Методические указания по учебной практике по предмету "Основы объектно-ориентированного программирования"
методическая разработка на тему
Методические указания к прохождению учебной практики по предмету "Основы объектно-ориентированного программирования" для студентов по направлению 1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение (по видам)» подготовлены на основе стандарта. Даны методические указания по организации и содержанию учебной практики, а также методические указания по содержанию отчета, представляемого студентами после завершения практики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические указания по учебной практике по предмету "Основы объектно-ориентированного программирования" | 159.12 КБ |
titul.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВЫСШАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА ГОРОДА ЩУЧИНСКА
Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения информационных дисциплин, протокол № ____ от «___» _____________2014 г. | Утверждаю: Заместитель директора по учебно-производственной работе ________________И.И. Пеннер «____» __________2014г. |
Специальность 1304000 – «Вычислительная техника и программное обеспечение
(по видам)»
Методические указания
к выполнению и оформлению отчёта
по учебной практике
по предмету «Основы объектно-ориентированного программирования»
Преподаватель:
________________________
________________________
Щучинск, 2014-2015 уч. год
Аннотация
Методические указания к прохождению учебной практики для студентов по направлению 1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение (по видам)» подготовлены на основе стандарта.
Даны методические указания по организации и содержанию учебной практики, а также методические указания по содержанию отчета, представляемого студентами после завершения практики.
ВВЕДЕНИЕ
Практика – это часть основной образовательной программы профессионального образования, обеспечивающая усвоение конкретных навыков в данной предметной области.
Учебная практика студентов 4 курса по направлению 1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение (по видам)» проводится в компьютерных аудиториях длительностью 3 недели, после успешного завершения студентами 7 семестра обучения.
Цели учебной практики
Закрепление, расширение и систематизация теоретических и практических знаний, полученных при изучении предмета «ОООП».
Подготовка студентов к ведению самостоятельной деятельности.
Ознакомление студентов с организацией, принципами построения и функционирования современных компьютерных сетей.
Задачи учебной практики
Приобрести практические навыки в будущей профессиональной деятельности.
Повысить эрудицию и культуру поведения.
По завершению учебной практики учащийся должен
знать:
- Операторы присваивания, ввода, вывода
- Применение указателей к массивам
- Синтаксис функций и процедур
- Основные приемы по разработке многооконных приложений
- Основные компоненты
- Принцип работы с реляционными базами данных
- Принципы и методы построения отчетов
уметь:
- Использовать операторы цикла, условия
- Составлять программы с использованием функций
- Работать с текстовыми массивами
- Работать с формами
- Работать с многопользовательскими программами
- Работать с меню
- Использовать базы данных при создании приложений
должны быть сформированы следующие компетенции:
- Владение методами и навыками использования программного обеспечения
- Уверенное знание теоретических и методических основ, понимание функциональных возможностей, следующей предметной области: разработка и принципы объектно-ориентированного программирования.
- Способность квалифицированно применять в профессиональной деятельности объектно-ориентированные технологии, библиотеки и пакеты программ, современные профессиональные стандарты информационных технологий
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА
За время прохождения практики учащийся должен закрепить материал по нижеуказанным темам и создать приложение по заданию. Номер варианта задачи определяется по порядковому номеру учащегося в журнале.
Решение каждой отдельной части задачи включает в себя следующие этапы:
- Постановка задачи
- Словесное описание используемых компонентов и их свойств, полей и методов
- Словесное описание процедур с указанием событий, формальных и фактических параметров
- Составление таблицы объектов и их свойства.
- Написание программы (или процедуры)
- Отладка (Тестирование программы)
При выполнении программы практики учащийся должен оформить и защитить отчёт, включающий в себя следующие разделы:
1. Теоретическая часть. Структура модуля в C++.
2. Специальная часть:
2.1. Программа «Конвертор»
- Постановка задачи.
- Используемые компоненты
- Ход разработки приложения
2.2. Программа «Фунты-килограммы»
***
2.3. Программа «Сила тока»
***
3. Разработка приложения «…»
- Постановка задачи.
- Используемые компоненты
- Ход разработки приложения
- Листинг
4. Вывод
5. Список использованной литературы.
