Конспект по лирике Гумилева
план-конспект урока

Тема: «Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике».

 

Цели:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с творческой лабораторией поэта, особенностями его творчества.

2. Проследить, как происходит развитие реализма в лирике поэта.

3. Совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения.

4. Научить определять авторскую позицию в поэтическом тексте;

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать стихи с точки зрения содержания и формы.

2. Развивать активное мышление учащихся, умение сравнивать стихи и определять их своеобразие.

3. Развивать воображение обучающихся,  понимание  ими образной структуры стихотворения.

Воспитательные:

1. Воспитывать  интерес к поэзии.

2. Воспитывать чувство уважения к человеческой личности, преклонения перед великим поэтом.

3. Воспитывать интерес к русской классической литературе, любовь к

родному языку.

4. Способствовать воспитанию средствами поэзии положительных качеств личности.

  

Методы: слово учителя, эвристическая  беседа, анализ стихотворений, выразительное чтение стихотворений, работа в группах, презентация, сообщения.

 

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, технология развития критического мышления, технология творческого развития учащихся, информационно-коммуникационная технология.

 

Оборудование: компьютер, проектор, экран, сборники стихотворений Н. Гумилева.

Тип урока: урок – исследование творческой лаборатории поэта.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_lirike_gumileva.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Ногинский колледж»

Конспект открытого урока по литературе:

«Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике».

Разработан преподавателем

Воителевой Н. В.

Согласовано с методистом

Прокофьевой О.А.

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

№______ от___________ 2018 г.

2018 год

У Т В Е Р Ж ДА Ю

Зам.директора по УМР

Г БПОУ МО

«Ногинский колледж»

_____________А.В. Артёмова

«______» ______________2018 г.

Преподавателю учебных дисциплин «Русский язык и литература» Воителевой Н. В. провести в группе 2 ПР2 (2 курса, по профессии: () «Парикмахер» 25 сентября 2018 г. открытый урок по литературе по теме:

«Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике».

Председатель предметной цикловой комиссии

Общеобразовательные дисциплины и дисциплины цикла ОГСЭ».

___________ Е.М. Селина

Ногинск, 2018 год

Тема: «Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике».

Цели:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с творческой лабораторией поэта, особенностями его творчества.

2. Проследить, как происходит развитие реализма в лирике поэта.

3. Совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения.

4. Научить определять авторскую позицию в поэтическом тексте;

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать стихи с точки зрения содержания и формы.

2. Развивать активное мышление учащихся, умение сравнивать стихи и определять их своеобразие.

3. Развивать воображение обучающихся, понимание ими образной структуры стихотворения.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к поэзии.

2. Воспитывать чувство уважения к человеческой личности, преклонения перед великим поэтом.

3. Воспитывать интерес к русской классической литературе, любовь к

родному языку.

4. Способствовать воспитанию средствами поэзии положительных качеств личности.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, анализ стихотворений, выразительное чтение стихотворений, работа в группах, презентация, сообщения.

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, технология развития критического мышления, технология творческого развития учащихся, информационно-коммуникационная технология.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, сборники стихотворений Н. Гумилева.

Тип урока: урок – исследование творческой лаборатории поэта.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Николай Степанович Гумилев – поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, один из метров акмеизма. Он прожил очень яркую, но короткую жизнь. Он был обвинен в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян.

2. Опрос.

- Что более всего в биографии Гумилева вас заинтересовало, удивило, поразило?

- С каким литературным направлением связана литературная деятельность Гумилева? - - Почему созданная им литературная группировка называлась «Цех поэтов»?

- Назовите сборники стихов Н. Гумилева. («Путь конквистадоров», 1905; «Романтические цветы», 1908; «Жемчуга», 1910, 1918; «Колчан», 1916; «Костер», 1918; «Шатер», 1921; «Огненный столп», 1921).

  1. Просмотр презентации.

- Каков же он, герой Гумилева? Каковы особенности поэзии мастера?

  1. Чтение и анализ стихотворения «Капитаны» по вопросам.

- «Капитаны» были не только отлично сделаны, но проникнуты эмоциональной напряженностью и оригинальным лиризмом, что тотчас и выделило это стихотворение среди остальных.

- Цикл построен как поэтическое описание живописного полотна. Какой вам представляется эта картина? Какими образными средствами прописан в ней морской фон? (И на этот раз Гумилев избирает местом действия привычно прекрасные дали полярных и южных морей, крайне напряженные ситуации, заставляя персонажей стихотворения принимать картинные позы). («скалы», «ураганы», «клочья пены», «гребни волн»).

- Собирательный или конкретный образ создан в стихотворении? (Собирательный, обобщенный, неконкретный. Об этом говорит форма множественного числа. Речь идет не о каких-то реальных людях, а о героическом типе отважных мечтателей, упрямых и сильных, не боящихся испытаний. Откровенная условность изображения служит в «Капитанах» укрупнению образов, выделению сути, обычно скрытой под покровом повседневности. И об этом – о подлинной сути человека, так часто искажаемой в нем – сказано без обиняков).

- Обратите внимание, что во второй строфе меняется множественное число на единственное. Это присущее Гумилеву колебание между «общим» и «крупным планом» изображения.

- Какие представления об идеале современного человека воплотились в образе капитанов? (Жажда новизны, борьба, преодоление вопреки).

- В какой ситуации предстает обобщенный образ капитанов в четвертой и пятой строфах стихотворения? (1. Противоборство со стихией. 2. Подавление бунта).

