Рабочая программа по ОП.07 Операционные системы и среды
рабочая программа
Рабочая программа по ОП.07 Операционные системы и среды по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.07_operatsionnye_sistemy_i_sredy.docx | 53.4 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
Утверждена приказом директора БУ «Лангепасский политехнический колледж»
№ 343-р от 24.06.2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07
Операционные системы и среды
для специальности
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Покачи
2019
Рабочая программа учебной дисциплины «Операционные системы и среды» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 09.02.01. Компьютерные системы и комплексы.
Организация-разработчик:
БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи
Разработчик:
А.Р. Ахметгареева - преподаватель высшей квалификационной категории
Рекомендована педагогическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи
Протокол № 11 от 19. 06. 2019г.
Рассмотрена «Согласовано»
ПЦК мастеров п/о и преподавателей Заведующий очным отделением
общепрофессионального и ___________ И.М.Габдуллина
профессионального циклов
Протокол № 8 от 17.06.2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Операционные системы и среды
- Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Операционные системы и среды» является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные функции операционных систем;
- машинно-независимые свойства операционных систем;
- принципы построения операционных систем;
- сопровождение операционных систем;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать средства операционных систем и сред для решения практических задач;
- использовать сервисные средства, поставляемые с операционными системами;
- устанавливать различные операционные системы;
- подключать к операционным системам новые сервисные средства;
- решать задачи обеспечения защиты операционных систем.
Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.3. Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств.
ПК 3.3. Принимать участие в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов, инсталляции, конфигурировании программного обеспечения.
ПК 4.3. Проводить мероприятия по защите информации в компьютерных системах и комплексах
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 ч., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 ч.;
самостоятельной работы обучающегося 48 ч.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Операционные системы и среды
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 144 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 96 |
в том числе: | |
практические занятия | 48 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 48 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Операционные системы и среды»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Самостоятельная работа | Уровень освоения | ||
Раздел 1. Операционные системы ЭВМ. Основные принципы и понятия | ||||||
Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Эволюция операционных систем. | 1 | 1 | |||
2 | Классификация ОС | 1 | 1 | |||
3 | Функции ОС. Принципы построения ОС | 1 | 1 | |||
4 | Управляющие программы ОС. Функции управляющих программ. | 1 | 1 | |||
Практические занятия | 4 | |||||
5 | Программы конфигурации Windows | 1 | 1 | |||
6 | Программы конфигурации Windows | 1 | 1 | |||
7 | Программы конфигурации Linux | 1 | 2 | |||
8 | Программы конфигурации Linux | 1 | 2 | |||
Содержание учебного материала | 4 | |||||
9 | Управление данными. | 1 | 1 | |||
10 | Внешние устройства ЭВМ. | 1 | 1 | |||
11 | Адресация, имена, спецификация данных в ОС | 1 | 1 | |||
12 | Файловые системы. Форматы файлов. | 1 | 1 | |||
Практические занятия | 2 | |||||
13 | Выделение сигнатур в файлах и определение их типов | 1 | 1 | |||
14 | Файловые системы | 1 | 1 | |||
Содержание учебного материала | 9 | |||||
15 | Процесс. Классификация процессов | 1 | 1 | |||
16 | Ресурсы. Классификация ресурсов | 1 | 1 | |||
17 | Управление процессами. Планирование процессов. Взаимодействие процессов | 1 | 1 | |||
18 | Планирование работы процессора. Стратегии | 1 | 1 | |||
19 | Управление памятью. Страничная организация памяти | 1 | 1 | |||
20 | Управление виртуальной памятью | 1 | 1 | |||
21 | Алгоритм распределения страничных рамок | 1 | 1 | |||
22 | Связь с пользователем. Разновидности интерфейсов | 1 | 1 | |||
23 | Терминалы. Экран. Основные элементы графических интерфейсов | 1 | 1 | |||
Практические занятия | 2 | |||||
24 | Работа с графическим интерфейсом KDE | 1 | 1 | |||
25 | Работа с графическим интерфейсом KDE | 1 | 2 | |||
26 | Контрольная работа по теме «Операционные системы ЭВМ. Основные принципы и понятия» | 1 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
1. Подготовка докладов по темам: 1) Разновидности операционных систем;2) Совместимость различных операционных систем;3) Подходы к конфигурации операционных систем;4) Наиболее распространённые типы файлов;5) Свойства различных файловых систем; 6) Рассмотрение особенностей файловых систем FAT и NTFS: сравнительные характеристики данных файловых систем. 7) Трассы прохождения процессов в пакетных, интерактивных и РВ операционных системах; 8) Реализация механизма виртуальной памяти в ОС Linux и ОС Windows; 9) Построение карты памяти при смежном и не смежном распределении памяти; 10) Навигация с помощью клавиатуры в интерфейсах разного типа; 11) Возможности сенсорных технологий при взаимодействии с пользователем. | 13 | 2 | ||||
Раздел 2. Операционные системы ПК производства Microsoft | ||||||
Практические занятия | 2 | |||||
27 | Операционная система MS-DOS | 1 | 1 | |||
28 | Составные части MS-DOS | 1 | 1 | |||
Лабораторно-практические занятия | 10 | |||||
29 | Диалог пользователя с MS-DOS | 1 | 1 | |||
30 | Получение справки о командах | 1 | 1 | |||
31 | Команды MS-DOS | 1 | 2 | |||
32 | Команды MS-DOS | 1 | 2 | |||
33 | Работа с командами в MS-DOS | 1 | 2 | |||
34 | Работа с командами в MS-DOS | 1 | 2 | |||
35 | Работа с файлами в MS-DOS | 1 | 2 | |||
36 | Работа с файлами в MS-DOS | 1 | 2 | |||
37 | Работа с каталогами в MS-DOS | 1 | 2 | |||
38 | Работа с каталогами в MS-DOS | 1 | 2 | |||
Содержание учебного материала | 11 | |||||
39 | Графические программные оболочки | 1 | 1 | |||
40 | Графические программные оболочки Windows 3.x | 1 | 1 | |||
41 | Краткие сведения об архитектуре Windows 3.x | 1 | 1 | |||
42 | Операционная система OS/2. Общие характеристики | 1 | 1 | |||
43 | Внутренняя организация OS/2 Warp. Файловая система HPFS. | 1 | 1 | |||
44 | Операционные системы Windows 95/98/ME. | 1 | 1 | |||
45 | Объектно-ориентированный подход | 1 | 1 | |||
46 | Функции и состав, интерфейс, архитектура Windows 95/98. Windows ME | 1 | 1 | |||
47 | Операционные системы Windows NT/2000/XP/VISTA/W7 | 1 | 1 | |||
48 | Основные отличия Windows 2000, XP, Vista, 7 | 1 | 1 | |||
49 | Файловые системы NTFS4 и NTFS5 | 1 | 1 | |||
50 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | 1 | |||
2 полугодие | ||||||
Лабораторно-практические занятия | 10 | |||||
51 | Установка ОС Windows | 1 | 1 | |||
52 | Обновление ОС Windows | 1 | 2 | |||
53 | Организация работы в операционной системе Windows. | 1 | 2 | |||
54 | Настройка среды Windows: утилиты панели управления. | 1 | 2 | |||
55 | Системный реестр Windows. Редактор базы данных регистрации | 1 | 2 | |||
56 | Конфигурирование системы | 1 | 2 | |||
57 | Повышение стабильности работы ОС | 1 | 2 | |||
58 | Диагностика и обслуживание компьютера возможностями программ-утилит | 1 | 2 | |||
59 | Архивирование файлов | 1 | 2 | |||
60 | Оценка качества сжатия различных видов информации с помощью архиваторов WinRAR, WinZIP | 1 | 2 | |||
Практические занятия | 1 | |||||
61 | Работа с антивирусными программами | 1 | 2 | |||
62 | Контрольная работа по теме «Операционные системы ПК производства Microsoft» | 1 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
1. Подготовка докладов по темам: 1) Клоны операционной системы MS DOS. 2) Набор стандартного ПО OС Windows XP. 3) Операции с файлами с использованием проводника Windows 4) Нововведения Windows Vista, Windows 7, 8, 10. 5) Стандартные процессы в ОС Windows;6) Возможности панели управления Windows;7) Сравнительные возможности различных программ–архиваторов; 8) Виды антивирусного ПО; 2. Составление таблиц команд файлов автонастройки и конфигурации. | 18 | 2 | ||||
Раздел 3. Операционные системы семейства UNIX |
| |||||
Содержание учебного материала | 4 | |||||
63 | Операционные системы OS/360/370/375 | 1 | 1 | |||
64 | Операционные системы RSX (ОС PB) | 1 | 1 | |||
65 | Операционная система Unix. Основные компоненты | 1 | 1 | |||
66 | Файловая система UFS. Ядро Unix | 1 | 1 | |||
Лабораторно-практические занятия | 6 | |||||
67 | Установка операционной системы Free-BSD | 1 | 1 | |||
68 | Основы работы в ОС Unix | 1 | 2 | |||
69 | Интерфейс пользователя | 1 | 1 | |||
70 | Файловая система Unix | 1 | 2 | |||
71 | Использование сервисных средств Unix | 1 | 2 | |||
72 | Использование сервисных средств Unix | 1 | 2 | |||
Содержание учебного материала | 4 | |||||
73 | Операционная система Linux. Структура. | 1 | 1 | |||
74 | Возможности графической подсистемы | 1 | 1 | |||
75 | Сетевые компоненты. | 1 | 1 | |||
76 | Система безопасности | 1 | 1 | |||
Лабораторно-практические занятия | 4 | |||||
77 | Установка ОС Linux | 1 | 1 | |||
78 | Терминал и командная оболочка операционной системы Linux | 1 | 1 | |||
79 | Работа с файловой системой ОС Linux | 1 | 2 | |||
80 | Процессы в операционной системе Linux | 1 | 2 | |||
Практические занятия | 2 | |||||
81 | Использование сервисных средств Linux | 1 | 2 | |||
82 | Использование сервисных средств Linux | 1 | 2 | |||
83 | Контрольная работа по теме «Операционные системы семейства Unix» | 1 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
1. Подготовка докладов по темам: 1) Методы установки ОС Unix; 2) Основные способы конфигурации ОС Unix. 3) Сравнение различных версий Linux; 4) Работа Linux в многопроцессорных системах. 5) Дисциплины распределения ресурсов в ОС Linux; | 11 | 2 | ||||
Раздел 4. Среды и оболочки операционных систем | ||||||
Содержание учебного материала | 3 | |||||
84 | Диалоговые мониторы | 1 | 1 | |||
85 | Оболочка Norton Commander | 1 | 1 | |||
86 | FAR Manager | 1 | 1 | |||
Практические занятия | 3 | |||||
87 | Работа в Norton Commander | 1 | 2 | |||
88 | Работа в Total Commander | 1 | 2 | |||
89 | Работа в FAR Manager | 1 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Подготовка к практическим работам; Составление справочных таблиц «Управление панелями программной оболочки» и «Команды верхнего меню программной оболочки» | 3 | 2 | ||||
Раздел 5. Защищенность и отказоустойчивость ОС | ||||||
Содержание учебного материала | 4 | |||||
90 | Основные понятия безопасности. Классификация угроз. | 1 | 1 | |||
91 | Базовые технологии безопасности. Аутентификация, авторизация, аудит. | 1 | 1 | |||
92 | Отказоустойчивость файловых и дисковых систем. Восстанавливаемость файловых систем. | 1 | 1 | |||
93 | Избыточные дисковые подсистемы RAID. | 1 | 1 | |||
Практические занятия | 2 | |||||
94 | Настройка параметров аутентификации в Windows. | 1 | 2 | |||
95 | Настройка параметров аутентификации в Windows. | 1 | ||||
96 | Дифференцированный зачет | 1 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Подготовка докладов по темам:
| 3 | 2 | ||||
Итого | 96 | 48 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в лаборатории «Операционные системы и среды».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплекты заданий для тестирования и контрольных работ;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- локальная сеть,
- модем.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
- Партыка Т.Л. Операционные системы, среды и оболочки – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018
Для преподавателей
- Батаев А.В., Налютин Н.Ю., Синицын С.В. Операционные системы и среды. Учебник. - М., 2016.
3.3. Используемые образовательные технологии
С целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей, реализации модульно-компетентностного, системно-деятельностного подхода в учебном процессе по данной дисциплине используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (беседа, лекция, семинар, практическая работа, просмотр видеофильмов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Обучение строится с применением традиционных здоровьесберегающих технологии, ИКТ, кейс-технологий, проведение занятий с применением деловых и ролевых игр, защиты индивидуальных и групповых проектов.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
использовать средства операционных систем и сред для решения практических задач; | практическая работа |
использовать сервисные средства, поставляемые с операционными системами; | |
устанавливать различные операционные системы; | |
подключать к операционным системам новые сервисные средства; | |
решать задачи обеспечения защиты операционных систем. | |
Знания | |
основные функции операционных систем; | тестирование; фронтальный опрос; контрольная работа; комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы |
машинно-независимые свойства операционных систем; | |
принципы построения операционных систем; | |
сопровождение операционных систем; |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по выполнению практического занятия №1 "Изучение структуры операционной системы" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...
Методическое пособие по выполнению практического занятия №2 "Работа с основными командами операционной системы" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...
Методическое пособие по выполнению практического занятия №6 "Работа в командной строке операционной системы Windows" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...
Методическое пособие по выполнению практического занятия №4-5 Работа с каталогами в операционных системах. Работа с файлами в операционных системах" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...
Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы и среды" по специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и се...
Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы и среды" по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы...
Рабочая программа дисциплины ОП.01 "Операционные системы"
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с учебным планом №99 от 30 июня 2016 г. и ФГОС СПО по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»...