Векторы
методическая разработка на тему

Методическое пособие предназначено для работы со студентами всех специальностей среднего профессионального образования. Систематизирован теоретический материал по теме векторы, разобраны примеры,решение задач, включены задания для самостоятельной работы студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vektory_metodichka.docx345.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Методическое пособие

Автор:

преподаватель математики СПБ ГБОУ СПО «Политехнический Колледж Городского Хозяйства»  Тинякова Марина Ивановна

                                                                                                                      (


 

                   1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Величины, которые полностью определяются своим численным значением, называются скалярными.

Примерами скалярных величин являются: площадь, длина, объём, температура, работа, масса.

Другие величины, например, сила, скорость, ускорение, определяются не только своим числовым значением, но и направлением. Такие векторы называются векторными.

  1. Понятие вектора

Вектор- это направленный прямолинейный отрезок, т.е. отрезок, имеющий определённую длину и определённое направление.

Вектор, заданный парой (А, В) несовпадающих точек, обозначающихся символом  

Точка А называется началом, а точка В – концом вектора.

Для обозначения векторов употребляется также строчные латинские буквы со стрелкой наверху:

Длиной или модулем вектора   называется длина отрезка  и обозначается  или |а|.

Начало вектора может совпадать с его концом. Такой вектор называется нулевым и обозначается

Длина нулевого вектора равна нулю. Понятие направления не вводится.

Итак, каждый вектор, отличный от нулевого, имеет три характеристики:


1. Начальную точку;

           2. Длину (модуль вектора)

                                                  3. Направление.

                                                         

                                                       

1.2. Коллинеарные вектора

Векторы  называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых.

Записываются:

Нулевой вектор считается коллинеарным любому вектору.

Коллинеарные вектора  могут быть направлены одинаково или противоположно.

В первом случае векторы  называются сонаправленными  

во втором- противоположно направленными .


                                               

        Рис.2

1.3. Равенство векторов

Два вектора   называются равными

, если они одинаково направлены и имеют одинаковые длины.

Из определения равенства векторов следует, что вектор можно переносить параллельно самому себе, а начало вектора помещать в любую точку пространства.


На рис. 3 векторы образуют прямоугольник.

               Справедливо равенство

Векторы - противоположны. Они имеют одинаковую длину, но противоположные по направлению

    2. ЛИНЙНЫЕ ОПЕРАЦИИ НАД ВЕКТОРАМИ

Под линейными операциями над векторами понимают операции сложения и вычитания векторов, а также умножение вектора на число.

2.1. Сложение векторов

Пусть - два произвольных вектора. Возьмём произвольную точку Ои построим вектор . От точки А отложим вектор .

Вектор  , соединяющий начало первого вектора с концом второго, называется суммой векторов  


Это правило сложения векторов называется правилом треугольника.

Сумма двух векторов можно построить также по правилу параллелограмма:

        


2.2. Вычитание векторов

Под разностью векторов  понимается вектор  такой, что

Можно вычитать векторы по правилу сложения:

, т.е.  вычитание векторов заменить сложением векторас вектором, противоположным вектору .

В параллелограмме, построенном на векторах и , одна направленная диагональ является суммой векторов и , одна направленная диагональ является суммой векторов и , другая – разность.


2.3. Умножение вектора на число

Произведением нулевого вектора  на чисто m называется вектор, имеющий направление вектора , если m > 0 и противоположное направление, если m < 0. Длина этого вектора равна произведению длины вектора   на модуль числа m.

Произведение вектора  на число m обозначается . При любых m и  векторы  и  коллинеарны и .


2.4. Угол между двумя векторами

Угол между двумя нулевыми векторами и  называется угол между равными им векторами с общим началом.

      Обозначается:

       где 0≤ φ ≤ 180.

     

     Частные случаи:

а) Если , то 0

б) Если , то

в) Если , то


Если угол между векторами и  равен , то векторы и  называются перпендикулярными или (ортогональными).

3. ПРЯМОУГОЛЬНАЯ СИСТЕМА  КООРДИНАТ

3.1.  Угол между векторами и осью

Прямая, на которой выбрано положительное направление и задана единица измерения длины, называется осью.

Вектор , имеющий длину и направление, совпадающие с направлением оси, называется единичным вектором или ортом  этой оси.


