Певческая культура в хоре
методическая разработка на тему
Основные певческие навыки и их значение для хорового исполнения. Художественно- выразительные средства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Певческая культура в хоре. | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема.
Певческая культура в хоре.
1. Введение
2. Основные певческие навыки и их значение для хорового исполнения:
- певческая установка и её роль в выработке правильного хорового певческого звука.
- типы и навыки певческого дыхания.
- основные приёмы звукообразования и звуковедения.
- значение дикции в хоровом пении.
3. Основные средства художественно- выразительного исполнения в хоре:
- вокально – хоровая техника.
- ансамбль и строй.
- фразировка, нюансировка.
- темп, метричность, агогика.
- эмоциональность и артистичность.
4. Заключение.
Любые достижения в хоровом искусстве основаны на певческой культуре участников хора. Певческая культура определяется тремя взаимосвязанными понятиями: вокальным вкусом, наличием правильных певческих навыков, вокальной эрудицией.
Важнейшей частью вокальной культуры являются певческие навыки. Основные из них: певческая установка, певческое дыхание, певческое звукообразование и звуковедение, певческая дикция и орфоэпия.
Певцы в хоре поют сидя (главным образом на репетициях) и стоя. Певческая установка определяется правильным мышечно - раскрепощённым положением головы, (мышц лица, и особенно нижней челюсти), шеи, корпуса (грудной клетки, плеч, рук и ног). Мышечная скованность вызывает ухудшение качества певческого звука. В процессе пения целесообразно использовать типы певческого дыхания: грудо - брюшное и грудное. Ключичное дыхание при пении вредно. Техника певческого дыхания - сложный процесс, складывающийся из различных навыков: правильного вдоха, задержки набранного в лёгкие воздуха, организованного выдоха. Организация равномерного выдоха способствует созданию правильного подвязочного давления- важнейшего и сложного навыка. Организация вдоха в процессе пения усложняется различной протяжностью музыкальных фраз, разным темпом, эмоциональной напряжённостью, тесситурными условиями, и другими фактами. В хоровом пении дыхание бывает: одновременное у всех певцов хоровой партии или всего хора и разновременное у каждой хоровой партии, что особенно сложно, у отдельных певцов внутри хоровой партии. Дыхание, берущее певцами партии не одновременно, называется «цепным» или поочерёдным. Этот навык необходим для длительного исполнения произведения без заметного обновления дыхания. Звукообразование начинается с момента фанации- атаки звука(начало пения). Атака звука бывает твёрдая, мягкая и предыхательная. Важной чертой академической манеры пения является округленное формирование всех гласных звуков на основе выравнивания(сглаживания) их фонетического различия, а также сближения их артикуляционных форм, на основе округления. Звуковедение у певцов должно быть мягким, нефорсированным, «собранным». Приёмами звуковедения являются: легато (плавное пение), нонлегато(связность между звуками несколько нарушается), стаккато(отрывистое пение). Для выразительного и красивого исполнения хорового произведения должна проводится работа над словом. Дикция в переводе- произношение. Ясное, чёткое произношение гласных и согласных звуков, как в отдельности так и в сочетаниях помогает раскрыть содержание, для этого надо знать культуру речи, орфоэпии(правильное произношение). Вокально- хоровое искусство-
это синтетическое искусство объединяющее слово и музыку и взаимно обогащающие друг друга. Только художественно-выразительное исполнение может доставить как слушателям, так и исполнителям подлинную радость от хорового пения. Глубокое проникновение в авторский замысел и раскрытие идейно- художественного сюжета делает хоровое пение подлинным искусством. Основными исполнительскими художественно-выразительными средствами являются: вокальная культура, ансамбль, строй, фразировка, нюансировка, темп, метричность, агогичность, эмоциональность, артистичность. Все эти средства только тогда приобретают художественно-выразительную значимость, когда хоровой коллектив под управлением дирижёра сумеет их умело воплотить в исполняемом репертуаре. Основой художественно-выразительного исполнения является вокально- хоровая техника, качество певческого звука, выразительность тембровых красок, ансамбль, строй, чистота интонирования. Хоровое произведение делится на отдельные построения. В основе построения лежит музыкальная фраза. Разделение произведения на фразы, называется фразировкой. Фразы разделяются цезурами, во время которых, певцами берётся дыхание. Работая над произведением, дирижёр должен точно определить, в зависимости от фразировки, где певцам следует взять дыхание, а где нет. Логике развития музыкального произведения помогает динамика, т.е. сила звука. Смена динамики, называется нюансировка. Разнообразная нюансировка – обязательное условие выразительного исполнения. Умение петь в различных нюансах связано с хорошими вокальными навыками, например, крикливое пение- признак низкой исполнительской культуры хора. Тихое, с ясно произносимыми словами, интонационно точное пение говорит о мастерстве и профессионализме. Выразительности исполнения способствует агогика, это небольшое изменение равномерности метрической функции музыкальной речи. Метр в музыке- равномерное чередование сильных и слабых долей, а когда эта равномерность нарушается, возникает агогическое исполнение, произведение становится живым и интересным. К произведениям строгой метричности относится музыка маршеобразного характера. Метричность и агогичность исполнения определяется стилем и характером музыки. Художественно- выразительное исполнение без эмоционольного и артистического выражения, без активного начала, без душевных чувств и глубоких переживаний, невозможено.
Певческая культура – это комплексное изучение основных средств и навыков хорового исполнительства. Она является важнейшей частью в деле эстэтического воспитания подрастающего поколения музыкантов. Не маловажную роль отводится педагогу- дирижёру и организатору, девиз которого «учась – учить других».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Певческий голос"
беседа о певческих голосах, об охране голоса....
Статья. Певческие приёмы в работе с младшим хором мальчиков
Данная статья предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с мальчиками 7-8 лет (младший хор). Эта возрастная категория особенно требует бережного обращения, ведь в этот п...
Участие сводного хора МВМУ в концерте, посвящённом Дню славянской письменности и культуры, 24 мая 2014 года
24 мая 2014 года на Красной площади столицы состоялся большой праздничный концерт, посвящённый Дню славянской письменности и культуры. Сводный хор Московского военно-музыкального училища ...
Статья: "Типы певческого дыхания"
Педагогические и методические принципы работы с детским хором. Автор Супрун И.Н....
Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"
Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...
Методическая разработка для старшего хора в детской школе искусств на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре"
Методическая работа на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре" реализуется в рамках дополнительной предпрофессиональной образовательной программы по учебному предме...