Сценарий внеурочного мероприятия "Увлекательная экскурсия в страну скрипок"
материал по теме
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
МЫСКАМЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Автор - составитель: Ермолович Л.Г.
"УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В СТРАНУ СКРИПОК"
СЦЕНАРИЙ
ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
И
ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ
Мыс Каменный
2014 год
Пояснительная записка
В свете современных взглядов на новый имидж музыкального развития детей в XXI веке, считаю, что обучение в музыкальной школе или школе искусств – это возможность всестороннего развития ребенка, как личности, способ воспитания себя, своего подхода к самым разным явлениям, способности предлагать новое, разнообразное и интересное.
В области последних исследований многих ученых из разных стран мира, можно сделать вывод о влиянии музыкального воспитания на личность человека.
В.А. Сухомлинский писал: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка».
Развитие активно – творческой, всесторонне развитой, гармонической личности требует и разнообразного творческого подхода к обучению детей. Каждый ребенок имеет право получить теоретические, практические знания и умения владеть инструментом, а также получать интересную, разнообразную дополнительную информацию путем внеурочных мероприятий и др.
Сценарий внеурочного мероприятия «Увлекательное путешествие в страну скрипок » составлен для детей музыкальных школ и детских школ искусств, обучающихся в классе скрипки, а также на других музыкальных инструментах.
Цель мероприятия – обогатить знания учащихся, привлечь и пробудить интерес детей к дальнейшему обучению и совершенствованию себя, как музыканта – исполнителя. Детям, обучающимся на других музыкальных инструментах – сделать свой выбор инструмента скрипка, как дополнительного или второго инструмента.
В мероприятии принимают участие: учитель и ученики музыкальной школы или школы искусств.
Сценарий представлен в форме презентации, обогащен слайдами и видеоматериалами.
Конкурс стихотворений о скрипке и рисунков к ним нацелен на образное мышление ребенка: читаю – представляю – рисую.
План сценария
- Предшественники скрипки
- Начало истории современной скрипки:
а) итальянские мастера скрипичного дела;
б) разновидности скрипок
- Рубрика « Это интересно»
- Выступление учащихся (скрипка; скрипка + гитара)
- Видеоматериалы ( играют дети музыкальных школ – скрипка)
- Конкурс стихотворений и рисунков
- Награждение победителей
Мероприятие было приурочено к году Италии в России и проведено в Ямальской Детской Музыкальной Школе Мыскаменского отделения преподавателем Ермолович Л.Г.
СЦЕНАРИЙ
СЛАЙД 1
УЧИТЕЛЬ:
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем интереснейшую и увлекательную экскурсию в «Страну скрипок». Начнем мы нашу экскурсию с краткой истории.
Мы с вами знаем современный облик скрипки, который ей придали знаменитые итальянские мастера. Но существует множество версий истории возникновения этого инструмента. По некоторым данным, родиной смычковых считается Индия, кто-то предполагает, что Китай и Персия. Эти версии основаны на «голых фактах». Из других же источников следует, что у каждого культурного этноса уже существовали подобные смычковые инструменты. И поэтому искать корни происхождения скрипки в отдельных частях света не целесообразно.
Ι. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ СКРИПКИ
Неким прообразом скрипки мог служить РЕБЕК, ГИТАРООБРАЗНЫЙ ФИДЕЛЬ и СМЫЧКОВАЯ ЛИРА, возникшие в Европе примерно в XΙΙΙ - XV веках.
СЛАЙД 2
РЕБЕК – трехструнный смычковый инструмент, с грушеподобным корпусом, плавно переходящим в шейку. Имеет деку с резонаторными отверстиями в виде скобок и квинтовый строй.
СЛАЙД 3
ГИТАРООБРАЗНЫЙ ФИДЕЛЬ – имеет так же, как и ребек, грушевидную форму, но без шейки, с одной-пятью струнами.
СЛАЙД 4
СМЫЧКОВАЯ ЛИРА наиболее близка по внешнему строению к скрипке, да и по времени возникновения они совпадают (примерно XVΙ век)
Лира имеет скрипичный по форме корпус, на котором со временем появляются углы. Позднее формируется выпуклое дно и резонаторные отверстия в виде эфов. Но лира в отличии от скрипки, была многострунной.
