Диагностика музыкальных способностей детей
методическая разработка на тему
Методический доклад о диагностике музыкальных способностей детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Диагностика музыкальных способностей детей" | 252.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Введение
Музыка есть первичный язык.
Антонио Манегетти.
Музыкальное воспитание – это, прежде всего, эмоциональное питание, основывающееся на высших социальных потребностях человека.
Психофизиологии утверждают, что ещё младенцу потенциально доступно обладание всей системой основных эмоций.
Эмоциональная сфера ребёнка – фундамент его общения с окружающим миром и развития интеллекта.
Изучение особенностей музыкальности («звукопонимания» и «звуковыражения») остаётся пока ещё слабо изученной областью музыкальной психологии. Диагностика как научная отрасль психопедагогики призвана дать в руки педагога «инструменты» измерения уровня развития тех или иных параметров музыкальных способностей ребёнка.
Потребность музыкальной диагностики с каждым годом всё более возрастает и является актуальной, прежде всего, для практикующих музыкантов-педагогов общеобразовательных и музыкальных школ.
Анализ современной музыкально-педагогической практики определяет области применения музыкальной диагностики.
1.Педагогически компетентное планирование, осуществление и оценивание музыкального воспитания и обучения не может осуществляться без достоверной информации о предпосылках, ходе и результатах музыкального развития ребёнка. Это даёт возможность организации дифференцированного (и тем более индивидуального) музыкального образования.
2.Психодиагностические методы необходимы в решении вопроса о специальном (для одарённых детей) общем или коррекционном музыкальном образовании ребёнка.
Что касается задач общего развития на музыкальных занятиях, то здесь очевидно, что в основе педагогической работы могут лежать не столько музыкально-исполнительские задачи, сколько задачи развития эмоционально-волевой регуляции, умственной работоспособности, внимания, памяти, мышления, где музыка становится средством, а не целью. Именно это и называют общим развитием.
2
Педагог-музыкант должен уметь на каждом этапе работы с ребёнком чётко осознавать психолого-педагогические (а не только предметно-методические, собственно музыкальные) задачи музыкального воспитания.
3.Управление музыкально-педагогическим процессом нуждается в сравнительной информации эффективности традиционных и инновационных технологий музыкального образования.
Таким образом, диагностика музыкальных способностей нужна как инструмент определения слабо развитых структур музыкальности индивида с целью построения обоснованной программы музыкально-педагогической помощи в развитии соответствующих свойств и качеств личности.
В случае же недостаточного или слабого развития отдельных структур музыкальных способностей ребёнка, педагог должен ставить задачи психологического содержания, что обуславливает развивающую стратегию музыкального воспитания.
О соотношении общих и музыкальных способностей
Биологической основой способностей являются задатки – врождённые, наследственные особенности организма, которые удобно анализировать посредством выявления доминирующих типов темперамента человека. Однако только на основе задатков нельзя прогнозировать развитие конкретных способностей человека, так как ключевым моментом в их формировании является социальный опыт усвоения соответствующей звуковой информации, практика обучения – реальное овладение индивидуумом соответствующей деятельностью, в которой и развиваются те или иные задатки (Ю.Б.Гиппенрейтер, Д.А.Леонтьев и др.).
Общие способности проявляются в любом виде предметной деятельности. Они носят универсальный характер и являются основополагающими в обеспечении успешности той или иной конкретной деятельности ( например, музыкальной ). Таким образом, общие способности складываются из врождённого и приобретённого опыта человека. Музыка может выступать в качестве предмета созидания или разрушения как личностных характеристик, так и взаимоотношений личности с окружающим миром.
Итак, задатки и обученность предопределяют интеллектуальные возможности личности, уровень развития её общих способностей:
3
= +
По аналогичной схеме развиваются и музыкальные способности (как выражение общих способностей) человека, которые позволяют формировать интеллектуальный потенциал личности:
+ =
Врождённые предпосылки музыкальных способностей
Структура общих способностей состоит из моторных и познавательных особенностей психики человека.
Остановимся здесь на врождённых характеристиках музыкальных способностей.
К врождённому, генетически обусловленному потенциалу индивида психофизиологии относят энергетическую активность нервных клеток: силу, скорость и мобильность процессов возбуждения и торможения. Эта активность во многом предопределяет характер моторных (двигательных) и эмоциональных реакций человека.
Психомоторные (или двигательные) особенности при музицировании проявляются в характере мышечных, кинестетических реакциях (их силе, скорости и мобильности) и характере прикосновений, тактильных реакций (острых, опёрто-раздельных или мягко-слитных). Этот тактильно-кинестетический канал воспроизведения эмоциональной информации рассматривается в психофизиологии как важнейший фактор индивидуального развития (онтогенеза) ребёнка.
4
В музыкальной деятельности тактильно-кинестетические, моторные особенности личности обусловливают проявление важнейшей характеристики музыкальности – темпо-метроритмических способностей человека, позволяющих адекватно воспринимать и воспроизводить главную особенность музыки – её временную природу.
При вокальном музицировании необходимо соответствующее функционирование мышц голосовых связок, гортани, дыхательных механизмов, а в музыкально-инструментальной деятельности важное значение имеют врождённые и приобретённые особенности структуры крупных и мелких мышечных тканей, строения кистей и пальцев рук, их подвижности и т.п.
