Поурочная методическая разработка по дисциплине Компьютерные сети на тему «Сетевые архитектуры»
методическая разработка на тему
В методической разработке по теме «Сетевые архитектуры» приведены планы урока, краткие конспекты лекций, задания и вопросы для закрепления материала, список рекомендуемой литературы. Обращено внимание на наиболее важные вопросы подготовки по дисциплине «Компьютерные сети». Методическая разработка позволяет студентам самостоятельно освоить материал, закрепить умения и навыки по теме «Сетевые архитектуры», помогает преподавателям проводить занятия с использованием активных методов обучения, готовить высококвалифицированных специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ks11-12.doc | 347 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Поурочная методическая разработка
По дисциплине: Компьютерные сети
Тема: Сетевые архитектуры
(на 4 академических часа)
для студентов дневного отделения 3 курса специальности
230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
(базовой подготовки)
среднего профессионального образования
Автор: Т.В. Струк
Щекино, 2011
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК № 3 протокол № ______ от «______»_________________ 2011 г. Председатель ПЦК№ 3 _______________ В.Н. Юрченко Регистрационный номер ___________ «_______»_________________ 2011 г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе ФГОУ СПО ТЭК ________________ Е.В. Кошелева «_______»________________ 2011 г. |
Составитель:
Т.В. Струк, преподаватель Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Тульского экономического колледжа
Рецензент:
Н. В. Головтеев, главный инженер ОМЗ филиал ОАО «Трест «Шахтспецстрой»
/_________________/ дата _____________________
Методическая разработка составлена для студентов, изучающих дисциплину «Компьютерные сети».
Методическая разработка содержит планы урока, краткие конспекты лекций, литературу, карточки заданий и вопросы для закрепления материала.
Цель создания методической разработки – расширение кругозора студентов, развитие интереса к изучаемой дисциплине.
Рецензия
на методическую разработку по дисциплине «Компьютерные сети», составленную преподавателем Струк Т.В.
Поурочная методическая разработка по дисциплине «Компьютерные сети» на тему: «Сетевые архитектуры» составлена на 4 академических часа.
В методической разработке по теме «Сетевые архитектуры» приведены планы урока, краткие конспекты лекций, литература, задания и вопросы для закрепления материала. Обращено внимание на наиболее важные вопросы подготовки по дисциплине «Компьютерные сети».
Методическая разработка позволяет студентам самостоятельно освоить материал, закрепить умения и навыки по теме «Сетевые архитектуры», помогает преподавателям проводить занятия с использованием активных методов обучения, готовить высококвалифицированных специалистов.
Рекомендую методическую разработку для использования в учебном процессе на дневном отделении по специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.
Рецензент:
Н. В. Головтеев, главный инженер ОМЗ филиал ОАО «Трест «Шахтспецстрой»
/_________________/ дата _____________________
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Название темы | Страницы | ||
1. | Организация сетей различных типов. Типы сетей: одноранговые, серверные, гибридные. Архитектура «клиент-сервер». Типы серверов: файловые, печати, приложений, сообщений, баз данных. | 4 | ||
1.1. | Организация сетей различных типов | 5 | ||
1.2. | Типы сетей: одноранговые, серверные, гибридные | 6 | ||
1.2.1. | Одноранговые сети | 6 | ||
1.2.2. | Сети на основе сервера | 7 | ||
1.2.3. | Комбинированные сети | 11 | ||
1.3. | Архитектура «клиент-сервер» | 11 | ||
2. | Базовые и комбинированные топологические решения. | 14 | ||
2.1. | Базовые сетевые топологии | 15 | ||
2.1.1. | Шина | 15 | ||
2.1.2. | Кольцо | 16 | ||
2.1.3. | Звезда | 17 | ||
2.2. | Комбинированные топологические решения | 17 |
ПЛАН УРОКА
ПО ПРЕДМЕТУ «Компьютерные сети»
Тема урока: «Организация сетей различных типов. Типы сетей: одноранговые, серверные, гибридные. Архитектура «клиент-сервер». Типы серверов: файловые, печати, приложений, сообщений, баз данных».
Цель урока:
обучающая: изучение типов сетей и серверов, архитектура «клиент-сервер».
развивающая: развитие самостоятельности суждений творческого мышления;
воспитательная: привитие уважения к изучаемому предмету и будущей профессии.
Вид урока: - комбинированный
Оборудование урока: - карточки заданий.
Организационный момент:- проверить отсутствующих, объявить тему, поставить цель, записать на доске тему и изучаемые вопросы - 3 мин.
Опрос по пройденному материалу: - 15 мин.
Индивидуальный по вопросам - 2 чел:
а) Синхронная и асинхронная передача данных;
б) Понятие об узкополосном и широкополосном способе передачи данных.
Изложение нового материала: - лекция с элементами беседы - 40 мин.
Вопросы:
1. Организация сетей различных типов.
2. Типы сетей: одноранговые, серверные, гибридные.
3. Архитектура «клиент-сервер».
Закрепление: - 20 мин. беседа и решение теста.
Вопросы для закрепления:
1. На что следует обратить внимание при планировании организации сети?
2. Что такое рабочая группа?
3. Где используют одноранговые сети?
4. В чём сложность управления защитой в одноранговой сети?
5. Какие преимущества у сетей на основе сервера?
6. Основная задача файлового сервера?
7. Основная задача сервера сообщений?
8. В чём сущность комбинированных сетей?
9. Перечислите преимущества и недостатки архитектуры «клиент-сервер».
Рефлексия: - 2 мин
1. Подведение итогов
2. Задание на дом
1 .Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы / В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. СПб: Питер, 2008.
2. Компьютерные сети. Учебный курс / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Русская редакция», 2009.
Тема урока: «Организация сетей различных типов. Типы сетей: одноранговые, серверные, гибридные. Архитектура «клиент-сервер». Типы серверов: файловые, печати, приложений, сообщений, баз данных».
Организация сетей различных типов
Начиная разрабатывать и строить локальную сеть, необходимо четко знать, насколько сложной она будет, и как она может расширяться, а значит, усложняться в будущем. Сети можно разделить на два типа одноранговые и серверные. Одноранговая сеть - это простейшая сеть, в которой используются рабочие станции и простейшее сетевое оборудование (концентраторы и/или коммутаторы). Такие сети очень легко настраиваются, однако они имеют некоторые ограничения.
Для того чтобы тщательно спланировать свою будущую сеть, нужно ответить на следующие вопросы.
1. Для чего нужна сеть?
2. Сколько пользователей будет в сети?
3. Как быстро сеть будет расширяться?
4. Нужен ли для данной сети выход в интернет?
5. Нужно ли централизованное управление пользователями сети?
Создавая сеть, придется принимать множество решений. Прежде всего, выбрать топологию сети. Это решение является фундаментом для всего остального, а именно: какой будет уровень производительности и надежности, с какими административными проблемами придется столкнуться, как в будущем можно будет расширить сеть, и насколько дорого она обойдется.
Типы сетей: одноранговые, серверные, гибридные
Одноранговые сети
В этих сетях все компьютеры равноправны: нет иерархии среди них; нет выделенного сервера.
Как правило, каждый ПК функционирует и как рабочая станция (РС), и как сервер, т. е. нет ПК ответственного за администрирование всей сети (рис. 1). Все пользователи решают сами, какие данные и ресурсы (каталоги, принтеры, факс-модемы) на своем компьютере сделать общедоступными по сети.
Рис. 1. Одноранговая сеть.
Рабочая группа - это небольшой коллектив, объединенный общей целью и интересами. Поэтому в одноранговых сетях чаще всего не более 10 компьютеров. Эти сети относительно просты. Т. к. каждый ПК является одновременно и РС, и сервером. Нет необходимости в мощном центральном сервере или в других компонентах, обязательных для более сложных сетей.
Одноранговые сети обычно дешевле сетей на основе сервера, но требуют более мощных, а стало быть и более дорогих, ПК. Требование к производительности и к уровню защиты для сетевого ПО в них также значительно ниже.
В такие операционные системы, как: MS Widows NT for Workstation; MS Widows 95/98, Widows 2000 встроена поддержка одноранговых сетей. Поэтому, чтобы установить одноранговую сеть, дополнительного ПО не требуется, а для объединения компьютеров применяется простая кабельная система. Одноранговая сеть вполне подходит там, где:
-количество пользователей не превышает 10-15 человек;
-пользователи расположены компактно;
-вопросы защиты данных не критичны;
-в обозримом будущем не ожидается расширения фирмы, и, следовательно, увеличения сети.
Несмотря на то, что одноранговые сети вполне удовлетворяют потребности небольших фирм, возникают ситуации, когда их использование является неуместным. В этих сетях защита предполагает установку пароля на разделяемый ресурс (например, каталог). Централизованно управлять защитой в одноранговой сети очень сложно, т. к.:
-пользователь устанавливает ее самостоятельно ;
-"общие" ресурсы могут находиться на всех ПК, а не только на центральном сервере.
Такая ситуация - угроза для всей сети; кроме того, некоторые пользователи могут вообще не установить защиту. Если вопросы конфиденциальности являются для фирмы принципиальными, то такие сети применять не рекомендуется. Кроме того, так как в этих ЛВС каждый ПК работает и как РС, и как сервер, пользователи должны обладать достаточным уровнем знаний, чтобы работать и как пользователи, и как администраторы своего компьютера.
Сети на основе сервера
При подключении более 10 пользователей одноранговая сеть может оказаться недостаточно производительной. Поэтому большинство сетей используют выделенные серверы (рис. 2).
Выделенными называются такие серверы, которые функционируют только как сервер (исключая функции РС или клиента). Они специально оптимизированы для быстрой обработки запросов от сетевых клиентов и для управления защитой файлов и каталогов.
Рис. 2. Структура сети на основе сервера
С увеличением размеров сети и объема сетевого трафика необходимо увеличивать количество серверов. Распределение задач среди нескольких серверов гарантирует, что каждая задача будет выполняться самым эффективным способом из всех возможных.
Круг задач, которые выполняют серверы, многообразен и сложен. Чтобы приспособиться к возрастающим потребностям пользователей, серверы в ЛВС стали специализированными. Так, например, в операционной системе Windows NT Server существуют различные типы серверов (рис. 3):
-Файл-серверы и принт-серверы. Они управляют доступом пользователей к файлам и принтерам. Так, например, для работы с текстовым документом Вы прежде всего запускаете на своем компьютере (РС) текстовый процессором. Далее требуемый документ текстового процессора, хранящийся на файл-сервере, загружается в память РС и таким образом Вы можете работать с этим документом на РС. Другими словами, файл-сервер предназначен для хранения файлов и данных.
-Серверы приложений (в том числе сервер баз данных, WEB -сервер). На них выполняются прикладные части клиент серверных приложений (программ). Эти серверы принципиально отличаются от файл-серверов тем, что при работе с файл-сервером нужный файл или данные целиком копируются на запращивающую РС, а при работе с сервером приложений на РС пересылаются только результаты запроса. Например, можно по запросу можно получить только список работников, родившихся в сентябре не загружая при этом в свою РС всю базу данных персонала.
-Почтовые серверы - управляют передачей электронных сообщений между пользователями сети.
-Факс-серверы - управляют потоком входящих и исходящих факсимильных сообщений через один или несколько факс-модемов.
-Коммуникационные серверы - управляют потоком данных и почтовых сообщений между данной ЛВС и другими сетями или удаленными пользователями через модем и телефонную линию. Они же обеспечивают доступ к Интернету.
-Сервер служб каталогов - предназначен для поиска, хранения и защиты информации в сети. Windows NT Server объединяет PC в логические группыдомены, система защиты которых наделяет пользователей различными правами доступа к любому сетевому ресурсу.
Рис. 3. Типы серверов в ЛВС.
При этом каждый из серверов может быть реализован как на отдельном компьютере, так и в небольших по объему ЛВС, быть совмещенным на одном компьютере с каким-либо другим сервером. Север и ОС работают как единое целое. Без ОС даже самый мощный сервер представляет собой груду железа. ОС позволяет реализовать потенциал аппаратных ресурсов сервера. К наиболее
распространенным сетевым ОС следует отнести:
-Novell NetWare 4.0 и выше;
-OS/2;
-Unix;
-Windows NT 4.0 и выше.
Последняя обеспечивает симметричную многопроцессорную обработку (системные задачи распределяются между всеми доступными процессорами), поддерживает множество аппаратных платформ ( Pentium, R4000, RISE и Digit Alpha), длина имени файла до 225 байт, размер файла и диска - до 16 эксабайт (миллиард гигабайт).
Преимущества сетей на основе сервера
Сравнения двух основных типов ЛВС проведем с точки зрения возможности разделения ресурсов, защиты данных, возможности резервного копирования, избыточности и аппаратной обеспеченности.
Рассмотрим каждое из этих направлений более подробно.
1.Разделение ресурсов. Сервер спроектирован так, чтобы предоставить доступ к множеству файлов и принтеров, обеспечивая при этом высокую производительность и защиту. Администрирование и управление доступом к данным осуществляется централизованно, что обеспечивает их поиск и поддержку. (Так, в Widows NT разделение каталогов осуществляется через File Manager. Чтобы разрешить совместное использование каталога, надо выделить его в меню Disk и выбрать команду Shave As).
2.Защита. Это основной аргумент при выборе ЛВС на основе сервера. Проблемой безопасности может заниматься один администратор: он формирует политику безопасности и применяет ее в отношении каждого пользователя сети. Если в одноранговых сетях возможна защита только на уровне ресурсов, то в ЛВС на основе сервера основной является защита на уровне пользователя.
3. Резервное копирование данных. Поскольку важная информация расположена централизованно, т. е. сосредоточена на одном или нескольких серверах, то нетрудно обеспечить ее регулярное резервное копирование, что повысить надежность ее сохранения.
4. Избыточность. Благодаря избыточным системам данные на любом сервере могут дублироваться в реальном времени. Поэтому в случае повреждения основной области хранения данных информация не будет потеряна, так как легко воспользоваться ее резервной копией.
5. Аппаратное обеспечение. Так как PC не выполняет функций сервера, требования к его характеристикам зависят от потребностей самого пользователя. Он может иметь, по крайней мере, 486-й процессор и ОЗУ от 8 до 16 Мбайт.
Комбинированные сети
Существуют и комбинированные сети, сочетающие лучшие качества одноранговых сетей и сетей на основе сервера. Многие администраторы считают, что такая сеть наиболее полно удовлетворяет их запросы, т. к. в ней могут функционировать оба типа ОС. Сетевые ОС на основе Novell NetWare или Windows NT Server в этом случае отвечают за совместное использование основных приложений и данных. На рабочих станциях ЛВС устанавливают Windows NT WorkStation или Windows 95/98, которые будут управлять доступом к ресурсам выделенного сервера и в то же время предоставлять в совместное использование свои жесткие диски, а по мере необходимости разрешать доступ и к своим данным (рис. 4).
Рис. 4. Структура комбинированной ЛВС.
Комбинированные сети - наиболее распространенный тип ЛВС, но для их правильной и надежной защиты необходимы определенные знания и навыки планирования. Одноранговые сети и сети на основе серверов объединяет общая цель - это разделение ресурсов и коллективное их использование. А вот различия между одноранговыми сетями и ЛВС с выделенными серверами существенно определяют:
-требования к аппаратному обеспечению ЛВС;
-способ поддержки пользователей.
Архитектура «клиент-сервер»
Клиент-сервер (англ. Client-server) — вычислительная или сетевая архитектура, в которой задания или сетевая нагрузка распределены между поставщиками услуг (сервисов), называемыми серверами, и заказчиками услуг, называемыми клиентами. Нередко клиенты и серверы взаимодействуют через компьютерную сеть и могут быть как различными физическими устройствами, так и программным обеспечением.
