Программы
рабочая программа по теме
Программа по предмету "Сольфеджио", срок реализвации 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_solfedzhio_1-7_1-5_format.doc | 277 КБ |
solfedzhio_1-5.doc | 49.5 КБ |
programma_po_muzykalnoy_literature_v_dopolnitelnom_klasse_dmsh.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по сольфеджио 1-7 классы ДМШ.
Пояснительная записка
Сегодня музыкальное образование переживает сложные времена. Культурное образование, а, в частности, музыкальное, начинает играть второстепенную роль, перестает быть востребованным. В связи с этим система музыкального образования, которая вырабатывалась десятилетиями, не может не быть адаптирована к реалиям сегодняшнего дня.
Особо остро стоит проблема контингента. Дети зачастую принимаются в музыкальную школу без конкурсной основы, до конца первого класса доходят не все.
Следует также отметить низкий уровень здоровья у детей нынешнего поколения, особенно в районах крайнего севера: «следствием социальных процессов в стране стало заметное снижение показателей физического и интеллектуального здоровья детского населения».[1] Все вышесказанное побуждает педагогов к смене содержания учебного процесса, его упрощению. Выше изложенные факты стали причиной создания данной программы по сольфеджио для отделения инструментального музицирования и музыкального исполнительства.
В системе дополнительного образования детей данная программа «Сольфеджио» имеет художественно-эстетическую направленность, включает в себя музыкально-теоретическую подготовку и общее музыкальное образование.
В ее основу положена типовая программа «Сольфеджио» Министерства Культуры СССР, утвержденная Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства Культуры СССР в 1984 году.
Так как данная программа является адаптированной для преподавания в ДМШ, ее отличие (новизна) от программы по сольфеджио 1984 года заключается в меньшем объеме предлагаемых теоретических понятий и, следовательно, в упрощении способов реализации этих понятий на практике.
Актуальность программы определяется решением в образовательном процессе тех современных художественно-эстетических, духовно-нравственных задач, которые определены в ФЗРФ «Об образовании в концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года», в Государственном Стандарте, в концепции развития художественного образования РФ и направлена на формирование художественного вкуса, художественно-практической, культурно-исторических компетенций.
Как и весь комплекс дисциплин, из которого состоит учебный процесс в ДМШ и ДШИ, так и данная программа призвана помочь развить в ребенке его эмоциональный, интеллектуальный, эстетический потенциал.
Целью программы «Сольфеджио» является развитие учащихся и овладение ими системой музыкально-теоретических знаний, умений и навыков интонирования, слухового анализа.
Практическое достижение данной цели возможно при решении ряда задач:
- формирование у учащихся слуховых представлений, необходимых для успешной исполнительской практики, художественного музыкального вкуса, воспитание музыкального мышления, осознанного, сознательного отношения к музыкальным произведениям;
- развитие интонационных навыков, чувства метроритма, творческих навыков;
- развитие интеллектуально-художественных сторон личности.
Программа сольфеджио включает в себя следующие разделы:
- вокально-интонационные навыки;
- сольфеджирование и пение с листа;
- воспитание чувства метроритма;
- воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);
- музыкальный диктант;
- воспитание творческих навыков;
- теоретические сведения.
Гармоничное развитие грамотного музыканта в классе сольфеджио возможно лишь в том случае, если все формы работы, предусмотренные программой, будут находиться между собой в тесной взаимосвязи.
Теоретические знания, получаемые учащимися на уроках, должны быть связаны с практическими навыками. Освоение теоретического материала способствует развитию музыкального мышления, сознательного отношения к изучаемым музыкальным явлениям. Все теоретические сведения, получаемые учащимися, должны опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской деятельности учащихся.
Данная программа рассчитана на работу с учащимися от 7 лет. Срок реализации - 7 лет, с 1 по 7 классы. Почасовая нагрузка составляет 1,5 часа в неделю.
Методику работы по сольфеджио определяют возрастные особенности детей.
В младших классах (1-2) формируются основа усвоения – эмоциональное восприятия детей, осознанность эмоциональных ощущений. Педагогом воспитывается дисциплина, правильная направленность слухового внимания, активность в накоплении слуховых впечатлений.
В средних классах (3-5), где уровень интеллектуального развития детей выше, основа работы – узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений. Продолжается развитие навыков практического использования полученных знаний и умений.
В старших классах (6-7) воспитывается музыкальное мышление, творческая активность, способность к теоретическим обобщениям. Учитывая возрастные особенности учащихся разных классов, применяются интегрированные технологии. Усиление работы над освоением чтения с листа и записи музыки, применение на практике полученных знаний и навыков.
Программа по сольфеджио нацелена на воспитание грамотного слушателя, любителя музыки, способного воспринимать музыку как целостно, так и дифференцированно, выявляя в звучащем потоке основные элементы музыкального языка, его связи с жанром и стилем.
Ведущая форма занятий – групповой урок. Состав учащихся: в младших классах 8-10 человек, в старших классах 5-8 человек (мелкогрупповые занятия).
На уроках должны использоваться основные музыкальные формы работы: пение интонационных упражнений, анализ на слух, чтение с листа и запись диктантов. Для оценки успеваемости учащихся применяются разные типы опросов: по выполнению домашнего задания, по пройденной теме, за точное интонирование, анализ на слух, запись диктанта.
Учебно-тематический план
теория | практика | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1. | Вокально-интонационные навыки | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 6 | |
2. | Сольфеджирование и пение с листа | 7 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 7 | 6 | 5 | 5 | 4 | 5 | |
3. | Ритмические партитуры, упражнения | 4 | 5 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 5 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
4. | Анализ на слух | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 6 | |
5. | Музыкальный диктант | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 5 | 6 | 6 | 5 | 5 | |
6. | Творческие навыки | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | |
7. | Основные теоретические понятия | 7 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | |
Всего: | 45 + 4 контрольный урок в каждой четверти. |
Формы контроля и критерии оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды контроля: текущий контроль, контрольный опрос, экзамен.