По завершению учебной практики учащийся должен
знать:
- Основные принципы ООП;
- Что такое класс, объект;
- Иерархию классов;
- Структуру модуля;
- Основные компоненты, их свойства и методы;
- Способы создания обработчиков событий;
уметь:
- Пользоваться ИСР С++Builder;
- Создавать оконные приложения с использованием библиотеки VCL;
- Разрабатывать интерфейс будущего приложения;
- Подключать модули;
- Создавать пользовательские процедуры и функции;
- Выполнять обработку исключений;
- Работать с текстовыми и двоичными файлами;
- Оформлять отчёт о проделанной работе;
Требования к содержанию и оформлению отчёта по учебной практике
Отчёт должен быть напечатан на стандартных листах белой бумаги формата А4. Поля составляют 3 см слева (на переплёт), по 2 см сверху и снизу, 1 см справа. Текст должен быть набран шрифтом Times New Roman или аналогичным шрифтом с кегелем 14, прямым начертанием. Тексты программ и другая машинно-ориентированная информация должна быть набрана шрифтом Courier New, кегль 12. Отчёт должен быть подготовлен с использованием текстового редактора Microsoft Word.
Отчёт должен содержать титульный лист с указанием фамилии студента и номер варианта, оформленный по образцу (см Приложение), задание для практики.
Номер варианта индивидуального задания совпадает с порядковым номером студента в журнале.
Абзацы должны быть выровнены по ширине, и иметь отступ первой строки 1,25 см («красную строку»); одинарный или полуторный интервал между строками.
В тексте не должно быть переносов слов, сделанных вручную.
Разделы отчёта должны быть озаглавлены с использованием соответствующих стилей, и набраны шрифтом Arial кеглем 16, полужирным начертанием, интервал между строками 6пт. Подразделы должны быть озаглавлены с использованием соответствующих стилей, и набраны шрифтом Arial кеглем 14, курсивом, интервал между строками 6пт. Разделы, кроме специально отмеченных, должны быть иерархически пронумерованы.
Страницы отчёта, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы, при этом титульный лист считается первой страницей, и поэтому нумерация начинается со страницы 2. Номера должны быть расположены внизу страницы по центру.
Текст программы должен содержать комментарии, поясняющие работу программы. Исходные тексты программ сохраняются. Содержимое текстового файла программы по индивидуальному заданию подшивается в отчёт.
Содержание. Раздел не нумеруется. Содержание должно быть сгенерировано автоматически средствами используемого текстового редактора на основании стилей документа. В содержании должны указываться заголовки первого, второго и , возможно, третьего уровня. Номера страниц должны быть прижаты к правому краю и отделены от названий разделов последовательностью точек.
Задания к выполнению
- Конвертор
- Фунты-килограммы
- Сила тока
- Сопротивление
- Кафе
- Любимый напиток
- Электроэнергия
- ОСАГО
- Просмотр иллюстраций
- Калькулятор
- Калькулятор-2
- Секундомер
- Угадай число
- Угадай число-2
- Запуск Internet Explorer
- Вывод справочной информации
- Погода
- Средняя температура
- Простая база данных
- Редактор текста
- Приветствие
- Олимпийский флаг
- Диаграмма
- График
- Круговая диаграмма
- Просмотр иллюстраций
- Часы
- Пинг-понг
- Полет в облаках
- Баннер
- Фоновый рисунок
- WAV
- МРЗ Player
- Воспроизведение MIDI
- Compact Disk Player (версия 1)
- Video Player
- Анимация
- Записная книжка
- Магазин
- Ежедневник
- Сапер
- Игра 15
- Игра "Собери картинку" (Puzzle)
- Игра "Парные картинки"
- Экзаменатор
- Экзаменатор-2
- Календарь
- Будильник
- Очистка диска
- Печать
Методические указания для выполнения заданий представлены в электронном виде в файле «Никита Культин - C++ Builder в задачах и примерах.pdf»
Индивидуальные задания:
Разрабатывается студентом самостоятельно. В отчет включается полное описание выполненного индивидуального задания.
