"Использование тонированной бумаги в рисунке"
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по рисунку для 1 класса по теме «Использование тонированной бумаги в рисунке»
Тема выбрана в связи с её актуальностью. В модели урока используются приёмы и методы современной дидактики. Данная тема является своеобразным связующим междисциплинарным звеном: стилизация, композиция, моделирование и история искусств. Изучение предложенной темы даёт дополнительные навыки и, кроме того, несёт мотивационный характер.
Цель: создать условия для освоения знаний по использованию тонированной бумаги в работе с применением графических материалов, по итогам выполнить работу с натуры.
Задачи:
Развивающие: - развивать умения технического исполнения натюрморта; развивать способность к образному мышлению и воображению; развивать глазомер, композиционное решение и стилизация образа.
Воспитывающие: - формировать ценностные представления обучающихся об натюрморте как жанре, познакомить с художниками которые использовали в своих работах тонированную бумагу; эстетическое воспитание; художественный вкус; способность ценить произведения искусства, воспитание бережного отношения к окружающим нас предметов; аккуратности в работе.
Обучающие: - познакомить обучающихся с особенностями использования тонированной бумаги в работе с применением графических материалов; научить использовать умения работы акварельными карандашами и мягким материалом; научить анализировать передаваемый образ; сформировать умение обобщать, стилизовать и распределять свет и тень в наброске.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый методы; по способам организации и осуществления познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный.
Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Форма урока: традиционная, интегрированный.
Тип урока:
- Урок комбинированный
- Урок-практикум
Принципы обучения:
- Научность
- Наглядность
- Последовательность
- Доступность
- Активность
- Самостоятельность
- Создание необходимых санитарно-гигиенических условий
Уровень усвоения знаний:
- Через восприятие информации
- Усвоение способов применения знаний по образцам
- Творческое применение знаний
Материалы и оборудование:
Для преподавателя:
- презентация «Тонированная бумага в работах мастеров», «Уголь как графический материал», «Этапы работы над натюрмортом»; работы учащихся из фонда школы прошлых лет по этой теме, предметы быта для натурной постановки, карточки «Критерии оценки наброска» (самоанализ работ учащимися).
Для обучающихся:
- тонированная бумага, уголь, ретушь, белый мел.
План урока:
- Организационная часть. Проверка готовности к уроку.(3 мин.)
- Актуализация знаний. (7 мин.)
- Мотивация (введение в тему урока, теоретическая часть, просмотр презентации «Тонированная бумага в работах мастеров»). (10 мин.)
- Усвоение новых знаний и способов действий (просмотр презентации «Уголь как графический материал» выполнение упражнений на изучение свойств материалов, постановка художественной задачи, презентация «Этапы работы над натюрмортом»).(20 мин.)
- Перемена (10 мин.)
- Первичное закрепление (практическое выполнение задачи). (40 мин.)
- Перемена (10 мин.)
- Продолжение работы над натюрмортом. (20 мин.)
- Контроль и самоконтроль знаний и способов действий. (подведение итогов, «Вернисаж работ»).(10 мин.)
- Домашнее задание (закрепление материала урока). (3 мин.)
- Подведение итогов занятия. (7 мин.)
Источник информации:
Блейк М. «Как рисовать. Пастель»: Пошаговое руководство для начинающих/ М. Блейк. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Пенова В. П. «Рисуем натюрморты»/ В. П. Пенова.- Харьков: Книжный Клуб «Клуб семейного досуга»; Белгород: ООО « Книжный клуб - Клуб семейного досуга», 2014.
Хитров А., Катуркин Т., Алексеева Е. Учебный рисунок. – М., 1953.
