Дополнительная образовательная программа: «РАДУЖНЫЙ МИР»
рабочая программа по теме
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Программа «Радужный мир» не только дает основательную базу по ИЗО, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
023_proektnoe_zadanie_efimova_m_n.doc | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Сланцевская детская художественная школа»
Принято на заседании Утверждено приказом
педагогического совета директор
Протокол №______ ______________Васильева.Е.Г.
«___»___________2012 г. №___________________
от «__»_____________2012 г.
Дополнительная образовательная программа:
«РАДУЖНЫЙ МИР»
Возраст детей: 7-9 лет.
Срок реализации: 1 год.
Разработал: Ефимова Мария Николаевна,
преподаватель.
г. Сланцы
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы «Радужный мир» художественно-эстетическая.
Актуальность программы
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Целесообразность
Данная программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования у обучающихся таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Отличительные особенности и новизна программы
В основе программы курса «Радужный мир» лежит программа изостудии «Юный художник» автора Л. Жежеря, 2002 года и учитывает методические рекомендации в работе с детьми младшего школьного возраста. Программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы либо примерные программы дополнительного образования. Увеличение продолжительности обучения (198 учебных часов) потребовало разработки целого ряда новых тем, их органичного включения в учебно-тематический план, либо расширения и углубления традиционно преподаваемых тем.
Программа «Радужный мир» не только дает основательную базу по ИЗО, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения.
- Цель программы – формирование творческой личности через развитие способности использовать различные виды изобразительной деятельности.
Задачи программы
Обучающие:
- сформировать у обучающихся основы изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Развивающие:
- развить чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазия, воображение;
- развивать колористическое видение;
- сформировать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
- развивать моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
- развивать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; содержать в порядке своё рабочее место);
- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
- воспитывать уважительное отношение к искусству разных стран и народов;
- воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
- воспитывать аккуратность.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития обучающихся.
Формы и режимы занятий
Программа «Радужный мир».
Численность группы — 10-15 человек. Программа рассчитана на один год обучения. Направленность программы художественно-эстетическая.
Год обучения (возраст детей 7 - 9 лет) - 198 учебных часов;
33 рабочих недели; 2 учебных занятия в неделю по 3 академических часа.
Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы занятий: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.
В учебно-воспитательный процесс включены также следующие формы проведения занятий:
а) экскурсии в музей и на природу;
б) открытые занятия «День открытых дверей»;
в) занятие-игра;
г) коллективное творчество.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения обучающихся в подгруппы.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются электронные наглядные материалы.
Прогнозируемые результаты
Обучающие:
- сформированы основы изобразительной грамотности и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого обучающегося посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Развивающие:
- сформированы чувственно-эмоциональные проявления;
- развито колористическое видение;
- сформирован художественный вкус;
- развиты сенсорные навыки;
- сформированы организационно-управленческие умения и навыки и коммуникативность;
Воспитательные:
- сформирован положительный интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
- сформировано уважительное отношение к искусству разных стран и народов;
- воспитано терпение, воля, усидчивость, трудолюбие;
- воспитана аккуратность.
- воспитано умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- воспитано трудолюбие;
- воспитана самостоятельность;
- воспитана уверенность в своих силах.
Таблица диагностики, средства контроля
В процессе обучения данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие;
- промежуточные;
- итоговые.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
- через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради преподавателя.
Тестирование
Тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами (ведущими педагогами студии):
0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;
от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по годам обучения.
Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Пример 1
№ пор | Специальные умения и навыки | Правильный ответ | Не во всём правильный ответ | Неверный ответ |
1 | Удержание карандаша, кисти. | Самое оптимальное положение руки в центре черенка, кисть, карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между большим и указательным пальцами. Большой и указательный пальцы придерживают черенок с боков, средний придерживает кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены. Такое расположение пальцев очень напоминает клюв птицы. | Попытка правильного держания, но по привычке во время работы ребенок забывает. | Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть держат за металлический ворсодержатель или наоборот, за самый кончик черенка – это не правильно. |
2 | Работа с красками и карандашом | Цветовая гамма, правильный нажим карандаша, нет пробелов в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой, умение ощущать достаточную влажность кисти. | Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы. | Не соответствие цветов: ребенок использует в основном темные цвета, черный, если даже по рисунку он не присутствует, неправильная штриховка (большие пробелы между штрихами). |
3 | Компоновка листа. | Правильная композиция. Грамотное расположение элементов. Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и т.д. | Изображения мало. правильно закомпоновано, но недостаточно элементов. | Отсутствие грамотного расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение. Изображение слишком мало и «плавает» в листе, или гигантомания, изображение не помещается на листе. |
4 | Пластические умения. | Улавливание формы фигур. Выдержаны соотношения пропорций. Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). правильная работа со стеками. | Улавливание формы фигур. Недостаточно выдержаны соотношения пропорций. Помощь педагога. | Нет формы фигур. Не выдержаны соотношения пропорций. Выполнение работы с педагогом. |
5 | Умение вырезания. | Правильное удержание ножниц. Вырезание по контуру. Вырезание сложных фигур. | Правильное удержание ножниц. Вырезание отходя от контура простых фигур. | Не правильное удержание ножниц. Не удержание формы. Срезание контуров. |
6 | Степень самостоятельности | Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом. | Работа с подсказками педагога. | Не работает без помощи педагога. |
7 | Творческий подход. | Использование своей фантазии на заданную тему. | Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов. | Работает по наглядным пособиям. |
Пример 2
Фамилия, имя ребёнка | № | Перечень вопросов | Ответы (в баллах) | Оценка | ||
Правильный ответ | Не во всём правильный ответ | Невер-ный ответ | ||||
1 | Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? | |||||
фиолетовый цвет? | ||||||
зелёный цвет? | ||||||
2 | Какие цвета относятся к тёплой гамме? | |||||
3 | Какие цвета относятся к холодной гамме? | |||||
4 | Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму? | |||||
5 | Какие геометрические фигуры ты знаешь? | |||||
6 | Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах? | |||||
7 | Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа? | |||||
8 | С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)? | |||||
9. | Что такое орнамент? |
Отчетные просмотры
законченных работ обучающихся
Во время отчетного просмотра по окончании года обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.
Таблица 1
Таблица
контроля практических умений и навыков
обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года
№ | Фамилия. имя ребёнка | Раздел программы | Замечания, рекомен- дации | Оценка по 10- балльной системе | Подпись педагога | |||
Рису-нок | Живо-пись | Компо-зиция | Бумаж. констр. | |||||
Формы подведения итогов реализации программы
В качестве форм подведения итогов по программе используются: проект, участие в выставках различного уровня, тестирование.
Для учёта участия обучающихся в выставках и конкурсах используется следующая таблица (табл. 2).
Таблица 2
Таблица
учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках
за 1 год обучения по программе
«Радужный мир»
Фамилия, имя ребёнка | Дата | Название конкурса, выставки | Название работы (художественный материал) | Результат |
Данная таблица показывает творческий рост каждого обучающегося по мере прохождения им образовательной программы.
