Редактирование ОПОП специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)в связи с обучением лиц с ОВЗ
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Утверждаю Директор ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» ______________ В.И. Лепехин «_____»____________ 2016г. |
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области
«Энгельcский политехникум»
по специальности среднего профессионального образования
базовой подготовки
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
2016 год
Программа подготовки специалистов среднего звена образовательного учреждения среднего профессионального образования ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности «09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)»
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Разработчики:
Думан Ольга Александровна, зам директора по УМР ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Чиканкова Наталия Александровна, преподаватель ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Ивашова Анна Николаевна, преподаватель ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Цацаева Татьяна Николаевна, преподаватель ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Яркова Вера Ивановна, преподаватель ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Васюнин Вадим Геннадьевич, преподаватель ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Пятницына Ирина Викторовна, преподаватель ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Шарапова Лариса Анатольевна, преподаватель ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Кирикуца Елена Геннадьевна, преподаватель ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Рассмотрена и рекомендована решением Педагогического совета ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», протокол № 1 от 29.08.2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
1.1. Нормативно-правовые основы разработки программы подготовки специалистов среднего звена
1.2. Нормативный срок освоения программы
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
2.1. Область и объекты профессиональной деятельности
2.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции
2.3. Специальные требования
3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса.
3.1. План учебного процесса
3.2. Календарный учебный график
3.3. Программы дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла
3.3.1. Программа ОГСЭ.01. Основы философии
3.3.2. Программа ОГСЭ.02. История
3.3.3. Программа ОГСЭ.03. Иностранный язык
3.3.4. Программа ОГСЭ.04. Физическая культура
3.3.5. Программа ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
3.3.6. Программа ОГСЭ.06. Деловая культура
3.4. Программы дисциплин математического и общего естественно-научного цикла
3.4.1. Программа ЕН.01. Математика
3.4.2. Программа ЕН.02. Дискретная математика
3.5. Программы дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла
Программы общепрофессиональных дисциплин
3.5.1. Программа ОП.01. Экономика организации
3.5.2. Программа ОП.02. Теория вероятностей и математическая статистика
3.5.3. Программа ОП.03. Менеджмент
3.5.4. Программа ОП.04. Документационное обеспечение управления
3.5.5. Программа ОП.05. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
3.5.6. Программа ОП.06. Основы теории информации
3.5.7. Программа ОП.07. Операционные системы и среды
3.5.8. Программа ОП.08. Архитектура электронно-вычислительных машин и вычислительные системы
3.5.9. Программа ОП.09. Безопасность жизнедеятельности
3.5.10. Программа ОП.10. Компьютерная графика
3.5.11. Программа ОП.11. Компьютерные сети
3.5.12. Программа ОП.12. Автоматизированные системы
3.5.13. Программа ОП.13. Разработка и дизайн web-узлов и приложений
3.5.14. Программа ОП.14. Разработка баз данных
3.5.15. Программа ОП.15. Администрирование баз данных
3.5.16. Программа ОП.16 Информационная безопасность
3.5.17. Программа ОП.17 Основы алгоритмизации и программирования
Программы профессиональных модулей
3.5.18. Программа профессионального модуля ПМ.01. Обработка отраслевой информации
3.5.19. Программа профессионального модуля ПМ.02. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности
3.5.20. Программа профессионального модуля ПМ.03. Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности
3.5.21. Программа профессионального модуля ПМ.04. Обеспечение проектной деятельности
3.6. Программа производственной практики (преддипломной)
4. Материально-техническое обеспечение реализации программы подготовки специалистов среднего звена
5. Оценка результатов освоения программы подготовки специалистов среднего звена
5.1. Контроль и оценка достижений обучающихся
5.2. Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
5.3. Организация государственной итоговой аттестации выпускников
Приложения: Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей.
1. Общие положения
1.1. Нормативно-правовые основы разработки программы подготовки специалистов среднего звена
Программа подготовки специалистов среднего звена ФГОС СПО - комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников по специальности
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
Нормативную правовую основу разработки основной профессиональной образовательной программы (далее - программа) составляют:
- федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования,
- нормативно-методические документы Минобрнауки России:
- Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»
- «Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов» (Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 22 01.2015 г. № ДЛ-1/05)
- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 16.08.2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013г. № 464 (в редакции Приказа Минобрнауки России от 15 декабря 2014г. № 1580) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
- Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 755-р «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации»
1.2. Нормативный срок освоения программы
Сроки получения СПО по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) базовой подготовки в очной форме образования:
_ на базе среднего общего образования – 2 года 10 месяцев;
– на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не более чем на 10 месяцев.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА [1]
2.1. Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускника:
Обработка информации, разработка, внедрение, адаптация, сопровождение программного обеспечения и информационных ресурсов, наладка и обслуживание оборудования отраслевой направленности в производственных, обслуживающих, торговых организациях, административно-управленческих структурах (по отраслям).
Объекты профессиональной деятельности выпускника:
информация;
информационные процессы и информационные ресурсы;
языки и системы программирования контента, системы управления контентом;
средства создания и эксплуатации информационных ресурсов;
программное обеспечение;
оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплексы и системы отраслевой направленности;
техническая документация;
первичные трудовые коллективы.
2.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции
Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции выпускника:
Код | Наименование |
ВПД 1 | Обработка отраслевой информации |
ПК 1.1 | Обрабатывать статический информационный контент. |
ПК 1.2 | Обрабатывать динамический информационный контент |
ПК 1.3 | Осуществлять подготовку оборудования к работе, |
ПК 1.4 | Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки информационного контента. |
ПК 1.5 | Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивать их правильную эксплуатацию |
ВПД 2 | Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности. |
ПК 2.1 | Осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента. |
ПК 2.2 | Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов. |
ПК 2.3 | Проводить отладку и тестирование программного обеспечения отраслевой направленности. |
ПК 2.4 | Проводить адаптацию отраслевого программного обеспечения. |
ПК 2.5 | Разрабатывать и вести проектную и техническую документацию |
ПК 2.6 | Участвовать в измерении и контроле качества продуктов |
ВПД 3 | Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности. |
ПК 3.1 | Разрешать проблемы совместимости программного обеспечения отраслевой направленности. |
ПК 3.2 | Осуществлять продвижение и презентацию программного обеспечения отраслевой направленности. |
ПК 3.3 | Проводить обслуживание, тестовые проверки, настройку программного обеспечения отраслевой направленности. |
ПК 3.4 | Работать с системами управления взаимоотношениями с клиентами. |
ВПД 4 | Обеспечение проектной деятельности |
ПК 4.1 | Обеспечивать содержание проектных операций. |
ПК 4.2 | Определять сроки и стоимость проектных операций |
ПК 4.3 | Определять качество проектных операций. |
ПК 4.4 | Определять ресурсы проектных операций |
ПК 4.5 | Определять риски проектных операций |
Общие компетенции выпускника
Код | Наименование |
OK 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса
3.1. План учебного процесса
3.2. График учебного процесса
4. Особенности реализации учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Особенности реализации УД (ПМ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья
На основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. От 29.12.2015 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 года № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования»; Письма Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 18 марта 2014 года №06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», в техникуме созданы условия доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Создание безбарьерной среды в Энгельсском политехникуме направлено на потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
с нарушениями зрения; с нарушениями слуха; с ограничением двигательных функций.
4.1. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья обеспечен доступ к фондам учебно- методической документации
На официальном сайте Энгельсского политехникума http://politehnikum-eng.ru/index/specialistov_srednego_zvena/0-390 представлены федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, учебные планы, аннотации рабочих программ, учебно-методические материалы, разработанные педагогическими работниками техникума, обеспечен доступ всех студентов в интернет. Кроме того, доступ к этим документам возможен из любой точки, где есть интернет.
В учебно-методических комплексах по дисциплине «Физическая культура» и факультативу «Физическая культура» предусмотрены занятия по настольным и интеллектуальным видам спорта (шахматы, шашки и др.), разработана тематика рефератов.
Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
В Энгельсском политехникуме для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна реализация образовательной программы по заочной форме обучения с элементами дистанционного образования.
В техникуме создана профессиональная и социокультурная толерантная среда, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству и обучению в инклюзивной форме.
Студенты Энгельсского политехникума принимают участие в добровольческом (волонтерском) движении, в ежегодном благотворительном движении «Белый цветок», направленных на развитие способностей толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
4.2. Материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в аудитории и другие помещения
Обеспечена доступность к прилегающей территории учебных корпусов по адресу: 413116 Саратовская область, г. Энгельс, ул. Полтавская, дом 19 и ул.Железнодорожная, дом 13. Входные пути, пути перемещения внутри здания и территория соответствуют условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп студентов с ограниченными возможностями, беспрепятственному подъезду машин скорой помощи.
В кабинете имеются специальные места для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху. Предусмотрены столы для обучающихся, передвигающихся в кресле-коляске, и специально оборудованные места с учетом подъезда и разворота кресла-коляски; увеличена ширина прохода между рядами столов.
На пункте охраны у дежурного есть возможность оперативно вызвать врача.
В учебном кабинете используется мультиимедийное оборудование: слайд-проектор, экран, колонки.
Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
4.3. Организация итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Государственная итоговая аттестация выпускников с ограниченными возможностями здоровья является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объеме.
Требовани к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и локальными нормативными документами Энгельсского политехникума.
Выпускники с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к государственной итоговой аттестации и в период ее проведения имеют возможность доступа в аудитории, к библиотечным ресурсам техникума.
4.4. Технические средства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Для слабовидящих студентов в учебном кабинете предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов -слайда на экране.
Предусмотрена возможность альтернативных устройств ввода информации: специальная операционная система Windows, такая как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настраивать действия Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.
Для слабослышащих студентов имеются мультимедийные средства и видеоматериалы.
5. Материально-техническое обеспечение реализации программы подготовки специалистов среднего звена
ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», реализующая ППССЗ, располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум». Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений Кабинеты:
социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
математики;
документационного обеспечения управления;
теории информации;
операционных систем и сред;
архитектуры электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Лаборатории:
обработки информации отраслевой направленности;
разработки, внедрения и адаптации программного обеспечения отраслевой направленности.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
Библиотечно-информационный центр с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ обеспечивает:
выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» обеспечивает каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
6. Оценка результатов освоения программы подготовки специалистов среднего звена
6.1. Контроль и оценка достижений обучающихся
С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся применяются:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточную аттестацию обучающихся;
- государственную итоговую аттестацию обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям данной ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации — разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
6.2. Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
6.3. Организация государственной итоговой аттестации выпускников
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по специальности.
[1] Раздел 2 заполняется в соответствии с ФГОС по профессии, специальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шаблон портфолио по учебной практике студентов специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) (отраслевая направленность - экономика)
В данном портфолио предложены различные задания по темам, изучаемым в рамках профессионального модуля ПМ 01Обработка отраслевой информации....
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы под руководством преподавателя по дисциплине: «Компьютерные сети» по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)» для студентов 3 курса
Такие огромные потенциальные возможности, которые несет в себе вычислительная сеть и тот новый потенциальный подъем, который при этом испытывает информационный комплекс, а так же значительное ускоре...
Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине ОП 11 "Основы исследовательской деятельности" для специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) углубленная подготовка
Экзамен ОП 11 "Основы исследовательской деятельности"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ» для специальностей 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)» 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»
Методические указания к практическим занятиям «Основы проектирования баз данных». Предназначены для студентов специальностей среднего профессионального образования 09.02.04 Информационные ...
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ» для специальностей 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)» 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»
Конспект лекций содержит теоретический материал в компактной форме и представляет собой тезисы лекции, расположенные в соответствии с планом лекции. Предназначен для студентов специальностей сред...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА по разработке информационной системы на платформе 1С:Предприятие для специальностей 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)», 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»
Методические рекомендации содержат структуру, цели, задачи и требования к выполнению курсового проекта по разработке информационной системы на платформе 1С:Предприятие. Рекомендации предназначены для ...