Текущий контроль осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за качеством освоения программы.
Контрольный опрос осуществляется в конце каждой четверти согласно графику проведения контрольных точек.
Экзамен (выпускной (VII класс) и переводной (IV класс)) проводится в конце учебного года (обычно в мае месяце) и состоит из письменной работы (диктанта) и устного индивидуального опроса. Экзамен проводит педагог, ведущий данную группу.
Диктант, выбранный педагогом, должен соответствовать уровню подготовки группы. Количество проигрываний – 8-10 раз в течение 20-25 минут (в зависимости от уровня сложности и объема).
Устный опрос состоит из чтения с листа несложной мелодии, определения на слух, пения пройденных гамм, интервалов и аккордов. Каждый учащийся должен быть опрошен по всем пунктам, перечисленным в экзаменационном билете. Оценки за экзаменационный диктант и устный опрос выставляются экзаменационной комиссией.
Участие учащихся в музыкально-теоретических олимпиадах различных уровней приравнивается к экзамену и учитывается в итоговой оценке.
Критерии оценок
Все формы контроля в рамках данной программы оцениваются по 4х бальной системе.
Оценка «5» («отлично»):
- вокально-интонационные навыки:
- чистота интонации;
- ритмическая точность;
- синтаксическая осмысленность фразировки;
- выразительность исполнения;
- владение навыками чтения с листа;
- ритмические навыки:
- владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
- владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
- умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями.
Оценка «4» («хорошо»):
- вокально-интонационные навыки:
- недостаточно чистая интонация;
- недостаточная ритмическая точность;
- синтаксическая осмысленность фразировки;
- выразительность исполнения;
- недостаточное владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
- владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
- владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- недостаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
- умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки:
- нечистая интонация;
- недостаточная ритмическая точность;
- синтаксическая осмысленность фразировки;
- недостаточная выразительность исполнения;
- слабое владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
- слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
- слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
- неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки:
- нечистая интонация;
- ритмическая неточность;
- отсутствие синтаксической осмысленности фразировки;
- невыразительность исполнения;
- невладение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
- невладение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
- невладение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- невладение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
- неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
- несоответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки программным требованиям.
Методические рекомендации
Вокально-интонационные навыки.
Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально-интонационные упражнения.
Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить
практически те теоретические сведения, которые учащиеся получают на
уроках сольфеджио, или наоборот, дают до теоретического обобщения
слуховую базу.
При работе над интонационными упражнениями педагог должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободное дыхание, умение петь сначала маркато, а за тем распевно, легато).
На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения вначале выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме по руке педагога. В дальнейшем упражнения следует ритмически оформлять. Упражнения следует давать как в ладу, так и от заданного звука. К интонационным упражнениям относится пение гамм (мажорных, минорных), отдельных ступеней лада в разбивку и составленных из них мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и т.д. (обязательно в восходящем и нисходящем движении).
В целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувства строя, ансамбля и, как подготовительные упражнения к многоголосному сольфеджированию, необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в двух- и трехголосном гармоническом звучании.
Параллельно с ладовыми упражнениями в тональности следует систематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов (в мелодическом и гармоническом виде) от заданного звука (учащиеся должны уметь разрешать интервалы, аккорды и их обращения, мысленно представив себе так же ту или иную тональность).
Сольфеджирование и пение с листа
Сольфеджирование и сольмизация являются основой формой работы в классе сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада, ритма.
Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам. При этом педагог должен обращать внимание на правильность и четкость показа долей метрической пульсации.
Педагог должен ориентироваться на голосовой диапазон учащихся младших. В старших классах его необходимо расширить. Встречаются учащиеся с ограниченным голосовым диапазоном. Следует систематически работать над его расширением.
На уроках сольфеджио должно преобладать пение с гармоническим сопровождением (особенно в начальных классах). Не рекомендуется дублировать исполняемую мелодию на фортепиано. В некоторых случаях, при трудных интонационных оборотах или потере ощущения лада, можно поддержать пение ученика. Необходимо использовать (особенно в младших классах) пение песен с текстом и фортепианным сопровождением.
Начинать работу над двухголосным пением следуете разучивания несложных
песен и примеров, освоенных на выученных попевках. Далее можно
использовать параллельное движение голосов (работа над имитационным
двухголосием начинается с пения канонов).
Пение с листа - один из важнейших показателей выработки практических навыков. Это пение по нотам незнакомой мелодии без предварительного разучивания.
Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к моменту начала работы наличия у учащегося значительного слухового опыта, ощущения метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей, знания нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является, ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность, перестраиваться из одного лада в другой.
В процессе работы особое внимание нужно уделять развитию внутреннего слуха (научить учащихся мысленно представлять себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней).
Перед началом пения исполняемый пример можно разобрать, проанализировать. В младших классах учащиеся это делают совместно с педагогом, в старших - самостоятельно. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические и другие особенности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать прием сольмизации (проговаривания названии звуков в ритме).
При пении с листа очень важна предварительная настройка в данной тональности. Желательно, чтобы она проводилась самими учащимися от данной тоники или от ноты «Ля», взятой с помощью камертона или фортепиано.
Музыкальные примеры для пения с листа должны быть легче разучиваемых в классе. В них должны преобладать знакомые учащимся мелодические и ритмические обороты. Очень важна художественная ценность примеров, доступность материала для данного возраста, стилистическое разнообразие.
Как сольфеджирование выученных примеров, так и пение с листа в младших классах следует проводить большей частью коллективно, группами и лишь в дальнейшем переходить к индивидуальному пению или опросу «цепочкой».
Важным и полезным приемом в работе является транспонирование выученных мелодии в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий.
Воспитание чувства метроритма
Воспитание чувства метроритма столь же необходимо, как и развитие ладово-интонационных навыков.
Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения, упражнения с ритмослогами.
При подборе первоначальных ритмических упражнений следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией (ходьба, бег под музыку, хлопки). Именно с этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительности (четверть - «шаг», восьмые - «бег»).
Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии, простукивание ритмического рисунка записанного на доске, проговаривание ритмического рисунка слогами с тактированием или без него, ритмические остинато, аккомпанемент к песням, ритмические каноны с текстом, без текста, чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах, ритмические диктанты.
Все упражнения предлагаются в разных размерах и темпах.
Дирижирование по схеме на начальном этане представляет для учащегося значительную трудность. Поэтому его можно заменить любым другим движением, отмечающим равномерную пульсацию доли, например, тактированном. Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов.
Воспитание музыкального восприятия
(анализ на слух)
Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха учащегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача - научить учащегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создаст необходимую слуховую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работой, диктантом).
Систематическая работа по анализу на слух дает возможность учащемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление.
Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух направлениях:
а) целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков;
б) анализ отдельных элементов музыкального языка и их значение в
передаче чувств и мыслей, композитора.
Анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм, отдельных ступеней лада, мелодических оборотов, ритмических оборотов, интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз, в гармоническом звучании от звука в тональностях на ступенях лада, взятых отдельно и в последовательностях, аккордов и их обращений в тесном расположении, в мелодическом и гармоническом звучании, в тональности и от звука, последовательностей из нескольких аккордов.
Музыкальный диктант
Диктант является одной из проверочных форм работы в курсе Сольфеджио. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.
В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться с введением письменной формы работы, а некоторое время заниматься лишь различными подготовительными упражнениями. Успешная запись диктанта зависит также от индивидуальности учащегося, его музыкальной памяти, ладового слуха, ладового мышления, ориентировки в мелодическом движении: вверх, вниз, скачкообразно, по звукам аккордов и т.д., от его технологической подготовки к записи диктанта.
Важно для учащегося уметь разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения), а также иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: ее размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка.
Формы диктантов могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Учащиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи.
Наряду с такими диктантами следует давать диктант без предварительного разбора. Такой диктант записывается учащимися в течение установленного времени, при определенном числе проигрываний. Вначале диктант проигрывается 3 раза подряд (учащиеся в это время слушают и запоминают мелодию), а затем еще с интервалом в 2-3 минуты (к концу реже). Такие диктанты более целесообразны в средних и старших классах, т.е. только тогда, когда учащиеся научатся, самостоятельно анализировать мелодию.
Особенно на начальном этапе нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному восприятию учащимися
отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память (эти диктанты даются во все более быстрых темпах).
Полезно записывать мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением.
Время для диктанта устанавливается педагогом в зависимости от его
объема и трудности.
Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок.
Дома можно выучивать диктанты наизусть, транспонировать, подбирать на фортепиано.
Музыкальным материалом для диктанта могут служить мелодии из специальных сборников диктантов, а также из музыкальной литературы.
Воспитание творческих навыков
Знакомство с современными системами музыкального воспитания, многолетние наблюдения за учащимися, а также накопленный практический опыт ряда педагогов показали, что развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует не только более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике, но и ускоряет учебный процесс в несколько раз.
Поскольку творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить.
Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха (лада-интонационный, гармонический, чувство метроритма, формы, музыкальную память), а также развивают вкус и наблюдательность.
Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с
условием обязательной проверки или обсуждения работ всем классом.
Теоретические сведения
Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.
В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляют старшие классы, где как бы подводится итог знаниям, приобретенным учащимися к моменту окончания музыкальной школы.
Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом учащихся, каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале.
Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной ориентировки в тональностях приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодические и гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.
Учащиеся на уроках сольфеджио исполняют, анализируют музыкальные произведения и их отрывки, поэтому необходимо познакомить их с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения.
Содержание
Семилетний срок обучения
1 класс
Вокально-интонационные навыки. Правильное положение корпуса, спокойный вдох, одновременный вдох перед началом пения. Выработка одновременного дыхания и его рациональное использование на протяжении фразы. Слуховое осознание чистой интонации.
Сольфеджирование и пение с листа.
Воспитание чувства метроритма.
Анализ на слух.
Диктант. Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха.
Творчество.
Теория.
|
2 класс
Вокально-интонационные навыки.
Сольфеджирование и пение с листа.
Воспитание чувства метроритма.
3. длительности восьмые, четвертные, половинные, половинная с точкой, целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатые в размерах 2/4, ¾, 4/4; 4. умение дирижировать в этих размерах; 5. пауза целая; 6. ритмические партитуры, ритмические диктанты; 7. ритмическое остинато.
Анализ на слух.
Диктант
Творчество
Теория
|
3 класс
Вокально-интонационные навыки.
4. пение пройденных интервалов от звука ↑ ↓ и двухголосно группами; 5. пение диатонических секвенций с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов; 6. мажорных и минорных трезвучий 3-х гол. группами; 7. упражнения на обращение трезвучий.
Сольфеджирование и пение с листа.
Воспитание чувства метроритма.
Анализ на слух
Диктант
Творчество
Теория
|
4 класс
Вокально-интонационные навыки. Пение:
Сольфеджирование и пение с листа. Пение:
Воспитание чувства метроритма.
в размерах 3/8, 6/8;
Анализ на слух.
Диктант
Творчество
Теория.
|
5 класс
Вокально-интонационные навыки.
Сольфеджио и пение с листа.
Воспитание чувства метроритма.
Анализ на слух.
Диктант.
Творчество
Теория
|
6 класс
Вокально-интонационные навыки. Пение:
Сольфеджирование и пение с листа.
Воспитание чувства метроритма.
Анализ на слух.
Диктант.
Творчество
Теория.
|
7 класс
Вокально-интонационные навыки Пение:
Сольфеджирование и пение с листа Пение с листа:
Воспитание чувства метроритма
Анализ на слух
Диктанты
Творчество Импровизация и сочинение:
Теория 1.понятия: родственные тональности, параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности, смешанный размер; 2.тональности – все употребительные; 3.общие сведения о семиступенных диатонических народных ладах; 4.интервалы: все диатонические, тритоны, характерные; 5.аккорды: T, S, D с обращением, D7 с обращением и разрешением, мVII7, умVII7 в мажоре и миноре; 6.определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту. |
Список литературы
Методическая литература
- Алексеев Б. К вопросу о методике записи музыкального диктанта.// Воспитание музыкального слуха. Методическое пособие. Вып. 2/ Сост. А.Агажанов – М., 1985.
- Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.
- Бельская И. Работа над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ // Музыкальное просвещение №2 (12), 2002.
- Бельская И. Работа над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ // Музыкальное просвещение №3 (13), 2002.
- Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. – М., 1978.
- Вопросы методики воспитания слуха // Сб.статей. – Л., 1967.
- Воспитание музыкального слуха // Сб.статей. Вып. 1-4. – М., 1977, 1985, 1993, 1999.
- Восприятие музыки // Сб.статей. – М., 1980.
- Готсдинер А. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. Сб.статей. – М., 1974.
- Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1975.
- Как преподавать сольфеджио в ХХI веке. // Сб. статей / Сост. О.Берак, М.Карасева. – М., 2006.
- Карасева М. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха. – М., 1999.
- Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. – М., 1998.
- Масленкова Л. Психология музыкального диктанта // Теоретическте дисциплины в музыкальном училище. – Л., 1977.
- Мюллер Т. Вопросы методики сольфеджио // Воспитание музыкального слуха: Сб. статей. Сост. А.Агажанов. – М., 1977.
- Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
- Островский Методика теории музыки и сольфеджио. – Л., 1970.
- Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. – М., 1993.
- Середа В. Основы интегральной методики в музыкально-теоретическом цикле музыкального училища // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования (материалы научно- практической конференции 27-29 октября 1998 г.). – М., 2000.
- Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М., 1985.
Учебники и учебные пособия
- Андреева М. От примы до октавы: Часть I // Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. Издание шестое. – М., 1988.
- Андреева М. От примы до октавы: Часть III // Сольфеджио для V классов ДМШ. Издание шестое. – М., 1992.
- Барабошкина А. Сольфеджио. 1 класс. М., 1983.
- Барабошкина А. Сольфеджио. 2 класс. М., 1999.
- Берков В. Пособие по гармоническому анализу. – М., 1966.
- Вахромеева Т. Тесты по музыкальной грамоте и сольфеджио: Учеб. Пособие для 1-7-го классов ДМШ и студий. – М., 1999.
- Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. Издание четвертое – М., 1984.
- Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. – М.,
- Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. – М., 1986.
- Енилеева Л. Одноголосные диктанты. – М., 1984.
- Калужская Т. Сольфеджио. 6 класс. М., 1992 г.
- Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио. 1-7 класс. М., 2001.
- Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио: одноголосие. – М., 1988.
- Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио: двухголосие. – М., 1999.
- Котляревская-Крафт М. Сольфеджио. 1 класс. С/Пб., 1992 г.
- Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 1 класс. С/Пб., 1999 г.
- Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 2 класс. С/Пб., 1997 г.
- Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 3 класс. С/Пб., 1998 г.
- Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 4 класс. С/Пб., 1998 г.
- Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 5 класс. С/Пб., 1996 г.
- Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 6 класс. С/Пб., 1997 г.
- Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 7 класс.
- Музыкальные диктанты для ДМШ. – М., 1980.
- Привано Н. Хрестоматия по гармоническому анализу. Ч.1-4. – Л.-М.,
1967, 1970, 1972, 1973.
- Середа В. Каноны: пособие по сольфеджио для ДМШ и муз.
училищ. – М., 1999.
26. Фридкин Г. Одноголосные диктанты. – М., 1993.
27. Фролова Сольфеджио 1 класс. – Ростов-на-Дону, 2000.
28. Фролова Сольфеджио 2 класс. - Ростов-на-Дону, 2001.
29. Фролова Сольфеджио 3 класс. – Ростов-на-Дону, 2002.
30. Фролова Сольфеджио 4 класс. – Ростов-на-Дону, 2003.
31. Фролова Сольфеджио 5 класс. – Ростов-на-Дону, 2003.
32. Фролова Сольфеджио 6 класс. – Ростов-на-Дону, 2004.
33. Фролова Сольфеджио 7 класс. - Ростов-на-Дону, 2004.
Вокально-интонационные навыки. Правильное положение корпуса, спокойный вдох, одновременный вдох перед началом пения. Выработка одновременного дыхания и его рациональное использование на протяжении фразы. Слуховое осознание чистой интонации.
Сольфеджирование и пение с листа
Воспитание чувства метроритма
Анализ на слух
Музыкальный диктант
Воспитание творческих навыков
Теория
|
Содержание курса
1 класс
Вокально-интонационные навыки.
Сольфеджирование и пение с листа.
Воспитание чувства метроритма.
Анализ на слух.
Диктант.
Творчество.
Теория.
|
2 класс
3 класс
Вокально-интонационные навыки. Пение:
Сольфеджирование и пение с листа.
Воспитание Чувства Метроритма.
Анализ на слух.
Диктант.
Творчество.
Теория
|
4 класс
Вокально-интонационные навыки Пение:
Сольфеджирование и пение с листа.
Воспитание чувства метроритма. 1. ритмические упражнения с использованием пройденных размеров и длительностей в размерах 2/4, ¾, 4/4; в размерах 3/8, 6/8; 2. укрепление техники дирижерского жеста; 3. двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально (двумя руками); 4. ритмические диктанты; 5. сольмизация незнакомых и выученных мелодий. Анализ на слух.
Диктант.
Творчество.
Теория.
|
5 класс
Вокально-интонационные навыки. Пение:
Сольфеджирование и пение с листа.
Воспитание чувства метроритма.
Анализ на слух.
Диктант.
Творчество.
Теория.
|
Методическое обеспечение
1.Репертуарные списки:
- для учащихся по чтению с листа для 1-7 классов и разных категорий
учащихся, отличающихся по уровню способностей;
- по анализу на слух гармонических последовательностей;
- по анализу форм произведений.
2.Дидактический материал:
- нотная клавиатура;
- дидактические игры (Ленцин Т. «Музыкальное домино». Изд. «Классика XXI в. 1987 г.; Емцова О. «Простой способ сочинять музыку, не зная правил. Учебно-игровое пособие. Изд. «Классика XXI в. 1987 г.).
- плакаты, таблицы. Белецкий О. Изд. «Музыка» Омск 1995 г.
3. Оборудование класса: инструмент, парты, доска.
4. Техническое обеспечение: теле-видио-аппаратура;
5. Методические сообщения и доклады:
- методическое пояснение «Тритоны». Николаева Н.С. 2001 г.;
- методический доклад «Сольфеджио в подготовительной группе» Смолина Г.А. 2001 г.;
- методический доклад «Творческое развитие учащихся младшего и среднего возрастов разной степени одаренности». Харитонова О.А. 2001 г.;
- методический доклад «Развитие гармонического слуха». Березина О.А. 2001 г.;
- методический доклад «Как сочинить мелодию» Харитонова О.А. 2002 г.;
- методическое сообщение «Развивающая роль предметов теоретического обучения» Николаева Н.С. 2002 г.;
- методический доклад «Теория и методика развития музыкального слуха» Николаева Н.С. 2003 г.;
- методический доклад «Урок. Его организация» Телеш С.А. 2003 г.;
- методический доклад «Специфика курса сольфеджио на исполнительских и хоровом отделениях» Телеш С.А. 2003 г.;
- методический доклад «Методическая литература по сольфеджио в сфере инновационных разработок» Харитонова О.А. 2004 г.;
- методический доклад «Интервалы» Харитонова О.А. 2004 г.;
- методический доклад «Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. Начальные упражнения по освоению лада» Николаева Н.С. 2005 г.;
- методический доклад «Аккорды» Харитонова О.А. 2006 г.
6. Открытые уроки:
- сольфеджио в 5 классе Н.о. и Ф.о. преп. Николаева Н.С. Тема «Вокально-интонационные навыки» 2001 г.
- сольфеджио в 3 классе Н.о. преп. Телеш С.А. Тема «Развитие слуховых и вокально-интонационных навыков. Освоение классической тональной системы» 2002 г.
- сольфеджио в 4 классе Ф.о. и Н.о. Преп. Николаева Н.С. Тема «Доминантсептаккорд. Освоение D7 в тональностях мажора и минора» 2003 г.
- сольфеджио в 3 классе. Преп. Харитонова О.А. Тема «Терции с разрешением в мажорном и минорном ладу» 2004 г.
- сольфеджио в 1 классе. Преп. Харитонова О.А. Тема «Ритмические упражнения на уроках сольфеджио» 2004 г.
- сольфеджио в 2 классе Н.о и Ф.о. Преп. Евлампьева С.А. Тема «Интонационно-слуховая работа на уроках сольфеджио» 2005 г.
- сольфеджио в 4 классе Х.о. Преп. Смолина Г.А. Тема «Тритоны» 2005 г.
7. Тесты по разным видам деятельности:
- по теории
- практической деятельности
- по тематическим разделам
- по степени одаренности.
Список литературы
Методическая литература
- Алексеев Б. К вопросу о методике записи музыкального диктанта.// Воспитание музыкального слуха. Методическое пособие. Вып. 2/ Сост. А.Агажанов – М., 1985.
- Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.
- Бельская И. Работа над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ // Музыкальное просвещение №2 (12), 2002.
- Бельская И. Работа над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ // Музыкальное просвещение №3 (13), 2002.
- Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. – М., 1978.
- Вопросы методики воспитания слуха // Сб.статей. – Л., 1967.
- Воспитание музыкального слуха // Сб.статей. Вып. 1-4. – М., 1977, 1985, 1993, 1999.
- Восприятие музыки // Сб.статей. – М., 1980.
- Готсдинер А. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. Сб.статей. – М., 1974.
- Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1975.
- Как преподавать сольфеджио в ХХI веке. // Сб. статей / Сост. О.Берак, М.Карасева. – М., 2006.
- Карасева М. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха. – М., 1999.
- Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. – М., 1998.
- Масленкова Л. Психология музыкального диктанта // Теоретическте дисциплины в музыкальном училище. – Л., 1977.
- Мюллер Т. Вопросы методики сольфеджио // Воспитание музыкального слуха: Сб. статей. Сост. А.Агажанов. – М., 1977.
- Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
- Островский Методика теории музыки и сольфеджио. – Л., 1970.
- Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. – М., 1993.
- Середа В. Основы интегральной методики в музыкально-теоретическом цикле музыкального училища // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования (материалы научно- практической конференции 27-29 октября 1998 г.). – М., 2000.
- Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М., 1985.
Учебники и учебные пособия
- Андреева М. От примы до октавы: Часть I // Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. Издание шестое. – М., 1988.
- Андреева М. От примы до октавы: Часть III // Сольфеджио для V классов ДМШ. Издание шестое. – М., 1992.
- Барабошкина А. Сольфеджио. 1 класс. М., 1983.
- Барабошкина А. Сольфеджио. 2 класс. М., 1999.
- Берков В. Пособие по гармоническому анализу. – М., 1966.
- Вахромеева Т. Тесты по музыкальной грамоте и сольфеджио: Учеб. Пособие для 1-7-го классов ДМШ и студий. – М., 1999.
- Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. Издание четвертое – М., 1984.
- Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. – М.,
- Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. – М., 1986.
- Енилеева Л. Одноголосные диктанты. – М., 1984.
11.Калужская Т. Сольфеджио. 6 класс. М., 1992 г.
12.Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио. 1-7 класс. М., 2001.
13.Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио: одноголосие. – М., 1988.
14.Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио: двухголосие. – М., 1999.
15.Котляревская-Крафт М. Сольфеджио. 1 класс. С/Пб., 1992 г.
16.Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 1 класс. С/Пб., 1999 г.
17.Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 2 класс. С/Пб., 1997 г.
18.Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 3 класс. С/Пб., 1998 г.
19.Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 4 класс. С/Пб., 1998 г.
20.Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 5 класс. С/Пб., 1996 г.
21.Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 6 класс. С/Пб., 1997 г.
22.Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 7 класс.
23.Музыкальные диктанты для ДМШ. – М., 1980.
24.Привано Н. Хрестоматия по гармоническому анализу. Ч.1-4. – Л.-М.,
1967, 1970, 1972, 1973.
25.Середа В. Каноны: пособие по сольфеджио для ДМШ и муз.
училищ. – М., 1999.
26.Фридкин Г. Одноголосные диктанты. – М., 1993.
27.Фролова Сольфеджио 1 класс. – Ростов-на-Дону, 2000.
28.Фролова Сольфеджио 2 класс. - Ростов-на-Дону, 2001.
29.Фролова Сольфеджио 3 класс. – Ростов-на-Дону, 2002.
30.Фролова Сольфеджио 4 класс. – Ростов-на-Дону, 2003.
31.Фролова Сольфеджио 5 класс. – Ростов-на-Дону, 2003.
32.Фролова Сольфеджио 6 класс. – Ростов-на-Дону, 2004.
33.Фролова Сольфеджио 7 класс. - Ростов-на-Дону, 2004.
Евлампьева Светлана Анатолиевна, МОУ ДОД «Детская музыкальная школа»
[1] Камаева Т., Камаев А. Может ли сольфеджио быть азартным // Как преподавать сольфеджио в XXI веке. М., 2006. с. 28
Предварительный просмотр:
Программа по сольфеджио 1-5 классы ДМШ.
Пояснительная записка
Сегодня музыкальное образование переживает сложные времена. Культурное образование, а, в частности, музыкальное, начинает играть второстепенную роль, перестает быть востребованным. В связи с этим система музыкального образования, которая вырабатывалась десятилетиями, не может не быть адаптирована к реалиям сегодняшнего дня.
Особо остро стоит проблема контингента. Дети зачастую принимаются в музыкальную школу без конкурсной основы, до конца первого класса доходят не все.
Следует также отметить низкий уровень здоровья у детей нынешнего поколения, особенно в районах крайнего севера: «следствием социальных процессов в стране стало заметное снижение показателей физического и интеллектуального здоровья детского населения».[1] Все вышесказанное побуждает педагогов к смене содержания учебного процесса, его упрощению. Выше изложенные факты стали причиной создания данной программы по сольфеджио для отделения инструментального музицирования и музыкального исполнительства .
В системе дополнительного образования детей данная программа «Сольфеджио» имеет художественно-эстетическую направленность, включает в себя музыкально-теоретическую подготовку и общее музыкальное образование.
В ее основу положена типовая программа «Сольфеджио» Министерства Культуры СССР, утвержденная Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства Культуры СССР в 1984 году.
Так как данная программа является адаптированной для преподавания в ДМШ ее отличие (новизна) от программы по сольфеджио 1984 года заключается в меньшем объеме предлагаемых теоретических понятий и, следовательно, в упрощении способов реализации этих понятий на практике.
Актуальность программы определяется решением в образовательном процессе тех современных художественно-эстетических, духовно-нравственных задач, которые определены в ФЗРФ «Об образовании в концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года», в Государственном Стандарте, в концепции развития художественного образования РФ и направлена на формирование художественного вкуса, художественно-практической, культурно-исторических компетенций и оценочный критерий в контексте духовных нравственных и эстетических идеалов музыкального образования и художественного воспитания.
Как и весь комплекс дисциплин, из которого состоит учебный процесс в ДМШ и ДШИ, так и данная программа призвана помочь развить в ребенке его эмоциональный, интеллектуальный, эстетический потенциал.
Целью программы «Сольфеджио» является развитие учащихся и овладение ими системой музыкально-теоретических знаний, умений и навыков интонирования, слухового анализа.
Практическое достижение данной цели возможно при решении ряда задач:
- формирование у учащихся слуховых представлений, необходимых для успешной исполнительской практики, художественного музыкального вкуса, воспитание музыкального мышления, осознанного, сознательного отношения к музыкальным произведениям;
- развитие интонационных навыков, чувства метроритма, творческих навыков;
- развитие интеллектуально-художественных сторон личности.
Программа сольфеджио включает в себя следующие разделы:
- вокально-интонационные навыки;
- сольфеджирование и пение с листа;
- воспитание чувства метроритма;
- воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);
- музыкальный диктант;
- воспитание творческих навыков;
- теоретические сведения.
Гармоничное развитие грамотного музыканта в классе сольфеджио возможно лишь в том случае, если все формы работы, предусмотренные программой, будут находиться между собой в тесной взаимосвязи.
Теоретические знания, получаемые учащимися на уроках, должны быть связаны с практическими навыками. Освоение теоретического материала способствует развитию музыкального мышления, сознательного отношения к изучаемым музыкальным явлениям. Все теоретические сведения, получаемые учащимися, должны опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской деятельности учащихся.
Данная программа рассчитана на работу с учащимися 9-10 лет. Срок реализации - 5 лет, с 1 по 5 классы. Почасовая нагрузка составляет 1,5 часа в неделю.
Методику работы по сольфеджио определяют возрастные особенности детей.
