Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по дисциплине УПВ.01 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
рабочая программа

Дисциплина "Родная литература" недавно появилась в системе среднего профессионального образования и вызвала определенные трудности как при составлении программы, так и в процессе преподавания.

Надеюсь, что хотя бы некоторые компоненты УМК пригодятся коллегам.

Программа сделана для Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Но поскольку Санкт-Петербург по праву называют литературной столицей, то разработку, на мой взгляд,  можно использовать  и для других регионов России.

Программа рассчитана на 39 часов, из которых на практические работы по учебному плану отдано 17 часов. 

Предполагается, в основном, обзорный материал.

Начинается курс с литературы XYIII века и заканчивается современной литературой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

_________________201___ г.

2022 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ»

РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО

На педагогическом совете

Протокол № _______________

От ______»_________202____ г

УТВЕРЖДАЮ

Директор колледжа

___________В.Е.Андреев

«____»_____________202___ г Приказ № ______ от ________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УПВ.01 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2022


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности среднего профессионального образования «Водоснабжение и водоотведение»

по программе базовой подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 3 от 10 января 2018 г., зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 49821 от 30 января 2018), и учебного плана основной профессиональной программы подготовки ССЗ/ПКРС.

Специальность/профессия ППССЗ

«Водоснабжение и водоотведение»

Уровень подготовки

Базовый

Квалификация

ОКПР 14571 Монтажник наружных трубопроводов, 3-й разряд

ОКПР 19756 Электрогазосварщик, 3-й разряд

Форма обучения

Очная

Нормативный срок обучения

3 года 10 месяцев

На базе

основного общего образования

Учебная дисциплина

УПВ.01 Родная литература

Объем курса

39 часов

Разработчик

преподаватель Снегирева Т.В.

ученая степень, звание, должность, Ф.И.О.

Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии

Протокол № ___

Председатель ЦМК ______________/_____________

«__» ________________ 202____ г.

Согласовано

Зам.директора по УМР _________________________________

« ____» ___

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Родная литература» предназначена для изучения в профессиональных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Рабочая программа разработана с учетом приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от года № 885/390 о практической подготовке обучающихся:

- практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, в частности, путем расширения компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих;

- образовательная деятельность в форме практической подготовки реализуется при проведении практических и лабораторных занятий, выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной деятельности, применяемых на производстве;

- в учебном плане отдельно указывается объем образовательной программы.

  1. Формируемые в результате освоения дисциплины компетенции студента:

Перечень общих компетенций

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 02.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 04.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 05.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей

ОК 07.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности

ОК 09.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке

ОК 11.

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина УПВ. 01 «Родная литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы дисциплины «Родная литература» направлено на достижение следующих целей:

– формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

– совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности анализа текста, языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

– дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- эстетическое отношение к миру;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

метапредметных:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

- сформированность умения анализировать творчество писателя и отдельное литературное произведение, формулировать свое отношение к авторской позиции;

- сформированность умения использовать литературные произведения в профессиональной деятельности;

- сформированность представления о роли и значении зарубежной литературы в системе современной культуры, в воспитании и развитии личности;

- знание основных периодов развития и направлений зарубежной литературы;

- сформированность знаний о знаменитых писателях, их жизни и творчества;

- знание содержания изученных произведений.

Перечень личностных результатов

Личностные результаты

реализации программы воспитания

(дескрипторы)

Код личностных результатов реализации программы воспитания

Портрет выпускника СПО

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 1

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 2

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 3

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 4

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.

ЛР 5

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 6

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР 8

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 9

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 10

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 11

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

ЛР 12

Направления воспитательной работы.

Содержание рабочей программы воспитания отражается через направления воспитательной работы, определенные через Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. Согласно Федеральному закону «Об образовании» от г. № 273-ФЗ (в ред. Федерального закона от г. № 304-ФЗ)

Рабочая программа предусматривает организацию воспитательной работы по следующим обязательным модулям:

Модуль 1. Гражданско-патриотическое воспитание.

Модуль 2. Профессионально-ориентирующее воспитание (развитие карьеры).

Модуль 3. Духовно-нравственное и культурно-творческое воспитание.

Модуль 4. Спортивное воспитание и здоровье сберегающие технологии.

Модуль 5. Экологическое воспитание.

Модуль 6. Студенческое самоуправление.

Модуль 7. Бизнес-ориентирующее развитие (молодежное предпринимательство).

Формируемые общие компетенции

(ФГОС СПО)

Определенное стратегией направление

(модуль)

Название модуля РППВ СПО

Задачи модуля РППВ СПО

1

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Гражданское, патриотическое

Гражданско-патриотическое воспитание

  • формирование патриотического сознания, чувства гордости за достижения своей страны, родного края;
  • развитие у студентов способностей к понятию общечеловеческих и социальных ценностей мира, осознания личной причастности ко всему происходящему в окружающем мире;  развитие студенческого самоуправления и волонтерского движения

2

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

Социальное воспитание

Социально-психолого-

педагогическое

сопровождение

обучающихся

(в т.ч. профилактика

асоциального поведения)

  • профилактика правонарушений и обеспечения правовой защиты молодежи;
  • организация социально-психологопедагогической работы со студентами и их законными представителями

3

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное

развитие

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и

иностранном языках

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Трудовое

Развитие

профессиональной

карьеры

  • формирование у студентов положительного отношения к труду;
  • формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики;
  • обеспечение преемственности профессионального образования и предприятия;
  • адаптация имеющегося в ПОО профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования;  стимулирование предпринимательской активности обучающихся;
  • создание условий для участия обучающихся в общественных

инициативах и проектах;

исследование предпринимательских намерений, обучающихся;

формирование у обучающихся предпринимательской позиции;

формирование Soft

  • Skills навыков

4

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленно-

сти

Физическое

Физическое и

здоровьесберегающее воспитание

  • формирование у

студентов ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, мотивации к активному и здоровому образу жизни;

  • формирование физической культуры обучающихся

5

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Экологическое

Экологическое

воспитание

  • повышение уровня осведомлённости об экологических проблемах современности и путях их разрешения;
  • формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности;
  • развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
  • развитие стремлений к активной деятельности по охране окружающей среды;
  • воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали

6

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной

деятельности

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Интеллектуальное

Интеллектуальное воспитание

  • развитие основных навыков и базовых грамотностей: управления и концентрации внимания, логичности и креативности мышления, осознанности, ориентации на развитие, расширение кругозора, генерирование и оформление идей;
  • формирование у студентов активной жизненной позиции, умения взаимодействовать, получать и передавать информацию

7

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Развитие творческих способностей

Развитие творческих способностей

 формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания; развитие познавательной, исследовательской и творческой деятельности;

  • воспитание потребности к освоению национальной и общечеловеческой культуры;
  • развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни  участие в культурной жизни ПОО,

города, региона

8

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на

государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Нравственное

Духовно-нравственное, семейное воспитание

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции;  формирование умения вести дискуссию, логично и доказательно излагать свою точку зрения, уважать, уметь слушать и слышать оппонентов;
  • развитие сопереживания и формирование позитивного отношения к людям;
  • оказание помощи студентам в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях (проблемных, конфликтных,

стрессовых)

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 39 часов, в том числе:

аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 39 часов, из них практической работы - 17 часов


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

39

в том числе:

практические занятия, в том числе:

17

практические работы

17

контрольные работы

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

Итоговая аттестация в форме зачета

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа

Объем часов

Основные направления воспитательной деятельности

Осваиваемые ПК, ОК

1

2

3

4

5

Раздел 1. Родная литература XYIII века (Санкт-Петербург)

Содержание

4

Основные понятия и категории

Введение. Национальная самобытность русской литературы. Значение родной литературы в мировоззренческом поле человека. Литература Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Русская литература XYIII века. Санкт-Петербург – литературная столица.

Литература второй половины XYIII века. Петербургский класс писателей-дворян. Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, А.Н. Радищев, В.В. Капнинст, Г.Р. Державин.

Черты классицизма, сентиментализма и романтизма в литературе 18 века. Развитие драматургии, русской сатирической школы.

Практические работы

№1 Литературный Петербург конца XYIII века.

1

Раздел 2. Родная литература XIX века (Санкт-Петербург)

Содержание

13

Русская литература 1-й половины XIX века

Первая треть ХIХ века. как «Золотой век русской поэзии». Литературная эпоха периода царствования Александра 1. Влияние Отечественной войны 1812 года на развитие литературного процесса. Романтизм как основное направление.

Петербургская литература 1-й трети ХIХ века.

Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

Поэзия как начало начал. В. Жуковский, Д. Давыдов, К. Рылеев, А. Дельвиг и др.

Понятие Пушкинского периода.

«Маскарад» М.Ю. Лермонтова как калька светского общества.

Н.В. Гоголь и его «Петербургские повести»

Драматургия гоголевского периода.

Практические работы:

№2 Поэзия как начало начал.

№3 Драматургия периода 1-й трети ХIХ века.

2

Русская литература 2-й половины XIX века

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Творчество Н.А. Некрасова - урбаниста.

Петербург Ф.М. Достоевского.

Петербург Ф.М. Достоевского – город «униженных и оскорбленных парий общества»

Поэзия как выражение идеала и красоты. Лирика любви. Поэзия золотого века русской литературы.

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Проблемы совести и нравственного возрождения человека.

Практические работы:

№ 4 Петербург Ф.М. Достоевского – город «униженных и оскорбленных парий общества»

№ 5 Поэзия золотого века русской литературы.

2

Раздел 3. Родная литература XX века (Санкт-Петербург, Ленинград, Ленинградская область)

Содержание

20

Русская литература XX века дооктябрьского периода

Серебряный век

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития петербургской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм).

Александр Куприн и его Гатчина.

Поэзия Серебряного века.

Иннокентий Анненский. Андрей Белый.

Символизм Александра Блока

Николай Гумилев. Анна Ахматова как поэты-акмеисты.

Башня и Кабаре «Бродячая собака». Футуризм Петербурга.

Исторические романы Дмитрия Мережковского.

Практические работы:

№6 Модернистические направления русской поэзии

№7Проза начала века

2

Русская советская довоенная литература

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы. Тема России и революции в творчестве писателей разных поколений и мировоззрений. Александр Грин и книга-символ «Алые паруса»

«Чушь» Даниила Хармса. Сатира в произведениях 30-х годов. Михаил Зощенко и его герой. Трагические судьбы писателей и поэтов в 30-х - начале 40-х годов.

Русское литературное зарубежье 40-х. Тематика и проблематика творчества Тэффи, В.Набокова. Тема ушедшей России.

Повесть «Машенька» как воспоминание о петербургской юности.

Практические работы:

№ 8 Объекты сатиры Михаила Зощенко.

№ 9 Повесть «Машенька» Владимира Набокова как воспоминание о петербургской юности

№10 Александр Грин и его символ «Алые паруса»

3

Ленинградская блокадная литература

Деятели ленинградской литературы и искусства на защите Отечества. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет. Кинематограф героической эпохи. Поэзия и публицистика военных лет. Реалистическое и романтическое изображение войны

№11Ленинградские поэты блокады. Ольга Бергольц.

Советский период литературы

20- съезд партии. Новые тенденции в литературе. Поиски нового поэтического языка. Новое осмысление военной темы. Поэзия 60-х. Поиски нового поэтического языка. Городская» и «деревенская» проза. Публицистическая направленность произведений 80-х годов. Журналы.

Корней Чуковский и Самуил Маршак как «взрослые поэты»

Мир иронии Евгения Шварца

«Пикник на обочине» братьев Стругацких как гениальное предвидение катастрофы.

Исторические романы Ольги Форш.

Поэзия Иосифа Бродского - поэзия отвергнутого.

Советская интеллигенция в испытаниях временем. Творчество Сергея Довлатова

«Пушкинский дом» Андрея Битова.

Поэзия петербургского андеграунда в 80-90 годы ХХ века.

«Цой жив!»

Практические работы:

№12Недетские стихи ленинградских и петербургских поэтов.

№13Проза конца ХХ века

№14 Поэзия Иосифа Бродского

№15 Советская интеллигенция в испытаниях временем

№16 Поэзия петербургского андеграунда в 80-90 годы ХХ века

5

Раздел 4. Родная литература ХХI века (Санкт-Петербург)

Содержание

2

Современные писатели Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Споры о путях развития культуры. Современные петербургские писатели.

Евгений Водолазкин как лауреат литературных премий.