Инструментальное музицирование (особенно фортепианная игра, где задействованы все десять пальцев обеих рук) является эффективным средством развития мелкой моторики, а вместе с ней и интеллектуального потенциала человека. Поэтому фортепианная игра вполне может рассматриваться как психотренинг изолированных движений пальцев (своеобразная пальцевая гимнастика), что является, по мнению ряда исследователей (Л.В. Антакова-Фомина, П.Н.Ермакова, Е.П.Ильина, А.Л.Сиротюк и др.), эффективным средством развития межполушарных взаимодействий мозга и таких психических процессов, как восприятие, внимание, память и мышление.
Таким образом, общие сенсомоторные особенности организма человека во многом предопределяют его успешность в той или иной специальной (в том числе и музыкальной) деятельности. И наоборот, тот или иной специальный вид деятельности способен активно влиять на развитие сенсомоторных способностей человеческого организма в целом, его типологических свойств темперамента.
5
Таблица 1
Характеристика врождённых сенсомоторных реакций организма
Тип темперамента | Основные свойства нервной системы | Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма |
Сангвиник | Сильный – способен к длительным моторным нагрузкам Уравновешенный – процессы возбуждения и торможения сбалансированы, т.е. организм имеет врождённый потенциал управления своими реакциями в зависимости от заданных стимулов Подвижный – легко переключается с одного вида двигательной активности на другой | Склонность к метрической и темповой стабильности, сохранению длительной активности, проявлению лёгкой адаптивности лишь к сильным воздействиям новых условий деятельности. Энергетическая активность нервных процессов обусловливает: 1) тенденции устойчиво-метрического чувствования временных впечатлений и 2) врождённый потенциал как возможность преодолевать возникающие помехи или сдерживать (тормозить) импульсивные потребности организма (потенциал эмоционально-волевой регуляции) Трудно реагирует на тонкие, слабые, оттеночные воздействия. Испытывает затруднения при «нюансировке», детализации эмоциональных реакций – утончённых отклонениях от основных метроритмических параметров движения. |
6
Продолжение таблицы 1
Характеристика врождённых сенсомоторных реакций организма
Тип темперамента | Основные свойства нервной системы | Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма |
Холерик | Сильный – способен к умеренным моторным нагрузкам Неуравновешенный – процессы возбуждения доминируют над процессами торможения, т.е. не способен самостоятельно управлять моторными реакциями без посторонней помощи или без длительного тренинга регулятивных навыков Подвижный – легко переключается с одного вида моторной реактивности на другой, т.е. легко отвлекается и вовлекается | Легко сохраняет моторную реактивность, проявляет мобильность в переключении метроритмических моторных реакций. Лёгкая отвлекаемость на любые воздействия извне обусловливает аметричность, угловато-резкие моторные реакции, трудность в сохранении темповой стабильности своих движений, в концентрации своей энергии и упорядоченности действий, темпо-метрической организации временных соотношений Испытывает затруднения в реализации упорядочивания стабильных темпо-метрических реакций; склонен интуитивно (на слух) реагировать на сенсомоторные воздействия и ритмическую детализацию (мелизматику) действий. |
7
Продолжение таблицы 1
Характеристика врождённых сенсомоторных реакций организма
Тип темперамента | Основные свойства нервной системы | Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма |
Флегматик | Сильный – способен к продолжительным моторным нагрузкам Стабильный – процессы торможения доминируют над процессами возбуждения. Это позволяет управлять своими реакциями в стабильных условиях деятельности Инертный – склонен действовать в привычном темпо- метрическом режиме; медленно реагирует на новые требования моторной организации действий | Легко сохраняет длительную моторную активность и упорядоченность движений в стабильных условиях темпо-метрической деятельности. Энергетическая активность нервных клеток характеризуется трудной возбудимостью (инертностью), отсюда склонность к устойчиво-замедленному (sostenuto) темпо-метрическому и эмоциональному самовыражению Трудно адаптируется в новых условиях деятельности, к новым требованиям моторной регуляции; Слабо реагирует на тонкие нюансы эмоций и ритмической детализации временных соотношений. |
8
Продолжение таблицы 1
Характеристика врожденных сенсомоторных реакций организма
Тип темперамента | Основные свойства нервной системы | Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма |
Меланхолик | Слабый – высокая чувствительность даже к слабым стимулам, лёгкая и быстрая адаптивность, вовлекаемость и зависимость от внутренних и внешних условий деятельности. Быстрая энергетическая истощаемость и непродолжительная (циклическая) работоспособность | Чуткая, утончённо-ситуативная моторная реактивность, склонность реагировать даже на мелкие детали ритмической мелизматики, лёгкая и быстрая моторная и эмоциональная адаптация. Склонность к плавным, округлённо-мягким и осторожным движениям Высокая степень чувствительности, эмоциональной реактивности. Быстрая утомляемость и невозможность длительной двигательно-стабильной мышечной активности при длительных моторных нагрузках, склонность к частому отдыху, - восстановлению сил, энергии. |
9
Кроме моторной реактивности принято рассматривать и эмоционально-познавательный потенциал активности нервной системы.
Рассмотрим теперь генетическую обусловленность эмоционально-познавательных особенностей человека, проявляющихся в музыкальной деятельности.
