Программа "Читательская грамотность"
рабочая программа
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (5 кл)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vneurochn_chit_gram-szhatyy.docx | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Читательская грамотность» ДЛЯ 5 КЛАССА
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Читательская грамотность» (5 класс)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ЦЕЛЬ КУРСА: формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формироватьнавыкисамоконтролявпроцессеосвоенияспособовдеятельности
- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
- углубления базовых знаний по теории текста;
- использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
- использования приёмов смыслового анализа и интерпретации и текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
- использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
- использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозировано и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению.
Программа рассчитана на 102 часа в течение учебного года (3 раза в неделю).
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию
- основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
- основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
- осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
- развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре:
устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
- Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
- Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
- В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Учащийся научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- выделять главную и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Учащийся получит возможность научиться:
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);
- находить способы проверки противоречивой информации;
- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
∙
В рамках реализации программы воспитания:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Что такое читательская грамотность?
Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее. Учимся ставить цель чтения.
Текст. Углубление понятия о тексте. С чего начинается текст? Роль заглавия. Зачем нужен эпиграф? Роль эпиграфа.
Справочная литература. Наши друзья и помощники - словари и справочники. Лексический анализ произведений.
Учимся читать учебный текст. Главное в тексте. Виды информации в учебном тексте. Аналитическое чтение. Маркировка информации. Как читать несплошной текст? Воображение и прогнозирование. Учимся читать между строк. Скрытая информация в тексте. Учимся читать между строк. Скрытая информация в тексте. Диалог с текстом. Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Критическая оценка степени достоверности содержащейся в тексте информации. Текст – аргументация. Умение обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов. Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Знакомство с разными формами составного текста. Составные и смешанные тексты. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж).
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
Практикум-диагностика. Работа с материалами из банка заданий по формированию функциональной грамотности учащихся http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. Что такое читательская грамотность? | 1 | |
2-3 | Умеем ли мы читать? (Виды чтения) | 2 | |
4-5 | Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное). Библиотечный урок. | 2 |
6-7-8 | Учимся ставить цель чтения. (знаю-хочу узнать - узнал) | 3 | |
9-10 | Что и о чем? (Углубление понятия о тексте) | 2 | |
11 | Конкурс чтецов | 1 | |
12-13 | С чего начинается текст? (Роль заглавия) | 2 | |
14-15 | Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) | 2 | |
16-17- 18 | Внимание к слову. Наши друзья и помощники. (Словари и справочники) | 3 | |
19-20 | Лексический анализ произведений. | 2 | |
21-22 | Учимся читать учебный текст. | 2 | |
23-24 | Главное в тексте. Виды информации в учебном тексте. | 2 | |
25-26- 27 | Аналитическое чтение. Маркировка информации. | 3 | |
28-29- 30 | Практикум-диагностика. Работа с материалами из банка заданий по формированию функциональной грамотности учащихся | 3 | |
31-32- 33 | Как читать несплошной текст? | 3 | |
34-35 | Воображение и прогнозирование. | 2 | |
36-37- 38 | Учимся читать между строк. Скрытая информация в тексте. | 3 | |
39-40- 41 | Диалог с текстом. | 3 | |
42-43- 44 | Практикум-диагностика. Работа с материалами из банка заданий по формированию функциональной грамотности учащихся | 3 | |
45-46- 47 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания | 3 | |
48-49- 50 | Сопоставление содержания текстов научного стиля | 3 | |
51-52- 53 | Критическая оценка степени достоверности содержащейся в тексте информации | 3 | |
54-55- | Текст – аргументация. Умение обнаруживать в | 3 |
56 | тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов | ||
57-58- 59- 60 | Составление плана на основе исходного текста | 4 | |
61-62- 63-64 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. | 4 | |
65- 66- 67 | Практикум-диагностика. Работа с материалами из банка заданий по формированию функциональной грамотности учащихся | 3 | |
68-69- 70 | Работа со смешанным текстом. | 3 | |
71-72- 73-74 | Знакомство с разными формами составного текста. | 4 | |
75-76- 77-78 | Составные и смешанные тексты. | 4 | |
79-80- 81-82 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах | 4 | |
83-84- 85-86 | Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). | 4 | |
87-88- 89-90 | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) | 4 | |
91-92- 93-94 | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. | 4 | |
95-96- 97-98 | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. | 4 | |
99- 100- 101- 102 | Практикум-диагностика. Работа с материалами из банка заданий по формированию функциональной грамотности учащихся | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный урок библиотечной грамотности "Наши помощники"
Библиотечный урок - информация о справочной литературе (энциклопедии, словари, справочники) как правильно и быстро пользоваться ею.для учащихся 5-6 классов....
Грамотный потребитель
Ежегодно 15 марта в день Всемироного дня потребителя в Торгово-экономическом колледже проводится классный час посвященный данному событию....
Грамотный потребитель
Ежегодно 15 марта в день Всемироного дня потребителя в Торгово-экономическом колледже проводится классный час посвященный данному событию....
Грамотный потребитель
Ежегодно 15 марта в день Всемироного дня потребителя в Торгово-экономическом колледже проводится классный час посвященный данному событию....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»
Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка составлена для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...
Математическая грамотность как составляющая функциональной грамотности.
Математическая грамотность является одной из составляющей функциональной грамотности.Данная работа наполнена примерами,источниками,ссылками для успешного использования её на семинаре для математ...
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...