По своему происхождению скрипка была все же народным инструментом. На скрипке любили играть бродячие музыканты, которые шли из города в город, участвовали в праздниках, народных гуляньях, выступали в кабаках и трактирах.
Долгое время скрипка оставалась на втором плане, знатные люди относились к ней с пренебрежением, считая ее простонародным инструментом. Постепенно она вошла в богатые дома, сопровождая придворный быт.
II. НАЧАЛО ИСТОРИИ СОВРЕМЕННОЛЙ СКРИПКИ
СЛАЙД 5
В XVΙ веке выделились два основных вида смычковых инструментов: виола и скрипка.
Современный облик скрипка приобрела в руках итальянских мастеров, а скрипичное дело начало активно развиваться в Италии примерно в XVΙ веке. Это время и можно считать НАЧАЛОМ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СКРИПКИ.
ИТАЛЬЯНСКИЕ МАСТЕРА СКРИПИЧНОГО ДЕЛА
Самыми первыми итальянскими мастерами скрипичного дела были Гаспаро Бертолотти (1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (1580-1632), оба из Бреши, что на севере Италии. Но очень скоро мировым центром скрипичного производства стала КРЕМОНА. Именно в этом городе трудились знаменитые мастера Гварнери, Амати, Страдивари.
СЛАЙД 6
И, конечно же, самыми выдающимися и непревзойденными мастерами скрипичного дела считаются члены семейства Амати (Андреа Амати-основатель Кремонской школы) и Антонио Страдивари (ученик Николо Амати, который усовершенствовал вид и звучание скрипки). А семья Гварнери - завершает этот великий триумф!
УЧЕНИК 1
СЛАЙД 7
Амати Николо (1596 – 1684) – итальянский скрипичный мастер, родоначальник школы скрипичных мастеров в городе Кремона – принадлежал к одной из старинных фамилий города. Начал работать в детстве ( сохранились инструменты с этикеткой 1546 года).
Со второй половины XVΙ века по всей Италии стали славиться скрипки мастеров семейства Амати, издавна живших в Кремоне. В их работах окончательно сложился классический тип инструмента, сохранившийся поныне. Скрипок, созданных самым известным из мастеров семейства Амати Николо, сохранилось мало, и они ценятся особенно высоко. Именно от Николо Амати сложнейшее искусство конструирования скрипок восприняли А.Гварнери и А. Страдивари, которые, в последствии стали очень знаменитыми мастерами скрипичного дела.
СЛАЙД 8
СКРИПКА НИКОЛО АМАТИ
Николо Амати довел вид скрипки до совершенства. Он усилил звучание инструмента, сохранив мягкость и нежность тембра. Лак золотисто – желтый с легким коричневым оттенком, иногда встречается и красный. Так же он вошел в историю, как учитель Антонио Страдивари. Но после его смерти мастерская была закрыта и скрипичная школа Амати была закрыта.
УЧЕНИК 2
СЛАЙД 9
Антонио Страдивари (1644 – 1737) – выдающийся итальянский скрипичный мастер, ученик знаменитого Амати. С юных лет до последних дней жизни Страдивари работал в своей мастерской, движимый стремлением довести скрипку до высшего совершенства. Сохранилось свыше 1000 инструментов, изготовленных великим мастером, которые отличаются изяществом формы и непревзойденными звуковыми качествами. Преемниками Страдивари были мастера К. Бергонцы и Дж. Гварнери.
СЛАЙД 10
СКРИПКА АНТОНИО СТРАДИВАРИ
Большое внимание Страдивари уделял лаку, покрывавшему скрипку. Голоса его скрипок похожи на звонкий женский голос, голос девушки, поющей на площади Кремоны. К сожалению, его сыновья не смогли перенять дар и знания своего отца.
А. Страдивари был возведен памятник на площади Кремоны.
