Комплексное обучение в контексте воспитательных задач на занятиях хоровым искусством
статья по теме
Почему сегодня дети порой испытывают к хоровому пению одно лишь отчуждение? Как помочь ребенку понять, что пение- это духовное состояние, которое выражается через звучание голоса? Как сохранить и возрадить великие традиции хорового пения?
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Комплексное обучение в контексте воспитательных задач на занятиях хоровым искусством
Н.А.Сергеева, педагог дополнительного образования
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский центр культуры» г.Березники
В отечественном массовом музыкальном воспитании основную роль в привлечении детей к творческому музицированию призваны играть учреждения дополнительного образования. К сожалению, цель эта не всегда успешно достигается, т.к. обучение приобретает узкоспециализированную направленность, актуальную лишь для будущих профессионалов. Получая умение и навыки, не востребованные в реальной жизни, происходит утрата интереса к музыкальной деятельности.
Вытеснение творческого элемента из учебной деятельности, как правило, связано с подчинением ее концертному показу как главной цели этой деятельности. Особенно негативно разделение музыкально-теоретических проблем сказывается на начальном звене музыкального образования. Наблюдая за развитием знаний, можно заметить, что за время обучения ребята зачастую не раскрывают своих творческих способностей. Поэтому необходимо стимулировать общее развитие в творческом плане, увеличить число знаний обобщающего характера. Важно научить ученика самому находить интересные решения и творчески подходить к реализации художественного замысла, а также развить умение рассматривать одно и тоже художественное явление многогранно, с разных сторон.
Данный факт получил отражение в «Концепции модернизации образования до 2010 года» и других нормативно правовых документах, в которых подчеркивается необходимость построения различных учебных дисциплин в едином психологическом и смысловом ключе с целью формирования целостной картины мира, чувства взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы и человека.
Почему сегодня дети порой испытывают к хоровому пению одно лишь отчуждение? Как помочь ребенку понять, что пение - это духовное состояние, которое выражается через звучание голоса? Как сохранить и возродить великие традиции хорового пения?
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики в интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души…» В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950), который разработал на ее основе уже в начале XX века систему музыкально-ритмического воспитания детей.
Через включение элементов ритмики на уроках хора, возможно, значительно активизировать музыкальное восприятие.
“Бесконечно богатая информация, заключенная в музыке, считывается не рассудком, а динамическим состоянием тела – соинтонированием, пантомимическим движением” – писал известный музыковед профессор В.В. Медушевский.
Почему движение должно участвовать как важнейший и обязательный компонент в музыкальном воспитании?
Научным исследованием доказано, что любой звук вызывает у человека сокращение мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Музыка вызывает различные двигательные реакции организма. «При слушании музыки у человека возникают реальные мышечные пульсации в самых различных областях: в мышцах рук, ног, головы, туловища, в области гортани». Слушающий музыку не только воспроизводит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку. Мы воспринимаем музыку посредством не только слухового, но и голосового аппарата, как бы примеряя воспринимаемое внутренним подпеванием. Бессознательные микродвижения связок и всего вокального аппарата сопровождают слушание даже сложных симфонических произведений. Особенности восприятия и усвоения музыкального режима органически связаны с функциями слухомоторного аппарата человека. Широко разветвленная сеть мышечных двигательных окончаний слухомоторного аппарата может настраиваться на самые различные частоты, вызывая в восприятии человека целую гамму звуковых ощущений и представлений. Гармоничное сочетание ритма собственных движений и пения вызывает чувство особого удовольствия и повышения удовлетворенности своими действиями. Дети на таких уроках не устают, потому что являются деятелями, создателями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее. Им неважно, как все действо выглядит со стороны. Оно предназначено не для зрителей. Это внутренняя работа самих детей и педагогов.
То учение, которое не приносит успеха и радости, дети не любят. Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой, вряд ли пойдет в своем развитии к потребности петь.
На начальном этапе ребенку необходимо накапливать разнообразные жизненные впечатления и ощущения, связанные со звучанием музыки: двигательные, речевые, тактильные, зрительные. Чем богаче и разнообразнее будет этот первоначальный багаж, тем естественнее в дальнейшем ребенок будет осознавать смысловую выразительность музыкального интонирования. С помощью исполнительских движений происходит наложение и приспособление эмоционального фона личности к эмоциональной структуре музыкального произведения. .
В основу моей программы "Хоровая ритмика" положена идея музыкального воспитания учащихся младших классов (1-3 года обучения) с помощью пения и ритмического движения.
В сложившейся практике предмет ритмика существует отдельной дисциплиной и ведётся автономно от музыкальных предметов. В данной программе ритмика находится в непосредственной связи с хоровым исполнительством. Комплексный подход, составляющий основу данной программы, реализован в объединении элементов пения и слушания, движения и декламации при разучивании одного и того же музыкального номера. Преобладание одной формы работы не исключает присутствия других форм, призванных активизировать работу детей. «Хоровая ритмика» фокусирует в себе все элементы музыкальных дисциплин и видов деятельности. Поэтому в программе предложен широкий комплексный подход с привлечением различных видов искусств. Такой подход отражает синкретизм художественной деятельности детей.
На начальном этапе русское народное творчество является основой для репертуара, так как в народной песне слово и действие находятся в органической связи, составляющей жанровую сущность песни. Разучиваемые произведения не только пополняют репертуар, но и являются материалом для развития полученных знаний. Все виды деятельности связаны между собой и связующим звеном является репертуар.
Одним из активнейших стимуляторов обучения является детское музыкальное творчество. Это делается в любимой для детей форме – игровой. Данные упражнения носят дидактический характер (точность выполнения) и творческий характер (импровизационные и произвольные по эмоциональному содержанию).
Опыт использования данной программы показал, что ее актуальность в доступности реализации содержания и освоения программного материала детьми разного возраста и с различными способностями, а также в гибкости и универсальности самой системы работы, способствующей укреплению физического здоровья, формированию положительных эмоций и развитие певческих навыков
Духовная культура будет сформирована тогда, когда педагог в общении с детьми будет не только совершенствовать вокально-хоровое умение и навыки, но и обращаться к душам своих учеников, «будить» детские мысли и чувства..Мудрость древних китайцев гласит: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Эффективно обучаться музыке, постигать ее язык и закономерности можно, по-видимому, только творя и исполняя.
Библиографический список:
Ворожцова О. А. «Музыка и игра в детской психотерапии», М., 2004
Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова», ч. I, Минск, 1999
Буренина А. И. «Ритмическая мозаика», С-Петербург, 2000
Музыка в школе № 2, 1989, «О методике комплексного воспитания детей».
Тютюнникова Т. Э., Алексеева Л. Н. «Музыка. Страна чудес», М., 1998
Алпарова Н.Н., Николаев Н.А. «Музыкально–игровой материал», ч.I, М.,
Школяр Л. В., Школяр В. А. «Музыкальное искусство», методическое пособие для учителя, М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология группового обучения как средство достижения учебно-воспитательных задач в профессиональном колледже.
Технология группового обучения как средство достижения учебно-воспитательных задач в профессиональном колледже. ...
Научно - исследовательский доклад "Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки посредством вокального–хорового искусства"
Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки на лучших образцах вокально - хорового искусства....
Реферат по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности» по теме: «Воспитательные задачи подвижных игр»
В настоящее время в современно меняющемся окружающем мире, в мире информационно-коммуникативных технологий, на первый план выходит задача приобщения подрастающего поколения к занятиям разл...
«Музыка как самопознание и эффективное средство оздоровления организма на занятиях хорового класса».
В соответствии с поставленной целью в данной работе работы сформулированы следующие задачи:* изучить литературу об использовании музыки в оздоровительных целях и механизм влияния методов музыкот...
Разработка бинарного урока по теме "Комплексные числа в решение электротехнических задач"
Мы, преподаватели Парфило Марина Борисовна (пед стаж 39лет )и Маркушева Ольга Николаевна( пед стаж 25года) работаем в ОГА ПОУ «Боровичский технику...
Научно-исследовательская работа "Духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов средствами хорового искусства"
В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла ...