МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ИНФОРМАТИКА »
учебно-методический материал
Данная работа представляет собой методические рекомендации по выполнению практичечких работ по дисциплине "Информатика" курсантами 2 курса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Морской технический колледж имени адмирала Д.Н.Сенявина»
УТВЕРЖДАЮ Директор СПбМТК ____________ /В.А. Никитин/ Протокол № ______ от ___ » ______ 2018 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЕН.02 Информатика
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
Санкт-Петербург
2018г.
Согласовано на Методическом совете СПбМТК Председатель МС _____/_________/ Протокол №_____ «___»__________2018 г. | Составлены в соответствии с требованиями федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 26.02.03 Судовождение Методист ________( ФИО) «_____»_____________ 2018г. |
Рассмотрено и принято на заседании цикловой методической комиссии Председатель ЦМК _____ /____________/ Протокол №_____ «___»__________2018 г. |
Методические рекомендации для проведения практических работ и лабораторных занятий разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) (шифр и название специальности)
Разработчики:
Подшибякин А. Н. преподаватель СПб МТК
Согласовано
Начальник методического отдела
_________ /О.Е.Корякина /
«___»___________________2018 г.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« МОРСКОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ИМЕНИ АДМИРАЛА Д. Н. СЕНЯВИНА
Соответствует учебному плану, образовательному стандарту и рабочей программе дисциплины Методист СПбМТК _______________ И.Ю. Плотникова «_____» августа 2017г. Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии Председатель ЦМК _______/___________________ «_____»___________2017 г. Протокол №_________ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМР ________________ В.Е.Андреев «___»_________________ 2017 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ИНФОРМАТИКА »
Специальности:
Специальности:
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
Преподаватель Подшибякин А. Н.
Санкт-Петербург 2017/2018
Пояснительная записка
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Информатика созданы для курсантов 2 курса по специальности:
Специальности:
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
Практические занятия составляют важную часть профессиональной подготовки курсантов. Основная цель проведения практических занятий - формирование у курсантов аналитического, творческого мышления путем приобретения практических навыков. Практические занятия выполняют следующие задачи:
- закрепляют знания, полученные в процессе лекционного обучения и самостоятельной работы;
- расширяют объём профессионально значимых знаний, умений, навыков;
- позволяют проверить правильность ранее полученных знаний;
- прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления;
- способствуют свободному оперированию терминологией.
Учебная дисциплина «Информатика» входит в общепрофессиональный цикл дисциплин по профессиям 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
26.02.06.ЭКСПЛУАТАЦИ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
Изучение дисциплины направлено для формирования у обучающихся:
а) общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
б) профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Обеспечивать оптимальный режим работы электрооборудования и средств автоматики с учетом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации.
ПК 1.2. Измерять и настраивать электрические цепи и электронные узлы.
ПК 1.3. Выполнять работы по регламентному обслуживанию электрооборудования и средств автоматики.
ПК 1.4. Выполнять диагностирование, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования и средств автоматики.
ПК 1.5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
ПК 3.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.
ПК 3.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна.
ПК 3.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара.
ПК 3.4. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях.
ПК 3.5. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
ПК 3.6. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства.
ПК 3.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.
Для реализации требований стандарта по учебному плану выделено 14 часов на проведение практических работ.
Практические работы проводятся с целью:
- Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний;
- Формирования умений использовать полученные знания для решения конкретных задач;
- Развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- Формирования самостоятельности мышления;
- Формирования общих и профессиональных компетенций.
Практические работы выполняются курсантом по заданию преподавателя. Перед выполнением обучающимимся практических работ преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает в себя цель задания, его содержание, основные требования к результатам работы, критерии оценки.
Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства Информатики, включая дополнительное цифровое оборудование, пользоваться комплексными способами представления и обработки информации.
В результате выполнения практических работ по учебной дисциплине «Информатика » обучающийся должен уметь:
- Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- Просматривать, создавать, редактироваь, сохранять записи в базах данных;
- Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях;
- Представлять информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма ..);
- Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Общие методические указания по выполнению
практических работ.
Приступая к выполнению работы, учащийся должен ознакомиться с настоящим пособием и рекомендованной литературой. Если при изучении материала учащийся не полностью понимает рекомендации, то ему необходимо обратиться за помощью к преподавателю.
Работу необходимо оформить и защитить в установленные преподавателем сроки.
Перед началом работ преподаватель проводит вводную беседу и проверку знаний учащимися теоретического материала.
При выполнении работ учащийся должен соблюдать правила техники безопасности, правила санитарии и гигиены.
В том числе учащийся обязан:
- организовать своё рабочее место так, что бы все необходимое было под руками, а все лишние предметы были убраны;
- при проведении работы не отвлекаться и не отвлекать других;
- пользоваться исправным счётным оборудованием, а в случае обнаружения неисправных вилок, розеток и т.п. немедленно сообщить преподавателю;
- следить за чистотой, не покидать рабочее место, не входить и не выходить из аудитории без разрешения преподавателя, не пользоваться мобильным телефоном во время занятий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка «5» выставляется за выполненную практическую работу в полном объеме. Объем выполняемой работы определяется заданием практической работы.
Оценка «4» работа выполнена в объеме на оценку «5», но имеет одну ошибку.
Оценка «3» выставляется за выполненную работу в объеме на данную оценку
Оценка «2» выставляется учащемуся, который не понял задание или отказался его выполнять
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Тема | Вид работы | Кол-во часов |
Тема 3 Количество и качество информации | Практическая работа № 1 Расчет меры информации синтаксического уровня | 1 |
Практическая работа № 2 Расчет меры информации прагматического уровня | 1 | |
Практическая работа № 3 Расчет меры семантического уровня | 1 | |
Тема 4 Представление информации в цифровых автоматах | Практическая работа № 4 Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную | 1 |
Практическая работа № 5 Арифметические действия над целыми числами. | 1 | |
Практическая работа № 6 Выполнение арифметических операций с участием прямого кода | 1 | |
Практическая работа № 7 Выполнение арифметических операций с участием обратного кода | 1 | |
Практическая работа № 8 Выполнение арифметических операций с участием дополнительного кода | 1 | |
Тема № 5 Формализация и моделирование | Практическая работа № 9 Решение задач моделирования с помощью графов | 1 |
Тема № 6 Основы формальной логики | Практическая работа № 10 Решение задач на исчисление предикатов | 1 |
Практическая работа № 11 Решение задач с использованием функций алгебры логики | 1 | |
Практическая работа № 12 Решение задач на построение таблиц истинности | 1 | |
Практическая работа № 13 Решение задач на упрощение логических формул | 1 | |
Тема № 7 Понятие алгоритма и алгоритмические системы | Практическая работа № 14 Использование рекурсии в алгоритмизации вычислений | 1 |
Практическая работа № 15 Создание блок-схемы алгоритма вычисления квадратного корня | ||
1 | ||
Тема № 9 Редактор OpenOfficeOrg Writer | Практическая работа № 16 Верстка и редактирование заданного текста | 1 |
Практическая работа № 17 Форматирование страниц по заданному требованию | 1 | |
Тема № 10 Web-конструирование на HTML | Практическая работа № 18 Создание таблицы | 1 |
Практическая работа № 19 Создание таблицы с использованием специализированных тэгов | 1 | |
Практическая работа № 20 Вставка звука, видео flash-анимации | 1 | |
Практическая работа № 21 Алгоритм создания сайта | 1 | |
Практическая работа № 22 Графический дизайн сайта | 1 | |
Тема № 11 OOO. Calc | Практическая работа № 23 Решение задач с использованием логических функций | 1 |
Практическая работа № 24 Решение задач с использованием логических функций | 1 | |
Практическая работа № 25 Решение задач с использованием логических функций | 1 | |
Практическая работа № 26 Решение задач на построение графиков простых функций | 1 | |
Тема № 12 Введение в работу с OOO. Base | Практическая работа № 27 Алгоритм создания таблиц | 1 |
Практическая работа № 28 Создание таблиц | 1 | |
Практическая работа № 29 Создание таблиц заданным способом | 1 | |
Практическая работа № 30 Создание БД «Телефонная книга» | 1 | |
Практическая работа № 31 Продолжение решения задачи по созданию БД «Телефонная книга» | 1 | |
Тема № 13 Векторная графика | Практическая работа № 32 Создание простого рисунка | 1 |
Практическая работа № 33 Создание клипарта | 1 | |
Практическая работа № 34 Создание «Визитки» | 1 | |
Тема № 14 Трехмерная графика | Практическая работа № 35 Рендеринг объектов – моделирование чашки | 1 |
Практическая работа № 36 Рендеринг объектов – моделирование кружки | 1 | |
Практическая работа № 37 - Рендеринг объектов – моделирование куклы | 1 | |
Итого | 37 |
Практическая работа № 1 Расчет меры информации синтаксического уровня
Тема: Количество и качество информации
Цель: приобрести и отработать навыки определения объема информации
Задачи: Научиться работать с информацией
Контрольные вопросы: Какие способы определения объема информации вы знаете?
- В ящике находятся исправные и неисправные диски. Среди них 16 исправных. Сообщение о том, что из ящика достали неисправный диск, несет 1 бит информации. Сколько всего находится жестких дисков в ящике?
- В ящике находится 32 цветных карандаша, среди которых x – красного цвета. Наудачу вынимается один карандаш. Сообщение «извлечен не красный карандаш» несет 3 бита информации. Чему равно X?
- Сколько существует различных последовательностей из символов плюс и минус длиной ровно пять символов?
- Какое наименьшее число символов должно быть в алфавите, чтобы при помощи всевозможных двух буквенных слов, состоящих из символов данного алфавита, можно было передать не менее 11 сообщений?
- В двух вагонах товарного поезда находятся 32 генератора электрической энергии. Некоторые из них - исправные, некоторые – нет. Сообщение «сломанный генератор находится в первом вагоне» несет 4 бита информации. Сколько генераторов находится во втором эшелоне?
- В барабане для розыгрыша лотереи находится 16 пронумерованных шаров. Определите количество информации, содержащейся в сообщении о первом выпавшем номере.
Практическая работа № 2 Расчет меры информации прагматического уровня
Тема: расчет объема информации
Время выполнения 1 часа
Цель: приобрести и отработать навыки определения объема информации
Задачи: Научиться работать с информацией
Контрольные вопросы: Какие способы определения объема информации вы знаете?
- Определите количество информации, которое содержится в сообщении о результате броска монеты
- Шахматная доска состоит из 64 полей: 8 столбцов на 8 строк. Какое минимальное количество битов потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?
- Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых находится в двух состояниях. Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, что бы с его помощью можно было передать 50 различных сообщений?
- В двух вагонах пассажирского поезда находится 16 пассажиров. Сообщение пассажир первого вагона уснул несет 2 бита информации. Сколько пассажиров находится во втором вагоне?
- Для передачи секретного сообщения из 100 символов, использовался код, состоящий из 20 букв. Все буквы кодируются одним и тем же минимальным количеством битов. Определите, чему равен информационный объем такого сообщения в битах
- Сколько бит информации содержит сообщение 23 Мегабайта?
Практическая работа № 3 Расчет меры семантического уровня
Тема: расчет объема информации
Цель: приобрести и отработать навыки определения объема информации
Задачи: Научиться работать с информацией
Контрольные вопросы: Какие способы определения объема информации вы знаете?
Рекомендуемая литература: конспект лекций, методические рекомендации по выполнению практических работа Подшибякина А. Н
1.В спичечной коробке лежат целые и сломанные спички. Сломанных спичек – в коробке 9 штук. Сообщение о том, что из коробки достали целую спичку, несет 2 бита информации. Сколько всего спичек в коробке?
2. Дан фрагмент стихотворения Бориса Пастернака «Снег»:
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет
Снег идет, и всё в смятении,
Всё пускается в полёт,
Черной лестницы ступени,
Перекресток поворот
Закодировать это сообщение неравномерным двоичным кодом, сопоставив двоичное значение числам присвоенным буквам русского алфавита по возрастанию, начиная с а и заканчивая буквой я. Определить количество переданного закодированного таким образом стихотворения, рассчитав меру Хартли и меру Шеннона, взяв за вероятность частоту появления буквы в стихотворении.
Практическая работа № 4
Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную
Тема: системы счисления
Время выполнения 1 час
Цель: приобрести и отработать навыки работы в различных системах счисления
Задачи: Научиться работать с различными системами счисления
Контрольные вопросы: Какие алгоритмы преобразования одной системы счисления в другую вы знаете?
- Какое количество битов содержит двоичное представление числа 100010
- Перевести число 2567,2252 в десятичное число, перевести число 11111111001101,0010019 в двоичное.
Практическая работа № 5 Арифметические действия над целыми числами.
Тема: системы счисления
Время выполнения 1 час
Цель: приобрести и отработать навыки работы в различных системах счисления
Задачи: Научиться работать с различными системами счисления
Контрольные вопросы: Какие алгоритмы преобразования одной системы счисления в другую вы знаете?
- На какую цифру оканчивается запись числа 15А16 в системе счисления с основанием 8?
- На какую цифру оканчивается запись десятичного числа 153 в системе счисления с основанием 16?
- Определите, выполняется ли неравенство А8 B=6B16 C = 10001101
Практическая работа № 6 Выполнение арифметических операций с участием прямого кода
Тема: системы счисления
Время выполнения 1 час
Цель: приобрести и отработать навыки работы в различных системах счисления
Задачи: Научиться работать с различными системами счисления
Контрольные вопросы: Какие алгоритмы преобразования одной системы счисления в другую вы знаете?
- Определите, какое будет получено число из числа 12,21024 переносом запятой на три разряда влево. Полученное число переведите в десятичную систему счисления.
- Определите, чему равное четвертичное число 3,11 в системе счисления по основанию 8
- Определите количество единиц в двоичной системе счисления числа 200,35
4. Представить число 12310 в двоичном коде в однобайтовом формате, в двубайтовом формате
5. Представить число 65535 в двубайтовом формате в двоичном коде
6. Представить число -234 в прямом и обратном коде и дополнительном коде
7. Представить число -345 в прямом и обратном коде и дополнительном коде
Практическая работа № 7 Выполнение арифметических операций с участием обратного кода
Тема: системы счисления
Время выполнения 1 час
Цель: приобрести и отработать навыки работы в различных системах счисления
Задачи: Научиться работать с различными системами счисления
Контрольные вопросы: Какие алгоритмы преобразования одной системы счисления в другую вы знаете?
- Представить число 576 в прямом, обратном и дополнительном коде
- Сложить числа 17 и 23, предварительно переведя в двоичный код их
- Сложить числа 161 и 198, предварительно переведя их в пятеричный код
- Сложить числа 178 и 456, предварительно переведя их в восьмеричный код
- Использую алгоритм обратного кода вычислить арифметическое выражение 3-10 в двоичной системе счисления
- Произвести вычисления 11100111,1112 – 11111,1012 ; 222322,43267 – 111234,5557
Практическая работа № 8 Выполнение арифметических операций с участием дополнительного кода
Тема: системы счисления
Время выполнения 1 час
Цель: приобрести и отработать навыки работы в различных системах счисления
Задачи: Научиться работать с различными системами счисления
Контрольные вопросы: Какие алгоритмы преобразования одной системы счисления в другую вы знаете?
Произвести вычисления из Практической работы № 7,(6) используя алгоритм дополнительного кода.
- Используя алгоритм обратного кода, вычислить арифметическое выражение 14-123 в двоичной системе счисления
- Используя алгоритм обратного кода вычислить арифметическое выражение 17- 190 в двоичной системе счисления.
- Используя алгоритм обратного кода вычислить следующие арифметически выражения в двоичной системе счисления: а) 123 – 78 б) 145 – 67 в) -78 -91 г) -93 – 12 д) -63-95 е) 95 +67
Тема: Формализация и моделирование
Практическая работа № 9
Тема: Формализация и моделирование
Время выполнения 1 час
Цель: приобрести и отработать навыки моделирования реальных процессов с помощью графов
Задачи: Научиться строить графы как средство моделирования
Контрольные вопросы: Какие типы графов вам известны?
Решение задач моделирования с помощью графов
1.Столбцы таблицы называются полями, а строки – записями
2.Каждая таблица содержит описание одного типа объектов (человека, бригады, самолета) или одного типа связей между объектами.
3.В каждой таблице есть ключ – некоторое значение, которое отличает одну запись от другой; в таблице не может быть двух записей с одинаковыми значениями ключа
4.На практике часто используют искусственно введенное числовое поле,которое называется идентификатор, ID)
Выбрать способ решения задачи с использованием графов.
Граф состоит из вершин, связанных линиями-ребрами. Вершины графа изображаются кругами, овалами, точками.
Граф называется взвешенным, если его вершины или рёбра характеризуются некоторой дополнительной информацией - весами вершин или рёбер.
Неориентированные графы
I. два варианта значения слова “граф”:
1) удобная форма описания структур типа дорожной сети или сети передачи данных;
2) математический объект G := (V, E), где V — это непустое множество вершин, а E — множество ребер (пар вершин).
Для описания графа часто используют квадратную таблицу, которая описывает все возможные связи между узлами (без учета дублирования).
Если, например, на пересечении строки A и столбца B записано число 1, это означает, что есть ребро, соединяющее вершины A и B; число 0 в этой ячейке означает, что такого ребра нет. Такую таблицу называют матрицей смежности.
Задача 1: У Маши есть 2 конверта: обычный и экспресс, и 3 марки: круглая, прямоугольная и треугольная. Сколькими способами Маша может выбрать конверт и марку, чтобы отправить письмо?
Задача 2: На дополнительное занятие по физической культуре пришли восемь учащихся: Саша, Маша, Таня, Артём, Женя, Лёша, Настя и Юра. Физкультурный руководитель Николай Владимирович попросил их построиться по росту. Известно, что Саша выше Маши, Таня выше Артёма, Женя ниже Лёши, но выше Насти, Настя выше Саши, Лёша ниже Юры, а Маша выше Тани. Давайте поможем ребятам выстроиться по росту.
Задача 3: Крестьянин купил на базаре козу, кочан капусты и волка. По дороге домой нужно было переправиться через реку. У крестьянина была маленькая лодка, в которую кроме него могла поместиться только одна из его покупок. Как ему переправить все товары через реку, если нельзя оставлять козу наедине с капустой и волка наедине с козой?
Задача 4: Сколько трёхзначных чисел можно составить из четырёх цифр: 1, 2, 3 и 4.
Практические работы № 10 - 13 Решение задач по теме
Тема: Формальная логика
Время выполнения 4 часа
Цель: приобрести и отработать навыки работы в использовании средств математической логики в своей деятельности
Задачи: Научиться решать задачи булевой алгебры
Контрольные вопросы: В чем главная особенность формальной логики?
Практическая работа № 10 Решить следующие задачи:
Задача 1 А,B,C - целые числа, для которых истинно высказывание
ך(А ≡19) &((C>A)=>(2B (A≤2B+4))). Чему равно A если C =18 и B=8&
Задача 2 Определите наименьшее натуральное число X, при котором истинно высказывание: (X*(X+2)<50)=>(X*X > 35) .
Задача 3. Определите, является ли тавтологией формула:
(((A≡B) ˅ B) Ꚛ A) ˅ (A=>B)
Задача 4 Три студента – Иванов, Петров и Сидоров – хотят сдать сессию на отлично. Были высказаны следующие предположения:
- Сдача экзаменов на отлично студентом Петровым равносильно тому, что сдаст на отлично Иванов и Сидоров.
- Неверно, что сдаст на отлично Петров или на отлично сдадут Иванов и Сидоров
- Студент Сидоров не сдаст экзамены на отлично, и это при том, что если Иванов сдаст на одни пятерки, то и Петров сдаст также на отлично.
После сессии оказалось, что только одно из этих трех предположений ложно. Кто сдал экзамен на отлично?
Практическая работа № 11 Решить следующие задачи:
Задача 1 Четыре рядом стоящих дома расположены по одной стороне улицы. В них живут Маша, Света, Ира, Валя. Из каждого дома сбежало по кошке: черная, серая, белая, и трехцветная. Нашедший всех четверых животных точно знает, что:
- Валя – соседка Маши
- Ира живет левее Вали и Маши
- Света не соседка Вали
- У Иры кошка не черная и не серая
- Света живет правее и Вали и Маши
- Белая кошка не живет в крайнем доме
- Маша – хозяйка черной кошки
Определите цвет кошек, принадлежащей каждой девочке.
Задача 2 Даны три кучи камней, содержащих соответственно 1,3 и 5 камней. За один ход разрешается или удвоить количество камней в меньшей куче, или добавить по одному камню в каждую кучу из трех. Выигрывает игрок, после хода которого во всех трех кучах суммарно становится не менее 16 камней. Выясните, кто выигрывает при правильной игре, - первый или второй игрок.
Задача 7 Построить таблицу истинности для выражения
(X=>ךY)↓(Y<=ךZ)˅(Z=>ךX)
Практическая работа № 12 Решить следующую задачу:
Задача 1. Дана таблица истинности выражения F
x | y | z | f |
1 | 0 | 1 | 1 |
0 | 0 | 1 | 0 |
0 | 1 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 | 0 |
1 | 1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 | 9 |
Определите, соответствует ли F выражению:
X˄┐Y˄Z˅┐X˄Y˄Z˅X˄Y˄┐Z
Практическая работа № 13 Решить следующую задачу:
Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучи камней. В первой из которых 1, а во второй 2 камня. У каждого игрока неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или увеличивает в три раза количество камней в какой куче, или добавляет два камня в какую то кучу. Выигрывает игрок, после хода которого общее число камней в двух кучах становится не менее 17. Кто выигрывает при безошибочной игре обоих игроков – игрок, делающий первый ход. Или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока?
