Статья. Электронные технологии в профессиональном образовании глухих учащихся
статья по теме
Электронные технологии в профессиональном образовании
глухих учащихся
Аннотация:
В работе изложен опыт Экспериментальной площадки СПб ГБПОУ Невский колледж им. А.Г.Неболсина по использованию электронных технологий в профессиональной подготовке глухих учащихся, обучающихся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». Рассматриваются вопросы методологического и практического использования электронных технологий при обучении глухих учащихся. Полученные результаты могут быть использованы при обучении других категорий учащихся с ОВЗ.
Ключевые слова:
Электронные технологии; особые образовательные потребности; адаптированная программа; электронные дидактические материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnye_tehnologii_v_professionalnom_obrazovanii.docx | 52.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Электронные технологии в профессиональном образовании
глухих учащихся
Аннотация:
В работе изложен опыт Экспериментальной площадки СПб ГБПОУ Невский колледж им. А.Г.Неболсина по использованию электронных технологий в профессиональной подготовке глухих учащихся, обучающихся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». Рассматриваются вопросы методологического и практического использования электронных технологий при обучении глухих учащихся. Полученные результаты могут быть использованы при обучении других категорий учащихся с ОВЗ.
Ключевые слова:
Электронные технологии; особые образовательные потребности; адаптированная программа; электронные дидактические материалы.
Введение
Глухие учащиеся в силу своих особенностей имеют явно выраженные пробелы в начальной подготовке и вынуждены часто пропускать очные занятия. Для восполнения начальных пробелов и пропущенных занятий и используются электронные технологии. Хотя основной формой является очное обучение, все используемые учебные дидактические материалы должны допускать возможность их использования и в дистанционной форме. То есть речь идет о модели дистанционного обучения интегрированной в систему очного обучения . Схема модели дистанционного обучения приведена на рис.1.
Рисунок 1. Модель дистанционного обучения
- имитация каналов личностной коммуникации «преподаватель – ученик» при дистанционном обучении осуществляется на компьютере ученика (достигается разработкой электронных учебно-методических материалов, ориентированных на самостоятельную работу обучаемых, содержащих объяснения преподавателя и размещаемых в окне виртуального преподавателя);
- реализация канала электронной коммуникации «реальный преподаватель – учащийся» осуществляется через корпоративный сервер или сайт взаимодействия, создаваемый с помощью одного из интернет-сервисов, например GoogleDisk, (на страницах сайта размещаются задания преподавателя и результаты работы учащегося);
- интеграция дистанционных технологий в систему очного обучения осуществляется за счет использования одних и тех же технологий и электронных дидактических материалов, как при дистанционном так и при очном обучении. Все учебно-методические материалы разрабатываются в электронном виде и ориентированы на дистанционное обучение;
- При очном обучении дополнительно подключаются каналы личностной коммуникации «преподаватель – ученик».
Особые образовательные потребности глухих учащихся
к организации образовательного процесса
При организации обучения глухих учащихся следует иметь в виду следующие обстоятельства:
• Ограниченные возможности личностной коммуникаци «преподаватель – ученик». Ограниченные возможности сурдоперевода при изучении дисциплин профессионального цикла. По сути дела, даже при проведении очных занятий с глухими учащимися используются технологии дистанционного обучения
• Основным средством общения между преподавателем и глухим учащимся являются адаптированные учебно-методические дидактические материалы, предоставляемые учащимся для самостоятельной работы и содержащие объяснения преподавателя.
• Учитывая пониженный уровень начальной подготовки и психофизиологические особенности глухих учащихся, разрабатываемые дидактические материалы должны/могут включать коррекционную составляющую. Одним из направлений коррекционной составляющей является приобретение/закрепление навыков «смыслового чтения».
Для глухих учащихся особые потребности к организации образовательного процесса можно сформулировать следующим образом:
• Потребность в эффективных коммуникациях «Преподаватель – учащийся», заменяющих устную речь.
• Потребность в восполнении пробелов начальной подготовки (коррекционная составляющая). Потребность в пополнении словарного запаса (коррекционная составляющая).
• Потребность в адаптированных учебных дидактических материалах (электронных и на бумажных носителях), ориентированных на рассматриваемую категорию учащихся, включающих объяснения преподавателя и предоставляемых им для самостоятельной работы.
• Потребность в дистанционном восстановлении пробелов и пропущенных занятий
• Потребность в индивидуализации обучения и индивидуальном темпе обучения.
Практические рекомендации по разработке
адаптированных рабочих программ
Под адаптированной рабочей программой понимается программа, обеспечивающая удовлетворение особых образовательных потребностей глухих учащихся с целью успешного освоения ими программы обучения.
- На уровне структуризации рабочей программы. В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом количества часов, предусмотренных учебным планом, и учетом уровня начальной подготовки, рассматриваемого контингента учащихся определяется перечень и объем осваиваемых учебных модулей
2. На уровне перспективно-тематического планирования для каждого учебного модуля определяется перечень осваиваемых тем (учебных элементов).
Рекомендации:
• Объем новой информации подлежащей освоению (объём каждой темы) составляет один-два академических часа (порционность подачи нового материала).
• Освоение каждой темы предполагает реализацию следующих компонент: работа с опорным материалом, получение практических навыков, обратная связь.
• В качестве отдельных тем могут выступать темы «Восполнение начальных пробелов», «Работа с глоссарием» (коррекционная составляющая)
• В рамках подготовки к итоговым зачетам предусматриваются часы для повторения пройденного (повторяемость).
3. На уровне дидактических материалов.
Рекомендации:
• Одни и те же дидактические материалы используются как при очном так и при дистанционном обучении.
• При разработке учебных дидактических материалов должны использоваться следующие приёмы: небольшие порции информации, повторы, иллюстрации, избегать абстрактной терминологии, крупный шрифт и др.)
• Дидактические материалы по каждой теме должны включать контрольные оценочные средства.
4 На уровне организации обучения:
Рекомендации:
• Все аудиторные и практические занятия проводятся в специализированном классе (10-12 аудиторных рабочих мест, 10-12 компьютерных рабочих мест, интерактивная доска и компьютер преподавателя, локальная компьютерная сеть, выход в Интернет с каждого рабочего места, оргтехника (принтеры, сканер, копир, документ-камера), лицензионное программное обеспечение, лаборант и сурдопереводчик в помощь преподавателю-предметнику, корпоративный сервер с медиатекой электронных дидактических материалов).
• Использование при очном обучении практико-ориентированного метода обучения (объяснение опорного материала/задания преподавателем на интерактивной доске; индивидуальная практическая работа учащихся по усвоению материала; предъявление результатов работы преподавателю; оценка преподавателя).
• При дистанционном обучении используются те же самые электронные дидактические материалы, что и при очном обучении. Результаты работы передаются преподавателю по принятому каналу дистанционного взаимодействия.
• Итоговый зачет по дисциплине осуществляется только в очной форме при предъявлении контрольных материалов по всем учебным модулям.
Технологии создания электронных курсов iSpring Suite [5].
Программа iSpring Suite интегрирована в PowerPoint, проста и удобна в работе. Позволяет быстро превратить обычную презентацию в электронный обучающий курс с различного вида встроенными интерактивностями (видеолекции, тренажеры, тесты, опросы, рефлексия, …). С iSpring Suite можно выбрать наиболее подходящий метод публикаций готовых курсов, тестов и интерактивностей. Каждый из методов публикаций имеет предустановленные настройки, а также большое количество редактируемых опций:
- Web: для размещения в Интернете.
- iSpring Cloud: загрузка в «облако» для просмотра и быстрого распространения».
- iSpring Online: публикация в системе iSpring.
- СДО: сохранение в форматах стандарта SCORM для загрузки в другие системы дистанционного обучения.
Заключение
Практическое использование дистанционных образовательных технологий для восстановления пробелов в профессиональном обучении учащихся с ОВЗ обучающихся по очной форме требует решения ряда системных задач организационного, методологического и технического характера. Важнейшей является задача разработки для учебных дисциплин и профессиональных модулей функционально полных коллекций электронных дидактических материалов, адаптированных на рассматриваемые категории учащихся и на дистанционные формы обучения. При этом чрезвычайно важным при разработке этих коллекций является технологическая доступность их дополнения и коррекции преподавателями-прикладниками в рамках своего образовательного учреждения
Список литературы
- Ершов Н.Н., Смирнова И.П. Адаптация процесса обучения
к особым образовательным потребностям обучающихся (на примере учащихся с ограничениями по слуху, профессия «Мастер по обработке цифровой информации»). Сборник материалов Всероссийской н/п конференции «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: от педагогической теории к практике». СПб. 2015, 193-109. - Кузнецова Н.М. Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального обучения. nsportal.ru›npo-spo…i…ispolzovanie-distantsionnyh. Опубликовано 21.10.2015
- Программа для создания электронных курсов iSpring Suite. Быстрый и мощный инструмент для создания курсов в PowerPoint. iSpring Suite 8.5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Создание, разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Методическая разработка...
Активация деятельности учащихся по применению электронных технологий при изучении темы "Проецирование"
Активация деятельности учащихся по применению электронных технологий...
Статья "Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Переход среднего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО) и разработка в соответствии с ними основных профессиона...
статья на тему " Развитие творческого потенциала учащихся - шаг в профессиональную деятельность"
Статья адресована преподавателям СПО и НПО для обмена опытом по рганизации внеурочной деятельности при подготовке учащихся по направлению 29.00,00 технология легкой промышленно...
Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина
Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина...
Статья "Новые ориентиры в организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации"
Стаья освещает основные тенденции и ориентиры в современной профориентации в школе....
Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании
Информационно-коммуникационные технологии и электронноеобучение в профессиональном образовании...