Разработка опорных конспектов по разделу «Информационные технологии»
методическая разработка

Авдиенко Виктория Валерьевна

Эффективность работы и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью педагога и обучающихся, что в свою очередь зависит от подготовки их к занятиям. Перед педагогами, особенно начинающими свою профессиональную деятельность, стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата (соотношение трудовых затрат преподавателя с глубиной усвоения учебного предмета обучаемым).

Среди различных приемов повышения качества учебно-методической деятельности педагога выделяется разработка и использование опорного конспекта, помогающего систематизировать учебный материал, выделить существенные связи, обеспечить представление обучающимся целостной картины изучаемого предмета. Все это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины, обеспечить качество его усвоения.

Использование опорных конспектов имеет огромное значение для повышения качества усвоения информации, развития психики обучающихся и расширения педагогических возможностей педагогов в процессе преподавания дисциплин. Наглядность способствует приобретению осознанных прочных знаний. Она реализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного и абстрактного, формирует познавательный интерес и активность обучающихся.

Опорные конспекты используются при изложении учебного материала педагогом, в ходе самостоятельной деятельности обучающихся по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и педагога, и обучающихся. Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение опорных конспектов на занятии может дать и отрицательный эффект. Именно это обстоятельство определяет необходимость обоснования использования опорных конспектов в процессе преподавания дисциплин и оптимизации их сочетания с другими средствами обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mpo.doc637 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка опорных конспектов по разделу «Информационные технологии»

Оглавление

Введение        3

Глава 1. Разработка и применение опорных конспектов как теоретико-методическая проблема        6

1.1. Понятие, значение и особенности опорных конспектов в методике профессионального обучения        6

1.2. Разработка и применение опорных конспектов в процессе преподавания дисциплины        10

Вывод по главе 1        17

Глава 2. Опорные конспекты по разделу «Информационные технологии» на примере темы «Борьба с угрозами несанкционированного доступа к информации»        18

2.1. Структура и содержание опорных конспектов в процессе преподавания темы «Борьба с угрозами несанкционированного доступа к информации»        18

2.2. План-конспект урока «Основные принципы построения систем защиты информации» с применением опорных конспектов        25

Вывод по главе 2        32

Заключение        33

Библиографический список        35


Введение

Эффективность работы и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью педагога и обучающихся, что в свою очередь зависит от подготовки их к занятиям. Перед педагогами, особенно начинающими свою профессиональную деятельность, стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата (соотношение трудовых затрат преподавателя с глубиной усвоения учебного предмета обучаемым).

Среди различных приемов повышения качества учебно-методической деятельности педагога выделяется разработка и использование опорного конспекта, помогающего систематизировать учебный материал, выделить существенные связи, обеспечить представление обучающимся целостной картины изучаемого предмета. Все это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины, обеспечить качество его усвоения.

Использование опорных конспектов имеет огромное значение для повышения качества усвоения информации, развития психики обучающихся и расширения педагогических возможностей педагогов в процессе преподавания дисциплин. Наглядность способствует приобретению осознанных прочных знаний. Она реализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного и абстрактного, формирует познавательный интерес и активность обучающихся.

Опорные конспекты используются при изложении учебного материала педагогом, в ходе самостоятельной деятельности обучающихся по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и педагога, и обучающихся. Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение опорных конспектов на занятии может дать и отрицательный эффект. Именно это обстоятельство определяет необходимость обоснования использования опорных конспектов в процессе преподавания дисциплин и оптимизации их сочетания с другими средствами обучения.

Актуальность исследования и практическая значимость рассматриваемого вопроса были ключевыми при выборе темы курсовой работы «Разработка опорных конспектов по разделу «Информационные технологии»

Цель исследования: теоретическое изучение проблемы применения опорных конспектов в процессе преподавания и разработка опорных конспектов в процессе преподавания раздела «Информационные технологии» на примере темы «Борьба с угрозами несанкционированного доступа к информации».

Объект исследования: процесс разработки опорных конспектов при изучении раздела в профессиональной образовательной организации.

Предмет исследования: разработка опорных конспектов по разделу «Информационные технологии» на примере темы «Борьба с угрозами несанкционированного доступа к информации».

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1. Рассмотреть сущность и назначение опорных конспектов при преподавании дисциплин.

2. Раскрыть методические требования разработки опорных конспектов по дисциплинам.

3. Разработать опорные конспекты при изучении раздела «Информационные технологии».

4. Разработать план-конспект занятия по теме «Основные принципы построения систем защиты информации» по разделу  «Информационные технологии».

Теоретической и методологической основой исследования явились: основные идеи комплексного и деятельностного подходов в обучении, основные положения теории анализа и проектирования профессионального образования (Э.Ф. Зеер, А.М. Новиков, В.А. Поляков, Г.М. Романцев, А.Н. Сергеев, Е.В. Ткаченко), основные положения теории содержания профессионального образования (А.Н. Лейбович), концепции разработки и прменения опорных конспектов в процессе обучения В.Ф. Шаталова, Ю.С. Меженко, С.Д. Шевченко, Б.В. Фурмана и др.

Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, нормативных и методических документов; методы педагогического проектирования.

База исследования: учебная литература по дисциплине, методические разработки педагогов профессионального обучения.

Структура работы включает введение, основную часть (две главы), заключение, библиографический список.