Преимущества
Делает возможным, в большинстве случаев, распределение функций вычислительной системы между несколькими независимыми компьютерами в сети. Это позволяет упростить обслуживание вычислительной системы. В частности, замена, ремонт, модернизация или перемещение сервера не затрагивают клиентов.
Все данные хранятся на сервере, который, как правило, защищён гораздо лучше большинства клиентов. На сервере проще обеспечить контроль полномочий, чтобы разрешать доступ к данным только клиентам с соответствующими правами доступа.
Позволяет объединить различные клиенты. Использовать ресурсы одного сервера часто могут клиенты с разными аппаратными платформами, операционными системами и т. п.
Недостатки
Неработоспособность сервера может сделать неработоспособной всю вычислительную сеть.
Поддержка работы данной системы требует отдельного специалиста — системного администратора.
Высокая стоимость оборудования.
Раздаточный материал
Тест:
1. Компьютер предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:
- адаптером;
- коммутатором;
- станцией;
- сервером;
- клиент-сервером.
2. Обмен информацией между компьютерными сетями, в которых действуют разные стандарты представления информации (сетевые протоколы), осуществляется с использованием:
- магистралей;
- хост-компьютеров;
- электронной почты;
- шлюзов;
- файл-серверов.
3. Почтовый ящик абонента электронной почты представляет собой:
- некоторую область оперативной памяти файл-сервера;
- область на жестком диске почтового сервера, отведенную для пользователя;
- часть памяти на жестком диске рабочей станции;
- специальное электронное устройство для хранения текстовый файлов.
4. Для хранения файлов, предназначенных для общего доступа пользователей сети, используется:
- файл-сервер;
- рабочая станция;
- клиент-сервер;
- коммутатор.
5. Если компьютеров несколько, то что бы их объединить в сеть необходимо дополнительное устройство ...
- Коннектор
- Коммутатор
- Мышь
- Сетевик
6. Простейшая сеть, в которой используются рабочие станции и простейшее сетевое оборудование (концентраторы и/или коммутаторы):
- Одноранговая сеть
- Сеть на основе сервера
- Региональная сеть
- Глобальная сеть
7. В одноранговых сетях чаще всего не более ___ компьютеров:
- 100
- 5
- 10
- 12
8. Какой тип серверов управляет доступом пользователей к файлам и принтерам:
- Файл-серверы
- Серверы приложений
- Почтовые серверы
- Факс-серверы
9. Наиболее распространенный тип ЛВС:
- Комбинированные сети
- Сети на основе сервера
- Одноранговые сети.
10. Основное назначение коммуникационного сервера:
- управление потоком входящих и исходящих факсимильных сообщений
- управление потоком данных и почтовых сообщений между данной ЛВС и другими сетями
- для поиска, хранения и защиты информации в сети
Таблица ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4 | 4 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 |
ПЛАН УРОКА
ПО ПРЕДМЕТУ «Компьютерные сети»
Тема урока: «Базовые сетевые топологии и комбинированные топологические решения»
Цель урока:
обучающая: изучение базовых и комбинированных сетевых топологий;
развивающая: развитие самостоятельности суждений творческого мышления;
воспитательная: привитие уважения к изучаемому предмету и будущей профессии.
Вид урока: - комбинированный
Оборудование урока: - карточки заданий.
Организационный момент:- проверить отсутствующих, объявить тему, поставить цель, записать на доске тему и изучаемые вопросы - 3 мин.
Опрос по пройденному материалу: - 15 мин.
Индивидуальный по вопросам - 3 чел:
а) Типы сетей: одноранговые, серверные, гибридные.
б) Архитектура «клиент-сервер».
в) Типы серверов: файловые, печати, приложений, сообщений, баз данных.
Изложение нового материала: - лекция с элементами беседы - 40 мин.
Вопросы:
1. Базовые сетевые топологии;
2. Комбинированные топологические решения.
Закрепление: - 20 мин. беседа и решение каточек с заданиями.
Вопросы для закрепления:
- Перечислите основные виды топологий?
- Опишите базовые топологии типа шина, звезда и кольцо?
- Достоинства и недостатки топологий шина, звезда и кольцо?
- Какие комбинации сетевых топологий вы знаете?
Рефлексия: - 2 мин
1. Подведение итогов
2. Задание на дом
1 .Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы / В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. СПб: Питер, 2008.
2. Компьютерные сети. Учебный курс / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Русская редакция», 2009.
Тема урока: «Базовые сетевые топологии и комбинированные топологические решения»
1. Базовые сетевые топологии;
Под топологией сети понимается описание ее физического расположения, то есть то, как компьютеры соединены в сети друг с другом и с помощью каких устройств входят в физическую топологию.
Существует четыре основных топологии:
Шина
Физическая топология шина, именуемая также линейной шиной, состоит из единственного кабеля, к которому присоединены все компьютеры сегмента (рис. 1).
Сообщения посылаются по линии всем подключенным станциям вне зависимости от того, кто является получателем. Каждый компьютер проверяет каждый пакет в проводе, чтобы определить получателя пакета. Если пакет предназначен для другой станции, то компьютер отвергает его. Если пакет предназначен данному компьютеру, то он получит и обработает его.
Рисунок 1 – Топология «шина»
Главный кабель шины, известный как магистраль, имеет на обоих концах заглушки (терминаторы) для предотвращения отражения сигнала. Обычно в сетях с шинной топологией используется два типа носителя: толстый и тонкий Ethernet.
Недостатки:
- трудно изолировать неполадки станции или другого сетевого компонента;
- неполадки в магистральном кабеле могут привести к выходу из строя всей сети.
Кольцо
Топология Ring (кольцо) используется в основном в сетях Token Ring и FDDI (волоконно-оптических).
В физической топологии «кольцо» линии передачи данных фактически образуют логическое кольцо, к которому подключены все компьютеры сети (рис. 2).
Рисунок 2 – Топология «кольцо»
Доступ к носителю в кольце осуществляется посредством маркеров (token), которые пускаются по кругу от станции к станции, давая им возможность переслать пакет, если это нужно. Компьютер может посылать данные только тогда, когда владеет маркером.
Так как каждый компьютер при этой топологии является частью кольца, он имеет возможность пересылать любые полученные им пакеты данных, адресованные другой станции.
Недостатки:
- неполадки на одной станции могут привести к отказу всей сети;
- при переконфигурации любой части сети необходимо временно отключать всю сеть.
Звезда
В топологии Star (звезда) все компьютеры в сети соединены друг с другом с помощью центрального концентратора (рис. 3).
Все данные, которые посылает станция, направляются прямо на концентратор, который пересылает пакет в направлении получателя.
В этой топологии только один компьютер может посылать данные в конкретный момент времени. При одновременной попытке двух и более компьютеров переслать данные, все они получат отказ и будут вынуждены ждать случайный интервал времени, чтобы повторить попытку.
Эти сети лучше масштабируются, чем другие сети. Неполадки на одной станции не выводят из строя всю сеть. Наличие центрального концентратора облегчает добавление нового компьютера.
Недостатки:
- требует больше кабеля, чем остальные топологии;
- выход из строя концентратора выведет из строя весь сегмент сети.
Рисунок 3 – Топология «звезда»
2. Комбинированные топологические решения.
Кроме трех рассмотренных базовых топологий нередко применяется также сетевая топология дерево (tree), которую можно рассматривать как комбинацию нескольких звезд. Причем, как и в случае звезды, дерево может быть активным или истинным и пассивным. При активном дереве в центрах объединения нескольких линий связи находятся центральные компьютеры, а при пассивном — концентраторы (хабы).
Рис. 4. Топология активное дерево
Рис. 5. Топология пассивное дерево. К — концентраторы
Довольно часто применяются комбинированные топологии, среди которых наиболее распространены звездно-шинная и звездно-кольцевая.
Рис. 6. Пример звездно-шинной топологии
Рис. 7. Пример звездно-кольцевой топологии
В звездно-шинной (star-bus) топологии используется комбинация шины и пассивной звезды. К концентратору подключаются как отдельные компьютеры, так и целые шинные сегменты. На самом деле реализуется физическая топология шина, включающая все компьютеры сети. В данной топологии может использоваться и несколько концентраторов, соединенных между собой и образующих так называемую магистральную, опорную шину. К каждому из концентраторов при этом подключаются отдельные компьютеры или шинные сегменты. В результате получается звездно-шинное дерево. Таким образом, пользователь может гибко комбинировать преимущества шинной и звездной топологий, а также легко изменять количество компьютеров, подключенных к сети. С точки зрения распространения информации данная топология равноценна классической шине.
В случае звездно-кольцевой (star-ring) топологии в кольцо объединяются не сами компьютеры, а специальные концентраторы, к которым в свою очередь подключаются компьютеры с помощью звездообразных двойных линий связи. В действительности все компьютеры сети включаются в замкнутое кольцо, так как внутри концентраторов линии связи образуют замкнутый контур. Данная топология дает возможность комбинировать преимущества звездной и кольцевой топологий. Например, концентраторы позволяют собрать в одно место все точки подключения кабелей сети. Если говорить о распространении информации, данная топология равноценна классическому кольцу.
В заключение надо также сказать о сеточной топологии (mesh), при которой компьютеры связываются между собой не одной, а многими линиями связи, образующими сетку.
Рис. 8. Сеточная топология: полная (а) и частичная (б)
В полной сеточной топологии каждый компьютер напрямую связан со всеми остальными компьютерами. В этом случае при увеличении числа компьютеров резко возрастает количество линий связи. Кроме того, любое изменение в конфигурации сети требует внесения изменений в сетевую аппаратуру всех компьютеров, поэтому полная сеточная топология не получила широкого распространения.
Частичная сеточная топология предполагает прямые связи только для самых активных компьютеров, передающих максимальные объемы информации. Остальные компьютеры соединяются через промежуточные узлы. Сеточная топология позволяет выбирать маршрут для доставки информации от абонента к абоненту, обходя неисправные участки. С одной стороны, это увеличивает надежность сети, с другой же – требует существенного усложнения сетевой аппаратуры, которая должна выбирать маршрут.
Раздаточный материал
Карточка опроса № 1:
КАРТОЧКА № 1
ТЕМА: Базовые сетевые топологии и комбинированные топологические решения
ЗАДАНИЕ: Ответьте на вопросы, заполнив пропуски
1) топология – ………………………………………………………………...
………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………;
2) …………… – объект, предоставляющий сервис другим объектам сети по их запросам;
3) клиент – ……………………………………………………………………...
………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………... ;
4) недостатки конфигурации «кольцо»:
а) …………………………………………………………………………………
б) …………………………………………………………………………………
5) К каким топологиям относятся следующие локальные сети?
а) ЛВС в торговом центре без центрального управления, но с большим количеством периферийных устройств (≈1200)________________
б) Крупная организация со сложными связями, нуждающаяся в центральном управлении и использовании глобальной сети. ________________
Ответы № 1
1) топология – это это описание физических соединений в сети, указывающие какие рабочие станции могут связываться между собой;
2) сервер – объект, предоставляющий сервис другим объектам сети по их запросам;
3) клиент – рабочие станции, которые используют ресурсы сервера и предоставляют удобные интерфейсы пользователя;
4) недостатки конфигурации «кольцо»:
а)неполадки на одной станции могут привести к отказу всей сети;
б) при переконфигурации любой части сети необходимо временно отключать всю сеть
5) К каким топологиям относятся следующие локальные сети?