В младших классах (1-2 ) формируются основа усвоения – эмоциональное восприятия детей, осознанность эмоциональных ощущений. Педагогом воспитывается дисциплина, правильная направленность слухового внимания, активность в накоплении слуховых впечатлений.
В старших классах (3-5), где уровень интеллектуального развития детей выше, основа работы – узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений. Продолжается развитие навыков практического использования полученных знаний и умений. Кроме того, воспитывается музыкальное мышление, творческая активность, способность к теоретическим обобщениям. Учитывая возрастные особенности учащихся разных классов, применяются интегрированные технологии. Усиление работы над освоением чтения с листа и записи музыки, применение на практике полученных знаний и навыков.
Программа по сольфеджио нацелена на воспитание грамотного слушателя, любителя музыки, способного воспринимать музыку как целостно, так и дифференцированно, выявляя в звучащем потоке основные элементы музыкального языка, его связи с жанром и стилем.
Ведущая форма занятий – групповой урок. Состав учащихся: в младших классах 8-10 человек, в старших классах 5-8 человек (мелкогрупповые занятия).
На уроках должны использоваться основные музыкальные формы работы: пение интонационных упражнений, анализ на слух, чтение с листа и запись диктантов. Для оценки успеваемости учащихся применяются разные типы опросов: по выполнению домашнего задания, по пройденной теме, за точное интонирование, анализ на слух, запись диктанта.
Контрольный опрос (устный или письменный) проводится в конце каждой четверти.
Выпускные и переводные экзамены (III класс) проводятся в конце учебного года (обычно в мае месяце) и состоят из письменной работы (диктанта) и устного индивидуального опроса. Экзамен проводит педагог, ведущий данную группу.
Диктант, выбранный педагогом, должен соответствовать уровню подготовки группы. Количество проигрываний – 8-10 раз в течение 20-25 минут (в зависимости от уровня сложности и объема).
Устный опрос состоит из чтения с листа несложной мелодии, определения на слух, пения пройденных гамм, интервалов и аккордов. Каждый учащийся должен быть опрошен по всем пунктам, перечисленным в экзаменационном билете. Оценки за экзаменационный диктант и устный опрос выставляются экзаменационной комиссией.
Участие учащихся в музыкально-теоретических олимпиадах различных уровней приравнивается к экзамену и учитывается в итоговой оценке.
Система оценок
Все формы контроля в рамках данной программы оцениваются по 4 бальной системе.
«5» ставится, если учащиеся без ошибок отвечает теоретический материал и интонационно точно его пропевает, определяет на слух все предложенные интервалы после первого проигрывания, без интонационных и ритмических ошибок, а так же без остановок читает с листа или поет выученный номер.
«4» ставится если учащийся без ошибок отвечает теоретический материал, но допускает неточности при интонировании, определяет на слух только после 2-х – 3-х проигрований, а так же допускает мелкие ошибки при чтении с листа.
«3» ставится если учащийся делает ошибки при построении, интонировании, чтении с листа, определении на слух.
«2» ставится если учащийся не владеет теоретическим материалом, не может воспроизвести его интонационно, определить на слух.
Учебники и учебные пособия
- Андреева М. От примы до октавы: Часть I // Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. Издание шестое. – М., 1988.
- Андреева М. От примы до октавы: Часть III // Сольфеджио для V классов ДМШ. Издание шестое. – М., 1992.
- Барабошкина А. Сольфеджио. 1 класс. М., 1983.
- Барабошкина А. Сольфеджио. 2 класс. М., 1999.
- Берков В. Пособие по гармоническому анализу. – М., 1966.
- Вахромеева Т. Тесты по музыкальной грамоте и сольфеджио: Учеб. Пособие для 1-7-го классов ДМШ и студий. – М., 1999.
- Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. Издание четвертое – М., 1984.
- Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. – М.,
- Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. – М., 1986.
- Енилеева Л. Одноголосные диктанты. – М., 1984.
11.Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио. 1-7 класс. М., 2001.
12.Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио: одноголосие. – М., 1988.
13.Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио: двухголосие. – М., 1999.
14.Котляревская-Крафт М. Сольфеджио. 1 класс. С/Пб., 1992 г.
15.Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 1 класс. С/Пб., 1999 г.
16.Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 2 класс. С/Пб., 1997 г.
17.Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 3 класс. С/Пб., 1998 г.
18.Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 4 класс. С/Пб., 1998 г.
19.Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио. 5 класс. С/Пб., 1996 г.
20.Музыкальные диктанты для ДМШ. – М., 1980.
21.Привано Н. Хрестоматия по гармоническому анализу. Ч.1-4. – Л.-М.,
1967, 1970, 1972, 1973.
22.Фридкин Г. Одноголосные диктанты. – М., 1993.
23.Фролова Сольфеджио 1 класс. – Ростов-на-Дону, 2000.
24.Фролова Сольфеджио 2 класс. - Ростов-на-Дону, 2001.
25.Фролова Сольфеджио 3 класс. – Ростов-на-Дону, 2002.
26.Фролова Сольфеджио 4 класс. – Ростов-на-Дону, 2003.
27.Фролова Сольфеджио 5 класс. – Ростов-на-Дону, 2003.
[1] Камаева Т., Камаев А. Может ли сольфеджио быть азартным // Как преподавать сольфеджио в XXI веке. М., 2006. с. 28
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
(пятый и шестой года обучения)
Пятый и шестой года обучения являются дополнительными по отношению к основному курсу. Они предназначены для учащихся, которым решением педагогического совета продлено пребывание в школе на два года с целью их подготовки к поступлению в средние специальные учебные заведения.
Назначение занятий по музыкальной литературе – содействовать профессиональной ориентации учащихся, их сознательному выбору профессии музыканта путем расширения и углубления знаний, умений, приобретенных при изучении основного курса, и в самостоятельном общении с музыкой.
