Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по дисциплине УПВ.01 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
рабочая программа
Дисциплина "Родная литература" недавно появилась в системе среднего профессионального образования и вызвала определенные трудности как при составлении программы, так и в процессе преподавания.
Надеюсь, что хотя бы некоторые компоненты УМК пригодятся коллегам.
Программа сделана для Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Но поскольку Санкт-Петербург по праву называют литературной столицей, то разработку, на мой взгляд, можно использовать и для других регионов России.
Программа рассчитана на 39 часов, из которых на практические работы по учебному плану отдано 17 часов.
Предполагается, в основном, обзорный материал.
Начинается курс с литературы XYIII века и заканчивается современной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА | 90.94 КБ |
ПТП к программе РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
_________________201___ г.
2022 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ»
РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол № _______________ От ______»_________202____ г | УТВЕРЖДАЮ Директор колледжа ___________В.Е.Андреев «____»_____________202___ г Приказ № ______ от ________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УПВ.01 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
2022
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности среднего профессионального образования «Водоснабжение и водоотведение»
по программе базовой подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 3 от 10 января 2018 г., зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 49821 от 30 января 2018), и учебного плана основной профессиональной программы подготовки ССЗ/ПКРС.
Специальность/профессия ППССЗ | «Водоснабжение и водоотведение» |
Уровень подготовки | Базовый |
Квалификация | ОКПР 14571 Монтажник наружных трубопроводов, 3-й разряд ОКПР 19756 Электрогазосварщик, 3-й разряд |
Форма обучения | Очная |
Нормативный срок обучения | 3 года 10 месяцев |
На базе | основного общего образования |
Учебная дисциплина | УПВ.01 Родная литература |
Объем курса | 39 часов |
Разработчик | преподаватель Снегирева Т.В. |
ученая степень, звание, должность, Ф.И.О. |
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии
Протокол № ___
Председатель ЦМК ______________/_____________
«__» ________________ 202____ г.
Согласовано
Зам.директора по УМР _________________________________
« ____» ___
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 17 |
| 20 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Родная литература» предназначена для изучения в профессиональных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Рабочая программа разработана с учетом приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от года № 885/390 о практической подготовке обучающихся:
- практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, в частности, путем расширения компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих;
- образовательная деятельность в форме практической подготовки реализуется при проведении практических и лабораторных занятий, выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной деятельности, применяемых на производстве;
- в учебном плане отдельно указывается объем образовательной программы.
- Формируемые в результате освоения дисциплины компетенции студента:
Перечень общих компетенций
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 02. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК 04. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 06. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей |
ОК 07. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК 08. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности |
ОК 09. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке |
ОК 11. | Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина УПВ. 01 «Родная литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы дисциплины «Родная литература» направлено на достижение следующих целей:
– формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
– совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности анализа текста, языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
– дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
метапредметных:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
- сформированность умения анализировать творчество писателя и отдельное литературное произведение, формулировать свое отношение к авторской позиции;
- сформированность умения использовать литературные произведения в профессиональной деятельности;
- сформированность представления о роли и значении зарубежной литературы в системе современной культуры, в воспитании и развитии личности;
- знание основных периодов развития и направлений зарубежной литературы;
- сформированность знаний о знаменитых писателях, их жизни и творчества;
- знание содержания изученных произведений.
Перечень личностных результатов
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Портрет выпускника СПО | |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | ЛР 1 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. | ЛР 2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». | ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. | ЛР 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. | ЛР 6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. | ЛР 8 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | ЛР 9 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | ЛР 10 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. | ЛР 11 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. | ЛР 12 |
Направления воспитательной работы.
Содержание рабочей программы воспитания отражается через направления воспитательной работы, определенные через Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. Согласно Федеральному закону «Об образовании» от г. № 273-ФЗ (в ред. Федерального закона от г. № 304-ФЗ)
Рабочая программа предусматривает организацию воспитательной работы по следующим обязательным модулям:
Модуль 1. Гражданско-патриотическое воспитание.
Модуль 2. Профессионально-ориентирующее воспитание (развитие карьеры).
Модуль 3. Духовно-нравственное и культурно-творческое воспитание.
