РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ»
рабочая программа на тему

Программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_teoreticheskie_osnovy_algoritmizatsii.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Ульяновской области

областное государственное бюджетное

образовательное учреждение

среднего профессионального образования  

«Димитровградский технический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ»

Димитровград, 2014 год


 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям).

 

Организация-разработчик: Министерство образования Ульяновской области областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования «Димитровградский технический колледж»

Разработчик: 

Храмкова Оксана Юрьевна, преподаватель

Рецензенты:


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ.

1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям).

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Теоретические основы алгоритмизации» принадлежит к общепрофессиональному циклу.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  •  использовать языки программирования,
  • строить логически правильные и эффективные программы.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: 

  •  общие принципы построения алгоритмов,
  • основные алгоритмические конструкции;
  •  понятие системы программирования;
  •  основные элементы процедурного языка программирования,
  •  структуру программы,
  • операторы и операции,
  • управляющие структуры,
  • структуры данных,
  • файлы,
  • подпрограммы,
  • составление библиотек программ;
  •  объектно-ориентированную модель программирования,
  • понятие классов и объектов, их свойств и методов.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  72  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  48  часов;

самостоятельной работы обучающегося   24 часов.


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

теоретические занятия

8

     практические занятия

40

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Теоретические основы алгоритмизации»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Основы алгоритмизации

6

Тема 1.1 Разработка алгоритмов. Этапы решения задач.

Обучающийся должен знать: понятия: алгоритм, программа, свойства алгоритма, элементарные базовые управляющие структуры, этапы решения задач с помощью ЭВМ, правила постановки задачи.

Уметь: разрабатывать алгоритмы

Содержание учебного материала

Понятия: алгоритм, программа. Свойства алгоритма.

2

3

Методы разработки и способы представления алгоритмов.

Этапы решения задач с помощью ЭВМ: постановка задачи, создание модели, алгоритм, кодирование

алгоритма, анализ результатов.

Правила постановки задачи.

Модель: входные и выходные параметры, соотношение между ними.

Лабораторная работа №1. Разработка алгоритмов.

2

Тема 1.2 Языки

программирования

Обучающийся должен знать: история развития языков программирования, виды программирования, трансляторы

Содержание учебного материала

История развития языков программирования

2

2

Виды программирования: структурное, модульное, функциональное, процедурное, логическое. Принципы

различных методов программирования

Трансляторы: интерпретаторы и компиляторы

Самостоятельная работа

Осуществить постановку задачи, составить математическую модель, алгоритм решения, провести анализ

работы.

8

Раздел 2 Язык Турбо Паскаль

42

Тема 2.1 Основы языка

Обучающийся должен знать: алфавит языка, структуру программы на языке Турбо Паскаль, среду Турбо Паскаля

Содержание учебного материала

Алфавит языка, лексемы, идентификаторы, служебные слова. Знаки операций, разделители.

2

3

Структура программы на языке Турбо Паскаль.

Среда Турбо Паскаля.

Практические занятия № 1

Создание простой программы.

2

Тема 2.2 Типы данных

Обучающийся должен знать: типы данных

Содержание учебного материала

Простые типы данных: целый, действительный, логический, символьный. Понятия: константа и переменная. Способы описания и правила записи констант и переменных. Расширение стандартных типов. Диапазоны типов данных.

3

Скалярные типы: ограниченный (интервальный) и перечислимый.

Функции ORD, CHR, PRED, SUCC.

Практические занятия № 2,3

Типы данных

4

Самостоятельная работа

Определить названия расширений типов данных: стандартных целых и вещественных типов.

2

Тема 2.3 Выражения

Обучающийся должен уметь: выполнять построение арифметических и логических выражений с использованием стандартных функций.

знать: понятия: операнд, операция, выражение, приоритет операций, правила записи выражений.

Содержание учебного материала

Понятия: операнд, операция, выражение, приоритет операций. Правила записи выражений. Стандартные математические функции. Выражения и операции: арифметические и логические. Правила записи выражений и операций.

3

Практические занятия № 4,5

Построение арифметических и логических выражений с использованием стандартных функций.

4

Тема 2.4 Операторы языка

Обучающийся должен уметь: работать в  интегрированной среде разработки, создавать линейные  программы, разветвляющие алгоритмы,

знать: операторы языка

Содержание учебного материала

Оператор присваивания (арифметический, логический, литерный). Простой и составной операторы. Пустой оператор.

3

Операторы ввода с клавиатуры и вывод на экран, форматный вывод

Условный оператор: полная и сокращенная форма записи. Операторы выбора и перехода. Метки. Полный и неполный условный оператор. Созданию логических выражений. Приоритеты логических операций.

Возможности по использованию условного оператора, операторов выбора и перехода для составления программ. Применение операторов CASE, IF, GOTO.

Практические занятия № 6,7

Интегрированная среда разработки. Создание линейных программ.

4

Условный оператор. Разветвляющиеся алгоритмы.

Лабораторные работы № 2

Применение операторов CASE, IF, GOTO.

2

Тема 2.5 Простые и вложенные циклы

Обучающийся должен уметь: решать задачи с использованием различных видов цикла

знать: простые и вложенные циклы

Содержание учебного материала

Понятие цикла. Простые циклы. Операторы цикла. Цикл с параметром For. Цикл с предварительным

условием While. Цикл с последующим условием Repeat. Рекомендации по использованию циклов. Блок-

схемы циклов.

3

Вложенные циклы. Внешние и внутренние циклы. Дополнительные условия при организации вложенных

циклов. Блок-схемы циклов.

Составление циклических блок-схем, использование простых и вложенных циклов для решения задач.

Различия между циклами While и Repeat.

Практические занятия № 8,9

Решение задач с использованием различных видов цикла. Организация вложенных циклов.

4

Тема 2.6 Структурированные типы данных

Обучающийся должен уметь: работать со структурированными типами данных

знать: структурированные типы данных

Содержание учебного материала

Описание типа «массив». Одномерные и многомерные массивы. Инициализация массивов. Ввод и вывод

массивов. Правила работы с массивами. Действия над массивами. Действия над элементами массива.

Алгоритмы сортировки элементов массива, алгоритмы поиска. Линейная сортировка (сортировка отбором). Сортировка методом пузырька. Метод быстрой сортировки с разделением.

3

Создание и обработка двумерных массивов. Возможности генератора случайных чисел – random(n).

Реализация общепринятого вывода матрицы в Pascal.

Символьные строки. Операции со сроками: присваивание, операции конкатенации, операции отношения.

Правила описания символьных строк. Процедуры и функции работы с символьными строками.

Обозначение строковых переменных. Создание алгоритмов по обработке строковых данных,

использование строковых процедур и функций. Использование операций удаления и вставки строк.

Идентичность строк.

Описание множеств. Мощность множества. Отличия множеств от массивов. Операции над множествами

(объединение, пересечение, дополнение, тождественность и т.д.). Создание и обработка множеств,

использование их для решения задач. Описание множеств через разделы описания переменных, констант и

типов. Вывод на экран элементов множества. Описание типа запись. Структура типа запись. Правила

работы с записью. Оператор присоединения записи с вариантной частью. Массивы записей.

Использование общего алгоритма создания массивов записей. Обращение записи к полю. Заполнение

записи.

Практические занятия № 10-13

Обработка одномерных массивов.

8

Процедуры и функции обработки строк.

Операции над множествами.

Создание записей и массивов записей.

Лабораторные работы № 3

Создание и обработка двумерных массивов.

2

Самостоятельная работа

Рассмотреть различные виды сортировок, составить конспект, привести примеры сортировок.

8

Создать базу данных «студент», состоящую из нескольких человек.

Тема 2.7 Подпрограммы

Обучающийся должен уметь: решать задачи с использованием функций и процедур,

знать: понятие подпрограммы, структура и правила вызова процедуры

Содержание учебного материала

Понятие подпрограммы. Подпрограмма-функция. Описание функций. Структура и применения функций.

Локальные и глобальные параметры. Область видимости переменных. Описание и использование

подпрограмм-функций для решения задач. Область действия идентификаторов. Использование функций в

выражениях.

2

3

Структура и правила вызова процедуры. Описание процедур. Правила вызова подпрограмм. Параметры-

значения, параметры-переменные, нетипизированные параметры, параметры процедурного типа.

Формальные, фактические параметры, их взаимосвязь. Рекурсивные подпрограммы. Основные отличия

процедур и функций. Применение процедур в основной программе, описание и создание подпрограмм-

процедур.

Лабораторные работы № 4

Процедуры и их применение.

2

Самостоятельная работа

Решить задачу с использованием функций и процедур.

2

Тема 2.8 Файлы

Обучающийся должен уметь: составлять программы, работающие с различными типами файлов, чтение и запись типизированных файлов

знать: понятие файла, описание файлов текстового типа, алгоритмы создания, чтения и дозаписи файлов

Содержание учебного материала

Понятие файла. Описание файлового типа. Доступ к файлам (прямой, последовательный). Средства

обработки файлов. Операции с файлами. Текстовые файлы. Функции организации открытия текстового

файла. Использование буфера ввода-вывода. Признаки классификации файлов в Pascal. Подпрограммы для

работы с секстовыми файлами.

3

Описание файлов текстового типа, алгоритмы создания, чтения и дозаписи файлов. Основные процедуры и

функции для работы с текстовыми файлами. Основные отличия текстовых файлов от файлов строкового типа. Типизированные файлы. Процедуры и функции для работы с типизированными файлами. Типизированные файлы. Чтение и запись типизированных файлов.

Практические занятия № 14,15

Составление программ, работающих с различными типами файлов.

4

Составление программ, работающих с нетипизированными файлами.

Лабораторные работы № 5

Обработка текстовых файлов

2

Самостоятельная работа

Создать алгоритм программы, работающей с различными типами файлов.

4

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информационные технологии ».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочных мест по количеству обучающихся;

-стулья;

-доска классная;

-стеллаж для моделей и макетов;

- рабочее место преподавателя;

Приборы и устройства:

- плакаты по темам;

Учебные наглядные пособия:

- комплекты  учебно-наглядных пособий по дисциплине:

Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

- правила техники безопасности  и производственной санитарии;

- справочники ГОСТ;

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся;

- мультимедиапроектор.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Turbo Pascal для студентов и школьников/ Г.Г. Рапаков, Ржеуцкая. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 352 с.

2. Абрамов, В.Г. Введение в язык Паскаль [Текст]: учебное пособие / В.Г. Абрамов, Н.П.Трифонов, Т.Н. Трифонова. – М.: Наука, 2004. – 232 с.: ил.

3. Демидович, Е.М. Основы алгоритмизации и программирования: язык СИ [Текст]: учеб пособие /М. Демидович. - 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: БХВ – Петербург, 2008. – 440с.

4. Павловская, Т.А. Паскаль: программирование на языке высокого уровня. [Текст]: практикум / Т.А. Павловская. – СПб.: Питер, 2007. – 317с.

5. Павловская, Т.А. С/С++ Программирование: на языке высокого уровня [Текст]: учеб. для вузов / Т.А. Павловская. – СПб.: Питер, 2009. – 461 с.ил.

6. Павловская, Т.А. Паскаль: программирование на языке высокого уровня [Текст]: учеб. для вузов / Т.А. Павловская. – СПб.: Питер, 2008. – 393с.

7. Петров, А.В. Вычислительная техника и программирование [Текст]: учебное пособие / А.В. Петров, В.Е. Алексеев, А.С. Ваулин. – М.: Высшая школа, 2002. – 167 с.: ил.

8. Поляков, Д.Б. Программирование в среде Турбо Паскаль [Текст]: учебное пособие / Д.Б.Поляков, И.Ю. Круглов– М.: МАИ, 2002. – 146 с.
9. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 212 с.

Дополнительные источники:

1. Голицына, О.Л. Основы алгоритмизации и программирования [Текст]: учеб. пособие для СПО/ О.Л. Голицына, И.И. Попов. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Форум, 2008. – 432с.

2. Информатика. Базовый курс. 2-е издание/ Под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2007. – 640 с.

3. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.

4. Павловская, Т.А. Программирование на языке высокого уровня [Текст] : учеб. для вузов / Т.А. Павловская. - СПб.: Питер, 2007. – 432с.ил.

Интернет – ресурсы:

1. Программист

Режим доступа: http://jurnal-programmist.at.tut.by/

2. Введение в теорию алгоритмов

Режим доступа: http://techn.sstu.ru/TFI/site%5Ftfi/TFI/PVS/ material/shaturn/theoralg/index_0_1.htm

3. Лекции. Теория алгоритмов

Режим доступа: http://230101.ru/teor_algor/lect_t_a.htm

Режим доступа: http://th-algoritmov.narod.ru/base.htm

4. Все о языке программирования Turbo Pascal

Режим доступа: http://www.pascal7.ru/

5. TURBO PASCAL

Режим доступа: http://www.gopascal.ru/

Режим доступа: http://www.tp7.info/task.php

Режим доступа: http://www.pascal.helpov.net/

6. Программирование для начинающих

Режим доступа: http://pas1.ru/

7. Программирование на Delphi

Режим доступа: http://www.delphisources.ru/

Режим доступа: http://www.programmersclub.ru/

Режим доступа: http://www.delphilab.ru/

Режим доступа: http://delphihelp.ucoz.ru/
8. Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Режим доступа: http://www.ict.edu.ru


4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения,

усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

использовать языки программирования, строить логически правильные и эффективные программы

Экспертное оценивание выполнения лабораторных работ, практических занятий и самостоятельной работы

Знания:

общих принципов построения алгоритмов, основных алгоритмических конструкций

Экспертное оценивание выполнения лабораторной и самостоятельной работы, устный опрос

понятия системы программирования

Экспертное оценивание выполнения лабораторной и самостоятельной работы, устный опрос

основных элементов процедурного языка

программирования, структуры программы, операторов и операций, управляющих структур, структур данных, файлы

Экспертное оценивание выполнения лабораторных работ, практических занятий и самостоятельных работ, тестирование

подпрограммы, составление библиотек программ

Экспертное оценивание выполнения лабораторных работ, практических занятий

и самостоятельных работ, тестирование

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели

результатов подготовки

Формы и методы контроля

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- демонстрация интереса к будущей профессии

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, выполнения работ по учебной практике

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов;  

- демонстрация

эффективности и качества

выполнения

профессиональных задач

Устный опрос, электронное тестирование экзамен

Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных и практических занятиях, выполнения самостоятельной работы и заданий по учебной практике

ОК 3. Принимать решения в

стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, выполнения работ по учебной практике

ОК 4. Осуществлять поиск и

использование информации,

необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, выполнения работ по учебной практике

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, выполнения работ по учебной практике

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, выполнения работ по учебной практике

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов манды (подчиненных), результат выполнения заданий

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, выполнения работ по учебной практике

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня

Экспертное наблюдение и оценка выполнения самостоятельных работ и заданий по учебной практике, тестирование

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, выполнения работ по учебной практике, тестирование

ОК 10. Исполнять воинскую

обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, выполнения работ по учебной практике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

   Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...

Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы дошкольного образования"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫТеоретические основы дошкольного образованияПо специальности среднего профессионального образования050144 «Дошкольное образование»...

Рабочая программа по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования"

Размещаемый материал представляет собой рабочую программу по учебной дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования" для специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"...