ТЕМА: Разработка эскиза костюма «Гном 1,2,3»
методическая разработка на тему

Елена Викторовна Ерленко

 

ТЕМА: Разработка эскиза костюма «Гном 1,2,3»

Цель: Разработать эскизы сценических костюмов гномов

Задачи: 1) Познакомиться со сказочным героем и героем мифов «Гном»;

               2) повторить порядок зарисовки эскиза;

               3) определить основные черты костюма сказочного героя «гном»;

               4) создать эскизный проект.

Оборудование:  Проектор, компьютер
Материалы:     1. Иллюстрации с изображением сказочного героя (Презентация)

  1. Листы для зарисовки эскизов, карандаши(Презентация)

Методы проведения: Объяснение, беседа, инструктаж, практическая работа.

Ход занятия:

I  Организационный момент:

Проверка рабочих мест (подготовленности к занятиям).

II Беседа вступительная беседа

Вопросы: кто такие гномы (Гномы (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)— вымышленные существа из германского и скандинавского фольклора, человекоподобные карлики, живущие под землей. В разных мифологиях присутствуют под названиями «цверги», «дварфы», «карлики», "краснолюды"(польск.), «свартальвы» (тёмные эльфы), само слово «гном» (от греч. — знание), как считается, искусственно ввел Парацельс в XVI веке. Гномам приписывается ношение длинных бород у мужчин, низкий рост, скрытность, богатство и кузнечное мастерство; гномы-женщины называются гномидами и славятся красотой.

Редко кому удавалось видеть женщин гномов. Все это из-за того, что их мало, меньше трети, и они редко покидают свои подземные жилища. К тому же с первого взгляда очень трудно отличить гнома - мужчину и гнома - женщину. "Гномы женятся или выходят замуж только один раз: Не все женщины гномов выбирают себе мужей: некоторые не хотят никого, некоторые мечтают о тех. За кого не могут выйти, а если так, то ни на кого больше и смотреть не станут. Да и мужчины у гномов часто предпочитают работу семейным радостям". К тому же гномы очень ревнивы, но семьи их обычно очень крепки. Они очень серьезно относятся к семейным узам и родственным связям. к тому же посторонний глаз не способен уловить разницу между ними и мужчинами в одежде и внешности. Народ гномов растет очень медленно. 

У гномов был свой, особый язык, который они очень неохотно  раскрывали посторонним, а кроме того, он был очень сложен для понимания,  так что среди других народов им почти никто не владел. Язык этот употреблялся гномами как язык знаний и почти не менялся с годами. Видимо из этого языка брались настоящие имена гномов, которые они не открывали  посторонним и не писали даже на могильных камнях. Известные же имена взяты из языков других племен.  Из языка же гномов известно очень мало слов. В основном это географические названия.

Гномы обычно любят дразнить людей, но делают им больше добра, чем зла. Гномы — любимые герои западно-европейских сказок. В фэнтези-литературе гномы являются, наряду с эльфами, гоблинами и троллями. В мифологии и литературе гном — это собирательный образ. В разных мифологиях и произведениях он представлен по-разному. Почти везде гномов изображают как человекоподобных существ небольшого роста, с широким торсом и длинной бородой, обладающими большой силой, живущих под землей.   В общем-то - это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской  алчности, потому людей  недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы.  В недрах земли гномы хранят    сокровища – драгоценные камни и  металлы; они искусные ремесленники,  могут выковывать волшебные  кольца,  мечи, кольчуги и другие волшебные предметы. Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека - пугают его громким криком. 

Некоторые книги и игры приписывают гномам способность видеть во тьме и другие адаптации для жизни под землей. В пещерах гномы накапливают сокровища из золота, серебра и драгоценных камней, посвящают себя созданию неповторимого оружия и брони, волшебных предметов. Они знамениты как рудокопы, кузнецы и воины. Гномы медленно бегают и не умеют ездить верхом, но за счет большой силы и выносливости, а также качественного оружия и доспехов, являются значительной силой на поле боя.

Гномы чрезвычайно обидчивы,  вздорны и капризны, неотделимы от драконов. Драконы охотятся за  сокровищами гномов и гномы, поэтому находятся с ними в постоянной войне. Драконы и гномы неотделимы друг от друга. 

