Методическая разработка мастер-класса «Использование интерактивной доски на уроке»
методическая разработка на тему

Сегодняшний день характеризуется массовостью и доступностью персональных компьютеров в России, широким использованием телекоммуникаций, что позволяет автоматизировать процесс управления образованием, внедрять разрабатываемые информационные технологии обучения в образовательный процесс, совершенствуя и модернизируя его, улучшая качество знаний, повышая мотивацию к обучению, максимально используя принцип индивидуализации обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_po_ispolzovaniyu_interaktivnoy_doski.docx798.36 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Сибайский многопрофильный профессиональный колледж

Методическая разработка

мастер-класса

«Использование интерактивной

доски на уроке»

Разработал преподаватель

информатики Рахимова Г.Р.

2013г


Содержание

Введение                                                                                         3

Виды интерактивных досок и принцип их работы                                 4

Преимущества и недостатки интерактивных досок                                6

Использование интерактивной доски на уроках различных дисциплин        9

Заключение                                                                                12

Использованные ресурсы и полезные ссылки                                        13

        


ВВЕДЕНИЕ

Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Конечные цели информатизации образования - обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание станут жизненной необходимостью. Такое глубинное влияние на цели обучения опирается на потенциальные возможности компьютера как средства познавательно-исследовательской деятельности, средства, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к обучению, способствующего развитию индивидуальных способностей обучаемых.

Сегодняшний день характеризуется массовостью и доступностью персональных компьютеров в России, широким использованием телекоммуникаций, что позволяет автоматизировать процесс управления образованием, внедрять разрабатываемые информационные технологии обучения в образовательный процесс, совершенствуя и модернизируя его, улучшая качество знаний, повышая мотивацию к обучению, максимально используя принцип индивидуализации обучения. В течение последних десяти лет, в период которых происходит бурное развитие информационных технологий, остаётся актуальным вопрос об изменение роли учителя в современной системе образования.

Сегодня педагог-предметник уже не в состоянии игнорировать тот образовательный потенциал, которым обладают современные информационные технологии и соответствующая им программно-техническая платформа, переводящие образовательный процесс на качественно новый уровень. За счет использования накопленных методических знаний и дидактических материалов учителя способны значительно увеличить степень образовательного воздействия на уроках, повысить уровень мотивации школьников к изучению нового материала. Сегодня наблюдается возрастающий интерес учителей-предметников к использованию информационных технологий в обучении.

ВИДЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДОСОК И ПРИНЦИП ИХ РАБОТЫ

Интерактивная доска (Interactive whiteboard), представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает в качестве устройства ввода информации.

Доской можно управлять как с помощью специального стилуса, так и с помощью прикосновений пальцем. Это зависит от того, какие технологии были использованы при изготовлении доски.

Связь доски и компьютера двусторонняя, а палец или перо (стилус, ручка) интерактивной доски работает как мышь.

В настоящее время интерактивные доски активно используются в учебных классах в качестве средства компьютерной поддержки урока, в тренинг-центрах, комнатах переговоров.

При работе с интерактивной доской проектор может быть заменен документ-камерой, которая дает возможность еще больше разнообразить учебный процесс.

Интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции и различаются по типу установки проектора. При прямой проекции проектор находится перед доской, при обратной проекции — за доской.

Большинство интерактивных досок — доски прямой проекции. Для того чтобы луч проектора не мешал работе преподавателя и учеников, рекомендуется для работы с доской использовать ультракоротко-фокусный проектор, который можно закрепить на креплении непосредственно над доской.

Интерактивные электронные доски бывают активные и пассивные. Активную электронную доску необходимо подключить к источнику питания и к компьютеру с помощью проводов. Пассивная электронная доска не содержит в своей поверхности никаких датчиков и не нуждается в подключении. Ее не нужно подключать к компьютеру или проектору, нет необходимости прокладывать кабели через весь класс. Ее можно беспрепятственно перемещать из одного кабинета в другой.

От того, на основе какой технологии создана интерактивная доска, зависит метод работы с ней. Используются следующие технологии:

Электромагнитная технология (активная);

Аналого-резистивная технология (активная);

Ультразвуковая технология (пассивная);

Инфракрасная технология (пассивная);

Микроточечная технология (пассивная);

Лазерная технология (пассивная);

Оптическая технология (пассивная);

Доски, созданные с применением электромагнитной и резистивной технологий должны подключаться к компьютеру и источнику питания проводами.

На досках, созданных с использованием электромагнитной и лазерной технологий можно работать только специальным электронным маркером. Доски на основе резистивной, ультразвуковой и инфракрасной технологий поддерживают работу как специальным маркером, так и любым другим предметом, например, пальцем. Инфракрасную и ультразвуковую технологии часто комбинируют.

Доска, произведенная на основе микроточечной технологии, в подключении к сети или компьютеру не нуждается. Основным рабочим инструментом в конструкции такой доски является стилус, который передает все данные на компьютер с помощью вмонтированного в него Bluetooth-передатчика.

Сегодня в России в основном продаются модели досок следующих производителей:

  • Smart (доски SmartBoard) - Канада
  • Hitachi (доски StarBoard  и FX-DUO) - Япония
  • Panasonic (доски Panaboard) - Япония
  • PolyVision (доски Walk-and-Talk и Webster) - США
  • Sahara Interactive (доски Communicator77 и Penbord) - Бельгия
  • Triumph (доски Triumphboard) – Чехия
  • QOMO HiteVision (доски QWB200 и QWB300) – США 
  • InterWrite (доски InterWriteBoard) - США
  • Prometean LTD (доски AktivBoard) – Англия

У меня в кабинете установлена доска фирмы Hitachi (StarBoard) - Япония

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДОСОК

Имея уже достаточный опыт работы с интерактивной доской, могу отметить несомненные преимущества проведения уроков с её помощью.

Преимущества для педагогов

  • Работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности;
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  • Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
  • Возможность вынести ключи решений на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.
  • Значительно экономит время при подготовке к урокам за счет встроенных функций ПО;
  • Удобна при работе в большой аудитории;
  • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

        Преимущества для учащихся

  • Делает занятия интересными и является мощным инструментом для развития  мотивации к обучению;
  • Предоставляет больше возможностей для активного участия в учебном процессе;
  • Облегчает понимание сложного материала в результате более ясного, эффективного и динамичного его представления;
  • Способствует развитию творчества и самостоятельности учащихся;
  • Возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить.

У интерактивных досок есть как защитники, так и противники, которые убеждены, что интерактивная доска имеет «эффект игрушки», мотивирует учащихся на несколько уроков, а после этого становится им неинтересной. Но чаще всего противниками использования нового оборудования выступают учителя, которые сами с интерактивными досками не работают.

Среди недостатков или возможных трудностей, можно отметить:

  • недостаточно приспособленное для педагогов программное обеспечение досок;
  • невозможность обновления, существующего ПО из-за отсутствия выхода в Интернет;
  •  наличие нескольких разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы;
  • наличие чисто технических проблем: при скачках напряжения или отказе доски по неизвестной причине далеко не все учителя сумеют найти верное решение проблемы;
  • Интерактивные доски намного дороже, чем стандартные доски или же проектор с экраном.
  • Поверхность интерактивных досок может повредиться, замена поврежденной поверхности также очень дорогостоящая услуга (в России такой ремонт, возможно, будет равноценен покупке новой доски).
  • Если к интерактивной доске разрешен удаленный доступ, то некоторые пользователи могут передать на экран нежелательное сообщение или рисунок.
  • необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Обучение с помощью интерактивной доски мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует учитель.

Прежде всего любой урок должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все должно помогать ученикам лучше усвоить материал. Интерактивная доска может стать хорошим, современным помощником.

Эффективность работы с доской зависит от самого учителя, от его таланта, творчества и опыта.

На уроке интерактивную доску использую как пишущую доску, где с помощью специальной программы и стилуса ведутся все записи.

Записи могут вести разным цветом маркера, что позволяет более наглядно видеть индивидуальную работу учащихся (рис1). Такой вид доски имеет вид обычной маркерной или меловой доски, где записи можно сохранять или не сохранять.

Напечатав на клавиатуре текст урока с заданием (рис2), далее маркером можно дорисовывать пометки и вести записи. Удобно таким образом готовить задания по вариантам.

На уроках физики, химии да и на любом другом целесообразно создавать заготовки таких как на рис.3 модулей где необходимо сортировки какого либо термина, закона его формулы и графика. Каждый модуль выделяется инструментом <Выбрать> и переносится в любую часть экрана.

На интерактивной доске как и в стандартных программах Windows используется принцип копирования и вставки. Так наглядно и красочно оформить любой урок, дуть это введение в раздел, обобщение материала, внеклассное мероприятие (рис4).

Использование ИД как экран, дает возможность показывать презентацию новой темы, где можно вносить изменения и делать пометки, используя функцию переключения указателя мыши на «перо» (рис5).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обновленные цели и содержание образования требуют обновления методов и форм преподавания, поиска эффективных направлений и методик, новых педагогических технологий. Для эффективного их использования необходим опыт применения на уроках интерактивного оборудования.

Но прежде всего, следует понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может. Это всего лишь инструмент в руках педагога, такой же как доска, мел, таблица, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся.


ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

  1. Мастер-класс для начинающих (ведет А.Б.Розенфельд) http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=108426&tmpl=com 
  2. Мастер-класс "Использование интерактивной доски на уроках английского языка" http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/master-klass-ispolzovanie-interaktivnoi-doski-na-
  3. Интерактивная доска. Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Интерактивная_доска
  4. Использование интерактивной доски на уроках математики Руководитель Челомбитко М.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса

Методическая разработка мастер-класса...

Методическая разработка мастер-класса "Ёлочная игрушка"

Изготовление данного изделия позволяет закрепить навыки вышивки лентами, изучить новый стежок «снопики», давая возможность использовать данную схему вышивки, как  в отдельной работе, так и в цвет...

Методическая разработка мастер - класса Тема: Оформление текстового документа со вставкой таблицы.

данная методическая разработка может быть использована в качестве работы с таблицами в текстовом редакторе WORD...

Методическая разработка мастер-класса по приготовлению различных вариантов шоколадного пирожного брауни: Fudgy brownies, Cakelike brownies, сыроедческих конфет брауни.

Мастер-класс подготовлен совместно с обучающимися колледжа в рамках Метода проектов, применяемого преподавателем в профессиональной деятельности. В разработке представлены презентация обучающихся по т...

Методическая разработка мастер класса для педагогов на тему: "Использование здоровьезберегающих технологий на уроках в начальной школе для обучающихся с ОВЗ"

Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока?...

Методическая разработка Мастер-класс Посвященный празднованию 120-летия со дня основания лицея Для обучающихся первых и вторых курсов по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» Тема мастер-класса «Анимация как способ повышения продаж гостиничного пр

Повышение эффективности образования, в соответствии с новыми образовательными стандартами, зависит от степени активной позиции студентов в учебном процессе. Преобразования требуют существенных перемен...

методическая разработка мастер-класса "Использование техники активного слушания на уроках теоретического обучения"

Мастер-класс  разработан в связи с необходимостью обучения педагогических работников с приемами донесения преподаваемого материала  до обучающихся, в связи с чем имеет высокую актуальность....