Новая РП-химия
учебно-методическое пособие на тему
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сызранский медико-гуманитарный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.06 Химия
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий,
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (в сфере производства машин и оборудования),
09.02.04 Информационные системы (в здравоохранении),
43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства.
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин Протокол № ____ от «___»________г. Председатель ЦМК _______________ /______________/ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________________ /Н.А.Шигина/ |
|
|
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий,
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (в сфере производства машин и оборудования),
09.02.04 Информационные системы (в здравоохранении),
43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства.
Разработчик:
Барашкова Т.А. преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины | 18 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 19 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП…. Химия
.
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО по специальностям:
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий,
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (в сфере производства машин и оборудования),
09.02.04 Информационные системы (в здравоохранении),
43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства.
Программа учебной дисциплины может быть использована для обеспечения специальной подготовки необходимой для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, разработки курсовых и дипломных проектов, для профессиональной деятельности и продолжения образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. Учебная дисциплина ОДП.0… Химия входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Результаты освоения учебного предмета.
Курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов:
личностных, включающих
• формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
• приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
• подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
1) формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3) выработку у обучающихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Метапредметными результатами освоения обучающимися программы по химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов изучение химии предоставляет обучающемуся возможность научиться:
А) на базовом уровне
1) в познавательной сфере —
а) давать определения изученным понятиям;
б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
в) описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
г) классифицировать изученные объекты и явления;
д) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
е) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
ж) структурировать изученный материал;
з) интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
и) описывать строение атомов элементов I—IV периода с использованием электронных конфигураций атомов;
к) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;
2) в ценностно-ориентационной сфере — анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3) в трудовой сфере — проводить химический эксперимент;
4) в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Б) на профильном уровне
1) в познавательной сфере —
а) давать определения изученным понятиям;
б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
в) объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических соединений;
г) классифицировать изученные объекты и явления;
д) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
е) исследовать свойства неорганических и органических веществ, определять их принадлежность к основным классам соединений;
ж) обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;
з) структурировать учебную информацию;
и) интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;
к) объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их протекания на основе знаний о строении вещества и законов термодинамики;
л) объяснять строение атомов элементов I—IV периода с использованием электронных конфигураций атомов;
м) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;
н) проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
о) характеризовать изученные теории;
п) самостоятельно добывать новое для себя химическое знание, используя для этого доступные источники информации;
2) в ценностно-ориентационной сфере — прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3) в трудовой сфере — самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
4) в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Химия
Обучающиеся должны уметь:
- давать определения изученным понятиям;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
- описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
-представлять результаты изучения материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- формирования целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
- приобретения опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
- формирования системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
- развития личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- выработки у обучающихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- формированию умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 78 часов;
самостоятельной работы обучающихся 39 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия | 20 |
практические занятия | 6 |
контрольные работы | 4 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: |
|
реферат составление уравнений решение задач доклад сообщение составление кроссворда. исследовательская учебная работа составление электронных и электронно-графических формул моделирование УВ | 2 14 2 5 6 4 2 2 2 |
Итоговая аттестация в форме: II семестр- дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Общая и неорганическая химия. |
| 48 |
| |
Тема 1.1. Основные химические понятия и законы химии | Содержание учебного материала | 6 |
| |
1 | Представления о строении вещества. Валентность. Химические формулы. Закон постоянства состава. Относительная и молекулярная масса. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Расчеты по химическим формулам. Закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Расчеты по химическим формулам. | 4 | 1 | |
2 | Состав, названия и характерные свойства окисления, основных кислот и солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Составление уравнений: Генетическая связь между классами неорганических соединений. Превращение веществ. 2.Подготовка сообщения на тему: «История развития химии». | 2 | 3 | ||
Тема 1.2. Периодический закон и периодическая система химического элемента Д.И.Менделеева. | Содержание учебного материала | 4 |
| |
1 | Периодический закон Д.И.Менделеева, периодическая система. Строение атома. Описание характерных свойств элемента и его соединений исходя из положения его в периодической системе. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням. Составление электронных формул и графических схем строения электронных слоев атомов. Научный и гражданский подвиг Д.И.Менделеева. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Составление электронных электронно-графических формул атомов химических элементов | 2 | 3 | ||
Тема 1.3 Химическая связь и строение вещества | Содержание учебного материала | 4 |
| |
1 | Условия образования химической связи. Ионная, полярная и неполярная ковалентные связи. | 2 | 1 | |
2 | Кристаллические решетки с различным типом химической связи. | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. подготовка сообщений на темы: «Металлическая связь. Водородная связь». | 2 | 3 | ||
Тема 1.4. Закономерности протекания химических реакций | Содержание учебного материала | 4 |
| |
1 | Типы химических реакций. Скорость химических реакций, понятие катализатор, ингибитор, промотор, каталитический яд, факторы, влияющие на скорость реакции | 2 | 1 | |
2 | Химическое равновесие, условия его смещения, правила Ле Шателье | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 2 | 2 | ||
Тема 1.5. Растворы | Содержание учебного материала | 9 |
| |
1 | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с полярной ковалентной и ионной связью. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | 2 | 1 | |
2 | Реакции ионного обмена. Условия протекания реакции ионного обмена до конца. | |||
3 | Химические свойства кислот, оснований, солей в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах. | |||
4 | Гидролиз солей. | |||
| 5 | Электролиз. Составление схем электролиза. Концентрация растворов. Ряд напряжений. Процессы, протекающие на катоде и аноде. |
|
|
Практическое занятие Составление уравнений реакций ионного обмена | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа №1 Реакции обмена в растворах электролитов. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление уравнений гидролиза солей, составление схем электролиза. | 3 | 3 | ||
Тема 1.6. Окислительно-восстановительные реакции | Содержание учебного материала | 4 |
| |
1 | Окислительно-восстановительные реакции. Заряд ионов, понятие степени окисления. Подбор коэффициентов методом электронного баланса. | 2 | 2 | |
2 | Классификация ОВР | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
| ||
Подбор коэффициентов в уравнениях методом электронного баланса. |
| |||
Тема 1.7. Химия металлов | Содержание учебного материала | 9 |
| |
1 | Применение понятий: кристаллические решетки металлов, электрохимический ряд напряжений металлов; | 3 | 1 | |
2 | выполнять химические опыты, подтверждающие свойства изученных металлов и их важнейших соединений. | |||
3 | Положение металлов в периодической системе и особенности электронного строения их атомов. Физические и химические свойства металлов. Оксиды и гидроксиды металлов. Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Защита от коррозии. | |||
4 | Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Характеристика простых веществ и их соединений: натрий, кальций, алюминий. Природные соединения металлов 1-й группы главных подгрупп и их применение. | |||
5 | Металлы побочных подгрупп (хром, марганец, железо). Свойства химических элементов. Характеристика важнейших соединений хрома, марганца, железа. Их участие в окислительно-восстановительных реакциях. Важнейшие сплавы железа, чугун, сталь. | |||
Лабораторная работа №2. Решение экспериментальных задач | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа №3. Железо и его соединения | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат: Металлы главных подгрупп. Металлы побочных подгрупп (по выбору) | 2 | 3 | ||
Тема 1.8. Химия неметаллов | Содержание учебного материала | 8 |
| |
1 | Общие сведения о неметаллах. Особенности электронного строения их атомов. Характеристика соединений неметаллов: оксидов, гидроксидов, водородных соединений. Кислород содержащие кислоты. | 2 | 1 | |
2 | Подгруппа галогенов. Свойства и применение галогенов и их соединений. Распознавание галогенов. | |||
3 | Подгруппа кислорода. Аллотропия кислорода и серы. Характеристика элементов и их соединений подгруппы кислорода. Оксиды серы. | |||
Лабораторная работа №4. Получение аммиака и его свойства | 2 | 2 | ||
Практическое занятие Генетическая связь неорганических соединений. Решение задач. | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление кроссворда на тему «Неорганические вещества». | 2 | 3 | ||
Раздел 2. Органическая химия |
| 69 |
| |
Тема 2.1. Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова. | Содержание учебного материала | 4 |
| |
1 | Теория химического строения А.М.Бутлерова. Ее основные положения. | 2 | 1 | |
2 | Зависимость свойств органических веществ от химического строения, понятие углеводородов. | |||
3 | Структурные формулы. Изомерия. Особенность электронного строения атома углерода | |||
4 | Причины многообразия органических соединений. Классификация органических соединений. | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Доклад «Классификация органических соединений» | 2 | 3 | ||
Тема 2.2. Углеводороды
| Содержание учебного материала | 23 |
| |
1 | Предельные углеводороды, общая формула состава, химическое строение. Изомерия углеродного скелета. Систематическая номенклатура. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. Синтез углеводородов (реакция Вюрца). Практическое значение предельных углеводородов и их галогенозамещенных. Метан, свойства, применение. Циклоалканы. | 10 | 1 | |
| 2 | Алкены. Общая формула алкенов. Этилен. Его структурная формула. Электронное строение. Виды связи и тип гибридизации атомов углерода. Систематическая номенклатура. Получение алкенов. Химические свойства алкенов: реакция ионного присоединения (взаимодействие с галогенами, галогеноводородами, водородом, водой). Объяснение правила Марковникова с позиций электронного строения реагирующих веществ. Окисление алкенов перманганатом калия. Горение. Полимеризация. Применение этиленовых углеводородов. |
|
|
3 | Диеновые углеводороды (углеводороды с двумя двойными связями). Понятие о диеновых углеводородах; их общая формула; систематическая номенклатура; виды изомерии. Сопряжение системы с открытой цепью (на примере бутадиена 1,3). Особенности электронного строения углеводородов с сопряженными двойными связями. Химические свойства диенов в сравнении с алкенами. Окисление перманганатом калия. Полимеризация бутадиена 1,3 и изопропена. Природный и синтетический каучуки, их применение. | |||
4 | Алкины. Ацетилен. Его структурная и электронная формулы; sp гибридизация углеродного атома. Гомологический ряд ацетилена. Общая формула алкинов. Виды структурной изомерии. Систематическая номенклатура алкинов. Химические свойства. Реакции ионного присоединения. Реакции замещения водорода при углероде с тройной связью на металл (образование ацетиленидов). Реакция полимеризации. Окисление перманганатом калия. Получение и применение ацетилена. | |||
5 | Бензол. Структурная формула. Тип гибридизации атомов углерода в бензольном кольце (sp2 гибридизация). Понятие об электронном строении бензола как сопряженной системы с замкнутой цепью. Природные источники и синтетические способы получения ароматических углеводородов. Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Физические и химические свойства бензола. Характерные реакции ионного замещения (бромирование, нитрование). Условия их проведения. Особенность протекания реакций присоединения водорода и хлора. Отношение бензола и его гомолога толуола к окислению перманганатом калия. Горение бензола. Строение, свойства стирола. Полимеризация стирола. | |||
Практическое занятие 1.Составление структурных формул изомеров алканов. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по его плотности и массовой доле химических элементов или по продуктам сгорания | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа №5. Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических соединениях | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа №6. Получение этилена, ацетилена и изучение их свойств. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Моделирование углеводородов. | 7 | 3 | ||
2.Решение задач. 3.Выполнение цепочек превращений |
|
| ||
Тема 2.3. Кислородосодержащие органические соединения
| Содержание учебного материала | 26 |
| |
1 | Спирты. Строение предельных одноатомных спиртов. Функциональная группа спиртов (гидроксогруппа), ее электронное строение. Гомологический ряд спиртов. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положение функциональной группы). Рациональная и систематическая номенклатура. Основные способы получения спиртов: гидратация алкенов, взаимодействие галогенопроизводных углеводородов со щелочью; восстановление альдегидов. Физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов. Метанол и этанол. Их применение и промышленный синтез. Ядовитость спиртов, губительное действие на организм человека. Генетическая связь между углеводородами и спиртами. | 10 | 1 | |
2 | Многоатомные спирты, их строение. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты - взаимодействие с гидроксидом меди (II). Применение этиленгликоля и глицерина. | |||
3 | Фенолы. Определение класса фенолов. Их строение. Функциональная группа - ОН; взаимодействие с натрием, со щелочами. Качественная реакция на фенолы - взаимодействие с хлоридом железа (Ш). Реакции на ароматическое кольцо: галогенирование и нитрование. | |||
4 | Определение класса альдегидов. Их функциональная группа. Общая формула, гомологический ряд и структурная изомерия альдегидов. Рациональная и систематическая номенклатура. Получение и свойства альдегидов. Реакции ионного присоединения по карбонильной группе (взаимодействие с водородом, водой, спиртом, аммиачным раствором оксида серебра). Реакции окисления альдегидной группы - взаимодействие с оксидом серебра (I) и гидроксидом меди (II) -качественные реакции на альдегиды. Реакции замещения водорода в углеводородном радикале. Формальдегид. Полимеризация. | |||
5 | Понятие о классе кетонов. Их функциональная группа. Сходство и различие в свойствах альдегидов и кетонов. Ацетон. Применение карбонильных соединений. Токсичность действия альдегидов и кетонов на живые организмы. | |||
6 | Определение класса карбоновых кислот. Их функциональная группа. Электронное строение карбоксильной группы и углеводородного радикала. Общая формула и гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Виды структурной изомерии. Эмпирические названия карбоновых кислот. Систематическая номенклатура. Получение и физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Реакции с участием гидроксила карбоксильной группы (взаимодействие со спиртами) - получение сложных эфиров. Реакции замещения водорода в углеводородном радикале (галогенирование) карбоновых кислот. Важнейшие представители карбоновых кислот: муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновая, акриловая, олеиновая. Особенность химических свойств муравьиной кислоты, реакция «серебряного зеркала». Олеиновая кислота как представитель непредельных одноосновных карбоновых кислот. | |||
7 | Строение сложных эфиров (общая формула). Реакции этерификации. Обратимость реакции этерификации. Кислотный и щелочной гидролиз сложных эфиров. Их применение в народном хозяйстве, роль в природе. | |||
8 | Жиры и их свойства. Высшие карбоновые кислоты, входящие в состав природных жиров (пальмитиновая, олеиновая, стеариновая). Физические и химические свойства жиров: гидролиз жиров; их окисление; гидрирование жидких жиров. | |||
9 | Понятие и классификация углеводов. Моносахариды. Понятие о фотосинтезе. Строение глюкозы как многоатомного альдегидоспирта. Виды изометрии моносахаридов. Изображение формулы D- глюкозы. Химические свойства глюкозы, обусловленные наличием альдегидной группы: окисление оксидом серебра (I) или гидроксидом меди (II). Свойства, обусловленные наличием в молекуле спиртовых гидроксилов (реакция на многоатомные спирты). Виды брожения глюкозы (спиртовое и молочнокислое). Значение глюкозы и ее производных для человека. Нахождение глюкозы в природе. Понятие о витамине «С» (аскорбиновая кислота). Фруктоза - структурный изомер глюкозы. Строение и свойства фруктозы. Дисахариды (мальтоза и сахароза), их состав, строение, свойства. Реакция с гидроксидом меди (II), гидролиз. Полисахариды. Крахмал. Состав, строение. Химические свойства: реакция с йодом, гидролиз. Превращение крахмала пищи в организме. Гликоген. Целлюлоза. Состав, строение, свойства. Азотнокислые и уксуснокислые эфиры целлюлозы. Их применение. | |||
Лабораторная работа №7. Изучение свойств спиртов и фенолов. | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа №8. Получение и свойства карбоновых кислот. | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа №9. Основные свойства углеводов. | 2 | 2 | ||
Практические занятия 1.Составление уравнений: Генетическая связь между органическими соединениями. | 1 |
| ||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Сообщения: "О вреде алкоголя", Токсичность действия альдегидов и кетонов на живые организмы. | 9 | 3 | ||
2. Доклад: Мыла. Мыла как соли высших карбоновых кислот и их производных. Понятие о синтетических моющих средствах. 3.Решение задач на определение формул кислородосодержащих веществ 4. Исследовательская работа: Качественное определение крахмала. | ||||
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения
| Содержание учебного материала | 6 |
| |
1 | Амины. Классификация. Изомерия и номенклатура аминов. Основные свойства аминов. Взаимодействие их с водой и кислотами. Сравнение основных свойств метиламина и диметиламина. Ароматические амины. Анилин. Его строение. Физические и химические свойства первичных ароматических аминов на примере анилина. Сравнение основных свойств алифатических и ароматических аминов. Значение анилина в органическом синтезе. Производство красителей, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов. | 4
| 1
| |
2 | Понятие об аминокислотах. L- Аминокислоты. Их значение в природе. Название аминокислот. Виды изомерии. Физические и химические свойства аминокислот. Понятие о биполярном ионе; амфотерность аминокислот взаимодействие с кислотами и со щелочами, образование пептидов. | |||
3 | Белки как биополимеры аминокислот. Представление об аминокислотах, входящих в состав природных белков. Полипептидная теория строения белков. Строение пептидной группировки. Условия проведения гидролиза белков. Биологические функции белков. Ферменты. Специфичность их действия. Использование ферментов в различных отраслях народного хозяйства. Применение ферментов для лечения болезней. | |||
4 | Нуклеиновые аминокислоты. Особенности строения, биологическая роль | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Доклад: « Азотсодержащие органические соединения» (по выбору) | 2 | 3 | ||
Тема 2.5. Синтез высокомолекулярных веществ
| Содержание учебного материала | 10 |
| |
1 | Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений - реакции полимеризации и поликонденсации. | 2 | 1 | |
2 | Пластмассы и каучуки. Синтетические волокна; полиэфирные (лавсан) и полиамидные (капрон). | |||
3 | Роль химии в создании новых материалов, практическое использование полимеров и возникновение экологической проблемы вторичной переработки полимерных продуктов. Будущее полимерных материалов. | |||
Лабораторная работа №10. Решение задач по определению пластмасс и волокон | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление кроссворда на тему «Органические вещества». | 4 | 3 | ||
| Контрольная работа (дифференцированный зачет) за 2 семестр. | 2 |
| |
Всего: |
| 117 |
|
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории Химия
Оборудование учебного кабинета: оборудованные места для преподавателя и студентов по числу посадочных мест, учебники, комплект учебно-методических пособий, компьютер, видеопроектор.
Оборудование лаборатории: вытяжной шкаф, демонстрационный стол, наборы реактивов, химическая посуда и оборудование, места для преподавателя и студентов по числу посадочных мест
Технические средства обучения: мультимедийная установка, компьютеры.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Габриелян. О.С. Химия. М.: Дрофа,2008.
2. Ерохин.Ю.М. Химия. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
3. Ерохин Ю.М., Фролов В.И.. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом). М.: Высшая школа, 2007.
Дополнительные источники:
1. Цветков Л.А.. Органическая химия. М.: Гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. М.: Просвещение, 2007.
3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. М.: Экзамен: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2010.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - выполнять расчетные задачи;
| Текущий контроль в форме: - практические работы; -контрольная работа; -самостоятельные работы; |
- пользоваться лабораторной посудой и оборудованием;
| - отчеты лабораторных работ; - практические работы; -самостоятельные работы |
- определять характер химической связи; степень окисления; | - практические работы; -контрольная работа; -самостоятельные работы; |
- составлять уравнения химических реакций; | - отчеты лабораторных работ; - практические работы; -контрольная работа; -самостоятельные работы; |
Знать: - формулировки основных законов химии;
| Текущий контроль в форме: - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; -химические диктанты; |
- формулировку периодического закона;
| - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; |
- виды химической связи;
| - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; -химические диктанты; |
- теорию электролитической диссоциации;
| - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; - доклада по реферату или сообщению; -химические диктанты; |
- положение металлов и неметаллов в периодической системе;
| - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; - доклада по реферату или сообщению; -химические диктанты; |
- основные положения теории химического строения органических веществ;
| - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; - доклада по реферату или сообщению; -химические диктанты; |
- общую формулу алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, аренов и других органических кислот и соединений;
| - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; - доклада по реферату или сообщению; -химические диктанты; |
- гомологический ряд и виды изомерии.
| - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_rp-himiya.doc | 272 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сызранский медико-гуманитарный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.06 ХИМИЯ
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий,
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (в сфере производства машин и оборудования),
09.02.04 Информационные системы (в здравоохранении),
43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства.
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин Протокол № ____ от «___»________г. Председатель ЦМК _______________ /______________/ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________________ /Н.А.Шигина/ |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий,
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (в сфере производства машин и оборудования),
09.02.04 Информационные системы (в здравоохранении),
43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства.
Разработчик:
Барашкова Т.А. преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 8 |
| 18 |
| 19 |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП…. Химия
.
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО по специальностям:
- Конструирование, моделирование и технология швейных изделий,
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (в сфере производства машин и оборудования),
09.02.04 Информационные системы (в здравоохранении),
43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства.
Программа учебной дисциплины может быть использована для обеспечения специальной подготовки необходимой для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, разработки курсовых и дипломных проектов, для профессиональной деятельности и продолжения образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. Учебная дисциплина ОДП.0… Химия входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Результаты освоения учебного предмета.
Курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов:
личностных, включающих
• формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
• приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
• подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
1) формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3) выработку у обучающихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Метапредметными результатами освоения обучающимися программы по химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов изучение химии предоставляет обучающемуся возможность научиться:
А) на базовом уровне
1) в познавательной сфере —
а) давать определения изученным понятиям;
б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
в) описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
г) классифицировать изученные объекты и явления;
д) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
е) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
ж) структурировать изученный материал;
з) интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
и) описывать строение атомов элементов I—IV периода с использованием электронных конфигураций атомов;
к) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;
2) в ценностно-ориентационной сфере — анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3) в трудовой сфере — проводить химический эксперимент;
4) в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Б) на профильном уровне
1) в познавательной сфере —
а) давать определения изученным понятиям;
б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
в) объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических соединений;
г) классифицировать изученные объекты и явления;
д) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
е) исследовать свойства неорганических и органических веществ, определять их принадлежность к основным классам соединений;
ж) обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;
з) структурировать учебную информацию;
и) интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;
к) объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их протекания на основе знаний о строении вещества и законов термодинамики;
л) объяснять строение атомов элементов I—IV периода с использованием электронных конфигураций атомов;
м) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;
н) проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
о) характеризовать изученные теории;
п) самостоятельно добывать новое для себя химическое знание, используя для этого доступные источники информации;
2) в ценностно-ориентационной сфере — прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3) в трудовой сфере — самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
4) в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Химия
Обучающиеся должны уметь:
- давать определения изученным понятиям;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
- описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
-представлять результаты изучения материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- формирования целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
- приобретения опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
- формирования системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
- развития личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- выработки у обучающихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- формированию умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 78 часов;
самостоятельной работы обучающихся 39 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 20 |
практические занятия | 6 |
контрольные работы | 4 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
реферат составление уравнений решение задач доклад сообщение составление кроссворда. исследовательская учебная работа составление электронных и электронно-графических формул моделирование УВ | 2 14 2 5 6 4 2 2 2 |
Итоговая аттестация в форме: II семестр- дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Общая и неорганическая химия. |
| 48 | ||
Тема 1.1. Основные химические понятия и законы химии | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Представления о строении вещества. Валентность. Химические формулы. Закон постоянства состава. Относительная и молекулярная масса. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Расчеты по химическим формулам. Закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Расчеты по химическим формулам. | 4 | 1 | |
2 | Состав, названия и характерные свойства окисления, основных кислот и солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Составление уравнений: Генетическая связь между классами неорганических соединений. Превращение веществ. 2.Подготовка сообщения на тему: «История развития химии». | 2 | 3 | ||
Тема 1.2. Периодический закон и периодическая система химического элемента Д.И.Менделеева. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Периодический закон Д.И.Менделеева, периодическая система. Строение атома. Описание характерных свойств элемента и его соединений исходя из положения его в периодической системе. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням. Составление электронных формул и графических схем строения электронных слоев атомов. Научный и гражданский подвиг Д.И.Менделеева. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Составление электронных электронно-графических формул атомов химических элементов | 2 | 3 | ||
Тема 1.3 Химическая связь и строение вещества | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Условия образования химической связи. Ионная, полярная и неполярная ковалентные связи. | 2 | 1 | |
2 | Кристаллические решетки с различным типом химической связи. | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. подготовка сообщений на темы: «Металлическая связь. Водородная связь». | 2 | 3 | ||
Тема 1.4. Закономерности протекания химических реакций | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Типы химических реакций. Скорость химических реакций, понятие катализатор, ингибитор, промотор, каталитический яд, факторы, влияющие на скорость реакции | 2 | 1 | |
2 | Химическое равновесие, условия его смещения, правила Ле Шателье | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 2 | 2 | ||
Тема 1.5. Растворы | Содержание учебного материала | 9 | ||
1 | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с полярной ковалентной и ионной связью. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | 2 | 1 | |
2 | Реакции ионного обмена. Условия протекания реакции ионного обмена до конца. | |||
3 | Химические свойства кислот, оснований, солей в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах. | |||
4 | Гидролиз солей. | |||
5 | Электролиз. Составление схем электролиза. Концентрация растворов. Ряд напряжений. Процессы, протекающие на катоде и аноде. | |||
Практическое занятие Составление уравнений реакций ионного обмена | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа №1 Реакции обмена в растворах электролитов. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление уравнений гидролиза солей, составление схем электролиза. | 3 | 3 | ||
Тема 1.6. Окислительно-восстановительные реакции | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Окислительно-восстановительные реакции. Заряд ионов, понятие степени окисления. Подбор коэффициентов методом электронного баланса. | 2 | 2 | |
2 | Классификация ОВР | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Подбор коэффициентов в уравнениях методом электронного баланса. | ||||
Тема 1.7. Химия металлов | Содержание учебного материала | 9 | ||
1 | Применение понятий: кристаллические решетки металлов, электрохимический ряд напряжений металлов; | 3 | 1 | |
2 | выполнять химические опыты, подтверждающие свойства изученных металлов и их важнейших соединений. | |||
3 | Положение металлов в периодической системе и особенности электронного строения их атомов. Физические и химические свойства металлов. Оксиды и гидроксиды металлов. Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Защита от коррозии. | |||
4 | Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Характеристика простых веществ и их соединений: натрий, кальций, алюминий. Природные соединения металлов 1-й группы главных подгрупп и их применение. | |||
5 | Металлы побочных подгрупп (хром, марганец, железо). Свойства химических элементов. Характеристика важнейших соединений хрома, марганца, железа. Их участие в окислительно-восстановительных реакциях. Важнейшие сплавы железа, чугун, сталь. | |||
Лабораторная работа №2. Решение экспериментальных задач | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа №3. Железо и его соединения | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат: Металлы главных подгрупп. Металлы побочных подгрупп (по выбору) | 2 | 3 | ||
Тема 1.8. Химия неметаллов | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Общие сведения о неметаллах. Особенности электронного строения их атомов. Характеристика соединений неметаллов: оксидов, гидроксидов, водородных соединений. Кислород содержащие кислоты. | 2 | 1 | |
2 | Подгруппа галогенов. Свойства и применение галогенов и их соединений. Распознавание галогенов. | |||
3 | Подгруппа кислорода. Аллотропия кислорода и серы. Характеристика элементов и их соединений подгруппы кислорода. Оксиды серы. | |||
Лабораторная работа №4. Получение аммиака и его свойства | 2 | 2 | ||
Практическое занятие Генетическая связь неорганических соединений. Решение задач. | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление кроссворда на тему «Неорганические вещества». | 2 | 3 | ||
Раздел 2. Органическая химия | 69 | |||
Тема 2.1. Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Теория химического строения А.М.Бутлерова. Ее основные положения. | 2 | 1 | |
2 | Зависимость свойств органических веществ от химического строения, понятие углеводородов. | |||
3 | Структурные формулы. Изомерия. Особенность электронного строения атома углерода | |||
4 | Причины многообразия органических соединений. Классификация органических соединений. | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Доклад «Классификация органических соединений» | 2 | 3 | ||
Тема 2.2. Углеводороды | Содержание учебного материала | 23 | ||
1 | Предельные углеводороды, общая формула состава, химическое строение. Изомерия углеродного скелета. Систематическая номенклатура. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. Синтез углеводородов (реакция Вюрца). Практическое значение предельных углеводородов и их галогенозамещенных. Метан, свойства, применение. Циклоалканы. | 10 | 1 | |
2 | Алкены. Общая формула алкенов. Этилен. Его структурная формула. Электронное строение. Виды связи и тип гибридизации атомов углерода. Систематическая номенклатура. Получение алкенов. Химические свойства алкенов: реакция ионного присоединения (взаимодействие с галогенами, галогеноводородами, водородом, водой). Объяснение правила Марковникова с позиций электронного строения реагирующих веществ. Окисление алкенов перманганатом калия. Горение. Полимеризация. Применение этиленовых углеводородов. | |||
3 | Диеновые углеводороды (углеводороды с двумя двойными связями). Понятие о диеновых углеводородах; их общая формула; систематическая номенклатура; виды изомерии. Сопряжение системы с открытой цепью (на примере бутадиена 1,3). Особенности электронного строения углеводородов с сопряженными двойными связями. Химические свойства диенов в сравнении с алкенами. Окисление перманганатом калия. Полимеризация бутадиена 1,3 и изопропена. Природный и синтетический каучуки, их применение. | |||
4 | Алкины. Ацетилен. Его структурная и электронная формулы; sp гибридизация углеродного атома. Гомологический ряд ацетилена. Общая формула алкинов. Виды структурной изомерии. Систематическая номенклатура алкинов. Химические свойства. Реакции ионного присоединения. Реакции замещения водорода при углероде с тройной связью на металл (образование ацетиленидов). Реакция полимеризации. Окисление перманганатом калия. Получение и применение ацетилена. | |||
5 | Бензол. Структурная формула. Тип гибридизации атомов углерода в бензольном кольце (sp2 гибридизация). Понятие об электронном строении бензола как сопряженной системы с замкнутой цепью. Природные источники и синтетические способы получения ароматических углеводородов. Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Физические и химические свойства бензола. Характерные реакции ионного замещения (бромирование, нитрование). Условия их проведения. Особенность протекания реакций присоединения водорода и хлора. Отношение бензола и его гомолога толуола к окислению перманганатом калия. Горение бензола. Строение, свойства стирола. Полимеризация стирола. | |||
Практическое занятие 1.Составление структурных формул изомеров алканов. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по его плотности и массовой доле химических элементов или по продуктам сгорания | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа №5. Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических соединениях | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа №6. Получение этилена, ацетилена и изучение их свойств. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Моделирование углеводородов. | 7 | 3 | ||
2.Решение задач. 3.Выполнение цепочек превращений | ||||
Тема 2.3. Кислородосодержащие органические соединения | Содержание учебного материала | 26 | ||
1 | Спирты. Строение предельных одноатомных спиртов. Функциональная группа спиртов (гидроксогруппа), ее электронное строение. Гомологический ряд спиртов. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положение функциональной группы). Рациональная и систематическая номенклатура. Основные способы получения спиртов: гидратация алкенов, взаимодействие галогенопроизводных углеводородов со щелочью; восстановление альдегидов. Физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов. Метанол и этанол. Их применение и промышленный синтез. Ядовитость спиртов, губительное действие на организм человека. Генетическая связь между углеводородами и спиртами. | 10 | 1 | |
2 | Многоатомные спирты, их строение. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты - взаимодействие с гидроксидом меди (II). Применение этиленгликоля и глицерина. | |||
3 | Фенолы. Определение класса фенолов. Их строение. Функциональная группа - ОН; взаимодействие с натрием, со щелочами. Качественная реакция на фенолы - взаимодействие с хлоридом железа (Ш). Реакции на ароматическое кольцо: галогенирование и нитрование. | |||
4 | Определение класса альдегидов. Их функциональная группа. Общая формула, гомологический ряд и структурная изомерия альдегидов. Рациональная и систематическая номенклатура. Получение и свойства альдегидов. Реакции ионного присоединения по карбонильной группе (взаимодействие с водородом, водой, спиртом, аммиачным раствором оксида серебра). Реакции окисления альдегидной группы - взаимодействие с оксидом серебра (I) и гидроксидом меди (II) -качественные реакции на альдегиды. Реакции замещения водорода в углеводородном радикале. Формальдегид. Полимеризация. | |||
5 | Понятие о классе кетонов. Их функциональная группа. Сходство и различие в свойствах альдегидов и кетонов. Ацетон. Применение карбонильных соединений. Токсичность действия альдегидов и кетонов на живые организмы. | |||
6 | Определение класса карбоновых кислот. Их функциональная группа. Электронное строение карбоксильной группы и углеводородного радикала. Общая формула и гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Виды структурной изомерии. Эмпирические названия карбоновых кислот. Систематическая номенклатура. Получение и физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Реакции с участием гидроксила карбоксильной группы (взаимодействие со спиртами) - получение сложных эфиров. Реакции замещения водорода в углеводородном радикале (галогенирование) карбоновых кислот. Важнейшие представители карбоновых кислот: муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновая, акриловая, олеиновая. Особенность химических свойств муравьиной кислоты, реакция «серебряного зеркала». Олеиновая кислота как представитель непредельных одноосновных карбоновых кислот. | |||
7 | Строение сложных эфиров (общая формула). Реакции этерификации. Обратимость реакции этерификации. Кислотный и щелочной гидролиз сложных эфиров. Их применение в народном хозяйстве, роль в природе. | |||
8 | Жиры и их свойства. Высшие карбоновые кислоты, входящие в состав природных жиров (пальмитиновая, олеиновая, стеариновая). Физические и химические свойства жиров: гидролиз жиров; их окисление; гидрирование жидких жиров. | |||
9 | Понятие и классификация углеводов. Моносахариды. Понятие о фотосинтезе. Строение глюкозы как многоатомного альдегидоспирта. Виды изометрии моносахаридов. Изображение формулы D- глюкозы. Химические свойства глюкозы, обусловленные наличием альдегидной группы: окисление оксидом серебра (I) или гидроксидом меди (II). Свойства, обусловленные наличием в молекуле спиртовых гидроксилов (реакция на многоатомные спирты). Виды брожения глюкозы (спиртовое и молочнокислое). Значение глюкозы и ее производных для человека. Нахождение глюкозы в природе. Понятие о витамине «С» (аскорбиновая кислота). Фруктоза - структурный изомер глюкозы. Строение и свойства фруктозы. Дисахариды (мальтоза и сахароза), их состав, строение, свойства. Реакция с гидроксидом меди (II), гидролиз. Полисахариды. Крахмал. Состав, строение. Химические свойства: реакция с йодом, гидролиз. Превращение крахмала пищи в организме. Гликоген. Целлюлоза. Состав, строение, свойства. Азотнокислые и уксуснокислые эфиры целлюлозы. Их применение. | |||
Лабораторная работа №7. Изучение свойств спиртов и фенолов. | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа №8. Получение и свойства карбоновых кислот. | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа №9. Основные свойства углеводов. | 2 | 2 | ||
Практические занятия 1.Составление уравнений: Генетическая связь между органическими соединениями. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Сообщения: "О вреде алкоголя", Токсичность действия альдегидов и кетонов на живые организмы. | 9 | 3 | ||
2. Доклад: Мыла. Мыла как соли высших карбоновых кислот и их производных. Понятие о синтетических моющих средствах. 3.Решение задач на определение формул кислородосодержащих веществ 4. Исследовательская работа: Качественное определение крахмала. | ||||
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Амины. Классификация. Изомерия и номенклатура аминов. Основные свойства аминов. Взаимодействие их с водой и кислотами. Сравнение основных свойств метиламина и диметиламина. Ароматические амины. Анилин. Его строение. Физические и химические свойства первичных ароматических аминов на примере анилина. Сравнение основных свойств алифатических и ароматических аминов. Значение анилина в органическом синтезе. Производство красителей, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов. | 4 | 1 | |
2 | Понятие об аминокислотах. L- Аминокислоты. Их значение в природе. Название аминокислот. Виды изомерии. Физические и химические свойства аминокислот. Понятие о биполярном ионе; амфотерность аминокислот взаимодействие с кислотами и со щелочами, образование пептидов. | |||
3 | Белки как биополимеры аминокислот. Представление об аминокислотах, входящих в состав природных белков. Полипептидная теория строения белков. Строение пептидной группировки. Условия проведения гидролиза белков. Биологические функции белков. Ферменты. Специфичность их действия. Использование ферментов в различных отраслях народного хозяйства. Применение ферментов для лечения болезней. | |||
4 | Нуклеиновые аминокислоты. Особенности строения, биологическая роль | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Доклад: « Азотсодержащие органические соединения» (по выбору) | 2 | 3 | ||
Тема 2.5. Синтез высокомолекулярных веществ | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений - реакции полимеризации и поликонденсации. | 2 | 1 | |
2 | Пластмассы и каучуки. Синтетические волокна; полиэфирные (лавсан) и полиамидные (капрон). | |||
3 | Роль химии в создании новых материалов, практическое использование полимеров и возникновение экологической проблемы вторичной переработки полимерных продуктов. Будущее полимерных материалов. | |||
Лабораторная работа №10. Решение задач по определению пластмасс и волокон | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление кроссворда на тему «Органические вещества». | 4 | 3 | ||
| Контрольная работа (дифференцированный зачет) за 2 семестр. | 2 | ||
Всего: | 117 |
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории Химия
Оборудование учебного кабинета: оборудованные места для преподавателя и студентов по числу посадочных мест, учебники, комплект учебно-методических пособий, компьютер, видеопроектор.
Оборудование лаборатории: вытяжной шкаф, демонстрационный стол, наборы реактивов, химическая посуда и оборудование, места для преподавателя и студентов по числу посадочных мест
Технические средства обучения: мультимедийная установка, компьютеры.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Габриелян. О.С. Химия. М.: Дрофа,2008.
- Ерохин.Ю.М. Химия. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Ерохин Ю.М., Фролов В.И.. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом). М.: Высшая школа, 2007.
Дополнительные источники:
- Цветков Л.А.. Органическая химия. М.: Гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. М.: Просвещение, 2007.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. М.: Экзамен: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2010.
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - выполнять расчетные задачи; | Текущий контроль в форме: - практические работы; -контрольная работа; -самостоятельные работы; |
- пользоваться лабораторной посудой и оборудованием; | - отчеты лабораторных работ; - практические работы; -самостоятельные работы |
- определять характер химической связи; степень окисления; | - практические работы; -контрольная работа; -самостоятельные работы; |
- составлять уравнения химических реакций; | - отчеты лабораторных работ; - практические работы; -контрольная работа; -самостоятельные работы; |
Знать: - формулировки основных законов химии; | Текущий контроль в форме: - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; -химические диктанты; |
- формулировку периодического закона; | - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; |
- виды химической связи; | - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; -химические диктанты; |
- теорию электролитической диссоциации; | - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; - доклада по реферату или сообщению; -химические диктанты; |
- положение металлов и неметаллов в периодической системе; | - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; - доклада по реферату или сообщению; -химические диктанты; |
- основные положения теории химического строения органических веществ; | - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; - доклада по реферату или сообщению; -химические диктанты; |
- общую формулу алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, аренов и других органических кислот и соединений; | - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; - доклада по реферату или сообщению; -химические диктанты; |
- гомологический ряд и виды изомерии. | - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Не новое, но по новому": опыт народного учителя 70-х В.Ф. Шаталова в реалиях современного образовательного процесса"
Статья о опыте работы в системе СПО на 1 курсе. О проблемных моментах в преподавании гуманитарных дисциплин и путях их решения. Работа раскрывает взаимосвясь опыта Шаталова и современного образования....
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА ПО ТЕМЕ: «НОВЫЙ ГЕРОЙ НОВОЙ ЭПОХИ» (по рассказу М. Зощенко «Аристократка»)
Аннотация к уроку по теме: «Новый герой новой эпохи».(По рассказу М. Зощенко «Аристократка»)Уроки построены в рамках авторской технологии «Перспектива» Т. А. Прищепа. Технология создана на основ...
Новые стандарты - новые возможности в системе профессионального образования.
В статье рассмотрен вопрос о положительном влиянии на процесс обучения введения Федеральных образовательных стандартов в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
Проект "Новый, новый, новый год" для детей младшей группы
Формирование представлений о новогоднем празднике, его традициях, культуре, главных сюжетных героях (Дед Мороз, Снегурочка, елка)....
Тема 1.1. Раздел 1. Химия. Общая и неорганическая химия. Тема урока: «Основные понятия и законы химии»
Содержание учебного материалаВещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительн...
Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."
.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...
методика использования новых информационных технологий на уроке химии
Выступление для педсовета...