Угол между нулевым вектором и осью l называется угол между направлениями оси и вектора

= , где 0≤  ≤ 180 (см. рис. 12).

3.2. Проекция вектора на ось

Проекцией на ось называется направленный отрезок на оси, начало которого есть проекция начала вектора, а конец- проекция его конца.

Длина этого направленного отрезка берётся со знаком плюс, если направления отрезка и оси совпадают со знаком минус, если их направления противоположны.

Проекция вектора  на ось l равна длине этого вектора, умноженной на косинус угла между осью и вектором.


                

Рис. 12

3.3. Прямоугольная система координат

Пусть на плоскости задана  пара единичных взаимно перпендикулярных векторов  и  отложенных от начала координат точки  О.

Такую пару векторов называют перпендикулярным базисом на плоскости

Совокупность  начала О и прямоугольного базиса  называют прямоугольной системой координат на плоскости.


 

Рис. 13

3.4. Координаты вектора

Если некоторый вектор  имеет начало  в точке А(хА, уА), а конец- в точку В(хвв), то координатами вектора  называю числа: Х= Хв- ХА                         У= УВ- УА

Координаты вектора записывают так:

ва; УВА)

3.5. Разложение вектора по координатными осям

Любой вектор  с координатами  (х,у) можно представить в виде:

Это выражение называется разложением вектора по осям координат, где - единичный вектор по оси ОХ

- единичный вектор по оси ОУ

Если начало вектора  находится в точке А(хА, уА), а конец в точке В(хВ, уВ), то разложение вектора записывается так:

ва)* + (УВА)*

3.6. Правила действия над векторами, заданными своими координатами

              Даны вектора:

11) и  b= (X22)

Координаты суммы двух (и более) векторов равны:

1+ Х2; У1+ У2)

Координаты разности:

1- Х2; У1- У2)

Координаты произведения векторов на число:

m* = (mХ1; mУ1)

3.7. Условие коллинеарности двух векторов

1.Если соответствующие координаты двух векторов пропорциональны, то векторы коллинеарны, т.е.

2.   

Если k > 0, то векторы  – сонаправленные.

Если k < 0, то векторы  - противоположно направленные.

3.8. Длина ветора. Расстояние между точками на плоскости.

Вектор, направленный из начала координат в произвольную точку М плоскости  ХОУ, называется радиус-вектором точку М и обозначается .

Рис. 14

 

Его  координаты записываются так:

==(х,у)

Длина радиус-вектора =(х, у) находится по формуле:

Длина произвольного вектора с координатами

= находятся по формуле:

С помощью этой формулы вычисляем также расстояние между двумя точками на плоскости.

3.9. Скалярное произведение двух векторов. Необходимое и достаточное условие перпендикулярности двух векторов.

Скалярным произведение двух нулевых векторов называется число, равное произведению длин этих векторов на косинус угла между ними и обозначается:

Если векторы  заданы координатами

= и =, то

Скалярное произведение этих векторов можно выразить через их координаты по формуле:

=  ,

а угол между ними находится так:

Свойства скалярного произведения

1.Необходимым и достаточным условием перпендикулярности двух нулевых векторов  является равенство нулю их скалярного произведения

2.Скалярным квадратом вектора  называется скалярное произведение

2=2

3.10. Деление отрезка в данном отношении

Рассмотрим некоторое свойство векторов, часто используемых при решении геометрических задач.

Очевидно, что С  [AB] делит отрезок [АВ] в данном отношении , т.е. , тогда и только тогда, когда

                                      (1)

Если А, В  и С заданы своими радиус- векторами  относительно некоторой точки О, то из (1) следует равенство

 

                              (2)

Формула (2) выражает радиус-вектор искомый точки С, делящий отрезок [] в отношении  , через радиус- векторы

Заданных точек A и B. В частности, если точка C является серединой отрезка [], то

Докажем, что медианы произвольного треугольника АВС пересекаются в одной точке М такой, что:

  1. Расстояние от точки М до каждой вершины треугольника равно  длины соответствующей медианы;
  2. Для любой точки О справедливо соотношение

 

Пусть точка М пересекает  длины отрезка [AD] от точки А

Тогда

Тот же результат получается для любой другой медианы треугольника ABC. Это говорит о том, что М – общая точка всех трёх медиан.

Отсюда следует, что, если М – точка пересечения медиан треугольника АВС и О – произвольная точка пространства, то имеет место:

Задача.

На стороне АД и диагонали АС параллелограмма АВСД

Взяты точки M и N так, что

Доказать, что точки M, N и B лежат на одной прямой. В каком отношении точка N делит отрезок [MB]?

Решение:

Чтобы убедиться в том, что M, N и В лежат на одной прямой, достаточно доказать, что векторы и   коллинеарны.

По условию имеет

Тогда

=

С другой стороны,

Так как  , то из полученных равенств следует, что  .

Это означает, что точки M, N и В лежат на одной прямой.

Из равенства  следует, что = 5 , т.е. точка Nделит отрезок [MB] в отношении 5:1

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Подумай и ответь:

  1. Дан вектор , отличный от нуля. Можно ли утверждать, что он равен ?
  2. Известно, что вектор  равен вектору . Можно ли утверждать, что их модули равны?
  3. Известны координатные векторы =(1;0) и =(0;1)

Чему равны координатные вектора -?

  1. Абсолютная величина вектора  равна 5. Известны координаты вектора = (-3;4). Чему равна величина m?
  2. Какому условию должны удовлетворять три вектора , чтобы из них можно было образовать треугольник?
  3. В каком случае проекция вектора a на ось l равна нулю; равна абсолютной величине длине данного вектора?
  4. Проверить, перпендикулярны ли векторы:

а) = (-3;2) и (4;6)

б)  и

в) =(-2;5) и =(3;1)

8. Какой знак имеет скалярное произведение векторов, если угол между ними а) острый; б) тупой; в) прямой?

9. Применяя понятие вектора доказать, что диагонали ромба взаимно перпендикулярны.

10. Что понимают под линейными операциями над векторами?


Примеры решения задач

Задача 1.

Дано: A (1;-1); B (-1;0) C(0;1)

 =

Найти: D(х,y).

Решение:

  1. Если  A (1;-1); B (-1;0), то = (-1-1;0-(-1))=(-2;1)
  2. Если C(0;1), D(х,y), то  (х-0; у- 1).
  3. По условию  = , тогда равны их координаты

х-0= -2          х=-2

               

у- 1= 1           у=2

      Таким образом, D(-2; 2).

Ответ: D (-2; 2).

Задача 2.

Векторы  =(1; -1) и  = (-2; -2; k) коллинеарны.

Чему равно k?

Решение:

Т.к. векторы коллинеарны по условию, их соответствующие координаты пропорциональны , k=2.  

Ответ: 2.

Задача 3.

Даны векторы  =(3; 2) и =(-2; 1)

Найти: модуль вектора  + 3.

Решение:

Для определения модуля вектора необходимо знать его координаты.

Координаты вектора = (3*2; 2*2)= (6; 4).

Координаты вектора 3= (-2*3; 1*3)= (-6; 3).

Координаты вектора + 3= (6+(-6); 4+ 3)= (0; 7)

Модуль искомого вектора:

.

Ответ: 7.

Задача 4.

Выразить через единичные векторы +  следующие векторы:

а) =(-2; 4)


б) = , если А (-2; -1);

Решение:

а) =(-2; 4)   х= -2   у=4.

По формуле =  получим

=-2+ 4.

б) = , А (-2; -1); В(4; -3)

 = =(4-(-2); -3- (- 1))=(6; -2)

=6- 2. 

Ответ: а)=-2+ 4, б) =6- 2.

Задача 5.

АВСД- ромб, = 1,  ВАД= 30.

Найти длину диагонали ромба .

Дано: АВСД- ромб АВ  ВАД= 30.


 

Найти:.

Решение:

  1. - по построению, тогда  ==
  2.      ВАД= 30 по условию.

=

Ответ: =


Реши самостоятельно

  1. В треугольнике АВС известны = a и = b.

Построить

а)               б)        в) .

  1. Найти угол αмежду векторами

=(1; ) и =(-0,5; 0,5).

  1. Даны векторы = (1; 0) и (1; 1).

Найти такое число m, чтобы вектор  был перпендикулярным вектору .

  1. Проверить, коллинеарны ли векторы  и . Если да, то сонаправлены ли они?

Векторы соответственно заданы точками:

а) А(2;1)      В(-4;  4)       С (-1;1)      Д(7; -5)

б) А(2;1)      В(6;  5)       С (3;-1)      Д(7; -2)

в) А(1;1)      В(7;  3)       С (-4;-5)      Д(5; -2)

  1. Найти длину вектора , если ,

= .