Практическое занятие №17

Итоговое занятие

Всего аудиторных занятий:

39

Из них практических работ:

17

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий ««Литература 10-11»;

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:

  • видеопроектор (бимер),
  • экран,
  • персональный компьютер

Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2020-496 с..
  2. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. -14-е изд. – М.: Просвещение, 2019. Ч.1 – 365с.; Ч.2 – 383с. (гриф)
  3. Литература.: Учеб. пособие 10 кл. : В 2-х ч / Под ред. В. Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, 2019 - 334 с. (гриф)
  4. Лотман. Ю. М. Учебник по русской литературе для средней школы. - М.: Языки русской культуры. –М.:Просвещение, 2017 - 256 с.
  5. Обернихина Г.А. Литература: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2-х частях.-М., с.
  6. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.:Академия, с. (СПО)
  7. Рус. литература 20.: Учебник 11 кл.: В 2-х ч.: / Под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2018 - Ч.1 – 399с.; Ч.2 – 445с. (гриф)
  8. Русская литература 20 в.: Очерки, Портреты. Эссе. 11 кл. : В 2-х ч. / Сост. Е. П.Пронина; Под ред. Ф. Ф. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1991- 445 с. (гриф)
  9. Русская литература 20 в.: Хрестоматия : В 2-х ч / Сост.: А. В. Баранников, Т. А. Калганова, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 1997-431 с. (гриф)

Дополнительные источники:

  1. Тексты всех художественных произведений.
  2. Белоцкая Г.В. Литература. Ответы на вопросы. Для абитуриентов и учащихся 11 классов. Экзамен 2002-. М.: Экзамен, с.
  3. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 11 класс-. СПб, с.
  4. Кутейникова Н.Е. Хрестоматия по литературе. 10-11 классы-М.: Эксмо-Пресс, 624с.
  5. Литературный энциклопедический словарь. Под редакцией Кожевникова В., Николаева П. М. .Советская Энциклопедия 1987г. 750с
  6. Русская литература ХХ век. 11 кл : Хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И. Лыссого .- М. : Мнемозина, 480 с.
  7. Русские писатели 11-20 вв. 1800-1917. Биографический словарь. Том 1: А-Г. / Гл.ред. П. А. Николаев и др. / Серия биографических словарей: Русские писатели. М. Советская энциклопедия. 1989г. 672с
  8. Русские писатели: Биобиблиографический словарь в 2-х томах. Под редакцией П.А.Николаева – М.: Просвещение, 432с.
  9. Торкунова Т.В. Готовимся к экзамену по литературе. - М.: Айрис-пресс, с.

Электронные пособия:

  1. Миронова Ю.С. Литература в схемах и таблицах-Санкт-Петербург: Тритон, 2019.
  2. Современная универсальная российская энциклопедия. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия-М.,2021.
  3. Уроки литературы с применением информационных технологий. Мультимедийное приложение к урокам.- М.:Планета, 2020.

Интернет – ресурсы:

  1. Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа
  2. Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа:
  3. Электронный ресурс «Литература». Форма доступа:
  4. Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа:
  5. Электронный ресурс «Литература». Форма доступа:
  6. Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа:

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- пересказ художественного текста;

-анализ отдельных глав литературного текста;

- домашняя подготовка к семинарам по творчеству писателя и изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа с обучающимися, карточками с заданиями);

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- литературные викторины по изучаемому художественному произведению;

- сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- творческие работы обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи);

- контрольные работы;

- тестовые задания;

- определять род и жанр произведения;

- практические работы (анализ художественного текста);

- работа по карточкам;

- сопоставлять литературные произведения;

- творческие работы (сочинение);

- рубежный контроль по разделам в форме контрольных работ

- выявлять авторскую позицию;

- рубежный контроль;

- исследовательские работы обучающихся;

- контрольные работы;

Доклады, рефераты обучающихся;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- устный опрос обучающихся;

- творческие работы обучающихся (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос);

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- письменные творческие работы обучающихся;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  2. участия в диалоге или дискуссии;
  3. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

- фронтальный опрос обучающихся;

- тестовые работы;

- контрольные работы;

- составление библиографических карточек по творчеству писателя;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- участие в дискуссии по поставленной проблеме на уроке;

- внеклассное чтение (письменный анализ литературного текста);

Знания:

- образную природу словесного искусства;

- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

- составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- фронтальный опрос обучающихся;

- беседа с обучающимися по прочитанному тексту;

- исследовательские и творческие работы обучающихся;

- основные теоретико-литературные понятия;

- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований по программе СРС.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

личностных результатов:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- коллоквиумы по прочитанному тексту;

- исследовательские и творческие работы обучающихся;

- составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов зарубежной литературы;

-учебное проектировапние;

- реализация творческих проектов в «Обществе любителей изящной словесности»

- создание сообщений и докладов по шедеврам литературы с презентациями

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- литературные викторины по изучаемому художественному произведению;

- сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст;

- эстетическое отношение к миру;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.;

метапредметных:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Составление культурологических справок и комментариев по отдельному автору и произведению

- составление библиографических карточек по творчеству писателя;

