конспект урока по истории
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Группа:
Дата: 25.04.2023 г.,
время проведения 14.00 час.
предмет: История.
Тема урока: Сталинградская битва.
Тип урока: комбинированный. Урок усвоения новых знаний.
Вид урока: традиционный.
Цель: продолжать формировать представление о сущности второго периода Великой
Отечественной войны и объяснить историческое значение победы Красной Армии под
Сталинградом.
Задачи:
Образовательные:
1. Ознакомить с коренным переломом советских войск в ходе Сталинградской битвы;
2. Продолжать закреплять страницы истории великой войны;
Развивающие:
- Продолжать развивать умение анализировать и делать выводы, и пользоваться справочной литературой.
Воспитательные:
- Формировать познавательную активность к прошлому своей страны.
- Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое России.
Планируемые результаты урока: предметные и личностные.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, эссе обучающихся, документальный
фильм «Сталинградская битва», текст приказ № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!».
Литература: учебник История, 10-11 класс, Загладин Н.В.
Раздаточный материал: текст приказ № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!», тексты-
блиц- опроса утверждения «Проверь себя», текст викторины «Знаешь ли ты?», кроссворд.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. (мотивационный момент). 1.5 мин. 2.Актуализация изученного материала. Опираясь на уже известную информацию. 7 мин. 3.Изучение нового матери-ала. 35 мин. 4. Сообщения студентами эссе по двум темам. 6 мин. 5.Работа с кластером «Значение Сталинградской битвы», используя заготовку на экране. 4 мин. 6. Просмотр эпизода документального фильма «Сталинградская битва». 7 мин. 7. Закрепление изученного материала. а. викторина. (9 минут). 8. Работа с кроссвордом по Сталинградской битве. 11 мин. 9. Подведение итогов урока. Рефлексия. (5 мин.) 10. Домашнее задание. (5 мин). | Обращение к студентам о готовности к уроку. Проведение блиц-опрос данных утверждений, по теме: «Вторая мировая война». Вступительное слово. Постановка целеполагания темы урока. Выслушивает варианты ответов. Сообщение темы урока и цели. Изложение нового материала, с показом презентации: «Сталинградская битва». Работа с термином: коренной перелом в войне. -почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии? Работа с документом приказ № 227 от 28 июля 1942 г. Предложить студенту прочитать выдержки из приказа учебника стр. 216. Ответить на вопросы: --чем можно объяснить появление подобного приказа? -в чем вы видите его главный смысл? -какую роль сыграл этот приказ в ходе войны? Прошу высказать мнение. Показ на доске «Значение Сталинградской битвы» Рассказываю о документальном фильме «Сталинградская битва», снятом в 2016 г. Просмотр фрагментов фильма. Викторина: «Знаешь ли ты?» Раздать текст с вопросами каждому студенту, (два варианта вопросов), (7 вопросов в каждом тексте). Разделить студентов на 4 группы, раздать каждой группе кроссворд. Я вам предлагаю высказаться об уроке одним предложением, выбирая начало фразы на экране
Выставление отметок, комментируя оценки. В учебнике §35 (пункт 3), выполнить задание в рабочей тетради. Дополнительное задание, приготовить мини- сообщение «Подвиги Сталинградской битвы». | Студенты готовы к уроку (на столах тетради, ручки). Ставят напротив утверждения +, если согласны, если не согласны -. Предлагают варианты ответов и делают вывод: тема урока: «Сталинградская битва». Студенты записывают термин в тетрадь и его определение. Отвечают на вопросы: - Сталинград в руках немцев — это буквально «ключ» в реализации германских геополитических планов. По мере неудач вермахта на кавказском направлении роль Сталинграда чрезвычайно возрастала в соответствии с его позицией связывающего звена в евроазиатском геополитическом пространстве. -захват Сталинграда позволял вывести из строя один из крупнейших советских военно-промышленных центров. Ответы:28 июля 1942 г. появляется приказ № 227 Верховного главнокомандующего, известный как «Ни шагу назад!». Констатируя беспрецедентно большие материальные потери, понесённые страной за год войны, Сталин требовал прекратить дальнейшее отступление, применяя к недостаточно стойким жесточайшие меры воздействия. Данный приказ поднял боевой дух и солдаты поверили в Победу! Вселить уверенность в друг друга и панический отступление Красной Армии. Студенты выступают по темам: а. «Контрнаступление под Сталин-градом». б. «Мамаев Курган». Дописывают ответы на доске и кластер переносится в тетрадь. Смотрят и делятся впечатлениями. Студенты отвечают на вопросы викторины. Решают записывая ответы в кроссворд. Студенты отвечают: 1.Новые исторические даты нашей страны, фамилии главнокомандующих Советскими и немецкими войсками. 2. Определять Сталинградскую битву как этап войны по Ленте времени ВОВ; -смотреть документальный фильм о битве. 3.Нужно уважительно относится к культурно-историческому прош- лому своей страны; -героизм наших солдат в годы войны был предельно высоким, и без поддержки тружеников тыла трудно обойтись. 4.Себя на месте солдат, участвовавших при обороне Мамаева кургана; -чувство гордости за нашу Родину и героическое прошлое страны. 5. Война –это ужасно для людей всего мира; -без героизма солдат и генералов Советской Армии немецких захватчиков трудно было победить. -только вместе и всеми силами можно победить врага. Записывают домашнее задание в тетради. |
Группа: Д18-3
Дата: 25.04.2019 г.
№ 58; время проведения 14.00 час.
предмет: История.
Тема урока: Сталинградская битва.
Тип урока: комбинированный. Урок усвоения новых знаний.
Вид урока: традиционный.
Цель: продолжать формировать представление о сущности второго периода Великой
Отечественной войны и объяснить историческое значение победы Красной Армии под
Сталинградом.
Задачи:
Образовательные:
1. Ознакомить с коренным переломом советских войск в ходе Сталинградской битвы;
2. Продолжать закреплять страницы истории великой войны;
Развивающие:
- Продолжать развивать умение анализировать и делать выводы, и пользоваться справочной
литературой.
Воспитательные:
- Формировать познавательную активность к прошлому своей страны.
- Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое России.
Планируемые результаты урока: предметные и личностные.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, эссе обучающихся, документальный
фильм «Сталинградская битва», текст приказ № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!».
Литература: учебник История, 10-11 класс, Загладин Н.В.
Раздаточный материал: текст приказ № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!», тексты-
блиц- опроса утверждения «Проверь себя», текст викторины «Знаешь ли ты?».
Конспект урока
1 Вступительное слово: Добрый день! Сегодня,я вас приглашаю на очередной урок по истории
нашей страны. Ранняя весна 1942 года принесла советским людям надежду. Велик был духовный
подъем советского народа, вызванный победой под Москвой. На советско-германском фронте
установилось относительное затишье. Итак, давайте восстановим исторические события начала
ВОВ.
Актуализация знаний. (Приложение № 1.)
а) Блиц – опрос. На столах студентов и на экране даны утверждения (слайд 1).
Я: Напротив утверждения поставьте «+» если вы согласны с ним, «-» если не согласны.
утверждение | ответ |
II мировая война началась 22 июня 1941г. | |
с объявлением по радио о нападении германских войск на СССР выступил В. М. Молотов | |
23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР | |
по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций | |
план нападения на СССР назывался “Барбаросса” | |
первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал. | |
в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов | |
главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция | |
апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г. | |
контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г. |
Я: Проверьте свои ответы с доской (слайд 2 ).
утверждение | ответ |
II мировая война началась 22 июня 1941г. | _ |
с объявлением по радио о нападении германских войск на СССР выступил В. М. Молотов | + |
23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР | + |
по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций | + |
план нападения на СССР назывался “Барбаросса” | + |
первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал. | – |
в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов | + |
главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция | – |
апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г. | – |
контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г. | + |
Я: Сколько неверных ответов вы дали?
Итак, мы с вами вспомнили обстановку на фронте в начале ВОВ.
Мы с вами продолжаем изучать страницы истории Великой Отечественной войны. В этом году
отмечается 77 лет как началась одна из крупнейших битв Великой Отечественной и Второй
мировой войны, в результате которой произошел коренной переворот, когда Красная Армия
перешла в контрнаступление. Сегодня мы перелистаем страницы истории великой битвы. В
суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции
российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг,
несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство стали
священными для защитников Сталинграда.
Вопрос:
- как вы думаете, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?
Я: выслушиваю варианты ответов. (ответ: Сталинградская битва).
Запишите тему нашего урока в тетрадь «Сталинградская битва». (слайд 3).
В конце урока мы с вами должны ответить на вопрос:
-Каковы причины победы советских войск в Сталинградской битве?
Изложение нового материала.
План изучения нового материала. (слайд 4).
1.Предпосылки Сталинградской битвы. Перелом в войне
2.Роль приказа №227 от 28 июля 1942г. «Ни шагу назад!»
3.Особенность битвы за Сталинград.
4.Значение Сталинградской битвы.
5. Причины победы советских войск в Сталинградской битве?
Предпосылки Сталинградской битвы. На лето 1942 г. Гитлер запланировал новое наступление,
призванное сокрушить СССР. Неудачи первого года войны уже не позволяли вести его по всему
фронту, требовалось выбрать одно направление. Кроме того, из-за затяжной войны, в которую
оказался втянут рейх, и разросшейся коалиции его врагов возникла потребность в дополнительных
сырьевых ресурсах, в первую очередь нефти. Исходя из этих соображений, в немецкой Ставке
решили развернуть наступление на южном участке советско-германского фронта общим
направлением на Кавказ. Тем самым предполагалось достичь нескольких целей. Прежде всего
взять под контроль каспийскую нефть и обеспечить германские вооружённые силы горючим.
К тому же выход на южную границу СССР открывал перспективу для вовлечения в
войну на стороне Германии Турции. Пройдя по территории Турции, немецкие войска получали
возможность двинуться через страны Восточного Средиземноморья, соединиться с Африканским
корпусом генерала Э. Роммеля в районе Суэцкого канала, превратив таким образом это море в
своё «внутреннее озеро». В случае же поворота немецкой армии от Турции на восток открывался
путь на Индию, навстречу дальневосточному союзнику — Японии. Немецкое наступление,
названное планом «Блау» («Голубой»), началось 28 июня 1942 г. Советское военное руководство
не смогло сразу разгадать его замысел.
б) Знакомство с ходом военных действий под Сталинградом (рассказ сопровождается показом
презентации и изучением карты. Карта во вкладыше учебника). (слайд 5).
К началу августа 1942 года передовые немецкие части достигли Волги в самом западном её
течении. В этой излучине находился Сталинград. Немецкое руководство горело желанием
объявить о взятии города, носящего имя Сталина, советское же ни в коем случае не могло
допустить этого. В городе несколько недель шли ожесточённые уличные бои, переходившие в
рукопашные схватки. Казалось, что всё грандиозное советско-германское противостояние, вся
мировая война свелась к борьбе за обладание этим разрушенным городом. Сталинградская битва
длилась двести дней и ночей с 17 июля 1942 г по 2 февраля 1943 года. По продолжительности и
ожесточённости боёв, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская битва
превзошла все предшествовавшие ей сражения мировой истории. Почему гитлеровцы рвались к
Сталинграду, каковы были их планы?
«Моя основная мысль- занять область Кавказа, возможно, основательно разбив русские силы….
Если я не получу нефть, я должен буду прекратить войну» Это – слова Гитлера. Слайд № 6.
12 июля 1942 года фашистские войска под командованием фельдмаршала Ф. Паулюса вторглись в
пределы Сталинградской области. Гитлер планировал взять Сталинград уже 25 июля.12 июля 1942 г.
создан Сталинградский фронт под командованием маршала СССР Сергей Константинович
Тимошенко (а с августа генерал- полковника Андрея Ивановича Ерёменко). 14 июля 1942 г. –
Сталинградская область объявлена на осадном положении. 17 июля 1942 г. - начались бои на дальних
подступах к Сталинграду. Слайд 7.
День 23 августа 1942 года стал для жителей Сталинграда самым трагичным. Немецкие самолеты
подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000
самолето-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии,
сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч
мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены
резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях,
бежавших в укрытия. Слайд 8.
В августе продвижение немцев остановили на Кавказе, не дав им дойти совсем немного до
бакинских нефтепромыслов (они уже были заминированы).
19 ноября началось советское контрнаступление под Сталинградом, в результате которого
группировка противника численностью около 300 тыс. человек (в неё кроме немцев входили
подразделения их союзников) оказалась в окружении. Эта операция под кодовым наименованием
«Уран» первоначально замышлялась как вспомогательная. Слайд 9.
Основное советское наступление — операция «Марс», имевшая целью окружить немецкую армию на Ржевском выступе, началась 25 ноября. Именно этот участок ввиду его близости к Москве рассматривался советским командованием как наиболее важный. Однако операция «Марс» не удалась, зато окружение немецких войск под Сталинградом прошло успешно. Во многом это оказалось возможным благодаря тому, что на флангах, по которым Красная армия наносила рассекающие удары, находились части союзников Германии. Итальянцы, венгры и румыны были хуже вооружены, их боевой дух был ниже, чем в немецких частях. Гитлер запретил своим войскам отходить. Кроме того, на помощь окружённой группировке должна была пробиться армия Манштейна. Но на этот раз вызволить окруженцев немцы не смогли. Их транспортные самолёты, преодолевавшие сотни километров в ненастном зимнем небе, чтобы доставить в окружение боеприпасы и продовольствие, а оттуда вывезти раненых, несли тяжёлые потери от всё более уверенно действовавшей советской авиации. Армия Манштейна была разгромлена в степи и не сумела организовать коридор для выхода войск из окружения. 2 февраля немецкая группировка, насчитывавшая 100 тыс. человек и возглавляемая фельдмаршалом Фридрихом Паулюсом, капитулировала.
Всего под Сталинградом немцы потеряли 800тыс. человек, 2 тыс. танков и штурмовых орудий. 3
тыс. самолетов. Героически сражался русский солдат за каждую пядь земли. Поэтому в сердцах
народа вечно живет подвиг воинов.
Попробуем ответить на вопрос:
-когда наступил переломный момент в ходе Великой Отечественной войны? Проанализируем
диаграммы (см. стр. 228-229 уч.)
-Как изменилось соотношение сил и средств от июля к ноябрю 1942 г.?
Работа с термином. Ребята, как вы думаете, что такое коренной перелом в войне?
Примерный ответ: должна поменяться ситуация на фронте, т.е. инициатива должна перейти на
другую сторону. От защиты переходят в наступление или наоборот.
Я: Запишите в тетрадь данный термин и его определение (слайд 10).
Коренной перелом в войне – переход стратегической инициативы от одной воюющей стороны к
другой.
Я: Почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?
Примерный ответ: Сталинград в руках немцев — это буквально «ключ» в реализации германских
геополитических планов. По мере неудач вермахта на кавказском направлении роль Сталинграда
чрезвычайно возрастала в соответствии с его позицией связывающего звена в евроазиатском
геополитическом пространстве.
-захват Сталинграда позволял вывести из строя один из крупнейших советских военно-
промышленных центров.
Предлагаю прочитать выдержки из приказа № 227 от 28июля 1942 г. «Ни шагу назад!»
(Приложение № 2) из учебника (стр.216) и ответить на вопросы:
-чем можно объяснить появление подобного приказа?
-в чем вы видите его главный смысл?
-какую роль сыграл этот приказ в ходе войны?
Ответ:28 июля 1942 г. появляется приказ № 227 Верховного главнокомандующего, известный как
«Ни шагу назад!». Констатируя беспрецедентно большие материальные потери, понесённые
Страной за год войны, Сталин требовал прекратить дальнейшее отступление, применяя к
недостаточно стойким жесточайшие меры воздействия.)
Сообщения студентами эссе по темам:
1. «Контрнаступление под Сталинградом».
2. «Мамаев Курган».
Я: В чем заключалась особенность битвы за Сталинград?
Ответ: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания противника с советской
земли. Сталинградская битва знаменовала собой начало коренному перелому в ходе не только
Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Стратегическая инициатива перешла в
руки нашей армии.)
Сталинградская битва охватила территорию около 100 тыс. кв. км, в ней участвовало более 2 млн.
человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и столько же самолетов. Здесь фашисты
потеряли более четверти всех своих сил В связи с катастрофой под Сталинградом в Германии был
объявлен трехдневный траур.
«Значение Сталинградской битвы».
Так завершилось одно из крупнейших сражений Второй Мировой Войны. А сейчас давайте
подведем итоги. Запишем в тетради, что Сталинградское сражение разделяется на два периода
(слайд 11).
1.Оборонительный (17 июля – 18 ноября 1942 года)
2.Наступательный (19 ноября 1942 года – 3 февраля 1943года). Запишите в тетрадь.
Составьте кластер «Значение Сталинградской битвы», используя заготовку на доске.
Выслушиваются ответы ребят, корректируются и выводятся на доске.
Кластер переносится в тетрадь.
Я: Разгром немецких войск под Сталинградом перерос в мощное наступление Красной Армии на многих участках фронта. Опасаясь нового окружения, немецкое командование стало спешно отводить войска с Северного Кавказа.
Я: Давайте вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока (слайд 4).
Каковы причины победы советских войск в Сталинградской битве?
Примерные ответы:
-большую роль сыграл приказ № 227, поднявший боевой дух советской армии.
-своевременное осознание советским командованием своих ошибок.
-военное искусство и талант советских военачальников.
-мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла.
-воля к победе, сила духа, сила характера русского народа.
Я: предлагаю посмотреть фильм и рассказываю о нем. К памятной годовщине 75-летию начала Сталинградской битвы телеканал «МИР» снял этот документальный фильм. В основу легли воспоминания двух полководцев – Василия Чуйкова и Фридриха Паулюса. Хотя фильм телевизионный, снимают его как художественный. Волгоград, Москва – в каждом городе свои декорации. В одном из столичных подвалов авторы с исторической точностью воссоздали один из первых допросов пленного фельдмаршала (включаю 2 фрагмента просмотра фильма). Студенты смотрят и делятся впечатлениями.
Я: -что больше всего запомнилось в фильме? Почему ?
Примерные ответы студентов:
-Допрос генерала Ф. Паулюса.
-воспоминания очевидцев войны, т.к. с более точностью рассказывают о битве.
Закрепление изученного материала.
Раздать текст с вопросами каждому студенту, (два варианта вопросов), (7 вопросов в каждом тексте). (Приложение № 3.)
Викторина: «Знаешь ли ты?»
1 вариант
- Даты оборонительного периода (17 июля – 18 ноября 1942 г.).
- Командующий 62 – й армией – (Чуйков).
- Девиз защитников Сталинграда - («Ни шагу назад! Стоять насмерть!»).
- Когда подписан приказ № 227- (28 июля 1942 г.).
- Как называлась операция по окружению немецко-фашистских войск под Сталинградом?-(Уран).
- Кто руководил осуществлением операции «Кольцо»-(Рокоссовский).
- Даты наступательного периода –(19 ноября 1942 г. – 2февраля 1943 г.)
2 вариант
- Девиз защитников Сталинграда – («За Волгой для нас земли нет!»).
- Смысл приказа № 227? – (Ни шагу назад! До последней капли крови защищать каждый клочок советской земли!).
- Кто координировал действия советских войск в ходе Сталинградской битвы? – (Жуков).
- Как долго шли бои за Мамаев Курган – (140 дней и ночей).
- В каком году был открыт памятник-ансамбль на Мамаевом кургане? – (15 октября 1967 г.).
- Кто автор памятника-ансамбля на Мамаевом кургане? – (Вутетич, скульптор, лауреат Ленинской премии).
- Высота скульптуры «Родина-мать зовет!» - (52 метра).
Работа с кроссвордом «Сталинградская битва». (Приложение № 4).
Разделить студентов на 4 группы, раздать каждой группе кроссворд. Студенты самостоятельно решают.
Кроссворд на тему "Сталинградская битва".
По горизонтали
2. На берегу какой реки Несколько дней и ночей не прекращались бои на улицах города, домах, заводах.
3. Автор рисунка медали «За оборону Сталинграда».
6. Какой характер носили операции 19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 гг.
7. Как назывался немецкий план прорыва блокады окруженных войск.
9. Фронт, сыгравший одну из важнейших ролей в Сталинградском сражении.
10. Какой именно завод, к концу оборонительного периода Сталинградской битвы 62-я армия удержала район севернее тракторного завода.
11. Кто руководил осуществлением операции «Кольцо».
14. Как называется операция по окружению фашистов под Сталинградом.
15. Фамилия генерала-полковника, который С 9 августа до 28 сентября командовал обоими фронтами.
По вертикали
1. В каком месяце фронт занял оборону в полосе 530 км. по линии: Павловск-на-Дону, полевому берегу Дона, Серафимович, Клетская, Суровикино, Верхнекурмоярская.
2. За что шла борьба до 27 сентября, после переправы немцев через р. Волгу (13 раз это место переходило из рук в руки).
4. 28 сентября Донской фронт стал называть таковым. Назовите его прошлое название
5. Кто командовал операцией вермахта по прорыву блокады.
8. Командующий Сталинградского фронта.
12. Командующий юго-западного фронта.
13. В районе какого населенного пункта замкнулось кольцо окружения немецких войск.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Я вам предлагаю высказаться об уроке одним предложением, выбирая начало фразы написанной на доске:
1.Я сегодня я узнал…
Примерные ответы студентов:
1.Новые исторические даты нашей страны;
2.Фамилии главнокомандующих Советскими и немецкими войсками.
2.Было интересно…
Примерные ответы студентов:
1.Определять Сталинградскую битву как этап войны по Ленте времени ВОВ.
2.Смотреть документальный фильм о битве.
3.Я понял, что…
Примерные ответы студентов:
1. Нужно уважительно относится к культурно-историческому прошлому своей страны;
2. Героизм наших солдат в годы войны был предельно высоким, и без поддержки тружеников тыла трудно обойтись.
4. Я почувствовал, …
Примерные ответы студентов:
1.Себя на месте солдат, участвовавших при обороне Мамаева кургана.
2. Чувство гордости за нашу Родину и героическое прошлое страны.
5.Урок дал мне для жизни..
Примерные ответы студентов:
1.Война –это ужасно для людей всего мира.
2. Без героизма солдат и генералов Советской Армии немецких захватчиков трудно было победить.
3.Только вместе и всеми силами можно победить врага.
Выставление отметок, комментируя оценки.
Домашнее задание.
В учебнике §35 (пункт 3), выполнить задание в рабочей тетради (заполнить таблицу).
Дополнительное задание, приготовить мини- сообщение «Подвиги Сталинградской битвы», оформить в виде реферата.
Я: На этом урок окончен. Благодарю всех за работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Презентация «Сталинградская битва»
Слайд 1.
Блиц – опрос.
Напротив утверждения поставьте «+» если вы согласны с ним, «-» если не согласны.
утверждение | ответ |
II мировая война началась 22 июня 1941г. | |
с объявлением по радио о нападении германских войск на СССР выступил В. М. Молотов | |
23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР | |
по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций | |
план нападения на СССР назывался “Барбаросса” | |
первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал. | |
в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов | |
главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция | |
апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г. | |
контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г. |
Слайд 2. Проверьте свои ответы с доской (слайд 2).
утверждение | ответ |
II мировая война началась 22 июня 1941г. | – |
с объявлением по радио о нападении германских войск на СССР выступил В. М. Молотов | + |
23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР | + |
по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций | + |
план нападения на СССР назывался “Барбаросса” | + |
первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал. | – |
в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов | + |
главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция | – |
апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г. | – |
контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г. | + |
Слайд № 3. Заголовок «Сталинградской битва».
Слайд № 4. План изучения нового материала.
1.Предпосылки Сталинградской битвы. Перелом в войне
2.Роль приказа №227 от 28 июля 1942г. «Ни шагу назад!»
3.Особенность битвы за Сталинград.
4.Значение Сталинградской битвы.
5.Причины победы советских войск в Сталинградской битве?
Слайд № 5. Заголовок «Ход военных действий под Сталинградом».
К началу августа 1942 года передовые немецкие части достигли Волги в самом западном её
течении. В этой излучине находился Сталинград. Немецкое руководство горело желанием
объявить о взятии города, носящего имя Сталина, советское же ни в коем случае не могло
допустить этого. В городе несколько недель шли ожесточённые уличные бои, переходившие в
рукопашные схватки. Казалось, что всё грандиозное советско-германское противостояние, вся
мировая война свелась к борьбе за обладание этим разрушенным городом. Сталинградская битва
длилась двести дней и ночей с 17 июля 1942 г по 2 февраля 1943 года. По продолжительности и
ожесточённости боёв, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская
битва превзошла все предшествовавшие ей сражения мировой истории. Почему гитлеровцы
рвались к Сталинграду, каковы были их планы?
Слайд № 6. «Моя основная мысль- занять область Кавказа, возможно, основательно разбив
русские силы… Если я не получу нефть, я должен буду прекратить войну» Это – слова Гитлера.
Слайд № 7. 12 июля 1942 года фашистские войска под командованием фельдмаршала Ф. Паулюса
вторглись в пределы Сталинградской области. Гитлер планировал взять Сталинград уже 25
июля 12 июля 1942 г. создан Сталинградский фронт под командованием маршала СССР Сергей
Константинович Тимошенко (а с августа генерал- полковника Андрея Ивановича Ерёменко). 14
июля 1942 г. –Сталинградская область объявлена на осадном положении. 17 июля 1942 г. –
начались бои на дальних подступах к Сталинграду.
Слайд № 8. День 23 августа 1942 года стал для жителей Сталинграда самым трагичным. Немецкие
самолеты подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил
более 2000 самолето-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной
артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло
свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были
разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда
на людях, бежавших в укрытия.
Слайд № 9. 19 ноября началось советское контрнаступление под Сталинградом, в результате
которого группировка противника численностью около 300 тыс. человек (в неё кроме немцев
входили подразделения их союзников) оказалась в окружении. Эта операция под кодовым
наименованием «Уран» первоначально замышлялась как вспомогательная.
Слайд № 10 .Основное советское наступление — операция «Марс», имевшая целью окружить немецкую армию на Ржевском выступе, началась 25 ноября. Именно этот участок ввиду его близости к Москве рассматривался советским командованием как наиболее важный. Однако операция «Марс» не удалась, зато окружение немецких войск под Сталинградом прошло успешно. Во многом это оказалось возможным благодаря тому, что на флангах, по которым Красная армия наносила рассекающие удары, находились части союзников Германии. Итальянцы, венгры и румыны были хуже вооружены, их боевой дух был ниже, чем в немецких частях. Гитлер запретил своим войскам отходить. Кроме того, на помощь окружённой группировке должна была пробиться армия Манштейна. Но на этот раз вызволить окруженцев немцы не смогли. Их транспортные самолёты, преодолевавшие сотни километров в ненастном зимнем небе, чтобы доставить в окружение боеприпасы и продовольствие, а оттуда вывезти раненых, несли тяжёлые потери от всё более уверенно действовавшей советской авиации. Армия Манштейна была разгромлена в степи и не сумела организовать коридор для выхода войск из окружения. 2 февраля немецкая группировка, насчитывавшая 100 тыс. человек и возглавляемая фельдмаршалом Фридрихом Паулюсом, капитулировала.
Слайд 11. Коренной перелом в войне – переход стратегической инициативы от одной воюющей
стороны к другой.
Слайд 12. 1.Оборонительный (17 июля – 18 ноября 1942 года)
2.Наступательный (19 ноября 1942 года – 3 февраля 1943года).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Приказ народного комиссара обороны СССР № 227
Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами. Враг уже захватил Ворошиловград, Старобельск, Россошь, Купянск, Валуйки, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, половину Воронежа.
Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамена позором.
Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток.
Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке. Этим они хотят оправдать свое позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам.
Каждый командир, каждый красноармеец и политработник должны понять, что наши средства не безграничны. Территория Советского Союза - это не пустыня, а люди - рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы и матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг - это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги.
После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн. населения, более 80 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше - значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину.
Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо если не прекратим отступления, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог. Из этого следует, что пора кончить отступление.
Ни шагу назад!
Таким теперь должен быть наш главный призыв.
Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности. Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило. Немцы не так сильны, как это кажется паникерам. Они напрягают последние силы. Выдержать их удар сейчас - это значит обеспечить за нами победу.
Можем ли мы выдержать удар, а потом отбросить врага на запад? Да, можем, ибо наши фабрики и заводы в тылу работают теперь прекрасно и наш фронт получает все больше и больше самолетов, танков, артиллерии, минометов.
Чего же у нас не хватает? Не хватает порядка и дисциплины в ротах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять свою Родину.
Нельзя дальше терпеть командиров, комиссаров, политработников, части и соединения которых самовольно оставляют боевые позиции. Нельзя терпеть дальше, когда командиры, комиссары, политработники допускают, чтобы несколько паникеров определяли положение на поле боя, чтобы они увлекали в отступление других бойцов и открывали фронт врагу. Паникеры и трусы должны истребляться на месте.
Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно явиться требование - ни шагу назад без приказа высшего командования. Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо как с предателями Родины. Таков призыв нашей Родины.
Выполнить этот приказ - значит отстоять нашу землю, спасти Родину, истребить и победить ненавистного врага.
После своего зимнего отступления под напором Красной Армии, когда в немецких войсках расшаталась дисциплина, немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали 100 штрафных рот из бойцов провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставили их на опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи.
Они сформировали, далее, около десятка штрафных батальонов из командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, лишили их орденов, поставили их на еще более опасные участки фронта и приказали им искупить свои грехи.
Они сформировали, наконец, специальные отряды заграждения, поставили их позади неустойчивых дивизий и велели им расстреливать на месте паникеров в случае попытки самовольного оставления позиций и в случае попытки сдаться в плен. Как известно, эти меры возымели свое действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой.
И вот получается, что немецкие войска имеют хорошую дисциплину, хотя у них нет возвышенной цели защиты своей родины, а есть лишь одна грабительская цель - покорить чужую страну, а наши войска, имеющие цель защиты своей поруганной Родины, не имеют такой дисциплины и терпят ввиду этого поражение.
Не следует ли нам поучиться в этом деле у наших врагов, как учились в прошлом наши предки у врагов и одерживали потом над ними победу? Я думаю, что следует.
Верховное Главнокомандование Красной Армии ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:
а) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда;
б) безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций, без приказа командования фронта;
в) сформировать в пределах фронта от 1 до 3 (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.
2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:
а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду;
б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной;
в) формировать в пределах армии от 5 до 10 (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной.
3. Командирам и комиссарам корпусов и дивизий:
а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров полков и батальонов, допустивших самовольный отход частей без приказа командира корпуса или дивизии, отбирать у них ордена и медали и направлять в военные советы фронта для предания военному суду
б) оказывать всяческую помощь и поддержку заградительным отрядам армии в деле укрепления порядка и дисциплины в частях.
Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.
Народный комиссар обороны
И. Сталин
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Викторина: «Знаешь ли ты?»
1 Вариант
- Даты оборонительного периода (17 июля – 18 ноября 1942 г.).
- Командующий 62 – й армией – (Чуйков).
- Девиз защитников Сталинграда - («Ни шагу назад! Стоять насмерть!»).
- Когда подписан приказ № 227- (28 июля 1942 г.).
- Как называлась операция по окружению немецко-фашистских войск под Сталинградом?-(Уран).
- Кто руководил осуществлением операции «Кольцо»-(Рокоссовский).
- Даты наступательного периода –(19 ноября 1942 г. – 2февраля 1943 г.)
- вариант
- Девиз защитников Сталинграда – («За Волгой для нас земли нет!»).
- Смысл приказа № 227? – (Ни шагу назад! До последней капли крови защищать каждый клочок советской земли!).
- Кто координировал действия советских войск в ходе Сталинградской битвы? – (Жуков).
- Как долго шли бои за Мамаев Курган – (140 дней и ночей).
- В каком году был открыт памятник-ансамбль на Мамаевом кургане? – (15 октября 1967 г.).
- Кто автор памятника-ансамбля на Мамаевом кургане? – (Вутетич, скульптор, лауреат Ленинской премии).
- Высота скульптуры «Родина-мать зовет!» - (52 метра).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Кроссворд на тему "Сталинградская битва".
По вертикали
1. В каком месяце фронт занял оборону в полосе 530 км. по линии: Павловск-на-Дону, полевому берегу Дона, Серафимович, Клетская, Суровикино, Верхнекурмоярская.
2. За что шла борьба до 27 сентября, после переправы немцев через р. Волгу (13 раз это место переходило из рук в руки).
4. 28 сентября Донской фронт стал называть таковым. Назовите его прошлое название
5. Кто командовал операцией вермахта по прорыву блокады.
8. Командующий Сталинградского фронта.
12. Командующий юго-западного фронта.
13. В районе какого населенного пункта замкнулось кольцо окружения немецких войск.
По горизонтали
2. На берегу какой реки Несколько дней и ночей не прекращались бои на улицах города, домах, заводах.
3. Автор рисунка медали «За оборону Сталинграда».
6. Какой характер носили операции 19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 гг.
7. Как назывался немецкий план прорыва блокады окруженных войск.
9. Фронт, сыгравший одну из важнейших ролей в Сталинградском сражении.
10. Какой именно завод, к концу оборонительного периода Сталинградской битвы 62-я армия удержала район севернее тракторного завода.
11. Кто руководил осуществлением операции «Кольцо».
14. Как называется операция по окружению фашистов под Сталинградом.
15. Фамилия генерала-полковника, который С 9 августа до 28 сентября командовал обоими фронтами.
10. Образец доски, заполненный учителем – обязателен!!
11. Если используется презентация – она должна присутствовать в приложении конспекту. Кроме того, любой раздаточный материал, наглядность (фото) должен присутствовать в приложении. В конспекте тогда должна появляться ссылка на «Приложение №…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по истории по теме: «Северная война (1700-1721 гг)».
План-конспект урока по истории на тему «Северная война (1700-1721 гг)» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по специальности 36.02.01 (111801) Ветеринария. ...
План-конспект урока по истории по теме: «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1».
План-конспект урока по истории на тему «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 111801.01 ...
Конспект урока по истории России
Повторительно - обобщающий урок по теме«Великая Отечественная война»....
Конспект урока по истории
«Начало Отечественной войны 1812г.Освободительный поход русской армии. Завершение войны 1812г.»...
конспект урока по истории по теме:Россия в эпоху Великих реформ Александра II.
Разработка урока по истории для 1-х курсов...
Конспекты уроков по истории и обществознанию для среднего и старшего звена
Уроки разработаны в соответствии со всеми требованиями ФГОС второго поколения....
План-конспект урока по истории народной культуры и изобразительного искусства
План-конспект урока по истории народной культуры и изобразительного искусства по предпрофессиональной программе во 2-м и 5-м классах...