Практическая работа № 14 Использование рекурсии в алгоритмизации вычислений
Тема: Теория алгоритма
Время выполнения 1 час
Цель: приобрести и отработать навыки в создании алгоритмических способов обработки информации
Задачи: Научиться записывать алгоритмические структуры
Контрольные вопросы: Назовите особенности различных способов записи алгоритма
Рекомендуемая литература: конспект лекций, методические рекомендации по выполнению практических работа Подшибякина А.
Практическая работа № 14 Использование рекурсии в алгоритмизации вычислений
Задача 1 Построить дерево рекурсии для вычисления пятого члена последовательности Фиббоначи
Задача 2. Дан прямоугольник, стороны которого выражены натуральными числами. Разрежьте его на минимальное число квадратов с натуральными сторонами. Найдите число получившихся квадратов.
Разработать рекурсивную триаду.
Практическая работа № 15
Тема: Теория алгоритма
Время выполнения 1 час
Цель: приобрести и отработать навыки в создании алгоритмических способов обработки информации
Задачи: Научиться записывать алгоритмические структуры
Контрольные вопросы: В чем различие записи алгоритма по Ван-Хао от записи алгоритма по Ляпунову?
Создание блок-схемы алгоритма вычисления квадратного корня. Написать этот алгоритм в операторных символах Ван-Хао и Ляпунова.
Практические работы № 16, 17 Верстка и редактирование заданного текста
Тема: Работа в текстовом редакторе Open Office Org Writer
Время выполнения 2 часа
Цель: приобрести и отработать навыки в создании формул в текстовом редакторе информации
Задачи: Научиться записывать формулы
Контрольные вопросы: В чем главная особенность любого текстового редактора?
Верстка и редактирование заданного текста.
Практическая работа № 16 Набрать следующие формулы:
Практическая работа № 17 Набрать следующие формулы:
a) , b) , c) .d)
а) б) в)
Практические работы № 18, 19, № 20, № 21, № 22
Тема: Web-конструирование на HTML
Время выполнения 1 час
Цель: получить начальные навыки и знания по формированию web-страниц
Задачи: Научиться работать с HTML кодом
Контрольные вопросы: В чем главная особенность кода HTML?
Практическая работа № 18 Создание таблицы.
Создать в Блокноте и сохранить как вэб-страницу текст с главными тэгами заданный текст:
«В отличие от многих прогрессивных сцен мира, израильская прогрессивная рок-сцена оставалась практически неизвестной за пределами страны, да порой и в самом Израиле. Ее формирование можно проследить в конце шестидесятых, когда в Израиле была оживленная, но небольшая клубная/дискотечная сцена, что дало многим группам возможность выступать и отшлифовывать свое звучание. Большинство этих групп (THE LIONS, UZI VE'HSIGNONOT, HACHOCOLADA, HASHMENIM VE'HARAZIM и другие) сконцентрировались на исполнении кавер-версий популярных в то время артистов, таких как THE BEATLES, PROCOL HARUM, THE SEARCHERS и т.д., в то время как другие начали разрабатывать свое собственное оригинальное звучание.»
Практическая работа № 19
- Впишите необходимые теги и текст, что бы получить HTML-код для вэб-страницы, показанный на образце:
< ___align=____>
Face=”____”> Архитектура компьютера - устройство и принципы взаимодействия всех частей компьютера
<___color___size=____>
Образец:
Архитектура компьютера
Архитектура компьютера – устройство и принципы взаимодействия частей компьютера
_______________________________________________
Выравнить текст и абзацы и подзаголовки. Управление начертанием текста. Изменение параметров шрифта. Типы списков, Графика. Внутренние гиперссылки. Создание сайта «Биографии ученых», «Устройство ввода информации»
…
Практическая работа № 20 Вставка звука, видео flash-анимации
Тема: Web-конструирование на HTML
Время выполнения 1 час
Цель: получить начальные навыки и знания по формированию web-страниц
Задачи: Научиться работать с HTML кодом
Задача: Вставить в готовую страницу заданный медиа-файл, интегрировать его в структуру вэб-сайта
Практическая работа № 21 Создание страницы с таблицами
Тема: Web-конструирование на HTML
Время выполнения 2 часа
Цель: получить начальные навыки и знания по формированию web-страниц
Задачи: Научиться работать с HTML кодом
Задача:
- Запишите необходимые теги и внесите требуемую текстовую информацию, что бы получить необходимый HTML-код для вэб страницы: Проверьте правильность выполнения на компьютере:
<___color=blue____=4____=” Tahoma”>
Основные устройства компьютера
<____border=1____>=black____center>
<___aling=_____><____><____>Компьютер <____>
<___><___> Устройство ввода <___><___>
<___><___> Устройство памяти <___><___>
Компьютер |
Устройство ввода |
Устройство памяти |
Процессор |
Устройство вывода |
<___><___> Процессор <___><___>
<___><___> Устройство вывода <___><___>
<______>
Практическая работа № 22 Создание страницы с таблицами
Создайте файл с именем lesson.html Создайте таблицу в соответствии с образцом. Проверьте правильность написания на компьютере. Сохраните полученный файл.