№ | Задание | Описание |
1 | БД «Расписание» | Необходимо построить базу данных, которая поможет диспетчеру составить расписание занятий. Для этого необходимо иметь следующую информацию: занятость аудиторий; группы; дисциплины (учебный план); дни недели. Диспетчер должен вводить расписание в виде записей базы: День недели, Аудитория, Группа, Дисциплина, Преподаватель При вводе требуется не допускать «накладок» вида: 1. В одной аудитории в одно и то же время занимаются разные группы; 2. Одна и та же группа в одно и то же время занимается в разных аудиториях, либо разными предметами, либо с разными преподавателями; 3. Один и тот же преподаватель занимается в одно и то же время либо в разных аудиториях, либо разными предметами, либо с разными группами. |
2 | Обучающая система "СЛОВА" | Написать программу, имитирующую работу обучающей системы. В приложении необходимо наглядно продемонстрировать минимальный набор слов для изучения, звуковое сопровождение каждого слова, реализовать проверочную функцию изученных слов |
3 | Крестики-нолики | Написать программу, аналогичную игре «Крестики-нолики». При игре в крестики-нолики, выигрывает тот, кто первым выстраивает пять крестиков (или ноликов) подряд по горизонтали, вертикали или диагонали. Запрограммировать игру в крестики-нолики на прямоугольном клеточном поле для: двух игроков или одно игрока и компьютера. |
4 | БД «Картотека» | Электронная картотека состоит из бинарного файла, хранящего данные библиографических карточек, и программы, которая поддерживает доступ к этой информации. Основные действия — создание/добавление карточки, просмотр, сохранение. (Картотека считывается в список карточек, действия производятся со списком, после чего измененный список записывается в файл.). Ввод новой карточки и просмотр реализовать через экранные формы. Всем управляет основная форма-меню. |
5 | Тестировщик | Написать программу, реализующую функции тестирующей программы с возможностью загрузки тестовых вопросов из файла, сохранение, редактирование и выполнения теста |
6 | Судоку | Написать программу, аналогичную игре «Судоку». Игровое поле представляет собой квадрат размером 9×9, разделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В них уже в начале игры стоят некоторые числа (от 1 до 9), называемые подсказками. От игрока требуется заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3×3 каждая цифра встречалась бы только один раз. |
7 | Текстовый редактор | Текстовый редактор предназначен для работы с текстовыми файлами в интерактивном режиме. Он позволяет просматривать содержимое текстовых файлов и производить над ними различные действия — вставку, удаление и копирование текста, контекстный поиск и замену, изменение настроек шрифта, печать и т. п. |
8 | Словарь | Пары en-ru (слово, его перевод) хранятся в текстовом файле, который при работе загружается в хэш-таблицу Dictionary. Поддерживается поиск слова в словаре, добавление новых слов в режиме диалога через форму, сохранение словаря. Сделать форму с соответствующими кнопочками. Добавить функцию проверки правильности (т.е. наличия в словаре) всех слов в предложении (string). Оно разрезается на слова и каждое слово ищется в словаре. Если не найдено, то возникает диалог добавить/пропустить. Добавить кнопку, позволяющую обработать этим произвольный текстовый файл и тем пополнить словарь. |
9 | Часы | Составить программу, имитирующую работу часов с часовой, минутной и секундной стрелкой в реальном режиме времени. Предусмотреть работу часов в аналоговом и цифровом виде. Дополнительные возможности – изменение цвета и сворачивание в трей. |
10 | Интернет-браузер | Создать приложение, имитирующее работу web-браузера. Программа позволяет открывать web-страницы, сохранять и выводить на печать. |
11 | «Оболочка OC» | Создание собственной оболочки операционной системы на подобие Norton Commander с основными операциями над файлами: просмотр, копирование, переименование, перемещение, удаление и создание папок и файлов. |
12 | Программа вычисления значения арифметического выражения | Арифметическое выражение составляется из неотрицательных целых чисел с помощью знаков операций +,-,*,/ и скобок. Оно вводится в виде последовательности символов (string). Программа должна вычислять его значение. Организовать вычисление в виде рекурсивной (т.е. вызывающей себя) функции double Evaluate( string s) , где s - арифм. выражение (входной параметр). Функция Evaluate выделяет в s "главную" (последнюю) операцию, вызывает себя для вычисления значения ее операндов и применяет ее к вычисленным значениям. |
13 | Площадь семиугольника | Написать программу, высчитывающую площадь семиугольника. В программе пользователь строит семиугольник, отмечая его вершины щелчками мыши в компоненте PaintBox, после чего программа вычисляет его площадь (в пикселах). Дополнительная возможность – построение семиугольника по введенным с клавиатуры координатам. |
14 | Разговорник | Разработать приложение, демонстрирующее возможности С++Builder по работе с компонентами ListBox, Memo, Edit. В программе предусмотреть выбор тематик. При выборе фразы осуществлять поиск перевода и его вывод в текстовое поле. Дополнительно добавить озвучивание фраз на английском языке |
15 | БД «Записная книжка» | Программа Записная книжка, демонстрирует использование компонентов BDE для работы с одноименной базой данных формата Paradox. База данных состоит из одной единственной таблицы adrbk.db. Программа работает с данными в режиме таблицы и позволяет просматривать, редактировать, добавлять и удалять записи, а также обеспечивает выборку (поиск) информации по содержимому поля Name. Для доступа к базе данных программа использует псевдоним adrbk. Создать псевдоним можно при помощи утилиты BDE Administrator. |
Пример оформления задачи
2.1 Программа «Конвертор»
Постановка задачи
Написать программу пересчета из одной валюты в другую. Для ввода и отображения числовых данных использовать компоненты TextBox и Label. Программу спроектировать таким образом, чтобы пользователь мог ввести в поля редактирования только правильные данные (число).