У гномов различных родов была разная продолжительность жизни. Естественным образом они обычно доживали до 250 лет, однако иногда и до 300 (трехсотлетний гном был такой же редкостью и таким же стариком, что и столетний человек). Юность гномов продолжалась до 30 лет или около того (то есть до этого времени они считались непригодными для войны и тяжелой работы). Затем они стремительно взрослели и от 40 до 240 лет практически не менялись и не теряли сил (женились гномы, как правило, не раньше девяноста лет). После этого "старость" длилась как правило не больше десяти лет. Гномы не знали облысения (к старости они седели) и не были подвержены человеческим болезням. Они почти не знали никаких физических недугов кроме ожирения. Эльфы считают, что гномы, умирая, превращаются в камень.

Вопрос: Какие знаете ли вы сказки с этими персонажами?

7 гномов Уолта Диснея. Действующие лица сказки братьев Гримм и основанных на ней произведениях. «Белоснежка и семь гномов».

В оригинале по-английски

По-русски

По-французски

Doc    

Профессор    

Prof

Bashful

Скромник     

Timide

Sneezy           

Чихун

Atchoum

Happy

Весельчак     

Joyeux

Dopey

Простак        

Simplet

Sleepy

Засоня

Dormeur

Grumpy         

Ворчун          

Grincheux

 

III  Практическая работа:

Зарисовка эскизов костюма

Вводный инструктаж:

Повторение ПРЕЗЕНТАЦИЯ  основные пропорциональные соотношения женской фигуры

1 СЛАЙД основные пропорциональные соотношения женской фигуры

image

  • Голова – 1/8часть длины фигуры (роста)
  • расстояние от верхней точки головы до подъягодичиой складки равно 1/2 высоты всей фигуры, т.е. линия бедра делит фигуру на две равные части;
  • ширина распростертых рук с шириной плеч равняется росту человека (илл. 03);
  • конец кисти руки в свободном опу­щенном положении приходится на линию середины бедра;
  • ширина головы укладывается при­мерно два раза в ширине плеч женской фигуры;
  • локоть расположен на линии талии;
  • длина стопы равна расстоянию от теменной точки до подбородка.

Знание этих канонов позволит избежать грубых ошибок при создании эскиза.

Канон – знание эстетических норм строения фигуры, выработанных на протяжении веков придает рисунку правдивость и жизненность. В разное время устанавливались свои каноны красоты, в которых единицей измерения — модулем — была величина разных частей тела человека: размер головы, высота позвоночного столба, длина среднего пальца руки, длина стопы. Сегодня принято пользоваться пропорциональным каноном, где модулем, или единицей измерения, является голова человека.

 2 СЛАЙД Начинаем рисовать

Начиная рисовать, очень важно опреде­лить место для фигуры на листе бумага, то есть «композицию в листе». Графическая модель должна иметь достаточ­но «воздуха», но и не быть слишком мелкой. Оптимальное соотно­шение - фигура расположена в центре листа, а нижнее поле рамки немного меньше верхнего. Это создает ощущение устойчивости и равновесия рисунка.

Начинаем рисовать

Как выполнить карандашный рисунок женской фигуры, используя схему пропорций (илл. 04).

1 Определяем композиционное по­ложение рисунка на листе бумаге. Для этого на листе формата А4 необходимо наметить предельные границы, в которые должна быть вписана фигура.

2 Намечаем высоту фигуры легкими горизонтальными линиями верха и низа.

3 Проводим вертикальную линию. Основная вертикальная линия фигуры проходит через пупок, а сзади соответствующей линией служит позвоночник.

4 Делим вертикаль на восемь равных частей (илл. 05а).

image

 

3 СЛАЙД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Используя канон человеческого те­ла, определяем модули по названиям.

• Голова. Намечаем в верхней части вертикали овальную форму.

• Линия груди. Плавный контур от подбородка вниз, намечая шею и плечевую зону до линии груди и подмышечных впадин.

image• Талия. От линии груди строим тра­пециевидную форму до линии талии — линии локтя (илл. 056).

 

 

 

 

4 СЛАЙД

 

• Бедро. От линии талии вниз намечаем плавную линию бедер (до линии лобковой кости).

• Середина бедра. Прорисовка ног в бедренной части. Середина бедра — линия расположения нижней части кисти руки.