Модуль 4. Спортивное воспитание и здоровье сберегающие технологии.
Модуль 5. Экологическое воспитание.
Модуль 6. Студенческое самоуправление.
Модуль 7. Бизнес-ориентирующее развитие (молодежное предпринимательство).
№ | Формируемые общие компетенции (ФГОС СПО) | Определенное стратегией направление (модуль) | Название модуля РППВ СПО | Задачи модуля РППВ СПО |
1 | ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
Гражданское, патриотическое |
Гражданско-патриотическое воспитание |
|
2 | ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
Социальное воспитание |
Социально-психолого- педагогическое сопровождение обучающихся (в т.ч. профилактика асоциального поведения) |
|
3 | ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
|
Трудовое |
Развитие профессиональной карьеры |
инициативах и проектах; исследование предпринимательских намерений, обучающихся; формирование у обучающихся предпринимательской позиции; формирование Soft
|
4 | ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленно- сти |
Физическое |
Физическое и здоровьесберегающее воспитание
|
студентов ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, мотивации к активному и здоровому образу жизни;
|
5 | ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
Экологическое |
Экологическое воспитание
|
|
6 | ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
Интеллектуальное |
Интеллектуальное воспитание |
|
7 | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Развитие творческих способностей
| Развитие творческих способностей
| формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания; развитие познавательной, исследовательской и творческой деятельности;
города, региона |
8 | ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
Нравственное |
Духовно-нравственное, семейное воспитание |
стрессовых) |
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 39 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 39 часов, из них практической работы - 17 часов
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) | 39 |
в том числе: | |
практические занятия, в том числе: | 17 |
практические работы | 17 |
контрольные работы | |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) | – |
Итоговая аттестация в форме зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа | Объем часов | Основные направления воспитательной деятельности | Осваиваемые ПК, ОК |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Родная литература XYIII века (Санкт-Петербург) | ||||
Содержание | 4 | |||
Основные понятия и категории | Введение. Национальная самобытность русской литературы. Значение родной литературы в мировоззренческом поле человека. Литература Санкт-Петербурга и Ленинградской области. | |||
Русская литература XYIII века. Санкт-Петербург – литературная столица. | Литература второй половины XYIII века. Петербургский класс писателей-дворян. Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, А.Н. Радищев, В.В. Капнинст, Г.Р. Державин. Черты классицизма, сентиментализма и романтизма в литературе 18 века. Развитие драматургии, русской сатирической школы. | |||
Практические работы №1 Литературный Петербург конца XYIII века. | 1 | |||
Раздел 2. Родная литература XIX века (Санкт-Петербург) | ||||
Содержание | 13 | |||
Русская литература 1-й половины XIX века | Первая треть ХIХ века. как «Золотой век русской поэзии». Литературная эпоха периода царствования Александра 1. Влияние Отечественной войны 1812 года на развитие литературного процесса. Романтизм как основное направление. | |||
Петербургская литература 1-й трети ХIХ века. Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. Поэзия как начало начал. В. Жуковский, Д. Давыдов, К. Рылеев, А. Дельвиг и др. Понятие Пушкинского периода. «Маскарад» М.Ю. Лермонтова как калька светского общества. Н.В. Гоголь и его «Петербургские повести» Драматургия гоголевского периода. | ||||
Практические работы: №2 Поэзия как начало начал. №3 Драматургия периода 1-й трети ХIХ века. | 2 | |||
Русская литература 2-й половины XIX века | Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Творчество Н.А. Некрасова - урбаниста. Петербург Ф.М. Достоевского. Петербург Ф.М. Достоевского – город «униженных и оскорбленных парий общества» Поэзия как выражение идеала и красоты. Лирика любви. Поэзия золотого века русской литературы. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Проблемы совести и нравственного возрождения человека. | |||
Практические работы: № 4 Петербург Ф.М. Достоевского – город «униженных и оскорбленных парий общества» № 5 Поэзия золотого века русской литературы. | 2 | |||