Врождённые особенности высокой чувствительности, лабильного эмоционального реагирования характерны для слабого типа нервной системы – меланхолического типа темперамента. Именно высокая степень чувствительности меланхолика как к особенностям внутренних – психофизиологических изменений организма, так и внешних – социально обусловленных воздействий определяет врождённый потенциал эмоциональной отзывчивости человека. Однако высокой чувствительности и приспособляемости органов чувств к изменяющимся условиям недостаточно для успешной музыкальной деятельности. Необходима ещё и соответствующая степень активности нервной системы. Соотношение активности и адаптивности нервной системы в индивидуальном опыте психоэмоциональной регуляции и позволяет человеку достигать успешности в адекватном восприятии и воспроизведении интонационно-эмоционального содержания образов. Именно таковыми особенностями характеризуются В.Моцарт и Н.Паганини, П.Чайковский и Ф.Шопен, С.Рихтер и В.Спиваков.
Врождённый потенциал эмоциональной реактивности представлен следующими особенностями нервно-психических процессов
10
Таблица 2
Тип темперамента | Особенности эмоциональной активности и адаптивности нервной системы |
Сангвиник | Быстро и адекватно воспринимает основные эмоции, но нюансировка эмоционального реагирования не проявляется из-за силы (выраженной активности) перцептивных процессов. Доминирующая направленность и динамика переживаний – позитивно- активная |
Флегматик | Энергетическая активность нервных клеток характеризуется трудной возбудимостью (инертностью). Отсюда склонность к устойчиво-замедленному, сдержанному самовыражению на фоне основных (без нюансировки) психоэмоциональных реакций. Доминирующая направленность переживаний – позитивно-инертная |
Холерик | Лёгкая возбудимость нервных клеток порождает психоэмоциональную гиперактивность, но «поверхностную», неглубокую чувствительность. Направленность переживаний – ситуативная (в зависимости от характера воздействия) |
Меланхолик | Быстрая истощаемость энергии сочетается с высокой «требовательностью» к нюансам, оттенкам новых впечатлений, что обусловливает потенциал глубокой и тонкой чувствительности, эмоциональной реактивности психики. Доминирующая направленность переживаний – негативно-ситуативная |
Психология эмоций рассматривает все переживания человека в двух аспектах их направленности: позитивной и негативной.
К базовым (основным) позитивным эмоциям принято относить симпатию, радость, восхищение, уверенность. Базовые негативные эмоции характеризуются как сомнение, усталость, антипатия, презрение, страх, гнев. Зарождение любой познавательной эмоции начинается с такой базовой эмоции как удивление (Е.П.Ильин). Без способности удивляться не бывает познания, в том числе и психоэмоционального. На схеме 1 представлена матрица-модель основных эмоций человека в соотношении направленности (позитивной или негативной) и степени выраженности процессов возбуждения – торможения.
11
Схема 1
Модель-матрица базовых эмоций человека
Позитивные эмоции
Восхищение
Радость
Бодрость
Уверенность Симпатия
Удивление Удивление
Спокойно
Торможение Возбуждение
Удивление Удивление
Сомнение Антипатия
Усталость Презрение
Страх Гнев
Негативные эмоции
12
Познавательные потребности как врождённые свойства личности проявляются в следующей логике эмоционального выражения «удивление – любопытство – любознательность – интерес».Сложность педагогической работы состоит в создании таких условий формирования познавательной мотивации, где преодоление возникающих для ребёнка трудностей и помех (как внутреннего, так и внешнего характера) было бы посильным и вполне успешным для него, а значит и позитивно переживаемым как удовлетворение его познавательных потребностей.
Чтобы дать человеку представление о чувствах и возможности их осознания, надо найти способ вызвать у него соответствующее переживание. Музыкальная деятельность может выполнятьфункцию стимулирования позитивно-конструктивной модели эмоциональных состояний и чувств, способствующих формированию познавательной мотивации и конструктивных отношений с окружающей средой обитания человека.
Степень интенсивности переживаний, сила выраженности позитивных или негативных эмоций личности обусловливается как врождёнными особенностями темперамента (энергетической активностью нервных клеток организма), так и преобладающим, доминирующим опытом переживаний, накопленных в социальных условиях жизнедеятельности индивида.
Модификация базовых и производных от них эмоциональных состояний позволяет построить следующую ключ-матрицу эмоций (см. схему 2), способную служить основой для построения инструмента как метода диагностики эмоциональной отзывчивости личности, так и построения развивающих образовательных программ.
Вектор направленности эмоционального реагирования в процессе восприятия или воспроизведения музыки и будет выступать характеристикой конгруэнтности эмоциональной отзывчивости человека.
Развёрнутый вариант диагностического ключа матрицы эмоций для детей представлен в Приложении.
