План урока информатики "Кодирование текстовой информации"
план-конспект урока
План урока информатики "Кодирование текстовой информации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_po_kodirovaniyu_tekstovoy_informatsii.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕДЖ № 33
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
НА ТЕМУ: «КОДИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОЙ (СИМВОЛЬНОЙ) ИНФОРМАЦИИ»
Подготовил:
преподаватель информатики Симоненко Е.Е.
МОСКВА 2016
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине «Информатика и ИКТ» в группе № 16д-ПКО-12
Профессия Повар, кондитер 1 курс 1 семестр
Тема: «Кодирование текстовой (символьной) информации»
Вид занятия: практическое занятие
Тип урока: урок практического применения знаний
Цели урока:
- а) обучающие: формирование понятия о способах кодирования информации в компьютере; умений кодирования и декодирования текстовой (символьной) информации; умения планировать свою деятельность, образного мышления.
- б) воспитательные: воспитание самостоятельности, ответственности, информационной культуры;
- в) развивающие: развитие коммуникативно-технических умений, навыков анализа и самоанализа, умений применять полученные знания при решении поставленных задач, оценивать результаты выполненных действий.
Приемы обучения: инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, частично-поисковый.
Оснащенность урока:
Оборудование:
- рабочие места учеников (персональный компьютер),
- рабочее место учителя,
- мультимедийный проектор,
- мультимедийная презентация,
- задания учащимся.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
- Организационный момент (1-2 мин.).
Проверка состава группы, напоминание о соблюдении правил охраны труда в компьютерном классе.
- Актуализация знаний обучающихся (3 мин.)
На прошлом занятии мы научились кодировать числовую информацию для работы на компьютере. Переводили числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмиричную, шестнадцатиричную системы счисления. Выполнили успешно практическую работу по этой теме.
Вопрос:
Какие способы кодирования информации вы знаете из жизни? (шифровка, пиктограммы, …)
- Беседа по изученному материалу ( 30 мин).
- объяснение целей и задач урока
Сегодня мы познакомимся со способами кодирования текстовой (символьной) информации и научимся её кодировать и декодировать.
- вопросы для беседы
(объяснение нового материала сопровождается показом мультимедийной презентации).
Объяснение нового материала проходит в форме эвристической беседы с одновременным показом мультимедийной презентации на экране.
Преподаватель
: Перейдём к изучению нового материала. Запишите тему урока “Кодирование текстовой (символьной) информации” (слайд 1).
Рассматриваемые вопросы (слайд 2):
- исторический экскурс;
- двоичное кодирование текстовой информации;
- расчет количества текстовой информации.
Исторический экскурс
Человечество использует шифрование (кодировку) текста с того самого момента, когда появилась первая секретная информация. Перед вами несколько приёмов кодирования текста, которые были изобретены на различных этапах развития человеческой мысли (слайд 3) [4]:
- криптография – это тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц;
- азбука Морзе или неравномерный телеграфный код, в котором каждая буква или знак представлены своей комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек)и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире);
- сурдожесты – язык жестов, используемый людьми с нарушениями слуха.
Вопрос
: Какие примеры кодирования текстовой информации можно привести еще?
Учащиеся приводят примеры.
Преподаватель
: (Показ слайда 4). Один из самых первых известных методов шифрования носит имя римского императора Юлия Цезаря (I век до н.э.). Этот метод основан на замене каждой буквы шифруемого текста, на другую, путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу, то есть после буквы я рассматривается а. Так слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлф. Обратный процесс расшифровки данного слова –необходимо заменять каждую зашифрованную букву, на вторую слева от неё.
Двоичное кодирование текстовой информации
Вопрос
: В каком из перечисленных приёмов кодирования используется двоичный принцип кодирования информации?
Ответ учащихся:
В азбуке Морзе.
Преподаватель
: В компьютере также используют принцип двоичного кодирования информации. Только вместо точки и тире используют 0 и 1 (слайд 5).
Традиционно для кодирования одного символа используется 1 байт информации.
Вопрос
: Какое количество различных символов можно закодировать?
Ответ учащихся
: N = 2I = 28 = 256.
Преподаватель
: Верно. Достаточно ли этого для представления текстовой информации, включая прописные и строчные буквы русского и латинского алфавита, цифры и другие символы?
Дети подсчитывают количество различных символов:
- 33 строчные буквы русского алфавита + 33прописные буквы = 66;
- для английского алфавита 26 + 26 = 52;
- цифры от 0 до 9 и т.д.
Преподаватель
: Ваш вывод?
Вывод учащихся
: Получается, что нужно 127символов. Остается еще 129 значений, которые можно использовать для обозначения знаков препинания, арифметических знаков, служебных операций (перевод строки, пробел и т.д.. Следовательно, одного байта вполне хватает, чтобы закодировать необходимые символы для кодирования текстовой информации.
Преподаватель
: В компьютере каждый символ кодируется уникальным кодом.
Принято интернациональное соглашение о присвоении каждому символу своего уникального кода. В качестве международного стандарта принята кодовая таблица ASCII (American Standard Code for Information Interchange) (слайд 6).
В этой таблице представлены коды от 0 до 127 (буквы английского алфавита, знаки математических операций, служебные символы и т.д.), причем коды от 0 до 32 отведены не символам, а функциональным клавишам. Запишите название этой кодовой таблицы и диапазон кодируемых символов.
Коды с 128 по 255 выделены для национальных стандартов каждой страны. Этого достаточно для большинства развитых стран.
Для России были введены несколько различных стандартов кодовой таблицы (коды с 128 по 255).
Вот некоторые из них (слайд 7-8).Рассмотрим и запишем их названия:
КОИ8-Р, СР1251, СР866, Мас,ISO.
Откройте учебник информатики стр.14 п.1.1.1
Преподаватель
задает вопросы по прочитанному материалу. Формулировки вопросов можно варьировать по усмотрению преподавателя.
Например:
- какой стандарт был применён первым для кодировки русскоязычных букв?
- какой стандарт кодировки наиболее распространен в настоящее время?
- что означает сочетание букв “СР” в кодировках СР1251, СР866?
-почему от однобайтовой кодировки перешли к двухбайтовой?
Учащиеся:
отвечают на поставленные вопросы.
Преподаватель:
: В текстовом редакторе MS Word чтобы вывести на экране символ по его номеру кода, необходимо удерживая на клавиатуре клавишу “ALT”набрать код символа на дополнительной цифровой клавиатуре.
Запустите текстовый редактор MS Word. Удерживая клавишу “ALT”, наберите коды на дополнительной цифровой клавиатуре (слайд 9):
133 232 242
Какое слово получили?
Ответ
: бит.
Преподаватель
: Закройте файл без сохранения.
Понятие кодировки Unicode
(слайд 10) В мире существует примерно 6800 различных языков. Если прочитать текст, напечатанный в Японии на компьютере в России или США, то понять его будет нельзя. Чтобы буквы любой страны можно было читать на любом компьютере, для их кодировки стали использовать два байта (16 бит).
Вопрос
: Сколько символов можно закодировать двумя байтами? (Для слабоуспевающих учащихся можно предложить им воспользоваться инженерным калькулятором).
Ответ учащихся: 65536
Такая кодировка называется Unicode и обозначается как UCS-2. Этот код включает в себя все существующие алфавиты мира, а также множество математических, музыкальных, химических символов и многое другое. Существует кодировка и UCS-4, где для кодирования используют 4 байта, то есть можно кодировать более 4 млрд. символов.
Расчет количества текстовой информации
Так как каждый символ кодируется 1 байтом, то информационный объем текста можно узнать, умножив количество символов в тексте на 1 байт.
Проверим это на практике. Включите монитор, создайте текстовый документ в редакторе Блокнот и напечатайте в нём пословицу (слайд 11): “Ученье – свет, а неученье – тьма”. Сколько в ней символов?
Ответ
: 37 (со знаками препинания, пробелами и кавычками)
Преподаватель
: Сохраните и закройте файл. Определите его объем в байтах. Каков он?
Ответ
: 37 байт.
Преподаватель
: Ваш вывод?
Учащиеся обсуждают и делают выводы.
- Самостоятельная работа обучающихся (45 мин.).
Практическое занятие №4. (см. приложение)
Дополнительное задание: закодировать послание другу (в паре) и расшифровать чужое послание.
- Подведение итогов занятия, оценивание учебных достижений обучающихся (3 мин.)
Вопросы преподавателя (слайд 13):
1. Какой принцип кодирования текстовой информации используется в компьютере?
2. Как называется международная таблица кодировки символов?
3. Перечислите названия таблиц кодировок для русскоязычных символов.
4. В какой системе счисления представлены коды в перечисленных вами таблицах кодировок?
Преподаватель подводит итог урока.
6. Домашнее задание (2 мин.).
Учебник: Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» 10 класс, п.1.1.1
Индивидуальное задание: закодировать свою фамилию и имя.
Список используемой литературы:
- Информатика и ИКТ. Учебник 10 класса/Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 3-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 394 с.: ил.
- Словарь русских пословиц и поговорок. – М.: Терра, 1997 – 350 с.
- Простейшие методы шифрования текста/ Д.М. Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2007 – 32 с.
- Тексты демонстрационных тестов по информатике в форме и по материалам ЕГЭ 2004-2013 г.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии обработки текстовой информации.Выполнение таблиц в текстовом редакторе Word.
Назначение материала ознакомление с созданием таблиц в текстовом редакторе Word.Помощь при закреплении приобретенных навыков в работе по оформлению текстового документа....
Технологии обработки текстовой информации в среде текстового процессора Microsoft Word 2010 (Часть I)
В данном методическом пособии рассматриваются основные приемы работы с текстовым процессором Microsoft Word 2010. Основные группы команд на вкладках ленты: «Главная», «Разметка страницы», «Вид»; основ...
Методическое пособие по выполнению практических работ «Технология обработки текстовой информации с помощью текстового процессора MS Word»
Цель настоящего пособия привить у студентов медицинского колледжа навыки работы в текстовом процессоре Microsoft Word, развить общие и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС С...
Методическая разработка урока по информатике по теме: «Технологии обработки текстовой информации. Создание многостраничного документа»
Методическая разработка урока по информатике по теме: «Технологии обработки текстовой информации. Создание многостраничного документа»...
Практическая работа "Ввод и обработка текстовой информации в среде текстового процессора"
В работе дается теоретическая справка материала урока, а также примеры практических заданий и их выполнение....
Решение задач на кодирование текстовой информации
Решение задач на кодирование текстовой информации...
План урока "Кодирование числовой информации"
План урока "Кодирование числовой информации"...