Методическая разработка урока по дисциплине ИНФОРМАТИКА, по теме: "Назначение и классификация программного обеспечения"
методическая разработка по теме
Сегодня преподаватели профессиональной школы отмечают падение интереса у студентов к изучаемым дисциплинам. Это касается и такой, казалось бы востребованной дисциплины, как «Информатика». И если практические задания ребята выполняют с увлечением (при условии, что инструкционно-технологические карты разработаны с учетом специфики специальности и особенностей контингента), то объяснить принцип работы программы, рассказать как формируется электронный документ, какие действия нужно выполнить, чтобы получить желаемый результат, к сожалению не могут.
Перед преподавателем стоит вопрос: в какой форме и как подать новый материал, чтобы сформировать у студентов устойчивый интерес к изучаемому предмету; из массы педагогических методов выбрать те, которые будут способствовать решению этой проблемы.
В данной методической разработке автор изложил способ подачи нового материала, используя элементы методики вовлеченного обучения сочетая их с объяснительно-иллюстративным методом, при изучении темы «Назначение и классификация программного обеспечения ПК. Основные функции ОС».
При изучении раздела «Основы вычислительной техники» теме программное обеспечение отводится совсем немного времени (12 часов: 6 – аудиторных и 6 – на самостоятельное изучение). Хотелось бы за эти три занятия дать студентам более полное представление о том, что такое программное обеспечение, его классификация. Сформировать представление об операционной системе. Уяснить, что компьютер это аппаратно-программный комплекс.
Нетрадиционная форма проведения занятия в виде ток-шоу способствует повышению интереса к изучаемому предмету, активизирует всех студентов группы, создает дружелюбную, непринужденную рабочую атмосферу.
Данная разработка может быть рассмотрена как практическое пособие для преподавателей информатики при изучении темы «Назначение и классификация программного обеспечения ПК. Основные функции ОС».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_programmnoe_obespechenie.doc | 47.5 КБ |
chast_1.ppt | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Брюховецкий аграрный колледж»
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Адрес: 352750,
Краснодарский край,
Брюховецкий район, ст. Брюховецкая, ул. Красная, дом 200, тел. 8(86156)22049
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»
ПО ТЕМЕ: «Назначение и классификация программного обеспечения ПК. Основные функции ОС»
Преподаватель: Краева Анжела Владимировна
Адрес: 352762,
Краснодарский край, Брюховецкий район, ст. Переясловская, ул. Кривая, дом 16, тел. 8(86156)62087
ст. Брюховецкая, 2013
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии математических и естественно-научных общеобразовательных дисциплин
Протокол № ______ от ___________________
Председатель цикловой комиссии
_____________ Е.В. Литовка
АВТОР: Краева А.В.
Целью данной работы является показать вариант изучения темы «Назначение и классификация программного обеспечения ПК. Основные функции ОС» в курсе дисциплины «Информатика».
Изучение этой темы важно тем, что знания характеристик классов программного обеспечения позволяют определить назначение программы.
На изучение этой темы в календарно-тематическом плане отводится 2 часа. Перед преподавателем стоит задача: доступно, четко и ясно изложить студентам классификацию ПО.
Материал «сухой» и объемный, на слух воспринимается тяжело, поэтому предлагается «оживить» урок с помощью нетрадиционной формы проведения по типу ток-шоу, демонстрацией презентаций, подготовленных преподавателем.
Такая форма подачи нового материала активизирует познавательную деятельность студентов, повышает эффективность процесса обучения, вызывает интерес к изучаемому предмету.
Подготовительный этап
При подготовке к уроку преподавателю нужно провести большую работу:
- Приготовить учебную аудиторию:
- Расставить мебель в аудитории по типу студии-амфитеатра
- Для преподавателя-ведущего взять миниатюрный микрофон (который крепится на лацкан), наушник (можно от сотового телефона).
- Распечатка Рабочего стола.
- Распечатать карточки-тесты.
- Создать презентацию в соответствии с планом урока.
- Найти в Internet и других источниках интересный материал, рассказывающий об истории программного обеспечения.
Если в группе есть ребята, умеющие четко и ясно излагать прочитанное, то преподаватель может дать студентам задание подготовить доклад и сделать сообщение (т.е. 3-ий пункт дать как опережающее задание).