Глава 1. Разработка и применение опорных конспектов как теоретико-методическая проблема

1.1. Понятие, значение и особенности опорных конспектов в методике профессионального обучения

В отечественной педагогической литературе проблема использования опорных конспектов появились в работах Е.Н. Горячкина, Я.И. Груденова, В.Ф. Шаталова и других.

В.Ф. Шаталов отмечает, что опорные сигналы – сжатие полной информации в очень маленькие размеры с использованием ассоциации и цвета. При этом опорный сигнал должен быть лаконичным, унифицированным, иметь единую символику [24].

Опора – способ выделить существенное, главное в учебном материале, средство визуализации учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы с широким использованием ассоциаций и цветовой гаммы, других графических приемов повышения мнемонического эффекта. Она в большей степени, чем любая схема учитывает психологические особенности восприятия информации, поскольку не приемлет жесткую структуру.

Понятие опорный конспект, по мнению В.Ф. Шаталова, – это структурированная конструкция опорных сигналов, наглядно представляющих систему знаний, понятий и идей как взаимосвязанных элементов. Под опорным сигналом понимается ассоциативный символ (знак, слово, рисунок), заменяющий некое смысловое значение и позволяющий мгновенно восстановить в памяти ранее усвоенную информацию [25]. Следовательно, опорный конспект – это опорные сигналы заданной информации.

Как считает Ю.С. Меженко, опорный конспект – это наглядная схема, в которой отражены единицы информации, представлены различные связи между ними и введены знаки [10].

Составление опорно-ассоциативных конспектов – это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного. Эпизоды и детали становятся в ряде случаев опорными пунктами для усвоения событий и явлений. Они запечатлеваются в памяти как бы в роли «носителей» фактов, становятся своего рода сигналами, вызывающими в памяти стоящие за ними основные явления, понятия или процессы.

Н.А. Криволапова подчеркивает следующее: «Учебная опора является одновременной формой, методом и средством, сочетающим в себе наглядное знаково-символическое, схематическое, логическое, отображение главного, существенного в изучаемом материале с использованием ассоциаций, цветовой гаммы, на основе деятельностного подхода педагога и обучающихся к составлению, воспроизведению и применению ее на всех этапах обучения» [7].

Особенность использования опорных конспектов при преподавании дисциплин – это изучение учебного материала укрупненными единицами, с помощью чего, по мнению автора, изучение теоретического материала проходит в более сжатые сроки. П.М. Эрдниевым были предложены и способы укрупнения дидактических единиц:

– совместное и параллельное изучение взаимосвязанных вопросов программы;

– метод деформированных упражнений, когда искомыми являются несколько элементов задания;

– усиление удельного веса творческих заданий [27.

Проблема использования опорных конспектов находится в постоянном развитии и усовершенствовании. Так, Ж.Е. Ермолаева, И.Н. Герасимова ввели новые элементы [3]:

– использование опорных конспектов, в которых обучающиеся заполняют оставленные многоточия (пропуски) по ходу объяснения педагога;

– применение поурочных карточек, содержащих опорные конспекты, упражнения на закрепление полученных знаний и домашнее задание.

Основными идеями автора методики опережающего обучения С.Н. Лысенковой стали следующие основополагающие позиции:

– использование опорных схем (опор);

– комментированное управление;

– перспективное, пропедевтическое изучение трудных тем [9].

Использование на занятиях опорных схем и комментированного управления, по мнению С.Н. Лысенковой, способствуют более быстрому продвижению обучающимися в освоении знаний (опережающее обучение). За счет быстрого прохождения учебного материала на занятии появляется резерв времени – открывается возможность работать на будущие наиболее трудные темы программы, т.е. осуществляется их перспективное изучение.

Визуализация учебного материала при преподавании дисциплин открывает возможность не только собрать воедино все теоретические выкладки, что позволит быстро воспроизвести материал, но и применять схемы для оценивания степени усвоения изучаемой темы. В практике также широко используется метод анализа конкретной схемы или таблицы, в котором вырабатывают навыки сбора и обработки информации. Метод позволяет включить обучаемых в активную работу по применению теоретической информации в практической работе, например, при выполнении различных расчетов различных показателей.

Другим важным аспектом использования опорных конспектов при преподавании дисциплин является определение оптимального соотношения наглядных образов и словесной, символьной информации. Понятийное и визуальное мышление на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они раскрывают разные стороны изучаемого понятия, процесса или явления. Словесно-логическое мышление дает более точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, визуальное мышление помогает организовать образы, делает их целостными, обобщенными, полными.

Н.Е. Эрганова [26] отмечает, что в основу конструирования информации для опорных конспектов закладываются знаково-символические формы переработки учебной информации. Поэтому в определениях опорного конспекта его основа и суть передаются через наглядность, отражающую сведения, содержащую оценку значительного события, явления или признака. Опорный конспект при преподавании дисциплин, по мнению Н.Е. Эргановой, – это наглядное представление основного содержания учебного материала в логике познавательной деятельности обучающихся. В качестве наглядных средств автор рекомендует применять средства, выработанные в техническом знании, искусственные знаковые системы, метаплан-технику и их сочетания.

В опорном конспекте учебная информация разворачивается согласно логике учебной деятельности. Сначала представляются в наглядной форме учебные элементы, создающие ориентировочную основу деятельности, затем – формирующие исполнительские и контролирующие действия. Это создает целостную систему знаний об изучаемом объекте, с одной стороны, и общую систему учебно-познавательных действий по их формированию – с другой.

