ярмарка вакансий это мероприятие, где будущие выпускники ГБПОУ ДЗМ "МК № 6" могут непосредственно пообщаться с работодателями, пройти предварительное собеседование, заполнить и оставит...