технологическая карта урока по творчеству Л.Н.Толстого
план-конспект занятия

Наталья Викторовна Дудкина

  Цели урока:

Обучающая: освоить умение анализировать художественное произведение, используя приёмы технологии деятельностного метода обучения, метода проекта; учить видеть смыслы, заложенные в художественном слове и образе; обеспечить более глубокое проникновение в литературное произведение, определение его проблематики;

Развивающая: развитие мыслей, чувств, речи обучающихся, критического мышления, навыков вдумчивой работы с художественным текстом, умения анализировать художественное произведение,  самостоятельно делать выводы, обобщения, определять  цель урока и ставить к ней задачи;

Воспитательная: воспитывать осознанное отношение к выбору поступков, ответственность за них; ответственность за то, что от выбора личности зависит путь развития общества, чувства собственного достоинства;  формирование гуманистического мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskie_karta_uroka_po_tvorchestvu_l.n_tolstogo.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное автономное
Профессиональное учреждение
«Данковский агропромышленный техникум»

Моё прочтение романа Л.Н.Толстого «Воскресение»

(приёмы технологии деятельностного метода обучения)

Методическая разработка урока







преподаватель русского языка

и литературы
Дудкина Наталья Викторовна




Данков, 2023

Моё прочтение романа Л.Н.Толстого «Воскресение»

 (приёмы технологии деятельностного метода обучения)

Каждый человек – алмаз...
В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет.
Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.
Л. Н Толстой.

        
  Цели урока:

Обучающая: освоить умение анализировать художественное произведение, используя приёмы технологии деятельностного метода обучения, метода проекта; учить видеть смыслы, заложенные в художественном слове и образе; обеспечить более глубокое проникновение в литературное произведение, определение его проблематики;

Развивающая: развитие мыслей, чувств, речи обучающихся, критического мышления, навыков вдумчивой работы с художественным текстом, умения анализировать художественное произведение,  самостоятельно делать выводы, обобщения, определять  цель урока и ставить к ней задачи;

Воспитательная: воспитывать осознанное отношение к выбору поступков, ответственность за них; ответственность за то, что от выбора личности зависит путь развития общества, чувства собственного достоинства;  формирование гуманистического мировоззрения.

Оборудование:  мультимедийная презентация к уроку,  текст романа Л. Толстого «Воскресение»

Методы: метод проблемного обучения, приёмы технологии деятельностного метода обучения, технология развития критического мышления;

Виды деятельности обучающихсяя: осознанное творческое чтение, выявляющее авторский замысел; обращение к личному опыту, совместный поиск, самостоятельно формулируют выводы, обобщения,  цель и задачи  урока.  

Межпредметная связь: история России, теория литературы, психология, философия

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

На слайде представлена цитата литературоведа Н.Н.Страхова: «Произведения Л.Н.Толстого есть жёсткий камень преткновения для всякой глупости и всякого нахальства». (Слайд 2)

-  Докажите или опровергните данный тезис. Какие чувства, мысли вызывает у вас данная цитата? Опишите свои впечатления, назовите чувства. Какое отношение к миру у вас возникает в данном случае при размышлении над этим высказыванием? (Слайд 3)

А вот как рассказывает об этом один из  обучающихся параллельной группы:  «…классика восхищает своей мудростью, неожиданностью….., но вместе с тем выражает то, что мы давно носим в себе, не умея осмыслить, а потому высказать».

Когда в ней видят иллюстрацию к перевернутым страницам истории, то она теряет свою притягательную силу» (Слайд 4)

 2. Актуализация знаний и  фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

 3. Выявление места и причины затруднения

        - Что нам нужно, чтобы доказать или опровергнуть данный тезис? (Лично познакомится с содержанием романа и сделать вывод.) (Слайд 5)

У нас есть цель: нам нужно доказать или опровергнуть данный тезис. Мы взяли произведение Л.Н.Толстого «Воскресение». Какие задачи для себя обозначим?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Мы должны выяснить, что хотел донести до нас Л.Н.Толстой, против чего он выступал? С чем он не желал соглашаться? Объяснить название романа.

Для этого надо определить проблемы данного текста, проанализировать образы главных героев, выявить авторскую позицию. Надо знать содержание текста, сделать его анализ, сжатый пересказ с дополнениями из элементов композиции (см. по времени); особенности мировоззрения Л.Н.Толстого) (Слайд 6)

5. Реализация построенного проекта

  Вступление – что мы знаем о творчестве Л.Н. Толстого?  (Слайд 6, 7,8,9).

  Почему он писатель мирового значения и признан не только у нас,  но и за рубежом?

  Что вы можете сказать о его мировоззрении, о его личности (Слайд 10,11), об изученном романе «Война и мир»? (Слайд 12,13).

1.Краткий пересказ содержания романа с элементами композиции. (Слайд 14,15,16).

2. История создания романа (Слайд 17).

3. Анализ роли начала романа.

Выразительное чтение отрывка из романа «Как ни старались люди…»

(опережающее индивидуальное задание)

Задание:

Вы прослушали строки, с которых начинает свой роман Л.Н. Толстой. Какая парадоксальная, противоречивая мысль заложена автором уже в начале произведения? (Мир прекрасен…он живет вопреки всему своей жизнью, но гармонию этой природной жизни нарушают взаимоотношения людей, построенных на неравенстве и желании властвовать друг над другом).

- Какой художественный прием использует автор в начале романа и найдет ли этот прием свое развитие в дальнейшем художественном мире романа? (противопоставление) Приведите примеры (светское общество и тюремное общество, богатство и нищета крестьян, низость и благородство и т.д.)

4. Беседа по вопросам:

- Как эта картина соотносится с мировоззрением Л.Н. Толстого? (Слайд 18)

- Кто в романе пытается противостоять этой искусственной жизни? (Дмитрий Нехлюдов) Как?  (Слайд 19)

- Как изображается автором нравственная эволюция Нехлюдова? (Что способствовало ему встать на путь порока? Как он сам относится к происходящему? (анализ 1ч. 8 гл.)

5. Продолжите  фразы:

Больше всего запоминается….

Меня удивило….

Сильное впечатление производит….(Слайд 20)

6. «Образы судейских»

Задание: анализ стремлений и помыслов «судейских» О чем думают и чем заняты те, кто судит Маслову?

Вывод: автор  показывает стремления и помыслы, владеющие членами суда и его председателем, обнажает мелочность их внутренних интересов, демонстрирует их полное равнодушие к судьбе подсудимых.

Толстой описывает зал суда и ход судебного заседания, преследуя при этом одну главную цель – суд над судом, формальным, бесчеловечным и бездуховным, не имеющим права на существование.

Таким образом, мы можем говорить о том, что образ суда в романе «Воскресение» служит основополагающей моделью поведения героев и средством выражения авторской идеологии.


7. Определите проблемы романа и прокомментируйте их.

6. Фиксация нового знания

 - Как бы мы сейчас прокомментировали представленную цитату? Изменилось ли наше мнение о ней в начале урока и в конце? Согласны ли мы с нашими первоначальными утверждениями о ней?

-  Какие основные проблемы романа мы выявили, и как могли бы по – другому назвать роман?

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

(осмысление своей деятельности: притягиваем другие знания, связь с жизнью) (Слайд 21)

- На уроке я понял, что….

- Я задумался на уроке…

- Я запомню о Толстом (что?), потому что….

Проанализируете, отрефлексируйте  свою деятельность на уроке. (Обучающиеся  определяют, что им удалось сделать на уроке, что осталось после него).

Контрольный вопрос:

Прокомментируйте фразу Л.Н.Толстого:

Каждый человек – алмаз... В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. (Слайд 22,23,.24)


Выберите фразеологизм, который отражает твою работу на уроке (Слайд 25)

1. Превзошёл сам себя

2. Не ударил лицом в грязь

3. Бил мимо цели

4. Не пожелал правильно организовать свой труд.

8. Домашнее задание (Слайд 26)

  1. Составление вопросника к мини-зачету по роману Л.Н. Толстого «Воскресение»
  2. Сочинение - эссе  «Под впечатлением прочитанного» ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...