Образец:
Откройте файл lesson.html . Внесите новую информацию в ячейки таблицы. Задайте в теге Задайте в теге Образец: Создание Web - страниц Глобальные компьютерные сети открыли пользователям компьютеров быстрый и легкий доступ к мировым источникам информации WWW (World Wide Web) система навигации. Поиска и доступа к мультемидейным ресурсам с помощью. средств гипертекста Браузер – программа просмотра гипертекстовых страниц WWW Гипертекст – текст, содержащий связи с другими текстами, графической, видео и звуковой информации HTML – язык разметки гипертекста HTML – документы – текстовые файлы в которые встроены специальные теги Теги- команды языка HTML Практические работы № 23, 24, 25 Тема: Электронные таблицы Время выполнения 3 часа Цель: получить начальные навыки и знания по работе с формулами в электронной таблице Задачи: Научиться использовать графические возможности электронных таблиц и создание формул в профессиональной деятельности Контрольные вопросы: Какие задачи могут решать электронные таблицы? . Практическая работа № 23, 24, 25 Решение задач с использованием логических функций Практическая работа № 23 Решить следующие задачи в ООО.Calc: Задача 1. Необходимо переоценить товарные остатки. Если продукт хранится на складе дольше 8 месяцев, уменьшить его цену в 2 раза. Задача 2. Если стоимость товара на складе после уценки стала меньше 300 р. или продукт хранится дольше 10 месяцев, его списывают. Практическая работа № 24 Решить следующие задачи в ООО.Calc: Задача 3. Ученики перед поступлением в гимназию сдают математику, русский и английский языки. Проходной балл – 12. По математике для поступления нужно получить не менее 4 баллов. Составить отчет о поступлении. Задача 4 .Компания по снабжению электроэнергией взимает плату плату с клиентов по тарифу: k рублей за 1 КВт/ч и m рублей за каждый КВт/ч сверх нормы, которая составляет 50 Квт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента. Практическая работа № 25 Решить следующие задачи в ООО.Calc: Задача 5 10 спортсменов-многоборцев принимают участие в соревнованиях по 5 видам спорта. По каждому виду спорта спортсмен набирает определенное количество очков. Спортсмену присваивается звание мастер, если он набрал в сумме не менее k очков. Сколько спортсменов получило звание мастера? Задача 6. Рассчитать количество комиссионных на основе использования логических функций Практическая работа № 26 Решить следующую задачу в ООО.Calc: Тема: Электронные таблицы Время выполнения 1 час Цель: получить начальные навыки и знания по работе с формулами в электронной таблице Задачи: Научиться использовать графические возможности электронных таблиц и создание формул Контрольные вопросы: Какие задачи могут решать электронные таблицы? Решение задач на построение графиков простых функций Задача: Построить графики простых и составных функций Задача: Построить график сложной функции с шагом h=0.1 Функция задается следующим уравнением: F(x)= Введение в работу ООО.Base Практические работы № 27 № 28 №29 Создание таблиц Тема: Введение в работу ООО.Base Время выполнения 2 часа Цель: получить начальные навыки и знания по формированию базы данных средствами офисного редактора Практическая работа № 27 Задачи: 1. На городской олимпиаде по программированию предлагалась задача трех типов: А, В, С. По итогам олимпиады была составлена таблица, в колонках которой указано, сколько задач каждого типа решил участник. Вот начало этой таблицы: Фамилия А И С Иванов 3 2 1 За правильное решение задачи типа А участнику начислялся 1 балл, за решение задачи типа В – 2 балла, за решение задачи типа С – 3 балла. Победитель определялся по сумме баллов, которая у всех участников разная. Для определения победителя олимпиады достаточно выполнить следующий запрос: Практическая работа № 28 Решить задачу: Задача 2 Сколько записей в нижеследующем фрагменте турнирной таблицы удовлетворяют условию: Место <=3 И (Н>2 ИЛИ О>6)? место участник в н п о 1 Иванов 5 3 2 6,5 2 Петров 6 0 3 6 3 Сидоров 5 1 4 5,5 4 Кошкин 3 5 1 5,5 5 Матвеев 3 3 3 4,4 6 Павлов 3 2 4 4 Практическая работа № 29 Решить задачу: Задача 3 База данных школы включает таблицу с информацией о золотых и серебряных медалистах, которая, наряду с другими, имеет поля с названиями Год, и Тип медали. В таблице находятся записи о количестве медалистов 2008, 2009, 2010 годов. Всего таблица включает 36 записей. Заведующий учебной частью запросил информацию о медалистах. Ниже приведены запросы и количество записей которые удовлетворяют этим запросам. Запрос N Год=2009 ИЛИ Тип медали = золотая 25 Неверно, что (Тип медали = золотая И Год = 2008) 32 Тип медали = серебряная И Год = 2010 8 Определите количество записей, удовлетворяющих запросу Тип медали = золотая И Год = 2010 Практические работы № 30 № 31 Создание БД «Телефонная книга» Тема: Введение в работу ООО.Base Время выполнения 2 часа Цель: получить начальные навыки и знания по формированию базы данных средствами офисного редактора Задачи: Создать базу данных под названием «Телефонная книга» на 50-100 абонентов Контрольные вопросы: Какие задачи решает любая база данных? В чем особенность реляционной базы данных? Практическая работа № 30 – Создание базы данных «Телефонная книга». База данных создается из ста номеров произвольного значения с использование таблиц. При обращении к ней по фамилии или номеру телефона выдается информация абонента. Работа выполняется курсантом под руководством преподавателя и на основе изученного ранее теоретического материала Практическая работа № 31 – Завершение работы над созданием базы данных в редакторе OOO. Base «Телефонная книга» Практические работы № 32 № 33 № 34 Тема: Векторная графика Время выполнения 3 часа Цель: получить начальные навыки и знания по созданию простейших векторных рисунков Задачи: Создать ряд рисунков под руководством преподавателя Контрольные вопросы: Для чего предназначены векторные рисунки? Практические работы № 32 № 33 № 34 посвящены созданию изображений в редакторе векторной графики Inkscape. Создать под руководством преподавателя ряд векторных рисунков Практическая работы № 32 Создание средствами векторной графики Inkscape рисунка «Пингвин». Рисунок создается курсантом под руководством преподавателя и после изучения необходимого теоретического материала. Практическая работы № 33 Создание клипарта. Курсантом самостоятельно создается клипарт на произвольно выбранную тему. Практическая работы № 34 Курсантом создаются две визитки, причем одна из них выполнена исключительно самостоятеьно а вторая под руководством преподавателя . Практические работы № 35 № 36 № 37 Тема: Трехмерная графика в редакторе Blender Время выполнения 3 часа Цель: получить начальные навыки и знания по созданию простейших трехмерных рисунков Задачи: Создать ряд рисунков под руководством преподавателя Контрольные вопросы: Для чего предназначены векторные рисунки? , Задача: Создать под руководством преподавателя ряд трех-мерных рисунков. Практическая работа № 35 Рендеринг объектов – моделирование чашки Практическая работа выполняется курсантом под руководством преподавателя и послее необходимого изучения теоретического материала. Практическая работа № 36 Рендеринг объектов – моделирование кружки Практическая работа выполняется курсантом исключительно самостоятельно Практическая работа № 37 Рендеринг объектов – моделирование куклы Практическая работа выполняется курсантом под руководством преподавателя и после необходимого изучения теоретического материала литература: Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплинам.... Методические рекомендации к выполнению практических работ по дисциплине Организация хранения и контроль запасов и сырья. по специальности 19.02.10 Технология продукции ОП.... Методическое пособие предназначено для студентов технических специальностей для выполнения практических работ по дисциплине "Экологические основы природопользования". В пособии имеется инфор... МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо практическим работампо дисциплине «Основы предпринимательской деятельности»для студентов специальности35.02.07 Механизация сельского хозяйстваочной формы ... Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"... Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля; требования по видам внеаудиторной самостоятельной работе... Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"... Ячейка 1 Ячейка 2 Ячейка 3 Ячейка 4 Ячейка 5 Ячейка 6 следующие параметры: ширина таблицы – 90%, расстояние между содержимым ячейки таблицы – 5, цвет линий – зеленый, толщина линий – 2, выравнивание – по центру.
ширину ячейки равной 45%. Сохраните файл По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплинам: Технология приготовления простой кондитерской продукции. Технология приготовления простой и осовной кулинарной продукции
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине: Организация хранения и контроль запасов и сырья
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Экологические основы природопользования"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по практическим работам по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"