• Линия колена. От середины бедра плавное сужение формы до линии нижней границы коленной чашечки.

• Голень. От колен вертикальная, рельефная линия до середины голени.

• Лодыжка.   Середина   голени   — основание стопы (илл. 05в, г).

imageimage

 

5 СЛАЙД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно!  При перспективном рисо­вании  фигуры  в  фас  пальцы  ног расположены ниже уровня пяток. При   этом   человеческую   фигуру необходимо    рассматривать    как сложный комплекс форм:

• очертания головы имеют овальную форму;

• шея — цилиндрическую;

• торс представляет собой форму двух усеченных конусов;

• руки и ноги — не что иное, как цилиндрические формы.

6 СЛАЙД  Возможные ошибки

Строя пропорции фигуры, обратите внимание на некоторые ошибки, часто встречающиеся у начинающих рисовальщиков:

• механическое срисовывание одной линией контуров шеи и плеча, плечевого пояса и верхней части руки, других соединений частей тела;

• уход от симметрии в рисунке фигуры;

• увлечение деталями, например: прорисовка волос, глаз и ресниц.

Чтобы    избежать    этих    ошибок, нужно:

• представлять соединение частей тела при помощи объемных форм, а не копировать контуры человеческого тела;

• помнить, что человеческая фигура симметрична. Основная вертикаль является осью симметрии;

• все внимание уделять главному: пропорциям и построению фигуры, а не деталям, которые не влияют на основную форму.

В заключение необходимо иметь в виду, что у различных людей имеются индивидуальные отступления от установленных канонами пропорций. Кроме того, пропорции женского тела отличаются от пропорций мужчины. Разные возрастные группы детей имеют свои, совершенно иные пропорции.

Текущий инструктаж: Зарисовка эскизов сценического костюма «Гном»

  1. Отличительные особенности (борода, камзол, гольфы в полоску и т.д.)
  2. Особенности сценического костюма (яркий, наличие объемных деталей и т.д.)

I ОБХОД:   Проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Физминутка:

II ОБХОД:  Проверка правильности выполнения трудовых приемов.

III ОБХОД:  Проверка правильности выполняемой работы, помощь детям которые затрудняются выполнить работу самостоятельно.

Заключительный инструктаж: Анализ характерных ошибок и их причин.

Подведение итогов занятия:

   - Жили-были дед и баба.

   - Опять! Не хочу я деда и бабу! - закапризничала шестилетняя девочка с родинкой на щеке.

   - Ну, хорошо. Пусть не дед и баба. Жили-были...Кто же там жил-то? - старушка поправила очки.

   - Бабушка, ну какая ты недогадливая! Конечно же, Белоснежка! Нет, семь Белоснежек!

   - Варенька, ну почему же семь? Я точно помню, что в этой сказке была всего одна Белоснежка. Зато семь гномов.

   - Фу, ты! Это в той сказке была одна Белоснежка и семь гномов! А ты расскажи про одного гнома и семь Белоснежек!

   - Ну, если ты так настаиваешь...Хотя, всё-таки...

   - Не хочешь - тогда сама ешь свою манную кашу! - девочка отодвинула тарелку.

   - Ну, хорошо, хорошо! В глухом лесу на опушке стоял одинокий маленький домик. И жили в нём семь Белоснежек.

   - Ба, как ты не понимаешь?! В маленьком домике семь Белоснежек не поместятся! Куда они денут семь шкафов, семь кроватей и все игрушки?! - хитро сморщила носик Варенька.

   - Ну, в общем-то, ты права. Только, если будешь перебивать, я совсем запутаюсь. Давай так: ты молчишь и ешь кашу. А я расскажу, как знаю.

   - Ну, ладно, - не очень охотно согласилась внучка. - Только ты не древнюю сказку рассказывай, а нашу, молодёжную.

   - Ох, прям, беда с тобой!.. Ну, попробую. В общем, все эти семь сестёр Белоснежек были очень красивыми, добрыми и послушными девочками. И просто обожали манную кашу!

   - Но однажды в дом к ним зашла злая колдунья. И подмешала в эту противную кашу какое-то зелье. И стали они вредные, злые и страшные! - с торжествующим видом продолжила девочка.

   - Ох, и откуда в тебе это?! - ужаснулась бабушка.

   - Бабуль, так ведь интереснее! Ну, почему всегда добрые и послушные?!

   - Варвара, вьёшь ты из меня верёвки! А ведь молчать обещала!

   - Уже молчу.

   - Вот и молчи. И стали эти вредные Белоснежки (фамилия, что ли, у них такая?) друг другу пакостить. То пятно на платье посадят, то пудру спрячут, то клок волос на голове выстригут.

   - То дырку на шубе прожгут, - одобрительно добавила Варенька.

   - С утра до ночи крик из их большого дома доносится. Целый день друг с дружкой грызутся, остановиться не могут. Какая из них красивее, выясняют. Хотя, все страшнее смерти! - разошлась и бабушка. - Так бы и грызлись всю жизнь. Да как-то раз зазвенел у их двери колокольчик.

   - Кого там нелёгкая принесла? - в один голос заверещали все семь Белоснежек. Но всё-таки бросились наперегонки дверь открывать. Вдруг, принц какой надумал на них жениться? Смотрят, стоит на пороге маленький, щупленький Гномик и колпачок в руках теребит. Ну, совсем не принц!

   Но на безрыбье и рак рыба. Затащили сёстры Гномика к себе. А что дальше делать, и не знают. Они ведь только ругаться и пакостить умели. Хорошо, что гость не робкого десятка оказался.

   - Эй, красавицы! Не плохо бы перекусить, - говорит.

   А в доме пусто - шаром покати. Белоснежки кашеварить совсем не любили. Так, чем придётся, перекусывали. Да, как раз, всё и съели.

   - А ты возьми, и сам навари, - старшая говорит. - Заодно и нас покормишь. Давно во рту маковой росинки не держали.

   - А сами-то чего еды не наварите? - Гном, значит, интересуется. - Аль, больные какие?

   - Ой, больные, - за всех младшая сестра отвечает. - Еле-еле с кроватей поднялись. Так что ты уж сам как-нибудь управляйся. Да про нас не забудь. За гостеприимство платить надо. Тем более, ты не прынц.

   Усмехнулся Гном, колпачок на голову натянул и в лес по грибы отправился. Скоро вернулся. Дров вязанку принёс и грибов корзину полную. Искать-то их долго не пришлось. Прямо под ногами росли, Белоснежкам ведь грибы собирать лень было. Гость в один миг печку распалил, ужин состряпал. Сам наелся и хозяек накормил. Те аж ругаться на время забыли, так вкусно оказалось.

   Поели, значит, всю посуду перепачкали. А мыть-то кому? Сёстры ведь не только Белоснежки, а ещё и белоручки. Посмотрел Гном на башню из грязной посуды, ничего не сказал, за водой к колодцу пошёл. А девицы уже перед зеркалом крутятся, злые комплименты друг дружке отвешивают. Видит Гномик, не собираются они хозяйством заниматься. Помыл посуду, на полку аккуратно расставил, да ещё и многолетнюю пыль с полки вытер.

   Сёстры от нечего делать всё жужжат да грызутся. А Гномик забегался весь, пот рукавом вытирает, но всё же песенку весёлую под нос мурлычет. На сестёр совсем внимания не обращает. Уже и пол подмёл, и стул развалившийся починил, что бы ещё поделать, посматривает. А, вон в углу сковородки почерневшие свалены. Начистил песочком, как в зеркало любуется, уже во весь голос распевает:

   - Эх, хороши, хороши в саду цветочки!

   Ещё краше девушки весной!

   Насторожились Белоснежки: это какие такие девушки лучше их? На них-то гость даже украдкой не поглядывает, ни одного комплимента про их красоту не сказал.

   - Да, неплохо ты со сковородами расправился, - решила обратить на себя внимание одна из сестриц.

   - Зато стул кривоват, - не удержалась вторая.

   - Вот я бы его так разукрасила, - подскочила третья, - что эту косолапость и не заметно было бы!

   - Так в чём же дело? - Гномик говорит, а сам уже ей и ведёрко с краской протягивает, и кисточку беличью.

   Вылупила глаза Белоснежка, не ожидала такого поворота. Но отступать некуда - взяла кисточку. Обмакнула её в краску, немного подумала и нарисовала листочек. Сама удивилась, не думала, что рисовать умеет. Макнула ещё раз - и ещё один листок нарисовала.

