ТЕМА: Разработка эскиза костюма «Гном 1,2,3»
методическая разработка на тему
ТЕМА: Разработка эскиза костюма «Гном 1,2,3»
Цель: Разработать эскизы сценических костюмов гномов
Задачи: 1) Познакомиться со сказочным героем и героем мифов «Гном»;
2) повторить порядок зарисовки эскиза;
3) определить основные черты костюма сказочного героя «гном»;
4) создать эскизный проект.
Оборудование: Проектор, компьютер
Материалы: 1. Иллюстрации с изображением сказочного героя (Презентация)
- Листы для зарисовки эскизов, карандаши(Презентация)
Методы проведения: Объяснение, беседа, инструктаж, практическая работа.
Ход занятия:
I Организационный момент:
Проверка рабочих мест (подготовленности к занятиям).
II Беседа вступительная беседа
Вопросы: кто такие гномы (Гномы (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)— вымышленные существа из германского и скандинавского фольклора, человекоподобные карлики, живущие под землей. В разных мифологиях присутствуют под названиями «цверги», «дварфы», «карлики», "краснолюды"(польск.), «свартальвы» (тёмные эльфы), само слово «гном» (от греч. — знание), как считается, искусственно ввел Парацельс в XVI веке. Гномам приписывается ношение длинных бород у мужчин, низкий рост, скрытность, богатство и кузнечное мастерство; гномы-женщины называются гномидами и славятся красотой.
Редко кому удавалось видеть женщин гномов. Все это из-за того, что их мало, меньше трети, и они редко покидают свои подземные жилища. К тому же с первого взгляда очень трудно отличить гнома - мужчину и гнома - женщину. "Гномы женятся или выходят замуж только один раз: Не все женщины гномов выбирают себе мужей: некоторые не хотят никого, некоторые мечтают о тех. За кого не могут выйти, а если так, то ни на кого больше и смотреть не станут. Да и мужчины у гномов часто предпочитают работу семейным радостям". К тому же гномы очень ревнивы, но семьи их обычно очень крепки. Они очень серьезно относятся к семейным узам и родственным связям. к тому же посторонний глаз не способен уловить разницу между ними и мужчинами в одежде и внешности. Народ гномов растет очень медленно.
У гномов был свой, особый язык, который они очень неохотно раскрывали посторонним, а кроме того, он был очень сложен для понимания, так что среди других народов им почти никто не владел. Язык этот употреблялся гномами как язык знаний и почти не менялся с годами. Видимо из этого языка брались настоящие имена гномов, которые они не открывали посторонним и не писали даже на могильных камнях. Известные же имена взяты из языков других племен. Из языка же гномов известно очень мало слов. В основном это географические названия.
Гномы обычно любят дразнить людей, но делают им больше добра, чем зла. Гномы — любимые герои западно-европейских сказок. В фэнтези-литературе гномы являются, наряду с эльфами, гоблинами и троллями. В мифологии и литературе гном — это собирательный образ. В разных мифологиях и произведениях он представлен по-разному. Почти везде гномов изображают как человекоподобных существ небольшого роста, с широким торсом и длинной бородой, обладающими большой силой, живущих под землей. В общем-то - это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. В недрах земли гномы хранят сокровища – драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги и другие волшебные предметы. Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека - пугают его громким криком.
Некоторые книги и игры приписывают гномам способность видеть во тьме и другие адаптации для жизни под землей. В пещерах гномы накапливают сокровища из золота, серебра и драгоценных камней, посвящают себя созданию неповторимого оружия и брони, волшебных предметов. Они знамениты как рудокопы, кузнецы и воины. Гномы медленно бегают и не умеют ездить верхом, но за счет большой силы и выносливости, а также качественного оружия и доспехов, являются значительной силой на поле боя.
Гномы чрезвычайно обидчивы, вздорны и капризны, неотделимы от драконов. Драконы охотятся за сокровищами гномов и гномы, поэтому находятся с ними в постоянной войне. Драконы и гномы неотделимы друг от друга.