ПЛАН УРОКА
Предмет: информатика.
Тема занятия: “Назначение и классификация программного обеспечения ПК. Основные функции операционной системы”.
Тип занятия: урок комбинированного типа.
Цели урока:
1.Учебная: Сформировать представление о программном обеспечении компьютера, изучить классификацию ПО, характеристики каждого класса; назначение ОС.
2. Воспитательная: Стремиться к глубокому усвоению знаний.
3. Развивающая: развивать настойчивость, умение преодолевать трудности в стремлении достижения цели (на жизненном примере Б.Гейтса).
4. Деятельностная: Студент должен усвоить понятие ПО; знать классификацию ПО и характеристики классов. Что такое операционная система, а так же объекты Рабочего стола и элементы управления ОС.
Мотивация:
В наше время повсеместной компьютеризации необходимо знать классификацию программного обеспечения и назначение компьютерных программ, иметь представление об операционной системе и ее основных функциях.
Методы: наглядный, объяснительно-иллюстративный, элементы методики вовлечённого обучения, проблемный метод.
Наглядные пособия: презентации на ПК “ОКНА”, “УТИНЫЕ ИСТОРИИ”.
Раздаточный материал: карточки-тесты, экран Рабочего стола.
Технические средства обучения: IBM PC, мультимедийное оборудование (проектор и экран), программное обеспечение (MS PowerPoint).
Учебные места: аудитория мультимедийных технологий.
Литература:
1. Ю. Шафрин Информационные технологии: В 2 ч. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
2. Угринович “Информатика и информационные технологии” – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
Структура урока:
1. Организационный момент.
1.1. Взаимное приветствие.
1.3. Мотивация.
1.4. План проведения урока.
2. Актуализация опорных знаний.
2.1. Карточки-тесты.
2.2 Блиц (вопрос – ответ).
3. Сообщение и усвоение новых знаний.
3.1 Сообщение нового материала в объяснительно-иллюстративной форме.
3.2. Демонстрация презентаций.
4. Закрепление изученного на уроке материала.
4.1. Рассмотреть Рабочий стол. Назвать объекты на Рабочем столе. Что относится к элементам управления ОС? И где они находятся?
- Дополнительное задание.
- Шахматная задачка.
- Смехотрончик.
6. Выдача домашнего задания.
6.1. Используя конспект, раздаточный материал и соответствующие главы учебника по изученной теме Ю. Шафрина подготовиться к следующему занятию.
7. Подведение итогов урока и оценка деятельности студентов на уроке.
7.1. Заключительная часть (обобщение, подведение итогов, объявление оценок).
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
Весь урок построен по типу ток-шоу.
Здравствуйте, уважаемые гости и постоянные участники нашей программы! С вами программа «ОКНА» и я, ее ведущая Краева Анжела (открываю первый слайд). Тема нашей сегодняшней программы: «Назначение и классификация ПО. Основные функции ОС» (переключаюсь на второй слайд).
И прежде, чем мы приступим к рассмотрению нашего вопроса, хотелось бы узнать насколько компетентны в области информационных технологий те, кто собрался сегодня здесь (возвращаюсь к первому слайду).
Для этого я подготовила несколько карточек с заданием (раздаю карточки), и пока ребята будут их выполнять, мы побеседуем с остальными о том, что такое информация и компьютер и как они связаны между собой (за правильный ответ студент получает жетон).
ВОПРОСЫ –ОТВЕТЫ (10 мин.)
(собираю карточки)
С чувством глубокого удовлетворения хочу отметить, что собравшаяся публика знает, что такое компьютер и для чего он нужен, но…
Достаточно ли только купить навороченный системный блок, ЖК монитор и крутую клавиатуру для работы компьютера? Смотрим видеосюжет, внимание на экран (слайд-мультфильм «УТИНЫЕ ИСТОРИИ», переходим к слайду 3).
Из видео сюжета мы видим, что одних только устройств для работы мало, но если вы не так эмоциональны как Дональд Дак, то как говорили в Древнем Риме «Per aspera, ad astra», что означает «Через тернии к звездам», мы отправляемся по тернистому пути к звездам, а к нам в студию должен прийти гость, но он что-то запаздывает (переходим на слайд 4).
Сообщение новых знаний – программное обеспечение (слайды 4-6).
Понятие операционной системы, ее назначение, отмечаем что самое широкое распространение получила ОС «Windows», разработчиком которой является корпорация Microsoft, президентом которой является Б.Гейтс.
Наш гость опаздывает, а из аппаратной мне передают сообщение: «Нам электронное письмо» (слайд 7).
Рассказ о Б.Гейтсе, об ОС «Windows».
Домашнее задание.
Смехотрончик.
Дополнительные задания.
В следующей нашей передаче мы откроем окно в мир прикладного программного обеспечения, следите за расписанием. С вами была программа «ОКНА» и я, ее постоянная ведущая, Краева Анжела.
Опыт показал, что такая форма проведения занятия позволяет достичь поставленных целей.
Форма опроса в виде ток-шоу активизирует работу студентов и позволяет привлечь к опросу всю группу.
Раздаточный материал «Экран Рабочего стола» способствует узнаванию и запоминанию студентами месторасположения объектов и элементов управления операционной системы.
Занимательный элемент урока позволяет снять усталость, дает эмоциональную разрядку.
И если до звонка у вас осталось 3-5 минут, предложите решить ребятам Шахматную задачку.
Список используемой литературы
- Анисимова Н.С. Мультимедиа - технологии в образовании: понятия, средства методы. Санкт - Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002
- Башмаков А.И., Башмаков И.А. "Разработка компьютерных учебников и обучающих систем" - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2003. - 616 с.
- Пак Н.И. Использование технологии компьютерного моделирования в образовании. - М: Педагогическая информатика, 1994.
- Ю. Шафрин Информационные технологии: В 2 ч. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
- Угринович “Информатика и информационные технологии” – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Назначение и классификация программного обеспечения ПК. Основные функции операционной системы» ТЕМА : Актуализация Мотивация Новый материал Закрепление
Почему же он не работает?
Компьютер – это аппаратно-программный комплекс. Для работы компьютера необходимо программное обеспечение . Все, существующие в мире, компьютерные программы составляют программное обеспечение ПК.
Состав программного обеспечения Программное обеспечение Системное ПО Системы программирования Прикладное ПО Уникальное ПО Операционные системы Операционные оболочки Тестирование, диагностика Утилиты Драйверы Языки программирования (более 2000) и правила написания программ на них Текстовые, табличные, графические редакторы обучающие игровые Специальные – проф. прогр Базы данных Программы, написанные с учетом особенностей конкретных объектов; массово не тиражируются
Состав программного обеспечения Программное обеспечение Системное ПО Системы программирования Прикладное ПО Уникальное ПО Базовое ПО Пользовательское ПО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по дисциплине: Правовое обеспечение профессиональной деятельности "Понятие, содержание и стороны трудового договора"
Методическая разработка урока...
Методическая разработка урока по дисциплине: Правовое обеспечение профессиональной деятельности "Прекращение трудового договора"
Методическая разработка урока...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОП. 05 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: Рассмотрение и разрешение дел в суде Специальность: 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
Данный урок предполагает изучение и систематизацию знаний по теме «Рассмотрение и разрешение гражданских дел в суде» для студентов 3 курса специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по...
Методическая разработка урока на тему: «Резьба. Основные сведения о резьбе. Классификация резьбы. Условное изображение и обозначение на чертежах»
Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспо...
Методическая разработка урока по дисциплине "Информатика и ИТПД"
Методическая разработка урока по дисциплине "Информатика и ИТПД" специальность 40.02.02. "Правоохранительная деятельность"...
Методическая разработка урока по дисциплине: «Обеспечение грузовых перевозок на воздушном транспорте» на тему: «Правила перевозки и обработки багажа» для студентов 4 курса
Методическая разработка урока по дисциплине: «Обеспечение грузовых перевозок на воздушном транспорте» на тему: «Правила перевозки и обработки багажа» для студентов 4 курса...
Методическая разработка урока по дисциплине ОП.12 Кадровое делопроизводство для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Презентация урока по дисциплине ОП.12 Кадровое делопроизводство для конкурса: "Моя профессия - мое будующее"...