http://sangina.ru/pedia/grafics1/?PAGEN
http://tehnika-risunka.ru/528/konte-rabota-na-tonirovannoj-bumage/
http://www.linteum.ru/article15.html
Модель урока
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | - Приветствие, фиксация отсутствующих; - Проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию; - Организация внимания обучающихся. | - Приветствие преподавателя; - Подготовка к занятию. |
Актуализация знаний | - Выявление степени усвоения обучающимися заданного учебного материала (проверка домашнего задания «выполнение зарисовок симметричных предметов на тонированной бумаги»); - Определение затруднений и обнаружение причин невыполнения. | - Обучающиеся сдают преподавателю домашнее задание на проверку. |
Мотивация (Введение в тему урока. Теоретическая часть. История развития анималистического жанра. Знакомство с творчеством художников-анималистов | - Тема учебного занятия «Использование тонированной бумаги в рисунке». - Исходя из названия темы, вам предлагается несколько целей. Как вы считаете, какова цель данного учебного занятия? «Тонированная бумага в работах мастеров»- просмотр презентации; - Техника рисования углем значительно отличается от техники рисования обычным графитным карандашом. Уголь не рекомендуется для работ, требующих тонкой проработки деталей, но он идеально подходит для натурных зарисовок и подготовительных набросков. Уголь был известен еще древним грекам, которые из обугленных веток ивы, винограда и ореха получали материал, похожий на тот, которым художники пользуются в наши дни. - С помощью мягкого материала можно добиться большой выразительности рисунка, решать светотеневые и объёмно-пространственные задачи. Художники, работавшие углём: Х.Гольбейн (1497-1543), Ж. Энгр (1780-1867), И. И. Шишкин (1832-1894), В.А. Серов (1865-1911). - Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, А. Ватто, Рубенс, Фрагонар, Шарден. .- Широко известны произведения, выполненные в технике пастели, зарубежных мастеров: Л. Караччи, Х. Гольбейна, Э. Манэ, Э. Дега. В России – И.И.Левитан, В. А. Серов. «Познакомиться с «Уголь как графический материал» выполнение упражнений на изучение свойств материалов, постановка художественной задачи. - Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой, матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. В 19 веке получил распространение твёрдый уголь из прессованного угольного порошка с добавлением растительного клея (сухой грифель). Линии и штрихи, нанесенные на бумагу с шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяются с бумагой и осыпаются. Законченные рисунки, выполненные сыпучим углем, нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором. В отличии от натурального рисовального угля, палочки из спрессованного угольного порошка дают жирные вязкие линии. Которые очень трудно удаляются. - Уголь - Рисовальный уголь обладает теплым черным цветом, легко ложится на холст, бумагу, картон. Он растушевывается от черного до светло-серого цвета. - Преподаватель снова проговаривает цель занятия и план его проведения. - на основе полученных знаний выполнить работу с натуры. - На выполнение упражнений по изучению графических свойств материала и практической части заданий вам будет отведено 2 урока, по 40 минут. - Практическая значимость проведения данной темы (мотивация) - Среди многообразия графических материалов и способов работы ими не последнюю роль играет выбор тонированной бумаги. Изучая способы взаимодействия тонированной бумаги и мягких графических материалов поможет ярче выразить характер работы. - Уголь – очень «милосердное» средство, поскольку его мягкая, пачкающая структура позволяет легко стереть ошибки. Для этого достаточно просто смести следы угля с бумаги. Его часто рекомендует новичкам для рисования на стадии начального обучения. - Техника рисунка углём очень разнообразна, так как заточенные стержнем или палочкой угля можно проводить очень тонкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности. Работая торцом угля и плашмя, меняя силу нажима и поворот угольной палочки, направление штрихов. Можно добиться большой выразительности рисунка, решать светотеневые и объёмно-пространственные задачи. - Преимущество использования тонированной бумаги состоит в том, что вы можете сами рисовать наиболее светлые места вместо того, чтобы оставлять их белыми участками, как в обычном одноцветном рисунке. | Обучающиеся внимательно слушают вопрос преподавателя и отвечают на поставленный вопрос. - Цель занятия – на основе знаний выполнить графическим мягким материалом натюрморт с применением тонированной бумаги. Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть данной темы. |
Усвоение новых знаний и способов действий (Алгоритм изображения натюрморта. Выполнение упражнений на изучение свойств новых материалов, Постановка художественной задачи). | - Основная идея изучаемого материала в словесной и демонстративной формах (приемы работы мягким материалом, выбор тонированной бумаги). - При работе с углем нужно использовать шероховатую бумагу, с идеально гладкой поверхности он осыпается. Можно использовать бумагу для пастели или специальную для угля. Интересный живописный эффект можно получить, используя бумагу для акварели – яичную скорлупу, холст, лен. Прекрасные работы также можно сделать используя тонированную бумагу, для создания бликов на ней можно использовать белый мел или пастель. Тонированную бумагу для работы углем подбирают нейтральных цветов. Если использовать в работе уголь и белый мел (соус, пастель), то в этом случае тонированная бумага выступает как полутон или (средний тон). С помощь угля прорабатываются тени, а белый мел вводится в светлые участки работы. Выполнение натюрморта Знакомство с основными «Этапами выполнения натюрморта» (демонстрация этапов работы преподавателем или просмотр презентации); - Этап первый: «расположение натюрморта в листе»: проводим линию, отделяющую вертикальную плоскость от горизонтальной, визуально определяем границы предметов (высота бидона, расположение дополнительных предметов натюрморта). - Этап пятый: «Усиление собственных и падающих теней» обозначаем собственные и падающие тени. - Этап шестой: «Проработка светлых участков» - Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта обучающегося. | - Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть нового материала. На первом этапе выполняю ряд упражнений по ознакомлению со свойствами новых графических материалов на различных образцах тонированной бумаги. |
Первичное закрепление (Практическое выполнение задачи). | - Проверка преподавателем понимания обучающимися того, что является сущностью основного содержания (опрос). - Выявление пробелов первичного закрепления в изучении нового материала. - Организация деятельности обучающихся, для выполнения заданий используя систему знаний, предусмотрено постепенное нарастание сложности задания. | - Обучающиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы. - Учащиеся приступают к выполнению задания. - Во время работы обучающихся преподаватель помогает затрудняющимся детям советом, напоминанием, показом. |
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (Подведение итогов. «Вернисаж детских работ») | - Организация активной деятельности всей группы в ходе проверки знаний пройденной темы (выставляются мольберты в ряд с работами). - Разъяснение подхода к оцениванию (из класса выбираются 2-3 человека которые будут проводить анализ работ по предложенным критериям (карточки). - Корректировка анализа и похвала. | - Учащиеся выставляют свои мольберты с работами для самоанализа. Выявление «+» и «-» в работах своих одноклассников. |
Домашнее задание | - Информация о домашнем задании. - зарисовки симметричных бытовых предметов на тонированной бумаге. | - Обучающиеся запоминают или записывают домашнее задание. |
Подведение итогов занятия | - Качественная оценка работ (похвалить всех учащихся о проделанной работе) | - Снимают свои работы с мольбертов и сдают на проверку преподавателю, вместе с карточками самоанализа. |
Критерии оценки набросков
Критерии | «+» | «-» |
Компоновка на листе |
|
|
Пропорции |
|
|
Перспектива |
|
|
|
| |
Техника исполнения |
|
|
Итог |
|
|
_________________________Ф. И (обучающегося, класс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из истории бумаги
Практические занятия по Методике преподавания технологии (труда) с практикумом ориентируют студентов специальности 050709 Преподавание в начальных классах на проявление самостоятельности в...
Где, когда и на какое время бумага может заменить текстиль?
Бума́га (предположительно от итал. bambagia, либо тат. бумуг — хлопок)– это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон (древесная целлюлоза, древесна...
Методическая работа "Рисунок пером" по предметам: рисунок, композиция станковая
Методическая работа "Рисунок пером" посвящена обучению рисунку тушью и пером учащихся школы искусств.Удачный выбор наглядного материала (набросок Л.Пастернака, рисунок А.Матисса, графика Х.Грина, зари...
Конспект занятия по теме "Тонирование (раскрашивание) изображения для сайта"
Конспект по дисциплине "Компьютерная графика и анимация" по технологии кооперативного обучения с использованием метода «Обучение в командах достижений»...
Резьба по тонированному фону (фанера)
Предлагаю вашему вниманию презентацию : "Резьба по тонированному фону"...
Ласточка из бумаги в технике «моделирование из бумаги»
Тема: «ласточка из бумаги в технике «моделирование из бумаги»»Цель: научить учащихся делать ласточку из бумаги, раскрыть творческий потенциал у учащихсяЗадачи: закрепить умения...
Открытый урок по учебному предмету "Рисунок" Тема: Компоновка рисунка в плоскости листа. Конструктивное построение предметов. Перспектива.
План - конспект открытого урока. Конструктивное построение предметов....