Конспект занятия. Музыка 8 класс. В концертном зале.
план-конспект урока

Сергодеева Полина Владимировна
  1. Конспект урока музыки в 8 классе. "В концертном зале".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_kontsertnom_zale.docx24.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Энергетик»

Новоорского района Оренбургской области

Урок музыки по теме:

«В концертном зале»

Разработала и провела:

Сергодеева Полина Владимировна,

учитель музыки, первой категории

2024 год

Урок музыки по теме: «В концертном зале».

Класс: 8

Тип урока: Открытия нового знания.

Цель: Получение и систематизация знаний о симфоническом оркестре через выяснение обучающимися особенностей музыкальных инструментов.

Задачи:

Образовательные: 1. Изучить музыкальные инструменты, входящие в симфонический оркестр.

2. Систематизировать знания о симфоническом оркестре.

Развивающие: 1. Развивать умение узнавать музыкальные инструменты по звучанию.

2. Развивать логическое мышление, наблюдательность, умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Воспитательные: 1. Воспитывать у обучающихся положительные мотивы обучения.

2. Воспитывать у обучающихся нравственные качества, чувства гордости за Родину.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Регулятивные УУД:

  • умение размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
  • умение определять проблему, ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию;
  • умение анализировать собственную учебную деятельность;
  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать;
  • умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку в процессе урока.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
  • умение находить общее решение, учитывать разные мнения.

Познавательные УУД:

  • умение строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы, наблюдать за музыкой;
  • расширение музыкального и общего культурного кругозора;
  • воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию.
  • развитие общих музыкальных способностей.

Методы и приемы обучения: (по источнику получения знаний) словесные-диалог, работа с текстом, наглядные – иллюстрации, практическая работа; (по характеру познавательной деятельности) исследовательский, технологии развития критического мышления.

Оборудование: карточки с картинками музыкальных инструментов, презентация, видео файл, ноутбук, проектор, экран, колонки, шляпы.

Формы организации пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Результативность урока: Обучающиеся осознанно усвоили информацию о симфоническом оркестре и музыкальными инструментами, входящими в него; владеют навыками проектной и исследовательской деятельности; комфортно и уверенно чувствуют себя на уроках и в жизни; творчески и критически мыслят; открыто и аргументированно высказывают своё мнение; ответственно относятся к собственным решениям; работают в сотрудничестве с другими; с желанием стремятся к новым открытиям. Цель и задачи выполнены.

Сценарий урока.

1 этап - вызов. На прошлом уроке мы проходили симфонию. Давайте вспомним что такое симфония и произведения, которые мы прослушали.

На доске вы видите две фотографии, что на них изображено? В чем отличие этих фотографий? В чем сходство? Что мы можем услышать или увидеть в концертном зале? Давайте сформулируем тему урока.

Звучит симфонический оркестр.

В музыкальном зале мы можем услышать симфонический оркестр. Что вы почувствовали, когда услышали эту симфонию? Показалось ли вам, что вы находитесь в концертном зале? Сейчас каждому нужно задать два тонких и два тонких вопроса, на которые вы хотели бы получить ответы в процессе урока.

2 этап – осмысление. Чтобы ответить на ваши вопросы, перейдем к симфоническому оркестру. Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки, преимущественно западноевропейской традиции. В него входят 4 семейства музыкальных инструментов: Деревянные духовые; Медные духовые; Ударные; Струнные смычковые. Сейчас вы разделитесь по группам и назовете инструменты согласно своей категории.

Отлично, а теперь проверим на сколько вы были правы.

К деревянным духовым инструментам, которые представлены в оркестре. Это группа инструментов часто противопоставляется струнным. Баланс, который рождается в этом «состязании», делает музыку полнозвучной.

Прослушивание игры флейты.

Что за инструмент мы сейчас услышали? На что он похож?

Звучание флейты безоговорочно красиво. Она может имитировать звуки природы и создавать волшебные образы. В симфонических оркестрах обычно представлены большая и малая флейты, иногда к ним добавляют альтовую. Малая флейта (или флейта-пикколо) издает самый тонкий, свистящий звук, а альтовая, наоборот, обладает холодным, более низким голосом.

Сейчас мы услышим звучание еще одного инструмента под названием «гобой».

Прослушивание игры на гобое.

Опишите звучание этого инструмента.

Гобой выделяется на фоне прочих инструментов, так как для него характерно гнусавое звучание. С помощью него можно выразить как грусть и тоску, так и легкую радость.

Кларнет вошел в состав оркестра позднее флейты, гобоя и фагота, очень гибок в изменении динамики (от яркого и мощного fortissimo до едва слышимого pianissimo). Он может звучать и мрачно, и светло в зависимости от регистра.

Давайте послушаем как звучит кларнет.

Прослушивание игры на кларнете.

О следующем музыкальном инструменте говорил Римский-Корсаков: «Его тембр старчески-насмешливый в мажоре и болезненно-печальный в миноре». И действительно, фагот — благозвучный и мощный инструмент, но он может звучать и ворчливо.

Прослушивание игры фагота.

Расскажите, что вы почувствовали, когда слушали игру на фаготе? Какое настроение у вас было?

Следующая группа: медные духовые инструменты. Это самая мощная, звучная, хоть и малочисленная группа инструментов симфонического оркестра.

Этот инструмент все хорошо знают и слышали ни раз. Думаю, вы сразу его узнаете.

Прослушивание звучания трубы.

Как звучит труба? У многих людей труба ассоциируется с фанфарами, у некоторых композиторов она выполняла только эту функцию, так как она играет величественно и торжественно.

Следующий инструмент звучит иначе. Валторна издает мягкий благородный звук. Из-за особенностей конструкции валторна — самый пластичный в плане динамики и тембра медный духовой инструмент.

Сейчас мы услышим валторну.

Прослушивание игры на валторне.

Три тромбона и туба образуют внутри своей группы квартет «тяжелой меди». Звучат они мощно, объемно и грозно (туба — обладатель самого низкого голоса в группе медных).

Давайте послушаем этот квартет.

Прослушивание игры на трех тромбонах и тубе.

Ударные инструменты. Эта группа инструментов — важная часть симфонического оркестра. Они держат ритм и добавляют динамичности произведению. Некоторые ударные имеют определенную высоту звука и их возможно настроить: литавры, колокола, ксилофон.

Другие ударные инструменты настроить на какую-то высоту нельзя; к ним относят большой и малый барабаны, бубен, тарелки, треугольник.

Сейчас мы прослушаем игру на нескольких ударных инструментах.

Прослушивание игры на ударных инструментах.

Струнно-смычковые инструменты.

Этот музыкальный инструмент нам знаком, и звучит как настоящая песня. Прослушайте мелодию и назовите музыкальный инструмент.

Верно, это скрипка. Ее голос певучий и высокий, часто именно на скрипке исполняется главная мелодия. В симфоническом оркестре скрипки принято делить на две партии: первые и вторые. Первые скрипки ведут основную мелодию (подобно первым сопрано в хоре), в то время как вторые скрипки дополняют мелодию, сопровождают первый голос (как вторые сопрано).

Альт представляет собой увеличенную версию скрипки. Чем звучание альта отличается от скрипки? Давайте внимательно послушаем.

Прослушивание игры на альте.

Нередко пение виолончели сравнивают с пением человека — так много жизни и силы в звучании этого объемного инструмента. За раскрытие потенциала виолончели мы обязаны Бетховену: виолончель перестала использоваться только как басовый голос, она стала петь. Насладимся же этой прекрасной игрой

Прослушивание игры на виолончели.

Самый большой представитель струнной смычковой группы, на нем играют стоя. Как вы думаете, какой это инструмент?

Прослушивание игры на контрабасе.

Хоть тембр контрабаса глубок и глух, его роль в оркестре огромна. Низкий голос контрабаса создает фундамент, на котором строятся остальные музыкальные пласты произведения.

Мы изучили инструменты, которые входят в симфонический оркестр. Но есть еще один ключевой момент. Кто выполняет важную роль в симфоническом оркестре? Дирижер — это незаменимая единица оркестра, руководитель коллектива, наставник и режиссер. Он направляет и объединяет оркестр, контролирует его деятельность, помогает музыкантам и слушателям прочувствовать произведение. При помощи специального языка жеста дирижер общается с оркестром: правой рукой дирижер производит тактирование, левой — указывает на нюансы.

Сейчас мы поработаем в парах. Вам нужно составить синквейн к слову «оркестр».

Мы с вами изучили какие музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра. На доске несколько групп, вам необходимо к каждой подобрать правильные инструменты, а лишние убрать.

3 этап - рефлексия.

У каждой группы лежит шляпа определенного цвета.

Белая шляпа – мыслим фактами и цифрами. Расскажите о симфоническом оркестре только фактами.

Желтая шляпа – позитивное мышление. Подумайте, что помогает симфоническому оркестру по-прежнему притягивать слушателей разных поколений и оставаться в моде?

Черная шляпа – проблемы. Как вы думаете, с какими проблемами сталкивается симфонический оркестр?

Красная шляпа – эмоции. Поделитесь, какое эмоциональное настроение вы испытываете, когда слышите симфонический оркестр и каждый его инструмент по отдельности?

Зеленая шляпа – творчество. Как можно сделать симфонический оркестр еще популярнее среди современной молодежи?

Синяя шляпа – философия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 4 классе «Обрядовые семейно – бытовые песни»

Конспект  урока  музыки  в  4  классе   «Обрядовые  семейно – бытовые  песни»...

Конспект урока музыки в 4 классе «Обрядовые семейно – бытовые песни»

Конспект  урока  музыки  в  4  классе   «Обрядовые  семейно – бытовые  песни»...

Конспект занятия по предмету фортепианный ансамбль «Работа над пьесами» С. Прокофьева из цикла «Детская музыка» в переложении Э. Аптекмана

Цели занятия:Основная – подготовка к концертному выступлению в рамках реализации творческого проекта «Музыкальная шкатулка» С.Прокофьев «Детская музыка».Сопутствующая – повышение качества владения тех...

«Почему?» в концертном зале

Программа «Почему?» в концертном зале» явилась результатом работы преподавателей детской школы искусств по эстетическому воспитанию учащихся младших классов общеобразовательной школы....

конспект урок музыки в 1 классе "Музыка осени"

Конспект урока в 1-м классе на тему "Музыка осени" Тема четверти: «О чем говорит музыка».Цели: Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе ...

Презентация к уроку по музыке "В концертном зале". 4 класс. II часть

Один из разделов музыкальных  тем 4 класса  отводится для ознакомления  знакомству с концертным залом. Данный урок посвящен Модесту Петровичу Мусоргскому - фортепьянной пьесе "Старый за...

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....