Статья. Электронные технологии в профессиональном образовании глухих учащихся
статья по теме
Электронные технологии в профессиональном образовании
глухих учащихся
Аннотация:
В работе изложен опыт Экспериментальной площадки СПб ГБПОУ Невский колледж им. А.Г.Неболсина по использованию электронных технологий в профессиональной подготовке глухих учащихся, обучающихся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». Рассматриваются вопросы методологического и практического использования электронных технологий при обучении глухих учащихся. Полученные результаты могут быть использованы при обучении других категорий учащихся с ОВЗ.
Ключевые слова:
Электронные технологии; особые образовательные потребности; адаптированная программа; электронные дидактические материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Электронные технологии в профессиональном образовании
глухих учащихся
Аннотация:
В работе изложен опыт Экспериментальной площадки СПб ГБПОУ Невский колледж им. А.Г.Неболсина по использованию электронных технологий в профессиональной подготовке глухих учащихся, обучающихся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». Рассматриваются вопросы методологического и практического использования электронных технологий при обучении глухих учащихся. Полученные результаты могут быть использованы при обучении других категорий учащихся с ОВЗ.
Ключевые слова:
Электронные технологии; особые образовательные потребности; адаптированная программа; электронные дидактические материалы.
Введение
Глухие учащиеся в силу своих особенностей имеют явно выраженные пробелы в начальной подготовке и вынуждены часто пропускать очные занятия. Для восполнения начальных пробелов и пропущенных занятий и используются электронные технологии. Хотя основной формой является очное обучение, все используемые учебные дидактические материалы должны допускать возможность их использования и в дистанционной форме. То есть речь идет о модели дистанционного обучения интегрированной в систему очного обучения . Схема модели дистанционного обучения приведена на рис.1.
Рисунок 1. Модель дистанционного обучения
- имитация каналов личностной коммуникации «преподаватель – ученик» при дистанционном обучении осуществляется на компьютере ученика (достигается разработкой электронных учебно-методических материалов, ориентированных на самостоятельную работу обучаемых, содержащих объяснения преподавателя и размещаемых в окне виртуального преподавателя);
- реализация канала электронной коммуникации «реальный преподаватель – учащийся» осуществляется через корпоративный сервер или сайт взаимодействия, создаваемый с помощью одного из интернет-сервисов, например GoogleDisk, (на страницах сайта размещаются задания преподавателя и результаты работы учащегося);
- интеграция дистанционных технологий в систему очного обучения осуществляется за счет использования одних и тех же технологий и электронных дидактических материалов, как при дистанционном так и при очном обучении. Все учебно-методические материалы разрабатываются в электронном виде и ориентированы на дистанционное обучение;
- При очном обучении дополнительно подключаются каналы личностной коммуникации «преподаватель – ученик».
Особые образовательные потребности глухих учащихся
к организации образовательного процесса
При организации обучения глухих учащихся следует иметь в виду следующие обстоятельства:
• Ограниченные возможности личностной коммуникаци «преподаватель – ученик». Ограниченные возможности сурдоперевода при изучении дисциплин профессионального цикла. По сути дела, даже при проведении очных занятий с глухими учащимися используются технологии дистанционного обучения
• Основным средством общения между преподавателем и глухим учащимся являются адаптированные учебно-методические дидактические материалы, предоставляемые учащимся для самостоятельной работы и содержащие объяснения преподавателя.
• Учитывая пониженный уровень начальной подготовки и психофизиологические особенности глухих учащихся, разрабатываемые дидактические материалы должны/могут включать коррекционную составляющую. Одним из направлений коррекционной составляющей является приобретение/закрепление навыков «смыслового чтения».
Для глухих учащихся особые потребности к организации образовательного процесса можно сформулировать следующим образом:
• Потребность в эффективных коммуникациях «Преподаватель – учащийся», заменяющих устную речь.
• Потребность в восполнении пробелов начальной подготовки (коррекционная составляющая). Потребность в пополнении словарного запаса (коррекционная составляющая).
• Потребность в адаптированных учебных дидактических материалах (электронных и на бумажных носителях), ориентированных на рассматриваемую категорию учащихся, включающих объяснения преподавателя и предоставляемых им для самостоятельной работы.
• Потребность в дистанционном восстановлении пробелов и пропущенных занятий
• Потребность в индивидуализации обучения и индивидуальном темпе обучения.
Практические рекомендации по разработке
адаптированных рабочих программ
Под адаптированной рабочей программой понимается программа, обеспечивающая удовлетворение особых образовательных потребностей глухих учащихся с целью успешного освоения ими программы обучения.
- На уровне структуризации рабочей программы. В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом количества часов, предусмотренных учебным планом, и учетом уровня начальной подготовки, рассматриваемого контингента учащихся определяется перечень и объем осваиваемых учебных модулей
2. На уровне перспективно-тематического планирования для каждого учебного модуля определяется перечень осваиваемых тем (учебных элементов).
Рекомендации:
• Объем новой информации подлежащей освоению (объём каждой темы) составляет один-два академических часа (порционность подачи нового материала).
• Освоение каждой темы предполагает реализацию следующих компонент: работа с опорным материалом, получение практических навыков, обратная связь.
• В качестве отдельных тем могут выступать темы «Восполнение начальных пробелов», «Работа с глоссарием» (коррекционная составляющая)
• В рамках подготовки к итоговым зачетам предусматриваются часы для повторения пройденного (повторяемость).
3. На уровне дидактических материалов.
Рекомендации:
• Одни и те же дидактические материалы используются как при очном так и при дистанционном обучении.
• При разработке учебных дидактических материалов должны использоваться следующие приёмы: небольшие порции информации, повторы, иллюстрации, избегать абстрактной терминологии, крупный шрифт и др.)
• Дидактические материалы по каждой теме должны включать контрольные оценочные средства.
4 На уровне организации обучения:
Рекомендации:
• Все аудиторные и практические занятия проводятся в специализированном классе (10-12 аудиторных рабочих мест, 10-12 компьютерных рабочих мест, интерактивная доска и компьютер преподавателя, локальная компьютерная сеть, выход в Интернет с каждого рабочего места, оргтехника (принтеры, сканер, копир, документ-камера), лицензионное программное обеспечение, лаборант и сурдопереводчик в помощь преподавателю-предметнику, корпоративный сервер с медиатекой электронных дидактических материалов).
• Использование при очном обучении практико-ориентированного метода обучения (объяснение опорного материала/задания преподавателем на интерактивной доске; индивидуальная практическая работа учащихся по усвоению материала; предъявление результатов работы преподавателю; оценка преподавателя).
• При дистанционном обучении используются те же самые электронные дидактические материалы, что и при очном обучении. Результаты работы передаются преподавателю по принятому каналу дистанционного взаимодействия.
• Итоговый зачет по дисциплине осуществляется только в очной форме при предъявлении контрольных материалов по всем учебным модулям.
Технологии создания электронных курсов iSpring Suite [5].
Программа iSpring Suite интегрирована в PowerPoint, проста и удобна в работе. Позволяет быстро превратить обычную презентацию в электронный обучающий курс с различного вида встроенными интерактивностями (видеолекции, тренажеры, тесты, опросы, рефлексия, …). С iSpring Suite можно выбрать наиболее подходящий метод публикаций готовых курсов, тестов и интерактивностей. Каждый из методов публикаций имеет предустановленные настройки, а также большое количество редактируемых опций:
- Web: для размещения в Интернете.
- iSpring Cloud: загрузка в «облако» для просмотра и быстрого распространения».
- iSpring Online: публикация в системе iSpring.
- СДО: сохранение в форматах стандарта SCORM для загрузки в другие системы дистанционного обучения.
Заключение
Практическое использование дистанционных образовательных технологий для восстановления пробелов в профессиональном обучении учащихся с ОВЗ обучающихся по очной форме требует решения ряда системных задач организационного, методологического и технического характера. Важнейшей является задача разработки для учебных дисциплин и профессиональных модулей функционально полных коллекций электронных дидактических материалов, адаптированных на рассматриваемые категории учащихся и на дистанционные формы обучения. При этом чрезвычайно важным при разработке этих коллекций является технологическая доступность их дополнения и коррекции преподавателями-прикладниками в рамках своего образовательного учреждения
Список литературы
- Ершов Н.Н., Смирнова И.П. Адаптация процесса обучения
к особым образовательным потребностям обучающихся (на примере учащихся с ограничениями по слуху, профессия «Мастер по обработке цифровой информации»). Сборник материалов Всероссийской н/п конференции «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: от педагогической теории к практике». СПб. 2015, 193-109. - Кузнецова Н.М. Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального обучения. nsportal.ru›npo-spo…i…ispolzovanie-distantsionnyh. Опубликовано 21.10.2015
- Программа для создания электронных курсов iSpring Suite. Быстрый и мощный инструмент для создания курсов в PowerPoint. iSpring Suite 8.5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Создание, разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-912721-1491227536.jpg)
Активация деятельности учащихся по применению электронных технологий при изучении темы "Проецирование"
Активация деятельности учащихся по применению электронных технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/15/picture-903550-1489604808.jpg)
Статья "Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Переход среднего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО) и разработка в соответствии с ними основных профессиона...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/17/picture-960299-1508232047.jpg)
статья на тему " Развитие творческого потенциала учащихся - шаг в профессиональную деятельность"
Статья адресована преподавателям СПО и НПО для обмена опытом по рганизации внеурочной деятельности при подготовке учащихся по направлению 29.00,00 технология легкой промышленно...
Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина
Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/16/picture-668211-1442391357.jpg)
Статья "Новые ориентиры в организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации"
Стаья освещает основные тенденции и ориентиры в современной профориентации в школе....
Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании
Информационно-коммуникационные технологии и электронноеобучение в профессиональном образовании...