Фонд контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Русский язык и культура профессиональной коммуникации»
учебно-методический материал

Симухина Ольга Изосимовна

В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура профессиональной коммуникации» обучающийся должен обладать предусмотренными  стандартом среднего общего образования следующими компетенциями ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК9; умениями и знаниями:

- умения:

  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • применять нормы и правила русского языка в устной и письменной речи;
  • находить и использовать различные источники информации, необходимые для подготовки к урокам (словари, справочники);
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

- знания:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

Фонд контрольно-оценочных средств

по учебной дисциплине  «Русский язык и культура профессиональной коммуникации»

для специальностей 44.02.01 «Дошкольное образование»,

 44.02.02 «Преподавание в начальных классах

44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальное образование»

Ангарск, 2023

 

Автор-составитель:         Симухина Ольга Изосимовна, к.п.н., преподаватель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

Контрольно-оценочные средства предназначены для студентов педагогических колледжей очной формы обучения и разработаны в соответствии с программой дисциплины «Русский язык и культура профессиональной коммуникации» для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».

Содержание

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств        

4

2.Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

5

3.Оценка освоения учебной дисциплины

3.1. Формы и методы оценивания

3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины        

8

9

4.Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине

11

5. Критерии оценки

14

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств         

В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура профессиональной коммуникации» обучающийся должен обладать предусмотренными  стандартом среднего общего образования следующими компетенциями ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК9; умениями и знаниями:

- умения:

  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • применять нормы и правила русского языка в устной и письменной речи;
  • находить и использовать различные источники информации, необходимые для подготовки к урокам (словари, справочники);
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

- знания:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих компетенций ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК9:

Таблица 1.1

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

- называет основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- соблюдает орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- использует нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

- тестовые задания различных видов;

- письменные и устные ответы;

- домашняя работа (упражнения) по темам курса;

- контрольные письменные работы;

- написание сочинений рассуждений;

- участие в обсуждении тем патриотической направленности;

- наблюдение за умением вести дискуссию;

- подбор и работа с текстами авторов различных национальностей.

- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- применять нормы и правила русского языка в устной и письменной речи;

- находить и использовать различные источники информации, необходимые для подготовки к урокам (словари, справочники);

-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-  единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;  

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

- осуществляет речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

- применяет нормы и правила русского языка в устной и письменной речи;

- находит и использует различные источники информации, необходимые для подготовки к урокам (словари, справочники);

- анализирует языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

- публичное выступление по заданной теме;

- наблюдение и оценка на практических занятиях;

- презентация, сообщения;

- защита проектов;

- публичное представление самостоятельно составленного текста по заданной теме.

3. Оценка освоения учебной дисциплины:

3.1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат компетенции, предусмотренные ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по разделам            

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые  ОК

Форма контроля

Проверяемые  ОК

Тема 1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

Ответы на вопросы  на основе работы с учебной литературой, интернет-ресурсами

Анализ и выполнение практических заданий профессиональной направленности.

.

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6

Дифференцированный зачет

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК9.

Тема 2.1. Понятие  о речевой коммуникации,  виды речевой деятельности

Ответы на вопросы  на основе работы с учебной литературой, интернет-ресурсами.

Анализ и выполнение практических заданий профессиональной направленности.

Подготовка текстов разных типов профессионального характера.

ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6,

Тема 2.2 Лингвистика текста

Ответы на вопросы  на основе работы с учебной литературой, интернет-ресурсами Анализ и выполнение практических заданий профессиональной направленности.

.Подготовка текстов разных типов профессионального характера.

ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК9.

3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

Тема «Понятие культуры речи, её социальные аспекты. Качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность)»

Задание 1.  Определите причины неясности речи. Устраните, где это возможно, ошибки, нарушающие ясность речи.

1. Трудно удерживать в себе мысль или идею, и, следовательно, я легко вступаю в дискуссию, причем я практически никогда не заканчиваю её, если не убедил оппонента в своей правоте или, наоборот, в своей неправоте. 2. Низкий уровень развития культуры речи приводит к её загрязнению.  3. И вот наступила суббота. Присутствовало даже большее количество народу, чем было зарегистрировано! Общение, новые знакомства и, конечно же, футбол по всем правилам. Да-да! Мы умеем не только прожигать здоровье ночами в клубах!!!  4. Ассистенту приходилось много объяснять.