- Какие качества позволяют ему удержать сложную ситуацию под своим контролем? Приведите примеры из текста. (Эти персонажи служат воплощением мечты о сильном человеке, способном подчинить себе и других людей , и стихию. В них привлекает бесстрашие, способность удерживать в руках штурвал в штормовом море, способность не спасовать перед бунтом, дерзость помыслов и желаний, позволяющая открывать новые земли, зоркость взгляда).

- Выявите в «Капитанах» броские эффектные предметные подробности. Насколько соответствует внешний вид капитанов обстоятельствам корабельного быта? («Клочья пены с высоких ботфорт», «золото с кружев, с розоватых брабантских манжет». Капитаны красивы, они как будто приподняты над бытом. Аксессуары театральности – трость, кружево).

- Проанализируйте звуковой состав стиха. Где используется аллитерация? (В звуковом составе стиха – постепенно накатывающиеся волны. Аллитерация на «з» («изгибы зеленых зыбей», «на разорванной карте», «дерзостный»…»бунт на борту обнаружив»).

Вывод: Стихотворение выстроено по законам риторической ясности и композиционного равновесия.

  1. Сообщение обучающегося о любовной лирике Н. Гумилева.

  1. Чтение и анализ стихотворения «Отравленный» по вопросам.

- Как вы понимает смысл названия стихотворения?

- Какова основная мысль стихотворения?

- Сон. Образ сна довольно часто встречается в лирике поэта. Какое значение он имеет в этом стихотворении?

- Обратите внимание на предпоследнюю строфу. Интонацию какого известнейшего стихотворения о любви поэта 19 века можно услышать в ней?

- Почему героиня плачет?

  1. Прослушивание музыкального варианта стихотворения «Отравленный».

  1. Сообщение обучающегося о путешествии Гумилева в Африку.

  1. Просмотр презентации.

  1. Чтение стихотворений обучающимися наизусть («Жираф»).

  1. Анализ стихотворения «Жираф» (1907).

- В чем значение обращения к экзотике в этом стихотворении? (Описание красот и чудес далекой Африки подробно, многоцветно, зримо. Это не выдумка, а воспоминания человека, действительно наблюдавшего необыкновенные для глаза, привыкшему к спокойному русскому пейзажу, картины. Но сам рассказ о «изысканном жирафе» волшебен, лирический герой преображает и без того прекрасную реальность. Этому преображению помогают красочные эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», «мраморный грот», «немыслимые травы»; сравнения: жираф сравнивается с цветными парусами корабля, бег его уподобляется радостному птичьему полету. Картину оживляет движение, которое чувствуется и в плавном беге жирафа, и в изменчивом отражении дробящейся в озере лены. Все сказочное описание для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной туманами и дождями России. «Веселые сказки таинственных стран» могли бы спасти от скуки и тяжести обыденности, но лишь усугубляют одиночество и отчужденность героев: последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно:

Ты плачешь? Послушай…далеко на озере Чад

Изысканный ходит жираф.

  1. Чтение стихотворения «Шестое чувство».

- Вспомните рассказ А. Куприна с одноименным названием.

- Что для Куприна – шестое чувство?

  1. Постановка проблемного вопроса:

- Что вкладывает Н. Гумилев в понятие «шестое чувство»?

  1. Заключительное слово учителя.

- После гибели поэта вышли его лирический сборник «К синей звезде» (1923), книга гумилевской прозы «Тень от пальмы» (1922), а много позже – собрание его стихотворений, пьес, рассказов, книги о нем и его творчестве.

Гумилев внес огромный вклад в развитие русской поэзии. Его традиции продолжили

Н. Тихонов, Э. Багрицкий, Р. Рождественский.

  1. Чтение стихотворения «Мои читатели».

  1. Д/з.: прочитать стихотворения И. Северянина. Подготовить анализ одного из них.

Литература:

1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс; М.: «РАКО», 2003.

2. Открытый урок по литературе: Русская литература XX века (Планы,

конспекты, материалы): Пособие для учителей \ Ред.-сост.: Карпов И.П., Старыгина Н.Н. – 3-е изд.-М.: Московский лицей, 2001.

#1043;умилев Н. С, «Избранное». М., 1989.

4. «Серебряный век русской поэзии». Раздел 3 «Н. Гумилев. О. Мандельштам». Гуманитарный издательский центр «Владос». М., 1999

5. «Русская литература 20 века». Справочные материалы. М., «Просвещение», 1995.

#1053;. С. Гумилев. Африканский дневник. «Огонек», 1987, №14-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Отец - мать и сын" (Семья Гумилевых - Ахматовой)

В данной презентации представлены фото- слайды из жизни поэтов Серебряного века: Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Льва Гумилева....

Конспект урока по теме "Темы и мотивы лирики в творчестве М.Цветаевой"

В данном методическом материале приведен план-конспекр урока с применением технологии развивающего обучения....

Презентация по литературе на тему "Жизнь и творчество Николая Гумилева"

Презентация по литературе для обучающихся I-II курсов для лучшего усвоения нового материала...

Тест по жизни и творчеству Н.Гумилева с ответами

Тест предназначен для проверки знаний по жизни и  творчеству Н.Гумилева в начале рока. После теста возможна самопроверка или проверка в паре. В конце теста даны ответы....

презентация по творчеству Н.Гумилева

Краткий обзор творчества Н.Гумилева...

Тема: Акмеизм. Творческий путь Н.С. Гумилева.

создать условия для формирования знаний об акмеизме, о Н.С. Гумилёве как основателе акмеизма;- содействовать развитию критического мышления, групповой самоорганизации, умению вести диалог;- ...

"В мире удивительных судеб" - о жизни и творчестве талантливого поэта Серебряного века Н.С. Гумилева.

Знакомство с биографией и творчеством поэта. Помочь студентам увидеть уникальность и многогранность личности поэта Гумилева....