а) ЛВС в торговом центре без центрального управления, но с большим количеством периферийных устройств (≈1200) кольцо
б) Крупная организация со сложными связями, нуждающаяся в центральном управлении и использовании глобальной сети звезда
Карточка опроса № 2:
КАРТОЧКА № 2
ТЕМА: Базовые сетевые топологии и комбинированные топологические решения
ЗАДАНИЕ: Ответьте на вопросы, заполнив пропуски
1) сервер –………………...…………………………………………….
…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
2) ………………… – рабочие станции, которые используют ресурсы сервера и предоставляют удобные интерфейсы пользователя;
3) архитектура – ………………………………………………………………...
………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………... ;
4) недостатки конфигурации «шина»:
а)…………………………………………………………………………………
б) …………………………………………………………………………………
5) К каким топологиям относятся следующие локальные сети?
а) ЛВС отдела снабжения, связывающая три компьютера для пользования общими периферийными устройствами________________
б) ЛВС, соединяющая бухгалтерию и склад и требующая устойчивость к высоким перегрузкам ________________
Ответы № 2
1) сервер – это объект, предоставляющий сервис другим объектам сети по их запросам;
2) клиент – рабочие станции, которые используют ресурсы сервера и предоставляют удобные интерфейсы пользователя;
3) архитектура – спецификации связи, разработанные для определения функций сети и установления стандартов различных моделей вычислительных систем, предназначенных для обмена и обработки данных;
4) недостатки конфигурации «шина»:
а) трудно изолировать неполадки станции или другого сетевого компонента
б) неполадки в магистральном кабеле могут привести к выходу из строя всей сети
5) К каким топологиям относятся следующие локальные сети?
а) ЛВС отдела снабжения, связывающая три компьютера для пользования общими периферийными устройствами Шина
б) ЛВС, соединяющая бухгалтерию и склад и требующая устойчивость к высоким перегрузкам Кольцо
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Максимов Н.В., Попов И.И. Компьютерные сета: Учебное пособие - М. :ФОРУМ:ИНФРА-М, 2004.
- Оглтри, Терри. Модернизация и ремонт сетей. 2-е изд.: Пер. с англ.: Учеб. пособ. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2000.
- Гусева А.И. Технология межсетевых взаимодействия. Net-Ware-Unix-Windows- Internet. М.: Диалог - МИФИ, 1997. 272 с.
- Казаков С.И. Основы сетевых технологий. - М.: Эдель-Ренессанс, 1998. - 87 с.
- Фролов А.В., Фролов Г.В. Локальные сети персональных компьютеров. Монтаж сети, установка программного обеспечения. Т.7. М.: Диалог - МИФИ, 1994. - 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочная методическая разработка по дисциплине Компьютерные сети на тему "Сетевые архитектуры"
Методическая разработка составлена для студентов, изучающих дисциплину «Компьютерные сети».Методическая разработка содержит планы урока, краткие конспекты лекций, литературу, карточки зада...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по дисциплине Организация туризма. На тему: «Мы гуляем по Москве»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАпо дисциплине Организация туризма.На тему: «Мы гуляем по Москве»...
Методическая разработка открытого урока: "Компьютерные сети"
Данная методическая разработка содержит подробный конспект по теме "Компьютерные сети. Локальная сеть" + презентация в программе Smart Notebook. Также предлагаются задания для проверки и закрепления...
Методическая разработка по дисциплине "Иностранный язык" по теме "Система образования в англо-говорящих странах"
Методическая разработка предназначена для обучающихся I-II курса для формировния умений сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать коммуникативные умения обучающихся на основе полученных знаний....
методическая разработка по дисциплине физическая культура на тему «Выполнение строевых упражнений: строевые приемы, построения, перестроения, передвижения, размыкания и смыкания»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей физической культуры практического занятия на тему:«Выполнение строевых упражнений: строевые приемы, построения, перестроения, передвижения, р...
Методическая разработка по дисциплине «Русский язык» на тему: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»
Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами н...
Методическая разработка Своя Игра "Компьютерные сети"
В рамках новой парадигмы обучения резко возрастает значение различных интеллектуальных и интерактивных игр, как пробуждающих интерес и активность обучающихся и дающий им возможность проявить себ...