Задание 2.   Составьте предложения со словами: индифферентно, игнорировать, профессионал, специалист, педагог,  фамильярный. Объясните значение этих слов.

Задание 3. Напишите название птиц, насекомых, животных, растений, которые в переносном значении характеризуют человека. Придумайте несколько предложений с ними и запишите их.

Тема «Функциональные стили речи».

Задание 1. Тест. Используйте для ответов обозначения : а - научный, б - разговорный, в - официально-деловой, г - стиль художественной литературы, д – публицистический.

  • Рассказы, повести, романы - это  какой стиль?
  • Газеты, журналы, радио, телевидение - это  какой стиль?
  • Диалоги, беседы, письма - это  какой стиль?
  • Заявления, указания, отчёты - это  какой стиль?
  • Учебники, лекции - это  какой стиль?
  • У какого стиля основная функция  -  агитация и пропаганда?
  • У какого стиля основная функция  - точная передача деловой информации?
  • У какого стиля основная функция – изложение научной информации?
  • У какого стиля основная функция – общение?
  • У какого стиля основная функция – художественное воздействие?
  • У какого стиля используются такие языковые средства: эмоциональная выразительная лексика, употребление неполных слов, слов-обращений, вводных слов?
  • У какого стиля используются такие языковые средства: широкое использование изобразительно-выразительных средств языка, привлечение лексических и синтаксических средств других стилей?
  • У какого стиля используются такие языковые средства: специальная лексика, научные термины?
  • У какого стиля используются такие языковые средства: общественно-политическая лексика, слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением, пословицы, поговорки, цитаты?
  • У какого стиля используются такие языковые средства: использование штампов, преобладание существительных над другими частями речи?
  • У какого стиля такая характеристика высказывания: призывность, страстность?
  • У какого стиля такая характеристика высказывания: строгость, точность, официальность?
  • У какого стиля такая характеристика высказывания: точность, логичность, доказательность?
  • У какого стиля такая характеристика высказывания: непринуждённость, эмоциональность?
  • У какого стиля такая характеристика высказывания: образность, выразительность?

Тема «Качества хорошей речи (богатство, уместность употребления языковых средств)»

Задание 1.  Найдите ошибки, восполните недостающий элемент в словосочетании.

1. Я ничего не буду объяснять – смотрите занятие. Само название уже говорит. 2. Еще несколько месяцев назад никто представить не мог таких перемен в этом детском саду.  3. Ваша жизнь схожа  с моим другом. 4. Малыш по недосмотру педагога был сбит на проезжей части.

Задание 2. Укажите случаи неоправданного или неправильного употребления иноязычных слов, замените их.

1.Беспорядок лимитирует работу в группе. 2. Нельзя нивелировать оценки деятельности дошкольников. 3. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы дошкольных учреждений. 4. Дефекты в подготовке студентов вскроются во время экзаменационной сессии.  5. Были приняты экстраординарные меры.

Задание 3. Укажите, какие два смысла имеют предложения. Исправьте предложения так, чтобы они не были двусмысленными.

1.Играя, он забывал об очках. 2. Мальчика послали за гранатами. Сегодня утром разбитую вазу склеят. 3. Районные руководители подобного рода уступки объясняют зачастую просто. 4. После ухода заведующей в детский сад принесли документы. 6. Бабушка хранила деньги в банке.

Тема «Текст. Определение понятие «текст». Текст и его структура. Тема и идея текста. Средства связи частей текста»

Задание 2.  Выполните анализ текста.

- Определите тему текста.

- Определите основную мысль текста.

- Укажите используемые стилистические средства.

- Какова особенность употребления глаголов в данном тексте?

«Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.»(По М.Булгакову)

Тема «Речь. Язык. Мышление».

Контрольная работа

 Цель: оценить  письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, применения норм и правил русского языка в устной и письменной речи.