Использование опорных конспектов при преподавании дисциплин позволяет решить целый ряд педагогических задач:

– обеспечение интенсификации обучения;

– активизации учебной и познавательной деятельности;

– формирование и развитие критического и визуального мышления; зрительного восприятия;

– образного представления знаний и учебных действий;

– передачи знаний и распознавания образов;

– повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.

Таким образом, опорный конспект при преподавании дисциплин – это представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д. Опора – способ выделить существенное, главное в учебном материале, средство визуализации учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы с широким использованием ассоциаций и цветовой гаммы, других графических приемов.

1.2. Разработка и применение опорных конспектов в процессе преподавания дисциплины

Главной целью использования опорных конспектов в процессе обучения является повышение качества предметных знаний, а также формирование у обучающихся метапредметных умений работы с информацией. Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются: лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота. Остановимся подробнее на этих требованиях [23].

Лаконичность ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков, их должно быть не более 400. Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

Структурность предполагает использование приема укрупнения дидактических единиц знания. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4-5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

Унификация, то есть использование единой символики по одному предмету. Бывает удобно ввести определенные знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов;

Автономность обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки. В то же время все блоки между собой связаны логически.

Привычные ассоциации и стереотипы. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Иногда удачный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации.

Непохожесть требует разнообразить опорные конспекты и блоки по форме, структуре, графическому исполнению, поскольку одинаковость очень затрудняет запоминание.

Простота требует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума.

В процессе обучения важно не только уметь составлять опорный конспект педагогу. Ученые обосновывают возможность использования опорных конспектов как средства развития обучающихся путем привлечения их к самостоятельной разработке опорных конспектов.

Н.Е. Эрганова выделяет следующие требования к опорному конспекту.

1) Структурность. Опорные конспекты состоят обычно из 4-5 отдельных или взаимосвязанных между собой блоков, которые отделяются друг от друга линиями.

2) Ассоциация. Элементы опорного конспекта должны вызывать у обучающегося ассоциации с явлениями окружающей среды.

3) Цветность. Опорные конспекты должны выполняться обязательно в цвете. Использование одноцветных опорных конспектов резко снижает их восприятие. Цвета можно использовать самые разные. Обычно основные моменты, на которых надо особенно сконцентрировать внимание, выделяются красным цветом. Цветами можно показывать также логическую взаимосвязь явлений.

4) Простота. Опорный конспект должен быть простым как для запоминания, так и для воспроизведения. Опорный конспект не должен содержать в себе избыточное количество рисунков, схем, символов, иначе восприятие его содержания сильно затрудняется.

5) Шрифт. К шрифту при изображении опорных конспектов предъявляются следующие требования: удобочитаемость, четкость, ясность и простота графических форм [26].

Использование опорных конспектов, составленных по данным требованиям, по мнению Н.Е. Эргановой, способствует повышению уровня знаний и профессиональных умений обучающихся, воспитанию у них интереса к выбранной профессии. Н.Е. Эрганова отмечает следующие основные правила разработки методической системы опорных конспектов по дисциплинам заключаются в следующем:

1) Полное и блочное отражение основного содержания учебного материала в опорном конспекте с четким выделением главного.

В одном опорном конспекте не должно быть более пяти блоков учебной информации; строгая логическая последовательность в расположении учебного материала. Произвольное нарушение последовательности выбранного порядка расположения недопустимо, так как сама логика представления учебной информации в опорном конспекте имеет обучающую значимость. Обучаемые привыкают к логике представления учебной информации, что помогает им ориентироваться в новой порции учебного материала.

2) Образная наглядность, лаконичность и цветовая кодировка информации.

Знаковая форма в опорных конспектах создает возможности: показа важной информации, основных связей благодаря отбору и акценту на отдельных единицах информации; однозначного понимания смысла за счет унифицированности основных знаков и символов; самостоятельной работы со смысловыми связками, передающими автономные смыслы.

Опорные конспекты различаются по содержанию, способам передачи информации и видам обучающего воздействия [9]. Так, по объему и характеру освещаемых знаний, их фактологической детализации и широте аналитического обобщения учебного материала опорные конспекты подразделяются на поурочно-тематические, проблемно-тематические и обобщающие. Одни предназначены для усвоения текущих учебных знаний, другие – для самоконтроля и повторения.

Поурочно-тематический опорный конспект отражает один из узловых вопросов учебной темы по дисциплине. Освещаемая проблема в том или ином аспекте будет интерпретироваться и на последующих занятиях.

Проблемно-тематический опорный конспект представляет более широкое обобщение изучаемого материала. Сущность проблемного вопроса раскрывается на ряде занятий учебной темы дисциплины. Такой конспект востребуем на ряде занятий, т.е. по мере изучения соответствующего материала.

Обобщающий опорный конспект посвящается узловым разделам и темам дисциплины. Их восприятие предполагает определенную базу знаний, позволяющую, с одной стороны, углублять их на основе широкого аналитического обобщения, с другой – систематизировать разнообразие учебной информации на уровне осмысленного понимания явлений и процессов, тенденций и закономерностей общественного развития.

По способам передачи информации можно выделить три основных типа опорных конспектов: образно-символические, условно-графические, словесно-логические. На практике имеет место их различное взаимосочетание. Широкое применение получили таблицы, схемы, рисуночная символика, аббревиатура, графические образы, знаковое буквенно-цифровое кодирование, ключевые слова изречений исторических личностей, диаграммы и т. д.

