методика использования новых информационных технологий на уроке химии
статья

Иваненко Ольга Викторовна

Выступление для педсовета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kompyuternyh_tehnologiy_na_uroke_himii.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ

Школа будущего – это школа с хорошим образованием, с добрыми, готовыми помочь учителями и использованием компьютерных технологий на каждом уроке.

Целью каждого современного педагога является повышение качества образования путём внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс.

Чтобы реализовать эту задачу необходимо включать компьютерные компоненты в систему химического образования, так как при обучении химии, наиболее естественным является использование компьютера и мультимедиа проектора на уроках химии, исходя из особенностей науки.

Конечным результатом внедрения компьютерных технологий в процесс обучения химии, является овладение учащимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности людей.

Учитель, использующий на уроках химии компьютерные технологии, становится руководителем, консультантом, координатором, экспертом, источником актуальной информации. Педагог формирует главные умения добывать информацию из разных источников, в том числе и в Интернете, обрабатывать, анализировать, сопоставлять, отсеивать, хранить и передавать ее. Он развивает у учащихся исследовательские навыки, культуру общения, расширяет кругозор.

Использовать компьютерные технологии учитель химии может на каждом уроке, и на разных его этапах.

Во-первых, целесообразно учителю химии использовать презентации при изучении нового материала, в которые обязательно должны быть включены демонстрационные опыты, так как наглядность активизирует деятельность учащихся на уроках и тестовые задания для всего класса, контролирующие восприятие учащими нового материала.

Во-вторых, повышение качества обучения на уроках химии зависит от систематического контроля знаний учащихся на каждом уроке, поэтому рекомендуется проводить в начале каждого урока тестовый контроль знаний.

В-третьих, использовать компьютерные технологии можно во время проведения лабораторных и практических работ, то есть проводить обработку данных химического эксперимента. Такое использование компьютера полезно тем, что прививает учащимся навыки исследовательской деятельности, формирует познавательный интерес, повышает мотивацию, развивает научное мышление.

В-четвёртых, на уроках химии можно использовать обучающие программы. Содержание программных средств учебного назначения, применяемых при обучении химии, определяется целями урока, содержанием и последовательностью подачи учебного материала. В связи с этим, все программные средства, используемые для компьютерной поддержки процесса изучения химии, можно разделить на программы:

  • справочные пособия по конкретным темам;
  • решения расчетных задач;
  • экспериментальных задач;
  • организация и проведение лабораторных и практических работ;
  • контроль и оценка знаний.

Обучающие программы для эффективного применения в учебном процессе должны соответствовать курсу химии соответствующего профиля обучения, иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию специальных предметных умений, обобщению и углублению знаний.

Использование, компьютерных технологий на каждом уроке химии, повышает интерес к предмету и влияет на выбор будущей профессии подрастающего поколения.

Учителю целесообразнее создавать свои презентации, так как они более будут соответствовать выбранной учителем программе, теме и содержанию урока.

2.1 Преимущества использование компьютерных технологий на уроках химии

  1. индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
  2. осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;
  3. осуществлять самоконтроль;
  4. осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;
  5. визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране монитора данного процесса, в том числе скрытого в реальном мире;
  6. проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента;
  7. формировать культуру учебной деятельности обучающего.

2.2 Результаты применения компьютерных технологий на уроках

  1. Восприятие информации одновременно несколькими органами чувств.
  2. Активизация внимания.
  3. Повышение интереса к предмету.
  4. Наглядность, занимательность и эмоциональность обучения.
  5. Повышение качества излагаемого материала.
  6. Эффективное использование времени урока.
  7. Всестороннее развитие ребёнка.
  8. Повышение результативности и качества образования.

«Теперь уже не представляю себе уроков химии без использования компьютерных технологий. Меня очень радует тот факт, что растет интерес детей к такому сложному предмету, как химия. Без преувеличения можно сказать: за компьютерными технологиями будущее!».

2.3 Применение компьютерных моделей в обучении химии

Среди различных типов педагогических программных средств особенно выделяются те, в которых используются компьютерные модели. Применение компьютерных моделей позволяет не только повысить наглядность процесса обучения и интенсифицировать его, но и кардинально изменить этот процесс.

Модели могут использовать для решения различных задач. Р.Ю. Шеннон выделяет пять типов моделей по функциональному назначению: средства осмысления действительности, средства общения, инструменты прогнозирования, средства постановки экспериментов, средства обучения и тренажа. Последний тип моделей также называют учебными компьютерными моделями (УКМ).

В изучении школьного курса химии выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование УКМ:

наглядное представление объектов и явлений микромира;

изучение производств химических продуктов;

моделирование химического эксперимента и химических реакций.

Все модели, используемые в преподавании химии, можно разделить по уровню представляемых объектов на две группы: модели микромира и модели макромира. Модели микромира отражают строение объектов и происходящие в них изменения на уровне их атомно-молекулярного представления. Модели макромира отражают внешние свойства моделируемых объектов и их изменение. Модели таких объектов, как химические вещества, химические реакции и физико-химические процессы, могут быть созданы на уровне микромира, так и на уровне макромира.

При изучении химии учащиеся сталкиваются с объектами микромира буквально с первых уроков, и конечно же УКМ, моделирующие такие объекты, могут стать неоценимыми помощниками, например, при изучении строения атомов, типов химической связи, строения вещества, теории электролитический диссоциации, механизмов химической реакции, стереохимических представлений и т.д. Все эти перечисленные модели реализованы в программах “1С: Репетитор. Химия”, ChemLand, “Химия для всех”, CS Chem3D Pro, Crystal Designer, “Собери молекулу”, “Organic Reaction Animations” и др.

Модели химических реакций, лабораторных работ, химических производств, химических приборов (компьютерные модели макромира) реализованы в следующих программах: “Химия для всех - 2000”, “ХимКласс”, ChemLab, IR and NMR Simulator и др. Подобные модели используются в тех случаях, когда нет возможности по каким-либо причинам осуществить лабораторные работы в реальных условиях и нет возможности в реальности познакомиться с изучаемыми технологическими процессами.

Использование перечисленных выше программных средств на уроках химии имеют следующие достоинства:

значительный объем материала, охватывающий раличные разделы курса школьной химии;

улучшается наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения;

наличие демонстраций тех химических опытов, которые опасны для

здоровья детей (например, опыты с ядовитыми веществами);

ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей;

учащимися проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал (повышается качество знаний учащихся).

2.4 Возможности Интернет для личностного развития в процессе обучения

Большие возможности для личностного развития предоставляет использование Интернет в учебно-воспитательном процессе средних учебных заведений. Опыт работы показывает, что в условиях инновационного образовательного учреждения, располагающего соответствующей материальной базой применение Internet/Intranet-технологий открывает принципиально новые возможности для познавательной и творческой самореализации всех субъектов образовательного процесса.

Саморазвитию учителей разных предметов способствует самостоятельное освоение работы в Интернет, использование информации, размещенной в нем, на уроках и во внеурочной работе.

Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности, используя Интернет, получают расширенный доступ к интересующей их информации. Они самостоятельно разыскивают сообщения о проведении конкурсов, олимпиад, конференций, тестирования и т.д.

Работа в Интернет позволяет учебному заведению и каждому участнику образовательного процесса успешно включиться в единое образовательное пространство. В настоящее время реализуется многопредметный проект по дистанционному обучению "Интернет-школа". Важным воспитательным аспектом такой сетевой деятельности является осознание чувства ответственности за свою работу, ведь результат ее могут оценить миллионы пользователей сети Интернет.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кирюшкин Д. М., Полосин В.С. Методика обучения химии. — М.: Просвещение, 1970.
  2. Общая методика обучения химии / Под ред. Л.А. Цветкова. В 2-х т. т. 1. - М.: Просвещение, 1981.
  3. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981.
  4. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии. – М.: Владос, 2000.
  5. Тарасова С.А. Компьютерное обучение химии: состояние и перспективы. – М. Учпедгиз., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии

Информационное общество меняет классические требования не только к выпускнику, но и к преподавателям и учителям. В связи с этим, каждый преподаватель стремится заинтересовать дисциплиной, соответствов...

Использование новых информационных технологий при изучении профессиональных модулей по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Контрольно-оценочные средства для проведения квалификационного экзамена по ПМ.01. "Документирование хозяйственныхопераций и ведение бухгалтерского учета имущества организации":  разра...

«Использование современных информационных технологий на уроках ОБЖ в условиях введения ФГОС»

Проект способствует приобретению необходимого минимума знаний в области применения информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителей по дисциплине ОБЖ....

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Именно использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащи...

«Использование игровых технологий на уроках химии в СПО »

Современное образование  нуждается в методах обучения, которые помогли бы не только качественно научить, но и в первую очередь, развить потенциал личности. Оно  направлено на то, чтобы готов...