Используемые компоненты
Объект | Свойство | Устанавливаемое значение |
Label1 | Caption | Введите цену в долларах, курс и щелкните на кнопке Пересчет |
Label2 | Caption | Цена ($) |
Label3 | Caption | Курс (руб/$) |
Label4 | Caption | “ ” |
Edit1 | Text | “ ” |
Edit2 | Text | “ ” |
Button1 | Caption | Пересчет |
Button2 | Caption | Завершить |
Ход разработки приложения
При разработке приложения на форме были размещены следующие компоненты: Edit1 и Edit2 для ввода пользователем значений, Label4 для вывода результата и кнопки «Пересчет» и «Завершить».
Расчет выполняется щелчком по кнопке «Пересчет» следующим образом:
void fastcall TForml::ButtonlClick(TObject *Sender)
float usd; // цена в долларах
float к; // курс
float rub; // цена в рублях
// проверим, введены ли данные в поля Цена и Курс
if (((Editl->Text).Length() ==0) ||
((Edit2->Text).Length)) == 0))
{
MessageDlg("Надо ввести цену и курс",
mtlnformation, TMsgDlgButtons() « mbOK, 0);
if ((Editl->Text).Length!) == 0)
Editl->SetFocus(); // курсор в поле Цена
else
Edit2->SetFocus(); // курсор в поле Курс
return;
};
// ввод исходных данных
usd = StrToFloat(Editl->Text);
k = StrToFloat(Edit2->Text);
// вычисление
rub = usd * k;
// вывод результата
Label4->Caption = FloatToStrF(usd,ffGeneral,7,2) +
"$ = "+FloatToStrF(rub,ffGeneral,7,2) + " руб.";
}
Рис. 1. Выходные данные
Список использованной литературы:
- Культин Н.Б. «C++ Builder в задачах и примерах» Петербург, 2005. — 336 с: ил.
- К.Рейсдорф, К.Хендерсон «Borland C++ Builder 6. Освой самостоятельно за 21 день»
- А.Я.Архангельский «Программирование в Borland C++ Builder 6»
Предварительный просмотр:
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ
БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
Щучье қаласы, Жоғары техникалық мектебі
Мамандық 1304000 «Электрондық
есептеу техникасы және
бағдарламалық қамтамасыздандыру»
Специальность 1304000 «Вычислительная
техника и программное обеспечение»
ЕСЕП (ОТЧЁТ)
Оқу тәжірибесі бойынша
по учебной практике
(тәжірибе түрі, вид практики)
Топ студенті _______
студента группы
___________________________________________________________________
(пән атауы, название предмета)
Орындады:_____________________ _____________________
выполнил (қолы,подпись) (студенттің ФАТ, Ф.И.О.студента)
Тексерді: _____________________ _______________________
проверил (қолы,подпись) (оқытушының ФАТ,Ф.И.О.преподавателя)
Бағасы: _______________________
оценка
Щучье қаласы
2014 ж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Методические указания к учебной практике для обучающихся по профессии 260807.01 "Повар, кондитер" по ПМ 02. Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, тест...
Методические указания к учебной практике
Методичекие указания к учебной практике...
Методические указания по учебной практике по предмету "Прикладная информатика"
Методические указания к прохождению учебной практики по предмету "Прикладная информатика" для студентов по направлению 0707000 «Техническое обслуживание и ремонт горного электромеханического оборудова...
Методические указания по учебной практике по ПМ.06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Методические указания по учебной практике по ПМ.06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих по специальности 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронны...
Методические указания по учебной практике для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
В методические указаниях представлен план учебной практики комплект практических заданий и методических указаний к ним по темам, входящим в структуру двух профессиональных модулей, а именно ПМ.01 ...
Методические указания по учебной практике УП 01.03 Демонтажно-монтажная по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Методические указания по учебной практике разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 «Техниче...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ УП 01.03 (СТАНОЧНАЯ) ПО РАЗДЕЛАМ1-4, ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 23.02.07 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ УП 01.03 (СТАНОЧНАЯ) "ОБРАБОТКА РЕЗАНИЕМ, МЕТАЛЛОРЕЖУЩИЙ ИНСТРУМЕНТ И СТАНКИ"ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:23.02.07 «Т...