Технологическая карта урока
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Разработка технологической карты урока истории по теме «Россия на рубеже ХIХ – ХХ в.»
Группа:17ОШ
Разработал: Оробей Оксана Николаевна
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок смешанный
Цели урока:
1). Обучающая: сформировать представление о территориальной структуре Российской империи начала XX в. и многонациональном составе её населения; об особенностях российского варианта модернизации; о политическом строе и социальной структуре российского общества в начале XX в.
2). Развивающая - развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал;
3). Воспитательная - воспитывать уважение к истории своей страны.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, настенная карта, документы.
Литература:
1. Артемов В. В., Лубченко Ю. Н. История: учебник. – М.: Издательство Мастерство, 2015г.
2. Карта «Российская империя в начале XX в.».
3. Данилов А. А. История России. XX — начало XXI в.: учеб.: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. — М., 2016.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный момент. | Подготовить обучающихся к усвоению нового материала. | Приветствует, организует внимание обучающихся. Направляет на взимодействие в формулировке темы и целей урока. | Приветствуют. Слушают и обсуждают тему урока, пытаются самостоятельно формулировать цели.
| Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с преподавателем. |
2. Актуализация знаний. | Обеспечить учебную мотивацию обучающихся. | Записывает на доске план урока. 1. Территория и население Российской империи. 2. Особенности российской модернизации. 3. Политический строй. Государственные символы. 4. Российское общество и его структура. 5. Образ жизни. Вспомните и покажите на карте, какие территории были включены в состав Российской империи в XIX в. Какие народы населяли эти территории? Действительно ли Россия в начале ХХ века стояла на пороге создания индустриального общества | Записывают план урока в тетрадь. Отвечают на вопросы, отмечают на карте территории России, определяют народы, проживающие на данной территории. Пытаются спрогнозировать ответ на поставленную проблему. | Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции. Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели. |
3. Изучение нового материала.
| Создать проблемную ситуацию. Зафиксировать учебную задачу. | Преподаватель предлагает заполнить таблицу «Территория и население Российской империи». Изучение второго вопроса можно организовать путём самостоятельного чтения учебника и выполнения помещённых в нём заданий. Затем учитель предлагает ответить на вопрос 3 в конце параграфа. 3. Рассказ преподавателя. «Центральное управление Российской империей до 1906 г.». Преподаватель предлагает прочитать документ из «Свода основных Государственных законов Российской империи 1892 г.» и ответить на вопросы к нему. Затем учитель предлагает дать характеристику политической системы Российской империи начала XX в. Рассказ об особенностях политического строя России учитель дополняет следующими документами: «Самодержавная власть Царя весьма подходит России (Из передовой статьи английской газеты «Times». 30/18 января 1895 г.)». 4. Приступая к изучению вопроса, учитель просит учащихся дать определение понятия «социальная структура». Обучающиеся должны также вспомнить определения понятий «сословия» и «классы», назвать основные классы феодального (традиционного) и капиталистического общества. Меценатская деятельность как своеобразный психологический феномен. Обучающиеся отвечают на вопросы: что такое меценатство? Что вам известно о меценатской и благотворительной деятельности русского купечества? Как вы думаете, в чём заключались причины широкого распространения меценатской и благотворительной деятельности в русском обществе начала XX в.? В процессе работы можно использовать отрывок из воспоминаний княгини Л. Л. Васильчиковой («Каждое из высших сословий жило в Москве собственной жизнью…»). Положение пролетариата. Начать с обсуждения: что вы знаете об условиях жизни российского пролетариата в начале XX в.? Из каких произведений литературы и искусства можно узнать о жизни, быте и настроениях рабочих дореволюционной России? Изучение вопроса о положении дворянства проводится путём выполнения задания. Учащиеся отвечают на вопрос: в каких произведениях русской литературы показана судьба разоряющегося дворянства? Изучение вопроса о положении крестьянства рекомендуем провести в форме беседы. Учитель предлагает учащимся прочитать в учебнике соответствующий материал, а также отрывок из мемуаров В. А. Оболенского. Кого в русских деревнях называли кулаками? Пятый вопрос обучающиеся могут изучить самостоятельно, читая соответствующий раздел учебника. | Обсуждают территории и население Российской империи, заполняют таблицу, помещённую в рабочей тетради. Самостоятельно читают пункт учебника (раздел параграфа «Особенности российской модернизации»). Отвечают на вопрос 3. Слушают рассказ преподавателя и заполняют схему «Центральное управление Российской империей до 1906 г.». Читают документ, отвечают на вопросы к нему Дают характеристику политической системы Российской империи начала XX в. Работают с документом. Анализируют его и делают устные выводы. Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задание в рабочей тетради. Социальная структура (в пер. с лат. — общественное строение) — совокупность классов и социальных групп общества. Слушают преподавателя, отвечают на вопросы. Работают с документом «отрывок из воспоминаний княгини Л. Л. Васильчиковой («Каждое из высших сословий жило в Москве собственной жизнью…»), помещённый в хрестоматии на с. 8—9.»: анализируют. В заключение делают вывод о внутренней разобщённости и слабой организации российской буржуазии. Обучающиеся отвечают на вопросы, выполняют задания в рабочей тетради. В дополнение материала учебника читают отрывок из мемуаров члена ЦК конституционно-демократической партии В. А. Оболенского, помещённый в хрестоматии на с. 6—8 («Большинство помещиков дичало в глуши…»). Читают материал учебника о положении крестьян и отрывок из мемуаров В. А. Оболенского, помещённый в хрестоматии на с. 5—6 («Крестьяне жили по-разному…»). Отвечают на вопросы. Читают материал параграфа и записывают в тетрадь основные моменты образа жизни. | Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации. |
4. Закрепление изученного материала. | Создать условия для поиска пути к решению учебной задачи. | Как вы думаете, в чём заключались причины широкого распространения меценатской и благотворительной деятельности в русском обществе начала XX в.? - расскажите о жизни, быте и настроениях рабочих дореволюционной России? - Какие процессы происходили в крестьянской среде? - Кого в русских деревнях называли кулаками? | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради. Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. |
5. Рефлексия. | Обобщить полученные на уроке сведения. | Проводит беседу по вопросам: – Какие проблемы, стоящие перед страной вы считаете самыми важными? - Что такое модернизация? Каковы ее особенности в России в начале ХХ века? - Какие новые задачи стояли перед страной в начале ХХ века. | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"
Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...
Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4...
Технологическая карта урока "Технологический процесс восстановления, регулировки и сборки несущей системы подвески
урок производственного обучения...