КОС ПМ.01 Проектирование цифровых устройств
учебно-методический материал

КОС ПМ.01 Проектирование цифровых устройств для специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_pm_01.docx969.63 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Утверждена приказом директора

БУ «Лангепасский политехнический колледж»

№ 343-р от 24.06.2019 г.

Комплект контрольно-оценочных средств

для проведения текущей и промежуточной аттестации по ПМ.01

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ

основной профессиональной образовательной программы

по специальности

09.02.01 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ

форма проведения промежуточной аттестации 

квалификационный экзамен

г. Покачи

2019 г.


Комплект контрольно-оценочных средств профессионального модуля разработан на основе рабочей программы по   ПМ.01 Проектирование цифровых устройств  для специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.  

Организация-разработчик: БУ «Лангепасский политехнический  колледж»  Филиал в г. Покачи

Разработчик: Ахметгареева А.Р., преподаватель высшей квалификационной категории.

Рекомендована педагогическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи

Протокол № 11 от 19. 06. 2019г.

Рассмотрена                          «Согласовано»

ПЦК  мастеров п/о и преподавателей                                  Заведующий очным отделением

 общепрофессионального и        ___________ И.М.Габдуллина

профессионального     циклов                

Протокол №  8 от 17.06.2019г.

                                   I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

1. 1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств

        Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу профессионального модуля ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ

КОС включают контрольные материалы для проведения промежуточной  аттестации в форме квалификационного экзамена

  1. Освоение профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций (ОК): 

Результаты освоения ПМ, подлежащие проверке:

Профессиональные компетенции

ПК 1.1

Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств.

ПК 1.2

Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.

ПК 1.3

Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.

ПК 1.4

Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности

ПК 1.5

Выполнять требования нормативно-технической документации.

Общие компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Практический опыт

ПО 1

применения интегральных схем разной степени интеграции при разработке цифровых устройств и проверки их на работоспособность

ПО 2

проектирования цифровых устройств на основе пакетов прикладных программ

ПО 3

оценки качества и надежности цифровых устройств

ПО 4

применения нормативно-технической документации

Умения:

У1

выполнять анализ и синтез комбинационных схем

У2

проводить исследования работы цифровых устройств и проверку их на работоспособность

У3

разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции

У4

выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств

У5

проектировать топологию печатных плат, конструктивно-технологические модули первого уровня с применением пакетов прикладных программ

У6

разрабатывать комплект конструкторской документации с использованием системы автоматизированного проектирования

У7

определять показатели надежности и давать оценку качества средств вычислительной техники (далее - СВТ)

У8

выполнять требования нормативно-технической документации

Знания:

З1

арифметические и логические основы цифровой техники

З2

правила оформления схем цифровых устройств

З3

принципы построения цифровых устройств

З4

основы микропроцессорной техники

З5

основные задачи и этапы проектирования цифровых устройств

З6

конструкторскую документацию, используемую при проектировании

З7

условия эксплуатации цифровых устройств, обеспечение их помехоустойчивости и тепловых режимов, защиты от механических воздействий и агрессивной среды

З8

особенности применения систем автоматизированного проектирования, пакеты прикладных программ

З9

методы оценки качества и надежности цифровых устройств

З10

основы технологических процессов производства СВТ

З11

регламенты, процедуры, технические условия и нормативы


Матрицы логических связей между объектами (предметами) контроля и разделами (темами) профессионального модуля

Разделы (темы) программы МДК

Объекты (предметы) контроля (знания, умения)

практический опыт

умения

знания

ПО1

ПО2

ПО3

ПО4

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У7

У8

З1

З2

З3

З4

З5

З6

З7

З8

З9

З10

З11

МДК 01.01. Цифровая схемотехника

Тема 1. Введение в схемотехнику

+

Тема 2. Арифметические основы цифровой схемотехники

+

+

Тема 3. Логические основы цифровой схемотехники

+

+

Тема 4. Физические основы работы устройств

+

+

Тема 5. Цифровые устройства

+

+

+

Тема 6. Схемотехника запоминающих устройств

+

Тема 7. Цифро-аналоговые и аналого- цифровые преобразователи

+

МДК 01.02. Проектирование цифровых устройств

Тема 1. Методология проектирования интегральных схем

+

+

+

Тема 2. Конструкторская документация, используемая при проектировании

+

+

+

+

+

+

+

Тема 3. Требования к выполнению схем и иллюстративных документов

+

+

+

+

+

+

Тема 4. Обеспечение помехоустойчивости цифровых устройств

+

+

+

+

+

+

+

Тема 5. Проектирование печатных плат

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Тема 6.  Обеспечение тепловых режимов в конструкциях СВТ

+

+

+

+

+

+

+

Тема 7. Особенности применения системы автоматизированного проектирования, пакеты прикладных программ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Тема 8. Надежность и средства ее повышения. Методы оценки надежности цифровых устройств

+

+

+

+

+

+

+

Темы программы учебной и производственной практик

ПМ.01

Объекты (предметы) контроля (умения, практический опыт)

Умения

Практический опыт

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У7

У8

ПО 1

ПО 2

ПО 3

ПО 4

Учебная практика

  1. Инструктаж по ТБ. Возможности EWB. Компоненты EWB и главное меню.

+

  1. Главное меню. Установка компонентов.

+

+

  1. Узлы ЕWВ

+

+

  1. Приборы для исследований

+

+

  1. Панели инструментов

+

+

  1. Правила моделирования схем

+

+

+

  1. Моделирование схем

+

+

+

+

+

  1. Моделирование схем

+

+

+

+

+

  1. Методика проведения измерений

+

+

+

+

+

  1. Сбор и снятие показаний со сложной цифровой схемы

+

+

+

+

+

  1. Сбор и снятие показаний со сложной цифровой схемы

+

+

+

+

+

  1. Предварительные расчеты

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Разработка библиотеки элементов для схемы электрической принципиальной устройства

+

+

+

+

+

+

  1. Разработка библиотеки элементов для схемы электрической принципиальной устройства

+

+

+

+

+

+

  1. Разработка библиотеки элементов для схемы электрической принципиальной устройства

+

+

+

+

+

+

  1. Ввод электрической схемы устройства

+

+

+

+

+

+

+

  1. Ввод электрической схемы устройства

+

+

+

+

+

+

+

  1. Разработка печатной платы

+

+

+

+

+

+

+

  1. Разработка печатной платы

+

+

+

+

+

+

+

  1. Разработка печатной платы

+

+

+

+

+

+

+

  1. Разработка печатной платы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Разработка печатной платы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Разработка печатной платы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Подготовка отчетной документации по практике

+

+

1.1.2.  Матрица логических связей между видами аттестации, формами и объектами  контроля

Результаты освоения

(объекты оценивания)

Основные показатели оценки результата и их критерии

Тип задания;

№ задания

Форма аттестации

ПК 1.1

У1, У4

З5, З6, З7

- Точность определения перечня конструкторской документации, используемой при проектировании;

- Точность и скорость чтения чертежей;

- Выполнение правил эксплуатации цифровых устройств, обеспечения их помехоустойчивости и тепловых режимов, защиты от механических воздействий и агрессивной среды в соответствии с требованиями технического задания;

Контрольная работа по теме «Арифметические основы цифровой схемотехники»

Промежуточная аттестация в форме квалификационного экзамена;

Текущий контроль в форме:

- экспертного наблюдения за выполнением практических заданий;

ПК 1.2

ПО 1

У1, У2, У3

З1, З3, З5

- Демонстрация навыков анализа и синтеза комбинационных схем;

- Разработка схемы цифрового устройства в соответствии с заданием;

- Обоснованность выбора элементной базы проектируемой схемы.

Контрольная работа по теме «Логические основы цифровой схемотехники»

Контрольная работа по теме «Физические основы работы устройств»

Контрольная работа по теме «Схемотехника запоминающих устройств»

Контрольная работа «АЦП.ЦАП»

Промежуточная аттестация в форме квалификационного экзамена;

Текущий контроль в форме:

- экспертного наблюдения за выполнением практических заданий;

ПК 1.3

ПО 2

У5, У6

З8

- Точность и верность разработки комплекта конструкторской документации с использованием САПР;

- Верность определения средств и методов проектирования цифровых устройств на основе пакетов прикладных программ;

- Демонстрация навыков проектирования топологии печатных плат, конструктивно-технологических модулей первого уровня с применением пакетов прикладных программ;

Контрольная работа по теме «Цифровые устройства»

Выполнение практических работ

Промежуточная аттестация в форме квалификационного экзамена;

Текущий контроль в форме:

- экспертного наблюдения за выполнением практических заданий;

ПК 1.4

ПО 3

У2, У7

З7, З9

- Владение методикой расчетов;

- Правильность определения оценки качества и надежности цифровых устройств;

- анализ правильности полученных результатов расчетов;

Контрольная работа по теме «Обеспечение помехоустойчивости цифровых устройств»

Контрольная работа по теме «Проектирование печатных плат»

Промежуточная аттестация в форме квалификационного экзамена;

Текущий контроль в форме:

- экспертного наблюдения за выполнением практических заданий;

ПК 1.5

ПО 4

У8

З2, З6, З11

- Демонстрация навыков составления нормативно-технической документации;

- Скорость и точность выполнения требований нормативно – технической документации;

- Выполнение требований нормативно – технической документации в соответствии с соответствии с ГОСТ.

Контрольная работа по теме «Методология проектирования интегральных схем»

Контрольная работа по теме «Конструкторская документация, используемая при проектировании»

Промежуточная аттестация в форме квалификационного экзамена;

Текущий контроль в форме:

- экспертного наблюдения за выполнением практических заданий;


II. Комплект оценочных средств

2.1. Задания для проведения текущей аттестации по МДК 01.01 «Цифровая схемотехника»

Контрольная работа по теме

«Арифметические основы цифровой схемотехники»

Вариант-1.

1. Перевести данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

а) 696(10); б) 153,25(10); в) 248,46(10)

2. Перевести данное число в десятичную систему счисления.

а) 1100111011(2); б) 10110101,1(2); в) 671,24(8);

3. Сложить числа.

а) 10000011(2)+1000011(2); б) 110010,101(2)+1011010011,01(2);

в) 356,5(8)+1757,04(8); г) 293,8(16)+3CC,98(16).

4. Выполнить вычитание.

а) 100111,001(2)-1101,10(2); б) 1101111011,01(2)-101000010,0111(2); в) 2025,2(8)-131,2(8); г) 2D8,4(16)-A3,B(16).

5. Выполнить умножение.

а) 11001,11(2)* 10100,110(2); б) 254,5(8)* 152,3(8);

6. Выполнить вычитание с точки зрения представления чисел в памяти компьютера.

а) 789(10) - 658(10); б) 325(10) - 27(10);

Примечание. В заданиях 3–6 проверять правильность вычислений переводом исходных данных и результатов в десятичную систему счисления.

Вариант-2.

1. Перевести данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

а) 305(10); б) 162,25(10); в) 324,54(10)

2. Перевести данное число в десятичную систему счисления.

а) 10000000111(2); б) 100000110,10101(2); в) 41A,6(16).

3. Сложить числа.

а) 1010010000(2)+1101111011(2); б) 110010,101(2)+1011010011,01(2);

в) 475,5(8)+1677,04(8); г) 3А2,8(16)+3FC,57(16).

4. Выполнить вычитание.

а) 1111001110(2)-111011010(2); б) 110111011,001(2)-1010010,011(2); г) 2325,2(8)-175,2(8); д) 2С8,9(16)-A3,С(16).

5. Выполнить умножение.

а) 1100110(2)* 1011010(2); б) 2001,6(8)* 125,2(8);

6. Выполнить вычитание с точки зрения представления чисел в памяти компьютера.

а) 546(10) - 528(10); б) 934(10) - 406(10);

Примечание. В заданиях 3–6 проверять правильность вычислений переводом исходных данных и результатов в десятичную систему счисления.

Контрольная работа за 1 полугодие

Вариант- 1

1. Построить таблицу истинности для выражений

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5608699c3bd5f/img_user_file_5608699c3bd5f_1.jpg

2. Для данных логических схем:

- написать логическое выражение;

- упростить выражение;

- построить новую логическую схему.

https://otvet.imgsmail.ru/download/168b50424267a52f7901ef6b5c9a5ac8_i-43.jpg

3. Составить МДНФ и МКНФ и построить схемы по ним для функции двух переменных, заданных таблицей истинности

А

В

F

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1

Вариант- 2

1.  Построить таблицу истинности для выражений

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5608699c3bd5f/img_user_file_5608699c3bd5f_1.jpg

2. Для данных логических схем:

- написать логическое выражение;

- упростить выражение;

- построить новую логическую схему.

https://otvet.imgsmail.ru/download/168b50424267a52f7901ef6b5c9a5ac8_i-43.jpg

http://image.slidesharecdn.com/random-131124035737-phpapp01/95/-72-638.jpg?cb=1385265675

3. Составить МДНФ и МКНФ и построить схемы по ним для функции двух переменных, заданных таблицей истинности

А

В

F

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1

Контрольная работа по теме «Физические основы работы устройств»

Вариант-1

1. Транзисторы. Виды. Характеристики. Работа транзистора в режиме ключа.

2. Триггеры. Назначение. Классификация.

3. RS-триггер асинхронный. Назначение, виды, УГО, принцип работы.

4. Т-триггер. Назначение, виды, УГО, принцип работы.

5. Преобразование триггеров.

Вариант-2

1. Дискретизация сигнала.

2. RS-триггер синхронный. Назначение, виды, УГО, принцип работы.

3. D-триггер. Назначение, виды, УГО, принцип работы.

4. JK-триггеры. Назначение, виды, УГО, принцип работы.

5. Преобразование триггеров.

Контрольная работа по теме «Цифровые устройства»

Вариант-1

1. Дешифраторы. Виды. Принцип работы. УГО. Каскадное соединение нескольких дешифраторов.

2. Мультиплексоры. Виды. Принцип работы. УГО.

3. Регистры. Классификация и назначение. Принцип работы. УГО.

4. Сумматоры. Классификация и назначение. Принцип работы. УГО.

5. Построить схему преобразователя кодов в программе Electronic WorkBench.

Вариант-2

1. Шифратор. Виды. Принцип работы. УГО. Каскадное соединение нескольких шифраторов.

2. Демультиплексоры. Виды. Принцип работы. УГО.

3. Счетчики. Классификация и назначение. Принцип работы. УГО.

4. Компараторы. Классификация и назначение. Принцип работы. УГО.

5. Построить схему дешифратора 4 на 10 в программе Electronic WorkBench.

Контрольная работа по теме «Схемотехника запоминающих устройств»

Вариант-1

1. Оперативные запоминающие устройства статического типа.

2. Принцип действия, режим работы, основные характеристики, электрические параметры.

3. Постоянные запоминающие устройства.

4. Программируемые логические структуры.

5. Построить структурную схему ОЗУ (RAM)

Вариант-2

1. Оперативные запоминающие устройства динамического типа.

2. Понятие регенерации; виды циклов регенерации.

3. Перепрограммируемые ПЗУ, Flash – память.

4. Программируемые матрицы логики.

5. Привести схему постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), построенного на мультиплексоре

Контрольная работа

Вариант-1

1. Системы счисления. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.

2. Алгебра логики. Основные логические операции.

3. D-триггер. Т-триггер.

4. JK-триггеры

5. Мультиплексоры. Демультиплексоры.

6. Цифровые компараторы. Назначение, классификация. Принцип работы, таблица истинности, УГО.

7. Постоянные запоминающие устройства.

8. Аналого-цифровые преобразователи. Типы АЦП.

Вариант-2

1. Необходимость в кодировании чисел. Прямой, обратный, дополнительный коды.

2. Основные законы, тождества и правила алгебры логики.

3. Логические элементы. Таблицы истинности. Условные графические обозначения.

4. RS-триггер.

5. Сумматоры. Классификация, назначение. Принцип работы, таблица истинности, УГО.

6. Оперативные запоминающие устройства..

8. Цифро-аналоговые преобразователи. Типы ЦАП. Схемная реализация цепей ЦАП.

2.2. Задания для проведения текущей аттестации по МДК 01.02 «Проектирование цифровых устройств»

Контрольная работа по теме  «Методология проектирования интегральных схем»

Вариант-1

1. Техническое задание (характеристика);

2. Механические факторы (влияние, защита);

3. Показатели надежности.

Вариант-2

1. Техническое предложение (характеристика);

2. Климатические факторы (влияние, защита);

3. Показатели технологичности.

Вариант-3

1. Технический проект (характеристика);

2. Радиационные  факторы (влияние, защита);

3. Показатели стандартизации и унификации.

Контрольная работа по теме «Конструкторская документация, используемая при проектировании»

Вариант-1

1. Этапы проектирования

2. Виды нормативно-технической документации.

3. Общие требования к оформлению проектов.

Вариант-2

1. ЕСКД - назначение.

2.  Виды изделий. Примеры.

3. Правила оформления пояснительной записки.

Критерии и нормы оценки письменной контрольной работы

Письменные контрольные и самостоятельные работы оцениваются по пятибалльной системе.

Оценка

Критерии оценки (содержательная характеристика)

«2»

  1. Студент допустил число ошибок недочетов превышающее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».
  2. Если правильно выполнил менее половины работы.
  3. Не приступил к выполнению работы.
  4. Правильно выполнил не более 10% всех заданий.

«3»

  1. Не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. Не более двух- трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  3. При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

«4»

  1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
  2. Не более двух недочетов.

«5»

  1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
  2. Допустил не более одного недочета

Контрольная работа за полугодие

Вариант-1

Построение УГО элементов ВТ. Простановка буквенно-цифровых позиционных обозначений (БЦПО) в схеме Э3.

Вариант-2

Разработка схемы Э2 на устройство (кодопреобразователя,   преобразующего четыре первых буквы фамилии из кода 1 в код 2)

Вариант-3

Разработка схемы электрической принципиальной  Э3 (пользуясь элементами  серии  К 555).

Критерии и нормы оценки практической работы

Оценка

Критерии оценки (содержательная характеристика)

«2»

Работа выполнена не полностью. Студент не знает законы  алгебры логики, не смог перевести схему на конкретную элементную базу

«3»

Работа выполнена полностью. Студент знает законы  алгебры логики, но ошибается при их  применении.  При переводе схемы  на конкретную элементную базу были допущены существенные  ошибки

«4»

Работа выполнена полностью. Студент знает законы  алгебры логики, но ошибается при их  применении.  Схема построена  с незначительными ошибками

«5»

Работа выполнена полностью.  Студент знает законы  алгебры логики и умело применяет их.  Схема построена  верно

Контрольная работа по теме «Проектирование печатных плат»

Компоновка ИМС на плате. Определение габаритных размеров печатной платы. (Для заданного устройства определить габаритные размеры печатной платы при оптимальном варианте компоновки ИМС).

Вариант 1. Устройство состоит из  17 корпусов (555ЛАЗ, 555ЛА2). 

Вариант 2.  Устройство состоит из  16 корпусов (533ЛА4).

Вариант  3.  Устройство состоит из  18 корпусов (533ЛАЗ, 533ЛА4).

Критерии и нормы оценки практической работы

Оценка

Критерии оценки (содержательная характеристика)

«2»

Работа выполнена полностью. Студент не владеет теоретическим материалом, допуская ошибки по существу рассматриваемых вопросов (не правильно разделена плата на функциональные зоны и не верно проведен расчет габаритных размеров печатной платы).

«3»

Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при делении платы на функциональные зоны. Допущены незначительные ошибки  при использовании нормативно- технической литературы  и в расчетной части.

«4»

Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при делении платы на функциональные зоны. Допущены незначительные ошибки  при использовании нормативно- технической литературы.  Допущены незначительные ошибки в расчетной части.

«5»

Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при использовании нормативно- технической литературы, при делении платы на зоны и расчет сделан верно.

2.3. Задания для проведения промежуточной аттестации по МДК 01.01 «Цифровая схемотехника»

Билет №1

Теоретические вопросы:

1. Передача и преобразование цифровых сигналов.

2. Мультиплексоры. Мультиплексорное дерево.

Практическое задание:

  1.  Построить в программе Electronic Workbench  Т- триггер.

http://yudenisov.narod.ru/EIS/Vol06/D14.GIF       

Билет №2

Теоретические вопросы:

1. Этапы развития цифровых вычислительных устройств.

2. Счетный триггер (Т-триггер).

Практическое задание:

  1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

а) 28310 →?2 ;   ?8 ;  ?16;

б) 208,9210 →?2 ;  

в) 1601,568→?10 ;

г) 14516→?2

Билет №3

Теоретические вопросы:

1. Системы счисления.

2. D-триггер с динамическим управлением.

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench  Дешифратор 3 в 8.

http://3.bp.blogspot.com/-4ZMrM04ePrA/T4k3zLyCnZI/AAAAAAAAArI/NFH3A9w7BTo/s1600/PSD_decoder3to8.png

Билет №4

Теоретические вопросы:

1. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.

2. Регистры. Классификация, назначение.

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench  Мультиплексор 8 в 1.

http://www.icqinfo.ru/images/arhitektura-pc-58.png.

Билет №5

Теоретические вопросы:

1. Сложение, вычитание и умножение чисел в различных системах счисления.

2. Регистры параллельного действия.

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench  Дешифратор 2 в 4. Написать таблицу истинности

http://forum.cxem.net/uploads/monthly_03_2009/post-19129-1237283593.jpg

                                         

Билет №6

Теоретические вопросы:

1. Необходимость в кодировании чисел. Прямой, обратный, дополнительный коды.

2. Регистры последовательного действия (сдвигающие регистры).

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench  схему полусумматора (зная таблицу истинности вывести функции Р и S)

https://studfiles.net/html/2706/278/html_oZxGpVsvJF.Xd2E/img-y5XHHO.png

                                         

Билет №7

Теоретические вопросы:

1. Алгебра логики. Основные логические операции.

2. Счетчики. Определение, назначение, классификация.

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench схему последовательного четырехтактного регистра

 http://adito.ru/images/pic61.gif.

Билет №8

Теоретические вопросы:

1. Основные законы, тождества и правила алгебры логики.

2. Сумматоры. Классификация, назначение. Принцип работы, таблица истинности, УГО.

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench  Структурную схему компаратора двух четырехразрядных чисел

 http://kursach37.com/uch_cifr_t4_46_image018.gif

Билет №9

Теоретические вопросы:

1. Логические элементы. Таблицы истинности. Условные графические обозначения.

2. Цифровые компараторы. Назначение, классификация. Принцип работы, таблица истинности, УГО.

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench Шифратор по таблице истинности  

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/316445795816.files/image011.jpg

Билет №10

Теоретические вопросы:

1. Минимизация логических функций.

2. Преобразователи кодов. Назначение, классификация. Области применения.

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench  JK-триггеры.

 http://kazus.ru/forums/attachment.php?attachmentid=43918&d=1361537861

Билет №11

Теоретические вопросы:

1. Транзисторы. Работа транзистора в режиме ключа.

2. Аналого-цифровые преобразователи. Типы АЦП.

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench  Дешифратор из двоичного кода в 7-сегментный.  

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza12/4034605233915.files/image042.png

Билет №12

Теоретические вопросы:

1. Триггеры. Назначение, классификация.

2. Общая характеристика полупроводниковых запоминающих устройств.

Практическое задание:

  1. Преобразование логических схем в выражение.

а) Для данных логических схем:

- написать логическое выражение;

- упростить выражение;

- построить новую логическую схему.

https://otvet.imgsmail.ru/download/168b50424267a52f7901ef6b5c9a5ac8_i-43.jpg

Билет №13

Теоретические вопросы:

1. Асинхронный RS-триггер с прямыми установочными входами.

2. Оперативные запоминающие устройства.

Практическое задание:

1. Сложение, вычитание и умножение чисел в различных системах счисления.

а) 1001110,0112+111011111, 1012

б) 665,48+2763,48

в) 1101101,1012-100111,0112

г) 10111,012*111,1012

д) 324,28*122,128                                           

Билет №14

Теоретические вопросы:

1. Статический D-триггер.

2. Постоянные запоминающие устройства.

Практическое задание:

  1. Построить таблицу истинности для выражений

a)

б)

Билет №15

Теоретические вопросы:

1. JK-триггеры. 

2. Перепрограммируемые ПЗУ, Flash – память.

Практическое задание:

1. Выполнение арифметических операций в машинных кодах.

а) 243-128;

б) 56-55.

Билет №16

Теоретические вопросы:

1. Дешифраторы. Многоступенчатые дешифраторы: прямоугольные, каскадные.

2. Программируемые логические структуры. Программируемые матрицы логики.

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench асинхронный RS-триггер и синхронный RS-триггер.

   http://www.rushkolnik.ru/tw_files2/urls_2/95/d-94905/94905_html_m2d01419b.jpg                           https://www.intuit.ru/EDI/03_01_17_9/1483395677-6027/tutorial/1004/objects/7/files/07_03.gif   

Билет №17

Теоретические вопросы:

1. Шифраторы.

2. Цифро-аналоговые преобразователи. Типы ЦАП. Схемная реализация цепей ЦАП.

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench  D-триггер в статическом режиме и D-триггер с динамическим управлением.

https://bourabai.ru/toe/ic/Image183.gif       http://fb.ru/misc/i/gallery/14901/270126.jpg

Билет №18

Теоретические вопросы:

1. Характеристики и параметры логических элементов.

2. Демультиплексоры.

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench  мультиплексор 4 в 1.

Билет №19

Теоретические вопросы:

11. Дискретизация сигнала.

2. Асинхронные счетчики.

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench  одноразрядный сумматор.

       

https://studfiles.net/html/2706/1/html_i4vFlXRhPO.t034/img-tbgEZz.png

Билет №20

Теоретические вопросы:

1. АЛУ комбинационного типа.

2. Синхронные счетчики.

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench  инкременторов с последовательным и сквозным переносом, с параллельным переносом.

       

https://studfile.net/html/528/114/html_yRCvKYkB8c.z3EV/img-tr0k0k.png

Билет №21

Теоретические вопросы:

1. Программируемые логические интегральные схемы.

2. Универсальный сдвигающий регистр.

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench  схем декременторов: а – с последовательным (сквозным) переносом; б – с параллельным переносом.

       

https://studfile.net/html/528/114/html_yRCvKYkB8c.z3EV/img-4A_Nk9.png

Билет №22

Теоретические вопросы:

1. Полусумматор. УГО, схема, принцип действия.

2. Регистровая память в процессорах.

Практическое задание:

  1. Перевести:

А) из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную

10001001111

Б) из восьмеричной системы счисления в двоичную и шестнадцатеричную

7456

В) из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную и восьмеричную

1АС

Билет №23

Теоретические вопросы:

1. Инкрементор. УГО, схема, принцип действия.

2. Распределитель импульсов.

Практическое задание:

1. Построить логическую схему по выражению F=D(ABC+)

Билет №24

Теоретические вопросы:

1. Асинхронный RS-триггер с инверсными установочными входами.

2. Интегральные микросхемы.

Практическое задание:

  1. Преобразование логических схем в выражение.

а) Для данных логических схем:

- написать логическое выражение;

- упростить выражение;

- построить новую логическую схему.

https://otvet.imgsmail.ru/download/168b50424267a52f7901ef6b5c9a5ac8_i-43.jpg

Билет №25

Теоретические вопросы:

1. Синхронный RS-триггер.

2. Параллельный сумматор с последовательным переносом.

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench схему параллельного четырехтактного регистра.

https://studfiles.net/html/2706/117/html_lOnrA2LoEs.RcPe/htmlconvd-cjojnl22x1.jpg

ПАКЕТ  ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание по билетам

Предмет(ы)

оценивания

Объект(ы)

оценивания

Показатели оценки

Критерии оценки

Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств.

Продукт и процесс деятельности

- Точность и скорость чтения чертежей;

- Выполнение правил эксплуатации цифровых устройств, обеспечения их помехоустойчивости и тепловых режимов, защиты от механических воздействий и агрессивной среды в соответствии с требованиями технического задания;

«5» задание выполнено полностью, процесс соответствует технологическому процессу, качество продукта отличное

«4» задание выполнено полностью, имеются небольшие недочеты

«3» задание выполнено, имеются недочеты

«2» задание  не выполнено

Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.

Продукт и процесс деятельности

- Демонстрация навыков анализа и синтеза комбинационных схем;

- Разработка схемы цифрового устройства в соответствии с заданием;

- Обоснованность выбора элементной базы проектируемой схемы.

Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.

Продукт и процесс деятельности

- Точность и верность разработки комплекта конструкторской документации с использованием САПР;

- Верность определения средств и методов проектирования цифровых устройств на основе пакетов прикладных программ;

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания:  кабинет

2. Максимальное время выполнения задания: 60 мин.

3. Вы можете воспользоваться: персональный компьютер, справочник ИМС.

4. Указать другие характеристики, отражающие сущность задания: в реальных (модельных) условиях профессиональной деятельности и т.д., и т.п.__________________________________________________

Если условия выполнения для разных вариантов различаются, их необходимо привести после текста каждого варианта задания.

2.4. Задания для проведения промежуточной аттестации по МДК 01.02 «Проектирование цифровых устройств»

Дифференцированный зачет

Перечень вопросов:

  1. Шифры электрических схем;
  2. Отличие схем Э2 и Э3;
  3. Правила построения УГО элементов ВТ;
  4. Правила заполнения перечня элементов для схемы Э3;
  5. Правила оформления схемы Э1;
  6. Правила оформления схемы Э2;
  7. Правила оформления схемы Э3;
  8. Правила оформления текстового документа, состоящего из сплошного текста;
  9. Правила оформления рисунков, таблиц и формул  в текстовом документе;
  10. Структура и возможности системы P-CAD.
  11. Необходимые настройки графического редактора  P-CAD Schematic для оформления электрических схем.
  12. Нормальный тепловой режим изделия. Естественная система охлаждения как способ его обеспечения.
  13. Конвекция как вид теплообмена.
  14. Нормальный тепловой режим изделия. Принудительное воздушное охлаждение  как способ его обеспечения.
  15. Излучение как вид теплообмена.
  16. Надежность. Понятие отказа. Основные показатели надежности.
  17. Интегральные микросхемы. Обозначения. Классификация корпусов ИМС.
  18. Методы изготовления ПП: химический электрохимический, комбинированный.
  19. Структура МПП. Назначение слоев. Методы изготовления МПП. Печатные платы на гибком основании.
  20. Технология сборки и монтажа СВТ. Контроль и испытания СВТ.
  21. Обеспечение помехоустойчивости устройств.

Практическое задание

Оформить схему Э3 на устройство с помощью пакета P-CAD, вывести схему на печать (кодопреобразователя, преобразующего четыре первых буквы фамилии из кода 1 в код 2.)

Критерии оценки выполнения студентом работы

Критерии

Метод

оценки

Критерии оценки

Отлично

Хорошо

Удовл.

Не удовл.

Отношение к работе

Наблюдение руководителя,

Просмотр

промежуточных

результатов

Работа выполнена  в указанный срок, не требует дополнительного времени на завершение

Работа выполнена  в указанный срок, не требует дополнительного времени на завершение

Работа выполнена  в указанный срок, не требует дополнительного времени на завершение

Работа не выполнена  в указанный срок  и требует дополнительного времени на завершение

Умение работать в графическом редакторе пакета P-CAD

Наблюдение руководителя за ходом выполнения работы

Усвоены приемы работы  в графическом редакторе пакета P-CAD. Схема Э3 соответствует ЕСКД

 Усвоены приемы работы  в графическом редакторе пакета P-CAD, но требуется подсказка преподавателя о необходимости изменить текущие настройки для выполнения конкретного действия. Схема Э3 имеет незначительные отклонения от ЕСКД

 Усвоены приемы работы  в графическом редакторе пакета P-CAD, но требуется подсказка преподавателя о необходимости изменить текущие настройки для выполнения конкретного действия, перенастройка выполняется  с ошибками. Схема Э3 имеет существенные отклонения от ЕСКД

 Не усвоены приемы работы  в графическом редакторе пакета P-CAD

Использование всего доступного технического оборудования

Наблюдение руководителя за ходом выполнения работы

Грамотная работа с техникой, соблюдение техники безопасности.

Грамотная работа с техникой, соблюдение техники безопасности.

Удовлетворительная работа с техникой, соблюдение техники безопасности.

Удовлетворительная работа с техникой, соблюдение техники безопасности.

Использование полученных  знаний для решения конкретных задач

Наблюдение руководителя за ходом выполнения работы

Полученные при изучении дисциплины знания использованы в полном объеме

Полученные при изучении дисциплины знания использованы в полном объеме

Полученные при изучении дисциплины знания использованы  не в полном объеме

Неспособность использовать теоретическую информацию  при решении задачи

Умение отвечать на вопросы, пользоваться профессиональной лексикой при сдаче защите лабораторной работы

Собеседование по распечатке схемы

Грамотные ответы на поставленные вопросы, использование профессиональной лексики. Чёткое обоснование своей точки зрения.

Грамотные ответы на поставленные вопросы, использование профессиональной лексики. Чёткое обоснование своей точки зрения.

Заметная неуверенность в ответах и действиях.

Неуверенные ответы на вопросы, незнание профессиональной лексики и терминологии.

2.5. Задания на учебную практику.

1

1

Возможности EWB. Компоненты EWB и главное меню. Введение. Основные загрузочные операции и параметры программы. Общее описание программы EWB. Основные достоинства программы. Главное меню и библиотеки компонентов. Основные функции Главного меню. Содержание панели компонентов. Правила изменения параметров.

6

2

Главное меню. Установка компонентов. Установка компонентов на рабочем поле, изменение их параметров. Производство различных операций над компонентами с помощью Главного меню.

6

3

Узлы ЕWВ. Дополнительные функции Главного меню. Содержание панели узлов, условные обозначения узлов. Типовые параметры узлов. Правила изменения параметров. Установка узлов на рабочем поле, изменение их параметров. Производство различных операций над узлами с помощью Главного меню.

6

4

4

Приборы для исследований. Ознакомление с панелью индикаторов, обозначением и типовыми параметрами амперметра и вольтметра. Правила подключения данных приборов в схему. Сбор схемы, содержащей амперметр и вольтметр, заполнение таблицы исследований.

6

5

5

Панели инструментов. Ознакомление с панелью инструментов, параметрами осциллографа и боде-плоттера. Ознакомление с панелью инструментов, обозначением и типовыми параметрами генераторов и анализаторов.

6

6

Правила моделирования схем. Ознакомление с основными правилам и моделирования сложных схем и создания субблоков. Разработка схем  цифровых устройств и проверка их на работоспособность, заполнение таблиц исследований.

6

7

Моделирование схем. Разработка схем  цифровых устройств и проверка их на работоспособность, заполнение таблиц исследований.

6

8

Моделирование схем. Разработка схем  цифровых устройств и проверка их на работоспособность, заполнение таблиц исследований.

6

9

Методика проведения измерений. Измерение мгновенных значений напряжения. Реализация дифференциального входа осциллографа. Измерение более чем двух напряжений. Измерение мгновенных значений тока. Измерение мгновенных значений мощности. Измерение мгновенных значений энергии.  Сбор схемы с применением осциллографа и снятие осциллограмм.

6

10

Сбор и снятие показаний со сложной цифровой схемы. Самостоятельный сбор схемы и снятие осциллограммы.

6

11

Сбор и снятие показаний со сложной цифровой схемы. Дифференцированный зачет. Составление отчета, содержащего электрическую схему, осциллограмму и выводы о навыках полученных в результате освоения программы Electronics Workbench.

6

12

Предварительные расчеты. Описание элементной базы устройства, заданного схемой Э3. Определение габаритных размеров печатной платы. Обеспечение помехоустойчивости платы.

6

13

Разработка библиотеки элементов для схемы электрической принципиальной устройства. Создание символов элементов средствами редактора P-CAD Symbol Editor.

6

14

Разработка библиотеки элементов для схемы электрической принципиальной устройства. Разработка посадочных мест для ИМС и ЭРЭ средствами редактора P-CAD Pattern Editor.

6

15

Разработка библиотеки элементов для схемы электрической принципиальной устройства. Упаковка выводов конструктивных элементов средствами программы Library Executive (Администратора библиотек).

6

16

Ввод электрической схемы устройства. Разработка форматки А1 с основной надписью по форме 1 в редакторе P-CAD Schematic.

6

17

Ввод электрической схемы устройства. Ввод схемы Э3 устройства в редакторе P-CAD Schematic. Проверка схемы на наличие в ней синтаксических ошибок. Вывод на печать схемы, файла проверки на наличие ошибок и других файлов отчетов. Генерация списка соединений. Составление текстовой документации о проекте.

6

18

Разработка печатной платы. Ввод контура платы  в соответствии с рассчитанными размерами.  Загрузка списка соединений. Компоновка элементов на плате с рекомендуемым шагом установки. Критерием оценки качества размещения считается минимальная суммарная длина соединений. Минимизация длины соединений с помощью программы P-CAD.

6

19

Разработка печатной платы. Автоматическая трассировка платы трассировщиком Quick-Route. Настройка режимов работы трассировщика. Автоматическая трассировка. Вывод на печать файла отчета о трассировке.

6

20

Разработка печатной платы. Автоматическая трассировка платы трассировщиком Shape Based Route. Настройка стратегии трассировки. Автоматическая трассировка. Вывод на печать файла отчета о трассировке.

6

21

Разработка печатной платы. Автоматическая трассировка платы программой Specctra. Настройка правил трассировки. Автоматическая трассировка. Вывод на печать файла отчета о трассировке.

6

22

Разработка печатной платы. Сравнительная характеристика различных вариантов автотрассировки и выбор оптимального из них.

6

23

Разработка печатной платы. Подготовка конструкторских документов (чертежа печатной платы и сборочного чертежа, спецификации). Печать конструкторских документов.

6

24

Подготовка отчетной документации по практике. Дифференцированный зачет.

6

2.6. Задания для проведения текущей аттестации по учебной практике.

Проверочные работы

  1. Работа в EWB. Использование панели инструментов. Использование библиотеки элементов. Построение в EWB логических схем. Построение схемы, содержащей цифровой генератор, семисегментный индикатор с дешифратором и четыре логических пробника. Программирование генератора слов. Контроль выходов генератора слов логическим анализатором. Построение схем «бегущие огни»: бегущий огонь влево/вправо, инвертированный бегущий огонь влево/вправо.
  2. Триггеры: собрать схемы из простейших логических элементов: асинхронного RS-триггера, синхронного RS-триггера,   T-триггера, D-триггера, JK-триггера.  Собрать схемы всех  триггеров, используя готовые элементы в EWB.  
  3. Используя простейшие логические элементы, сконструировать шифраторы и дешифраторы: восьмивходовый шифратор на логических элементах ИЛИ, приоритетный шифратор (10-в-4), Дешифратор на логических элементах И-НЕ (3-в-8), преобразователь кода для семисегментного индикатора, дешифратор для семисегментного индикатора на микросхеме.
  4. Шифраторы и дешифраторы: реализовать дешифратор (1-из-8) в соответствии с таблицей истинности и проверить правильность его работы. Реализовать преобразователь двоично-десятичного кода в код 3-из-5 в соответствии с таблицей истинности и проверить правильность его работы. Реализовать шифратор 10-в-4 в соответствии с таблицей истинности и проверить правильность его работы.
  5. Построение статических комбинационных схем с использованием полного набора логических функций: получение таблицы по схеме, ввод и преобразование таблицы истинности, ввод и преобразование логических функций. Реализация схемы одиночного светофора по таблице истинности. Разработка таблицы истинности и реализация схемы работы группового светофора с дополнительной секцией для Т-образного перекрестка.
  6. Цифровые компараторы: реализовать цифровой одноразрядный компаратор и проверить правильность его работы, реализовать логический элемент «равнозначность» и проверить правильность его работы. Реализовать схему поразрядного сравнения двух двоичных чисел и проверить правильность ее работы.
  7. Сумматоры: реализовать полусумматор, реализовать одноразрядный сумматор, реализовать одноразрядный двоичный сумматор, реализовать четырехразрядный сумматор.
  8. Мультиплексоры и демультиплексоры: реализовать коммутатор «несколько входов – один выход» и проверить правильность его работы, реализовать коммутатор «один вход – несколько выходов» и проверить правильность его работы. Реализовать мультиплексор на 4 информационных входа и один выход. Реализовать демультиплексор один вход – четыре выхода.
  9. Регистры и счетчики. Реализовать схему параллельного регистра на RS-триггерах. реализовать схему подсчета количества импульсов, используя генератор функций, 4-х битный двоичный счетчик и семисегментный индикатор с декодером. Провести анализ счетчиков, представленных в EWB. Сбор и снятие показаний со схемы.
  10. Построение УГО элементов ВТ. Простановка буквенно-цифровых позиционных обозначений в схеме Э3.
  11. Разработка схемы электрической функциональной кодопреобразователя из кода 1 в код 2.
  12. Оформление схемы электрической функциональной. Разработка схемы электрической принципиальной, пользуясь элементами 555 серии.
  13. Разработка перечня элементов для схемы Э3.
  14. Разработка и оформление спецификации на сборочную единицу на листах А4 в соответствии с требованиями ГОСТ 2.106-96.
  15. Компоновка ИМС на плате. Определение габаритных размеров печатной платы.
  16. Обеспечение помехоустойчивости печатной платы. Разработка цепей питания.
  17. Разработка эскиза трассировки печатной платы.
  18. Расчет надежности кодопреобразователя.
  19. В программе P-CAD создать УГО микросхемы К511ПУ2, создать УГО транзистора КТ3102Г.
  20. В программе P-CAD создать посадочные места для микросхемы 133ЛА6 с планарными выводами, для микросхемы К511ПУ2 со штыревыми выводами, для транзистора КТ310Г, для резистора.
  21. Разработка форматки А3 и основных надписей конструкторских документов по формам 1,2, 2а на формате А4 ГОСТ 2.104-68 в программе P-CAD.

2.7. Задания для проведения промежуточной аттестации по учебной практике

Индивидуальные задания:

Разработка печатной платы кодопреобразователя, преобразующего четыре первых буквы вашей фамилии из кода 1 в код 2.

На дифференцированный зачет студент должен иметь:

Отчет по учебной практике (Титульный лист приведен в Приложении 1);

Дневник учебной практики (форма дневника приведена в Приложении 2);

Характеристику учебной практики (см. Приложение 3);

Аттестационный лист (см. Приложение 4).

2.11. Задания для проведения промежуточной аттестации по ПМ.01 «Проектирование цифровых устройств»

Билет №1

Теоретические вопросы:

1. Системы счисления. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.

2. Надежность. Понятие отказа. Основные показатели надежности.        

Практическое задание:

1. Разработка схемы электрической функциональной кодопреобразователя, преобразующего четыре первых буквы вашей фамилии из кода 1 в код 2.

Билет №2

Теоретические вопросы:

1. Алгебра логики. Основные логические операции. Основные законы, тождества и правила алгебры логики. Таблицы истинности. Условные графические обозначения..

2. Обеспечение тепловых режимов в конструкциях ВТ.

Практическое задание:

1. Оформление схемы электрической принципиальной, пользуясь элементами 555 серии.

Билет №3

Теоретические вопросы:

1. Минимизация логических функций.

2. Обеспечение помехоустойчивости устройств.

Практическое задание:

1. Разработка и оформление спецификации на сборочную единицу в соответствии с требованиями ГОСТ 2.106-96.

Билет №4

Теоретические вопросы:

1. Триггеры. Назначение, классификация.

2. Единая система программной документации: правила выполнения схем алгоритмов, программ, данных и систем; программная документация; эксплуатационные документы.

Практическое задание:

1. Компоновка ИМС на плате. Определение габаритных размеров печатной платы.

Билет №5

Теоретические вопросы:

1. Дешифраторы. Многоступенчатые дешифраторы: прямоугольные, каскадные.

2. Программа и методика испытаний цифровых устройств.

Практическое задание:

1. Обеспечение помехоустойчивости печатной платы. Разработка цепей питания.

Билет №6

Теоретические вопросы:

1. Шифраторы. Виды.

2. Правила оформления графической документации.

Практическое задание:

1. Построить в программе Electronic Workbench схему последовательного и параллельного четырехтактного регистров

 http://adito.ru/images/pic61.gif.

https://studfiles.net/html/2706/117/html_lOnrA2LoEs.RcPe/htmlconvd-cjojnl22x1.jpg

                                       

Билет №7

Теоретические вопросы:

  1. Мультиплексоры. Мультип
  2. лексорное дерево. Демультиплексоры.

2. Стадии разработки КД и этапы выполнения работ при проектировании. Виды изделий.

Практическое задание:

1. Создание УГО микросхемы К511ПУ2 («НЕ-И») в программе P-CAD

Билет №8

Теоретические вопросы:

1. Регистры. Классификация, назначение. Регистры параллельного действия. Регистры последовательного действия.

2. ЕСКД. Техническая документация. Виды конструкторских документов.

Практическое задание:

1. Создание УГО транзистора КТ3102Г в программе P-CAD.

Билет №9

Теоретические вопросы:

1. Счетчики. Определение, назначение, классификация.

2. Контроль в сборочном производстве печатных плат.

Практическое задание:

1. Создание посадочного места для микросхемы 133ЛА6 с планарными выводами в программе P-CAD.

Билет №10

Теоретические вопросы:

1. Сумматоры. Классификация, назначение. Принцип работы, таблица истинности, УГО.

2. Сборка печатных плат. Поверхностный монтаж. Типичная последовательность операций монтажа.

Практическое задание:

1. Создание посадочного места для микросхемы К511ПУ2 со штыревыми выводами в программе P-CAD.

 

Билет №11

Теоретические вопросы:

1. Цифровые компараторы. Назначение, классификация. Принцип работы, таблица истинности, УГО.

2. Комбинированный позитивный метод изготовления печатных плат.

Практическое задание:

1. Создание посадочного места резистора в режиме Pattern Wizard.

Билет №12

Теоретические вопросы:

1. Преобразователи кодов. Назначение, классификация. Области применения.

2. Этапы изготовления изделий радиоэлектроники. Субтрактивная технология изготовления печатных плат. Аддитивная технология изготовления печатных плат.

Практическое задание:

1. Создание посадочного места транзистора КТ310Г.

Билет №13

Теоретические вопросы:

1. Оперативные запоминающие устройства. Постоянные запоминающие устройства. Перепрограммируемые ПЗУ, Flash – память.

2. Классификация САПР. САПР печатных плат. Конструкторские САПР.

Практическое задание:

  1. Построить в программе Electronic Workbench  Мультиплексор 8 в 1.

http://www.icqinfo.ru/images/arhitektura-pc-58.png.

Билет №14

Теоретические вопросы:

1. Программируемые логические структуры. Программируемые матрицы логики.

2. Показатели качества конструкции РЭА.

Практическое задание:

1. Построить в программе Electronic Workbench  Дешифратор 3 в 8.

http://3.bp.blogspot.com/-4ZMrM04ePrA/T4k3zLyCnZI/AAAAAAAAArI/NFH3A9w7BTo/s1600/PSD_decoder3to8.png

Билет №15

Теоретические вопросы:

1. Цифро-аналоговые преобразователи. Типы ЦАП. 

2. Эксплуатационные требования к РЭА. Требования по надежности. Экономические требования.

Практическое задание:

1. Построить в программе Electronic Workbench  Структурную схему компаратора двух четырехразрядных чисел

 http://kursach37.com/uch_cifr_t4_46_image018.gif

Билет №16

Теоретические вопросы:

1. Аналого-цифровые преобразователи. Типы АЦП.

2. Тактико-технические требования к РЭА. Конструктивно-технологические требования к РЭА.

Практическое задание:

1. Построить в программе Electronic Workbench  Дешифратор из двоичного кода в 7-сегментный.  

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza12/4034605233915.files/image042.png

Билет №17

Теоретические вопросы:

1. Структура и возможности системы P-CAD.

2. Условия эксплуатации цифровых устройств. Климатические, механические, радиационные факторы. Классификация аппаратуры по условиям эксплуатации.

Практическое задание:

1. Построить в программе Electronic Workbench Шифратор по таблице истинности  

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/316445795816.files/image011.jpg

ПАКЕТ  ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание по билетам

Предмет(ы)

оценивания

Объект(ы)

оценивания

Показатели оценки

Критерии оценки

Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств.

Продукт и процесс деятельности

- Точность и скорость чтения чертежей;

- Выполнение правил эксплуатации цифровых устройств, обеспечения их помехоустойчивости и тепловых режимов, защиты от механических воздействий и агрессивной среды в соответствии с требованиями технического задания;

«5» задание выполнено полностью, процесс соответствует технологическому процессу, качество продукта отличное

«4» задание выполнено полностью, имеются небольшие недочеты

«3» задание выполнено, имеются недочеты

«2» задание  не выполнено

Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.

Продукт и процесс деятельности

- Демонстрация навыков анализа и синтеза комбинационных схем;

- Разработка схемы цифрового устройства в соответствии с заданием;

- Обоснованность выбора элементной базы проектируемой схемы.

Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.

Продукт и процесс деятельности

- Точность и верность разработки комплекта конструкторской документации с использованием САПР;

- Верность определения средств и методов проектирования цифровых устройств на основе пакетов прикладных программ;

Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности

Продукт и процесс деятельности

- Демонстрация навыков проведения измерений параметров;

- Точность и верность определения показателей надежности проектируемых устройств.

Выполнять требования нормативно-технической документации.

Продукт и процесс деятельности

- Точность и скорость чтения чертежей;

- Выполнение правил эксплуатации цифровых устройств, обеспечения их помехоустойчивости и тепловых режимов, защиты от механических воздействий и агрессивной среды в соответствии с требованиями нормативно-технической документации;

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания:  кабинет

2. Максимальное время выполнения задания: 60 мин.

3. Вы можете воспользоваться: персональный компьютер, справочник ИМС.


2.12. Подготовка и защита курсового проекта по МДК 01.01 Цифровая схемотехника.

Тематика курсовых проектов:

  1. Шифраторы и дешифраторы                                8. Компараторы
  2. Сумматоры                                                             9. JK-триггеры
  3. Синтез схемы логического устройства               10. Счетчики
  4. D-триггер                                                                11. Оперативные запоминающие устройства
  5. RS-триггеры                                                           12. Постоянные запоминающие устройства
  6. Преобразователи кодов                                        13. Регистры
  7. Мультиплексоры и демультиплексоры

Оценка проекта (включая структуру и оформление)

Предмет(ы)

оценивания

Показатели оценки

Критерии оценки

Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств.

- Выполнение требований технического задания;

«5» курсовой проект выполнен полностью, практическое задание соответствует техническому заданию

«4» курсовой проект выполнен полностью, имеются небольшие недочеты

«3» курсовой проект выполнен, имеются недочеты

«2» задание  не выполнено

Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.

- Демонстрация навыков анализа и синтеза комбинационных схем;

- Разработка схемы цифрового устройства в соответствии с заданием;

- Обоснованность выбора элементной базы проектируемой схемы.

Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.

- Точность и верность разработки цифрового устройства с использованием САПР;

- Верность определения средств и методов проектирования цифровых устройств на основе пакетов прикладных программ;

Оформлять курсовой проект в соответствии с методическими рекомендациями

- правильность оформления в соответствии с методическими рекомендациями

Оценка защиты проекта

Предмет(ы)

оценивания

Показатели оценки

Критерии оценки

Защита курсового проекта

- глубокая теоретическая проработка исследуемых вопросов;

- полнота раскрытия темы, правильное соотношение теоретического и практического материала;

- правильность,  наглядность, аккуратность составления схем цифровых устройств;

- аргументированность,         самостоятельность выводов,

- четкость выполнения курсовой работы, грамотность, хороший язык и стиль изложения

«5» курсовой проект выполнен полностью, практическое задание соответствует техническому заданию

«4» курсовой проект выполнен полностью, имеются небольшие недочеты

«3» курсовой проект выполнен, имеются недочеты

«2» задание  не выполнено


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ

_______________________________________,

студента группы ПКС-19

Специальность: Компьютерные системы и комплексы

Квалификация: Техник по компьютерным системам.

                               

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения: 3 г. и 10 мес. на базе основного общего образования

Место прохождения практики:  БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи

Время прохождения практики: учебная практика _______________________

                                                         

Руководитель практики от Филиала колледжа:

преподаватель специальных дисциплин Ахметгареева Альбина Рамилевна

МП

г.Покачи

20___ г..

Приложение 2

Форма дневника по учебной и производственной практике

Дата

Тема

Учебно-производственные работы

Оценка

Подпись руководителя практики

Приложение 3

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

на  __________________________________________,

студента группы ПКС-19

бюджетного учреждения профессионального образования Ханты - Мансийского автономного округа – Югры «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи

                                        

 В период прохождения учебной практики по ПМ.01 «Проектирование цифровых устройств» с _____________ по _________________  в БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи получил практический опыт применения интегральных схем разной степени интеграции при разработке цифровых устройств и проверки их на работоспособность; проектирования цифровых устройств на основе пакетов прикладных программ; оценки качества и надежности цифровых устройств; применения нормативно-технической документации.

Научился  выполнять анализ и синтез комбинационных схем; проводить исследования работы цифровых устройств и проверку их на работоспособность; разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции; выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств; проектировать топологию печатных плат, конструктивно-технологические модули первого уровня с применением пакетов прикладных программ; разрабатывать комплект конструкторской документации с использованием системы автоматизированного проектирования; определять показатели надежности и давать оценку качества средств вычислительной техники (далее - СВТ); выполнять требования нормативно-технической документации.

Знает арифметические и логические основы цифровой техники; правила оформления схем цифровых устройств; принципы построения цифровых устройств; основы микропроцессорной техники; основные задачи и этапы проектирования цифровых устройств; конструкторскую документацию, используемую при проектировании; условия эксплуатации цифровых устройств, обеспечение их помехоустойчивости и тепловых режимов, защиты от механических воздействий и агрессивной среды; особенности применения систем автоматизированного проектирования, пакеты прикладных программ; методы оценки качества и надежности цифровых устройств; основы технологических процессов производства СВТ; регламенты, процедуры, технические условия и нормативы.

Освоил такие компетенции, как

ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств.

ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.

ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.

ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.

ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.      

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Качество выполнения работ____________________________________________________

Знание технологического процесса, обращение с инструментами и оборудованием

_____________________________________________________________________________

Трудовая дисциплина ___________________________________________________________

Руководитель практики от Филиала колледжа:

________________ Преподаватель специальных дисциплин Ахметгареева Альбина Рамилевна.

МП

Приложение 4

Аттестационный лист

по учебной  практике ПМ.01«Проектирование цифровых устройств»

1. ФИО студента:________________________________________________________________

2. Группа, профессия/специальность:ПКС-19 «Компьютерные системы и комплексы»

3. Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес:

БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи

4. Время проведения практики: ____________________________________

5. Освоенные компетенции, виды и объем работ, выполненных студентом во время практики:

Код и наименование осваиваемых профессиональных компетенций

Виды работ, выполненных студентом во время практики

Кол-во часов

Оценка

качества

ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств.

Инструктаж по ТБ. Возможности EWB. Компоненты EWB и главное меню. Основные загрузочные операции и параметры программы. Общее описание программы EWB. Основные достоинства программы. Главное меню и библиотеки компонентов. Основные функции Главного меню. Содержание панели компонентов. Правила изменения параметров.

Главное меню. Установка компонентов. Установка компонентов на рабочем поле, изменение их параметров. Производство различных операций над компонентами с помощью Главного меню.

Предварительные расчеты. Описание элементной базы устройства, заданного схемой Э3. Определение габаритных размеров печатной платы. Обеспечение помехоустойчивости платы.

18

ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.

Правила моделирования схем. Ознакомление с основными правилам и моделирования сложных схем и создания субблоков. Разработка схем  цифровых устройств и проверка их на работоспособность, заполнение таблиц исследований.  

Моделирование схем. Разработка схем  цифровых устройств и проверка их на работоспособность, заполнение таблиц исследований.  

Сбор и снятие показаний со сложной цифровой схемы. Самостоятельный сбор схемы и снятие осциллограммы.

Разработка печатной платы. Ввод контура платы  в соответствии с рассчитанными размерами.  Загрузка списка соединений. Компоновка элементов на плате с рекомендуемым шагом установки. Критерием оценки качества размещения считается минимальная суммарная длина соединений.

36

ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.

Узлы ЕWВ. Дополнительные функции Главного меню. Содержание панели узлов, условные обозначения узлов. Типовые параметры узлов. Правила изменения параметров. Установка узлов на рабочем поле, изменение их параметров. Производство различных операций над узлами с помощью Главного меню.

Разработка библиотеки элементов для схемы электрической принципиальной устройства Создание символов элементов средствами редактора P-CAD Symbol Editor. Разработка посадочных мест для ИМС и ЭРЭ средствами редактора P-CAD Pattern Editor. Упаковка выводов конструктивных элементов средствами программы Library Executive (Администратора библиотек).

Ввод электрической схемы устройства. Разработка форматки А1 с основной надписью по форме 1 в редакторе P-CAD Schematic. Ввод схемы Э3 устройства в редакторе P-CAD Schematic. Проверка схемы на наличие в ней синтаксических ошибок. Вывод на печать схемы, файла проверки на наличие ошибок и других файлов отчетов. Генерация списка соединений. Минимизация длины соединений с помощью программы P-CAD.

Разработка печатной платы. Автоматическая трассировка платы трассировщиком Quick-Route. Настройка режимов работы трассировщика. Автоматическая трассировка. Вывод на печать файла отчета о трассировке

48

ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.

Приборы для исследований. Ознакомление с панелью индикаторов, обозначением и типовыми параметрами амперметра и вольтметра. Правила подключения данных приборов в схему. Сбор схемы, содержащей амперметр и вольтметр, заполнение таблицы исследований.

Панели инструментов. Ознакомление с панелью инструментов, параметрами осциллографа и боде-плоттера. Ознакомление с панелью инструментов, обозначением и типовыми параметрами генераторов и анализаторов.

Методика проведения измерений. Измерение мгновенных значений напряжения. Реализация дифференциального входа осциллографа. Измерение более чем двух напряжений. Измерение мгновенных значений тока. Измерение мгновенных значений мощности. Измерение мгновенных значений энергии.  Сбор схемы с применением осциллографа и снятие осциллограмм.

Разработка печатной платы. Обеспечение помехоустойчивости платы.

Определение показателей надежности

24

ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.

Сбор и снятие показаний со сложной цифровой схемы. Составление отчета, содержащего электрическую схему, осциллограмму и выводы о навыках полученных в результате освоения программы Electronics Workbench.

Разработка печатной платы. Подготовка конструкторских документов (чертежа печатной платы и сборочного чертежа, спецификации). Печать конструкторских документов.

Составление текстовой документации о проекте.

18

итого

144

6. Заключение: Качество выполнения работ в соответствии с технологией и уровень освоения профессиональных компетенций студента  _____________

Руководитель практики от Филиала колледжа

Преподаватель специальных дисциплин                                                  Ахметгареева А.Р.

МП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной практики ПМ.01 Проектирование цифровых устройств для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессинального образования 230113 Компьютерные системы и комплексы.Рабочая ...

Программа экзамена квалификационного ПМ.01 Проектирование цифровых устройств для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессинального образования 230113 Компьютерные системы и комплексы.Экзамен ...

Аннотация на рабочую программу профессионального модуля ПМ.01 Проектирование цифровых устройств

Аннотация на рабочую программу профессионального модуля ПМ.01 Проектирование цифровых устройств для специальности 230113 - Компьютерные системы и комплексы.Перечислены знания, умения и профессиональны...

Аннотация на рабочую программу профессионального модуля ПМ.01 Проектирование цифровых устройств

Аннотация на рабочую программу профессионального модуля ПМ.01 Проектирование цифровых устройств для специальности  230113 - Компьютерные системы и комплексы.Перечислены знания, умения и профессио...

АПИМ по ПМ.01 Проектирование цифровых устройств

Аттестационные педагогические измерительные материалы по профессиональному модулю ПМ.01 Проектирование цифровых устройств для специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ПМ.01 Проектирование цифровых устройств по специальности Компьютерные системы и комплексы

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ПМ.01 Проектирование цифровых устройств по специальности Компьютерные системы и комплексы...