Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Движение букв - имя» в среде программирования «Scratch»
план-конспект занятия
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Движение букв - имя» в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность при наличии первичных знаний и умений у обучающихся по информатике. Занятие позволяет познакомить обучающихся с визуально-блочной средой программирования, созданной для детей и подростков, с целью создания игр и анимации. Изучение среды программирования Scratch способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала. Занятие носит поисково-исследовательский характер и направлено на решение различных задач по программированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2023_sentyabr_1.docx | 715.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
(структурное подразделение «Дом творчества «Журавушка)
Конспект занятия на тему:
«Создание компьютерной анимации «Движение букв - имя» в среде программирования «Scratch»
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Год обучения: второй
Разработал: педагог
дополнительного образования
Викторова Юлия Тенгизовна
Гатчина
2023 год
Пояснительная записка
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Движение букв - имя» в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность при наличии первичных знаний и умений у обучающихся по информатике. Занятие позволяет познакомить обучающихся с визуально-блочной средой программирования, созданной для детей и подростков, с целью создания игр и анимации. Изучение среды программирования Scratch способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала. Занятие носит поисково-исследовательский характер и направлено на решение различных задач по программированию.
Содержание занятия предназначено для обучающихся 8-11 лет второго года обучения.
Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.
Методические рекомендации:
Обучающимся необходимо сообщить предстоящее задание: какие спрайты будут использованы и что они должны делать. В данном случае спрайты букв могут быть из встроенной библиотеки трёх видов на английском языке. Имена могут быть разными: своё, друга, выдуманное. Также следует обращать внимание детей на то, что ненужные блоки для скрипта нужно сразу убирать, перетаскивая их в ту часть окна, где находятся блоки программы.
В ходе выполнения практической работы, обучающимся следует выполнять большую её часть самостоятельно, изредка прибегая к помощи педагога. Если кто-то из ребят справится быстрее, можно предложить добавить персонаж в анимацию, придумать ему аналогичный или чуть скорректированный скрипт и запрограммировать его.
Дополнительно можно внести изменения в скрипты программ: размер спрайта, скорость, фон, цветовое изменение спрайтов и линий, координаты расположения.
Можно предложить ребятам сделать запись анимации с экрана компьютера посредством специальной программы, например, «Скриншотер». Сохранить полученное видео на личную флеш-карту и показать результат работы родителям.
При выполнении задания на карточке по составлению имён, ребята могут записать имена одноклассников, родственников, друзей и т.д. Затем каждый ребёнок может зачитать свою цепочку слов. С карточкой при поиске 10-ти имён дети могут работать индивидуально или все вместе с педагогом. Найденные имена можно штриховать, обводить, а педагог может их записывать на маркерной доске.
В конце занятия можно предложить каждому обучающемуся высказать свое отношение к выполненному заданию, рассказать о ходе его выполнения. После каждого выполненного задания проверить вместе с детьми правильность его выполнения.
Предполагаемые результаты применения конспекта как методической продукции:
Данную методическую разработку можно использовать ежегодно при работе с детьми второго года обучения. Одним из главных результатов ее применения на занятии будет желание заниматься средой программирования Scratch на домашнем компьютере.
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: практическое.
Форма организации работы: индивидуально-групповая.
Состав учебной группы: до 14 обучающихся в возрасте 8-11 лет второго года обучения.
Место занятия в ДОП: раздел «Программно-образовательные комплексы».
Степень сложности занятия: средний уровень сложности.
Цель: создание различных компьютерных анимаций в среде программирования Scratch.
Задачи:
- обучающие:
- научить создавать различные простые компьютерные анимации в среде программирования Scratch;
- научить использованию встроенных библиотек персонажей, фонов;
- актуализировать знания обучающихся по владению компьютером.
- развивающие:
- развивать познавательные способности;
- развивать мелкую моторику, память, внимание, образное мышление, умение слушать;
- развивать логическое, пространственное и творческое мышление;
- развивать словарный запас и навыки общения;
- развивать умения работать индивидуально и в команде.
- воспитательные:
- воспитать бережное отношение к оборудованию;
- воспитывать ответственность за результат труда;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу;
- повышать мотивацию обучающихся на занятии за счет интереса к теме занятия.
Планируемые результаты занятия:
- личностные:
- формирование интереса к общей теме занятия;
- развитие мотивации в необходимости овладения знаниями и навыками по овладению средой программирования Scratch;
- понимания роли компьютера в жизни современного человека в качестве инструмента для решения задач моделирования процессов и явлений.
- метапредметные:
- умение понять задание при создании компьютерных программ в среде программирования Scratch;
- умение осуществлять самонаблюдение, самооценку, самоконтроль;
- умение планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве для создания анимационных моделей;
- развитие внимания, усидчивости, логики.
- предметные:
- формирование представлений о программной среде Scratch, её интерфейсе;
- умение использовать полученные знания при работе в среде программирования Scratch;
- понимание задания и выполнение его при работе в среде программирования Scratch.
Методы обучения:
- информационно-рецептивный, репродуктивный.
Технологии:
- информационно-коммуникационные, игровые.
Дидактический материал:
- распечатанная цветная инструкция «Создание компьютерной анимации «Движение букв - имя» в среде программирования «Scratch» (Приложение 1);
- распечатанные карточки на каждого обучающегося (Приложение 2).
Материально-техническое оснащение занятия:
- учебный кабинет;
- компьютерные столы с персональными компьютерами (на каждого обучающегося) с установленной программной средой Scratch;
- компьютерные стулья с подлокотниками (на каждого обучающегося);
План занятия:
- Организационная часть (2 мин).
- Просмотр мультфильма «Чертёнок № 13» (10 мин).
- Выполнение практического задания (20 мин).
- Интеллектуальная разминка (10 минут)
- Подведение итогов (3 мин).
Общая продолжительность занятия: 45 минут.
Ход учебного занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационная часть | Приветствует ребят Сообщает тему занятия | Рассаживаются за компьютерные столы |
Просмотр мультфильма «Чертёнок № 13» | Запускают мультфильм. Просматривают. Анализируют имена героев. | |
Выполнение практического задания | Раздаёт цветную распечатанную инструкцию каждому ребёнку. Координирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает с выполнением заданий | Включают компьютеры. Запускают на компьютере среду программирования Scratch. Начинают выполнять задание по распечатанной инструкции. |
Интеллектуальная разминка | Педагог раздаёт каждому ребёнку распечатанные карточки с заданиями (2 шт). При необходимости помогает в решении | Рассаживаются за отдельные столы. Решают задания на карточках. Показывают педагогу цепочки слов и отгаданные имена. |
Подведение итогов | Отмечает положительные знания и умения обучающегося, дает необходимые рекомендации. В течение занятия проверяет правильность составления анимации | Каждый обучающийся запускает поочередно компьютерную анимацию. По желанию вносит изменения и коррективы в спрайты, скрипты, фон сцены. |
Список литературы
- Мажед Маржи. «Scratch для детей. Самоучитель по программированию». Пер. с англ. М.Гескиной и С. Таскаевой – М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 288 с.
- https://cir.tgl.ru/sp/pic/upload/700700022/05da54cb-e731-4669-8262-ad444896be78/R_R_R_S_R_ReR_R_S_R_R_S_ReS_R_S_R_ReS_S_R_R_R_S_R_R_SCRATCH_R_R_S_R_S_R_S_R_S_S_R_R_R_R_R_R_.pdf.
- https://scratch.mit.edu/download
Приложение 1
Создание анимации «Движение букв - имя»
Необходимо создать для каждой буквы свой скрипт анимации. Каждая буква – это готовый спрайт из библиотеки спрайтов.
Спрайты:
Скрипты для спрайта
Скрипты для спрайта
Скрипты для спрайта
Скрипты для спрайта
Скрипты для спрайта
Добавляем фон
Приложение 2
Запиши цепочку из 9-ти имён (мужских и женских) так чтобы первая буква имени
была такой же как последняя буква предыдущего имени.
Например, Артём – Макар – Роман – Ника …
_______________________ - _______________________ - _______________________
_______________________ - _______________________ - _______________________ _______________________ - _______________________ - _______________________ |
Найди 10 имён
В | Ь | У | Д | Э | Т | Г | Я | Ж | Ь | Ы | Е |
И | В | С | В | Е | Т | А | П | О | Н | А | Г |
К | Э | З | Б | С | Ъ | Б | Ш | Г | И | Д | О |
А | М | А | Р | Т | Ё | М | В | Ъ | К | Л | Р |
Ф | И | Д | Щ | А | Х | Ч | А | Ю | И | З | У |
Р | О | М | А | Р | С | Ы | Л | Ё | Т | К | Н |
В | Ф | Ц | Л | Ж | Х | Н | Л | Ц | А | Ю | А |
Я | С | О | Ф | И | Я | Т | А | К | Ш | Б | Д |
Р | Е | П | Г | И | Д | И | М | А | Ч | О | Я |
ОТВЕТЫ: Вика, Рома, Света, Артём, София, Алла, Дима, Никита, Егор, Надя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной игры «Ракетка и мяч» в среде программирования «Scratch»
Занятие на тему «Создание компьютерной игры «Ракетка и мяч»в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей програ...
Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Кот рисует фигуры» в среде программирования «Scratch»
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Кот бегает за мячиком»в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвив...
Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Акула и рыбка» в среде программирования «Scratch»
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Акула и рыбка»в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей пр...
Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Погоня» в среде программирования «Scratch»
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Погоня» в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей про...
Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Рисование фигур» в среде программирования «Scratch»
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Рисование фигур» в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвив...
Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Открытка ко Дню Матери» в среде программирования «Scratch»
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Открытка ко Дню Матери» в среде программирования «Scratch» в среде программирования «Scratch» является послед...
Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Танцующая балерина» в среде программирования «Scratch»
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Танцующая балерина» в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвиваю...