Статья. Электронные технологии в профессиональном образовании глухих учащихся
статья по теме

Ершов Николай Николаевич

Электронные технологии в профессиональном образовании
глухих учащихся

Аннотация:

В работе изложен опыт Экспериментальной площадки СПб ГБПОУ Невский колледж им. А.Г.Неболсина по использованию электронных технологий в профессиональной подготовке глухих учащихся, обучающихся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». Рассматриваются вопросы методологического и практического использования электронных технологий при обучении глухих учащихся. Полученные результаты могут быть использованы при обучении других категорий учащихся с ОВЗ.

 

Ключевые слова:

Электронные технологии; особые образовательные потребности; адаптированная программа; электронные дидактические материалы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektronnye_tehnologii_v_professionalnom_obrazovanii.docx52.9 КБ

Предварительный просмотр:

Электронные технологии в профессиональном образовании
глухих учащихся

Аннотация:

В работе изложен опыт Экспериментальной площадки СПб ГБПОУ Невский колледж им. А.Г.Неболсина по использованию электронных технологий в профессиональной подготовке глухих учащихся, обучающихся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». Рассматриваются вопросы методологического и практического использования электронных технологий при обучении глухих учащихся. Полученные результаты могут быть использованы при обучении других категорий учащихся с ОВЗ.

Ключевые слова:

Электронные технологии; особые образовательные потребности; адаптированная программа; электронные дидактические материалы.

Введение

Глухие учащиеся в силу своих особенностей имеют явно выраженные пробелы в начальной подготовке и вынуждены часто пропускать очные занятия. Для восполнения начальных пробелов и пропущенных занятий и используются электронные технологии. Хотя основной формой является очное обучение, все используемые учебные дидактические материалы должны допускать возможность их использования и в дистанционной форме. То есть речь идет о модели дистанционного обучения интегрированной в систему очного обучения . Схема модели дистанционного обучения приведена на рис.1.

Рисунок 1. Модель дистанционного обучения

  • имитация каналов личностной коммуникации «преподаватель – ученик» при дистанционном обучении осуществляется на компьютере ученика (достигается разработкой электронных учебно-методических материалов, ориентированных на самостоятельную работу обучаемых, содержащих объяснения преподавателя и размещаемых в окне виртуального преподавателя);
  • реализация канала электронной коммуникации «реальный преподаватель – учащийся» осуществляется через корпоративный сервер или сайт взаимодействия, создаваемый с помощью одного из интернет-сервисов, например GoogleDisk, (на страницах сайта размещаются задания преподавателя и результаты работы учащегося);
  • интеграция дистанционных технологий в систему очного обучения осуществляется за счет использования одних и тех же технологий и электронных дидактических материалов, как при дистанционном так и при очном обучении. Все учебно-методические материалы разрабатываются в электронном виде и ориентированы на дистанционное обучение;
  • При очном обучении дополнительно подключаются каналы личностной коммуникации «преподаватель – ученик».

Особые образовательные потребности глухих учащихся
к организации образовательного процесса

При организации обучения глухих учащихся следует иметь в виду следующие обстоятельства:

•        Ограниченные возможности личностной коммуникаци «преподаватель – ученик». Ограниченные возможности сурдоперевода при изучении дисциплин профессионального цикла. По сути дела, даже при проведении очных занятий с глухими учащимися используются технологии дистанционного обучения

•        Основным средством общения между преподавателем и глухим учащимся являются адаптированные учебно-методические дидактические материалы, предоставляемые учащимся для самостоятельной работы и содержащие объяснения преподавателя.

•        Учитывая пониженный уровень начальной подготовки и психофизиологические особенности глухих учащихся, разрабатываемые дидактические материалы должны/могут включать коррекционную составляющую.         Одним из направлений коррекционной составляющей является приобретение/закрепление навыков «смыслового чтения».

Для глухих учащихся особые потребности к организации образовательного процесса можно сформулировать следующим образом:

•        Потребность в эффективных коммуникациях «Преподаватель – учащийся», заменяющих устную речь.

•        Потребность в восполнении пробелов начальной подготовки (коррекционная составляющая). Потребность в пополнении словарного запаса (коррекционная составляющая).

•        Потребность в адаптированных учебных дидактических материалах (электронных и на бумажных носителях), ориентированных на рассматриваемую категорию учащихся, включающих объяснения преподавателя и предоставляемых им для самостоятельной работы.

•        Потребность в дистанционном восстановлении пробелов и пропущенных занятий

•        Потребность в индивидуализации обучения и индивидуальном темпе обучения.

Практические рекомендации по разработке
адаптированных рабочих программ

Под адаптированной рабочей программой  понимается программа, обеспечивающая удовлетворение особых образовательных потребностей глухих учащихся с целью успешного освоения ими программы обучения.

  1. На уровне структуризации рабочей программы. В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом количества часов, предусмотренных учебным планом, и учетом уровня начальной подготовки, рассматриваемого контингента учащихся определяется перечень и объем осваиваемых учебных модулей

2.        На уровне перспективно-тематического планирования для каждого учебного модуля определяется перечень осваиваемых тем (учебных элементов).

Рекомендации:

•        Объем новой информации подлежащей освоению (объём каждой темы) составляет один-два академических часа (порционность подачи нового материала).

•        Освоение каждой темы предполагает реализацию следующих компонент: работа с опорным материалом, получение практических навыков, обратная связь.

•        В качестве отдельных тем могут выступать темы «Восполнение начальных пробелов», «Работа с глоссарием» (коррекционная составляющая)

•        В рамках подготовки к итоговым зачетам предусматриваются часы для повторения пройденного (повторяемость).

3.        На уровне дидактических материалов.

Рекомендации:

•        Одни и те же дидактические материалы используются как при очном так и при дистанционном обучении.

•        При разработке учебных дидактических материалов должны использоваться следующие приёмы: небольшие порции информации, повторы, иллюстрации, избегать абстрактной терминологии, крупный шрифт и др.)

•        Дидактические материалы по каждой теме должны включать контрольные оценочные средства.

4        На уровне организации обучения:

Рекомендации:

•        Все аудиторные и практические занятия проводятся в специализированном классе (10-12 аудиторных рабочих мест, 10-12 компьютерных рабочих мест, интерактивная доска и компьютер преподавателя, локальная компьютерная сеть, выход в Интернет с каждого рабочего места, оргтехника (принтеры, сканер, копир, документ-камера), лицензионное программное обеспечение, лаборант и сурдопереводчик в помощь преподавателю-предметнику, корпоративный сервер с медиатекой электронных дидактических материалов).

•        Использование при очном обучении практико-ориентированного метода обучения (объяснение опорного материала/задания преподавателем на интерактивной доске; индивидуальная практическая работа учащихся по усвоению материала; предъявление результатов работы преподавателю; оценка преподавателя).

•        При дистанционном обучении используются те же самые электронные дидактические материалы, что и при очном обучении. Результаты работы передаются преподавателю по принятому каналу дистанционного взаимодействия.

•        Итоговый зачет по дисциплине осуществляется только в очной форме при предъявлении контрольных материалов по всем учебным модулям.

Технологии создания электронных курсов iSpring Suite [5].

Программа iSpring Suite интегрирована в PowerPoint, проста и удобна в работе. Позволяет быстро превратить обычную презентацию в электронный обучающий курс с различного вида встроенными интерактивностями (видеолекции, тренажеры, тесты, опросы, рефлексия, …). С iSpring Suite можно выбрать наиболее подходящий метод публикаций готовых курсов, тестов и интерактивностей. Каждый из методов публикаций имеет предустановленные настройки, а также большое количество редактируемых опций:

  • Web: для размещения в Интернете.
  • iSpring Cloud: загрузка в «облако» для просмотра и быстрого распространения».
  • iSpring Online: публикация в системе iSpring.
  • СДО: сохранение в форматах стандарта SCORM для загрузки в другие системы дистанционного обучения.

Заключение

Практическое использование дистанционных образовательных технологий для восстановления пробелов в профессиональном обучении учащихся с ОВЗ обучающихся по очной форме требует решения ряда системных задач организационного, методологического и технического характера. Важнейшей является задача  разработки для учебных дисциплин и профессиональных модулей функционально полных коллекций электронных дидактических материалов, адаптированных на рассматриваемые категории учащихся и на дистанционные формы обучения. При этом чрезвычайно важным при разработке этих коллекций является технологическая доступность их дополнения и коррекции преподавателями-прикладниками в рамках своего образовательного учреждения

Список литературы

  1. Ершов Н.Н., Смирнова И.П. Адаптация процесса обучения
    к особым образовательным потребностям обучающихся (на примере учащихся с ограничениями по слуху, профессия «Мастер по обработке цифровой информации»). Сборник материалов Всероссийской н/п конференции «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: от педагогической теории к практике». СПб. 2015, 193-109.
  2. Кузнецова Н.М. Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального обучения. nsportal.runpo-spo…i…ispolzovanie-distantsionnyh. Опубликовано 21.10.2015
  3. Программа для создания электронных курсов iSpring Suite. Быстрый и мощный инструмент для создания курсов в PowerPoint. iSpring Suite 8.5.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активация деятельности учащихся по применению электронных технологий при изучении темы "Проецирование"

Активация деятельности учащихся по применению электронных технологий...

Статья "Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Переход среднего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО) и разработка в соответствии с ними основных профессиона...

статья на тему " Развитие творческого потенциала учащихся - шаг в профессиональную деятельность"

Статья адресована преподавателям СПО и НПО  для обмена опытом  по рганизации  внеурочной деятельности при подготовке  учащихся по направлению 29.00,00 технология легкой промышленно...

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина...

Статья "Новые ориентиры в организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации"

Стаья освещает основные тенденции и ориентиры в современной профориентации в школе....

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании

Информационно-коммуникационные технологии и электронноеобучение в профессиональном образовании...