У гномов различных родов была разная продолжительность жизни. Естественным образом они обычно доживали до 250 лет, однако иногда и до 300 (трехсотлетний гном был такой же редкостью и таким же стариком, что и столетний человек). Юность гномов продолжалась до 30 лет или около того (то есть до этого времени они считались непригодными для войны и тяжелой работы). Затем они стремительно взрослели и от 40 до 240 лет практически не менялись и не теряли сил (женились гномы, как правило, не раньше девяноста лет). После этого "старость" длилась как правило не больше десяти лет. Гномы не знали облысения (к старости они седели) и не были подвержены человеческим болезням. Они почти не знали никаких физических недугов кроме ожирения. Эльфы считают, что гномы, умирая, превращаются в камень.
Вопрос: Какие знаете ли вы сказки с этими персонажами?
7 гномов Уолта Диснея. Действующие лица сказки братьев Гримм и основанных на ней произведениях. «Белоснежка и семь гномов».
В оригинале по-английски | По-русски | По-французски |
Doc | Профессор | Prof |
Bashful | Скромник | Timide |
Sneezy | Чихун | Atchoum |
Happy | Весельчак | Joyeux |
Dopey | Простак | Simplet |
Sleepy | Засоня | Dormeur |
Grumpy | Ворчун | Grincheux |
III Практическая работа:
Зарисовка эскизов костюма
Вводный инструктаж:
Повторение ПРЕЗЕНТАЦИЯ основные пропорциональные соотношения женской фигуры
1 СЛАЙД основные пропорциональные соотношения женской фигуры
- Голова – 1/8часть длины фигуры (роста)
- расстояние от верхней точки головы до подъягодичиой складки равно 1/2 высоты всей фигуры, т.е. линия бедра делит фигуру на две равные части;
- ширина распростертых рук с шириной плеч равняется росту человека (илл. 03);
- конец кисти руки в свободном опущенном положении приходится на линию середины бедра;
- ширина головы укладывается примерно два раза в ширине плеч женской фигуры;
- локоть расположен на линии талии;
- длина стопы равна расстоянию от теменной точки до подбородка.
Знание этих канонов позволит избежать грубых ошибок при создании эскиза.
Канон – знание эстетических норм строения фигуры, выработанных на протяжении веков придает рисунку правдивость и жизненность. В разное время устанавливались свои каноны красоты, в которых единицей измерения — модулем — была величина разных частей тела человека: размер головы, высота позвоночного столба, длина среднего пальца руки, длина стопы. Сегодня принято пользоваться пропорциональным каноном, где модулем, или единицей измерения, является голова человека.
2 СЛАЙД Начинаем рисовать
Начиная рисовать, очень важно определить место для фигуры на листе бумага, то есть «композицию в листе». Графическая модель должна иметь достаточно «воздуха», но и не быть слишком мелкой. Оптимальное соотношение - фигура расположена в центре листа, а нижнее поле рамки немного меньше верхнего. Это создает ощущение устойчивости и равновесия рисунка.
Начинаем рисовать
Как выполнить карандашный рисунок женской фигуры, используя схему пропорций (илл. 04).
1 Определяем композиционное положение рисунка на листе бумаге. Для этого на листе формата А4 необходимо наметить предельные границы, в которые должна быть вписана фигура.
2 Намечаем высоту фигуры легкими горизонтальными линиями верха и низа.
3 Проводим вертикальную линию. Основная вертикальная линия фигуры проходит через пупок, а сзади соответствующей линией служит позвоночник.
4 Делим вертикаль на восемь равных частей (илл. 05а).
3 СЛАЙД
5 Используя канон человеческого тела, определяем модули по названиям.
• Голова. Намечаем в верхней части вертикали овальную форму.
• Линия груди. Плавный контур от подбородка вниз, намечая шею и плечевую зону до линии груди и подмышечных впадин.
• Талия. От линии груди строим трапециевидную форму до линии талии — линии локтя (илл. 056).
4 СЛАЙД
• Бедро. От линии талии вниз намечаем плавную линию бедер (до линии лобковой кости).
• Середина бедра. Прорисовка ног в бедренной части. Середина бедра — линия расположения нижней части кисти руки.
• Линия колена. От середины бедра плавное сужение формы до линии нижней границы коленной чашечки.