Раздел 3. Родная литература XX века (Санкт-Петербург, Ленинград, Ленинградская область) | ||||
Содержание | 20 | |||
Русская литература XX века дооктябрьского периода Серебряный век | Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития петербургской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм). Александр Куприн и его Гатчина. Поэзия Серебряного века. Иннокентий Анненский. Андрей Белый. Символизм Александра Блока Николай Гумилев. Анна Ахматова как поэты-акмеисты. Башня и Кабаре «Бродячая собака». Футуризм Петербурга. Исторические романы Дмитрия Мережковского. | |||
Практические работы: №6 Модернистические направления русской поэзии №7Проза начала века | 2 | |||
Русская советская довоенная литература | Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы. Тема России и революции в творчестве писателей разных поколений и мировоззрений. Александр Грин и книга-символ «Алые паруса» «Чушь» Даниила Хармса. Сатира в произведениях 30-х годов. Михаил Зощенко и его герой. Трагические судьбы писателей и поэтов в 30-х - начале 40-х годов. Русское литературное зарубежье 40-х. Тематика и проблематика творчества Тэффи, В.Набокова. Тема ушедшей России. Повесть «Машенька» как воспоминание о петербургской юности. | |||
Практические работы: № 8 Объекты сатиры Михаила Зощенко. № 9 Повесть «Машенька» Владимира Набокова как воспоминание о петербургской юности №10 Александр Грин и его символ «Алые паруса» | 3 | |||
Ленинградская блокадная литература | Деятели ленинградской литературы и искусства на защите Отечества. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет. Кинематограф героической эпохи. Поэзия и публицистика военных лет. Реалистическое и романтическое изображение войны №11Ленинградские поэты блокады. Ольга Бергольц. | |||
Советский период литературы | 20- съезд партии. Новые тенденции в литературе. Поиски нового поэтического языка. Новое осмысление военной темы. Поэзия 60-х. Поиски нового поэтического языка. Городская» и «деревенская» проза. Публицистическая направленность произведений 80-х годов. Журналы. Корней Чуковский и Самуил Маршак как «взрослые поэты» Мир иронии Евгения Шварца «Пикник на обочине» братьев Стругацких как гениальное предвидение катастрофы. Исторические романы Ольги Форш. Поэзия Иосифа Бродского - поэзия отвергнутого. Советская интеллигенция в испытаниях временем. Творчество Сергея Довлатова «Пушкинский дом» Андрея Битова. Поэзия петербургского андеграунда в 80-90 годы ХХ века. «Цой жив!» | |||
Практические работы: №12Недетские стихи ленинградских и петербургских поэтов. №13Проза конца ХХ века №14 Поэзия Иосифа Бродского №15 Советская интеллигенция в испытаниях временем №16 Поэзия петербургского андеграунда в 80-90 годы ХХ века | 5 | |||
Раздел 4. Родная литература ХХI века (Санкт-Петербург) | ||||
Содержание | 2 | |||
Современные писатели Санкт-Петербурга и Ленинградской области | Споры о путях развития культуры. Современные петербургские писатели. Евгений Водолазкин как лауреат литературных премий. | |||
Практическое занятие №17 Итоговое занятие | ||||
Всего аудиторных занятий: | 39 | |||
Из них практических работ: | 17 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий ««Литература 10-11»;
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Технические средства обучения:
- видеопроектор (бимер),
- экран,
- персональный компьютер
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2020-496 с..
- Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. -14-е изд. – М.: Просвещение, 2019. Ч.1 – 365с.; Ч.2 – 383с. (гриф)
- Литература.: Учеб. пособие 10 кл. : В 2-х ч / Под ред. В. Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, 2019 - 334 с. (гриф)
- Лотман. Ю. М. Учебник по русской литературе для средней школы. - М.: Языки русской культуры. –М.:Просвещение, 2017 - 256 с.
- Обернихина Г.А. Литература: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2-х частях.-М., с.
- Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.:Академия, с. (СПО)
- Рус. литература 20.: Учебник 11 кл.: В 2-х ч.: / Под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2018 - Ч.1 – 399с.; Ч.2 – 445с. (гриф)
- Русская литература 20 в.: Очерки, Портреты. Эссе. 11 кл. : В 2-х ч. / Сост. Е. П.Пронина; Под ред. Ф. Ф. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1991- 445 с. (гриф)
- Русская литература 20 в.: Хрестоматия : В 2-х ч / Сост.: А. В. Баранников, Т. А. Калганова, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 1997-431 с. (гриф)
Дополнительные источники:
- Тексты всех художественных произведений.