В последнее время огромное внимание уделяется трагическому и взрывному ХХ веку. В настоящий момент наступило осмысление этого культурного этапа. Наступивший век ХХ требует дистанцированного и итогового синтеза. Однако изучение этого периода музыкальной культуры в достаточно полном объеме касается прежде всего вузовского образования. В училищах знакомство с ним достаточно фрагментарно, а в музыкальных школах часто ограничено лишь изучением творчества Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна (причем затрагивается только отечественная музыка, оставляя без внимания зарубежную музыкальную культуру). В результате возникает дисбаланс между фрагментарным и случайным знакомством школьников с оперной, симфонической, инструментальной музыкой нашего времени и погруженностью их в массовую культуру.
Представляется целесообразным познакомить учащихся именно с этим периодом музыкального искусства. Здесь не ставится цель полного и детального исследования музыки ХХ века. Это бы было не продуктивно для школ, так как при этом терялась бы общая картина музыкальной культуры. Но и только панорамный подход не достаточен: во-первых, он не отвечает особенностям психологии школьников с преобладанием образно-эмоционального и конкретно-деятельного восприятия; во-вторых, при таком способе изложения материала может ускользнуть специфика явления, многие подчас очень существенные композиторские находки.
Из подбора и последовательности тем у учащихся должно сложиться общее представление о музыкальном процессе в Европе и России ХХ столетия, художественных направлениях и техниках письма.
Выбор музыкальных произведений определяется фондами нотной библиотеки, фонотеки детской музыкальной школы.
Методику занятий можно представить в следующем виде.
Тему открывает небольшое вступительное слово преподавателя, устанавливающее связи новой темы с содержанием предыдущих уроков и собирающее внимание учеников. Затем слово передается ученику, подготовившему сообщение по данной теме в пределах 5-10 мин. (возможно чтение написанного текста). Оно должно содержать краткую характеристику эпохи, среды, личности и творческого наследия композитора. При этом можно приводить наиболее значительные факты из жизни композитора. Задача преподавателя подробно объяснить учащемуся, каким должно быть подобное сообщение. Обучающая направленность такого рода заданий заключается в приобщении школьников к студенческому виду работы над текстовым материалом, из которого нужно отобрать минимум необходимого. Отсутствие школьного учебника по тематике года делает необходимым обращение к иным источникам информации (словари, справочники, энциклопедии, литература о музыке для школьников, статьи в музыкальных журналах, возможно использование учебных пособий по музыкальной литературе для музыкальных училищ).
Основное время урока посвящается прослушиванию музыки с необходимым предисловием преподавателя, подготавливающим осмысленное восприятие произведения. Обмен впечатлениями и краткое подведение итогов завершают урок.
Завершением учебного года может служить написание реферата на свободную тему по музыке или композиторской технике ХХ века. В качестве устной формы проверки знаний подведения итогов должен выступить семинар по пройденному материалу.
Срок реализации данной программы – два года.
№ | Название темы | Кол-во часов |
Пятый год обучения | ||
1. | Введение. Общая характеристика музыкальной культуры ХХ в. Основные эстетико-стилевые тенденции. | 2 |
2. | Импрессионизм. Творчество К.Дебюсси и М.Равеля | 3 |
3. | Постромантические и предэкспрессионистские тенденции. Р.Штраус. Г.Малер | 4 |
4. | Веризм. Творчество Р.Леонкавалло «Паяцы». Дж.Пучини «Богема» | 4 |
5. | Экспрессионизм. А.Шенберг. А.Берг. А.Веберн | 4 |
6. | Серийная техника. Сонорика. Пуантилизм | 2 |
7. | Акустическая, электронная музыка | 1 |
8. | Э.Сати и французские композиторы «группы шести» | 4 |
9. | Сюрреализм. Гиперреализм. Алеаторика | 2 |
10. | Неоклассицизм. Ф.Пуленк. И. Стравинский | 4 |
Итого: 30 ч. +4 ч. контр.уроки | ||
Шестой год обучения | ||
11. | Россия и Запад: взаимодействие музыкальных культур | 2 |
11. | Полистилистика. | 2 |
12. | Р.Щедрин | 2 |
13. | С.Слонимский | 2 |
14. | А.Шнитке | 4 |
15. | Э.Денисов | 2 |
16. | В.Гаврилин | 2 |
17. | Г.Свиридов | 3 |
18. | Б.Тищенко | 2 |
19. | Б.Чайковский | 2 |
20. | С.Губайдулина | 3 |
21. | Г.Канчелли. | 2 |
22. | А.Тертерян | 2 |
Итого: 30 ч.+ 4 ч. на контр. уроки |
Список литературы
- Бокшанина Е. Методика преподавания музыкальной литературы в училище. – М., 1961.
- Беседы с Альфредом Шнитке. Сост. А.В.Ивашкин – М., .2005.
- Друскин М. О западно-европейской музыке ХХ века. – М., 1973.Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 10. – Л., 1971.
- История зарубежной музыки: учебник для музыкальных вузов. Вып.6. – Ред. В.В.Смирнов. – С/Пб., 2001.
- История современной отечественной музыки. Вып.3. (1960-1990). – Ред.-сост. Е.Б.Долинская. – М., 2001.
- Как преподавать музыкальную литературу. – Сб.статей. – М., 2007.
- Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. – М., 1982.
- Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество. – М., 1974.
- Лернер И. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
- Приношение музыке ХХ века: Сб.статей / Сост.-ред. А.Г.Коробова, М.В.Городилова. – Екатеринбург, 2003.
- Русская музыка и ХХ век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХвека. – Ред.-сост. М.Арановский. – М., 1997.
- Рыцарева М. Композитор Сергей Слонимский: Монография. – М., 1991.
- Савенко С. Мир Стравинского: Монография. – М., 2001.
- Сохор А. Георгий Свиридов. Издание второе, дополненное. – М., 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
Рабочая программа Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ. 08 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ, МУЧНЫХ И КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ
Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР в части освоения основного вид...
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ
Программа производственной практики (преддипломной) разработана в соответствии с:- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01 механическАЯ кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...