Учебно-методическое пособие: "Программа поэтапного формирования навыка изображения предметов, состоящих из тел вращения"
учебно-методическое пособие по теме
Цель программы:
поэтапное формирование навыка изображения бытовых предметов, состоящих из тел вращения, для включения студентов в самостоятельную работу на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
- научить студентов подробно анализировать форму и пропорции предметов и использовать результаты этого анализа при изображении.
- научить правильному изображению кругов в горизонтальной плоскости на разной высоте относительно уровня зрения с учётом перспективного сокращения.
- разъяснить студентам последовательность и закономерность изображения симметричных предметов, состоящих из тел вращения, роль вспомогательных линий в построении изображения.
- научить изображать с натуры и по представлению сложные тела вращения, начиная с самого простого.
- выработать умение оптимально компоновать изображение на формате листа: определять место и размер изображаемого предмета к листу.
- выработать умение грамотно комментировать свой рисунок вслух во время педагогического показа на доске.
СОСТАВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ НАВЫКА:
- Расположение изображения в середине листа.
- Нахождение оптимального размера изображения к листу.
- Использование осевой линии предмета при построении.
- Использование осей овалов при их изображении.
- Изображение невидимых контуров предмета.
- Соблюдение симметрии отрезков относительно осевой при изображении самых широких и самых узких мест.
- Соблюдение симметрии боковых контуров.
- Правильное изображение овалов в зависимости от расстояния до уровня зрения.
- Правильное изображение формы овалов.
- Правильное изображение формы предметов.
- Точная передача пропорций предметов.
- Изображение необходимого количества овалов на всех уровнях изменения ширины.
- Соблюдение перпендикулярности осевой к осям овалов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
Педагогический колледж им. К. Д. Ушинского
Кафедра педагогики и методики начального образования
ПРОГРАММА
ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА
ИЗОБРАЖЕНИЯ БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТОВ,
СОСТОЯЩИХ ИЗ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ
НА УРОКАХ ИЗО
(на основе использования мониторинга)
(Разработано и осуществлено
Преподавателем ИЗО
ЖЕЛТОВОЙ Н.М.)
Тамбов, 2006 год.
Цель программы:
поэтапное формирование навыка изображения бытовых предметов, состоящих из тел вращения, для включения студентов в самостоятельную работу на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
- научить студентов подробно анализировать форму и пропорции предметов и использовать результаты этого анализа при изображении.
- научить правильному изображению кругов в горизонтальной плоскости на разной высоте относительно уровня зрения с учётом перспективного сокращения.
- разъяснить студентам последовательность и закономерность изображения симметричных предметов, состоящих из тел вращения, роль вспомогательных линий в построении изображения.
- научить изображать с натуры и по представлению сложные тела вращения, начиная с самого простого.
- выработать умение оптимально компоновать изображение на формате листа: определять место и размер изображаемого предмета к листу.
- выработать умение грамотно комментировать свой рисунок вслух во время педагогического показа на доске.
СОСТАВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ НАВЫКА:
- Расположение изображения в середине листа.
- Нахождение оптимального размера изображения к листу.
- Использование осевой линии предмета при построении.
- Использование осей овалов при их изображении.
- Изображение невидимых контуров предмета.
- Соблюдение симметрии отрезков относительно осевой при изображении самых широких и самых узких мест.
- Соблюдение симметрии боковых контуров.
- Правильное изображение овалов в зависимости от расстояния до уровня зрения.
- Правильное изображение формы овалов.
- Правильное изображение формы предметов.
- Точная передача пропорций предметов.
- Изображение необходимого количества овалов на всех уровнях изменения ширины.
- Соблюдение перпендикулярности осевой к осям овалов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ.
- Для достижения лучших результатов по формированию навыка изображения предметов, состоящих из тел вращения, необходимо на всех этапах работать над формированием каждого из 13 компонентов навыка.
- Формой контроля здесь является проверка контрольных заданий в каждом случае по всем 13 составляющим, это позволяет своевременно делать выводы о том, что именно вызывает затруднения у того или иного учащегося или группы в целом, и углублять работу на этом направлении.
- Большое значение в формировании навыка имеет изучение таблиц №№ 1, 2, 3 и 4, требующих к себе самого внимательного отношения, а также громкое говорение в процессе изображения – поэтапный комментарий.
- Данный навык – навык изображения с натуры и по представлению бытовых предметов, состоящих из тел вращения – основывается на следующих навыках:
- навык анализа формы и пропорций предметов;
- навык компоновки изображения на формате листа;
- навык соблюдения определённой последовательности изображения (табл. № 4);
- и в свою очередь, способствует совершенствованию таких навыков, как:
- навык рисования тел вращения на доске на глазах у учащихся (педагогический рисунок);
- навык комментария к педагогическому рисунку.
Навык передачи объёма бытовых предметов тоном и цветом невозможно формировать без владения учащимися навыком линейного рисунка сложных тел вращения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА
1 ЭТАП: Изучение закономерностей изображения простейшего тела вращения -
цилиндра.
- Повторение правил компоновки (для симметричных предметов осевая проводится в середине листа).
- Изучение таблицы № 1 «Ошибки при изображении овалов» и таблицы № 2 «Изменение изображения овала по мере удаления от уровня зрения» (см. приложение №№ 1,2).
- Зарисовка учащимися в тетрадь таблиц №№ 1 и 2.
- Выполнение учителем на доске педагогического рисунка с подробнейшим комментарием последовательности и принципов изображения.
- Выполнение учащимися изображения цилиндра с натуры по тщательным контролем преподавателя (рисунок учителя на доске обязательно стирается).
2 ЭТАП: Изображение более сложного тела вращения – кувшина.
- Подробнейший анализ формы и пропорции кувшина с записью в тетрадь (см. приложение № 3).
- Изучение таблицы № 4 «Последовательность изображения тел вращения» (см. приложение № 4).
- Составление учащимися в тетради таблицы № 4.
- Педагогический рисунок, выполняемый учителем с подробным комментарием, с тщательно продуманными вопросами, направленными на осознанное усвоение материала учащимися.
- Самостоятельная работа учащихся по изображению кувшина с натуры (1/2 формата А-4).
- Самостоятельная работа учащихся с опорой на таблицу № 4 по изображению натюрморта, включающего кувшин, без объяснений учителя на формате А-3.
- Выполнение учащимися педагогического рисунка кувшина с комментарием.
3 ЭТАП: Изображение ещё более сложного тела вращения – вазы для цветов.
- Рисование на доске кувшина (по памяти) с комментарием (4 человека – 4 этапа) под руководством и контролем учителя.
- Проведение учителем подробного анализа формы и пропорций вазы.
- Самостоятельное (без рисунка учителя на доске, но с опорой на таблицу № 4) изображение вазы с натуры, сопровождающееся комментарием вслух этапов работы (по очереди: каждый понемногу).
4 ЭТАП: Изображение такого же предмета, что и на 3 этапе, но без объяснения учителя (закрепительный этап).
- Работа в парах: комментарий вслух по очереди к выполняемому рисунку вазы (громкое говорение).
- Тренировка в педагогическом рисунке (две пары работают на доске).
- Выполнение проверочного задания на самостоятельное (без каких-либо объяснений учителя) изображение с натуры очень сложной по форме вазы.
5 ЭТАП: Изображение тел вращения высокой степени сложности (три варианта).
- Повторение последовательности изображения тел вращения, правил изображения овалов и принципов анализа формы и пропорций по таблицам №№ 1-4.
- Абсолютно самостоятельная работа по анализу формы и пропорций и изображению с натуры бытовых предметов, состоящих из тел вращения по трём вариантам.
- Тренировка в педагогическом рисунке на доске с комментарием.
6 ЭТАП: Самостоятельная работа по изображению бытовых предметов, представляющих собой тела вращения сложной формы, без опоры на натуру, без объяснений учителя, то есть по воображению и представлению.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА
(по циклам, по этапам)
1 ЭТАП:
Изучение закономерностей изображения простейшего тела вращения: цилиндра.
2 ЭТАП:
Изображение более сложного тела вращения: кувшина.
3 ЭТАП:
Изображение ещё более сложного тела вращения: вазы для цветов.
4 ЭТАП:
Изображение такого же предмета, что и на 3 этапе.
5 ЭТАП:
Изображение тел вращения высокой степени сложности (3 варианта).
6 ЭТАП:
Изображение бытовых предметов – сложных тел вращения.
1-й ЦИКЛ
изображение с натуры по объяснению учителя
2-й ЦИКЛ
изображение с натуры без объяснения учителя
3-й ЦИКЛ изображение
по представлению (без натуры и без объяснений)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Игра, как средство формирования навыков общения дошкольников со сверстниками"
Выпускная работа на факультете профессиональной переподготовки "Педагогика и психология дошкольников"...
Учебно- методическая пособие "Программа практики ( для получения первичных профессиональных знаний, по профилю специальности ) учащихся для специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"
Практика для учащихся по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" является обязательным разделом основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.Практика состоит из ...
Учебно-методическое пособие программы Coreldraw
Учебно-методическое пособие программы Coreldraw...
Учебно-методическое пособие программы Movie Maker
Учебно-методическое пособие программы Movie Maker...
Изучение изображения предметов в тонкой линзе
В атериале представлена лабораторная работа, выполняемая при изучении дисциплины "Физика"...
Техническое черчение. Основные способы графического изображения предметов
Техническое черчениеОсновные способы графического изображения предметов...
Конспект урока графической композиции по теме " Силуэтное изображение предметов быта в наиболее выразительном ракурсе ". 2-й класс
Тема: «Силуэтное изображение предметов быта в наиболее выразительном ракурсе».Цели урока: практическое освоение силуэтного изображения предметов быта, освоение методов решения...