Особенности бинарного урока в системе среднего профессионального образования
статья
Особенности бинарного урока в системе среднего профессионального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности бинарного урока в системе среднего профессионального образования.
При создании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения. Немаловажным при этом является стремление добиться того чтобы урок стал результатом творчества как преподавателя так и студента. Проведение бинарного урока — один из вариантов для достижения этой цели. Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis» – «двойной» и подразумевается, что два преподавателя вместе создают такой урок.
Бинарные уроки – это интеграция, дающая возможность показать обучающимся «мир в целом». Изучение некой проблемы на стыке двух наук – это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию к изучению. А ведь это и есть самое главное в нашей работе - заинтересовать, вдохновить, увлечь студентов. Однако бинарный урок может быть успешным только при слаженной творческой работе обоих преподавателей. Также не стоит забывать что поскольку бинарный урок проводится в системе средне-профессионального образования, необходимо стремиться повысить интерес студентов к изучаемой профессии. Если говорить о нашем техникуме, то это такие профессии как программисты, специалисты по информационной безопасности, бухгалтеры, юристы, электромонтеры и специалисты по документационному обеспечению и архивоведению.
Отдавая предпочтение бинарному уроку, преподаватели ставят перед собой такие задачи:
- повышение мотивации студентов за счёт необычной формы урока;
- рассмотрение взаимосвязи понятий, которые используются в разных предметных сферах, например, таких как иностранный язык и программирование, как было при проведении моего бинарного урока;
- сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез необходимого материала;
- расширение кругозора у студентов и преподавателей (благодаря тесной работе с коллегой);
- развитие аналитических способностей и изобретательности;
- формирование у обучающихся убеждения о взаимосвязи предметов и целостности мира.
Бинарный урок является нетрадиционным и предполагает использование различных педагогических технологий. На таких уроках всегда присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок, используется материал, который может отсутствовать в программах, организуется коллективная деятельность студентов в сочетании с индивидуальной. Кроме того, урок может проводиться в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления, музыки, разнообразных презентаций и тому подобного.
Но все же переводить весь учебный процесс на бинарные уроки нельзя. Именно традиционные уроки должны быть основной формой обучения и воспитания. Однако разнообразить учебный процесс нестандартными уроками необходимо потому, что они помогут студентам развить творческие способности и повысить их учебную мотивацию.
Следует учитывать, что интеграция, являющаяся сутью бинарного урока, это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более дисциплин. Может показаться, что провести бинарный урок гораздо легче, чем традиционный, однако это совершенно не так. Ведь в нём участвуют два преподавателя, а это означает, что им необходимо уметь находить точки соприкосновения между своими предметами, даже если на первый, ошибочный, взгляд кажется, что таких точек не существует.
Требования к бинарному уроку:
1. Кропотливая работа по тщательному отбору содержания материала урока.
2. Психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят бинарный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга бинарный урок не получится.
3. Четкое определение темы занятий, требующий реализации межпредметных связей. Наличие корректной технологической и учебно-методической карты урока, они должны предусматривать роль каждого преподавателя и задачу каждого студента.
4. Высокий профессионализм преподавателей.
5. Наличие опыта экспериментальной работы, требующей обобщения, осмысления знаний, способствующей развитию практических умений и навыков.
Бинарный урок – это не только совместное творчество двух преподавателей, говорящих «на равных», но и поле деятельности для наставничества, причём такого, когда и опытные преподаватели могут научиться чему-то новому у своих студентов.
Важно чётко определить систему взаимодействия двух педагогов, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие учителей при этом может строиться по-разному. Оно может быть с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Чтобы правильно соединить компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности преподаватель определяет:
1. cвои мотивы проведения бинарного урока и его цель;
2. совокупность объединяемых компонентов;
3. форму интегрирования;
4. структуру и последовательность расположения материала;
5. методы и приёмы предъявления материала;
6. методы и приёмы переработки студентами нового материала;
7. способы увеличения наглядности учебного материала;
8. распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
9. критерии оценивания эффективности урока;
10. формы и виды контроля обученности студентов на данном уроке.
Достоинства бинарных уроков очевидны и несомненны:
- использование различных видов деятельности на уроке даёт возможность студентам поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о несомненной пользе такого урока;
- повышается потенциал студентов, побуждается стремление к активному познанию мира, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
- развивается речь, формируется умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
- расширяются возможности для самореализации преподавателя в творческом процессе, перед ним открываются новые возможности, позволяя выступать в роли экспериментатора, расширяется личная база знаний преподавателя, содержащая систематизированный набор методических материалов, разработанных и собранных для поддержки учебного процесса. По своему опыту могу сказать, что проводя бинарный урок совместно с коллегой я получила новые знания относительно процесса программирования, которые могут пригодится мне в дальнейшем.
- проведение урока двумя преподавателями позволяет разнообразить объём и уровень индивидуальной работы студентов;
- создаются условия для практического применения знаний, знания систематизируются, развивают навыки самообразования, так как подготовку к уроку студенты нередко осуществляют самостоятельно: они занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов - всё это развивает их аналитические способности, изобретательность, активизирует мыслительную деятельность. При проведении моего бинарного урока я убедилась, что студенты могут на практике применять новую профессиональную лексику на иностранном языке для написания компьютерных программ;
- уменьшается перенапряжение, перегрузка;
- развивается сотрудничество педагогов, что способствуют сплочению педагогического коллектива. После проведения бинарного урока я стала больше общаться с коллегами-программистами и узнавать много интересного и полезного для себя .
Мой бинарный урок, урок преподавателя иностранного языка, был проведен совместно с коллегой преподающим дисциплину «Информационные системы и программирование». Нашей целью было показать важность английского языка в профессиональной деятельности, ознакомить студентов с иностранными словами которые используются при написании компьютерной программы, ознакомить их с новой профессиональной лексикой на иностранном языке и использованием иностранных терминов. Наш урок прошел с равным долевым участием, мы использовали немало новых элементов и несколько педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология уровневой дифференциации и информационно-коммуникативная технология. Одним из немаловажных элементов было использование мной и моим коллегой красочных презентаций. Я в своей презентации ознакомила студентов с терминами английского языка, связанными с программой Photoshop и языками программирования Java и Pascal, ими был сделан перевод с использованием этих терминов. Мой коллега с помощью своей презентации ознакомил студентов в терминами программирования, также показал и объяснил пример компьютерной программы и рассказал об особенностях этой программы. Потом студенты самостоятельно (по вариантам) написали программу на языке программирования по подобию предложенной в предыдущем этапе, обменялись написанной программой с соседом по парте и проверили правильность написания Так выглядела учебно-методическая карта занятия:
Учебные дисциплины: «Иностранный язык», «Программирование»
Специальность: 09.02.07 Информационные системы и программирование
Курс: 1 курс
Группа: ОП-2201
Дата проведения:
Время проведения:
Место проведения:
Тема занятия: Важность иностранного языка в профессиональной деятельности
Вид занятия: урок
Тип занятия: урок «открытия » нового знания
Форма урока: бинарный
Деятельностная цель:
- формирование у обучающихся потребности в новых знаниях
- контроль и оценка достижение результатов.
Содержательная цель:
-анализировать полученную информацию
Методическая цель:
- показать приемы формирования универсальных учебных действий
Задачи:
познавательная:
Знакомство с новой лексикой на иностранном языке
развивающая:
Активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать память
воспитательные:
- инициировать интерес к приобретаемой профессии
Приемы обучения: использование презентаций, индивидуальный опрос, использование новой лексики в переводе, объяснение задач по программированию и составление новых.
Характер урока:
Форма организации: фронтальная
Планируемые образовательные результаты:
личностные результаты: Л-1, Л-2, Л-3, Л-4, Л-5, Л-6
метапредметные результаты: М -1, М-2, М-3, М-4
предметные результаты: П-3, П-4
Междисциплинарная координация урока:
обеспечивающие: программирование
обеспечиваемые: иностранный язык
Обеспечение урока:
Наглядные пособия: презентация
Раздаточный материал: рабочая тетрадь
Технические средства обеспечения:
Персональные компьютеры
Проектор
Номер этапа, время | Этапы занятия, дидактические единицы, формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия | Образовательные результаты, формируемые на соответствующем этапе занятия |
1 2 мин | 1. Организационный момент: Приветствие преподавателя английского языка, мотивация учебной деятельности: Добрый день, студенты, рада вас видеть, садитесь, пожалуйста. Пожалуйста, скажите кто отсутствует… На одном из прошлых уроков мы обсуждали Лондон и его достопримечательности. Английский язык может вам пригодиться, если вы будете путешествовать и отдыхать Великобритании и других англоязычных странах. Но где еще они может пригодиться помимо отдыха? (Студенты формулируют идею о том, что английский язык также может пригодиться в рабочей деятельности) Что нужно для того, чтобы хорошо владеть профессиональной лексикой? (Студенты формируют идею о том, что необходимо пополнять словарный запас) | |
2 8 мин | 2. Актуализация знаний Преподаватель английского языка: прежде, чем перейти к профессиональной лексике, давайте вспомним слова, которые мы проходили на прошлых уроках (преподаватель английского языка проводит устный опрос по пройденным темам) | |
3 25 мин | 3. Основной этап Преподаватель английского языка: студенты, ваша дальнейшая профессия связанна с программированием, важно не забывать о важности английского языка в нем. Многие профессионалы, связанные с IT-сферой, подтверждают эту важность (преподаватель английского языка начинает демонстрировать презентацию, наглядно показывающую важность английского языка для программистов). Поскольку вам важно пополнять словарный запас на английском языке, связанный с профессиональной лексикой, пожалуйста, запишите новые слова, имеющие отношение к программе Photoshop, Java и Pascal. (студенты записывают в тетради новые слова и выражения. Преподаватель английского языка переходит к той части презентации, где студентам необходимо перевести предложения, используя новую лексику) Преподаватель английского языка: Теперь, пожалуйста, переведите предложения, которые вы видите на доске с использованием новой лексики. (Студенты переводят предложения, преподаватель английского языка переходит к той части презентации, где дан правильный перевод предложений) Преподаватель английского языка: теперь, пожалуйста, поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность перевода. (Студенты меняются тетрадями, проверяют и оценивают друг друга) | |
4 40 мин | Основной этап Программирование Преподаватель программирования: Программирование (1. Объяснение) Уважаемые студенты, надо понимать, что английский язык входит в основу почти всей терминологии той специальности, на которую вы учитесь, поэтому очень важно понимать свою профессиональную работу до мелочей. (Далее преподаватель показывает презентацию, и просит студентов записывать те термины, названия языков программирования, команд, которые будут встречены). Вы видите, что во всех современных языках программирования основу составляют команды, происшедшие от английских слов. Понимание программы всегда лучше происходит если программист свободно владеет английским языком. (2. Описание программы) Давайте теперь попробуем разобрать программу на одном из самых простых и понятных языках программирования – на Паскале. Итак, вам задана задача (показывает в презентации). Давайте смоделируем основные этапы алгоритма (студенты предлагают, преподаватель корректирует и показывает алгоритм). А теперь из-за ограничения во времени, вам предлагается уже написанная программа, давайте разберем её по командам и сопоставим с нашим алгоритмом (преподаватель показывает в презентации программу и разбирает со студентами). (3. Создание программы студентами) А теперь я предлагаю вам по вариантам похожие задачи. От вас требуется написать программу для решения этих задач нак отдельных листиках с помощью своих записанных команд и той программы, которую мы с вами разобрали (раздает текст программы студентам на листах). Вам на это дается 15 минут. (Далее студенты пишут программы, преподаватель руководит процессом. (4. Проверка программ) А теперь давайте попробуем поискать свежим взглядом ошибки у товарищей. Поменяйтесь листами с программами и в течение 5 минут попробуйте найти ошибки у своих одногруппников (меняются, проверяют, отмечают). На листе отмечается фамилия автора программы и фамилия проверяющего. (5 минут проверяют). Ну, а теперь сдаём свои работы. Уверен, мы с вами встретимся на 2-3 курсах с вами, и вы будете отлично ориентироваться в английских терминах! | |
5 10 мин | Задание на дом Преподаватель английского языка: Студенты, пожалуйста, запишите, новые термины, которые вы видите на доске и дома выполните их перевод | |
6 5 мин | Заключительная часть занятия/ рефлексия Студенты оценивают проведенный урок | |
Подпись преподавателей _____________/ ______________/ / |
В итоге наш бинарный урок получился успешным, достиг поставленных целей и запомнился студентам надолго.
Ссылки :
https://infourok.ru/statya-binarniy-urok-v-sisteme-sovremennogo-obrazovaniya-738991.html
http://umoslovo.ru/index.php/en/stati/1206-binarnyj-urok-integratsiya-pedagogicheskikh-tekhnologij
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/17/picture-1031627-1523939777.jpg)
Бинарное взаимодействие в системе дополнительного профессионального образования
Сборник материалов Региональных педагогических чтений "Современные методы и технологии обучения и воспитания"Тюмень, 21 декабря 2017 года...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/01/picture-1132752-1554129436.jpg)
статья "О реализации требований ФГОС на уроках физики в системе среднего профессионального образования"
Описаны основные требования современного ФГОС на уроках физики и особенности учебного процесса в системе СПО.Отмечены возникающие в учебном процессе проблемы и предложены пути их разрешения....
Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы
Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлен опыт преподавания литературы в профессиональном образовательном учреждении. Данная статья может быть интересна преподавателям, студентам и роди...
БИНАРНЫЙ УРОК В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бинарный урок - это нетрадиционный вид урока, который ведутпо определённой теме два или несколько педагогов - предметников.Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областейдля решения одно...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/17/picture-1333543-1621249885.jpg)
Особенности преподавания английского языка в системе среднего профессионального образования
В статье отражены особенности преподавания иностранного язык в СПО...
Технология проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка в системе среднего профессионального образования.
Метод проектов можно определить, как систему обучения, ориентированную на приобретение обучающимися фактических знаний в процессе планирования и выполнении ими постепенно усложняющихся практических за...