Конспект по лирике Гумилева
план-конспект урока
Тема: «Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике».
Цели:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с творческой лабораторией поэта, особенностями его творчества.
2. Проследить, как происходит развитие реализма в лирике поэта.
3. Совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения.
4. Научить определять авторскую позицию в поэтическом тексте;
Развивающие:
1. Развивать умение анализировать стихи с точки зрения содержания и формы.
2. Развивать активное мышление учащихся, умение сравнивать стихи и определять их своеобразие.
3. Развивать воображение обучающихся, понимание ими образной структуры стихотворения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к поэзии.
2. Воспитывать чувство уважения к человеческой личности, преклонения перед великим поэтом.
3. Воспитывать интерес к русской классической литературе, любовь к
родному языку.
4. Способствовать воспитанию средствами поэзии положительных качеств личности.
Методы: слово учителя, эвристическая беседа, анализ стихотворений, выразительное чтение стихотворений, работа в группах, презентация, сообщения.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, технология развития критического мышления, технология творческого развития учащихся, информационно-коммуникационная технология.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, сборники стихотворений Н. Гумилева.
Тип урока: урок – исследование творческой лаборатории поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_lirike_gumileva.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Ногинский колледж»
Конспект открытого урока по литературе:
«Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике».
Разработан преподавателем
Воителевой Н. В.
Согласовано с методистом
Прокофьевой О.А.
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
№______ от___________ 2018 г.
2018 год
У Т В Е Р Ж ДА Ю
Зам.директора по УМР
Г БПОУ МО
«Ногинский колледж»
_____________А.В. Артёмова
«______» ______________2018 г.
Преподавателю учебных дисциплин «Русский язык и литература» Воителевой Н. В. провести в группе 2 ПР2 (2 курса, по профессии: () «Парикмахер» 25 сентября 2018 г. открытый урок по литературе по теме:
«Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике».
Председатель предметной цикловой комиссии
Общеобразовательные дисциплины и дисциплины цикла ОГСЭ».
___________ Е.М. Селина
Ногинск, 2018 год
Тема: «Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике».
Цели:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с творческой лабораторией поэта, особенностями его творчества.
2. Проследить, как происходит развитие реализма в лирике поэта.
3. Совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения.
4. Научить определять авторскую позицию в поэтическом тексте;
Развивающие:
1. Развивать умение анализировать стихи с точки зрения содержания и формы.
2. Развивать активное мышление учащихся, умение сравнивать стихи и определять их своеобразие.
3. Развивать воображение обучающихся, понимание ими образной структуры стихотворения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к поэзии.
2. Воспитывать чувство уважения к человеческой личности, преклонения перед великим поэтом.
3. Воспитывать интерес к русской классической литературе, любовь к
родному языку.
4. Способствовать воспитанию средствами поэзии положительных качеств личности.
Методы: слово учителя, эвристическая беседа, анализ стихотворений, выразительное чтение стихотворений, работа в группах, презентация, сообщения.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, технология развития критического мышления, технология творческого развития учащихся, информационно-коммуникационная технология.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, сборники стихотворений Н. Гумилева.
Тип урока: урок – исследование творческой лаборатории поэта.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Николай Степанович Гумилев – поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, один из метров акмеизма. Он прожил очень яркую, но короткую жизнь. Он был обвинен в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян.
2. Опрос.
- Что более всего в биографии Гумилева вас заинтересовало, удивило, поразило?
- С каким литературным направлением связана литературная деятельность Гумилева? - - Почему созданная им литературная группировка называлась «Цех поэтов»?
- Назовите сборники стихов Н. Гумилева. («Путь конквистадоров», 1905; «Романтические цветы», 1908; «Жемчуга», 1910, 1918; «Колчан», 1916; «Костер», 1918; «Шатер», 1921; «Огненный столп», 1921).
- Просмотр презентации.
- Каков же он, герой Гумилева? Каковы особенности поэзии мастера?
- Чтение и анализ стихотворения «Капитаны» по вопросам.
- «Капитаны» были не только отлично сделаны, но проникнуты эмоциональной напряженностью и оригинальным лиризмом, что тотчас и выделило это стихотворение среди остальных.
- Цикл построен как поэтическое описание живописного полотна. Какой вам представляется эта картина? Какими образными средствами прописан в ней морской фон? (И на этот раз Гумилев избирает местом действия привычно прекрасные дали полярных и южных морей, крайне напряженные ситуации, заставляя персонажей стихотворения принимать картинные позы). («скалы», «ураганы», «клочья пены», «гребни волн»).
- Собирательный или конкретный образ создан в стихотворении? (Собирательный, обобщенный, неконкретный. Об этом говорит форма множественного числа. Речь идет не о каких-то реальных людях, а о героическом типе отважных мечтателей, упрямых и сильных, не боящихся испытаний. Откровенная условность изображения служит в «Капитанах» укрупнению образов, выделению сути, обычно скрытой под покровом повседневности. И об этом – о подлинной сути человека, так часто искажаемой в нем – сказано без обиняков).
- Обратите внимание, что во второй строфе меняется множественное число на единственное. Это присущее Гумилеву колебание между «общим» и «крупным планом» изображения.
- Какие представления об идеале современного человека воплотились в образе капитанов? (Жажда новизны, борьба, преодоление вопреки).
- В какой ситуации предстает обобщенный образ капитанов в четвертой и пятой строфах стихотворения? (1. Противоборство со стихией. 2. Подавление бунта).
