«Автоматизированные информационные системы.»
план-конспект занятия на тему

Лекция по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" специальности Сестринское дело, 2 курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l-5_ais.docx95.42 КБ

Предварительный просмотр:

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

Группы 9-2х

Лекция №5

«Автоматизированные информационные системы.»

  1. Понятие информационной системы

Система (system – целое, составленное из частей; греч.) – это совокупность элементов,  взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Архитектура системы – совокупность свойств системы, существенных для пользователя.

Элемент системы – часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Элементы, состоящие из простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами.

Организация системы – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояния элементов в рамках системы.

Структура системы – состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и характеризуются внутренними связями, то говорят об иерархической структуре системы. 
Добавление к понятию 
система слова информационная отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые информационные продукты.

Информационная система— это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации - компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

В нормативно-правовом смысле информационная система определяется как «организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» [Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995, № 24-ФЗ].

  1. Классификация информационных систем по функциональному признаку

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. На рис. 1.1 представлена классификация информационных систем по характеристике их функциональных подсистем.

В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая деятельность.

http://tsput.ru/res/informat/sist_seti_fmo/lekcii/img1/image001.gif

Рис. 1.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку



2. Автоматизированные информационные системы

Автоматизированная система – система, состоящая из персонала и комплекса средств  автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию установленных функций.

ИС - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ — человеко-машинные системы для поиска, сбора, накопления, хранения, передачи, обработки информации с использованием вычислительной техники, компьютерных информационных сетей, средств и каналов связи.

Основная цель АИС - хранение, обеспечение эффективного поиска и передачи информации по соответствующим запросам для наиболее полного удовлетворения информационных запросов большого числа пользователей. К основным принципам автоматизации информационных процессов относят: окупаемость, надежность, гибкость, безопасность, дружественность, соответствие стандартам.

Выделяют четыре типа АИС:

1) Охватывающий один процесс (операцию) в одной организации; 
2) Объединяющий несколько процессов в одной организации; 
3) Обеспечивающий функционирование одного процесса в масштабе нескольких взаимодействующих организаций; 
4) Реализующий работу нескольких процессов или систем в масштабе нескольких организаций.

Классификация АИС по направлению деятельности


АИС можно представить как комплекс автоматизированных информационных технологий, составляющих ИС, предназначенную для информационного обслуживания потребителей.

http://inftis.narod.ru/is/is-pr3-1.jpg

Рис. 3.1. Основные компоненты и технологические процессы АИС.

Цель автоматизации информационных процессов - повышение производительности и эффективности труда работников, улучшение качества информационной продукции и услуг, повышение сервиса и оперативности обслуживания пользователей.

Соответственно, на наш взгляд, можно выделить следующие виды АИС, используемые в медицине:

·     автоматизированные системы обработки данных (АСОД);

·     автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

·     автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

·     автоматизированные рабочие места (АРМ);

·     автоматизированные системы управления (АСУ);

·     экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений;

Классификация АИС определяет место каждой системы, ее связь с другими системами и пути возможного построения новых информационных систем. Так, например, сочетание АИСС и АСОД получило название автоматизированной информационно-расчетной системы, а в состав АСУ может входить одновременно несколько АРМ и ЭС.

Рассмотрим каждый из перечисленных в классификации типов АИС подробнее и приведем конкретные примеры использования соответствующих систем.

Автоматизированные системы обработки данных (АСОД) предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются входные данные, известны алгоритмы и стандартные процедуры обработки. АСОД применяются в целях автоматизации повторяющихся рутинных операций управленческого труда персонала невысокой квалификации. 

АИПС - система, обеспечивающая отбор и вывод информации по заданному в запросе условию.

АИСС называются системы, работающие в интерактивном режиме и обеспечивающие пользователей сведениями справочного характера. Они производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных.

АРМ называется индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста. В состав АРМ входят, как правило, ПК, принтер, графопостроитель, сканер и другие устройства, а так же такие прикладные программы, как, например, текстовые редакторы, электронные таблицы, средства деловой графики и т.п., т.е. офисные приложения. АРМ являются основной средой ИТ автоматизации профессиональной деятельности.

АСУ представляет собой комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации управления различными объектами.

Экспертная система (ЭС) – это система искусственного интеллекта, включающая базу знаний с набором правил и механизм вывода, позволяющая на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия.

Автоматизированные экспертные системы представляют собой комплексы программного обеспечения ЭВМ, основанные на алгоритмах искусственного интеллекта, в особенности на методах решения проблем, и предполагающие использование информации, полученной от специалистов.

Экспертная система основана на знаниях. Знания возникают как результат переработки информации, накопленной в определенной предметной области.

Для создания информационного обеспечения необходимо:

  • ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;
  • выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;
  • совершенствование системы документооборота;
  • наличие и использование системы классификации и кодирования;
  • владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
  • создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

  • компьютеры любых моделей;
  • устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
  • устройства передачи данных и линий связи;
  • оргтехника и устройства автоматического съема информации;
  • эксплуатационные материалы и др.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств) – централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших компьютеров и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.
Перспективным подходом следует считать, по-видимому, 
частично децентрализованный подход – организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных и больших компьютеров для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

Математическое и программное обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Видео про ЕМИАС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Проектирование автоматизированной информационной системы для организации оптовых поставок"

Деловые игры в процессе обучения являются универсальной формой воспитательной работы. С одной стороны это имитационная модель ситуации, механизмов работы или бизнес процессов, с другой это средство дл...

Рабочая программа учебной дисциплины АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ специальность 35.02.03 технология деревообработки

1.Цель дисциплиныОвладение указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными и общими компетенциями2. Требования к уровню освоения содержания дисциплиныПроцесс изучени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Профессионального модуля ПМ 04. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности по специальности 210206 «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности»

Рабочая программа разработана на основе ФГОС СПО по специальности 120703 «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельно», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ» для специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Рабочая программа учебной  дисциплины «Устройство и функционирование информационной системы»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по сп...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ» по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Устройство и функционирование информа...