Беседа-концерт "Мелодии родного края"
классный час по теме
Беседа концерт о творчестве татарских композиторов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
беседа-концерт о творчестве татарских композиторов | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Детская школа искусств г. Мамадыш
имени композиторов Яруллиных»
Беседа-концерт о творчестве татарских композиторов
«Мелодии родного края»
Октябрь 2010 года
22 октября 2010 года г. Мамадыш
Актовый зал МДШИ 15.00 час.
Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята, родители, преподаватели, уважаемые гости! Мы рады приветствовать всех вас в нашем зале. Сегодня наш концерт называется «Мелодии родного края», и мы поговорим о музыке нашего родного края, музыке татарских композиторов. Культура каждого народа имеет свой неповторимый облик. Это, прежде всего, сохранение и продолжение национальный традиций. Очень важно знать и понимать традиции своего народа – ведь это мудрость наших предков, это душа народа. В этом нам поможет самый универсальный и самый понятный из всех языков – язык музыки.
Разговор о творчестве татарских композиторов я начну со знаменитого композитора из музыкальной династии Яруллиных –Фарида Яруллина. Он родился в Казани (1914). Его отец, наш земляк Загидулла Яруллин, был родом из Мамадышского района. Фарид Яруллин был очень одарённым композитором, прекрасным музыкантом. Он знал множество татарских народных песен, подбирал их на рояле, мастерски обогащал их своим исполнением. Всю красоту и неповторимость народных песен Фарид Яруллин привнёс в свой знаменитый балет «Шурале».
1. В исполнении камерного анамбля звучит «Вальс» Фарида Яруллина из балета «Шурале».
Вы видели сейчас на сцене инструмент флейту. Название её происходит от латинского слова «флатус» - дуновение. О флейте сложено немало легенд. Вот одна из них. Лесной бог Пан, встретил нимфу по имени Сиринга и был очарован её красотой. Взлянув на уродливого Пана, козлоногого, с рогами и бородой, Сиринга испугалась и убежала. Пан стал преследовать её. Добежав до речки, нимфа стала просить помощи у речного бога, и он превратил её в тростник. Пытаясь обнять Сирингу, Пан увидел в своих руках вместо неё тростник. Загрустил Пан, срезал ещё несколько тростинок разной длины, скрепил их и заиграл на этом инструменте, который с тех пор так и стали называть – «флейта Пана». Современная флейта, конечно не из тростника. Она из дорогого металла, в ней множество отверстий и различных клапанов. Всё это позволяет флейте звучать выразительно и красиво, теперь на ней можно исполнять сложные произведения.
- В исполнении флейты и фортепиано послушайте романс татарского композитора Байтиряк «Не упрекай».
Хуснулла Валиуллин родился в селе Богатые Сабы (1914) в бедной крестьянской семье. В родной деревне он впервые услышал и навсегда полюбил татарские народные песни. Маленький Хуснулла был очень способным, он очень быстро научился играть на духовых инструментах: курае, деревянной флейте. Он оканчивает Казанское музыкальное училище и становится профессиональным музыкантом и композитором, сочиняет 2 оперы, более 100 песен и романсов, множество пьес для различных инструментов.
- Вашему вниманию представляем «Танец» Хуснуллы Валиуллина.
Имя композитора Рустема Яхина (1921) известно каждому. Это, пожалуй, самый романтический из татарских композиторов. Он виртуозно играл на рояле, выступал с концертами не только в Казани, но и в Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Ульяновске. И далеко за пределами своей республики Рустем Яхин, исполняя произведения татарских композиторов и свои собственные, пропагандировал татарскую национальную музыку. Мы хотим предложить Вашему вниманию одно из его сочинений «Ноктюрн». Слово ноктюрн произошло от латинского «ноктюрнус» - ночной. Обычно ноктюрны исполнялись в вечернее и ночное время на открытом воздухе ансамблями духовых и или струнных инструментов. Сейчас, конечно, ещё не ночь, но представим себе легкое дуновение ветерка, тихое пение птиц, приятную прохладу, тишину – всё кругом засыпает…
- … и звучит «Ноктюрн» композитора Рустема Яхина.
Татарский композитор Мансур Музафаров родился в Казани (1902). Его мать была поэтессой и учительницей татарского языка, с самого раннего детства Мансур общался с передовыми деятелями культуры своего времени. Он – первый татарский композитор, который получил высшее музыкальное образование: после окончания Казанского музыкального техникума он заканчивает Московскую консерваторию. Мансур Музафаров в своём творчестве огромное внимание уделял народной песне, он осваивал и изучал её всю свою жизнь. До наших дней сохранилось более 100 обработок татарских народных песен композитора. Интонации старинных мелодий Мансур Музафаров использовал и в своих многочисленных инструментальных сочинениях.
- Предлагаем Вашему вниманию пьесу Мансура Музафарова «По ягоды» в исполнении кларнета, флейты и фортепиано.
В произведениях Загида Хабибуллина (1910) чувствуется глубокая связь с народной музыкой. Как он сам говорил: « Песня родится из земли и ей никак нельзя отрываться от матери земли». З.Хабибуллин прекрасно играл на скрипке, был на редкость одарённым композитором, он создал целый ряд душевных, очаровательных песен, много инструментальной музыки. У него было много друзей. Его любили и уважали не только за его задушевную музыку, но и за простоту, обаятельность, человечность. Сядьте поудобней, расслабьтесь и наслаждайтесь музыкой, вслушивайтесь в ноты, почувствуйте, как они всюду движутся, подпрыгивая, взлетая, сталкиваясь, вспыхивая, скользя…
- Звучит « Шутливый наигрыш» Загида Хабибуллина.
Кларнет – деревянный духовой инструмент. Внешне он похож на стройную фигурку, одетую в чёрный длинный сюртучок со множеством пуговок- клапанов. Внизу – небольшой раструб наподобие колокольчика, сверху – головка в виде бочонка. Кларнет способен разговаривать на любые темы и отлично чувствует в любом орестре – в военно-духовом, симфоническом, джазовом и всевозможных ансамблях.
- И сейчас в исполнении инструментального квартета послушаем татарскую нар. мелодию «Тафтиляу» в обработке Л. Батыр-Булгари
Народные песни – подлинная душа музыки, истинное начало всей музыки. Вы бы удивились, узнав, как много значительной, сложной концертной музыки выросло непосредственно из них. Народная музыка отражает природу каждого народа, Народная песня всегда была кем-то когда-то сочинена, и она передавалась от отцов к сыновьям, от матерей к дочерям на протяжении сотен лет, и для этого её не надо было записывать. Когда мы слышим какую-либо народную песню, мы можем почувствовать люди какой национальности её создали.
Конечно, сегодня нам не известно, кто именно сочинил татарскую народную песню «Апипа», но мы все её хорошо знаем и поём вот уже много лет. Многие татарские композиторы обращались к ней в своём творчестве и делали свои обработки этой песни.
- И сейчас прозвучит татарская народная песня «Апипа» в обработке Амирова и Бызова.
Курай – разновидность флейты. Возник он очень давно. Более 1000 лет назад. Первонаально появился курай у башкирского народа, но так как наши народы связывали близкое соседство и крепкая дружба, то курай быстро распространился среди татар. Название курай получил от травянистого растения с крепким прямым стеблем, из которого его и изготавливали. Оно так и называлось – курай. В старинном курае было 5 отверстий. Современный курай изготавливают из дерева или металла, и в нём уже не 5, а 7 отверстий, что позволяет ему исполнять самую разнообразную музыку.
Много нового и ценного внёс в татарскую музыку композитор Ренат Еникеев (1937). Творчество этого ярко одарённого композитора охватывает разные музыкальные жанры и в каждом он либо первооткрыватель, либо разведыватель новых путей.
- Вслушаемся в музыку Рената Еникеева. Обработка народной песни «Туган тел»(« Родная речь»).
