Новая РП-химия
учебно-методическое пособие на тему

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Сызранский медико-гуманитарный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.06   Химия

2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования

29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий,

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (в сфере производства машин и оборудования),

09.02.04 Информационные системы (в здравоохранении),

43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства.

 

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин

Протокол  № ____   от «___»________г.

Председатель ЦМК _______________

                           /______________/

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_____________________

/Н.А.Шигина/

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования

29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий,

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (в сфере производства машин и оборудования),

09.02.04 Информационные системы (в здравоохранении),

43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства.

 

Разработчик:

Барашкова Т.А. преподаватель 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

      

стр.

1.     ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.     СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3.     условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

18

4.     Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП….   Химия

.

 

1.1.              Область применения программы

 

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  по специальностям:

29.02.04       Конструирование, моделирование и технология швейных изделий,

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (в сфере производства машин и оборудования),

09.02.04 Информационные системы (в здравоохранении),

43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства.

Программа учебной дисциплины может быть использована для обеспечения специальной подготовки необходимой для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, разработки курсовых и дипломных проектов, для профессиональной деятельности  и продолжения образования.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. Учебная дисциплина ОДП.0…  Химия  входит в общеобразовательный цикл.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

Результаты освоения учебного предмета.

 

Курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов:

личностных, включающих

 

        •  формирование       целостного    представления     о  мире,  основанного     на  приобретенных      знаниях,    умениях    и  способах   деятельности;

        •  приобретение   опыта   разнообразной   деятельности,   опыта познания и самопознания;

        •  подготовка   к   осуществлению   осознанного   выбора   индивидуальной      образовательной      или  профессиональной        траектории.

        1) формирование       системы    химических     знаний   как   компонента естественнонаучной картины мира;

        2) развитие   личности   обучающихся,   их   интеллектуальное   и нравственное      совершенствование,       формирование      у  них   гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

        3) выработку   у   обучающихся   понимания   общественной   потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения   к   химии   как   возможной   области   будущей   практической  деятельности;

        4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

 

         Метапредметными   результатами  освоения   обучающимися  программы по химии являются:

         1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания    (системно-информационный           анализ,  моделирование)      для изучения различных сторон окружающей действительности;

         2) использование       основных     интеллектуальных      операций: формулирование   гипотез,   анализ   и   синтез,   сравнение,   обобщение,   систематизация,     выявление     причинно-следственных        связей, поиск аналогов;

         3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

         4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

         5) использование различных источников для получения химической   информации,   понимание   зависимости   содержания   и формы   представления   информации   от   целей   коммуникации   и адресата.

         В   области    предметных        результатов      изучение    химии  предоставляет   обучающемуся    возможность   научиться:

         А) на базовом уровне

         1) в познавательной сфере —

         а) давать определения изученным понятиям;

         б) описывать     демонстрационные       и  самостоятельно     проведенные   эксперименты,   используя   для   этого   естественный   (русский, родной) язык и язык химии;

         в) описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;

         г) классифицировать изученные объекты и явления;

         д) наблюдать     демонстрируемые       и  самостоятельно      проводимые   опыты,   химические   реакции,   протекающие   в   природе   и в быту;

         е) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

    ж) структурировать изученный материал;

        з) интерпретировать       химическую      информацию,       полученную из других источников;

        и) описывать строение атомов элементов I—IV периода с использованием электронных конфигураций атомов;

        к) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;

        2) в   ценностно-ориентационной   сфере —   анализировать   и оценивать   последствия   для   окружающей   среды   бытовой   и   производственной   деятельности   человека,   связанной   с   переработкой веществ;

        3) в трудовой сфере — проводить химический эксперимент;

        4) в   сфере   физической   культуры —   оказывать   первую   помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

        Б) на профильном уровне

        1) в познавательной сфере —

        а) давать определения изученным понятиям;

        б) описывать     демонстрационные        и  самостоятельно     проведенные   эксперименты,   используя   для   этого   естественный   (русский, родной) язык и язык химии;

        в) объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических соединений;

        г) классифицировать изученные объекты и явления;

        д) наблюдать     демонстрируемые        и  самостоятельно      проводимые   опыты,   химические   реакции,   протекающие   в   природе   и в быту;

        е) исследовать свойства неорганических и органических веществ,   определять   их   принадлежность   к   основным   классам   соединений;

        ж) обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;

        з) структурировать учебную информацию;

        и) интерпретировать       информацию,       полученную     из  других источников, оценивать ее научную достоверность;

        к) объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их протекания на основе знаний о строении вещества и законов термодинамики;

        л) объяснять строение атомов элементов I—IV периода с использованием электронных конфигураций атомов;

        м) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;

н) проводить   расчеты   по   химическим   формулам   и   уравнениям;

         о) характеризовать изученные теории;

         п) самостоятельно добывать новое для себя химическое знание, используя для этого доступные источники информации;

         2) в   ценностно-ориентационной   сфере —  прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

         3) в трудовой сфере — самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;

         4) в   сфере   физической   культуры —   оказывать   первую   помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

 

              Требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Химия

Обучающиеся должны  уметь:

 

- давать определения изученным понятиям;

 - описывать     демонстрационные       и  самостоятельно     проведенные   эксперименты,   используя   для   этого   естественный   (русский, родной) язык и язык химии;

- описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;

 - классифицировать изученные объекты и явления;

 - наблюдать     демонстрируемые       и  самостоятельно      проводимые   опыты,   химические   реакции,   протекающие   в   природе   и в быту;

-представлять результаты изучения  материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- формирования       целостного    представления     о  мире,  основанного     на  приобретенных      знаниях,    умениях    и  способах   деятельности;

 - приобретения   опыта   разнообразной   деятельности,   опыта познания и самопознания;

- подготовка   к   осуществлению   осознанного   выбора   индивидуальной      образовательной      или  профессиональной        траектории;

- формирования       системы    химических     знаний   как   компонента естественнонаучной картины мира;

- развития   личности   обучающихся,   их   интеллектуальное   и нравственное      совершенствование,       формирование      у  них   гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

- выработки   у   обучающихся   понимания   общественной   потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения   к   химии   как   возможной   области   будущей   практической  деятельности;

- формированию умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся  117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся  78  часов;

самостоятельной работы обучающихся  39 часов

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

 

     лабораторные занятия

20

     практические занятия

6

     контрольные работы

4

     курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

 

реферат

составление уравнений

решение задач

доклад

сообщение

 составление кроссворда.

исследовательская учебная работа

составление электронных и электронно-графических формул

моделирование УВ

2

14

2

5

6

4

2

2

2

Итоговая аттестация в форме:      II семестр- дифференцированный зачет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия

                                                                                                

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Общая и неорганическая химия.

 

48

 

Тема 1.1.

 Основные химические понятия и законы химии

Содержание учебного материала

6

 

1

Представления о строении вещества. Валентность. Химические формулы. Закон постоянства состава. Относительная и молекулярная масса. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Расчеты по химическим формулам. Закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Расчеты по химическим формулам.

4

1

2

Состав, названия и характерные свойства окисления, основных кислот и солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений.    

Самостоятельная работа обучающихся

 1.Составление уравнений: Генетическая связь между классами неорганических соединений. Превращение веществ.

2.Подготовка сообщения на тему: «История развития химии».

2

3

Тема 1.2.

 Периодический закон и периодическая система химического элемента Д.И.Менделеева.

Содержание учебного материала

4

 

1

Периодический закон Д.И.Менделеева, периодическая система. Строение атома. Описание характерных свойств элемента и его соединений исходя из положения его в периодической системе. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням. Составление электронных формул и графических схем строения электронных слоев атомов. Научный и гражданский подвиг Д.И.Менделеева.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составление электронных электронно-графических формул атомов химических элементов

2

3

Тема 1.3

Химическая связь и строение вещества

Содержание учебного материала

4

 

1

Условия образования химической связи. Ионная, полярная и неполярная ковалентные связи.

2

1

2

Кристаллические решетки с различным типом химической связи.

Самостоятельная работа обучающихся

1. подготовка сообщений на темы: «Металлическая связь. Водородная связь».

2

3

Тема 1.4.

Закономерности протекания химических реакций 

Содержание учебного материала

4

 

1

Типы химических реакций. Скорость химических реакций, понятие катализатор, ингибитор, промотор, каталитический яд, факторы, влияющие на скорость реакции

2

1

2

Химическое равновесие, условия его смещения, правила Ле Шателье

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. выполнение упражнений на правила Ле Шателье,
  2. решение задач на скорость химических реакций.

2

2

Тема 1.5. Растворы

Содержание учебного материала

9

 

1

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с полярной ковалентной и ионной связью. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

2

1

2

Реакции ионного обмена. Условия протекания реакции ионного обмена до конца.

3

Химические свойства кислот, оснований, солей в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах.

4

Гидролиз солей.

 

5

Электролиз. Составление схем электролиза. Концентрация растворов. Ряд напряжений. Процессы, протекающие на катоде и аноде.

 

 

Практическое занятие

Составление уравнений реакций ионного обмена

2

2

Лабораторная работа №1 Реакции обмена в растворах электролитов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление уравнений гидролиза солей,  составление схем электролиза.

3

3

Тема 1.6.

Окислительно-восстановительные реакции

Содержание учебного материала

4

 

1

Окислительно-восстановительные реакции. Заряд ионов, понятие степени окисления. Подбор коэффициентов методом электронного баланса.

2

2

2

Классификация ОВР

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

Подбор коэффициентов в уравнениях методом электронного баланса.

 

Тема 1.7. Химия металлов 

Содержание учебного материала

9

 

1         

 Применение понятий: кристаллические решетки металлов, электрохимический ряд напряжений металлов;

3

1

2

выполнять химические опыты, подтверждающие свойства изученных металлов и их важнейших соединений.                   

3

Положение металлов в периодической системе и особенности электронного строения их атомов. Физические и химические свойства металлов. Оксиды и гидроксиды металлов. Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Защита от коррозии.

4

Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Характеристика простых веществ и их соединений: натрий, кальций, алюминий. Природные соединения металлов 1-й группы главных подгрупп и их применение.

5

Металлы побочных подгрупп (хром, марганец, железо). Свойства химических элементов. Характеристика важнейших соединений хрома, марганца, железа. Их участие в окислительно-восстановительных реакциях. Важнейшие сплавы железа, чугун, сталь.

Лабораторная работа №2. Решение экспериментальных задач

2

2

Лабораторная работа №3. Железо и его соединения

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Реферат:  Металлы главных подгрупп. Металлы побочных подгрупп (по выбору)

2

3

Тема 1.8.

Химия неметаллов

Содержание учебного материала

8

 

1

Общие сведения о неметаллах. Особенности электронного строения их атомов. Характеристика соединений неметаллов: оксидов, гидроксидов, водородных соединений. Кислород содержащие кислоты.

2

1

2

Подгруппа галогенов. Свойства и применение галогенов и их соединений. Распознавание галогенов.

3

Подгруппа кислорода. Аллотропия кислорода и серы. Характеристика элементов и их соединений подгруппы кислорода. Оксиды серы.

Лабораторная работа №4. Получение аммиака и его свойства

2

2

Практическое занятие

Генетическая связь неорганических соединений. Решение задач.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление кроссворда на тему «Неорганические вещества».

2

3

Раздел 2. Органическая химия

 

69

 

Тема 2.1.

Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова.

Содержание учебного материала

4

 

1

Теория химического строения А.М.Бутлерова. Ее основные положения.

2

1

2

Зависимость свойств органических веществ от химического строения, понятие углеводородов.

3

Структурные формулы. Изомерия. Особенность электронного строения атома углерода

4

Причины многообразия органических соединений. Классификация органических соединений.

Самостоятельная работа обучающихся

1. Доклад «Классификация органических соединений»

2

3

Тема 2.2. Углеводороды

 

Содержание учебного материала

23

 

1

Предельные углеводороды, общая формула состава, химическое строение. Изомерия углеродного скелета. Систематическая номенклатура. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. Синтез углеводородов (реакция Вюрца). Практическое значение предельных углеводородов и их галогенозамещенных. Метан, свойства, применение. Циклоалканы.

10

1

 

2

Алкены. Общая формула алкенов. Этилен. Его структурная формула. Электронное строение. Виды связи и тип гибридизации атомов углерода. Систематическая номенклатура. Получение алкенов. Химические свойства алкенов: реакция ионного присоединения (взаимодействие с галогенами, галогеноводородами, водородом, водой). Объяснение правила Марковникова с позиций электронного строения реагирующих веществ. Окисление алкенов перманганатом калия. Горение. Полимеризация. Применение этиленовых углеводородов.

 

 

3

Диеновые углеводороды (углеводороды с двумя двойными связями). Понятие о диеновых углеводородах; их общая формула; систематическая номенклатура; виды изомерии. Сопряжение системы с открытой цепью (на примере бутадиена 1,3). Особенности электронного строения углеводородов с сопряженными двойными связями. Химические свойства диенов в сравнении с алкенами. Окисление перманганатом калия. Полимеризация бутадиена 1,3 и изопропена. Природный и синтетический каучуки, их применение. 

4

Алкины. Ацетилен. Его структурная и электронная формулы; sp гибридизация углеродного атома. Гомологический ряд ацетилена. Общая формула алкинов. Виды структурной изомерии. Систематическая номенклатура алкинов. Химические свойства. Реакции ионного присоединения. Реакции замещения водорода при углероде с тройной связью на металл (образование ацетиленидов). Реакция полимеризации. Окисление перманганатом калия. Получение и применение ацетилена.

5

Бензол. Структурная формула. Тип гибридизации атомов углерода в бензольном кольце (sp2 гибридизация). Понятие об электронном строении бензола как сопряженной системы с замкнутой цепью.      Природные источники и синтетические способы получения ароматических углеводородов. Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Физические и химические свойства бензола. Характерные реакции ионного замещения (бромирование, нитрование). Условия их проведения. Особенность протекания реакций присоединения водорода и хлора. Отношение бензола и его гомолога толуола к окислению перманганатом калия. Горение бензола. Строение, свойства стирола. Полимеризация стирола.

Практическое занятие

1.Составление структурных формул изомеров алканов. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по его плотности и массовой доле химических элементов или по продуктам сгорания

2

2

Лабораторная работа №5.

Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических соединениях

2

2

Лабораторная работа №6.

 Получение этилена, ацетилена и изучение их свойств.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Моделирование углеводородов.

7

3

2.Решение задач.

3.Выполнение цепочек превращений

 

 

Тема 2.3.

Кислородосодержащие органические соединения

 

Содержание учебного материала

26

 

1

Спирты. Строение предельных одноатомных спиртов. Функциональная группа спиртов (гидроксогруппа), ее электронное строение. Гомологический ряд спиртов. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положение функциональной группы). Рациональная и систематическая номенклатура. Основные способы получения спиртов: гидратация алкенов, взаимодействие галогенопроизводных углеводородов со щелочью; восстановление альдегидов.  Физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов.   Метанол и этанол. Их применение и промышленный синтез. Ядовитость спиртов, губительное действие на организм человека. Генетическая связь между углеводородами и спиртами.

10

1

2

Многоатомные спирты, их строение. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты - взаимодействие с гидроксидом меди (II). Применение этиленгликоля и глицерина. 

3

Фенолы. Определение класса фенолов. Их строение. Функциональная группа - ОН; взаимодействие с натрием, со щелочами. Качественная реакция на фенолы - взаимодействие с хлоридом железа (Ш). Реакции на ароматическое кольцо: галогенирование и нитрование.   

4

Определение класса альдегидов. Их функциональная группа. Общая формула, гомологический ряд и структурная изомерия альдегидов. Рациональная и систематическая номенклатура. Получение и свойства альдегидов. Реакции ионного присоединения по карбонильной группе (взаимодействие с водородом, водой, спиртом, аммиачным раствором оксида серебра). Реакции окисления альдегидной группы - взаимодействие с оксидом серебра (I) и гидроксидом меди (II) -качественные реакции на альдегиды. Реакции замещения водорода в углеводородном радикале. Формальдегид. Полимеризация.

5

Понятие о классе кетонов. Их функциональная группа. Сходство и различие в свойствах альдегидов и кетонов. Ацетон. Применение карбонильных соединений. Токсичность действия альдегидов и кетонов на живые организмы.

6

Определение класса карбоновых кислот. Их функциональная группа. Электронное строение карбоксильной группы и углеводородного радикала. Общая формула и гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Виды структурной изомерии. Эмпирические названия карбоновых кислот. Систематическая номенклатура. Получение и физические свойства карбоновых кислот.   Химические свойства карбоновых кислот.   Реакции с участием гидроксила карбоксильной группы (взаимодействие со спиртами) - получение сложных эфиров. Реакции замещения водорода в углеводородном радикале (галогенирование) карбоновых кислот. Важнейшие представители карбоновых кислот: муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновая, акриловая, олеиновая. Особенность химических свойств муравьиной кислоты, реакция «серебряного зеркала». Олеиновая кислота как представитель непредельных одноосновных карбоновых кислот.  

7

Строение сложных эфиров (общая формула). Реакции этерификации. Обратимость реакции этерификации. Кислотный и щелочной гидролиз сложных эфиров. Их применение в народном хозяйстве, роль в природе.

8

Жиры и их свойства. Высшие карбоновые кислоты, входящие в состав природных жиров (пальмитиновая, олеиновая, стеариновая). Физические и химические свойства жиров: гидролиз жиров; их окисление; гидрирование жидких жиров.

9

Понятие и классификация углеводов. Моносахариды. Понятие о фотосинтезе. Строение глюкозы как многоатомного альдегидоспирта. Виды изометрии моносахаридов. Изображение формулы D- глюкозы. Химические свойства глюкозы, обусловленные наличием альдегидной группы: окисление оксидом серебра (I) или гидроксидом меди (II). Свойства, обусловленные наличием в молекуле спиртовых гидроксилов (реакция на многоатомные спирты). Виды брожения глюкозы (спиртовое и молочнокислое). Значение глюкозы и ее производных для человека. Нахождение глюкозы в природе. Понятие о витамине «С» (аскорбиновая кислота). Фруктоза - структурный изомер глюкозы. Строение и свойства фруктозы.  Дисахариды (мальтоза и сахароза), их состав, строение, свойства. Реакция с гидроксидом меди (II), гидролиз. Полисахариды. Крахмал. Состав, строение. Химические свойства: реакция с йодом, гидролиз. Превращение крахмала пищи в организме. Гликоген. Целлюлоза. Состав, строение, свойства. Азотнокислые и уксуснокислые эфиры целлюлозы. Их применение.

Лабораторная работа №7. Изучение свойств спиртов и фенолов.

2

2

Лабораторная работа №8. Получение и свойства карбоновых кислот.

2

2

Лабораторная работа №9. Основные свойства углеводов.

2

2

Практические занятия

1.Составление уравнений: Генетическая связь между органическими соединениями.

1

 

Самостоятельная работа обучающихся

1.Сообщения: "О вреде алкоголя", Токсичность действия альдегидов и кетонов на живые организмы.

9

3

2. Доклад: Мыла. Мыла как соли высших карбоновых кислот и их производных. Понятие о синтетических моющих средствах.

3.Решение задач на определение формул кислородосодержащих веществ

4. Исследовательская работа: Качественное определение крахмала.

 

Тема 2.4.

Азотсодержащие органические соединения

 

Содержание учебного материала

6

 

1

             Амины. Классификация. Изомерия и номенклатура аминов.   Основные свойства аминов. Взаимодействие их с водой и кислотами. Сравнение основных свойств метиламина и диметиламина. Ароматические амины. Анилин. Его строение. Физические и химические свойства первичных ароматических аминов на примере анилина. Сравнение основных свойств алифатических и ароматических аминов. Значение анилина в органическом синтезе. Производство красителей, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов.            

4

 

 

1

 

 

2

Понятие об аминокислотах. L- Аминокислоты. Их значение в природе. Название аминокислот. Виды изомерии. Физические и химические свойства аминокислот. Понятие о биполярном ионе; амфотерность аминокислот взаимодействие с кислотами и со щелочами, образование пептидов.

3

Белки как биополимеры аминокислот. Представление об аминокислотах, входящих в состав природных белков. Полипептидная теория строения белков. Строение пептидной группировки. Условия проведения гидролиза белков. Биологические функции белков. Ферменты. Специфичность их действия. Использование ферментов в различных отраслях народного хозяйства. Применение ферментов для лечения болезней.

4

Нуклеиновые аминокислоты. Особенности строения, биологическая роль

Самостоятельная работа обучающихся

1. Доклад: «  Азотсодержащие органические соединения»  (по выбору)

2

3

Тема 2.5.

Синтез высокомолекулярных веществ

 

Содержание учебного материала

10

 

1

Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений - реакции полимеризации и поликонденсации.

2

1

2

Пластмассы и каучуки. Синтетические волокна; полиэфирные (лавсан) и полиамидные (капрон).

3

Роль химии в создании новых материалов, практическое использование полимеров и возникновение экологической проблемы вторичной переработки полимерных продуктов. Будущее полимерных материалов.

Лабораторная работа №10. Решение задач по определению пластмасс и волокон

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление кроссворда на тему «Органические вещества».

4

3

 

Контрольная работа (дифференцированный зачет) за 2 семестр.

2

 

Всего:

 

117

 

 

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    

       Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории Химия

 

       Оборудование учебного кабинета: оборудованные места для преподавателя и студентов по числу посадочных мест, учебники, комплект учебно-методических пособий, компьютер, видеопроектор.

        

       Оборудование лаборатории: вытяжной шкаф, демонстрационный стол, наборы реактивов, химическая посуда и оборудование, места для преподавателя и студентов по числу посадочных мест

 

       Технические средства обучения: мультимедийная установка, компьютеры.

 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.         Габриелян. О.С. Химия. М.: Дрофа,2008.

2.         Ерохин.Ю.М. Химия. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3.         Ерохин Ю.М., Фролов В.И.. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом). М.: Высшая школа, 2007.

 

Дополнительные источники:

1.         Цветков Л.А.. Органическая химия. М.: Гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2.         Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. М.: Просвещение, 2007.

3.         Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. М.: Экзамен: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                     

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

               Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

 

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- выполнять расчетные задачи;

 

Текущий контроль в форме:

- практические  работы;

-контрольная работа;

-самостоятельные работы;

- пользоваться лабораторной посудой и оборудованием;

 

- отчеты лабораторных работ;

- практические  работы;

-самостоятельные работы

- определять характер химической связи; степень окисления;

- практические  работы;

-контрольная работа;

-самостоятельные работы;

- составлять уравнения химических реакций;

- отчеты лабораторных работ;

- практические  работы;

-контрольная работа;

-самостоятельные работы;

Знать:

- формулировки основных законов химии;

 

 

Текущий контроль в форме:

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

-химические диктанты;

- формулировку периодического закона;

 

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

- виды химической связи;

 

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

-химические диктанты;

- теорию электролитической диссоциации;

 

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

-  доклада по реферату или сообщению;

-химические диктанты;

- положение металлов и неметаллов в периодической системе;

 

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

-  доклада по реферату или сообщению;

-химические диктанты;

- основные положения теории химического строения органических веществ;

 

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

-  доклада по реферату или сообщению;

-химические диктанты;

- общую формулу алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, аренов и других органических кислот и соединений;

 

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

-  доклада по реферату или сообщению;

-химические диктанты;

- гомологический ряд и виды изомерии.

 

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_rp-himiya.doc272 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Сызранский медико-гуманитарный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.06   ХИМИЯ

2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования

29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий,

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (в сфере производства машин и оборудования),

09.02.04 Информационные системы (в здравоохранении),

43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства.


Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин

Протокол  № ____   от «___»________г.

Председатель ЦМК _______________

                           /______________/

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_____________________

/Н.А.Шигина/

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования

29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий,

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (в сфере производства машин и оборудования),

09.02.04 Информационные системы (в здравоохранении),

43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства.

Разработчик:

Барашкова Т.А. преподаватель  

 



СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП….   Химия

.

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  по специальностям:

  1. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий,

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (в сфере производства машин и оборудования),

09.02.04 Информационные системы (в здравоохранении),

43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства.

Программа учебной дисциплины может быть использована для обеспечения специальной подготовки необходимой для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, разработки курсовых и дипломных проектов, для профессиональной деятельности  и продолжения образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. Учебная дисциплина ОДП.0…  Химия  входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Результаты освоения учебного предмета.

Курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов:

личностных, включающих

        •  формирование       целостного    представления     о  мире,  основанного     на  приобретенных      знаниях,    умениях    и  способах   деятельности;

        •  приобретение   опыта   разнообразной   деятельности,   опыта познания и самопознания;

        •  подготовка   к   осуществлению   осознанного   выбора   индивидуальной      образовательной      или  профессиональной        траектории.

        1) формирование       системы    химических     знаний   как   компонента естественнонаучной картины мира;

        2) развитие   личности   обучающихся,   их   интеллектуальное   и нравственное      совершенствование,       формирование      у  них   гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

        3) выработку   у   обучающихся   понимания   общественной   потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения   к   химии   как   возможной   области   будущей   практической  деятельности;

        4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

         Метапредметными   результатами  освоения   обучающимися  программы по химии являются:

         1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания    (системно-информационный           анализ,  моделирование)      для изучения различных сторон окружающей действительности;

         2) использование       основных     интеллектуальных      операций: формулирование   гипотез,   анализ   и   синтез,   сравнение,   обобщение,   систематизация,     выявление     причинно-следственных        связей, поиск аналогов;

         3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

         4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

         5) использование различных источников для получения химической   информации,   понимание   зависимости   содержания   и формы   представления   информации   от   целей   коммуникации   и адресата.

         В   области    предметных        результатов      изучение    химии  предоставляет   обучающемуся    возможность   научиться:

         А) на базовом уровне

         1) в познавательной сфере —

         а) давать определения изученным понятиям;

         б) описывать     демонстрационные       и  самостоятельно     проведенные   эксперименты,   используя   для   этого   естественный   (русский, родной) язык и язык химии;

         в) описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;

         г) классифицировать изученные объекты и явления;

         д) наблюдать     демонстрируемые       и  самостоятельно      проводимые   опыты,   химические   реакции,   протекающие   в   природе   и в быту;

         е) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

    ж) структурировать изученный материал;

        з) интерпретировать       химическую      информацию,       полученную из других источников;

        и) описывать строение атомов элементов I—IV периода с использованием электронных конфигураций атомов;

        к) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;

        2) в   ценностно-ориентационной   сфере —   анализировать   и оценивать   последствия   для   окружающей   среды   бытовой   и   производственной   деятельности   человека,   связанной   с   переработкой веществ;

        3) в трудовой сфере — проводить химический эксперимент;

        4) в   сфере   физической   культуры —   оказывать   первую   помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

        Б) на профильном уровне

        1) в познавательной сфере —

        а) давать определения изученным понятиям;

        б) описывать     демонстрационные        и  самостоятельно     проведенные   эксперименты,   используя   для   этого   естественный   (русский, родной) язык и язык химии;

        в) объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических соединений;

        г) классифицировать изученные объекты и явления;

        д) наблюдать     демонстрируемые        и  самостоятельно      проводимые   опыты,   химические   реакции,   протекающие   в   природе   и в быту;

        е) исследовать свойства неорганических и органических веществ,   определять   их   принадлежность   к   основным   классам   соединений;

        ж) обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;

        з) структурировать учебную информацию;

        и) интерпретировать       информацию,       полученную     из  других источников, оценивать ее научную достоверность;

        к) объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их протекания на основе знаний о строении вещества и законов термодинамики;

        л) объяснять строение атомов элементов I—IV периода с использованием электронных конфигураций атомов;

        м) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;

н) проводить   расчеты   по   химическим   формулам   и   уравнениям;

         о) характеризовать изученные теории;

         п) самостоятельно добывать новое для себя химическое знание, используя для этого доступные источники информации;

         2) в   ценностно-ориентационной   сфере —  прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

         3) в трудовой сфере — самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;

         4) в   сфере   физической   культуры —   оказывать   первую   помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

              Требования к уровню подготовки обучающихся.

Химия

Обучающиеся должны  уметь:

- давать определения изученным понятиям;

 - описывать     демонстрационные       и  самостоятельно     проведенные   эксперименты,   используя   для   этого   естественный   (русский, родной) язык и язык химии;

- описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;

 - классифицировать изученные объекты и явления;

 - наблюдать     демонстрируемые       и  самостоятельно      проводимые   опыты,   химические   реакции,   протекающие   в   природе   и в быту;

-представлять результаты изучения  материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- формирования       целостного    представления     о  мире,  основанного     на  приобретенных      знаниях,    умениях    и  способах   деятельности;

 - приобретения   опыта   разнообразной   деятельности,   опыта познания и самопознания;

- подготовка   к   осуществлению   осознанного   выбора   индивидуальной      образовательной      или  профессиональной        траектории;

- формирования       системы    химических     знаний   как   компонента естественнонаучной картины мира;

- развития   личности   обучающихся,   их   интеллектуальное   и нравственное      совершенствование,       формирование      у  них   гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

- выработки   у   обучающихся   понимания   общественной   потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения   к   химии   как   возможной   области   будущей   практической  деятельности;

- формированию умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся  117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся  78  часов;

самостоятельной работы обучающихся  39 часов

   

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные занятия

20

     практические занятия

6

     контрольные работы

4

     курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

реферат

составление уравнений

решение задач

доклад

сообщение

 составление кроссворда.

исследовательская учебная работа

составление электронных и электронно-графических формул

моделирование УВ

2

14

2

5

6

4

2

2

2

Итоговая аттестация в форме:      II семестр- дифференцированный зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия

                                                                                               

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Общая и неорганическая химия.

 

48

Тема 1.1.

 Основные химические понятия и законы химии

Содержание учебного материала

6

1

Представления о строении вещества. Валентность. Химические формулы. Закон постоянства состава. Относительная и молекулярная масса. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Расчеты по химическим формулам. Закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Расчеты по химическим формулам.

4

1

2

Состав, названия и характерные свойства окисления, основных кислот и солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений.    

Самостоятельная работа обучающихся

 1.Составление уравнений: Генетическая связь между классами неорганических соединений. Превращение веществ.

2.Подготовка сообщения на тему: «История развития химии».

2

3

Тема 1.2.

 Периодический закон и периодическая система химического элемента Д.И.Менделеева.

Содержание учебного материала

4

1

Периодический закон Д.И.Менделеева, периодическая система. Строение атома. Описание характерных свойств элемента и его соединений исходя из положения его в периодической системе. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням. Составление электронных формул и графических схем строения электронных слоев атомов. Научный и гражданский подвиг Д.И.Менделеева.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составление электронных электронно-графических формул атомов химических элементов

2

3

Тема 1.3

Химическая связь и строение вещества

Содержание учебного материала

4

1

Условия образования химической связи. Ионная, полярная и неполярная ковалентные связи.

2

1

2

Кристаллические решетки с различным типом химической связи.

Самостоятельная работа обучающихся

1. подготовка сообщений на темы: «Металлическая связь. Водородная связь».

2

3

Тема 1.4.

Закономерности протекания химических реакций  

Содержание учебного материала

4

1

Типы химических реакций. Скорость химических реакций, понятие катализатор, ингибитор, промотор, каталитический яд, факторы, влияющие на скорость реакции

2

1

2

Химическое равновесие, условия его смещения, правила Ле Шателье

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. выполнение упражнений на правила Ле Шателье,
  2. решение задач на скорость химических реакций.

2

2

Тема 1.5. Растворы

Содержание учебного материала

9

1

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с полярной ковалентной и ионной связью. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

2

1

2

Реакции ионного обмена. Условия протекания реакции ионного обмена до конца.

3

Химические свойства кислот, оснований, солей в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах.

4

Гидролиз солей.

5

Электролиз. Составление схем электролиза. Концентрация растворов. Ряд напряжений. Процессы, протекающие на катоде и аноде.

Практическое занятие

Составление уравнений реакций ионного обмена

2

2

Лабораторная работа №1 Реакции обмена в растворах электролитов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление уравнений гидролиза солей,  составление схем электролиза.

3

3

Тема 1.6.

Окислительно-восстановительные реакции

Содержание учебного материала

4

1

Окислительно-восстановительные реакции. Заряд ионов, понятие степени окисления. Подбор коэффициентов методом электронного баланса.

2

2

2

Классификация ОВР

Самостоятельная работа обучающихся

2

Подбор коэффициентов в уравнениях методом электронного баланса.

Тема 1.7. Химия металлов  

Содержание учебного материала

9

1        

 Применение понятий: кристаллические решетки металлов, электрохимический ряд напряжений металлов;

3

1

2

выполнять химические опыты, подтверждающие свойства изученных металлов и их важнейших соединений.                  

3

Положение металлов в периодической системе и особенности электронного строения их атомов. Физические и химические свойства металлов. Оксиды и гидроксиды металлов. Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Защита от коррозии.

4

Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Характеристика простых веществ и их соединений: натрий, кальций, алюминий. Природные соединения металлов 1-й группы главных подгрупп и их применение.

5

Металлы побочных подгрупп (хром, марганец, железо). Свойства химических элементов. Характеристика важнейших соединений хрома, марганца, железа. Их участие в окислительно-восстановительных реакциях. Важнейшие сплавы железа, чугун, сталь.

Лабораторная работа №2. Решение экспериментальных задач

2

2

Лабораторная работа №3. Железо и его соединения

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Реферат:  Металлы главных подгрупп. Металлы побочных подгрупп (по выбору)

2

3

Тема 1.8.

Химия неметаллов

Содержание учебного материала

8

1

Общие сведения о неметаллах. Особенности электронного строения их атомов. Характеристика соединений неметаллов: оксидов, гидроксидов, водородных соединений. Кислород содержащие кислоты.

2

1

2

Подгруппа галогенов. Свойства и применение галогенов и их соединений. Распознавание галогенов.

3

Подгруппа кислорода. Аллотропия кислорода и серы. Характеристика элементов и их соединений подгруппы кислорода. Оксиды серы.

Лабораторная работа №4. Получение аммиака и его свойства

2

2

Практическое занятие

Генетическая связь неорганических соединений. Решение задач.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление кроссворда на тему «Неорганические вещества».

2

3

Раздел 2. Органическая химия

69

Тема 2.1.

Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова.

Содержание учебного материала

4

1

Теория химического строения А.М.Бутлерова. Ее основные положения.

2

1

2

Зависимость свойств органических веществ от химического строения, понятие углеводородов.

3

Структурные формулы. Изомерия. Особенность электронного строения атома углерода

4

Причины многообразия органических соединений. Классификация органических соединений.

Самостоятельная работа обучающихся

1. Доклад «Классификация органических соединений»

2

3

Тема 2.2. Углеводороды

Содержание учебного материала

23

1

Предельные углеводороды, общая формула состава, химическое строение. Изомерия углеродного скелета. Систематическая номенклатура. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. Синтез углеводородов (реакция Вюрца). Практическое значение предельных углеводородов и их галогенозамещенных. Метан, свойства, применение. Циклоалканы.

10

1

2

Алкены. Общая формула алкенов. Этилен. Его структурная формула. Электронное строение. Виды связи и тип гибридизации атомов углерода. Систематическая номенклатура. Получение алкенов. Химические свойства алкенов: реакция ионного присоединения (взаимодействие с галогенами, галогеноводородами, водородом, водой). Объяснение правила Марковникова с позиций электронного строения реагирующих веществ. Окисление алкенов перманганатом калия. Горение. Полимеризация. Применение этиленовых углеводородов.

3

Диеновые углеводороды (углеводороды с двумя двойными связями). Понятие о диеновых углеводородах; их общая формула; систематическая номенклатура; виды изомерии. Сопряжение системы с открытой цепью (на примере бутадиена 1,3). Особенности электронного строения углеводородов с сопряженными двойными связями. Химические свойства диенов в сравнении с алкенами. Окисление перманганатом калия. Полимеризация бутадиена 1,3 и изопропена. Природный и синтетический каучуки, их применение.  

4

Алкины. Ацетилен. Его структурная и электронная формулы; sp гибридизация углеродного атома. Гомологический ряд ацетилена. Общая формула алкинов. Виды структурной изомерии. Систематическая номенклатура алкинов. Химические свойства. Реакции ионного присоединения. Реакции замещения водорода при углероде с тройной связью на металл (образование ацетиленидов). Реакция полимеризации. Окисление перманганатом калия. Получение и применение ацетилена.

5

Бензол. Структурная формула. Тип гибридизации атомов углерода в бензольном кольце (sp2 гибридизация). Понятие об электронном строении бензола как сопряженной системы с замкнутой цепью.      Природные источники и синтетические способы получения ароматических углеводородов. Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Физические и химические свойства бензола. Характерные реакции ионного замещения (бромирование, нитрование). Условия их проведения. Особенность протекания реакций присоединения водорода и хлора. Отношение бензола и его гомолога толуола к окислению перманганатом калия. Горение бензола. Строение, свойства стирола. Полимеризация стирола.

Практическое занятие

1.Составление структурных формул изомеров алканов. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по его плотности и массовой доле химических элементов или по продуктам сгорания

2

2

Лабораторная работа №5. 

Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических соединениях

2

2

Лабораторная работа №6.

 Получение этилена, ацетилена и изучение их свойств.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Моделирование углеводородов.

7

3

2.Решение задач.

3.Выполнение цепочек превращений

Тема 2.3.

Кислородосодержащие органические соединения

Содержание учебного материала

26

1

Спирты. Строение предельных одноатомных спиртов. Функциональная группа спиртов (гидроксогруппа), ее электронное строение. Гомологический ряд спиртов. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положение функциональной группы). Рациональная и систематическая номенклатура. Основные способы получения спиртов: гидратация алкенов, взаимодействие галогенопроизводных углеводородов со щелочью; восстановление альдегидов.  Физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов.   Метанол и этанол. Их применение и промышленный синтез. Ядовитость спиртов, губительное действие на организм человека. Генетическая связь между углеводородами и спиртами.

10

1

2

Многоатомные спирты, их строение. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты - взаимодействие с гидроксидом меди (II). Применение этиленгликоля и глицерина.  

3

Фенолы. Определение класса фенолов. Их строение. Функциональная группа - ОН; взаимодействие с натрием, со щелочами. Качественная реакция на фенолы - взаимодействие с хлоридом железа (Ш). Реакции на ароматическое кольцо: галогенирование и нитрование.    

4

Определение класса альдегидов. Их функциональная группа. Общая формула, гомологический ряд и структурная изомерия альдегидов. Рациональная и систематическая номенклатура. Получение и свойства альдегидов. Реакции ионного присоединения по карбонильной группе (взаимодействие с водородом, водой, спиртом, аммиачным раствором оксида серебра). Реакции окисления альдегидной группы - взаимодействие с оксидом серебра (I) и гидроксидом меди (II) -качественные реакции на альдегиды. Реакции замещения водорода в углеводородном радикале. Формальдегид. Полимеризация.

5

Понятие о классе кетонов. Их функциональная группа. Сходство и различие в свойствах альдегидов и кетонов. Ацетон. Применение карбонильных соединений. Токсичность действия альдегидов и кетонов на живые организмы.

6

Определение класса карбоновых кислот. Их функциональная группа. Электронное строение карбоксильной группы и углеводородного радикала. Общая формула и гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Виды структурной изомерии. Эмпирические названия карбоновых кислот. Систематическая номенклатура. Получение и физические свойства карбоновых кислот.   Химические свойства карбоновых кислот.   Реакции с участием гидроксила карбоксильной группы (взаимодействие со спиртами) - получение сложных эфиров. Реакции замещения водорода в углеводородном радикале (галогенирование) карбоновых кислот. Важнейшие представители карбоновых кислот: муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновая, акриловая, олеиновая. Особенность химических свойств муравьиной кислоты, реакция «серебряного зеркала». Олеиновая кислота как представитель непредельных одноосновных карбоновых кислот.  

7

Строение сложных эфиров (общая формула). Реакции этерификации. Обратимость реакции этерификации. Кислотный и щелочной гидролиз сложных эфиров. Их применение в народном хозяйстве, роль в природе.

8

Жиры и их свойства. Высшие карбоновые кислоты, входящие в состав природных жиров (пальмитиновая, олеиновая, стеариновая). Физические и химические свойства жиров: гидролиз жиров; их окисление; гидрирование жидких жиров.

9

Понятие и классификация углеводов. Моносахариды. Понятие о фотосинтезе. Строение глюкозы как многоатомного альдегидоспирта. Виды изометрии моносахаридов. Изображение формулы D- глюкозы. Химические свойства глюкозы, обусловленные наличием альдегидной группы: окисление оксидом серебра (I) или гидроксидом меди (II). Свойства, обусловленные наличием в молекуле спиртовых гидроксилов (реакция на многоатомные спирты). Виды брожения глюкозы (спиртовое и молочнокислое). Значение глюкозы и ее производных для человека. Нахождение глюкозы в природе. Понятие о витамине «С» (аскорбиновая кислота). Фруктоза - структурный изомер глюкозы. Строение и свойства фруктозы.  Дисахариды (мальтоза и сахароза), их состав, строение, свойства. Реакция с гидроксидом меди (II), гидролиз. Полисахариды. Крахмал. Состав, строение. Химические свойства: реакция с йодом, гидролиз. Превращение крахмала пищи в организме. Гликоген. Целлюлоза. Состав, строение, свойства. Азотнокислые и уксуснокислые эфиры целлюлозы. Их применение.

Лабораторная работа №7. Изучение свойств спиртов и фенолов.

2

2

Лабораторная работа №8. Получение и свойства карбоновых кислот.

2

2

Лабораторная работа №9. Основные свойства углеводов.

2

2

Практические занятия

1.Составление уравнений: Генетическая связь между органическими соединениями.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Сообщения: "О вреде алкоголя", Токсичность действия альдегидов и кетонов на живые организмы.

9

3

2. Доклад: Мыла. Мыла как соли высших карбоновых кислот и их производных. Понятие о синтетических моющих средствах.

3.Решение задач на определение формул кислородосодержащих веществ

4. Исследовательская работа: Качественное определение крахмала.

Тема 2.4.

Азотсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала

6

1

             Амины. Классификация. Изомерия и номенклатура аминов.   Основные свойства аминов. Взаимодействие их с водой и кислотами. Сравнение основных свойств метиламина и диметиламина. Ароматические амины. Анилин. Его строение. Физические и химические свойства первичных ароматических аминов на примере анилина. Сравнение основных свойств алифатических и ароматических аминов. Значение анилина в органическом синтезе. Производство красителей, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов.            

4

1

2

Понятие об аминокислотах. L- Аминокислоты. Их значение в природе. Название аминокислот. Виды изомерии. Физические и химические свойства аминокислот. Понятие о биполярном ионе; амфотерность аминокислот взаимодействие с кислотами и со щелочами, образование пептидов.

3

Белки как биополимеры аминокислот. Представление об аминокислотах, входящих в состав природных белков. Полипептидная теория строения белков. Строение пептидной группировки. Условия проведения гидролиза белков. Биологические функции белков. Ферменты. Специфичность их действия. Использование ферментов в различных отраслях народного хозяйства. Применение ферментов для лечения болезней.

4

Нуклеиновые аминокислоты. Особенности строения, биологическая роль

Самостоятельная работа обучающихся

1. Доклад: «  Азотсодержащие органические соединения»  (по выбору)

2

3

Тема 2.5.

Синтез высокомолекулярных веществ

Содержание учебного материала

10

1

Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений - реакции полимеризации и поликонденсации.

2

1

2

Пластмассы и каучуки. Синтетические волокна; полиэфирные (лавсан) и полиамидные (капрон).

3

Роль химии в создании новых материалов, практическое использование полимеров и возникновение экологической проблемы вторичной переработки полимерных продуктов. Будущее полимерных материалов.

Лабораторная работа №10. Решение задач по определению пластмасс и волокон

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление кроссворда на тему «Органические вещества».

4

3

 

Контрольная работа (дифференцированный зачет) за 2 семестр.

2

Всего:

117


  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

     

       Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории Химия

       Оборудование учебного кабинета: оборудованные места для преподавателя и студентов по числу посадочных мест, учебники, комплект учебно-методических пособий, компьютер, видеопроектор.

         

       Оборудование лаборатории: вытяжной шкаф, демонстрационный стол, наборы реактивов, химическая посуда и оборудование, места для преподавателя и студентов по числу посадочных мест

       Технические средства обучения: мультимедийная установка, компьютеры.

 

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Габриелян. О.С. Химия. М.: Дрофа,2008.
  2. Ерохин.Ю.М. Химия. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  3. Ерохин Ю.М., Фролов В.И.. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом). М.: Высшая школа, 2007.

Дополнительные источники:

  1. Цветков Л.А.. Органическая химия. М.: Гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. М.: Просвещение, 2007.
  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. М.: Экзамен: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2010.

 

  1.                                                                                                                                                      
  2. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  3. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

  1.  

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- выполнять расчетные задачи;

Текущий контроль в форме:

- практические  работы;

-контрольная работа;

-самостоятельные работы;

- пользоваться лабораторной посудой и оборудованием;

- отчеты лабораторных работ;

- практические  работы;

-самостоятельные работы

- определять характер химической связи; степень окисления; 

- практические  работы;

-контрольная работа;

-самостоятельные работы;

- составлять уравнения химических реакций; 

- отчеты лабораторных работ;

- практические  работы;

-контрольная работа;

-самостоятельные работы;

Знать:

- формулировки основных законов химии;

Текущий контроль в форме:

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

-химические диктанты;

- формулировку периодического закона;

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

- виды химической связи;

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

-химические диктанты;

- теорию электролитической диссоциации;

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

-  доклада по реферату или сообщению;

-химические диктанты;

- положение металлов и неметаллов в периодической системе;

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

-  доклада по реферату или сообщению;

-химические диктанты;

- основные положения теории химического строения органических веществ;

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

-  доклада по реферату или сообщению;

-химические диктанты;

- общую формулу алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, аренов и других органических кислот и соединений;

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

-  доклада по реферату или сообщению;

-химические диктанты;

- гомологический ряд и виды изомерии.

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не новое, но по новому": опыт народного учителя 70-х В.Ф. Шаталова в реалиях современного образовательного процесса"

Статья о опыте работы в системе СПО на 1 курсе. О проблемных моментах в преподавании гуманитарных дисциплин и путях их решения. Работа раскрывает взаимосвясь опыта Шаталова и современного образования....

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА ПО ТЕМЕ: «НОВЫЙ ГЕРОЙ НОВОЙ ЭПОХИ» (по рассказу М. Зощенко «Аристократка»)

Аннотация к уроку по теме: «Новый герой новой эпохи».(По рассказу М. Зощенко «Аристократка»)Уроки построены в рамках авторской технологии «Перспектива» Т. А. Прищепа. Технология создана на основ...

Новые стандарты - новые возможности в системе профессионального образования.

В статье рассмотрен вопрос о положительном влиянии на процесс обучения введения Федеральных образовательных стандартов в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

Проект "Новый, новый, новый год" для детей младшей группы

Формирование представлений о новогоднем празднике, его традициях, культуре, главных сюжетных героях (Дед Мороз, Снегурочка, елка)....

Тема 1.1. Раздел 1. Химия. Общая и неорганическая химия. Тема урока: «Основные понятия и законы химии»

Содержание учебного материалаВещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительн...

Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."

.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ            ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ  А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...