СЛАЙД 11
ПЛОЩАДЬ КРЕМОНЫ
СЛАЙД 12
ПАМЯТНИК АНТОНИО СТРАДИВАРИ НА ПЛОЩАДИ КРЕМОНЫ
УЧЕНИК 3
СЛАЙД 13
Джузеппе Гварнери (1698 – 1744)
Третье место в великом триумвирате кремонцев занимает семья Гварнери. Старейший из семьи, Андреа Гварнери, учился у Николо Амати, но не достиг особых успехов. Самым известным представителем стал Джузеппе Гварнери, который изготавливал инструменты, обладавшие яркой индивидуальностью и сильным звучанием. Его скрипки ни в чем не уступали, а может даже и превосходили скрипки Страдивари. Голос его скрипок гораздо теплее и насыщеннее. Скрипки Гварнери были покрыто только ему известным лаком янтарного цвета. Скрипки Гварнери считаются большой редкостью и ценятся выше, чем изделия самого Страдивари! Именно на скрипке Гварнери играли знаменитые скрипачи Николо Паганини и Фриц Крейслер.
СЛАЙД 14
СКРИПКИ ДЖУЗЕППЕ ГВАРНЕРИ
СЛАЙД 15
УЧИТЕЛЬ:
К 1750 году славный период скрипичных мастеров закончился, хотя Германия, Франция, Англия и другие страны, а так же Италия продолжали делать скрипки.
СЛАЙД 16
НАЛОЖЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ
СЛАЙД 17
ИТАЛЬЯНСКИЕ СКРИПИЧНЫЕ МАСТЕРА В СВОИХ МАСТЕРСКИХ
УЧИТЕЛЬ:
Итак, обобщая, можно сказать: закрепление оптимального варианта конструкции, развитие репертуара, совершенствование исполнительства сделало скрипку скрипкой, т.е. тем, чем она является сейчас на мировой академической сцене.
Скрипку, как наиболее распространенный музыкальный инструмент, называют «королевой оркестра». Выразительность, теплота и нежность ее тембра, огромные исполнительские возможности, по праву дают ей ведущее положение, как в симфоническом оркестре, так и в сольной практике.
Для скрипки написано много музыкальных произведений разных жанров – от пьес и этюдов до монументальных концертов. Широкой известностью пользуются произведения для скрипки Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Брамса, Дебюсси, Вивальди, Чайковского и др. композиторов.
РАЗНОВИДНОСТИ СКРИПОК
Чуть позже XVI -XVIII в. появляется целое семейство скрипок – скрипки альт, виолончели и контрабасы. В 1611г. Амати Антонио и Джироламо Амати создали виолу теноровую; во второй половине XVII в. Николо Амати сотворил виолончель.
По форме эти инструменты были похожи на скрипку, а по размеру были намного больше, поэтому и звучали они совершенно по - другому. Их звуки были намного ниже, чем у скрипки.
СЛАЙД 18
СКРИПКИ АЛЬТ
УЧЕНИК 4
Альт относится к семейству струнных смычковых инструментов, и его история началась так же, как у скрипки. По конструкции он идентичен скрипке, хотя и несколько больше. Альт долгое время находился в тени своего более удобного в техническом отношении собрата. В конце XVIII века композиторы начали использовать характерный сочный звук альта, и он, наконец занял то место, которого достоин по праву.
Справа. Необычные альты. У альта в форме раннего фиделя(1) покатые плечи, напоминающие виолу. Он датируется XVIII в. и происходит, вероятно, из Франции.
Альт в форме гитары (2) созданный на основе инструмента, изобретенного Шано, был изготовлен в Париже примерно в 1825 году.
Слева. Современный альт. Размер альта может колебаться от 40 до 46 см. больший корпус дает более полный звук, однако не удобен при игре. В нашем столетии впервые появились альтисты-виртуозы – например, Лайонел Тертис и Уильям Примроуз, - которые многое сделали для расширения исполнительских возможностей инструмента.
СЛАЙД 19
АЛЬТИСТ XVIII в.
До конца XVIII в..альт мало использовался в оркестрах и в камерных ансамблях. Поздние струнные квартеты Гайдна и Моцарта – это первые сочинения, в которых он получил интересные и нередко сложные для исполнения партии.
СЛАЙД 20
ВИОЛОНЧЕЛИ
УЧЕНИК 5
Виолончель – басовый представитель скрипичного семейства. Ее смычек короче и толще скрипичного, у нее есть съемный шпиль, который упирается в пол во время игры. Виолончель, появившаяся в XVI в., почти 150 лет сосуществовала с теноровой виолой да гамба, популярность которой постепенно уменьшалась. С XVIII в. виолончель стала излюбленным сольным инструментом.