13
Диагностический ключ-матрица эмоций, их направленности и степени
выраженности
Вектор 1 Позитивные эмоции Вектор 3
(радостно)
Могуче, величественно Ликующе, блестяще
Уверенно, достойно Бодро, звонко
Плавно, нежно Легко, лучисто
Спокойно,
Мудро,
Мирно
Торможение Возбуждение
Робко, покорно Тревожно, нетерпеливо
Уныло, жалобно Презрительно , сердито
Угрюмо, подавленно Гневно, яростно
Негативные эмоции
(грустно)
Вектор 2 Вектор 4
14
Ключ-матрица эмоций
(развернутый вариант для детей)
Вектор 1 Вектор 3
Торжественно
Монументально Превосходно
Несокрушимо Ослепительно
Внушительно Пылко
Величественно Празднично Восхитительно
Громадно Бодро Великолепно
Напыщенно Решительно Озорно Восторженно
Важно Значительно Обаятельно Хитро Зажигательно
Весомо Уважительно Мечтательно Галантно Звонко Карнавально
Огромно Солидно Возвышенно Раскованно Шутливо Бравурно
Широко Степенно Ласково Элегантно Энергично Молодецки
Парадно Раздольно Мягко Любезно Успешно Блестяще
Массивно Привольно Приветливо Лучисто Игриво Стремительно
Могуче Объёмно Чутко Кокетливо Активно Ликующе
Гордо Опёрто Мило Лукаво Упруго
Крепко Радушно Изящно Проворно
Уверенно Приятно Светло Весело
Достойно Нарядно Оживлённо Задорно
Нежно Легко
Замедляя спокойно, Ускоряя
(с торможением) мудро, (с возбуждением)
мирно
Робко Тревожно
Жалобно Осторожно Недовольно Сердито
Хмуро Покорно Беспокойно Враждебно
Уныло Задумчиво Напряжённо Презрительно
Обиженно Слабо Строго Грозно
Скрытно Неуверенно Озабоченно Пугающе Гневно
Скучно Растерянно Нетерпеливо Жёстко Яростно
Уныло Вяло Вспыльчиво Развязно Чудовищно
Угрюмо Устало Смущённо Возбуждённо Задиристо Ужасно
Скорбно Утомлённо Кротко Завистливо Нагло
Мрачно Тоскливо Скромно Пренебрежительно Дерзко
Траурно Застыло Вкрадчиво Порывисто Грубо
Грузно Изнемогая Затаённо Подозрительно Воинственно
Тяжело Огорчённо Агрессивно
Подавленно Сиротливо Свирепо
Страшно
Вектор 2 Вектор 4
15
Психологические механизмы музыкальности
Перцептивные процессы, понимаемые в психологии как отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств, традиционно называют способностью восприятия. Известны следующие уаналы восприятия в зависимости от преобладающей роли анализатора – органа чувств:
- зрительное (или визуальное);
- слуховое (или аудиальное);
- осязательное (или тактильно-кинестетическое);
- обонятельное (или ароматическое;
- вкусовое.
Очевидно, что характеристика аудиальных параметров восприятия будет являться центральной для определения свойств музыкальности человека. При этом важно помнить, что глубина и тонкость музыкального восприятия зависит не только от врождённых характеристик органов слуха (здоровья слуховых анализаторов), но и от социального опыта восприятия аудиально-интонационной информации.
В качестве ведущих свойств восприятия можно выделить следующие:
* предметность – способность индивида относить воспринимаемую информацию (как образ) к определенным предметам или классам явлений внешнего мира.
Восприятие иузыки как абстрактно-интонационной информации сопровождается активизацией ассоциативных связей, что вызывает появление образа – визуального или кинестетического;
- избирательность – преимущественное выделение одних свойств (динамики или тембра, метроритма или регистра) музыкальной фактуры по сравнению с другими, раскрывает границы направленной активности человеческого восприятия. Выделение регистрово-ритмических свойств из контекста звуковой палитры музыкального произведения характеризует избирательность восприятия и особенности как врождённых нервных процессов, так и индивидуального опыта чувствования;
- обобщенность – отражение единичных объектов (мотивов, ритмических оборотов, тембровой окрашенности и др.) как особого проявления общего, однородных с данным по какому-либо признаку.
16
- Так, например, восприятие лишь первых признаков (спокойного темпа и нисходящих интонаций) мелодии уже могут стимулировать определённый образный настрой слушателя на «класс» задумчиво-грустных эмоциональных состояний;
- целостность – свойство, позволяющее получить целостный образ предмета во всём многообразии и соотношении его свойств звучания;
- осмысленность – истолкование, субъективная интерпретация звуковых стимулов, возникающих в результате восприятия в соответствии с эмоциональным опытом субъекта, его ассоциациями, придание им определённого смыслового значения.
Индивидуальные различия в процессе восприятия музыки обусловлены:
- объёмом восприятия, т.е. количеством интонационно-смысловой информации, которую человек может воспринимать в течение условной единицы времени;
- точностью восприятия, т.е. соответствием возникающих образных переживаний особенностям воспринимаемой музыки;
- полнотой восприятия, характеризующей степень адекватности субъективного образа авторскому замыслу произведения;
- эмоциональной окрашенностью восприятия в соответствии со шкалой «нравиться (предпочитаю) – не нравиться (отвергаю)».
Эти свойства индивидуальных параметров восприятия могут выступать в качестве показателей продуктивности восприятия.
Одной из существенных особенностей восприятия является сопоставление, сравнение (или сличение) перцептивных образов, что и составляет индивидуальный опыт и предопределяет тенденцию развития музыкально-эстетического вкуса субъекта.
Образ является в процессе восприятия музыки важнейшей единицей взаимодействия музыкального произведения и индивидуального сознания. Его можно рассматривать и как конечный продукт процесса восприятия музыки. Образ несёт в себе свойства целого, синтезирует музыкальную информацию, помогает наглядно моделировать и преобразовывать «музыкальные сюжеты». Посредством изучения образной сферы человека, воспринимающего музыку, возможно получить диагностические данные о тех или иных свойствах способности аудиально-интонационного восприятия индивида.
17
Для изучения музыкальности не менее важным свойством общих способностей является ощущение (сенсорный процесс). Специфика слухового вида ощущений сводится к способности человека различать интонационную информацию по вариантам основных свойств музыкального звука:
* высоте;
* продолжительности;
* тембру;
* силе звука.
Вместе с тем для изучения музыкальности человека не меньшее значение имеют способности представления и воображения.
Психологии известно значение образов в процессах субъективного познания, труда и общения в художественном и научном творчестве человека. Способность человека действовать в соответствии с представлением, умение свободно оперировать пространственными образами рассматривается как одно из профессионально важных качеств.
Способность воображения является в контексте изучения музыкальных способностей чрезвычайно важной характеристикой креативности индивида.
Отличительной чертой воображения считается, что оно чаще всего протекает в наглядном (визуальном) плане, хотя возникающие образы и не имеют оригинала в действительности.
Порождение образов связано прежде всего с эмоционально-мотивационной сферой человека. Можно сказать, что любая эмоция «проникает» в сознание посредством соответствующего образа.
Развитие образности (образной сферы) имеет решающее значение для раскрытия творческого потенциала человека, его творческих способностей. И музыкальная деятельность имеет в этом процессе активно стимулирующую роль.
Доминирование в современной музыкально-педагогической практике репродуктивных образовательных техник (например, исполнительская практика строго по образцу) фактически убивает образное мышление, что неблагоприятно сказывается на развитии личности. Поэтому, перед педагогами стоит важнейшая задача сделать так, чтобы занятия эстетического цикла сохраняли и развивали прежде всего креативность ребёнка, его творческий потенциал, способность воображения.
18
Показатели продуктивности развития способности воображения (или творческих способностей) считаются следующие признаки:
- беглость – способность порождать большое количество идей;
- оригинальность (или новизна) – способность продуцировать необычные , нестандартные идеи и образные характеристики;
- гибкость (или типы оперирования) как способность преобразовывать, модернизировать различный материал, применять разнообразные способы решения проблемы или порождения образа;
- разработанность (или детализация) возникшей идеи, образа;
- осмысленность данных приобретённого опыта.
Очевидно, что в основе познавательных способностей внимания и памяти находятся на восприятие и ощущение.
Рассмотрим теперь роль внимания в музыкальной деятельности.
Невозможно переоценить значение музыкальной деятельности в развитии таких свойств внимания, как:
- концентрированность (или сосредоточенность), обеспечивающая отвлечение от постороннего, «помехоустойчивость», избирательность и направленность сознания на объект;
- распределение – свойство, обусловливающее возможность одновременно выполнять два и более вида деятельности (или несколько действий в процессе одной деятельности: читать ноты, выбирать удобную аппликатуру, регулировать характер прикосновений к клавиатуре);
- переключение как способность быстро «выключаться» из одних и «включаться» в другие, новые условия музыкальной деятельности(например, при исполнении музыкальных фрагментов контрастного содержания; или требующих сопоставления различных видов исполнительских техник);
- устойчивость – длительность сосредоточения на объекте или процессе;
- объём – количество объектов, на которое может быть одновременно направлено внимание.
Музыкальная деятельность способна выполнять функции эффективного психотренинга по развитию вышеуказанных свойств внимания.
19
Способность памяти, понимаемая психологией как сохранение и последующее воспроизведение однажды усвоенного личного опыта, проявляется в музыкальной деятельности в виде:
*психомоторной или двигательной (например, памяти мелкой моторики, - пальцев рук);
*эмоциональной или аффективной (т.е. памяти чувств, ощущений, переживаний);
*ассоциативно-образной формы выражения.
Способность мышления рассматривается психологической наукой как опосредованное (т.е. основанное на раскрытии связей и отношений) и обобщённое познание объективной реальности (С.Рубинштейн).
Конкретной единицей познания становится целостный психический акт отражения субъектом объективных характеристик явления, включающий единство двух противоположных компонентов: рационального и эмоционального, интеллектуального и аффективного. Специфика музыкальной деятельности характеризуется тем, что ведущим, преобладающим становится именно аффективный, эмоциональный компонент усвоения нового опыта.
Основным критерием продуктивности музыкального мышления является познание художественного смысла музыкального произведения. Музыкальное мышление предполагает владение музыкальным языком как средством коммуникации и самовыражения. Структура музыкального языка состоит из следующих элементов (средств выразительности):
Музыкального звука и его свойств (высоты, длительности, динамики или силы и тембра),
интонации (в роли основного выразительного элемента музыки),
мотива (или мелодии – главного «выразителя» музыкальной мысли, развитие которой строится по принципам повторения, контраста или разработки),
простых или сложных форм изложения музыкального содержания в гомофонно-гармони ческой или полифонической фактуре.
Освоение музыкального языка происходит по той же схеме, по какой усваивается естественный язык общения – в процессе спонтанной (обыденной) или специальной (учебной, научной) деятельности (см. таблицу 3).
20
Таблица 3
Сопоставление формально-структурных элементов естественного (например, русского) и искусственного (музыкального) языков
Структурные элементы естественного языка | Структурные элементы музыкального языка |
Звук (буква). Алфавит русского языка = = 33 буквам Слог Слово Фраза (относительно законченная мысль) Предложение Простые сюжетные формы (рассказы, эссе, пьесы, стихотворения …) Сложные формы (повесть, поэма, роман, монография) |
Звук (нота). Алфавит музыкального языка = = 7 + 5 + = 12 нотам Интонация Мотив Фраза (относительно завершённая музыкальная мысль) Мелодия (предложение, период) Простые формы музыкальных произведений (одно-, двух- и трёхчастные пьесы, вариации, рондо и др.) Сложные формы (соната, сюита, концерт, симфония, опера, балет) |
21
Анализ музыкальных способностей невозможно производить вне контекста особенностей общих способностей человека, определяющих развитие музыкальности как специфической характеристики интеллекта личности. Так, чувствительность анализаторов к внешним раздражителям (способности восприятия и ощущения), а также богатство образной сферы (способности воображения) во многом уже предопределяют музыкальные возможности, потенциал музыкальности личности (см. схему 3).
Схема 3
Соотношение общих и музыкальных способностей
Сенсомототорные способности
Восприятие сенсорные
Ощущение способности
Внимание познавательно- Музыкальные
Память регулятивные способности
Воля способности
Представление творческие
Воображение (креативные)
способности
Мыслительные способности
Хочется подчеркнуть, что не только музыкальные способности личности зависят от развития общих – интеллектуальных, но и наоборот, общие способности человека вполне могут быть успешно развиты в процессе специальных занятий музыкальными видами деятельности. Для этого необходимо лишь чётко осознавать – какие именно виды музыкальной деятельности могут активно способствовать развитию конкретных психических свойств личности. Педагогу-музыканту такое осмысление позволит не только традиционно использовать уже имеющиеся свойства личности для обучения успешному музицированию (например, правильному, с точки зрения музыковедения исполнению произведения), но и, наоборот, целесообразно использовать музыку для развития пока ещё слабо развитых психических свойств ребенка.
Только такое музыкальное образование может быть признано развивающим, не усугубляющим, а сохраняющим и укрепляющим психическое здоровье учащегося.
22
О существенных признаках музыкальных способностей
Традиционное изучение музыкальных способностей в педагогической практике сводится к выявлению индивидуальных особенностей темпо-ритмического, звуковысотного, ладового чувства и отдельных параметров репродуктивного музицирования (вокального или инструментального). Конечно, данные компоненты являются важными составляющими музыкальности, но далеко не полными (так как они отражают лишь часть структуры музыкальности индивида).
Так. При традиционной диагностики музыкальных способностей, как правило, не учитываются:
*основной компонент музыкальности – эмоциональная отзывчивость на музыку;
*личностная потребность в восприятии музыки и музицировании, т.е. мотивоционная направленность ребёнка;
*уже имеющийся операциональный музыкальный опыт индивида и его способность к творческому самовыражению – музыкальной креативности (вариативности, импровизации,сочинении).
К тому же выявление музыкальности ребёнка происходит в условиях экзаменационно-отборочного тест-контроля, что создаёт атмосферу излишней нервозности и считается недопустимо грубым нарушением в организации психо-диагностических процедур.
Становится ясно, что диагностику уровня развития музыкальных способностей необходимо строить на основе изучения следующих компонентов предметной деятельности:
- личностных ценностных ориентаций в музыке (мотивационный, когнитивный и операциональный компоненты музыкально-эстетических убеждений);
- уровня понимания средств выразительности музыкального языка ;
- способности к импровизационному музицированию.
Изучение эмоциональной отзывчивости детей возможно в процессе музыкально-игровой деятельности, продуктом которой могут быть как вербальные аналогии эстетического содержания музыки, так и невербальные: двигательные и изобразительные.
Таким образом, в соотношении перечисленных компонентов личностных особенностей возможно сделать научно обоснованный вывод о степени развитости музыкальных способностей ребёнка и построить прогноз их дальнейшего развития.
23
Методы диагностики музыкальных способностей
В соответствии с требованиями современной психодиагностики и представлениями о структуре музыкальных способностей предлагаются таблицы и схемы критериальных признаков структурных компонентов музыкальности, а также тесты. Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления. При любом результате выполнения диагностических заданиц педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях. При групповом обследовании детей экспериментатору будет необходима помощь ассистента. Необходимо помнить, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, психологически комфортной для реципиентов, отношение экспериментатора к ребёнку – исключительно доброжелательным.
В таблицах 6 и 7 указаны критериальные признаки, на основе которых строятся диагностические задания любой степени сложности по изучению уровня развития темпо-метроритмических способностей.
24
Таблица 6
Критериальные признаки темпо-метроритмических способностей
Метр |
Темп |
Ритм | |
Крупная моторика | Шаг и бег в одном темпе заданного размера (счёта) |
замедляя |
|
Мелкая моторика | Кисти рук (хлопки ладонями, по барабану и др.), пальцы (по одному и дифференцированно) | ||
Совмещённые задания | Адекватные мышечные реакции на разнообразные соотношения темпо-метроритмических музыкальных воздействий |
25
Таблица 7
Типология уровней развития темпо-метроритмической
музыкальной способности
Уровни развития | Критерии заданий | Тип движений |
Низкий | Только умеренный темп (=60) метрической мышечной координации | «Шаг» в соответствии с индивидуальным пульсом человека и метром музыкального фрагмента |
Средний | Только дифференцированные темпы (умеренный, медленный и скорый) метрической мышечной координации |
|
Высокий | Различные темповые соотношения, в том числе с ускорением и замедлением |
|
26
Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра
Тесты позволяют определить реактивно-метрические способности. Задание данного теста представлено в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.