- Белоцкая Г.В. Литература. Ответы на вопросы. Для абитуриентов и учащихся 11 классов. Экзамен 2002-. М.: Экзамен, с.
- Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 11 класс-. СПб, с.
- Кутейникова Н.Е. Хрестоматия по литературе. 10-11 классы-М.: Эксмо-Пресс, 624с.
- Литературный энциклопедический словарь. Под редакцией Кожевникова В., Николаева П. М. .Советская Энциклопедия 1987г. 750с
- Русская литература ХХ век. 11 кл : Хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И. Лыссого .- М. : Мнемозина, 480 с.
- Русские писатели 11-20 вв. 1800-1917. Биографический словарь. Том 1: А-Г. / Гл.ред. П. А. Николаев и др. / Серия биографических словарей: Русские писатели. М. Советская энциклопедия. 1989г. 672с
- Русские писатели: Биобиблиографический словарь в 2-х томах. Под редакцией П.А.Николаева – М.: Просвещение, 432с.
- Торкунова Т.В. Готовимся к экзамену по литературе. - М.: Айрис-пресс, с.
Электронные пособия:
- Миронова Ю.С. Литература в схемах и таблицах-Санкт-Петербург: Тритон, 2019.
- Современная универсальная российская энциклопедия. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия-М.,2021.
- Уроки литературы с применением информационных технологий. Мультимедийное приложение к урокам.- М.:Планета, 2020.
Интернет – ресурсы:
- Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа
- Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа:
- Электронный ресурс «Литература». Форма доступа:
- Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа:
- Электронный ресурс «Литература». Форма доступа:
- Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: - воспроизводить содержание литературного произведения; | - пересказ художественного текста; -анализ отдельных глав литературного текста; - домашняя подготовка к семинарам по творчеству писателя и изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа с обучающимися, карточками с заданиями); |
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; | - работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения); - литературные викторины по изучаемому художественному произведению; - сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст; |
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; | - творческие работы обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи); - контрольные работы; - тестовые задания; |
- определять род и жанр произведения; | - практические работы (анализ художественного текста); - работа по карточкам; |
- сопоставлять литературные произведения; | - творческие работы (сочинение); - рубежный контроль по разделам в форме контрольных работ |
- выявлять авторскую позицию; | - рубежный контроль; - исследовательские работы обучающихся; - контрольные работы; Доклады, рефераты обучающихся; |
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; | - чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста; |
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; | - устный опрос обучающихся; - творческие работы обучающихся (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос); |
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; | - письменные творческие работы обучающихся; |
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений. | - фронтальный опрос обучающихся; - тестовые работы; - контрольные работы; - составление библиографических карточек по творчеству писателя; – подготовка рефератов; – работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения); - участие в дискуссии по поставленной проблеме на уроке; - внеклассное чтение (письменный анализ литературного текста); |
Знания: - образную природу словесного искусства; | - тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями); - работа с литературоведческими словарями; |
- содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; | - составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы; |
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; | - фронтальный опрос обучающихся; - беседа с обучающимися по прочитанному тексту; - исследовательские и творческие работы обучающихся; |
- основные теоретико-литературные понятия; | - тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями); - работа с литературоведческими словарями; |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований по программе СРС.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
личностных результатов: | |
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; | - коллоквиумы по прочитанному тексту; - исследовательские и творческие работы обучающихся; - составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов зарубежной литературы; -учебное проектировапние; - реализация творческих проектов в «Обществе любителей изящной словесности» - создание сообщений и докладов по шедеврам литературы с презентациями |
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; | |
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; | |
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | - работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения); - литературные викторины по изучаемому художественному произведению; - сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст; |
- эстетическое отношение к миру; | |
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; | |