• Голень. От колен вертикальная, рельефная линия до середины голени.
• Лодыжка. Середина голени — основание стопы (илл. 05в, г).
5 СЛАЙД
Важно! При перспективном рисовании фигуры в фас пальцы ног расположены ниже уровня пяток. При этом человеческую фигуру необходимо рассматривать как сложный комплекс форм:
• очертания головы имеют овальную форму;
• шея — цилиндрическую;
• торс представляет собой форму двух усеченных конусов;
• руки и ноги — не что иное, как цилиндрические формы.
6 СЛАЙД Возможные ошибки
Строя пропорции фигуры, обратите внимание на некоторые ошибки, часто встречающиеся у начинающих рисовальщиков:
• механическое срисовывание одной линией контуров шеи и плеча, плечевого пояса и верхней части руки, других соединений частей тела;
• уход от симметрии в рисунке фигуры;
• увлечение деталями, например: прорисовка волос, глаз и ресниц.
Чтобы избежать этих ошибок, нужно:
• представлять соединение частей тела при помощи объемных форм, а не копировать контуры человеческого тела;
• помнить, что человеческая фигура симметрична. Основная вертикаль является осью симметрии;
• все внимание уделять главному: пропорциям и построению фигуры, а не деталям, которые не влияют на основную форму.
В заключение необходимо иметь в виду, что у различных людей имеются индивидуальные отступления от установленных канонами пропорций. Кроме того, пропорции женского тела отличаются от пропорций мужчины. Разные возрастные группы детей имеют свои, совершенно иные пропорции.
Текущий инструктаж: Зарисовка эскизов сценического костюма «Гном»
- Отличительные особенности (борода, камзол, гольфы в полоску и т.д.)
- Особенности сценического костюма (яркий, наличие объемных деталей и т.д.)
I ОБХОД: Проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
Физминутка:
II ОБХОД: Проверка правильности выполнения трудовых приемов.
III ОБХОД: Проверка правильности выполняемой работы, помощь детям которые затрудняются выполнить работу самостоятельно.
Заключительный инструктаж: Анализ характерных ошибок и их причин.
Подведение итогов занятия:
- Жили-были дед и баба.
- Опять! Не хочу я деда и бабу! - закапризничала шестилетняя девочка с родинкой на щеке.
- Ну, хорошо. Пусть не дед и баба. Жили-были...Кто же там жил-то? - старушка поправила очки.
- Бабушка, ну какая ты недогадливая! Конечно же, Белоснежка! Нет, семь Белоснежек!
- Варенька, ну почему же семь? Я точно помню, что в этой сказке была всего одна Белоснежка. Зато семь гномов.
- Фу, ты! Это в той сказке была одна Белоснежка и семь гномов! А ты расскажи про одного гнома и семь Белоснежек!
- Ну, если ты так настаиваешь...Хотя, всё-таки...
- Не хочешь - тогда сама ешь свою манную кашу! - девочка отодвинула тарелку.
- Ну, хорошо, хорошо! В глухом лесу на опушке стоял одинокий маленький домик. И жили в нём семь Белоснежек.
- Ба, как ты не понимаешь?! В маленьком домике семь Белоснежек не поместятся! Куда они денут семь шкафов, семь кроватей и все игрушки?! - хитро сморщила носик Варенька.
- Ну, в общем-то, ты права. Только, если будешь перебивать, я совсем запутаюсь. Давай так: ты молчишь и ешь кашу. А я расскажу, как знаю.
- Ну, ладно, - не очень охотно согласилась внучка. - Только ты не древнюю сказку рассказывай, а нашу, молодёжную.
- Ох, прям, беда с тобой!.. Ну, попробую. В общем, все эти семь сестёр Белоснежек были очень красивыми, добрыми и послушными девочками. И просто обожали манную кашу!
- Но однажды в дом к ним зашла злая колдунья. И подмешала в эту противную кашу какое-то зелье. И стали они вредные, злые и страшные! - с торжествующим видом продолжила девочка.
- Ох, и откуда в тебе это?! - ужаснулась бабушка.
- Бабуль, так ведь интереснее! Ну, почему всегда добрые и послушные?!
- Варвара, вьёшь ты из меня верёвки! А ведь молчать обещала!
- Уже молчу.
- Вот и молчи. И стали эти вредные Белоснежки (фамилия, что ли, у них такая?) друг другу пакостить. То пятно на платье посадят, то пудру спрячут, то клок волос на голове выстригут.
- То дырку на шубе прожгут, - одобрительно добавила Варенька.
- С утра до ночи крик из их большого дома доносится. Целый день друг с дружкой грызутся, остановиться не могут. Какая из них красивее, выясняют. Хотя, все страшнее смерти! - разошлась и бабушка. - Так бы и грызлись всю жизнь. Да как-то раз зазвенел у их двери колокольчик.
- Кого там нелёгкая принесла? - в один голос заверещали все семь Белоснежек. Но всё-таки бросились наперегонки дверь открывать. Вдруг, принц какой надумал на них жениться? Смотрят, стоит на пороге маленький, щупленький Гномик и колпачок в руках теребит. Ну, совсем не принц!
Но на безрыбье и рак рыба. Затащили сёстры Гномика к себе. А что дальше делать, и не знают. Они ведь только ругаться и пакостить умели. Хорошо, что гость не робкого десятка оказался.
- Эй, красавицы! Не плохо бы перекусить, - говорит.
А в доме пусто - шаром покати. Белоснежки кашеварить совсем не любили. Так, чем придётся, перекусывали. Да, как раз, всё и съели.
- А ты возьми, и сам навари, - старшая говорит. - Заодно и нас покормишь. Давно во рту маковой росинки не держали.
- А сами-то чего еды не наварите? - Гном, значит, интересуется. - Аль, больные какие?
- Ой, больные, - за всех младшая сестра отвечает. - Еле-еле с кроватей поднялись. Так что ты уж сам как-нибудь управляйся. Да про нас не забудь. За гостеприимство платить надо. Тем более, ты не прынц.
Усмехнулся Гном, колпачок на голову натянул и в лес по грибы отправился. Скоро вернулся. Дров вязанку принёс и грибов корзину полную. Искать-то их долго не пришлось. Прямо под ногами росли, Белоснежкам ведь грибы собирать лень было. Гость в один миг печку распалил, ужин состряпал. Сам наелся и хозяек накормил. Те аж ругаться на время забыли, так вкусно оказалось.
Поели, значит, всю посуду перепачкали. А мыть-то кому? Сёстры ведь не только Белоснежки, а ещё и белоручки. Посмотрел Гном на башню из грязной посуды, ничего не сказал, за водой к колодцу пошёл. А девицы уже перед зеркалом крутятся, злые комплименты друг дружке отвешивают. Видит Гномик, не собираются они хозяйством заниматься. Помыл посуду, на полку аккуратно расставил, да ещё и многолетнюю пыль с полки вытер.
Сёстры от нечего делать всё жужжат да грызутся. А Гномик забегался весь, пот рукавом вытирает, но всё же песенку весёлую под нос мурлычет. На сестёр совсем внимания не обращает. Уже и пол подмёл, и стул развалившийся починил, что бы ещё поделать, посматривает. А, вон в углу сковородки почерневшие свалены. Начистил песочком, как в зеркало любуется, уже во весь голос распевает:
- Эх, хороши, хороши в саду цветочки!
Ещё краше девушки весной!
Насторожились Белоснежки: это какие такие девушки лучше их? На них-то гость даже украдкой не поглядывает, ни одного комплимента про их красоту не сказал.
- Да, неплохо ты со сковородами расправился, - решила обратить на себя внимание одна из сестриц.
- Зато стул кривоват, - не удержалась вторая.
- Вот я бы его так разукрасила, - подскочила третья, - что эту косолапость и не заметно было бы!
- Так в чём же дело? - Гномик говорит, а сам уже ей и ведёрко с краской протягивает, и кисточку беличью.
Вылупила глаза Белоснежка, не ожидала такого поворота. Но отступать некуда - взяла кисточку. Обмакнула её в краску, немного подумала и нарисовала листочек. Сама удивилась, не думала, что рисовать умеет. Макнула ещё раз - и ещё один листок нарисовала.
- А ведь правда твоя, знатный стул получается. Что кривой, и не видно, - похвалил Гномик.
- И мне, и мне дай попробовать! - наперебой загалдели другие девицы.
Выхватили у сестры кисточку и давай свои листочки рисовать. Вмиг стульчик краше любого куста весеннего расцвёл. Разохотились сестрицы, а ну давай и другую мебель разукрашивать. А чтоб краска лучше ложилась, пришлось помыть, поскоблить кое-что. Такой тарарам в доме поднялся, какого тут вовек не было! Такую красоту навели!
А как все дела переделали, отдохнуть присели - глядь, а Гномик-то куда-то подевался. Когда и куда ушёл, они и не заметили.
Дзинь-ля-ля!.. Дзинь-ля-ля!..- зазвенел дверной колокольчик.
Бросились радостные Белоснежки Гномика встречать, достижениями своими делиться. Широко дверь распахнули. Да так на пороге и застыли. Ведь не Гномик совсем это был.
- Как это не Гномик?! - рассердилась Варенька. - Вечно ты, бабушка, всё напутаешь! Кто же ещё?
- А принц сказочный, вот кто. Красивый-раскрасивый, богатый-пребогатый, и не пешком с колпачком, а на коне богатырском и в короне из настоящего золота. Как увидел он Белоснежек, растерялся, ослеп, прям, от красоты их неземной.
- От какой красоты, бабушка! Сама говорила, одна страшней другой они были!
- Эх, плохо ты ещё жизнь знаешь, Варенька! Это они раньше уродливыми были, а от работы и от радости творчества, знаешь, как расцвели! Саму Василису Прекрасную затмили!
- И что, какая из них замуж за принца вышла?
- В том-то и дело, что никакая. Как увидели Белоснежки, что не Гномик это, расстроились страшно, дверь перед носом у принца захлопнули. Живут теперь мирно, пироги пекут, картины рисуют, узоры вышивают, маленьких гномиков и Белоснежек нянчат. Гость-то их не навсегда ушёл. Как увидел, что Белоснежки исправились, за братьями побежал.
Вздохнула Варенька, остатки каши с тарелки подобрала - и прямиком к раковине, посуду мыть. Не одним ведь Белоснежкам красавицами быть хочется!
Уборка рабочих мест и помещения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - Методическая разработка урока по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» Тема: Выполнение эскизов машиностроительных деталей
Методическая разработка урока по теме «Выполнение эскизов машиностроительных деталей» состоит из нескольких презентаций, включающих разделы:1. Презентация - СОДЕРЖАНИЕ – содержит сведения о знач...
Методическая разработка по предмету «ИСТОРИЯ КОСТЮМА»: "Разработка исторического костюма стиля позитивизм на куклу-манекен"
quot;Разработка исторического костюма стиля позитивизм на куклу-манекен"Выбранная тема отражена в историческом костюме, выполненном на куклу, и сопровождается пояснительной запиской.В рабо...
Методическая разработка заседания предметного кружка «Начинающий менеджер» Тема: Разработка рекламы на любую сельскохозяйственную продукцию или на любой вид услуг (в виде эскизов, рисунков, экспонатов).
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные студенты, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:-быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ "Этапы разработки эскиза"
Для эффективной деятельности на уроке предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку "Этапы разработки эскиза"...
Занятие на экологическую тему «В гости к гному Эконому и фее Экологии»
Занятие, направленное на формирование экономического сознания детей, экономического мышления и воспитания бережного отношения к природе....
Тест по дисциплине "История прически и костюма" на тему "Прически и костюмы населения Франции XVI века"преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А.
Тест по дисциплине "История прически и костюма" на тему "Прически и костюма населения Франции XVI века", выполненный преподавателем ГБПОУ СКиСиГ Серовой Т.А....
Технологическая карта урока учебной практики на тему: Разработка эскизов моделей женской одежды романтического стиля
Технологическая карта урока учебной практики на тему "Разработка эскизов моделей женской одежды романтического стиля" выполнена к уроку учебной практики по ПМ.01 Моделирование швейных издели...