Дорожка-мяч
Ребёнку дают мяч с фиксацией кисти руки резинкой. Необходимо, последовательно ударяя мяч об пол, провести его по указанной дорожке под музыкальное сопровождение умеренного темпа.
Критерии оценки:
- 8-10 последовательных ударов – высокий уровень чувства метра;
- 4-7 ударов – средний уровень;
- 1-3 удара – низкий уровень.
Диагностика звуковысотного чувства
Воспринимающий тест
Кот и котёнок
Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства – адекватного ощущения соотношений высоты звуков.
- Кот и котёнок потерялись в тёмном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется, например, звук до1), а так – котёнок (исполняется более высокий звук, например, соль1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котёнок?
Исполняются последовательно звуки (см. алгоритм заданий):
27
Код задания | Предъявляемые звуки (первой октавы, второй октавы) | Присуждаемый балл (за правильный ответ) | Правильный ответ |
1.1. | ми1 – соль2 | 1 | Кот - котёнок |
1.2. | соль2 – фа1 | 2 | Котёнок – кот |
1.3. | фа1 – фа2 | 3 | Кот - котёнок |
2.1. | фа2 – соль1 | 1 | Котёнок - кот |
2.2. | ми2 – соль1 | 2 | Котёнок - кот |
2.3. | ля1 – ми2 | 3 | Кот - котёнок |
3.1. | ля1 – ре2 | 1 | Кот - котёнок |
3.2. | ре2 – си1 | 2 | Котёнок - кот |
3.3. | до2 – си1 | 3 | Котёнок - кот |
Алгоритм предъявления теста:
Вначале даётся задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа – задание 2.3., затем – задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается – 1.2.(где за правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, даётся задание 1.1. (1 балл). И так по каждому блоку.
Критерии оценки:
- высокий уровень = 7 – 9 баллов (3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);
- средний уровень = 4 – 6 баллов (3+2+1; или 3+1+1; или 2+1+1);
- низкий уровень = 1 – 3 балла (2+1+0; или 1+1+1; или1+1+0; или1+0+0).
Диагностика чувства тембра
Чувство тембра характеризуется способностью индивида идентифицировать источник звука.
Изучать эту способность можно посредством предъявления одной и той же мелодии (музыкального фрагмента0 в последовательно дифференцированном её исполнении различными голосами и инструментами (см. таблицу 8).
28
Таблица 8
Схема дифференцированного предъявления музыкальных тембров
Тембр музыкального звука, мелодии, фрагмента | ||||
Вокальное звучание | Инструментальное звучание | |||
Детские Женские(сопрано, альт) Мужские (тенор, бас) Хоровое a capella (детские, женские, мужские) | ударные | духовые | струнные | оркестр |
Литавры Ксилофон Тарелки Бубен Треугольник И др. | Деревянные (флейта, фагот, кларнет) Медные (труба, валторна, тромбон, саксофон) Клавишно-духовые (орган, баян, аккордеон) | Смычковые (скрипка, виолончель, контрабас) Щипковые (гитара, арфа, балалайка, гусли…) Струнно-ударные (фортепиано, клавесин) | Смешанный состав инструментов Детских инструментов. Народных инструментов. Симфонический. |
Тест-игра «Тембровые прятки»
Цель: выявление уровня тембрового слуха по показателю определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии
- Давай поиграем с тобой в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные голоса. Послушай и отгадай, чей голос исполнял её в первый, во второй, третий раз и т. д.
Звучит аудиозапись одной и той же мелодии (напр. В.Витлин «Серенькая кошечка»), исполняемая указанными инструментами в последовательности: 1) фортепиано, 2)гитара, 3)флейта, 4)баян, 5)металлофон, 6)дуэты: гитара+треугольник, 7) баян+бубен, 8)ксилофон, 9)трио: балалайка+баян+барабан, 10)фортепиано+баян+маракас.
29
Критерии оценки:
- слабый уровень – адекватное определение тембров первых трёх фрагментов: всего = 1 – 3 балла;
- средний уровень – адекватное определение тембра первых семи исполненных фрагментов: всего = 4 – 7 баллов;
- высокий уровень – адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8 – 10 предъявленных фрагментов: всего = 8 – 10 баллов.
Диагностика динамического чувства
Чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его представлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.
Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.
- Поиграем с тобой в «громко-тихо». Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты – тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан», адекватное исполнение контрастной динамики которой «форте – пиано» оценивается в 1 балл).
- А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет также её исполнить на барабане (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш», адекватное динамическое исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуендо» оценивается в 2 балла. Всего 4 балла).
Стимулирующий материал: барабан (или бубен) и фрагменты музыкальных пьес – А.Александров «Барабан»; Э.Парлов «Марш».
Критерии оценки:
- слабый уровень динамического чувства = 1 балл;
- средний уровень = 2 – 3 балла;
- высокий уровень = 4 – 5 баллов.
30
Диагностика чувства музыкальной формы
Тест-игра «Незавершённая мелодия»
Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.
- Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие – нет. Послушай и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая – «спряталась» раньше времени?
После настройки в тональности исполняется любая известная ребёнку мелодия, например, «В лесу родилась ёлочка», в которой последний звук не доигрывается, прервавшись на словах «зелёная бы…».
Стимулирующий материал методики может подбираться диагностом самостоятельно.
Методика использования стимулирующего материала строится в следующем порядке:
1-я мелодия – не доигрывается последний такт;
2-я мелодия – доигрывается до конца;
3-я – не доигрывается последняя фраза мелодии;
4-я – прерывается на середине второй фразы (из четырёх);
5-я – доигрывается до конца.
Критерии оценки:
- слабый уровень – правильно определены 1 – 2 пункта;
- средний уровень – правильно определены 3 – 4 пункта;
- высокий уровень – правильно определены все 5 пунктов.
31
Таблица 9
Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка
(на учебный год)
Фамилия и имя ребёнка………………………………………………………….. Возраст………………… Дата: констатирующего этапа (1)……………………………………… промежуточного этапа (2)……………………………………… контрольного этапа (3)………………………………………… |
Уровень развития | Параметры музыкальных способностей | ||||||||||||||||||
Метро – темпо-ритм | Чувство тембра | Чувство звуковы- сотности | Гармони- ческое чувство | Динами- ческое чувство | Чувство формы | ||||||||||||||
1. К О Н С Т. | 2. П Р О М Е Ж.. | 3. К О Н Т Р. | 1. | 2. | 3. | 1. | 2. | 3. | 1. | 2. | 3. | 1. | 2. | 3. | 1. | 2. | 3. | ||
Высокий | |||||||||||||||||||
Средний | |||||||||||||||||||
Низкий |
32
Заключение
Психодиагностика в настоящее время становится неотъемлемой частью педагогической психологии, инструментом деятельности педагогов, работающих в системе развивающего образования. Музыкально-педагогическая практика давно нуждается в таком диагностическом инструментарии.
Диагностические исследования музыкальности необходимо выстраивать в контексте изучения, прежде всего, психоэмоциональной сферы личности.
Музыкально-эстетическая деятельность ребёнка должна проводиться в тщательно продуманных условиях комфортно- психологической атмосферы, способствующей прявлению познавательной активности и творческого самовыражения. Созидательная направленность, чувство прекрасного, чувство юмора и эмпатии, склонность к творчеству являются залогом психического здоровья личности.
Музыкально-эстетическая деятельность ребёнка способна выполнять роль психологического тренинга в воспитании эмоциональной отзывчивости – существенной составляющей нравственно-эстетического развития человека.
33
Литература
1.Анисимов В.П., Шевченко Е.В. О критериях построения диагностики музыкальных способностей детей // Сб. материалов межвуз. конф. «Подготовка будущего педагога к инновационной деятельности и овладению современными образовательными технологиями». – Тверь, 1999.
2.Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей // Вопросы психологии. 1982.№5.
3.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.,1967.
4.Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учеб. Пособие / Под ред. Г.М.Цыпина. – М., 2003.
5.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988
6.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Избр. Тр. В 2 т. – М., 1985. – Т.1.
7.Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я – детский педагог. – СПб., 1999.
34
План
1. Введение стр.2
2. О соотношении общих и музыкальных способностей стр.3
3. Врождённые предпосылки музыкальных способностей стр.4
4. Характеристика врождённых сенсомоторных реакций организма стр.6
5. Типы темперамента стр.11
6. Модель-матрица базовых эмоций человека стр.12
7. Диагностический ключ-матрица эмоций стр.14
8. Ключ-матрица эмоций стр.15
9. Психологические механизмы музыкальности стр.16
10.Сопоставление элементов языков стр.21
11.Соотношение общих и музыкальных способностей стр.22
12.О существенных признаках музыкальных способностей стр.23
13.Методы диагностики музыкальных способностей стр.24
14.Диагностика метро-ритмических способностей стр.26
15.Диагностика звуковысотного чувства стр.27
16.Диагностика чувства тембра стр.28
17.Диагностика динамического чувства стр.30
18.Диагностика чувства музыкальной формы стр.31
19.Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка стр.32
20.Заключение стр.33
21.Литература стр.34
1
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей у детей
Методический доклад в сфере дополнительного образования....
Способности музыкально-одарённых детей
Рассмотрение проблемы развития музыкальных способностей детей...
Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"
Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...
Приемы и методы развития творческих способностей у музыкально-одаренных детей
В этой презентации тезисно представлены некоторые приемы и методы работы с одаренными детьми на уроках сольфеджио. Материал подготовлен совместно с Н.В.Дыгодюк...
Технологическая карта урока. Тема: Характеристика музыкальных способностей. Формирование начал музыкальной культуры у дошкольников.
План занятия Дисциплина: 02. 05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумомСпециальность: 44.02.01 Дошкольное образование.Тема: Характеристика музыкальных способностей. Фо...
"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством методики Карла Орфа"
Выступление из опыта работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста по системе Карла Орфа....
Методическая разработка Развитие музыкальных способностей детей на примере ансамбля Ложкари
В методической разработке описаны личные примеры в работе с детьми. Для начинающих руководителей будет полезет указанный в разработке материал....