Воспитательская программа по ИКТ
учебно-методическое пособие на тему
Программа предназначена для воспитателей образовательных учреждений, работающих с детьми начальной и средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelskaya_programma.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский центр № 23
Петроградского района
Учебно-воспитательская программа
«Информационные технологии»
Составитель
___________Беликов С.Г.
«31» августа 2013г.
Санкт - Петербург
2013г.
Пояснительная записка
Данный курс является коррекционным, т.к. способствует развитию личности ребенка. Появилась возможность в условиях класса обеспечить каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний, а также возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной работе. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний, умений и навыков осуществлялось на доступном для учащихся уровне и способствовало развитию коммутативных навыков.
Цели изучения курса в специальной (коррекционной) школе VII вида:
- “общекультурная” цель - ознакомление учащихся с ИКТ, достижениями в разработке новых ИТ, формирование целостного мировосприятия.
- “технологическая” цель - приобретение знаний по устройству ПК, получение навыков работы с компьютерными программами;
- коррекционная цель - способствовать развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения), расширению словарного запаса;
- “общепедагогическая”- использование современных форм и методов подачи учебного материала для формирования гармонично развитой личности, развитие познавательной активности учащихся.
В специальной коррекционной школе изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно - развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).
Факультативный курс “Информационные технологии” следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому факультативному курсу.
Основные задачи задача факультативного курса:
- формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;
- усвоение учащимися правил работы и поведения при «общении» с компьютером;
- приобретение учащимися навыков работы на клавиатурных и программных тренажерах;
- использование на занятиях игровых программ с целью развития моторики пальцев;
- развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.
Основные цели факультативного курса:
Развивать:
- технологическое мышление;
- способность анализа сообщений ПО и умение принятия соответствующих решений;
- навыки работы с текстовыми редакторами, с электронными таблицами.
- самостоятельность, сосредоточенность, аккуратность;
- ответственность за результаты своей работы;
- навыки работы с учебными пособиями и дополнительными источниками информации.
Воспитывать:
- внимательность, сосредоточенность, аккуратность при работе с ПО;
- интерес к самостоятельной работе, творчеству;
- ответственность за сохранность школьного имущества, в частности, компьютерного класса;
- ответственность и требовательность к себе;
- трудолюбие, дисциплинированность, чувство собственного достоинства.
Перечень средств ИТ, необходимых для реализации программы
факультативного курса
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Операционная система Windows XP
Стандартные приложения Windows XP
Пакет офисных программ Microsoft Office 2003.
Карточки с заданиями
___класс
34 часа (1 раза в неделю)
Современный персональный компьютер (4 часа)
- Как он работает?
- Системный блок
- Устройства ввода
- Устройства вывода
Операционная система Windows (6 часов)
- Первое знакомство
- Рабочий стол
- Справка и поддержка
- Дополнительное приложение
- Удаление программ
- Настройка ПК
- Экран
- Настройка звука
- Меню – Пуск
- Генеральная уборка
- Типы файлов
- Пакет офисных программ
Текстовый редактор MS Word (24 часа)
Знакомство с Word
Общий план Word
Как работать в Word
Прогулки по документу
Основы редактирования
Найти и заменить
Работа с текстовыми блоками
Работа над ошибками
Вопросы сохранения
Все о принтерах и печати
Советы опытного пользователя
Форматирование в Word
Форматирование символов, шрифтов и текста
Форматирование абзацев
Установка позиций табуляции
Форматирование страниц
Форматирование документов
Работа со стилями
Шаблоны документов
Маленькие хитрости форматирования
Пройдемся рукой мастера
Рамки, границы и затенение
Работа с таблицами
В колонки стройся!
Оглавление и указатели
Рисунки и картинки
Вставка объектов
Мир странный, но забавный
У меня есть план!
Работа над документом совместно с другими пользователями
Управление документами
Настройка Word
Проблемы в Word
Что еще может Word
Печать письма и конверта
Брошюры и поздравительные открытки
Изготовление наклеек
Великолепные десятки
Десять заповедей Word
Десять удивительных возможностей, о которых мало кто знает
Десять потрясающих трюков
Десять советов, которые стоит запомнить.
Учащиеся должны знать:
- состав современного компьютера и назначение его устройств; классификацию и назначение программного обеспечения.
- понятия «текстовый редактор», «редактирование», «форматирование»; типовые задачи обработки текстовой информации; кодирование текстовой информации; элементы текстового документа; основные операции редактирования, форматирования и печати текстового документа; оформление таблиц; вставка объектов.
Учащиеся должны уметь:
- загружать операционную систему;
- выполнять основные операции управления файлами;
- запускать текстовый редактор; создавать и редактировать текстовый документ; сохранять, открывать и готовить к печати текстовый документ.
___ класс
34 часа (1 раза в неделю)
Современный персональный компьютер (4 часа)
- Как он работает?
- Системный блок
- Устройства ввода
- Устройства вывода
Операционная система Windows (6 часов)
- Первое знакомство
- Рабочий стол
- Справка и поддержка
- Дополнительное приложение
- Удаление программ
- Настройка ПК
- Экран
- Настройка звука
- Меню – Пуск
- Генеральная уборка
- Типы файлов
- Пакет офисных программ
Текстовый редактор Microsoft Office Word (5 часа)
- Создание и редактирование текстовых документов.
- Стили. Маркировка и нумерованные списки.
- Оформление текста в несколько столбцов. Создание таблиц.
Электронные таблицы- Microsoft Office Excel (19 часов)
Введение в Excel
- Элементы рабочего окна Excel
- Ячейки Excel
Организация вычислений
- Формулы и их запись
Работа с Мастером функций
- 1 этап — выбор функции
- 2 этап — задание аргументов функции
Ошибки в формулах
- Вычисления с массивами
Ввод и форматирование данных в Excel
- Ввод данных
- Общие принципы форматирования
- Операции выделения
- Операции копирования и перемещения
- Форматирование текстовой информации
- Форматирование числовой информации
Работа со списками
- Сортировка списков
- Поиск записей
Применение фильтров
- Автофильтр
- Расширенный фильтр
Построение диаграмм
Учащиеся должны знать:
- названия и назначения основных устройств компьютера;
- назначение и функции операционной системы;
- понятия «текстовый редактор», «редактирование», «форматирование»; типовые задачи обработки текстовой информации; кодирование текстовой информации; элементы текстового документа; основные операции редактирования, форматирования и печати текстового документа; оформление таблиц; вставка объектов.
- понятия «электронная таблица», «ячейка», «столбец», «строка», «формат числовых данных», «абсолютная ссылка» и «относительная ссылка»; назначение и возможности электронных таблиц; правила ввода и редактирования чисел, текста и формул; копирование ячеек; порядок подготовки таблицы к печати.
Учащиеся должны уметь:
- загружать операционную систему;
- выполнять основные операции управления файлами;
- запускать текстовый редактор; создавать и редактировать текстовый документ; сохранять, открывать и готовить к печати текстовый документ.
- запускать программное средство; вводить и редактировать данные, выполнять операции над ячейками; сохранять и загружать таблицу.
Учебно-тематический план
для ___ класса
Раздел | Тема | Кол-во часов | Теоретическое занятие | Практическое занятие | Форма занятий | Формы подведения итогов | Техническое обеспечение занятий |
Современный персональный компьютер | 4 | 3 | 1 | Обсуждение Объяснение Демонстрация | Текущая проверка | ПК, МК Карточки с заданиями | |
Программное обеспечение информационных технологий | Системная среда Windows | 13 | 3 | 10 | Объяснение Демонстрация Практическая работа Самостоятельная работа | Текущая проверка Контрольная проверка | ПК, МК Карточки с заданиями |
Текстовый редактор MS Word | 17 | 3 | 14 | Объяснение Демонстрация Практическая работа Самостоятельная работа | Текущая проверка Контрольная проверка | ПК, МК Карточки с заданиями | |
Итого: | 34 | 9 | 25 |
Учебно-тематический план
для __ класса
Раздел | Тема | Кол-во часов | Теоретическое занятие | Практическое занятие | Форма занятий | Формы подведения итогов | Техническое обеспечение занятий |
Современный персональный компьютер | 4 | 3 | 1 | Обсуждение Объяснение Демонстрация | Текущая проверка | ПК, МК Карточки с заданиями | |
Программное обеспечение информационных технологий | Системная среда Windows | 13 | 3 | 10 | Объяснение Демонстрация Практическая работа Самостоятельная работа | Текущая проверка Контрольная проверка | ПК, МК Карточки с заданиями |
Текстовый редактор MS Word | 3 | - | 3 | Демонстрация Практическая работа Самостоятельная работа | Текущая проверка Контрольная проверка | ПК, МК Карточки с заданиями | |
Электронные таблицы – MS Excel | 14 | 3 | 11 | Объяснение Демонстрация Практическая работа Самостоятельная работа | Текущая проверка Контрольная проверка | ПК, МК Карточки с заданиями | |
Итого: | 34 | 9 | 25 |
Поурочное планирование
___ класса
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения | Примечание |
1 | Персональный компьютер. Как он работает | ||
2 | Системный блок | ||
3 | Устройства ввода | ||
4 | Устройства вывода | ||
5 | OC Windows. Первое знакомство | ||
6 | Рабочий стол | ||
7 | Справка и поддержка | ||
8 | Дополнительные программы | ||
9 | Удаление программ | ||
10 | Настройка ПК | ||
11 | Экран | ||
12 | Настройка звука | ||
13 | Меню – Пуск | ||
14 | Компьютер для каждого | ||
15 | Генеральная уборка | ||
16 | Типы файлов | ||
17 | Пакет офисных программ | ||
18 | Текстовый редактор MS WORD. Набор текста | ||
19 | MS WORD. Работа над ошибками | ||
20 | MS WORD. Выделение, копирование, удаление | ||
21 | MS WORD. Форматирование символов | ||
22 | MS WORD. Word Art | ||
23 | MS WORD. Форматирование абзацев | ||
24 | MS WORD. Форматирование текста | ||
25 | MS WORD. Таблицы. Верстка таблиц | ||
26 | MS WORD. Вставка, форматирование таблиц | ||
27 | MS WORD. Рисование таблиц | ||
28 | MS WORD. Инструменты для работы с таблицами | ||
29 | MS WORD. Виды таблиц | ||
30 | MS WORD. Вставка иллюстраций в документ | ||
31 | MS WORD. Панель рисования | ||
32 | MS WORD. Учимся рисовать | ||
33 | MS WORD. Рисование сложных макетов | ||
34 | MS WORD. Особенности работы с большими текстами |
Поурочное планирование
___ класса
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения | Примечание |
1 | Персональный компьютер. Как он работает | ||
2 | Системный блок | ||
3 | Устройства ввода | ||
4 | Устройства вывода | ||
5 | OC Windows. Первое знакомство | ||
6 | Рабочий стол | ||
7 | Справка и поддержка | ||
8 | Дополнительные программы | - | |
9 | Удаление программ | ||
10 | Настройка ПК | ||
11 | Экран | ||
12 | Настройка звука | ||
13 | Меню – Пуск | ||
14 | Компьютер для каждого | ||
15 | Генеральная уборка | ||
16 | Типы файлов | ||
17 | Пакет офисных программ | ||
18 | Текстовый редактор MS WORD. Таблицы | ||
19 | MS WORD. Рисуем схемы | ||
20 | MS WORD. Рисуем сложные схемы | ||
21 | Электронные таблицы. MS EXCEL. Основные понятия | ||
22 | MS EXCEL. Элементы рабочего окна Excel | ||
23 | MS EXCEL. Ячейки Excel | ||
24 | MS EXCEL. Формулы и их запись | ||
25 | MS EXCEL. Формулы и их запись. Работа с Мастером функций | ||
26 | MS EXCEL. Выбор функции | ||
27 | MS EXCEL. Задание аргументов функции | ||
28 | MS EXCEL. Форматирование числовой информации | ||
29 | MS EXCEL. Ошибки в формулах | ||
30 | MS EXCEL. Ввод и форматирование данных в Excel | ||
31 | MS EXCEL. Работа со списками | ||
32 | MS EXCEL. Применение фильтров | ||
33 | MS EXCEL. Построение диаграмм | ||
34 | MS EXCEL. Построение диаграмм. Продолжение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательский час по профориентации в 9 классе "Ищу работу"
На воспитательском часе дети знакомятся с правилами поиска работы. Обыгрываю дети ситуации по теме....
Открытый творческий воспитательский час "Путешествие по Китаю"
1.Организационный блок: Приветствие: Здравствуйте уважаемые коллеги и ребята. Звучит китайская музыка. 2.Мотивационный блок: В Китае как Вы знаете и сам император и все его подданные – китайцы. Этими ...
Открытый творческий воспитательский час "Путешествие по Китаю"
1.Организационный блок: Приветствие: Здравствуйте уважаемые коллеги и ребята. Звучит китайская музыка. 2.Мотивационный блок: В Китае как Вы знаете и сам император и все его подданные – китайцы. Этими ...
Воспитательский час "Виды браков"
Занятие предназначено для детей старшего возраста, познакомить учащихся с видами семейных браков....
Конспект воспитательского часа "Дети Войны"
Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы, познакомить воспитанников с боевыми наградами, которыми награждались юные герои...
Конспект воспитательского часа "Самые «Зелёные» профессии."
Показать значение профессии садовника, озеленителя, цветовода в жизни человека....
Конспект воспитательского часа «Безопасность пищевых продуктов»
Формирования здорового образа жизни у воспитанников в процессе знакомства с правилами здорового питания....