Таблица – самое простое графическое изображение материала. Основными элементами графики являются линии и колонки. Число столбцов и строк может быть различным. Таблицы широко используются как в печатных, так и электронных учебных материалах, реализующих зрительную наглядность. Практически любая информация, представленная в форме таблицы, значительно легче воспринимается. Рекомендуется использовать таблицы, когда необходимо [8]:

– повысить визуальную наглядность в восприятии текстовой информации;

– произвести сравнительный анализ событий, явлений, персоналий, фрагментов текста и др.;

– осуществить группировку ряда изучаемых объектов;

– систематизировать учебные знания.

Таблицы по их функциональному предназначению разделяют на три вида:

1. Разъяснительные – в сжатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют осознанному его усвоению и запоминанию.

2. Сравнительные – осуществляют сопоставление, противопоставление и сравнение объектов. Сравниваться могут любые элементы. При их сравнении выделяются общие, особенные, единичные и другие признаки.

3. Тематические, обобщающие – подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явлений, событий, процессов, самое существенное в них.

Схема (блок-схема) – это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками (линиями, стрелками, квадратами, кружками), а отношения и связи – взаимным расположением частей и использованием разнонаправленных стрелок. При разработке схем делается упор на визуальный ряд с максимально краткими текстовыми комментариями.

Схемы по функциональному признаку делятся на следующие типы [19]:

– сущностные – которые отражают составные части понятий, явлений, процессов и т.п.;

– логические – устанавливают логическую последовательность между частями;

– образные – конкретизируют понимание трудных мест в учебном материале.

Таким образом, различные виды опорных конспектов универсальны по своему дидактическому воздействию, удобны и мобильны в практическом использовании, разновариативны в построении. Использование опорных конспектов эффективно во взаимосвязи с традиционными приемами и средствами педагогического воздействия. «Опоры» интенсифицируют процесс обучения, гарантируют быстрое и прочное усвоение основного фактического материала, высвобождают время для творческих занятий и углубленного изучения предмета. Но в любом случае они могут надежно работать только тогда, когда становятся обязательной составной частью целостной методической системы.

По мнению О.Г. Ромадиной, М.С. Соловьевой [18], разработка опорных конспектов по дисциплине состоит из трех этапов:

1. Сбор фактического материала. Этот этап играет огромную роль в плане повышения профессионального мастерства и обогащения знаний. На этом этапе подбирается литература, необходимая для изучения данной темы, выбираются из нее исторические справки, интересные факты, касающиеся изучаемой темы в плане ее связи с жизнью, техникой, производством.

2. Выделение ядра основных понятий. Из учебного материала выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие вспомнить весь материал.

3. Составление опорного конспекта. На данном этапе на листе бумаги располагается весь подобранный материал, выраженный в графической и символической форме, во всех взаимосвязях.

М.Е. Бершадский считает, что опорные конспекты можно использовать на любом этапе занятия:

– при работе с текстом, систематизации и повторении материала;

– при повторении в начале занятия и введении в тему;

– при сборе необходимого материала и презентации;

– на стадии контроля, предложив студентам заполнить заранее приготовленные схемы по контролируемому материалу [1].

Составление опорных конспектов помогает не только систематизировать материал, но и побуждает обучающихся проявить себя, высказать свое мнение, дает возможность оценивать информацию. Для их составления можно привлекать информационные технологии, например, графические редакторы или online-сервисы создания инфографики, что позволит расширить кругозор, предоставить простор для творчества.

Таким образом, основными требованиями к составлению опорного конспекта по дисциплине являются лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота. Разработка опорных конспектов по дисциплине состоит из трех этапов: сбор фактического материала, выделение ядра основных понятий, составление опорного конспекта, выраженный в графической и символической форме, во всех взаимосвязях.


Вывод по главе 1

Опорный конспект по дисциплине – это структурированная конструкция опорных сигналов, наглядно представляющих систему знаний, понятий и идей как взаимосвязанных элементов.

Опора – способ выделить существенное, главное в учебном материале, средство визуализации учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы с широким использованием ассоциаций и цветовой гаммы, других графических приемов.

Основными требованиями к составлению опорного конспекта по дисциплине являются лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота.

Разработка опорных конспектов состоит из трех этапов: сбор фактического материала, выделение ядра основных понятий, составление опорного конспекта, выраженный в графической и символической форме, во всех взаимосвязях.


Глава 2. Опорные конспекты по разделу «Информационные технологии» на примере темы «Борьба с угрозами несанкционированного доступа к информации»

2.1. Структура и содержание опорных конспектов в процессе преподавания темы «Борьба с угрозами несанкционированного доступа к информации»        

В структуру темы «Борьба с угрозами несанкционированного доступа к информации»        входят следующие темы:

1. Актуальность проблемы обеспечения безопасности информационных систем.

2. Виды мер обеспечения безопасности информационных систем.

3. Основные принципы построения систем защиты информации.

Тема «Борьба с угрозами несанкционированного доступа к информации»        

Условные обозначения:

Вопросы:

         

          Опорный конспект к теме «Актуальность проблемы обеспечения безопасности информационных систем»

      Опорный конспект к теме «Виды мер обеспечения безопасности информационных систем»

        Опорный конспект к теме «Основные принципы построения систем защиты информации»

           Основные темы изучения

           Порядок перехода от вопроса к вопросу

                       Основные понятия

  1. Какие проблемы обеспечения безопасности информационных систем бывают?
  2. Какие виды мер обеспечения безопасности вы знаете?
  3. На каких принципах строится система защиты информации?
  4. Основные понятия информационной безопасности?

Тема 1 «Актуальность проблемы обеспечения безопасности информационных систем».

Изучение данной темы направлено на ознакомление с основными понятиями – «информация», «информационная безопасность», с основными причинами обострения проблемы обеспечения безопасности информационных технологий.

План изучения данной темы:

1. Проблема обеспечения безопасности информационных технологий на современном этапе.

2. Основные причины обострения проблемы обеспечения безопасности информационных технологий.

3. Основные понятия информационной безопасности.

4. Правовые основы обеспечения информационной безопасности.

5. Определение, анализ и классификация возможных угроз безопасности информационных технологий.

Первый вопрос – проблема обеспечения безопасности информационных технологий на современном этапе. Данный вопрос дает представление о том, как развивались информационные технологии и почему возникла необходимость в разработке мер обеспечения безопасности информационных технологий.

Второй вопрос – основные причины обострения проблемы обеспечения безопасности информационных технологий. Рассматриваются факторы, которые актуализируются проблему обеспечения безопасности информационных технологий на современном этапе.

Третий вопрос – основные понятия информационной безопасности. Здесь рассматриваются такие понятия, как информация, информационная безопасность, угрозы безопасности, источники угроз.

Четвертый вопрос – правовые основы обеспечения информационной безопасности. Дает представление о документах, регламентирующих разработку и применение различных мер обеспечения безопасности и защиты информации.

Пятый вопрос – определение, анализ и классификация возможных угроз безопасности информационных технологий. Одним из важнейших аспектов проблемы обеспечения безопасности информационных технологий является определение, анализ и классификация возможных угроз. Перечень значимых угроз, оценки вероятностей их реализации, а также модель нарушителя служат основой для проведения анализа рисков и формулирования требований к системе зашиты ИТ.

Условные обозначения:

Вопросы:

         

          Опорный конспект к теме «Актуальность проблемы обеспечения безопасности информационных систем»

     

           переход от вопроса к вопросу

                       Основные понятия

  1. Проблема обеспечения безопасности информационных технологий на современном этапе ?
  2. Основные причины обострения проблемы обеспечения безопасности информационных технологий ?
  3. Основные понятия информационной безопасности ?
  4. Правовые основы обеспечения информационной безопасности ?
  5. Определение, анализ и классификация возможных угроз безопасности информационных технологий?

Рис. 1. Опорный конспект к теме «Актуальность проблемы обеспечения безопасности информационных систем»

Тема 2 «Виды мер обеспечения безопасности информационных систем».

Изучение данной темы направлено на ознакомление с основными мерами, обеспечивающими безопасность информационных систем.

План изучения данной темы:

1. Меры защиты информации, ее носителей и систем ее обработки по способам осуществления.

2. Достоинства и недостатки различных видов мер защиты.

3. Взаимосвязь различных мер защиты информации.

Условные обозначения:

Вопросы:

         

      Опорный конспект к теме «Виды мер обеспечения безопасности информационных систем»

           

           Виды мер обеспечения безопасности систем

          Основные понятия

  1. Меры защиты информации, ее носителей и систем ее обработки по способам осуществления ?
  2. Достоинства и недостатки различных видов мер защиты ?
  3. Взаимосвязь различных мер защиты информации ?

Рис. 2. Опорный конспект к теме «Виды мер обеспечения безопасности информационных систем»

Тема 3 «Основные принципы построения систем защиты информации».

Изучение данной темы направлено на ознакомление с основными принципами построения систем защиты информации.

План изучения данной темы:

1. Понятие принципов построения систем защиты информации.

2. Виды принципов построения систем защиты информации.

3. Характеристика основных принципов построения систем защиты информации.

Условные обозначения:

Вопросы:

         

       Опорный конспект к теме «Основные принципы построения систем защиты информации»

           

          Основные понятия

  1. Понятие принципов построения систем защиты информации ?
  2. Виды принципов построения систем защиты информации ?
  3. Характеристика основных принципов построения систем защиты информации ?

Рис. 3. Опорный конспект к теме «Основные принципы построения систем защиты информации»

Таким образом, мы рассмотрели следующие темы, которые входят в раздел «Информационные технологии»: «Актуальность проблемы обеспечения безопасности информационных систем, «Виды мер обеспечения безопасности информационных систем», «Основные принципы построения систем защиты информации». Каждая тема изучается в рамках теоретического занятия. На изучение каждой темы отводится 2 учебных часа. Объяснение темы занятия основывается на опорном конспекте, в котором изложены основные термины и понятия изучаемой темы.


2.2. План-конспект урока «Основные принципы построения систем защиты информации» с применением опорных конспектов

Тема «Основные принципы построения систем защиты информации».

Цель: познакомить обучающихся с основными принципами построения систем защиты информации.

Задачи:

а) обучающие: дать характеристику основных понятий (защита информкации, информационная безопасность, принципы защиты информации);

б) развивающие: формировать умения работать с опорным конспектом, выделять основные понятия темы, давать характеристику изучаемых вопросов;

в) воспитательные: воспитывать интерес к предмету и будущей профессиональной деятельности.

Тип занятия: теоретическое.

Методы обучения: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация, иллюстрация), практические (составление схемы по теме занятия).

Средства обучения:

а) опорные конспекты;

б) учебник (Закиров, Р.Ш. Информационная безопасность: конспект лекций / Р.Ш. Закиров. – Челябинск: ЮУрГУ, 2014. – 7 с.).

Этапы занятия:

1. Организационный момент.

2. Устный опрос по теме «Виды мер обеспечения безопасности информационных систем».

Опрос проводится на основе опорного конспекта.

Вопросы:

Какие виды мер обеспечения безопасности информационных систем вы знаете?

Дайте определение правовых мер обеспечения безопасности. Перечислите основные нормативно-правовые актыы.

Какие существуют организацоинные и физические меры обеспечения безопасности информационных систем?

Что такое технические меры обеспечения безопасности информационных систем?

Представьте их структуру в виде схемы.

Назовите достоинства и недостатки различных мер обеспечения безопасности информационных систем.

3. Изучение нового материала.

План:

1. Понятие принципов построения систем защиты информации.

2. Виды принципов построения систем защиты информации.

3. Характеристика основных принципов построения систем защиты информации.

Содержание нового материала (объяснение с помощью опорного конспекта).

1. Понятие принципов построения систем защиты информации.

Под обеспечением безопасности информационных систем понимают меры, предохраняющие информационную систему от случайного или преднамеренного вмешательства в режимы ее функционирования. Существует два принципиальных подхода к обеспечению компьютерной безопасности.

Фрагментарный подход ориентируется на противодействие строго определенным угрозам при определенных условиях (например, специализированные антивирусные средства, отдельные средства регистрации и управления, автономные средства шифрования и т.д.). Достоинством фрагментарного подхода является его высокая избирательность относительно конкретной угрозы. Недостатком – локальность действия, т.е. фрагментарные меры защиты обеспечивают эффективную защиту конкретных объектов от конкретной угрозы.

Комплексный подход получил широкое распространение вследствие недостатков, присущих фрагментарному. Он объединяет разнородные меры противодействия угрозам и традиционно рассматривается в виде трех дополняющих друг друга направлений. Организация защищенной среды обработки информации позволяет в рамках существующей политики безопасности обеспечить соответствующий уровень безопасности АИС. Недостатком данного подхода является высокая чувствительность к ошибкам установки и настройки средств защиты, сложность управления.

Построение систем защиты информации основывается на определенных принципах. Принцип (от лат. principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.п.). Еще древние обращали внимание на то, что «принцип есть важнейшая часть всего» (principium est potissima pars cuiuque rei).

2. Виды принципов построения систем защиты информации.

Существуют различные подходы к классификации принципов построения систем защиты информации.

Основные принципы:

законности;

системности;

комплексности;

непрерывности защиты;

преемственности;

экономической целесообразности и другие.

На занятии рассмотрим некоторые принципы, остальные вы должны рассмотреть самостоятельно на основе изучения литературы.

3. Характеристика основных принципов построения систем защиты информации.

Законность

Предполагает осуществление защитных мероприятий и разработку системы безопасности информации в соответствии с действующим законодательством в области информации, информатизации и защиты информации, других нормативных актов по безопасности, утвержденных органами государственной власти в пределах их компетенции, с применением всех дозволенных методов обнаружения и пресечения правонарушений при работе с информацией.

Системность

Системный подход к защите информации предполагает учет всех взаимосвязанных, взаимодействующих и изменяющихся во времени элементов, условий и факторов, существенно значимых для понимания и решения проблемы обеспечения информационной безопасности.

При создании системы защиты должны учитываться все слабые и наиболее уязвимые места системы обработки информации, а также характер, возможные объекты и направления атак на систему со стороны нарушителей, пути проникновения в распределенные системы и НСД к информации. Система защиты должна строиться с учетом не только всех известных каналов проникновения и НСД к информации, но и с учетом возможности появления принципиально новых путей реализации угроз безопасности.

Комплексность

Комплексное использование методов и средств защиты компьютерных систем предполагает согласованное применение разнородных средств при построении целостной системы защиты, перекрывающей все существенные (значимые) каналы реализации угроз и не содержащей слабых мест на стыках отдельных ее компонентов. Защита должна строиться эшелонировано. Внешняя защита должна обеспечиваться физическими средствами, организационными, технологическими и правовыми мерами.

Непрерывность защиты

Защита информации – не разовое мероприятие и не простая совокупность проведенных мероприятий и установленных средств защиты, а непрерывный целенаправленный процесс, предполагающий принятие соответствующих мер на всех этапах жизненного цикла АС, начиная с самых ранних стадий проектирования, а не только на этапе ее эксплуатации.

Большинству физических и технических средств защиты для эффективного выполнения своих функций необходима постоянная организационная (административная) поддержка (своевременная смена и обеспечение правильного хранения и применения имен, паролей, ключей шифрования, переопределение полномочий и т.п.). Перерывы в работе средств защиты могут быть использованы злоумышленниками для анализа применяемых методов и средств защиты, для внедрения специальных программных и аппаратных «закладок» и других средств преодоления системы защиты после восстановления ее функционирования.

Своевременность

Разработка системы защиты должна вестись параллельно с разработкой и развитием самой защищаемой системы. Это позволит учесть требования безопасности при проектировании архитектуры и, в конечном счете, создать более эффективные (как по затратам ресурсов, так и по стойкости) защищенные системы.

Преемственность и совершенствование

Предполагают постоянное совершенствование мер и средств защиты информации на основе преемственности организационных и технических решений, кадрового состава, анализа функционирования АС и ее системы защиты с учетом изменений в методах и средствах перехвата информации и воздействия на компоненты АС, нормативных требований по защите, достигнутого отечественного и зарубежного опыта в этой области.

Разумная достаточность (экономическая целесообразность, сопоставимость возможного ущерба и затрат)

Предполагает соответствие уровня затрат на обеспечение безопасности информации ценности информационных ресурсов величине возможного ущерба от их разглашения, утраты, утечки, уничтожения и искажения. Используемые меры и средства обеспечения безопасности информационных ресурсов не должны заметно ухудшать эргономические показатели работы АС, в которой эта информация циркулирует. Излишние меры безопасности, помимо экономической неэффективности, приводят к утомлению и раздражению персонала

Персональная ответственность

Предполагает возложение ответственности за обеспечение безопасности информации и системы ее обработки на каждого сотрудника в пределах его полномочий. В соответствии с этим принципом распределение прав и обязанностей сотрудников строится таким образом, чтобы в случае любого нарушения круг виновников был четко известен или сведен к минимуму.

Гибкость системы защиты

Принятые меры и установленные средства защиты, особенно в начальный период их эксплуатации, могут обеспечивать как чрезмерный, так и недостаточный уровень защиты. Для обеспечения возможности варьирования уровнем защищенности, средства защиты должны обладать определенной гибкостью. Особенно важным это свойство является в тех случаях, когда установку средств защиты необходимо осуществлять на уже работающую систему, не нарушая процесса ее нормального функционирования. Кроме того, внешние условия и требования с течением времени меняются. В таких ситуациях свойство гибкости системы защиты избавляет владельцев АС от необходимости принятия кардинальных мер по полной замене средств защиты на новые.

Простота применения средств защиты

Механизмы зашиты должны быть интуитивно понятны и просты в использовании. Применение средств защиты не должно быть связано со знанием специальных языков или с выполнением действий, требующих значительных дополнительных трудозатрат при обычной работе зарегистрированных установленным порядком пользователей, а также не должно требовать от пользователя выполнения рутинных малопонятных ему операций (ввод нескольких паролей и имен и т.д.).

Обязательность контроля

Предполагает обязательность и своевременность выявления и пресечения попыток нарушения установленных правил обеспечения безопасности информации на основе используемых систем и средств защиты информации при совершенствовании критериев и методов оценки эффективности этих систем и средств.

4. Закрепление знаний.

Студенты составляют таблицу или схему (на выбор), где отражают основные принципы построения систем защиты информации и дают им краткую характеристику.

Работа ведется в группах. После завершения работы от каждой группы выбирается представитель, который представляет разработанную таблицу или схему.

После прослушивания всех докладчиков проводится обсуждение, у какой из групп получилась более точная характеристика принципов построения систем защиты информации.

5. Объяснение домашнего задания.

Опорные конспекты к занятию используются в качестве домашнего задания – подготовиться к устному опросу на следующем занятии.

6. Подведение итогов занятия.

По основным изученным понятия проводится опрос обучающихся.


Вывод по главе 2

Во второй главе были рассмотрены темы, которые входят в раздел «Информационные технологии»: «Актуальность проблемы обеспечения безопасности информационных систем, «Виды мер обеспечения безопасности информационных систем», «Основные принципы построения систем защиты информации».

Каждая тема изучается в рамках теоретического занятия. На изучение каждой темы отводится 2 учебных часа. Объяснение темы занятия основывается на опорном конспекте, в котором изложены основные термины и понятия изучаемой темы.

По теме «Основные принципы построения систем защиты информации» разработан план-конспект с применением опорных конспектов.

Цель: познакомить обучающихся с основными принципами построения систем защиты информации. Задачи: обучающие: дать характеристику основных понятий (защита информкации, информационная безопасность, принципы защиты информации); развивающие: формировать умения работать с опорным конспектом, выделять основные понятия темы, давать характеристику изучаемых вопросов; воспитательные: воспитывать интерес к предмету и будущей профессиональной деятельности.

Опорные конспекты использовались на этапе устного опроса по теме «Виды мер обеспечения безопасности информационных систем» и на этапе объяснения нового материала.


Заключение

В результате анализа научно-методической литературы были рассмотрены основные понятия проблемы исследования.

Опорный конспект по дисциплине – это структурированная конструкция опорных сигналов, наглядно представляющих систему знаний, понятий и идей как взаимосвязанных элементов.

Опора – способ выделить существенное, главное в учебном материале, средство визуализации учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы с широким использованием ассоциаций и цветовой гаммы, других графических приемов.

Основными требованиями к составлению опорного конспекта по дисциплине являются лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота.

Разработка опорных конспектов состоит из трех этапов: сбор фактического материала, выделение ядра основных понятий, составление опорного конспекта, выраженный в графической и символической форме, во всех взаимосвязях.

Во второй главе были рассмотрены темы, которые входят в структуру раздела  «Информационные технологии»: «Актуальность проблемы обеспечения безопасности информационных систем, «Виды мер обеспечения безопасности информационных систем», «Основные принципы построения систем защиты информации».

Каждая тема изучается в рамках теоретического занятия. На изучение каждой темы отводится 2 учебных часа. Объяснение темы занятия основывается на опорном конспекте, в котором изложены основные термины и понятия изучаемой темы.

По теме «Основные принципы построения систем защиты информации» разработан план-конспект с применением опорных конспектов.

Цель: познакомить обучающихся с основными принципами построения систем защиты информации. Задачи: обучающие: дать характеристику основных понятий (защита информкации, информационная безопасность, принципы защиты информации); развивающие: формировать умения работать с опорным конспектом, выделять основные понятия темы, давать характеристику изучаемых вопросов; воспитательные: воспитывать интерес к предмету и будущей профессиональной деятельности.

Опорные конспекты использовались на этапе устного опроса по теме «Виды мер обеспечения безопасности информационных систем» и на этапе объяснения нового материала.

После применения опорных конспектов в учебном процессе студенты показали более высокие показатели усвоения материала, полное понимание структуры изучаемого раздела и взаимосвязей ключевых понятий тем.

Данная разработка охватывает только тему «Борьба с угрозами несанкционированного доступа к информации» что является малой частью рассматриваемого раздела. В перспективе будет создан комплект опорных конспектов охватывающий весь материал раздела «Информационные технологии», что позволит повысить качество обучения студентов, повысит уровень понимания структуры изучаемой дисциплины,  облегчит работу педагога в изложении нового материала и сделает ее более качественной.

Таким образом, цель исследования достигнута, поставленны задачи решены.


Библиографический список

  1. Бершадский, М.Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения / М.Е. Бершадский. – М.: Фефраль, 2015. – 256 с.
  2. Евплова, Е.В. Методика преподавания экономических дисциплин / Е.В. Евплова, И.И. Тубер. – Челябинск, 2015. – 108 с.
  3. Ермолаева, Ж.Е. Использование метода интеллект-карты (mind map) на занятиях по дисциплинам естественно-научного и гуманитарного цикла / Ж.Е. Ермолаева, И.Н. Герасимова // Школьные технологии. – 2014. – № 5. – С. 108-122.
  4. Жуков, Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: учебное пособие / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан. – М.: Гардарики, 2016. – 382 с.
  5. Казаков, А.Г. Организация самостоятельной работы студентов: учеб. пособие / под ред. А.Г. Казакова – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 368 с.
  6. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 416 с.
  7. Криволапова, Н.А. Компетентностный подход в реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта / Н.А. Криволапова. – Курган, 2015. – С.10-11.
  8. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт-М, 2011.– 607 с.
  9. Лысенкова, С.Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы / С. Н. Лысенкова. – М.: Просвещение, 2014. – С. 114-192 с.
  10. Меженко, Ю.С. Опорные конспекты на уроках русского языка / Ю.С. Меженко // Русский язык и литература в школе. – 2016. – № 4. – С. 68.
  11. Митрофанова, В.И. Эффективность применения интеллект-карт как инновационных технологий в изучении дисциплин естественно-научного цикла / В.И. Митрофанова, М.А. Мельникова // Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии: конференция. – Благовещенск: АГУ, 2015. – С. 40-43.
  12. Основы обучения. Дидактика и методика: учебн. пособие / В.В. Краевский, А.В. Хуторский. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 352 с.
  13. Педагогика: учебник / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин; под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 2015. – 479 с.
  14. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2013. – 512 с.
  15. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 640 с.
  16. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2018. – 528 с.
  17. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник: В 2 кн. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 576 с.
  18. Ромадина, О.Г. Применение кластеров при обучении будущих учителей математики и информатики / О.Г. Ромадина, М.С. Соловьева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2017. – № 3. – С. 101-104.
  19. Самородский, П.С. Методика профессионального обучения: учебно-методическое пособие / П.С. Самородский; под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГУ, 2017. – 90 с.
  20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2017. – 256 с.
  21. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 576 с.
  22. Фурман, Б.В. Опора в обучении как средство активизации познавательной деятельности учащихся: дисс…канд. пед. наук / Б.В. Фурман. – Харьков, 2012. – 218 с.
  23. Шаталов, В.Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике: книга для учителя: из опыта работы / В.Ф. Шаталов, В.М. Шейман, А.М. Хаит. – М.: Просвещение, 2015. – 143 с.
  24. Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка / В.Ф. Шаталов. – М.: Педагогика, 2015. – 95 с.
  25. Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается / В.Ф. Шаталов. – М.: Педагогика, 2015. – 336 с.
  26. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие / Н.Е. Эрганова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2014. – 150 с.
  27. Эрдниев, П.Н. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике / П.Н. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. – М.: Просвещение, 2016. – 254 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по дисциплине «Основы информационных технологий»

Профессия «Мастер по обработке цифровой информации», 1 курс. Тема: «Электронная почта»...

Конспект занятия по Информационным технологиям

Технологическая карта урока по дисциплине Информационные технологии. Тема урока: "Создание Web - страницы"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разработка и применение опорного конспекта в процессе преподавания дисциплины: «Основы горного дела»

Актуальность методической разработки обусловлена глубокими преобразованиями, происходящими в настоящее время во всех сферах общества. Это в полной мере относится и к средней профессиональной школе: по...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Тема: «Применение геоинформационных систем (ГИС)-технологий в сельском хозяйстве»

Данная работа является методической разработкой занятия с использованием интерактивных технологий. Тема «Применение геоинформационных систем (ГИС)-технологий в сельском хозяйстве» - одна и...

Разработка урока на тему «Возможности информационных технологий по управлению жизненным циклом машиностроительного изделия» в контексте ФГОС

Разработанный урок ставит своей целью развитие у студентов мотивации к  изучению информационных технологий, развитие способности к самоорганизации. Основная, предметная цель урока - определение э...

Особенности организации практического обучения по разделу «Информационные технологии»

Правильная организация практического обучения является одним из самых важных путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей жизни, спос...