- Какие качества позволяют ему удержать сложную ситуацию под своим контролем? Приведите примеры из текста. (Эти персонажи служат воплощением мечты о сильном человеке, способном подчинить себе и других людей , и стихию. В них привлекает бесстрашие, способность удерживать в руках штурвал в штормовом море, способность не спасовать перед бунтом, дерзость помыслов и желаний, позволяющая открывать новые земли, зоркость взгляда).
- Выявите в «Капитанах» броские эффектные предметные подробности. Насколько соответствует внешний вид капитанов обстоятельствам корабельного быта? («Клочья пены с высоких ботфорт», «золото с кружев, с розоватых брабантских манжет». Капитаны красивы, они как будто приподняты над бытом. Аксессуары театральности – трость, кружево).
- Проанализируйте звуковой состав стиха. Где используется аллитерация? (В звуковом составе стиха – постепенно накатывающиеся волны. Аллитерация на «з» («изгибы зеленых зыбей», «на разорванной карте», «дерзостный»…»бунт на борту обнаружив»).
Вывод: Стихотворение выстроено по законам риторической ясности и композиционного равновесия.
- Сообщение обучающегося о любовной лирике Н. Гумилева.
- Чтение и анализ стихотворения «Отравленный» по вопросам.
- Как вы понимает смысл названия стихотворения?
- Какова основная мысль стихотворения?
- Сон. Образ сна довольно часто встречается в лирике поэта. Какое значение он имеет в этом стихотворении?
- Обратите внимание на предпоследнюю строфу. Интонацию какого известнейшего стихотворения о любви поэта 19 века можно услышать в ней?
- Почему героиня плачет?
- Прослушивание музыкального варианта стихотворения «Отравленный».
- Сообщение обучающегося о путешествии Гумилева в Африку.
- Просмотр презентации.
- Чтение стихотворений обучающимися наизусть («Жираф»).
- Анализ стихотворения «Жираф» (1907).
- В чем значение обращения к экзотике в этом стихотворении? (Описание красот и чудес далекой Африки подробно, многоцветно, зримо. Это не выдумка, а воспоминания человека, действительно наблюдавшего необыкновенные для глаза, привыкшему к спокойному русскому пейзажу, картины. Но сам рассказ о «изысканном жирафе» волшебен, лирический герой преображает и без того прекрасную реальность. Этому преображению помогают красочные эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», «мраморный грот», «немыслимые травы»; сравнения: жираф сравнивается с цветными парусами корабля, бег его уподобляется радостному птичьему полету. Картину оживляет движение, которое чувствуется и в плавном беге жирафа, и в изменчивом отражении дробящейся в озере лены. Все сказочное описание для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной туманами и дождями России. «Веселые сказки таинственных стран» могли бы спасти от скуки и тяжести обыденности, но лишь усугубляют одиночество и отчужденность героев: последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно:
Ты плачешь? Послушай…далеко на озере Чад
Изысканный ходит жираф.
- Чтение стихотворения «Шестое чувство».
- Вспомните рассказ А. Куприна с одноименным названием.
- Что для Куприна – шестое чувство?
- Постановка проблемного вопроса:
- Что вкладывает Н. Гумилев в понятие «шестое чувство»?
- Заключительное слово учителя.
- После гибели поэта вышли его лирический сборник «К синей звезде» (1923), книга гумилевской прозы «Тень от пальмы» (1922), а много позже – собрание его стихотворений, пьес, рассказов, книги о нем и его творчестве.
Гумилев внес огромный вклад в развитие русской поэзии. Его традиции продолжили
Н. Тихонов, Э. Багрицкий, Р. Рождественский.
- Чтение стихотворения «Мои читатели».
- Д/з.: прочитать стихотворения И. Северянина. Подготовить анализ одного из них.
Литература:
1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс; М.: «РАКО», 2003.
2. Открытый урок по литературе: Русская литература XX века (Планы,
конспекты, материалы): Пособие для учителей \ Ред.-сост.: Карпов И.П., Старыгина Н.Н. – 3-е изд.-М.: Московский лицей, 2001.
#1043;умилев Н. С, «Избранное». М., 1989.
4. «Серебряный век русской поэзии». Раздел 3 «Н. Гумилев. О. Мандельштам». Гуманитарный издательский центр «Владос». М., 1999
5. «Русская литература 20 века». Справочные материалы. М., «Просвещение», 1995.
#1053;. С. Гумилев. Африканский дневник. «Огонек», 1987, №14-15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Отец - мать и сын" (Семья Гумилевых - Ахматовой)
В данной презентации представлены фото- слайды из жизни поэтов Серебряного века: Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Льва Гумилева....
Конспект урока по теме "Темы и мотивы лирики в творчестве М.Цветаевой"
В данном методическом материале приведен план-конспекр урока с применением технологии развивающего обучения....
Презентация по литературе на тему "Жизнь и творчество Николая Гумилева"
Презентация по литературе для обучающихся I-II курсов для лучшего усвоения нового материала...
Тест по жизни и творчеству Н.Гумилева с ответами
Тест предназначен для проверки знаний по жизни и творчеству Н.Гумилева в начале рока. После теста возможна самопроверка или проверка в паре. В конце теста даны ответы....
презентация по творчеству Н.Гумилева
Краткий обзор творчества Н.Гумилева...
Тема: Акмеизм. Творческий путь Н.С. Гумилева.
создать условия для формирования знаний об акмеизме, о Н.С. Гумилёве как основателе акмеизма;- содействовать развитию критического мышления, групповой самоорганизации, умению вести диалог;- ...
"В мире удивительных судеб" - о жизни и творчестве талантливого поэта Серебряного века Н.С. Гумилева.
Знакомство с биографией и творчеством поэта. Помочь студентам увидеть уникальность и многогранность личности поэта Гумилева....