Примерные задания к контрольной работе

  1. Назовите качества хорошей речи и охарактеризуйте их. Приведите примеры.
  2. Дайте понятие речевой коммуникации специалиста дошкольного образования.
  3. Назовите основные и дополнительные функции языка. Приведите примеры.
  4. Составьте содержание лексических упражнений, обеспечивающих обогащение психолого-педагогического лексикона специалиста дошкольного образования:

- по родовому признаку (воспитание (как педагогическое явление);

- подведение слов видового значения под родовое понятие «воспитание» (по группе психолого-педагогических понятий);

- распространение предложений с использованием заданных слов (авторитарное воспитание, педагогическое воздействие, игра).

Тема «Функционально-смысловые типы речи:

описание, повествование, рассуждение.»

     Задание1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Раскройте актуальность данного текста для педагога.

«Формируя зд…ровый образ жизни и безопас…ность здоров..я детей в детском саду, в с…стеме проводит…ся проф..лактическая работа, направле(н,нн)ая на ра…ширение знаний и практических навыков: знание правил лич…ной гигиены, г..г…ены одежды, обуви; умение строго пр…держиват…ся режима дня (не) только в группе, но и дома; практические навыки взаимодействия с окружающей средой: пон…мать, при каких условиях (дом, улица, д..рога, парк, детская площадка) безопас…на для жизни и здоровья; умение анализировать опас…ные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; знание основных частей тела и внутре(н,нн)их органов, их ра…положение и роль в жизни каждого человека; понимание значения «здоровый образ жизни» для лич…ного здоровья, хорошего самочу…ствия, психологического бл…гополучия»

Задание 2.  Подберите примеры текстов профессионального характера разных функционально-смысловых типов речи (8-10 предложений), запишите их.  Докажите принадлежность текста каждому типу.

Задание 3.  Перед вами 3 текста разных типов речи. Определите тип речи каждого из них. Докажите принадлежность каждого текста.

1. «И вдруг увидел один солдат наш во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идет. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся. Вот-вот камень задавит, осколком пришибёт. Бросился наш солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя».

2. «И построили огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов – фашистов, а в другой – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей.»

3. «Война – всегда горе! Потому что не может быть войны справедливой. Ведь это всегда несчастье, беда человеческая. Это разорение городов и сел, это горе и слезы, это смерть!»

Тема  «Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного».

Задание 1. Прочитайте внимательно и выразительно текст и проанализируйте его.  

                - Охарактеризуйте ситуацию профессионального общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст.

                - Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость - официальность, точность - расплывчатость названия, эмоциональность - бесстрастность, конкретность - абстрактность, субъективность - объективность, образность - отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи).

        - Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.

        - Укажите, к какому стилю относится данный текст.

«В современном мире очень актуальна проблема развития речи у дошкольников. Имеет место негативная тенденция недостаточного общения ребенка в семье, идет замена «живого общения» на виртуальное. Чтение книг, заменяется просмотром мультфильмов. Совместные игры с детьми – играми в планшет. Результатом всего этого является нарушение речевого развития у дошкольников.

Поэтому очень важна работа по развитию речи в детском саду. Это конечно и различные дидактические игры, и чтение художественной литературы, и заучивание стихов, считалок, пальчиковых игр и проведение упражнений по развитию речи и многие- многие другие методы.

Во время театрализованных игр активизируется речь ребенка, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний расширяется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.» 

Тема «Составление деловых бумаг, частных деловых бумаг»

Задание 1.Составьте объяснительную записку заведующей дошкольным учреждением от воспитателя Ивановой Н.П., почему она не выполнила распоряжение о проведении родительского собрания, поступившее в ее адрес две недели назад. Укажите причину невыполнения. Добавьте необходимые реквизиты самостоятельно.

   Задание 2. Составьте докладную записку заведующей дошкольным учреждением на имя начальника         управления образование АГО о том, что монтаж оборудования на участках групп не выполнен по причине слабого контроля со стороны главного инженера Степанова Е.Н. Предложите наказать виновного. Добавьте необходимые реквизиты самостоятельно.

Задание 3. Составьте заявление заведующей дошкольным учреждением от воспитателя Петровой С.П. об отпуске. Добавьте необходимые реквизиты самостоятельно.

Задание 4. Составьте резюме для работодателя от молодого специалиста Сидоровой Л.П. для поступления на работу. Добавьте необходимые реквизиты самостоятельно.

Задание 5. Укажите, чем отличается резюме от автобиографии. Сравните реквизиты и содержание деловых бумаг.

Тема «Написание аннотации, отзыва, рецензии».

Задание 1. Выберите две-три научные статьи по интересующей педагогической проблематике, в том числе дошкольного образования (на выбор). Напишите аннотации в соответствии с требованиями. Аннотации оформите как электронные документы и представьте в распечатанном виде.

Задание 2. Выберите две-три научные статьи по интересующей педагогической проблематике, в том числе дошкольного образования (на выбор). Напишите рецензии в соответствии с требованиями. Рецензии оформите как электронные документы и представьте в распечатанном виде.

Задание 3. Выберите две-три детские книги/кинофильма о проблемах образования и воспитания (на выбор). Напишите отзыв в соответствии с требованиями. Отзыв оформите как электронные документы и представьте в распечатанном виде.

Задание 4. Определите для себя две-три научных проблемы, в том числе дошкольного образования (на выбор).  Сформулируйте две-три темы научной статьи и составьте их план. Оформите проблему, тему и план каждой из статей в электронном и распечатанном виде.

Тема «Устное эссе»

Задание 1. Напишите эссе на профессиональную тему в контексте компетенций специальности «Воспитатель дошкольного учреждения» (тема – на выбор) в соответствии со следующими критериями оценивания выполненной работы:

- соответствие содержания эссе заданной теме;

- ясная и четкая фиксация тезисов, предполагающих развития аргументации;

- четкая структурированность и логичное построение аргументации;

- использование теоретических знаний в обосновании тезисов, способность критического использования теоретических источников, умение дополнить основную теоретическую позицию своими комментариями и идеями (интерпретация);

- умение устанавливать следствия, делать выводы с точки зрения использованной теории, синтезировать аргументы;

- умение находить перерабатывать и контексте поставленной в работе проблемы и системно представлять репрезентативную информацию по теме эссе;

- соответствие сформулированных выводов в заключении с заявленными вначале эссе тезисами;

- использование основной и дополнительной литературы;

- выполнение требований к оформлению работы;

- работа не должна является плагиатом.

        Задание 2. Подготовьте устно данное  эссе на профессиональную тему в контексте компетенций специальности «Воспитатель дошкольного учреждения» (тема – на выбор) в соответствии со следующими критериями оценивания выступления:

- первое впечатление благоприятное/впечатление неблагоприятное,

- начало привлекает внимание/внимания не привлекает,

- соответствие речи особенностям аудитории (собеседника): ясна, понятна, доходчива/речь не соответствует особенностям аудитории,

- выразительность выступления/выступление невыразительно,

- убедительность высказываний/высказывания неубедительны,

- логичность, аргументированность/отсутствие логики,

- правильность речи/речь неправильная, с ошибками,

- владение материалом/материалом не владеет,

- контакт с аудиторией/контакт отсутствует,

- личная убежденность/отсутствие убежденности,

- правильность реагирования на вопросы и реплики/реагирует неправильно,

- проявление индивидуальности в выступлении/индивидуальности не проявляет,

- непринужденность, свобода, естественность поведения/скованность, напряженность,

- лаконичность выступления/выступление затянуто,

- тактичность, внимание к аудитории (собеседнику), доброжелательность/отсутствие такта и внимания, сухость, официальность

- яркое заключение/заключение слабое,

- выступление запоминается/ выступление не запоминается.

Тема 2.2 «Лингвистика текста».

 

Контрольная работа.

 Цель: оценить  степень освоения обучающимися умения разрабатывать тексты разных стилей и жанров с точки зрения их языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, применения норм и правил русского языка в устной и письменной речи, развивать умение составлять автобиографию, соблюдая орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

1 вариант

1. Текст – это:

а) высказывание, состоящее из предложений, объединенных по смыслу;

б) высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершенность.

2. Часть текста, в котором предложения объединены одной микротемой называется…

а) подтемой;

б) абзацем;

в) абзацным зачином.

3. Как называется способ связи предложений в тексте, где новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором – данным в третьем и т.д.?

а) цепная связь;

б) параллельная;

в) смешанная.

4. Как называется связь предложений в тексте, при которой все последующие предложения развивают мысль, выраженную в первом предложении?

а) цепная связь;

б) параллельная;

в) смешанная.

5. В каком типе речи говорится о признаках предмета, лица; передается общее впечатление и отдельные признаки?

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

6. Составными частями какого типа речи являются тезис, аргументы, вывод?

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

7. Для какого типа речи характерны такие составные части: начало действия, его развитие и завершенность?

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

8.Определите стиль речи, основными видами высказывания которого являются беседы, записки, письма близким людям.

а) художественный;

б) научный;

в) публицистический;

г) разговорный;

д) официально-деловой.

9. Определите стиль речи, официальными чертами которого являются точность, логичность, доказательность, отвлеченность, некоторая сухость речи.

а) художественный;

б) научный;

в) публицистический;

г) разговорный;

д) официально-деловой.

10. Определите, к какому стилю относится текст. Назовите его характерные признаки.

«Ярко выраженные свойства лития сменяются менее «металлическим» бериллием. Следующий в порядке увеличения атомного веса бор проявляет металлические свойства совсем в малой степени.»

2 вариант

1. Высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершенность – это

а) текст;

б) подтема;

в) абзацный зачин.

2. Микротема – это

а) идея, заключенная в первом абзаце;

б) «малая тема», одно из слагаемых текста.

3. Как называется связь предложений в тексте, при которой все последующие предложения развивают мысль, выраженную в первом предложении?

а) цепная связь;

б) параллельная;

в) смешанная.

4. Как называется тип связи, который основывается на параллельном и последовательном соединении частей, объединенных общим заданием: раскрыть главную мысль текста?

а) цепная связь;

б) параллельная;

в) смешанная.

5. В каком типе речи дается характеристика предмета, человека, явления посредством указания на их признаки?

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

6. Для какого типа речи характерны такие составные части: начало действия, его развитие и завершенность?

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

7. Какой тип речи имеет схему, состоящую из трех частей: четко сформулированная основная мысль – доказательства – обобщение (вывод)?

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

8. Определите стиль речи, основными видами высказывания которого являются законы, договоры, документы, отчеты и т.п.

а) художественный;

б) научный;

в) публицистический;

г) разговорный;

д) официально-деловой.

9. Чертами какого стиля являются эмоциональность, непринужденность, отсутствие предварительного обдумывания?

а) художественный;

б) научный;

в) публицистический;

г) разговорный;

д) официально-деловой.

10. Определите, к какому типу речи относится текст. Назовите его характерные признаки.

Хороши такие летние туманные дни… Над вами, кругом вас – всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнется – клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся, пар, золотисто-желтый луч ворвутся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу – и вот опять все заволоклось…

4. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине

Предметом оценки являются ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК9 по дисциплине. Оценка освоения дисциплины предусматривает проведение дифференцированного зачета.

Зачетная работа по дисциплине «Русский язык и культура профессиональной коммуникации»

Цель: оценить  степень и качество освоения обучающимися дисциплины.

Часть I. Теоретическая часть.

1. Деловое общение основывается на знаниях:

1) социологии;

2) психологии;

3) менеджмента;

4) логики;

5) всех выше перечисленных дисциплин.

2. К вербальным средствам общения относятся:

1) устная речь;

2) письменная речь

3) устная и письменная речь;

4) интонации голоса.

3. Какие из перечисленных средств общения относятся к невербальным?

1) жесты;

2) позы;

3) мимика;

4) все перечисленные;

5) выражение лица.

4. Две основные функции - сообщения и воздействия - характерны для этого стиля:

1) научного,

2) официально-делового,

3) публицистического,

4) разговорного.

5. К научному стилю относится жанр:

1) заметка,

2) протокол,

3) аннотация,

4) рассказ.

6. Эти слова не могут употребляться в текстах служебных документов:

1) уведомить,

2) жульничать,

3) составить,

4) нашкодить.

7. В случае необходимости уйти в незапланированный отпуск работник должен

составить такой документ:

1) служебную записку,

2) справку,

3) заявление,

4) расписку.

8. Укажите данный стиль речи, обоснуйте свой выбор.

«Зарождение этого стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве Н. И. Новикова, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина. Окончательно сформировался стиль в России в XIX веке, немалую роль в этом сыграли В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов в своих критических статьях.»

  1. публицистический
  2. разговорный
  3. официально-деловой
  4. научный
  5. художественный

9. Укажите, для какого стиля характерны эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы. Поясните свой выбор.

  1. научного
  2. художественного
  3. публицистического
  4. разговорного
  5. официально-делового

10. Выберите правильное определение

  1. Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
  2. Текст – это предложения, объединенные общей темой.
  3. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

11. Выберите правильное определение.

  1. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
  2. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
  3. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

12. Речевая коммуникация – это                                                        

13. Какие функции языка и почему используются или могут быть использованы в такой профессиональной сфере, как образование?.                        

14.Назовите типы речи. Чем они отличаются?

15. Назовите виды деловых бумаг. Дайте определения. Приведите пример одной из них.Часть II. Практическая работа

Составьте резюме соискателя должности воспитателя в дошкольном учреждении.

Таблица 1.2

Дифференцированными оценками могут быть следующими.

Критерии

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

1.Качество выполнения выполненного  задания

Самостоятельность, проблемность, содержательность, работа с информацией, системность, интегративность, коммуникативность, научность.

В основном, в достаточной степени - самостоятельность, проблемность, содержательность,  работа с информацией, проявляется системность, интегративность, коммуникативность, научность

Недостаточно проявляется - самостоятельность, проблемность, содер-жательность,  работа с информацией, нет системности, отсутствует интегративность, коммуникативность, научность.

Отсутсвуют самостоятельность, проблемность, содержательность, работа с информацией, системность.

2. Оформление выполненного задания.

Правильность и грамотность, качество оформления, самостоятельность в подборе примеров профессиональной коммуникации в контексте вопросов дошкольного  образования.

Имеются отдельные нарушения в правильности и грамотности оформления, логичности изложения, недостаточное число примеров профессиональной коммуникации в контексте вопросов дошкольного образования.

Имеются нарушения в правильности и грамотности оформления, нарушена логичность изложения, ограниченный подбор примеров профессиональной коммуникации в контексте вопросов дошкольного образования.

Отсутствуют правильность и грамотность оформления, нет логичности изложения, примеров профессиональной коммуникации в контексте вопросов дошкольного образования.

Используемая литература:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования /Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – 17-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.- 320 с.

2. Культура письменной речи        [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.gramma.ru 1. https://elibrary.ru/defaultx.asp

3. Национальный корпус русского языка - информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asphttp://www.ruscorpora.ru/ 4. Справочная служба русского языка [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asphttp://spravka.gramota.ru

Лист согласования

Дополнения и изменения к комплекту ФОС на учебный год


 
Дополнения и изменения к комплекту КОС на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________ 

В комплект КОС внесены следующие изменения:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании ДЦК _______________________________________________________

«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ). 

Председатель  ДЦК ________________ /___________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА по учебной дисциплине Русский язык и культура речи 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» для заочного отделения

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА по учебной дисциплине Русский язык и культура речи 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА по учебной дисциплине Русский язык и культура речи 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) заочное отделение

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА по учебной дисциплине Русский язык и культура речи 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) заочное отделение...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ По учебной дисциплине Русский язык и культура речи 101101 «Гостиничный сервис» (углубленная подготовка)__

ФОНДОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ По учебной дисциплине Русский язык и культура речи 101101 «Гостиничный сервис» (углубленная подготовка)__...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации"

Комплект контрольно- оценочных средств предназначен для   студентов по специальности 43.02.01 "Организация обслуживания в общественном питании"...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...

КОМПЛЕКТ контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Русский язык и культура речи (ВОС)

Данный материал содержит: паспорт контрольно-оценочных средств; результаты освоения учебной дисциплины "Русски язык и кульура речи"; формы и методы оценивания; типвые задания для оценки; контрольно-оц...

Фонд оценочных средств учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"

Фонд оценочных средств  для проведения промежуточной аттестации предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины  "Русский язык и культура речи" по специальн...