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.; | |
метапредметных: | |
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | Составление культурологических справок и комментариев по отдельному автору и произведению - составление библиографических карточек по творчеству писателя; -ведение читательского дневника; – подготовка рефератов; - участие в дискуссии по поставленной проблеме; -учебное проектирование; - исследовательские работы обучающихся (УИРС и НИРС); - выразительное чтение лирического произведения, отрывка художественного текста для накопления репертуара; |
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; | |
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | |
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | |
предметных: | |
сформированность умения анализировать творчество писателя и отдельное литературное произведение, формулировать свое отношение к авторской позиции; | - работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения); - литературные викторины по изучаемому художественному произведению; - сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст; -составление сценариев мероприятий для детей -составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов зарубежной литературы; - тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями); - работа с литературоведческими словарями; -рецензирование; |
сформированность умений использовать литературные произведения в профессиональной деятельности; | |
Представление о роли и значении отечественной и зарубежной литературы ХХ века в системе современной культуры, в воспитании и развитии личности; | практические работы (анализ художественного текста); - работа по карточкам; - творческие работы (сочинение); - анализ литературного произведения по заданной схеме; -конспектирование литературно-критических статей; -реферирование; - пересказ художественного текста; - анализ отдельных фрагментов литературного текста; – работа со словарями, справочниками, энциклопедиями |
знание основных периодов развития и направления отечественной и зарубежной литературы ХХ века; | |
знание творчества выдающихся писателей ХХ века, их жизни и творчества; | |
Умение использовать литературные произведения в профессиональной деятельности; |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ»
Соответствует образовательному стандарту учебному плану, и рабочей программе | СОГЛАСОВАНО Методист ______________ /____________/ «___» ___________ 20____ г |
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии Председатель ЦМК _________ «___» _____________ 20___ г. протокол № ____ |
ПОЧАСОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УПВ.01 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Преподавателя | Снегиревой Т.В. |
Специальность/профессия | «Водоснабжение и водоотведение» |
Курс | 1 |
Группа | 228 |
Уровень подготовки | Базовый |
Квалификация | ОКПР 14571 Монтажник наружных трубопроводов, 3-й разряд ОКПР 19756 Электрогазосварщик, 3-й разряд |
Нормативный срок обучения | 3 года 10 месяцев |
На базе | основного общего образования |
Курс | Семестр | Максимальная учебная нагрузка (час) | Внеаудиторная (самостоятельная) нагрузка (час) | Обязательная аудиторная учебная нагрузка (час) | в том числе: | Контрольные работы (час) | Форма промежуточной аттестации | |||
Занятия на уроках (час) | Лабораторные работы (час) | Практические занятия (час) | Курсовое проектирование (час) | |||||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
Всего |
Санкт-Петербург
2020-2021 учебный год
Курс 1
№ п/п | Наименование раздела, темы, практической работы | Кол. часов | Тип урока | Формы и методы контроля | Домашнее задание |
1 | Введение. Национальная самобытность русской литературы. Значение родной литературы в мировоззренческом поле человека. Литература Санкт-Петербурга и Ленинградской области. | 1 | изучение нового материала | Диагностика первичных знаний | Работа по конспекту: Подготовиться к устному опросу |
2 | Литература второй половины 18 века. Петербургский класс писателей-дворян. Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, А.Н. Радищев, В.В. Капнинст, Г.Р. Державин. | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Подготовка сообщений на перспективные темы |
3 | Черты сентиментализма и романтизма в литературе 18 века. Развитие драматургии, русской сатирической школы. | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Читать поэмы |
4 | Практическая работа №1 Литературный Петербург конца 18 века. | 1 | изучение нового материала | тестирование | Вопросы по конспекту |
5 | Первая треть 19 века как «Золотой век русской поэзии». Литературная эпоха периода царствования Александра 1. Влияние Отечественной войны 1812 года на развитие литературного процесса. Романтизм как основное направление. | 1 | систематизация знаний | Практическая работа | Отчет по практической |
6 | Практическая работа №2 Поэзия как начало начал. В. Жуковский, Д. Давыдов, К. Рылеев, А. Дельвиг и др. | 1 | систематизация знаний | Практическая работа | Отчет по практической |
7 | Понятие Пушкинского периода. | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | сообщения |
8 | Петербургская литература 1-й трети ХIХ века. | 1 | систематизация знаний | Практическая работа | Отчет по практической |
9 | «Маскарад» М.Ю. Лермонтова как калька светского общества. | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Работа по конспекту |
10 | Н.В. Гоголь и его «Петербургские повести» | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Работа по конспекту |
11 | Драматургия гоголевского периода. | 1 | систематизация знаний | Практическая работа | Отчет по практической |
12 | Журналы Санкт-Петербурга как «маяк русской литературы» | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Индивидуальные задания |
13 | Творчество Н.А. Некрасова - урбаниста. | 1 | изучение нового материала | тестирование | Вопросы по конспекту |
14, 15 | Петербург Ф.М. Достоевского. | 2 | систематизация знаний | Практическая работа | Отчет по практической |
16 | Политическая сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | изучение нового материала | тестирование | Вопросы по конспекту |
17 | Поэзия золотого века русской литературы. | 1 | систематизация знаний | Практическая работа | Отчет по практической |
18 | Александр Грин и книга-символ «Алые паруса» | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Вопросы по конспекту |
19 | Александр Куприн и его Гатчина. | 1 | систематизация знаний | Практическая работа | Отчет по практической |
20 | Поэзия Серебряного века. Иннокентий Анненский. Андрей Белый. | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Вопросы по конспекту |
21 | Символизм Александра Блока | 1 | систематизация знаний | Практическая работа | Отчет по практической |
22 | Николай Гумилев. Анна Ахматова как поэты-акмеисты. | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Вопросы по конспекту |
23 | Башня и Кабаре «Бродячая собака». Футуризм Петербурга. | 1 | систематизация знаний | Практическая работа | Отчет по практической |
24 | Исторические романы Дмитрия Мережковского. | 1 | систематизация знаний | Практическая работа | Отчет по практической |
25 | «Чушь» Даниила Хармса. | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Вопросы по конспекту |
26 | Владимир Набоков – знаменитый американский и русский писатель. Повесть «Машенька» как воспоминание о петербургской юности. | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Вопросы по конспекту |
27 | Объекты сатиры Михаила Зощенко. | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Вопросы по конспекту |
28 | Ленинградские поэты блокады. Ольга Бергольц. | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Вопросы по конспекту |
29 | Корней Чуковский и Самуил Маршак как «взрослые поэты» | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Вопросы по конспекту |
30 | Мир иронии Евгения Шварца | 1 | систематизация знаний | Практическая работа | Отчет по практической |
31 | «Пикник на обочине» братьев Стругацких как гениальное предвидение катастрофы. | 1 | систематизация знаний | Практическая работа | Отчет по практической |
32 | Исторические романы Ольги Форш. | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Вопросы по конспекту |
33 | Поэзия Иосифа Бродского - поэзия отвергнутого. | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Вопросы по конспекту |
34 | Советская интеллигенция в испытаниях временем. Творчество Сергея Довлатова | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Вопросы по конспекту |
35 | «Пушкинский дом» Андрея Битова. | 1 | изучение нового материала | Устный опрос | Вопросы по конспекту |
36 | Поэзия петербургского андеграунда в 80-90 годы ХХ века. | 1 | систематизация знаний | Практическая работа | Отчет по практической |
37 | «Цой жив!» | ||||
38 | Современные петербургские писатели. | 1 | |||
39 | Евгений Водолазкин, как лауреат множества литературных премий. | 1 | систематизация знаний | Практическая работа | Отчет по практической |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 2 класса (УМК "Звездный английский")
Рабочая программа с указанием критериев оценки основных видов речевой деятельности и календарно-тематическое планирование с указанием основных видов деятельности учащихся для 2 класса (УМК "Звез...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебной дисциплины: «Прикладная электроника» для специальности 09.02.01
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебной дисциплины: «Прикладная электроника» Специальности: 09.02. 01 «Компьютерные системы и комплексы» (базовый образовательный уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебной дисциплины: «Электронная техника» для спец. "Автоматизация технологических процессов и производств" 15.02.07.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины: «Электронная техника» составлена для специальности "Автоматизация технологических процессов и производств"Максимальная учебная нагрузка 209 часов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебной дисциплины: «Основы электротехники»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины: «Основы электротехники» составлена для специальности: 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» базовый образовательный уровень...
Рабочая программа с календарным тематическим планированием по русскому языку ФГОС 9 класс 108 часов.
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса в соответсвии с критериями ФГОС - 108 часов, учебник Ладыженской Т.А....
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование...