методика использования новых информационных технологий на уроке химии
статья
Выступление для педсовета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kompyuternyh_tehnologiy_na_uroke_himii.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
Школа будущего – это школа с хорошим образованием, с добрыми, готовыми помочь учителями и использованием компьютерных технологий на каждом уроке.
Целью каждого современного педагога является повышение качества образования путём внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс.
Чтобы реализовать эту задачу необходимо включать компьютерные компоненты в систему химического образования, так как при обучении химии, наиболее естественным является использование компьютера и мультимедиа проектора на уроках химии, исходя из особенностей науки.
Конечным результатом внедрения компьютерных технологий в процесс обучения химии, является овладение учащимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности людей.
Учитель, использующий на уроках химии компьютерные технологии, становится руководителем, консультантом, координатором, экспертом, источником актуальной информации. Педагог формирует главные умения добывать информацию из разных источников, в том числе и в Интернете, обрабатывать, анализировать, сопоставлять, отсеивать, хранить и передавать ее. Он развивает у учащихся исследовательские навыки, культуру общения, расширяет кругозор.
Использовать компьютерные технологии учитель химии может на каждом уроке, и на разных его этапах.
Во-первых, целесообразно учителю химии использовать презентации при изучении нового материала, в которые обязательно должны быть включены демонстрационные опыты, так как наглядность активизирует деятельность учащихся на уроках и тестовые задания для всего класса, контролирующие восприятие учащими нового материала.
Во-вторых, повышение качества обучения на уроках химии зависит от систематического контроля знаний учащихся на каждом уроке, поэтому рекомендуется проводить в начале каждого урока тестовый контроль знаний.
В-третьих, использовать компьютерные технологии можно во время проведения лабораторных и практических работ, то есть проводить обработку данных химического эксперимента. Такое использование компьютера полезно тем, что прививает учащимся навыки исследовательской деятельности, формирует познавательный интерес, повышает мотивацию, развивает научное мышление.
В-четвёртых, на уроках химии можно использовать обучающие программы. Содержание программных средств учебного назначения, применяемых при обучении химии, определяется целями урока, содержанием и последовательностью подачи учебного материала. В связи с этим, все программные средства, используемые для компьютерной поддержки процесса изучения химии, можно разделить на программы:
- справочные пособия по конкретным темам;
- решения расчетных задач;
- экспериментальных задач;
- организация и проведение лабораторных и практических работ;
- контроль и оценка знаний.
Обучающие программы для эффективного применения в учебном процессе должны соответствовать курсу химии соответствующего профиля обучения, иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию специальных предметных умений, обобщению и углублению знаний.
Использование, компьютерных технологий на каждом уроке химии, повышает интерес к предмету и влияет на выбор будущей профессии подрастающего поколения.
Учителю целесообразнее создавать свои презентации, так как они более будут соответствовать выбранной учителем программе, теме и содержанию урока.
2.1 Преимущества использование компьютерных технологий на уроках химии
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
- осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль;
- осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;
- визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране монитора данного процесса, в том числе скрытого в реальном мире;
- проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента;
- формировать культуру учебной деятельности обучающего.
2.2 Результаты применения компьютерных технологий на уроках
- Восприятие информации одновременно несколькими органами чувств.
- Активизация внимания.
- Повышение интереса к предмету.
- Наглядность, занимательность и эмоциональность обучения.
- Повышение качества излагаемого материала.
- Эффективное использование времени урока.
- Всестороннее развитие ребёнка.
- Повышение результативности и качества образования.
«Теперь уже не представляю себе уроков химии без использования компьютерных технологий. Меня очень радует тот факт, что растет интерес детей к такому сложному предмету, как химия. Без преувеличения можно сказать: за компьютерными технологиями будущее!».
2.3 Применение компьютерных моделей в обучении химии
Среди различных типов педагогических программных средств особенно выделяются те, в которых используются компьютерные модели. Применение компьютерных моделей позволяет не только повысить наглядность процесса обучения и интенсифицировать его, но и кардинально изменить этот процесс.
Модели могут использовать для решения различных задач. Р.Ю. Шеннон выделяет пять типов моделей по функциональному назначению: средства осмысления действительности, средства общения, инструменты прогнозирования, средства постановки экспериментов, средства обучения и тренажа. Последний тип моделей также называют учебными компьютерными моделями (УКМ).
В изучении школьного курса химии выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование УКМ:
наглядное представление объектов и явлений микромира;
изучение производств химических продуктов;
моделирование химического эксперимента и химических реакций.
Все модели, используемые в преподавании химии, можно разделить по уровню представляемых объектов на две группы: модели микромира и модели макромира. Модели микромира отражают строение объектов и происходящие в них изменения на уровне их атомно-молекулярного представления. Модели макромира отражают внешние свойства моделируемых объектов и их изменение. Модели таких объектов, как химические вещества, химические реакции и физико-химические процессы, могут быть созданы на уровне микромира, так и на уровне макромира.
При изучении химии учащиеся сталкиваются с объектами микромира буквально с первых уроков, и конечно же УКМ, моделирующие такие объекты, могут стать неоценимыми помощниками, например, при изучении строения атомов, типов химической связи, строения вещества, теории электролитический диссоциации, механизмов химической реакции, стереохимических представлений и т.д. Все эти перечисленные модели реализованы в программах “1С: Репетитор. Химия”, ChemLand, “Химия для всех”, CS Chem3D Pro, Crystal Designer, “Собери молекулу”, “Organic Reaction Animations” и др.
Модели химических реакций, лабораторных работ, химических производств, химических приборов (компьютерные модели макромира) реализованы в следующих программах: “Химия для всех - 2000”, “ХимКласс”, ChemLab, IR and NMR Simulator и др. Подобные модели используются в тех случаях, когда нет возможности по каким-либо причинам осуществить лабораторные работы в реальных условиях и нет возможности в реальности познакомиться с изучаемыми технологическими процессами.
Использование перечисленных выше программных средств на уроках химии имеют следующие достоинства:
значительный объем материала, охватывающий раличные разделы курса школьной химии;
улучшается наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения;
наличие демонстраций тех химических опытов, которые опасны для
здоровья детей (например, опыты с ядовитыми веществами);
ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей;
учащимися проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал (повышается качество знаний учащихся).
2.4 Возможности Интернет для личностного развития в процессе обучения
Большие возможности для личностного развития предоставляет использование Интернет в учебно-воспитательном процессе средних учебных заведений. Опыт работы показывает, что в условиях инновационного образовательного учреждения, располагающего соответствующей материальной базой применение Internet/Intranet-технологий открывает принципиально новые возможности для познавательной и творческой самореализации всех субъектов образовательного процесса.
Саморазвитию учителей разных предметов способствует самостоятельное освоение работы в Интернет, использование информации, размещенной в нем, на уроках и во внеурочной работе.
Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности, используя Интернет, получают расширенный доступ к интересующей их информации. Они самостоятельно разыскивают сообщения о проведении конкурсов, олимпиад, конференций, тестирования и т.д.
Работа в Интернет позволяет учебному заведению и каждому участнику образовательного процесса успешно включиться в единое образовательное пространство. В настоящее время реализуется многопредметный проект по дистанционному обучению "Интернет-школа". Важным воспитательным аспектом такой сетевой деятельности является осознание чувства ответственности за свою работу, ведь результат ее могут оценить миллионы пользователей сети Интернет.
ЛИТЕРАТУРА
- Кирюшкин Д. М., Полосин В.С. Методика обучения химии. — М.: Просвещение, 1970.
- Общая методика обучения химии / Под ред. Л.А. Цветкова. В 2-х т. т. 1. - М.: Просвещение, 1981.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981.
- Чернобельская Г.М. Методика обучения химии. – М.: Владос, 2000.
- Тарасова С.А. Компьютерное обучение химии: состояние и перспективы. – М. Учпедгиз., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на уроке английского языка
Использование информационных технологий...
Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии
Информационное общество меняет классические требования не только к выпускнику, но и к преподавателям и учителям. В связи с этим, каждый преподаватель стремится заинтересовать дисциплиной, соответствов...
Использование новых информационных технологий при изучении профессиональных модулей по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Контрольно-оценочные средства для проведения квалификационного экзамена по ПМ.01. "Документирование хозяйственныхопераций и ведение бухгалтерского учета имущества организации": разра...
«Использование современных информационных технологий на уроках ОБЖ в условиях введения ФГОС»
Проект способствует приобретению необходимого минимума знаний в области применения информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителей по дисциплине ОБЖ....
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Именно использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащи...
Статья "Использование информационных технологий на уроках химии"
ИКТ в преподавании химии...
«Использование игровых технологий на уроках химии в СПО »
Современное образование нуждается в методах обучения, которые помогли бы не только качественно научить, но и в первую очередь, развить потенциал личности. Оно направлено на то, чтобы готов...