Разработка урока по предмету "Основы цифровой безопасности"
методическая разработка
Цель: изучить опасные угрозы сети Интернет и методы борьбы с ними;
Задачи:
Образовательная: обучить детей личной и информационной безопасности в Интернете, сформировать навыки поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности, а также разработать нормы и правила безопасного поведения в сети Интернет;
Развивающая: развивать навыки работы в группе, формировать сознательность и внимание к информационной безопасности; развивать интерес к предмету; формировать приёмы логического мышления; развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы;
Воспитательная: прививать навыки безопасного использования сети Интернет, воспитывать информационную культуру, прививать навыки групповой работы, сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_osnovam_tsifrovoy_bezopasnosti_.docx | 41.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
«Безопасность в сети Интернет»
по дисциплине «Основы цифровой безопасности»
Цель: изучить опасные угрозы сети Интернет и методы борьбы с ними;
Задачи:
Образовательная: обучить детей личной и информационной безопасности в Интернете, сформировать навыки поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности, а также разработать нормы и правила безопасного поведения в сети Интернет;
Развивающая: развивать навыки работы в группе, формировать сознательность и внимание к информационной безопасности; развивать интерес к предмету; формировать приёмы логического мышления; развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы;
Воспитательная: прививать навыки безопасного использования сети Интернет, воспитывать информационную культуру, прививать навыки групповой работы, сотрудничества.
Ход урока:
Эпиграф: «Интернет несет читателю тонны мусора и крупинки золотого песка, и умение выбрать самое интересное и полезное становится весьма востребованным талантом»
- Организационный момент.
#1042;ступительное слово учителя.
За последнее десятилетие нашу планету накрыла волна, по силе, быстроте и продолжительности воздействия во много раз превышающая последствия любого оружия. Что это вы узнаете отгадав загадку.
В нём есть игры и соцсети,
Фильмы, почта, курс валют.
Есть все новости планеты,
В нём танцуют и поют.
Ответ: Интернет
29 октября 1969 года родился Интернет. Что такое Интернет? Интернет или «Всемирная паутина» — это объединение компьютеров по всему миру в единую информационную сеть. В настоящее время число пользователей Интернетом превышает 1 млрд. человек. Возможности Интернет безграничны: учеба, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое. Однако, многие пользователи даже не задумываются о том, какая опасность поджидает нас во всемирной паутине.
Какую информацию Вы можете почерпнуть в Интернете? (материал для занятий, книги, музыка, фильмы, игры и т.д.)
Всегда ли она полезная? (нет) Просмотр видеоролика
Итак, тема нашего урока - «Безопасный интернет». Мы постараемся решить одну очень важную проблему, касающуюся одного из наиболее значительных достижений ХХ века. И поможет нам в этом игра «плюс» и «минус»
Так чем же является Интернет для человека: добром или зло?
2. Игра «Плюс» или «Минус»
- Давайте обсудим «плюсы» и «минусы» Интернета.( у учащихся листы с таблицами: вопросы, ответы «Плюс» или «Минус») Объединимся в группы: 1 группа «Плюс» - называет положительные стороны вопроса, 2 группа «Минус» - старается высветлить негативные стороны.
Плюсы +
- Безграничный объём информации.
- Быстрый доступ к информации.
- Расширение территориальных границ.
- Получение дополнительного образования.
- Заработок в сети.
- Формирование информационной компетентности, включающей умение работать с информацией: находить, получать, анализировать, систематизировать и использовать.
Минусы –
- Сайты-ловушки, спам, вирусы.
- Дезинформация, недостоверные сведения перемежаются с правдивыми.
- Мошенники, маньяки и др.
- Социальные сайты религиозных сект, экстремистские организации скинхедов, неонацистов, где присутствует реклама насилия и агрессии.
- Неконтролируемая нецензурная лексика.
3. Просмотр видеоролика: «Как обнаружить ложь и остаться правдивым вИнтернете
Физ. Минутка «Собери рукопожатия».
Участникам предлагается в течение 10 секунд пожать руки как можно большего числа других людей. Обсуждение.
- кому сколько человек удалось поприветствовать?
- у кого-то возник психологический дискомфорт?
Если – да, то чем он был вызван?
Анализ ситуации.
Общаясь в интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей. В свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники. Как много информации про человека мы можем узнать от Ника или рукопожатия? Однако очень важно знать, что есть рядом люди, готовые выслушать, оказать поддержку, помочь в трудную минуту. Учитель предлагает ответить на главный вопрос урока – «как сделать работу в сети безопасной?»
- Систематизация и обобщения имеющихся знаний и изучение нового материала
Мы вспомнили основные плюсы и минусы работы в Интернете, а теперь давайте вспомним основные правила, которых должен придерживаться каждый, чтобы обезопасить себя при работе в сети.
У детей на партах лежат карточки с правилами безопасной работы в Интернете. Дети по группам рассматривают правила и на листах стараются проиллюстрировать их, соседняя группа должна отгадать, какое правило было изображено. Потом дети сами рассказывают о правилах, которые они проиллюстрировали.
- Никогда не разглашайте личную информацию. Никогда не указывайте свою личную информацию, например полное имя или город проживания во время общения с помощью мгновенных сообщений или в чатах, если вы полностью не уверены в личности человека, с которым вы общаетесь, лучше придумать псевдоним.
- Любой человек в интернете может с легкостью выдавать себя за другую личность. И это несет в себе огромную опасность. Ни в коем случае нельзя встречаться с лично незнакомыми друзьями по переписке, даже если вы давно общаетесь.
- Не спеши отправлять sms. Если хочешь скачать картинку или мелодию, но тебя просят отправить смс - не спеши! Стоимость отправки sms на разные порталы очень отличается, поэтому, прежде всего, стоит посоветоваться с родителями.
- Установите антивирус. Антивирусные программы помогут уберечь ваш компьютер от сомнительных файлов, а специальные почтовые фильтры предотвратят попадание спама на электронную почту. Такие программы останавливают вредоносные атаки.
- Не открывайте приложенные файлы. Научитесь не открывать вложения, присланные с неизвестных адресов электронной почты: они нередко бывают вирусами.
- Интернет-мошенничество. Не кликайте по подозрительным рекламным баннерам, предлагающим мгновенное обогащение или другие нереально выгодные услуги и сервисы. Скорее всего, вас пытаются обмануть.
- Интернет-хулиганство. Если на ресурсе (в чате или игре) встретятся хулиганы, которые пишут грубые и неприличные вещи, необходимо сразу отключиться и вернуться позже либо перейти на другой ресурс. Вступать в диалог с ними нельзя.
- Интернет-зависимость. Нужно контролировать время провождения за компьютером, ведь он не может заменить реальный мир. Интернет-зависимость схожа с зависимостью от азартных игр. Она также характеризуется потерей ощущения времени, неумением вовремя остановиться, отрывом от реальности, раздражительностью и отчаянием по причине отсутствия возможности выхода в интернет.
1. Защитите свой компьютер:
- регулярно обновляйте операционную систему;
- используйте антивирусную программу;
- применяйте брандмауэр;
- создавайте резервные копии важных файлов;
- будьте осторожны при загрузке содержимого.
2. Защитите себя в Интернет:
- с осторожностью разглашайте личную информацию;
- думайте о том, с кем разговариваете;
- помните, что в Интернет не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.
Правила относительно электронной почты:
1. Никогда не открывайте подозрительные сообщения или вложения электронной почты, полученные от незнакомых людей. Вместо этого сразу удалите их, выбрав команду в меню сообщений.
2. Никогда не отвечайте на спам.
3. Применяйте фильтр спама поставщика услуг Интернета или программы работы с электронной почтой (при наличии подключения к Интернету).
4. Никогда не пересылайте «письма счастья». Вместо этого сразу удаляйте их.
Учитель. Сегодня на уроке вы познакомитесь с некоторыми терминами, которые вы, возможно, слышали, но не до конца знали, что они означают.
На столах у вас лежат термины, слова в них спутаны, ваша задача поставить слова в правильном порядке и сложить термин. После этого ребята читают и обсуждают термины, написанные у них на листочках.
ФИШИНГ — это особый вид мошенничества, цель которого — получить какую-либо секретную информацию, например авторизационные данные для выхода в Интернет, информацию о банковских счетах и кредитных картах.
Прежде всего важно понимать, что банки, системы денежных расчетов, почтовые и прочие сервисы и организации никогда не просят коды и пароли, которые они выдали клиентам. Банковские системы и технологии надежны, в них используется система резервирования важной информации, поэтому клиенты не должны верить утверждениям вроде «что-то пропало» или «необходимо что-то проверить». Любая информация о том, что у банка что-то случилось, может повредить его репутации, поэтому банк скроет проблему, а не будет рассказывать о ней. Проблема будет решаться тихо по мере обращения в службу поддержки.
КИБЕРБУЛЛИНГ — подростковый виртуальный террор, анонимное преследование, которое нередко приводит к реальным физическим столкновениям.
Как защитить себя от подобных атак?
Немаловажно научиться не делиться информацией личного характера в сети, не публиковать конфиденциальные данные. Излишняя откровенность в Интернете чревата. При этом важно помнить, что персональные сведения могут стать доступными ненамеренно: используя функции автозаполнения, разрешая приложениям отслеживать местоположение, заполняя графы с указанием адреса и телефона, выподвергаете себя дополнительной опасности.
ФАРМИНГ -это перенаправление автоматически злоумышленниками пользователя Интернета на ложный сайт – правильную копию настоящего банка или сервисного торгового предприятия.
СПАМ-БОТ — это компьютерная программа или группа (пакет) компьютерных программ основной или единственной целью которой является автоматизированная рассылка рекламных сообщений — спама.
ДРО́ППЕРЫ — семейство вредоносных программ, предназначенных для несанкционированной и скрытой от пользователя установки на компьютер жертвы других вредоносных программ, содержащихся в самом теле дроппера или загружаемых по сети.
- Закрепление нового материала
А для того что бы проверить, как вы запомнил
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 | п | а | р | о | л | ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
| н |
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
| 2 |
|
| т |
|
|
|
|
|
| в |
|
|
| б |
|
| и |
|
|
|
|
1 | ф | и | л | ь | т | р |
|
| в |
|
|
|
|
|
| р |
|
|
| а |
|
| и |
|
|
|
|
|
| у |
| 5 | и | н | т | е | р | н | е | т |
|
|
| с |
|
|
| д |
|
| у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| м |
| 8 | с | п | а | м |
|
|
|
|
| 4 | ч | а | т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| э |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| р |
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы к Кроссворду:
1. Фильтр — компьютерная программа, выделяющая из данных только те, которые нужны пользователю.
2. Брандмауэр — это защитный экран между глобальным интернетом и локальной компьютерной сетью организации.
3. Ви́рус — вид вредоносных программ, способных внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы и распространять свои копии по разнообразным каналам связи.
.
4. Чат — средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение.
5. Интернет –Всемирная информационная компьютерная сеть, связывающая между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных компьютеров для обмена информацией.
6. Антивирус - программа, которая находит и уничтожает компьютерные вирусы.
7. Пароль –секретная строка символов, предъявляемая пользователем компьютерной системе для получения доступа к данным и программам.
8. Спам – незапрашиваемые сообщения электронной почты, содержание которых может быть вредоносным и (или) мошенническим.
Итак, все угрозы в сети можно условно разделить на три группы.
Первая объединяет угрозы, связанные с общением в Интернете, — это виртуальный террор, пропаганда жестокости, экстремизма и нетерпимости, сетевая педофилия, контакты с сетевыми мошенниками, «киберсуицид» или согласованные самоубийства и прочее.
Вторая — нежелательный контент. К сожалению, он так многообразен, а порой чудовищен, что ограничение доступа к информации подобного рода принесло бы взрослым не меньшую пользу.
Третья — вредоносные программы, а именно вирусы, фишинговые атаки, спам-боты, дропперы и т.д.
И хотя Интернет это безграничное море возможностей, нужно не забывать, что он таит и много опасностей, поэтому нужно соблюдать все правила безопасной роботы в сети.
- Итог урока
Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы.
Оценка учащимися занятия
Список используемой литературы
1. Блинков И.А.: Безопасность детей и молодежи в сети Интернет.
2. Брошюра «Безопасность детей в Интернете» изд. Microsoft.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне»
Открытый урок по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне» представляет собой комбинированный урок с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - тран...
Учебно-методическая разработка открытого урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»
Учебно-методическая разработка открытого урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики» Разработка включает в себя пояснител...
Учебно-методическая разработка открытого урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»
Учебно-методическая разработка открытого урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики» Разработка включает в себя пояснител...
Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации" Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL
Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации". Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL.Данный урок проведен на п...
Методическая разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации Группа 35 Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» Тема урока: «Создание we
В данной работе представлена разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информацииМетодическая р...
Разработка урока «Верстка веб страниц» междисциплинарного курса «МДК 04.02. Технология публикации цифровой мультимедийной информации» с использованием интерактивных методов обучения
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯВЕРСТКА ВЕБ СТРАНИЦФИО преподавателя: Спиридонова Марианна ОлеговнаСпециальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системахТема учебного занятия: Блочная...
Методическая разработка урока по учебной практике ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации Группа 25 Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» Тема урока: «Создание буклета в программе MS Publisher»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ данной работе представлена разработка урока по учебной практике на тему: «Создание буклета в программе MS Publisher».Методическая разработка урока сод...