Конспект урока «Безопасный интернет для учащихся»
план-конспект занятия
Цель урока: формирование информационно-коммуникационной культуры и грамотности у обучающихся как фактора безопасности в информационном обществе.
Задачи урока:
Образовательные:
- расширить знания, обучающихся об информационной безопасности.
- сформировать у обучающихся адекватное отношение к понятиям реального и виртуального мира.
- сформировать правила работы, которые способствуют положительному влиянию использования компьютера и интернета в жизни человека и снижают негативное влияние.
Развивающие:
- развивать познавательную активность учащихся;
- развивать способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам;
- развивать навыки поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет.
Воспитательные:
- воспитывать в обучающихся умения: участвовать в диалоге, слушать, выслушивать точку зрения другого, отстаивать свою позицию разрешать конфликты;
- воспитывать умение работать сообща, сотрудничать для достижения общей цели;
- воспитывать взаимоуважение;
- воспитывать взаимную ответственность, внимательность;
- формировать интерес к работе товарища.
Целевая аудитория урока: студенты 1 курса
Материально- техническое обеспечение урока: мультимедийная установка, компьютер, презентация, видеофильм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnyy_internet_dlya_uchashchihsya.doc | 573 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Смоленская областная технологическая академия»
Конспект урока безопасного интернета для учащихся
Разработчик: Шишкин Валерий Валентинович
Смоленск
2022 г.
Тема урока: Урок безопасного интернета для учащихся
Цель урока: формирование информационно-коммуникационной культуры и грамотности у обучающихся как фактора безопасности в информационном обществе.
Задачи урока:
Образовательные:
- расширить знания, обучающихся об информационной безопасности.
- сформировать у обучающихся адекватное отношение к понятиям реального и виртуального мира.
- сформировать правила работы, которые способствуют положительному влиянию использования компьютера и интернета в жизни человека и снижают негативное влияние.
Развивающие:
- развивать познавательную активность учащихся;
- развивать способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам;
- развивать навыки поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет.
Воспитательные:
- воспитывать в обучающихся умения: участвовать в диалоге, слушать, выслушивать точку зрения другого, отстаивать свою позицию разрешать конфликты;
- воспитывать умение работать сообща, сотрудничать для достижения общей цели;
- воспитывать взаимоуважение;
- воспитывать взаимную ответственность, внимательность;
- формировать интерес к работе товарища.
Целевая аудитория урока: студенты 1 курса
Материально- техническое обеспечение урока: мультимедийная установка, компьютер,
презентация, видеофильм.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте ребята!
Сегодня мы затронем тему актуальную не только для всех учащихся, но и для взрослых. Чтобы узнать тему урока разгадайте ребус.
И тема нашего урока: Безопасный интернет
Сегодня на занятии мы ответим на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?» и «Как их избежать?».
Определение и формулировка темы для обсуждения.
Интернет являются крупнейшими хранилищами информации. Многие люди благодарят её создателей и не представляют своей жизни без Интернета, а другие ругают и называют её паутиной, которая способна поймать человека в свои сети. Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и опыта. Появилась возможность доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всем мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров получи доступ к вашему компьютеру. И не сомневайтесь, они воспользуются этой возможностью.
Знакомство с основными понятиями.
Упражнение «Ассоциации»:
Ребята скажите, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу Безопасный Интернет. (Обучающиеся по очереди высказываются: угроза, вирус, анивирусник, спам...)
Преподаватель предлагает обучающимся высказать мнение о том, как они понимают понятия «угроза», «безопасность», «информация», «угроза информационной безопасности».
Что такое безопасность? Информационная безопасность?
Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.
Информационная безопасность – процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").
Вопрос 1. «Какие опасности подстерегают нас в интернете?»
Преступники в интернете.
ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДПРИНИМАЮТ ПРЕСТУПНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ. Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.
Вредоносные программы.
К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.
Интернет-мошенничество и хищение данных с кредитной карты.
В ЧЕМ СОСТОИТ МОШЕННИЧЕСТВО? Среди Интернет-мошенничеств широкое распространение получила применяемая хакерами техника «phishing»,состоящая в том, что в фальшивое электронное письмо включается ссылка, ведущая на популярный узел, но в действительности она приводит пользователя на мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя.
Азартные игры.
Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки с системой начисления очков. Здесь не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. В отличие от игровых сайтов, сайты с азартными играми могут допускать, что люди выигрывают или проигрывают игровые деньги. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанны с выигрышем или проигрышем настоящих денег.
Онлайновое пиратство.
Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя.
Интернет-дневники.
Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых. Последние исследования показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из трех раскрывают свой возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не секрет, что подробное раскрытие личных данных потенциально опасно.
Интернет-хулиганство.
Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.
Недостоверная информация.
Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.
Материалы нежелательного содержания.
К материалам нежелательного содержания относятся: материалы порнографического, ненавистнического содержания, материалы суицидальной направленности, сектантскими материалы, материалы с ненормативной лексикой.
Преподаватель: Мы с вами уже рассмотрели те опасности, которые нам могу встретиться в интернете. А теперь давайте посмотрим, как этих опасностей можно избежать.
Вопрос 2. «Как этих опасностей избежать?»
Преступники в интернете.
Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.
Вредоносные программы.
А) Никогда не открывайте никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех случаев, когда вы ожидаете получение вложения и точно знаете содержимое такого файла.
Б) Скачивайте файлы из надежных источников и обязательно читайте предупреждения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.
В) Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.
Интернет-мошенничество и хищение данных с кредитной карты.
А) Посещая веб-сайты, нужно самостоятельно набирать в обозревателе адрес веб-сайта или пользоваться ссылкой из «Избранного» (Favorites); никогда не нужно щелкать на ссылку, содержащуюся в подозрительном электронном письме.
Б) Контролируйте списание средств с ваших кредитных или лицевых счетов. Для этого можно использовать, например, услугу информирования об операциях со счетов по SMS, которые предоставляют многие банки в России.
Азартные игры.
Помните, что нельзя играть на деньги. Ведь в основном подобные развлечения используются создателями для получения прибыли. Игроки больше теряют деньги, нежели выигрывают. Играйте в не менее увлекательные игры, но которые не предполагают использование наличных или безналичных проигрышей/выигрышей.
Онлайновое пиратство.
Помните! Пиратство, по сути, обычное воровство, и вы, скорее всего, вряд ли захотите стать вором. Знайте, что подлинные (лицензионные) продукты всегда выгоднее и надежнее пиратской продукции. Официальный производитель несет ответственность за то, что он вам продает, он дорожит своей репутацией, чего нельзя сказать о компаниях – распространителях пиратских продуктов, которые преследуют только одну цель – обогатиться и за счет потребителя, и за счет производителя. Лицензионный пользователь программного обеспечения всегда может рассчитывать на консультационную и другую сервисную поддержку производителя, о чем пользователь пиратской копии может даже не вспоминать. Кроме того, приобретая лицензионный продукт, потребитель поддерживает развитие этого продукта, выход новых, более совершенных и удобных версий. Ведь в развитие продукта свой доход инвестирует только официальный производитель.
Интернет-дневники.
Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию, в том числе фамилию, контактную информацию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения. Никогда не помещайте в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще, и всегда проверяйте, не раскрывают ли изображения или даже задний план фотографий какую-либо личную информацию.
Интернет-хулиганство.
Игнорируйте таких хулиганов. Если вы не будете реагировать на их воздействия, большинству гриферов это, в конце концов, надоест и они уйдут.
Недостоверная информация.
Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам.
Материалы нежелательного содержания.
Используйте средства фильтрации нежелательного материала (например, MSN Premium’s Parental Controls или встроенные в Internet Explorer). Научитесь критически относиться к содержанию онлайновых материалов и не доверять им.
Далее – просмотр видеофайла «Урок безопасного интернета для учащихся»
Подведение итогов работы и эмоциональная обратная связь
В заключении предложить участникам поделиться своими мнениями.
Итоги занятия подводит преподаватель
Знакомясь с человеком онлайн, никогда нельзя быть полностью уверенным, что он тот, за кого выдает. Длительность знакомства, обмен фотографиями, звонки по телефону, видео звонки, опыт предыдущих встреч – ничего из этого не может дать 100% гарантии, что онлайн другу можно полностью доверять.
Безопаснее всего добавлять в друзья только тех, кого знаешь в реальности, и тех, кого хорошо знают, а реальной жизни твои друзья.
Если ваш онлайн друг приглашает вас на встречу, то эту ситуацию необходимо обсудить с родителями, чтобы они были в курсе места и времени встречи. При возможности лучше вы пойдете со взрослыми, которому доверяешь, и выбирать людное место для встречи. Очень важно уметь сказать «нет» и позвать на помощь в сложной ситуации.
И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!
А на память об этом уроке я хочу подарить каждому из вас памятку по безопасному поведению в Интернете
• Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.
• Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.
• Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.
• Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.
• Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.
• Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.
• Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока « Определение музыкальных способностей учащихся с помощью игр на первой стадии обучения».
Место урока в дополнительной образовательной программе: занятие имеет большое практическое значение, в игровой форме в самом раннем возрасте легко обнаружить имеют ли учащиеся тягу к занятиям му...
Урок безопасности в сети Интернет.
Урок безопасности в сети Интернет предназначен для учителей информатики и ИКТ для урока....
Методическая разработка Внеклассного мероприятия «Урок безопасности в сети «Интернет»»
Мероприятие предназначено для студентов 1 курса специальностей, реализуемых в колледже. Методическая разработка предназначена для усвоения студентами правил безопасного использования сети «Интер...
Конспект урока по арифметике для учащихся коррекционной школы VIII вида ( 7 класс)
Тема урока: «Нумерация чисел третьего десятка. Сравнение чисел» . Конспект разработан для учащихся коррекционных школ со сложной структурой дефекта....
Урок Безопасный Интернет
Урок Безопасный Инетернет предназначен для студентов 1 курса или для обучащихся 10 классов...
План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса Тема: «Текстильные материалы из химических волокон».
План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса по учебнику : Технологии: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений [Н.В. Синица, П.С. Самородовский, В.Д. Симоненко и ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по учебному предмету «Информатика» Тема: «Единый урок безопасности в сети Интернет»
Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет». Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека.По да...