В конце учебного года готовится проект на тему: «Итоговая выставка рисунков за год»
Календарно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | Теорет. занятия | Практ. занятия |
I четверть | ||||
1. | «Друзья». | 3 | 1 | 2 |
2. | «Знакомство с королевой Кисточкой». | 3 | 1 | 2 |
3. | «Что могут краски». | 6 | 2 | 4 |
4. | «Основные и дополнительные цвета». | 3 | 1 | 2 |
5. | «Радуга над лужайкой». | 6 | 2 | 4 |
6. | « Разноцветные шарики». | 3 | 1 | 2 |
7. | «Ручеёк». | 3 | 1 | 2 |
8. | « Осень. Листопад». | 6 | 2 | 4 |
9. | «Портрет осени». | 6 | 2 | 4 |
10. | «Дары осени». | 3 | 1 | 2 |
11. | « Грустный дождик». | 6 | 2 | 4 |
12. | «Осенний букет» | 6 | 2 | 4 |
II четверть | ||||
13. | «Готовимся к приходу зимы». | 3 | 1 | 2 |
14. | «Узоры снежинок». | 3 | 1 | 2 |
15. | «Украшаем ёлку». | 6 | 1 | 5 |
16. | « Зимний лес». | 6 | 1 | 5 |
17. | «Портрет Снегурочки». | 3 | 1 | 2 |
18. | « К нам едет Дед Мороз». | 3 | 1 | 2 |
19. | « Снежная птица зимы». | 6 | 2 | 4 |
20. | « Дом снежной птицы | 6 | 2 | 4 |
III четверть | ||||
21. | « Ёлочка – красавица». | 3 | 1 | 2 |
22. | «Кто живёт под снегом». | 6 | 1 | 5 |
23. | «Животные которых я сам придумал». | 3 | 1 | 2 |
24. | «Ночь». | 3 | 1 | 2 |
25. | « Золотая рыбка». | 3 | 1 | 2 |
26. | « Весёлый поезд». | 6 | 2 | 4 |
27. | « Моя мама». | 3 | 1 | 2 |
28. | «Я на работе». | 6 | 1 | 5 |
29. | «Цветы и травы». | 6 | 2 | 4 |
30. | «Волшебная птица весны». | 3 | 1 | 2 |
31. | «Весенний букет для мамы». | 3 | 1 | 2 |
32. | « Цветы и бабочки». | 6 | 1 | 5 |
33. | «Бабочки». | 3 | 1 | 2 |
34. | «Ёжики». | 3 | 1 | 2 |
35. | По замыслу. | 3 | 1 | 2 |
36. | «Растения в нашем классе». | 3 | 1 | 2 |
37. | «Мой портрет». | 6 | 2 | 4 |
IV четверть | ||||
38. | «Я в подводном мире». | 3 | 1 | 2 |
39. | По замыслу. | 6 | 2 | 4 |
40. | «Фрукты на блюде». | 3 | 1 | 2 |
41. | «Звёздное небо». | 3 | 1 | 2 |
42. | «Мы гуляем». Коллективная работа. | 3 | 1 | 2 |
43. | «Берёзовая роща | 3 | 1 | 2 |
44. | «Вишня в цвету». | 3 | 1 | 2 |
45. | Посещение выставки в краеведческом музее. | 6 | 6 | - |
46. | «Домашнее животное». | 3 | 1 | 2 |
47. | «Как я проведу лето». | 3 | 1 | 2 |
48. | Проект на тему: «Итоговая выставка рисунков за год» | 3 | - | - |
Всего часов: | 198 |
Содержание изучаемого курса
Разделы программы.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Радужный мир | 180 |
2. | Выставки, экскурсии, рисование на воздухе, Конкурсы, фестивали | 18 |
| Итого: | 198 |
Тематическая разработка занятий с детьми 7 – 9 лет.
Радужный мир
Теоретическая часть.
- Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. Тёплые цвета.
- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
1. «Друзья»
Теория.
- Условия безопасной работы.
- (Введение в образовательную программу.)
- Прослушивание сказки «Друзья».
- Знакомство с карандашом и ластиком.
- Применение.
- Способы штриховки.
Практика.
- Работа над постановкой руки.
- Тренировка в рисовании линий.
- Тренировка в применении ластика.
- Тренировка в способах штриховки.
2. «Знакомство с королевой Кисточкой»
Теория.
- Прослушивание сказки «Кисти».
- Знакомство с историей возникновения кисти.
- Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие.
- Правила работы и уход за кистями.
- Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна».
- Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства.
- Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Практика.
- Урок- игра.
- Постановка руки.
- Тренировка в применении.
- Тренировка различных способов мазка.
3. «Что могут краски»
Теория.
- Прослушивание сказки про краски.
- Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
- Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
- Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практика.
- Тренировка в использовании акварели и гуаши.
- Тренировка в использовании различных техник использования красок.
- Повторение различных видов мазка.
4. «Основные и дополнительные цвета»
Теория.
- Основные цвета.
- Дополнительные цвета.
Практика.
- Повторение основных цветов.
- С помощью основных цветов получение дополнительных методом исследования.
5. «Радуга над лужайкой»
Теория.
- Цветовой спектр.
Практика.
- Применение свойств спектра.
- Отработка приёма: проведение непрерывных красочных линий.
6. « Разноцветные шарики»
Теория.
- Способы рисования круга.
- Размытие пятна.
Практика.
- Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях.
- Плавное движение.
- Раскрасить приёмом «размыть пятно».
7. «Ручеёк»
Теория.
- Перетекание цвета.
Практика.
- Акварель, отработка приёма перетекания цвета в разных направлениях.
- Плавное движение.
- Раскрасить приёмом «размыть пятно».
8. « Осень. Листопад»
Теория.
- Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала.
- Просмотр картин великих художников об осени.
- Цветовой спектр.
- Смешение теплых цветов.
Практика.
- Отработка приёма: примакивание кисти боком.
- Ход работы: от светлого к тёмному.
9. «Портрет осени»
Теория.
- Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала.
- Основы построения лица человека.
- Музыкальное сопровождение на тему «Осень».
Практика.
- Придумать зрительный образ.
- Тренировка построения лица человека.
- Тренировка смешивания теплых цветов.
10. «Дары осени»
Теория.
- Работа с пластилином.
- Способы передачи фактуры предметов.
Практика.
- Работа с пластилином.
- Тренировка передачи объёма и фактуры.
11. « Грустный дождик»
Теория.
- Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.
- Музыкальное сопровождение на тему «Гроза».
Практика.
- Передать зрительный образ дождя.
- Ограниченная палитра.
- Тренировка в использовании различных видов мазка.
12. «Осенний букет»
Теория.
- Способы оттиска.
Практика.
- Работа с природным материалом.
- Тренировка оттиска осенними листьями.
13. «Готовимся к приходу зимы»
Теория.
- Аппликация.
- Способы вырезания.
Практика.
- Тренировка работы с ножницами.
- Тренировка совмещения разных цветовых решений в аппликации.
14. «Узоры снежинок»
Теория.
- Гуашь.
- Ритм.
- Орнамент в круге.
- Музыкальное сопровождение «Хоровод снежинок».
Практика.
- Отработка приёма: смешение цвета с белилами.
15. «Украшаем ёлку»
Теория.
- Объёмная аппликация.
Практика.
- Коллективная работа.
- Изготовление ёлочных игрушек с помощью объёмной аппликации.
16. « Зимний лес»
Теория.
- Изобразительные свойства гуаши.
- Беседа на тему «Зимний пейзаж» с использованием иллюстративного материала.
- Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.
Практика.
- Передача характера деревьев.
- Ограниченная палитра.
- Отработка приёма: смешение цвета с белилами.
17. «Портрет Снегурочки»
Теория.
- Пропорции человеческого лица.
- Холодные цвета.
- Зрительный ряд различных образов « Снегурочки».
Практика.
- Отработка построения лица человека.
- Использование ограниченной цветовой палитры.
18. « К нам едет Дед Мороз»
Теория.
- Пропорции тела человека.
- Контраст тёплых и холодных цветов.
- Зрительный ряд на тему.
- Музыкальное сопровождение.
Практика.
- Отработка построения фигуры человека в одежде.
- Урок – игра.
19. « Снежная птица зимы»
Теория.
- Холодная гамма цветов.
- Орнаментальная композиция.
Практика.
- Отработка использования только холодной гаммы цветов.
- Отработка смешения цвета с белилами. Гуашь
- Отработка построения орнаментальной композиции.
20. « Дом снежной птицы»
Теория.
- Беседа на тему «Декор фасадов домов».
- Зрительный ряд с различными приёмами стилей и декора.
Практика.
- Ритм геометрических пятен.
- Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.
21. « Ёлочка – красавица»
Теория.
- Беседа на тему «Впечатления о прошедшем празднике».
Практика.
- Творческая работа.
- Свободный выбор материала.
22. «Кто живёт под снегом»
Теория.
- Холодные и тёплые цвета.
Практика.
- Урок – игра на развитие воображения.
- Отработка использования контрастных холодных и тёплых цветов.
- Гуашь, акварель (по выбору).
23. «Животные которых я сам придумал»
Теория.
- Кляксография, «знакомая форма - новый образ».
- Повторение цветового спектра.
Практика.
- Отработка использования приёмов кляксографии.
- Применение цветового спектра.
24. «Зимняя ночь»
Теория.
- Техника граттаж.
- Чёрно-белый граттаж.
- Показ работ учащихся выполненных в технике граттаж.
Практика.
- Отработка техники граттаж.
- Линия, штрих.
25. « Золотая рыбка»
Теория.
- Беседа с показом иллюстративного и природного материала.
Практика.
- Гуашь.
- Отработка приёма – волнистые линии.
- Закрепление навыка – примакивание кистью.
26. « Весёлый поезд»
Теория.
- Повторение основных цветов.
- Музыкальный ряд.
Практика.
- Ритм цветовых геометрических пятен.
- Гуашь, сочетание основных цветов.
27. « Моя мама»
Теория.
- Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.
- Музыкальное сопровождение про маму.
Практика.
- Творческая работа.
- Материал по выбору.
28. «Я на работе»
Теория.
- Беседа на тему « Я на работе».
Практика.
- Игра на воображение.
- Материал по выбору.
29. «Цветы и травы»
Теория.
- Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков.
- Ритм пятен и линий.
Практика.
- Игра «Мы – гномики».
- Тренировка в рисовании ритма пятен и линий.
30. «Волшебная птица весны»
Теория.
- Беседа на тему «Весна».
- Зрительный ряд на тему.
- Музыкальное сопровождение на тему.
Практика.
- Отработка применения тёплой палитры.
- Гуашь.
- Пятно, линия, точка.
31. «Весенний букет для мамы»
Теория.
- Беседа на тему «Букет».
Практика.
- Урок – игра на развитие воображения.
- Отработка использования контрастных холодных и тёплых цветов.
- Гуашь, акварель (по выбору).
- Печать по трафарету.
32. « Цветы и бабочки»
Теория.
- Беседа на тему «Бабочки».
- Декоративное рисование.
- Композиция в круге.
Практика.
- Отработка техники декоративного рисования.
- Отработка техники «Композиция в круге».
- Гуашь.
33. «Бабочки»
Теория.
- Основы монотипии.
Практика.
- Обведение ладошки и кулака.
- Отработка приёмов техники «Монотипия».
34. «Ёжики»
Теория.
- Основы оттиска.
Практика.
- Тычёк жесткой полусухой кистью.
- Отработка техники оттиска смятой бумагой.
35. По замыслу
Теория.
- Различие техник изобразительного искусства.
Практика.
- Свободное экспериментирование с материалами.
36. «Растения в нашем классе»
Теория.
- Беседа на тему «Растения».
Практика.
- Зарисовка с натуры.
37. «Мой портрет»
Теория.
- Повторение основ построения лица человека.
Практика.
- Закрепление умения рисовать портрет человека.
38. «Я в подводном мире»
Теория.
- Нетрадиционная изобразительная техника.
Практика.
- Отработка навыков нетрадиционной изобразительной техники.
39. По замыслу
Теория.
- Различие техник изобразительного искусства.
Практика.
- Свободное экспериментирование с материалами.
40. «Фрукты на блюде»
Теория.
- Основы составления натюрморта.
- Основы построения натюрморта.
Практика.
- Отработка составления натюрморта.
- Отработка построения натюрморта.
41. «Звёздное небо»
Теория.
- Трафарет.
- Техника набрызга.
Практика.
- Освоение техники «Набрызг»
- Печать поролоном по трафарету.
42. «Мы гуляем»
Теория.
- Зарисовки с натуры.
- Коллективная работа.
Практика.
- Коллективная работа.
- Освоение техники рисование с натуры и по памяти.
43. Вишня в цвету
Теория.
- Зарисовки с натуры.
Практика.
- Зарисовки с натуры.
- Освоение техники рисование с натуры и по памяти.
44. «Берёзовая роща»
Теория.
- Техника «Рисование свечёй».
Практика.
- Освоение техники «Рисование свечёй».
- Передать зрительный образ берёзовой рощи.
- Ограниченная палитра.
- Тренировка в использовании различных видов мазка.
45. Посещение выставки в краеведческом музее
Теория.
- Лекция о выставке.
46. «Домашнее животное»
Теория.
- Зарисовки с натуры.
Практика.
- Повторение техники рисование с натуры и по памяти.
- Закрепление техники «Линия, штрих».
47. «Как я проведу лето»
Теория.
- Беседа на тему «Как я проведу лето».
Практика.
- Свободное экспериментирование с материалами.
- Создание зрительного образа.
48. Проект на тему: « Итоговая выставка рисунков за год»
Теория.
- Подведение итогов за учебный год.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
№п/п | Раздел Тема | Форма занятий | Методы | Дидактический материал и ТСО | Форма подведения итогов |
1. | «Друзья». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Сказка «Друзья» Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
2. | «Знакомство с королевой Кисточкой». | занятие- игра. | Частично-поисковые методы обучения | Сказка «Кисти» Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
3. | «Что могут краски». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Сказка про краски Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
4. | «Основные и дополнительные цвета». | учебное занятие | Частично-поисковые методы обучения | Спектр цветов Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
5. | «Радуга над лужайкой». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Спектр цветов | Просмотр работ Обсуждение |
6. | «Разноцветные шарики». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Спектр цветов Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
7. | «Ручеёк». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Спектр цветов Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
8. | «Осень. Листопад». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему Спектр цветов | Просмотр работ Обсуждение |
9. | «Портрет осени». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему Спектр цветов MP3 плеер MP3 диски | Просмотр работ Обсуждение |
10. | «Дары осени». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
11. | « Грустный дождик». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему Спектр цветов MP3 плеер MP3 диски | Просмотр работ Обсуждение |
12. | «Осенний букет». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Тест. Просмотр работ Обсуждение |
13. | «Готовимся к приходу зимы». | учебное занятие | Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
14. | «Узоры снежинок». | учебное занятие | Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему MP3 плеер MP3 диски | Просмотр работ Обсуждение |
15. | «Украшаем ёлку». | занятие- игра. | Частично-поисковые методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
16. | « Зимний лес». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему Мультимедиа презентация на тему | Просмотр работ Обсуждение |
17. | «Портрет Снегурочки». | учебное занятие | Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему MP3 плеер MP3 диски | Просмотр работ Обсуждение |
18. | « К нам едет Дед Мороз». | занятие- игра. | Частично-поисковые методы обучения | Иллюстративный материал на тему Мультимедиа презентация на тему MP3 плеер MP3 диски | Просмотр работ Обсуждение |
19. | « Снежная птица зимы». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
20. | « Дом снежной птицы». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Тест. Просмотр работ Обсуждение |
21. | « Ёлочка – красавица». | учебное занятие | Частично-поисковые методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Конкурс Просмотр работ Обсуждение |
22. | «Кто живёт под снегом». | занятие - игра. | Частично-поисковые методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение Тест |
23. | «Животные которых я сам придумал». | учебное занятие | Частично-поисковые методы обучения | Иллюстративный материал на тему Спектр цветов | Просмотр работ Обсуждение |
24. | «Зимняя ночь». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему Мультимедиа презентация на тему | Просмотр работ Обсуждение |
25. | « Золотая рыбка». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
26. | « Весёлый поезд». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему MP3 плеер MP3 диски | Просмотр работ Обсуждение |
27. | « Моя мама». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему Мультимедиа презентация на тему MP3 плеер MP3 диски | Просмотр работ Обсуждение |
28. | «Я на работе». | занятие - игра. | Частично-поисковые методы обучения | Иллюстративный материал на тему Мультимедиа презентация на тему | Открытое занятие для родителей Просмотр работ Обсуждение |
29. | «Цветы и травы». | занятие - игра. | Частично-поисковые методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
30. | «Волшебная птица весны». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему MP3 плеер MP3 диски | Просмотр работ Обсуждение |
31. | «Весенний букет для мамы». | учебное занятие | Частично-поисковые методы обучения | Иллюстративный материал на тему Мультимедиа презентация на тему | Просмотр работ Обсуждение |
32. | « Цветы и бабочки». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему MP3 плеер MP3 диски | Просмотр работ Обсуждение |
33. | «Бабочки». | занятие - игра. | Частично-поисковые методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Открытое занятие для родителей Просмотр работ Обсуждение |
34. | «Ёжики». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
35. | По замыслу. | учебное занятие | Частично-поисковые методы обучения | - | Просмотр работ Обсуждение |
36. | «Растения в нашем классе». | учебное занятие | Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Конкурс Просмотр работ Обсуждение |
37. | «Мой портрет». | учебное занятие | Частично-поисковые методы обучения | Иллюстративный материал на тему Мультимедиа презентация на тему | Тест. Просмотр работ Обсуждение |
38. | «Я в подводном мире». | учебное занятие | Частично-поисковые методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
39. | По замыслу. | учебное занятие | Частично-поисковые методы обучения | - | Просмотр работ Обсуждение |
40. | «Фрукты на блюде». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
41. | «Звёздное небо». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
42. | «Мы гуляем». | поход учебное занятие | Частично-поисковые методы обучения | - | Просмотр работ Обсуждение Тест |
43. | Вишня в цвету. | учебное занятие | Частично-поисковые методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Просмотр работ Обсуждение |
44. | «Берёзовая роща». | учебное занятие | Объяснительно-иллюстративные методы обучения - Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему Мультимедиа презентация на тему | Просмотр работ Обсуждение |
45. | Посещение выставки в краеведческом музее. | экскурсия | Объяснительно-иллюстративные методы обучения | - | Тест |
46. | «Домашнее животное». | учебное занятие | Репродуктивные методы обучения | Иллюстративный материал на тему | Конкурс Просмотр работ Обсуждение |
47. | «Как я проведу лето». | занятие - игра. | Репродуктивные методы обучения | - | Просмотр работ Обсуждение |
48. | «Итоговая выставка рисунков за год». | проект | Объяснительно-иллюстративные методы обучения | - | Просмотр работ |
Список литературы
Литература для обучающихся
1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
10. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
11. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Литература для педагога
1. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
2. Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
3. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
4. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
5. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
6. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
7. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000..
8. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
9. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
10. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
11. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
12. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
13. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
14. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
15. Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАДУЖНЫЙ КВН. Игра-отчёт о работе ОДО "Цветная Радуга"
Самопрезентации являются очень эффективной формой творческих отчётов объединения дополнительного образования. Предлагаемый материал в форме игры КВН, привлекателен для детей. Методич...
Модификация сказки "Радужное колесико" по произведению Лыковой И. А., Шипуновой В. А.
Модификация сказки "Радужное колесико" по произведению Лыковой И. А., Шипуновой В. А.Пояснительная записка.Цель:знакомство и закрепление полученных ранее знаний о правилах дорожного дв...
Радужная жар-птица
Научить детей из основных цветов рисовать цветовой круг....
Перспективное планирование кружковой деятельности "Радужный мир"
Перспективное планирование кружковой деятельности "Радужный мир"...
План-конспект урока английского языка во 2 классе Учебник: Радужный английский Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева
Развернутый план-конспект урока английского языка во 2 классеУчебник: Enjoy English (радужный английский)Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева...
Газета начальных классов "Радужная страна" № 23
Газета начальных классов "Радужная страна" № 23...
Газета начальных классов "Радужная страна" № 25
Газета начальных классов "Радужная страна" № 25...