Сейчас прозвучит музыка современного татарского композитора Луизы Батыр-Булгари. Она написала очень много детских песен , и они сразу полюбились не только детям, но и взрослым. Инструмент домра, который будет играть в ансамбле с кураем и фортепиано- старинный русский народный инструмент, в нём 3 струны. Домра - неизменная участница любого оркестра народных инструментов.
- Песня Луизы Батыр-Булгари «Арские сапожки» прозвучит в исполнении инструментального трио.
Балет « Шурале» -гордость татарской музыки. Это произведение, имеющее мировую известность. «Шурале» - первый татарский балет. Композитор Ф. Яруллин написал его в 1941 году и готовил к показу в Москве. Он сочинил музыку, но не успел оркестровать – этому помешала война. Яруллин ушел на фронт и в 1943 году погиб, не увидев своего балета на сцене. Премьера балета состоялась уже без него в 1945 году в Казани. В свой балет «Шурале» Фарид Яруллин привнёс неповторимость и мелодичность народных песен. Поэтому музыка этого балета прекрасна и вдохновенна. И в этом мы сейчас убедимся.
- Звучит дуэт Былтыра и Сююмбике из балета Фарида Яруллина «Шурале»
Музыка бывает разной,
Озорной, веселой и прекрасной
Без музыки никак нам не прожить.
Она нам просто помогает жить.
Музыка сопровождает нас на протяжение всей нашей жизни.
Все наиболее значительные события в жизни человека отражаются в песнях; песни радуются, переживают и грустят вместе с человеком. Музыка может больше сказать нам о наших чувствах, чем миллион слов. Всё, что нельзя высказать словами, может выразить музыка.
- Татарская народная мелодия «Сарман» в обработке Р. Абязова.
Дорогие друзья. Вы лучше узнали творчество татарских композиторов, услышали их замечательную музыку. Вы, наверное, заметили, что все композиторы черпают своё вдохновение в народной музыке, родных напевах
- В заключение нашего концерта звучит«Танец друзей» - попурри на темы татарских народных песен. На сене – ансамбль кураистов.
Сегодня мы говорили о творчестве татарских композиторов и музыке нашего родного края. Мы будем рады, если общение с живой музыкой доставило вам радость и приятные минуты.
На этом наш концерт окончен. До новых встреч! Слушайте и любите музыку нашего родного Татарстана, свою родную музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инструментальное фольклорное творчество обучающихся как метод изучения музыкальной культуры родного края»
Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности. Нельзя забывать, что...
Мой родной край
Презентация "Мой родной край" - это виртуальное путешествие в низовья реки Дон. Здесь происхотит знакомство с растительным и животным (рыбами)миром водоема....
Экология родного края.
В этой работе отражена работа учащихся по сохранению родников нашей местности. Какую помощь мы с учащимися оказываем по сохранению чистоты вод рек....
Открытый урок по Доноведению на тему: "Почвы родного края".
Данный урок позволяет получить представление о почвах родного края; раскрыть проблемы разрушения и восстановления почв; развивать экологическое сознание; воспитывать любовь к природе. Обучающиес...
Задания Республиканской дистанционной олимпиады по истории родного края «Во славу Отечества», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Дистанционная олимпиада проводилась в целях активизации творческой деятельности учащихся образовательных учреждений и студентов СПО Республики Калмыкия, направленной на возрождение интереса к героичес...
СЦЕНАРИЙ БЕСЕДЫ - КОНЦЕРТА УЧАЩИХСЯ КЛАССА ПРЕП. КРУГЛОВОЙ Е.И. «Встреча у рояля»
СЦЕНАРИЙ БЕСЕДЫ - КОНЦЕРТА УЧАЩИХСЯ КЛАССА ПРЕП. КРУГЛОВОЙ Е.И.«Встреча у рояля» Цель: расширение кругозора обучающихся и родителей, обогащение музыкаль...
«Родной край - Приморье» методическая разработка интегрированного мероприятия, посвященного 80 -летию образования Приморского края
Данная работа посвящена 80- летию образования Приморского края. В работе представлены: история образования Приморского края, г. Дальнере...