   - А ведь правда твоя, знатный стул получается. Что кривой, и не видно, - похвалил Гномик.

   - И мне, и мне дай попробовать! - наперебой загалдели другие девицы.

   Выхватили у сестры кисточку и давай свои листочки рисовать. Вмиг стульчик краше любого куста весеннего расцвёл. Разохотились сестрицы, а ну давай и другую мебель разукрашивать. А чтоб краска лучше ложилась, пришлось помыть, поскоблить кое-что. Такой тарарам в доме поднялся, какого тут вовек не было! Такую красоту навели!

   А как все дела переделали, отдохнуть присели - глядь, а Гномик-то куда-то подевался. Когда и куда ушёл, они и не заметили.

   Дзинь-ля-ля!.. Дзинь-ля-ля!..- зазвенел дверной колокольчик.

   Бросились радостные Белоснежки Гномика встречать, достижениями своими делиться. Широко дверь распахнули. Да так на пороге и застыли. Ведь не Гномик совсем это был.

   - Как это не Гномик?! - рассердилась Варенька. - Вечно ты, бабушка, всё напутаешь! Кто же ещё?

   - А принц сказочный, вот кто. Красивый-раскрасивый, богатый-пребогатый, и не пешком с колпачком, а на коне богатырском и в короне из настоящего золота. Как увидел он Белоснежек, растерялся, ослеп, прям, от красоты их неземной.

   - От какой красоты, бабушка! Сама говорила, одна страшней другой они были!

   - Эх, плохо ты ещё жизнь знаешь, Варенька! Это они раньше уродливыми были, а от работы и от радости творчества, знаешь, как расцвели! Саму Василису Прекрасную затмили!

   - И что, какая из них замуж за принца вышла?

   - В том-то и дело, что никакая. Как увидели Белоснежки, что не Гномик это, расстроились страшно, дверь перед носом у принца захлопнули. Живут теперь мирно, пироги пекут, картины рисуют, узоры вышивают, маленьких гномиков и Белоснежек нянчат. Гость-то их не навсегда ушёл. Как увидел, что Белоснежки исправились, за братьями побежал.

   Вздохнула Варенька, остатки каши с тарелки подобрала - и прямиком к раковине, посуду мыть. Не одним ведь Белоснежкам красавицами быть хочется!

 Уборка рабочих мест и помещения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Методическая разработка урока по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» Тема: Выполнение эскизов машиностроительных деталей

Методическая разработка урока по теме «Выполнение эскизов машиностроительных деталей» состоит из нескольких презентаций, включающих разделы:1. Презентация -  СОДЕРЖАНИЕ – содержит сведения о знач...

Методическая разработка по предмету «ИСТОРИЯ КОСТЮМА»: "Разработка исторического костюма стиля позитивизм на куклу-манекен"

quot;Разработка исторического костюма стиля позитивизм на куклу-манекен"Выбранная тема отражена в историческом костюме, выполненном на куклу, и сопровождается пояснительной запиской.В рабо...

Методическая разработка заседания предметного кружка «Начинающий менеджер» Тема: Разработка рекламы на любую сельскохозяйственную продукцию или на любой вид услуг (в виде эскизов, рисунков, экспонатов).

 Новые жизненные условия, в которые поставлены современные студенты, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:-быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ "Этапы разработки эскиза"

Для эффективной деятельности на уроке предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку "Этапы разработки эскиза"...

Занятие на экологическую тему «В гости к гному Эконому и фее Экологии»

Занятие, направленное на формирование экономического сознания детей, экономического мышления и воспитания бережного отношения к природе....

Тест по дисциплине "История прически и костюма" на тему "Прически и костюмы населения Франции XVI века"преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А.

Тест по дисциплине "История прически и костюма" на тему "Прически и костюма населения Франции XVI века", выполненный преподавателем ГБПОУ СКиСиГ Серовой Т.А....

Технологическая карта урока учебной практики на тему: Разработка эскизов моделей женской одежды романтического стиля

Технологическая карта урока учебной практики на тему "Разработка эскизов моделей женской одежды романтического стиля" выполнена к уроку учебной практики по ПМ.01 Моделирование швейных издели...