  1. Даны точки: А(-2; -3)    В(2; 4)    С(5; 1)

Разложить векторы ,  и  по единичным векторам + .

  1. При каких значениях х векторы (х- 1)  и 2 сонаправлены, если ?
  2. При каких значениях m векторы (m2-m-2) и m3b противоположно направлены, если ?
  3. В ромбе  ABCD длина стороны равна 6, а величина угла BAD        равна . На стороне ВС взята точка Е такая, что ЕС= 2. Найти расстояние от Е до центра симметрии ромба.

               10)В треугольнике АВС дано: =+ 2  и =4+ 2,

где +  – единичные взаимно перпендикулярные векторы.

Доказать, что треугольник АВС- прямоугольный и вычислить его площадь.


Ответы к разделу «Подумай и ответь»

  1. Нет
  2. Можно
  3. (3; -2).
  4. ; .
  5. а)

          б)

          в)

    8. а) положительный, б) отрицательный, в) скалярное произведение равно 0

    9. Вспомнить, что в параллелограмме, построенном на векторах, одна диагональ является их суммой, а другая - разностью.


Ответы к разделу «Реши самостоятельно»

2.60

3.-1.

4. а) -векторы коллинеарны и противоположно направлены.

б) – координаты не пропорциональны, векторы не коллинеарны.

в)  векторы коллинеарны и направлены.

5. .

6.=+ 7        =+ 3     

   =-  4.

7.при х

8.при m

9.

10. кв.ед.


                                           Литература

  • Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. и другие. Алгебра и начала анализа.                       Учебник для 10-11 классов средней школы. М. Просвещение, 2014г
  • Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и другие. Геометрия. Учебник для 10-11 классов              средней школы. М. Просвещение, 2014г.
  • Богомолов Н.В. Математика: учебник для ссузов. М. Дрофа,  2009г
  • Богомолов Н.В. Сборник задач по математике: учебное пособие для  ссузов.                М. Дрофа,  2009г.

Дополнительные источники:

  • Алгебра и начала анализа. Под редакцией Яковлева Г.Н. М. Наука, 1987г часть 1.
  • Алгебра и начала анализа. Под редакцией Яковлева Г.Н.. М. Наука, 1987г часть 2.
  • Геометрия. Под редакцией Яковлева Г.Н. М. Наука, 1989г.
  • Выгодский М.Я. Справочник по высшей математике. М. Наука. 2001 г.
  • Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике.Ч1, ч2. М. Айрис-пресс,2006г.
  • Пехлецкий И.Д. Математика: Учебник для средних специальных учебных заведений. М. Академия, 2008г.
  • Шипачев В.С.. Высшая математика. М. Высшая школа, 2008 г.
  • Шипачев В.С. Задачник по высшей математике. М. Высшая школа, 2008г.
  • http://mathematics.ru/-математика.
  • www.fcior.edu.ru (Информационные, тренировочные и контрольные материалы). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Магнитные взаимодействия. Магнитное поле токов. Вектор магнитной индукции"

Цель: образовательная: расширить представления учащихся о магнитном поле; познакомить учащихся с силовой характеристикой магнитного поля – индукцией магнитного поля, графическим изображением магн...

Вектор

Презентация "Вектор" вводит понятия о векторе, его координатах, действиях над векторами. Дана разноуровневая самостоятельная работа с ответами для определения уровня усвоения знаний....

Презентация нескольких уроков по геометрии. Тема "Векторы в пространстве"

В презентации представлены необходимые представления о положении вектора в пространстве...

Открытый урок «Использование координат и векторов при решении прикладных задач».

Урок обобщение по теме: "Декартова система координат. Действия над векторами"....

векторы на плоскости.Уравнения прямой на плоскости.

Пособие для  проведения  самостоятельной  работы  по  теме  векторы. Краткая  теория  по  теме  векторы  и  уравнения  прямой  на ...

Векторы на плоскости. Теоретическая часть к выполнению практической работы

В работе рассмаривается часть теоретического материала по основным направлениям темы "Векторы".Предлагаются образцы решения задач на нахождение координат векторов,на различные действия с векторами.Пре...

Презентация "Понятие вектора в пространстве"

Вектор — это отрезок, для которого указано, какой из его концов считается началом, а какой — концом...