Слева. Современная виолончель. Несмотря на относительно большой размер, это один из самых универсальных и выразительных инструментов. Большой корпус, пропорционально более глубокий, чем у скрипки, обеспечивает хороший резонанс. Виолончель прекрасно подходит и для соло и для аккомпанемента.
Справа. Сравнительные размеры пикколо и обычной виолончели. Пикколо - уменьшенный вариант стандартной виолончели, существовавший в XVIII в.. Задуманная, как сольный инструмент, виолончель – пикколо настраивалась, как обычная, хотя, иногда добавлялась дополнительная струна – требл. Она встречается в некоторых кантатах И.С.Баха.
СЛАЙД 21
ВИОЛОНЧЕЛИСТ XVIII в.
Виолончелист эпохи барокко был важной фигурой и в оркестрах, и в камерных ансамблях. Он вместе с органом или клавесином, вел басовую партию, закладывая основу инструментальной мелодии. Такая техника называлась континуо.
СЛАЙД 22
Контрабас, самый низкий инструмент скрипичного семейства, возник в XVI в.на основе виолоне, контрабасовой виолы. Для упрощения техники игры много экспериментировали с размерами и количеством струн этого инструмента. Сегодня используются две разновидности смычка: французский, который держат «над рукой», как скрипичный, и смычек Симандля (названный по имени изобретателя), который держат, как смычек виолы – ладонью вверх.
Слева. Современный контрабас. Средний оркестровый контрабас имеет высоту чуть более 180 см. У большинства инструментов четыре струны, хотя диапазон можно расширить вниз с помощью «добавочной струны до»- приспособления, которые позволяют механически удлинять и зажимать пятую струну.
Справа. Две распространенные формы контрабаса. Инструмент с покатыми плечами (а), по форме близкий к ранней виоле да гамба, - конструкция контрабаса, типичная для Германии XVIII в. Итальянские мастера предпочитали форму, напоминающую скрипку (б). Сегодня используются инструменты обеих форм.
СЛАЙД 23
МУЗЫКАНТ С КОНТРАБАСОМ XVIII
Из- за размеров инструмента, исполнители на нем играли стоя. Большинство современных исполнителей во время игры сидят на высоких табуретах.
УЧИТЕЛЬ:
ΙΙΙ. РУБРИКА « ЭТО ИНТЕРЕСНО»
СЛАЙД 24
Карманная скрипка – разновидность очень маленькой скрипки, которая появилась в XVI в. на основе ребека. На ней играли по всей Западной Европе, называя сурдинкой в Италии и пошеттом во Франции. Она оставалась популярной на протяжении 200 лет, особенно у учителей танцев, которые могли носить небольшой инструмент в кармане и использовать его во время уроков.
СЛАЙД 25
ИСПОЛНИТЕЛЬ НА КАРМАННОЙ СКРИПКЕ XVIII в
СЛАЙД 26
СКРИПКА ТРОСТЬ XIX в. находится в национальном музее г. Прага
Еще одним, менее распространенным инструментом, была скрипка- трость.
Переносной инструмент, как и карманная скрипка, скрипка – трость была просто модной новинкой. Рукоятка специальной формы использовалась как подбородник.
СЛАЙД 27
ИСПОЛНИТЕЛЬ НА СКРИПКЕ – ТРОСТЬ
К сожалению, карманные скрипки и скрипки - трость сохранились только в музеях; а скрипки альт, виолончели и контрабасы радуют нас своим звучанием и сегодня. Они задействованы в ансамблях различного состава, являются основой симфонических оркестров. Для скрипок альт и виолончелей написано множество произведений разными композиторами.
Вопросы для детей:
- на каких скрипках ( назвать разновидности скрипок) играют музыканты?
- назовите состав ансамблей?
СЛАЙД 28
СЛАЙД 29
СЛАЙД 30
ΙV. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ
УЧИТЕЛЬ:
А теперь давайте послушаем, как звучит скрипка в руках наших маленьких учеников:
1) Гамова Таня (скрипка) Гайдн «Песенка»
Скрипка в ансамбле:
2) Гамова Таня (скрипка) + Соболь Артем (гитара) детская песенка « Я на скрипочке играю»
V. ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
УЧИТЕЛЬ:
Дорогие ребята! Вы услышали звучание скрипки «в живом исполнении», сейчас мы посмотрим видео « Играют дети зарубежных музыкальных школ»
Олд Кид (4 года)- скрипка
Лаура Ватсон (7 лет)- скрипка
Карла Усбенти (7 лет) – скрипка
Бриана Кохане (7 лет) – скрипка
VΙ. КОНКУРС СТИХОТВОРЕНИЙ и РИСУНКОВ
УЧИТЕЛЬ:
И в заключении нашей увлекательной экскурсии в страну скрипок, проведем конкурс стихов про скрипку, которые наши ученики выбрали сами и нарисовали к ним рисунки.
VII. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА
Победителями конкурса стали: Гомов Кирилл (13 лет), Туранская Каролина (10 лет.)
СКРИПКА НА РОЯЛЕ
Неделю дождь, не разделить цвета…
Цветы на подоконнике завяли…
Свеча в слезах и скрипка на рояле
Оставлена тобой…и – пустота….
Неделю дождь, покой и суета
Укрылись в складках брошенного пледа.
Мажор – вопрос, минор – ответ
Мелодию уводят в никуда.
В аккорде МЫ- две ноты не звучали
Свеча в слезах и скрипка на рояли.
Гомов Кирилл
СКРИПОЧКА
Я разломал коробочку - фанерный сундучок,-
Совсем похож на скрипочку коробочки бочек.
Я к веточке приладил четыре волоска,-
Никто еще не видывал подобного смычка.
Приклеивал, настраивал, работал день-деньской…
Такая вышла скрипочка – на свете нет такой!
В руках моих послушная, играет и поет…
И курочка задумалась, и зерен не клюет. .
Играй, играй же скрипочка! Трай - ля, трай - ля, трай –ли!
Звучит по саду музыка, теряется вдали.
И воробьи чирикают, кричат наперебой:
«какое наслаждение от музыки такой!»
Задрал котенок голову, лошадка мчится вскачь.
Откуда он? Откуда он - невиданный скрипач?
Трай – ля! Замолкла скрипочка…четырнадцать цыплят,
Лошадки и воробушки меня благодарят.
Не сломал, не выпачкал, бережно несу,
Маленькую скрипочку спрячу я в лесу.
На высоком дереве, посреди ветвей.
Тихо дремлет музыка в скрипочке моей.
Туранская Каролина.
УЧИТЕЛЬ:
На этом наше увлекательное путешествие в Страну скрипок заканчивается.
До новых встреч, ребята!!!
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Некоторые слайды к мероприятию | 483 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гитарообразный фидель (Венеция 1505 г. деталь алтаря церкви святого Захария)
СКРИПКА ГВАРНЕРИ
КРЕМОНА НА КАРТЕ ПАМЯТНИК СТРАДИВАРИ НА УЛИЦЕ КРЕМОНЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа "Колобок"(В стране музыкальных инструментов)
Сценарий по сказке "Колобок"+ музыкальные инструменты...
Мир профессий. Сценарий внеурочного мероприятия
Форма: выступления школьных агитбригад.Возраст участников: 7-8 классыОбоснование значимости и актуальности: утверждать в сознании обучающихся значимость и важность выбора профессии.Место в воспи...
Сценарий внеурочного мероприятия по дисциплине "Физическая культура" для СПО «СПОРТИВНЫЕ. ВЕСЕЛЫЕ. НАШИ»
Сценарий внеурочного мероприятия для студентов технических специальностей.Внеурочное мероприятие проводится в игровой форме. Целью мероприятия является способствовать развитию личнос...
Сценарий внеурочного мероприятия «День воспитанника. В добрый путь!»
Сценарий внеурочного мероприятия «День воспитанника. В добрый путь!»...
СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА «МОЯ РОССИЯ – МОЯ СТРАНА»
СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА«МОЯ РОССИЯ – МОЯ СТРАНА»...
Сценарий внеурочного мероприятия, посвященного Международному женскому дню 8 марта "А ну-ка, девушки!"
Сценарий внеурочного мероприятия, посвященного Международному женскому дню 8 марта "А ну-ка, девушки!"...
Сценарий внеурочного мероприятия по теме Рождение кинематографа
Сценарий лекции-беседы по теме: «Рождение кинематографа»...