-ведение читательского дневника;

– подготовка рефератов;

- участие в дискуссии по поставленной проблеме;

-учебное проектирование;

- исследовательские работы обучающихся (УИРС и НИРС);

- выразительное чтение лирического произведения, отрывка художественного текста для накопления репертуара;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

сформированность умения анализировать творчество писателя и отдельное литературное произведение, формулировать свое отношение к авторской позиции;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- литературные викторины по изучаемому художественному произведению;

- сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст;

-составление сценариев мероприятий для детей

-составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов зарубежной литературы;

- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;

-рецензирование;

сформированность умений использовать литературные произведения в профессиональной деятельности;

Представление о роли и значении отечественной и зарубежной литературы ХХ века в системе современной культуры, в воспитании и развитии личности;

практические работы (анализ художественного текста);

- работа по карточкам;

- творческие работы (сочинение);

- анализ литературного произведения по заданной схеме;

-конспектирование литературно-критических статей;

-реферирование;

- пересказ художественного текста;

- анализ отдельных фрагментов литературного текста;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями

знание основных периодов развития и направления отечественной и зарубежной литературы ХХ века;

знание творчества выдающихся писателей ХХ века, их жизни и творчества;

Умение использовать литературные произведения в профессиональной деятельности;



Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ»

Соответствует образовательному стандарту

учебному плану, и рабочей программе

СОГЛАСОВАНО

Методист

______________ /____________/

«___» ___________ 20____ г

Рассмотрено на заседании

цикловой методической комиссии

Председатель ЦМК _________

«___» _____________ 20___ г.

протокол № ____

ПОЧАСОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УПВ.01 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Преподавателя

Снегиревой Т.В.

Специальность/профессия

«Водоснабжение и водоотведение»

Курс

1

Группа

228

Уровень подготовки

Базовый

Квалификация

ОКПР 14571 Монтажник наружных трубопроводов, 3-й разряд

ОКПР 19756 Электрогазосварщик, 3-й разряд

Нормативный срок обучения

3 года 10 месяцев

На базе

основного общего образования

Курс

Семестр

Максимальная учебная нагрузка (час)

Внеаудиторная (самостоятельная) нагрузка

(час)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (час)

в том числе:

Контрольные работы

(час)

Форма промежуточной аттестации

Занятия на уроках

(час)

Лабораторные работы

(час)

Практические занятия

(час)

Курсовое проектирование

(час)

1

2

3

4

Всего

Санкт-Петербург

2020-2021 учебный год

Курс 1

п/п

Наименование раздела, темы, практической работы

Кол. часов

Тип урока

Формы и методы контроля

Домашнее задание

1

Введение. Национальная самобытность русской литературы. Значение родной литературы в мировоззренческом поле человека. Литература Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

1

изучение нового материала

Диагностика первичных знаний

Работа по конспекту:

Подготовиться к устному опросу

2

Литература второй половины 18 века. Петербургский класс писателей-дворян. Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, А.Н. Радищев, В.В. Капнинст, Г.Р. Державин.

1

изучение нового материала

Устный опрос

Подготовка сообщений

на перспективные темы

3

Черты сентиментализма и романтизма в литературе 18 века. Развитие драматургии, русской сатирической школы.

1

изучение нового материала

Устный опрос

Читать поэмы

4

Практическая работа №1

Литературный Петербург конца 18 века.

1

изучение нового материала

тестирование

Вопросы по конспекту

5

Первая треть 19 века как «Золотой век русской поэзии». Литературная эпоха периода царствования Александра 1. Влияние Отечественной войны 1812 года на развитие литературного процесса. Романтизм как основное направление.

1

систематизация знаний

Практическая работа

Отчет по практической

6

Практическая работа №2

Поэзия как начало начал.

В. Жуковский, Д. Давыдов, К. Рылеев, А. Дельвиг и др.

1

систематизация знаний

Практическая работа

Отчет по практической

7

Понятие Пушкинского периода.

1

изучение нового материала

Устный опрос

сообщения

8

Петербургская литература 1-й трети ХIХ века.

1

систематизация знаний

Практическая работа

Отчет по практической

9

«Маскарад» М.Ю. Лермонтова как калька светского общества.

1

изучение нового материала

Устный опрос

Работа по конспекту

10

Н.В. Гоголь и его «Петербургские повести»

1

изучение нового материала

Устный опрос

Работа по конспекту

11

Драматургия гоголевского периода.

1

систематизация знаний

Практическая работа

Отчет по практической

12

Журналы Санкт-Петербурга как «маяк русской литературы»

1

изучение нового материала

Устный опрос

Индивидуальные задания

13

Творчество Н.А. Некрасова - урбаниста.

1

изучение нового материала

тестирование

Вопросы по конспекту

14,

15

Петербург Ф.М. Достоевского.

2

систематизация знаний

Практическая работа

Отчет по практической

16

Политическая сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

изучение нового материала

тестирование

Вопросы по конспекту

17

Поэзия золотого века русской литературы.

1

систематизация знаний

Практическая работа

Отчет по практической

18

Александр Грин и книга-символ «Алые паруса»

1

изучение нового материала

Устный опрос

Вопросы по конспекту

19

Александр Куприн и его Гатчина.

1

систематизация знаний

Практическая работа

Отчет по практической

20

Поэзия Серебряного века.

Иннокентий Анненский. Андрей Белый.

1

изучение нового материала

Устный опрос

Вопросы по конспекту

21

Символизм Александра Блока

1

систематизация знаний

Практическая работа

Отчет по практической

22

Николай Гумилев. Анна Ахматова как поэты-акмеисты.

1

изучение нового материала

Устный опрос

Вопросы по конспекту

23

Башня и Кабаре «Бродячая собака». Футуризм Петербурга.

1

систематизация знаний

Практическая работа

Отчет по практической

24

Исторические романы Дмитрия Мережковского.

1

систематизация знаний

Практическая работа

Отчет по практической

25

«Чушь» Даниила Хармса.

1

изучение нового материала

Устный опрос

Вопросы по конспекту

26

Владимир Набоков – знаменитый американский и русский писатель. Повесть «Машенька» как воспоминание о петербургской юности.

1

изучение нового материала

Устный опрос

Вопросы по конспекту

27

Объекты сатиры Михаила Зощенко.

1

изучение нового материала

Устный опрос

Вопросы по конспекту

28

Ленинградские поэты блокады. Ольга Бергольц.

1

изучение нового материала

Устный опрос

Вопросы по конспекту

29

Корней Чуковский и Самуил Маршак как «взрослые поэты»

1

изучение нового материала

Устный опрос

Вопросы по конспекту

30

Мир иронии Евгения Шварца

1

систематизация знаний

Практическая работа

Отчет по практической

31

«Пикник на обочине» братьев Стругацких как гениальное предвидение катастрофы.

1

систематизация знаний

Практическая работа

Отчет по практической

32

Исторические романы Ольги Форш.

1

изучение нового материала

Устный опрос

Вопросы по конспекту

33

Поэзия Иосифа Бродского - поэзия отвергнутого.

1

изучение нового материала

Устный опрос

Вопросы по конспекту

34

Советская интеллигенция в испытаниях временем. Творчество Сергея Довлатова

1

изучение нового материала

Устный опрос

Вопросы по конспекту

35

«Пушкинский дом» Андрея Битова.

1

изучение нового материала

Устный опрос

Вопросы по конспекту

36

Поэзия петербургского андеграунда в 80-90 годы ХХ века.

1

систематизация знаний

Практическая работа

Отчет по практической

37

«Цой жив!»

38

Современные петербургские писатели.

1

39

Евгений Водолазкин, как лауреат множества литературных премий.

1

систематизация знаний

Практическая работа

Отчет по практической


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 2 класса (УМК "Звездный английский")

Рабочая программа с указанием критериев оценки основных видов речевой деятельности  и календарно-тематическое планирование с указанием основных видов деятельности учащихся для 2 класса (УМК "Звез...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебной дисциплины: «Прикладная электроника» для специальности 09.02.01

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебной дисциплины: «Прикладная электроника» Специальности: 09.02. 01 «Компьютерные системы и комплексы» (базовый образовательный уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебной дисциплины: «Электронная техника» для спец. "Автоматизация технологических процессов и производств" 15.02.07.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   Учебной дисциплины: «Электронная техника» составлена для специальности  "Автоматизация технологических процессов и производств"Максимальная учебная нагрузка 209 часов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебной дисциплины: «Основы электротехники»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   Учебной дисциплины: «Основы электротехники» составлена для специальности: 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» базовый образовательный уровень...

Рабочая программа с календарным тематическим планированием по русскому языку ФГОС 9 класс 108 часов.

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса в соответсвии с критериями ФГОС - 108 часов, учебник Ладыженской Т.А....

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование...