План-конспект внеклассного мероприятия, посвящённого первому Народному учителю Республики Мордовия А.А. Прохорову
методическая разработка

На мероприятии рассказывается учащимся о первом Народном учителе Прохорове А.А. Актуальность темы внеклассного мероприятия - в изучении и систематизации материала об известном педагоге нашего колледжа, который необходим для сохранения памяти о нем и воспитания уважения к учительской профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ РМ «Зубово-Полянский педагогический колледж»

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 «ПЕРВЫЙ НАРОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ –

ПРОХОРОВ АДОЛЬФ АФАНАСЬЕВИЧ»

                           Подготовила: преподаватель немецкого языка    

       Ширяйкина Валентина Васильевна

                                                    Зубова-Поляна, 2024г

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПЕРВЫЙ НАРОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ - ПРОХОРОВ АДОЛЬФ АФАНАСЬЕВИЧ»

                                     

Форма мероприятия

Внеклассное мероприятие

Участники

студенты 1 и 2-го  курса

Продолжительность мероприятия

90 минут

Цель

Развивать коммуникативную компетенцию, интерес к педагогической профессии; познакомить с жизнью и деятельностью первого Народного учителя Республики Мордовия.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

- формировать информационно-коммуникативную компетенцию;

- приобщить учащихся к общим нравственным ценностям общества;

 - познакомить с информацией о первом Народном учителе Республики Мордовия.

- осуществлять анализ и оценку нужной информации;

- решение речемыслительных, поисковых задач;

-развивать внимание и память.

-способствовать развитию познавательного интереса к профессии педагога.

- воспитать социальные качества личности (доброту, ответственность, порядочность);

- воспитать активную жизненную позицию, целеустремленность;

- учиться работать в команде, нести ответственность за себя и других ее участников;

- расширение кругозора;

-осуществлять нравственное воспитание; интерес к педагогической деятельности известных педагогов.

Формируемые компетенции

Общие компетенции

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития


ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с педагогами, с участниками и социальными партнерами

Ценностно – смысловые компетенции

КК1

*способность видеть и понимать окружающий мир

* осознать свою роль и предназначения

 * уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения

 * обеспечивать механизм самоопределения студента в ситуации учебной или иной деятельности

Общекультурная компетенция

КК2

        Необходимо быть осведомлённым, обладать познанием и опытом деятельности:

* национальной и общечеловеческой культуры

* духовно-нравственных основ жизни человека и человечества

* культурологической основы семейных, социальных, общечеловеческих явлений и традиций

Учебно-познавательная компетенция

КК3

Это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесение с реальными познавательными объектами.

* знания и умения целеполагания, самооценки познавательной деятельности

* креативные навыки продуктивной деятельности, добывание знаний непосредственно из реальности, владение правилами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

 Информационная компетенция

КК4

* самостоятельно искать информацию

* анализировать и отбирать необходимую информацию

* организовывать и преобразовывать информацию

* сохранять и передавать информацию.

Коммуникативная компетенция

КК5

Включает знания:

* навыки работы в группе

* владение различными социальными ролями в коллективе

* умение задать вопрос, вести дискуссию.

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, видеоролик №1. Прохоров А.А. Экскурсия по районному краеведческому музею. https://vk.com/video433365506_456239051?list=b35b2e3ac72a7d9dfd, видеоролик №2 Фильм о народном учителе РМ Прохорове Адольфе Афанасьевиче.https://vk.com/videos433365506?list=b35b2e3ac72a7d9dfd&z=video433365506_456239046, картины и репродукции Прохорова А.А., выставка детских книг Прохорова А.А., музыкальный фон,  фотографии

Подготовительная работа

Подбор теоретического материала, проведение опроса, репетиция, приглашение гостей.

Ожидаемые результаты

- ярким примером показать правильное отношение к профессии педагога;

- выявить отношение учащихся к учительскому труду;

- вызвать интерес к этой профессии.

Аннотация

         С древнейших времен и до наших дней профессия учителя была и остается одной из самых важных у всех народов. Благодаря учителям от поколения к поколению передаются знания, опыт, накопленный человечеством. Ни один человек, простой или выдающийся, не смог бы стать личностью, достичь тех или иных высот без учителей. Учитель – не просто профессия, это состояние души, если это настоящий учитель. Эта профессия одна из самых трудных, требующих полной отдачи своим ученикам не только своих знаний, но и всех душевных и физических сил. Поэтому особо хочется сказать огромное спасибо тем педагогам, которые не только сами посвятили себя этому благородному труду, но и прививают любовь к этой нелегкой, но очень интересной и творческой профессии своих учащихся. На этом мероприятии рассказывается учащимся о первом Народном учителе Прохорове А.А. Актуальность темы внеклассного мероприятия - в изучении и систематизации материала об известном педагоге нашего колледжа, который необходим для сохранения памяти о нем и воспитания уважения к учительской профессии.

          С этой целью в ГБПОУ РМ «Зубово-Полянский педагогический колледж» было проведено внеклассное мероприятие «Первый Народный учитель Республики Мордовия - Прохоров Адольф Афанасьевич».    В ходе проведения мероприятия происходило интерактивное взаимодействие студентов между собой, преподавателем и приглашенными гостями.

Данная методическая разработка может быть рекомендована для использования в практике работы СПОУ при реализации системно-деятельностного подхода в работе со студентами, а также можно опубликована в средствах массовой информации, для привлечения внимания подрастающего поколения к труду учителя и, возможно, заинтересовать их этой замечательной профессией

Технологическая карта внеклассного мероприятия

Этап

занятия

Цель

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методические указания

1

                                                                                            Подготовительный

Самоопре-деление

 к деятельности

Знакомство с целью, правилами и ходом мероприятия.

Осмысливают полученную информацию, принимают участие в опросе, формируют рабочую группу для проведения опроса.

Руководители, помощники и участники тематического вечера собираются в читальном зале.

2

                                                     

Основной

Организация взаимодействия участников для осмысления полученной информации

 Знакомит с результатами проведенного опроса, предлагает прослушать информацию, помогает создать презентацию материала, создаёт положительный эмоциональный настрой.

Прослушивают информацию, осмысливают,

обсуждают и составляют сценарий.

Участникам внеклассного мероприятия предлагается познакомиться с жизнью и деятельностью Прохорова А.А.

Материал предъявляется ведущими.

(см. Приложение)

3

                                       

Заключительный

Подведение итогов

 Подводит итоги

 

 

                                   Список использованных источников:        

  1. Прохоров, А.А. Зубова-Поляна/А.А. Прохоров, Г.Н. Петелин. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1998, –114с.
  2. Учитель номер один >Зубова Поляна // [Электронный ресурс] URL.    Режим доступа:  http://zubova-poliana.narod.ru/aap.htm
  3. Фильм о народном учителе РМ Прохорове Адольфе Афанасьевиче. // [Электронный ресурс] URL. Режим доступа: https://vk.com/videos433365506?list=b35b2e3ac72a7d9dfd&z=video433365506_456239046
  4. Художник-учитель// [Электронный ресурс] URL. Режим доступа: http://www.zubova-poliana.ru/painter.htm 

Приложение

Moderator 1:  Guten Tag, liebe Studierende, liebe Gäste! Heute haben wir  ungewöhnliche Stunde. Wir wissen, dass Jahr (zweitausendzweiundzwanzig) 2023 durch den Erlass des russischen Präsidenten Wladimir Putin zum Jahr des Lehrers und Betreuers erklärt wurde. Die Mission dieses Jahres ist die Anerkennung des besonderen Status von Lehrkräften, einschließlich derjenigen, die Betreuer -Aktivitäten durchführen.

Bei unserer Veranstaltung stellen wir Ihnen eine Person vor, die Tausende von Subowopoljaner dankbar ihren LEHRER und BETREUER nennen!

Dies ist ein Lehrer, dessen Lebensweg Stolz macht und der ein Vorbild ist - Proсhorow Adolf Afanassjewitsch - der erste Volkslehrer der Republik Mordwien, Verdienter Lehrer der Schule der MASSR (mordwinische autonomische sowjetische sozialistische Republik), Ehrenbürger des Raioynos Subowo-Polyana und nur ein Lehrer, der von Hunderten von Studierenden geliebt wird. Sein Name und seine kreative Biographie sind in der Enzyklopädie ,,Wer ist Wer in Mordowien” enthalten.

Überestzer: Добрый день, дорогие студенты, уважаемые гости!  Сегодня мы проводим необычное занятие. Мы знаем, что 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

 На нашем мероприятии мы познакомим Вас с человеком, которого тысячи зубовополянцев с благодарностью называют своим УЧИТЕЛЕМ и НАСТАВНИКОМ! Это преподаватель - Прохоров Адольф Афанасьевич, жизненный путь которого вызывает гордость и является примером для подражания - первый Народный учитель Республики Мордовия, Заслуженный учитель школы МАССР, Почётный гражданин Зубово-Полянского района и просто любимый сотнями студентов педагог. Его имя и творческая биография внесены в энциклопедию «Кто есть кто в Мордовии».

         Moderator 2:  Jeder, der Adolf Afanassjewitsch persönlich kannte: bei ihm studierte oder mit ihm arbeitete, bemerkte an ihm den außergewöhnlichen Charme einer hervorragenden Persönlichkeit.

Er ist ein anerkannter Naturkenner, aber nicht nur!

Er ist ein talentierter Schriftsteller und Künstler, aber nicht nur!

Er ist der erste Volkslehrer der Republik Mordowien, der Hunderte von Schülern hat, die die edlen Bestrebungen, das Leben zum Besseren zu verändern, aus der Kommunikation mit dieser deutlich erkennbaren  Persönlichkeit genommen haben!

Am 1. Oktober dieses Jahres (2023) wäre Prohorow Adolf Afanassjewitsch, Schriftsteller, Dichter, Künstler und natürlich Lehrer, 85 Jahre alt geworden.

         Überestzer: Все, кто лично был знаком с Адольфом Афанасьевичем: учился у него или работал с ним, - отмечают в нём необыкновенное обаяние неординарной личности.

Он – признанный знаток природы, но не только!

Он – талантливый писатель и художник, но не только!

Он – первый Народный учитель республики Мордовия, имеющий сотни учеников, которые унесли от общения с этой яркой и светлой личностью благородные стремления изменять жизнь к лучшему!

1 октября 2023 года исполнилось бы 85 лет Прохорову Адольфу Афанасьевичу, писателю, поэту, художнику, и, конечно, педагогу.

         Moderator 1:  Schon als Kind hat er seine Berufung wahrgesagt. In seiner Autobiografie hat der künftige Volkslehrer geschrieben: „Seit meiner Schulzeit interessiere ich mich für Literatur, Natur, Erdkunde und Zeichnen. Diese Interessen wurden lebenslang bewahrt. Die Natur hat Adolf Afanasyewitsch mit vielen Talenten ausgestattet, aber sie alle vereinten sich um ein Thema - ,,Mensch und Natur”. Dies ist die Integrität seiner Natur, die es ihm ermöglichte, ein Leben „im Einklang mit sich selbst“ zu leben, ohne Krisen und Widersprüche, und all seine Kraft der Beschäftigung zu widmen, die er liebte. Seltene emotionale Güte, die Gefügigkeit eines vorrevolutionären russischen Intellektuellen, die Konsequenz eines Forschers und die Begabung eines Lehrers vereint in der Persönlichkeit einer Person - Prochorow Adolf Afanassjewitsch.

         Überestzer: Своё призвание он угадал ещё в детстве. В автобиографии будущий народный учитель написал: «Со школьных лет я интересовался литературой, жизнью природы, географией и рисованием. Эти интересы сохранились на всю жизнь». Природа одарила Адольфа Афанасьевича многими талантами, но все они объединились вокруг одной темы - «Человек и природа». В этом цельность его натуры, которая позволила ему прожить жизнь «в ладу с самим собой», без кризисов и противоречий, отдав все силы делу, которое он любил. Редкие душевные качества, мягкость дореволюционного российского интеллигента, упорство ученого-исследователя и дар педагога соединились в личности одного человека — Прохорова Адольфа Афанасьевича.

          Moderator 2:  Seine Biografie ist einfach und gewöhnlich für Tausende von Menschen, die ihr Leben dem Unterrichten gewidmet haben. Dieser Beruf in der Familie Prochorow ist erblich. Sowohl Vater - Prochorow Afanassji Wassilijewitsch als auch Mutter - Antonina Konstantinowna die Absolventin der chemischen und biologischen Fakultät des Leningrader Pädagogischen Instituts von M.N. Pokrowsky, arbeiteten als Lehrer.

Am 1. Oktober 1938 wurde in der Familie Prohorow ein Sohn geboren, der nach der damaligen Mode Adolf hieß. Zu Beginn des Krieges wurde sein Vater zum Militärdienst eingezogen, und seine Mutter mit drei kleinen Kindern blieb als Lehrerin in Dorfschulen.

         Überestzer: Его биография проста и обычна для тысяч людей, посвятивших свою жизнь учительскому труду. Профессия эта в семье Прохоровых – наследственная. И отец – Прохоров Афанасий Васильевич и мать – Антонина Константиновна, выпускница химико-биологического отделения Ленинградского педагогического института им. М.Н. Покровского, работали учителями.

В семье Прохоровых 1 октября 1938 года родился сын, которого, следуя моде тех лет, назвали именем Адольф.  В начале войны отец был призван на военную службу, а мать с тремя малолетними детьми осталась учительствовать в деревенских школах.

         Moderator 1:  Adolfs Kindheit wurde mit schweren Kriegszeiten zusammengefallen. Um Antonina Konstantinowna irgendwie zu helfen, unterstuzt ihre Schwester ihn zu erziehen. Der Junge kam so in Issa, dem regionalen Zentrum der Region Pensa, unter der Vormundschaft der freundlichsten, einsamen Tante Olga. So passiert es, dass seine Eltern im Jahre1945 starben und er lange Zeit bei seiner Tante blieb. Adolf ist in die Schule gegangen, wie alle Kinder, die das 7. Lebensjahr haben. Er beendete es in Mokschan, wohin er ist mit seiner Tante eingezogen. Er hat gut gelernt und verbracht seine Freizeit gern mit einem Buch. Seine Lieblingsfächer waren Erdkunde und Geschichte, an denen er lebenslang interessiert hat. Nach dem Abitur geht er in das Industrieinstitut in Penza. Aber er wollte hier nicht studieren, deswegen hat er sein Studium verlassen.

         Überestzer: Годы детства Адольфа совпали с трудным военным временем. Чтобы как-то помочь Антонине Константиновне, ее сестра взяла его на воспитание. Так мальчик оказался в Иссе, районном центре Пензенской области под опекой добрейшей, одинокой тети Ольги. Случилось так, что в 1945 году его родители погибли, и он остался надолго у тети. Как и все дети, достигшие семи лет, Адольф пошел в школу. Закончить ее пришлось в Мокшане, куда он переехал со своей тетей.  Он хорошо учился, свободное время любил проводить с книгой. Любимыми предметами были география и история, интерес к которым остался на всю жизнь. По окончанию школы поступил в индустриальный институт г. Пенза. Но учиться здесь ему не нравилось, поэтому он бросает учёбу.

         Moderator 2:  Um seinen Lebensunterhalt zu verdienen, geht der junge Mann zur Eisenbahn arbeiten. Aber die Liebe zur Natur siegte, und 1958 trat er in die Fakultät für Naturgeographie des Kasaner Instituts ein. Gleichzeitig mit seinem Studium war Prochorow in Kunstateliers für Bildende Kunst tätig. Die Liebe zum Zeichnen begann in der Schule. Die Pensa Gallery hatte einen großen Einfluss auf die Entwicklung des Kunstinteresses, wo sich die Gemälde vieler berühmter Künstler befunden haben. In Kasan besuchte er gerne Museen, Ausstellungen und las viele historische Bücher. Hier hat er den Wunsch, in Zeitungen veröffentlicht zu werden. Prochorow veröffentlichte nur Zeichnungen: Skizzen, Illustrationen für den Text.

          Überestzer: Чтобы заработать на жизнь, юноша идет работать на железную дорогу. Но любовь к природе победила, и он поступает в 1958 году на естественно - географический факультет Казанского института Одновременно с учебой Прохоров занимается в художественных студиях изобразительного искусства. Любовь к рисованию возникла еще в школе. Большое влияние на развитие интереса к искусству сыграла Пензенская картинная галерея, куда входили картины многих известных художников. В Казани он любил посещать музеи, выставки, много читал исторических книг. Именно здесь у него появляется желание публиковаться в газетах. Публиковал Прохоров только рисунки: этюды, зарисовки, иллюстрации к тексту.

         Moderator 1:  Im vierten Jahr des Instituts heiratete Adolf ein charmantes, fröhliches, optimistisches und humorvolles Mädchen Namens Lydia, das am selben Institut an der Fakultät für Chemie und Biologie studierte.

1961 kam Adolf Afanassjewitsch zur Arbeit in der Siedlung Subowa Polyana. Fasziniert von der Natur der Raiyon Subowo-Polyana bleibt er für immer hier. Die Ankunft eines neuen Geographen in der Schule brachte eine Wiederbelebung in die Reihen der Kinder. Die Vorstellungskraft der Jungen wurde durch die Tatsache angeregt, dass der junge Lehrer im Lehrerzimmer einе schwere Hantel hatte. Sonntags war er am Waldrand an seiner Staffelei anzutreffen, was nicht nur die Schüler, sondern auch die an einfache Freizeitbescheftigung gewöhnten Dorfbewohner beeindruckte.

         Überestzer: На четвертом курсе института Адольф женился на очаровательной, веселой, жизнерадостной, обладающей оптимизмом и юмором девушке по имени Лидия, которая училась в том же институте на химико-биологическом факультете.

В 1961 году Адольф Афанасьевич приехал на работу в поселок Зубова Поляна. Очарованный природой Зубово-Полянского района, он остается здесь навсегда. Приход в школу нового географа внес оживление в ребячьи ряды. Воображение мальчишек поразило то, что у молодого учителя в учительской стояла тяжелая гиря. По воскресеньям его можно было застать на опушке леса за мольбертом, и это также впечатляло не только учеников, но и сельских жителей, привыкших к незатейливому досугу.

         Moderator 2:  Neben Erdkunde unterrichtete er Zeichnen. Und diese glückliche Kombination ermöglichte es ihm bereits in den 60-er Jahren, Bildung nach dem Prinzip von heute modischen Projekten zu organisieren - zum Beispiel studierten Schüler in der Schule die Karte, und zu Hause sägten sie begeistert die Konturen der Kontinente aus Sperrholz und dann in der Schule erstellten gemeinsam eine Reliefkarte der Welt. Im Winter organisierte er einen Kreis von Schachspielern, und bald erkrankte die ganze Schule über Schach - sie spielten nach dem Unterricht in den Pausen. Die „Klügsten“ schafften es, das Schach unter den Tisch zu legen und die Figuren während des Unterrichts durch Berührung zu bewegen. Mehrere Leute haben gelernt, ,,blind” zu spielen - ohne auf das Brett zu schauen, Züge aus dem Gedächtnis zu benennen.

         Überestzer: Кроме географии он преподавал рисование. И это счастливое сочетание позволило ему ещё в 60-е годы организовывать обучение по принципу модных ныне проектов – так, ученики в школе изучали карту, а дома с энтузиазмом выпиливали из фанеры контуры материков и потом в школе совместно мастерили рельефную карту мира. Зимой организовал кружок шахматистов, и вскоре вся школа «заболела» шахматами – играли после уроков, на переменах. Самые «премудрые» ухитрялись, засунув шахматы в парту, передвигать фигуры на ощупь во время уроков. Несколько человек научились играть «вслепую» – не глядя на доску, называя ходы по памяти.

         Moderator 1:  Mit dem Einsetzen des warmen Wetters machte sich eine Gruppe von Schulkindern auf den Weg zu einer Wanderung entlang Zna. Und dann überraschte noch der Lehrer seinen Schülern - er konnte jede Pflanze, jede Blume benennen, nicht nur auf Russisch, sondern auch auf Latein! Für Adolf Afanassjewitsch sind sowohl die Aktionen zum 1. Mai als auch die Sommerwanderungen zur Tradition geworden. In diesen Wanderungnen erhielten Kinder die Fähigkeiten der Selbstverwaltung, Zusammenarbeit und Freundschaft. Hunderte von Mädchen und Jungen können persönlich die Schönheit ihres Heimatlandes sehen.

Da er von Natur aus ein enthusiastischer und leidenschaftlicher Mensch war, begeisterte er die Menschen um herum mit jedem seiner Geschäfte oder Bescheftigung, sei es beim Wandern, Volleyballschlachten oder Kunstunterricht: Nach vielen Jahren des Besuchs des Zirkels traten einige der Schüler in Fachkunstschulen ein.

         Überestzer: С наступлением тепла группа школьников отправилась в пеший поход по Цне. И тут учитель опять удивил своих учеников – он смог назвать любое растение, любой цветок не только по-русски, но и по латыни! Первомайские походы, также как и летние, стали традиционными для Адольфа Афанасьевича. В этих походах дети получали навыки самоуправления, сотрудничества, дружбы. Через них прошли, воочию увидев красоты родного края, сотни девчонок и мальчишек.

Будучи по натуре человеком увлекающимся и страстным, любым своим делом или занятием он увлекал и окружающих, будь то походы, волейбольные сражения или занятия искусством: некоторые из учащихся после многолетних посещений кружка поступили в профессиональные художественные школы.

         Moderator 2:  Einige der Projekte des Lehrers erwiesen sich als über viele Jahre hinweg. Nachdem er nach mehrjähriger Schultätigkeit an eine pädagogische Fachschule (heute pädagogische College) kam, richtete er ein Arboretum ein. Diese Idee wurde vom Direktor der pädagogischen Fachschule Schekscheev M.P. sowie von den Arbeitern des Holzverarbeitungsbetriebs unterstützt. Die systematische Arbeit an der Schaffung des Arboretums begann um Jahre 1975-80. Im nahe gelegenen Wald sind amerikanische und kanadische Kiefern und Fichten gewachsen, die für den zentralrussischen Streifen untypisch sind... Derzeit umfasst die Sammlung von Bäumen und Sträuchern des Arboretums mehr als hundert Arten und Formen.

         Überestzer: Некоторые из проектов учителя оказались рассчитанными на многие годы. Так, перейдя после нескольких лет работы в школе в педагогическое училище (ныне педколледж), он организовал дендрарий. Эту идею поддержал директор педагогического училища Шекшеев М.П., а так же работники лесокомбината. Планомерная работа по созданию дендрария началась примерно в 1975-80 годах. В ближайшем лесу выросли нетипичные для среднерусской полосы американские и канадские сосны и ели...В настоящее время коллекция деревьев и кустарников дендрария насчитывает более ста видов и форм.

          Moderator 1:  Die Beurteilung der Schüler und die pädagogische Arbeit des Lehrers erregten allmählich die Aufmerksamkeit der Öffentlichkeit und der Methodiker. Adolf Afanassjewitsch wurde eingeladen, Vorträge am Republikanischen Institut für die Verbesserung der Lehrer zu halten. Allmellich kam Ruhm. Das wurde durch die Rubrik über die Natur beigetragt, die er viele Jahre lang in der wichtigsten republikanischen Zeitung ,,Sowjetische Mordowien” geleitet hat. 1962 wurde Adolf Afanasyewitsch Mitglied des Journalistenverbandes der UdSSR.

         Überestzer: Отзывы учеников, педагогическая работа учителя постепенно начали привлекать внимание общественности и методистов. Адольфа Афанасьевича стали приглашать для чтения лекций в Республиканский институт усовершенствования учителей. Пришла известность. Этому способствовали и рубрика о природе, которую он многие годы вёл в главной республиканской газете «Советская Мордовия». В 1962 году Адольф Афанасьевич становится членом союза журналистов СССР.

         Moderator 2: Als Schriftsteller widmete Adolf Afanassjewitsch der Erstellung von Kinderbüchern große Aufmerksamkeit, deren Texte von Zeichnungen des Autors begleitet werden. Lehrer verwenden diese Bücher im Unterricht und bei außerschulischen Aktivitäten, wenn sie jüngeren Schülern die Natur, Flora und Fauna ihres Heimatlandes bekannt machen. So verwenden viele Grundschullehrer der Subowo-Polyansky-Schulen oft die Werke von Adolf Afanassjewitsch in ihrem Unterricht: „Grünes Haus“, „Wiryavas Kleid“, „Besuch bei Oma Wedyawa“, „Meise-Sommerkleid“. Diese Bücher sind eine Fundgrube für wissenschaftliche Informationen über die Pflanzen - und Tierwelt, die auf unterhaltsame und zugängliche Weise für Kinder präsentiert werden.

Diese Bücher sind ein Schatzkammer für wissenschaftliche Informationen über die Pflanzen - und Tierwelt, die auf unterhaltsame und zugängliche Weise für Kinder präsentiert werden. Teich, Rohrkolben, Aquarell, Elodei, Chillim und vieles mehr – Kinder merken sich schwere naturwissenschaftliche Informationen einfach und interessiert. Adolf Afanassjewitsch hat enzyklopädisches Wissen. Es gab keinen einzigen Grashalm, keinen einzigen Käfer, von dem er nichts wusste. Und es war nicht nur auf Namen beschränkt. Er könnte stundenlang über jeden reden.

          Überestzer: Как писатель Адольф Афанасьевич большое внимание уделял созданию детских книг, тексты которых сопровождаются рисунками автора. Эти книги учителя используют на уроках и внеклассных мероприятиях при знакомстве младших школьников с природой родного края, животным и растительным миром. Так многие учителя начальных классов Зубово-Полянской школ часто используют произведения Адольфа Афанасьевича на своих занятиях: «Зелёный дом», «Полотенце Вирявы», «В гостях у бабушки Ведявы», «Синичкин сарафан». Эти книги – кладезь научных сведений о растительном и животном мире, представленных в увлекательной и доступной для детей форме. Рдест, рогоз, водокрас, элодеи, чилим и многое другое – сложную естественно-научную информацию дети запоминают легко и с интересом. Адольф Афанасьевич обладал энциклопедическими знаниями. Не было ни одной травинки, ни одного жучка, о которых бы он не знал. И это не ограничивалось только названиями. О каждом он мог рассказывать часами.

          Moderator 1:  Adolf Afanassjewitsch schrieb nicht nur Prosa, sondern auch wunderbare, herzliche Poesie. Er ist im Grunde ein Heimatforscher, Kenner und Naturliebhaber, und Poesie und Natur sind praktisch untrennbar, da die Natur selbst schon Poesie ist. Deshalb ist die Schönheit der irdischen Natur – ihre Stärke und Macht, Harmonie und Rhythmus, Chaos und Ordnung – das zentrale Thema in der Poesie von Prochorow A.A. Er konnte in der Welt um sich herum sehen, was andere nicht sehen konnten. Auf die Frage: Wann, zu welcher Zeit er Gedichte schrieb, antwortete der Dichter eindeutig - in der Natur. „Ich gehe, bewundere die Natur zu verschiedenen Jahreszeiten, bemerke etwas Erstaunliches und sofort entstehen Gedichte in meinem Kopf, die sofort auf Papier in Zeilen fallen“. Die Studenten lernten Prochorows Gedichte kennen und fragten, warum der Autor keine Gedichte schrieb, die der Liebe zu einer Frau gewidmet waren. Er antwortete, dass seine Muse die Natur sei.

         Überestzer: Адольф Афанасьевич писал не только прозу, но и замечательные, проникновенные стихи. Он по своей сути краевед, знаток и любитель природы, а поэзия и природа практически неразделимы, так как природа уже сама поэзия. Именно поэтому красота земной природы – ее сила и мощь, гармония и ритм, хаос и упорядоченность – являются центральной темой в поэзии Прохорова А.А. Он мог в окружающем мире видеть то, что другим видеть не дано.  На вопрос: когда, в какое время он писал стихи, поэт отвечал однозначно – на природе. «Иду, любуюсь природой в различные времена года, замечаю что-то удивительное, и сразу в голове рождаются стихи, которые сразу ложатся строками на бумагу». Знакомясь с поэзией Прохорова, студенты спрашивали, почему автор не писал стихов, посвященных любви к женщине? Он отвечал, что его музой была природа.

(студентка рассказывает стихотворение А.А. Прохорова)

Лес прощается с зеленым, жарким летом…

Ветер северный листву срывает,        

Студит воду, в ветлах завывает,

Клонит вниз рогоз, тростник, осоку,

Навевает грусть, тоску, дремоту.

 А вдали картиною без рамы

                    Виден лес – торжественный, багряный,

                    Рыжий, бронзовый, нарядный, светлый.

                    Не печалится, прощаясь с жарким летом.

Не печалится, роняя золотинки –

Пламенеют празднично рябинки,

Дуб припрятал желуди литые,

Клен роняет листья золотые.

                     Шелестит, кружится, дерева скрывая,

                     Ливень листьев. Вся земля сырая

                     От листвы опавшей стала светлой.

                     Лес прощается с зеленым жарким летом…

(Прохоров А.А.)

          Moderator 2:  Adolf Afanassjewitsch ist ein wunderbarer Künstler. Wenn man über seine Arbeit spricht, möchte zu einem hohen Stil gehen. Er hat die Schönheit unserer Natur nicht dargestellt, sondern verherrlicht. In seinen Gemälden schläft ein märchenhafter Winterwald, der Fluss Parza ergießt sich laut in die malerischen Ufer und irgendwo ruft ein malerische Waldweg. Das Sujet seiner Bilder ist grundsätzlich auch die Natur. Er beherrschte mehrere Zeichentechniken. Adolf Afanassjewitsch glaubte, dass seine grafischen Arbeiten am erfolgreichsten waren, aber seine Gemälde lockten auch die Aufmerksamkeit von Kennern an und wurden von professionellen Künstlern hoch geschätzt. Seine Hauptsache sind Landschaften - Ansichten der düsteren zentralrussischen Natur. Wie bei jedem Künstler entwickelt sich seine Arbeit im Laufe der Jahre – war seine Palette früher von helleren Pastellfarben dominiert, sind seine Bilder jetzt saftiger und heller. Besonders deutlich wird dies bei Stillleben und der Serie «Blumensträuße». Seine Bilder befinden sich in den Sammlungen der Mordowien - und Rjasan-Museen, bei privaten Kunstsammlern – viele fühlen sich geschmeichelt, Gemälde eines Mannes zu Hause zu haben, der bereits als bekannter Forscher seiner Geschichte in die Geschichte von Subowa Polyana eingetreten ist Lehrer, der viele Generationen von Dorfbewohnern und Lehrern von Mordowien großgezogen hat.

          Überestzer: Адольф Афанасьевич – замечательный художник. Говоря о его творчестве, хочется перейти на высокий слог. Он не изобразил, а воспел красоту нашей природы. В его картинах спит сказочный зимний лес, звонко переливает свои воды в живописных берегах речка Парца, куда-то зовёт таинственная лесная дорога. Сюжетом для его картин является в основном тоже природа. Он освоил несколько приёмов рисования. Адольф Афанасьевич считал, что наиболее удачны у него графические работы, но его живопись также привлекает внимание ценителей и высоко оценивается профессиональными художниками.  Его «коньком» являются пейзажи – виды неяркой среднерусской окружающей природы. Как и у любого художника, его творчество с годами эволюционирует – если раньше в его палитре преобладали более светлые пастельные тона, то сейчас его картины более сочны, ярки. Особенно хорошо это видно в натюрмортах и серии «Букеты».

Его картины находятся в собраниях мордовских и рязанских музеев, у частных собирателей живописи – многим лестно иметь у себя дома картины человека, который уже вошёл в историю Зубовой Поляны как исследователь её истории, как известный педагог, воспитавший многие поколения жителей посёлка и учителей Мордовии.

          Moderator 1:  Eine weitere Seite von Proсhorows Talent A.A. - wunderbare künstlerische Fotografien. Wenn man sie betrachtet, versteht man, dass er eine herausragende Person war, die seine ganze Seele und sein ganzes Talent investiert hat, um seine Heimatorte zu verherrlichen, jedem Menschen die Schönheit der Natur zu bringen und einen unvergesslichen Eindruck bei jedem von uns zu hinterlassen.

Die Einzigartigkeit des Nationallehrers Prochorow A.A. dass er nicht nur viele Schüler hat, sondern viele talentierte Anhänger, von denen jeder eine Seite der facettenreichen Persönlichkeit seines geliebten Lehrers weiter entwickelt. Jeder, der Adolf Afanasyewitsch persönlich kannte, ist sich einig, dass er ein Lehrer mit Großbuchstaben war: Mit seiner hellen, reichen, facettenreichen Persönlichkeit wirkte er nicht nur auf seine Schüler, sondern auch auf seine Kollegen unwiderstehlich.

         Überestzer: Ещё одна грань таланта Прохорова А.А. – замечательные художественные фотографии. Глядя на них, понимаешь, что это был выдающийся человек, который вкладывал всю свою душу, весь талант, чтобы прославить родные места, донести красоту природы до каждого человека, оставить памятный след в любом из нас.

         Уникальность народного учителя Прохорова А.А. в том, что у него не просто много учеников, но много талантливых последователей, каждый из которых продолжает развивать одну из сторон многогранной личности любимого Учителя. Все, кто лично был знаком с Адольфом Афанасьевичем, сходятся во мнении, что это был учитель с большой буквы: своей яркой, богатой, многогранной личностью он неотразимо действовал не только на учеников, но и на своих коллег.

         Moderator 2:  Aber er lehrte nicht nur in Klassenzimmern. Seine außerschulische Arbeit war sehr effektiv, als der Lehrer seine Schüler entsprechend ihrer individuellen Eigenschaften und Neigungen förderte. Einige wurden seine Helfter bei der Ausrüstung des Studiums der Naturgeschichte, andere entwarfen das Museum für lokale Überlieferungen und wieder andere waren Wanderfreunde in ihrer Heimat. Zusammen mit ihrem Lehrer gingen die Schüler durch die Wälder zwischen Wiyscha und Parza, gingen durch die gesamte Mokscha von der Quelle bis zur Mündung, pflanzten sibirische Zedern im Gebiet der Subowsky-Forstwirtschaft, besuchten die Museen von Saransk, Morschansk, Temnikov, Museen der Regionen Rjasan und Penza. Es besteht kein Zweifel, dass eine so enge Verbindung junger Menschen mit einer starken und reichen Persönlichkeit wie ihrem Lehrer einen positiven Einfluss auf ihren moralischen Charakter und ihre berufliche Ausbildung hatte.

         Überestzer: Но учил он не только в учебных кабинетах. Очень эффективной была его внеклассная работа, когда учитель развивал своих воспитанников в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями. Одни становились его помощниками в оборудовании кабинета природоведения, другие оформляли краеведческий музей, третьи были фанатами походов по родному краю. Вместе со своим учителем студенты прошли леса между Вышей и Парцей, прошли всю Мокшу от истока до устья, посадили сибирские кедры на участке Зубовского лесничества, побывали в музеях Саранска, Моршанска, Темникова, музеях Рязанской и Пензенской областей. Нет сомнения, что такое близкое общение молодых людей с сильной и богатой личностью, каким был их учитель, благотворно влияло на их нравственный облик и профессиональную подготовку.

 

         Moderator 1:  Das charakteristischste Merkmal von Adolf Afanassjewitsch war der ständige Durst nach neuem Wissen und neuen Taten. In den Sommermonaten, wenn viele Menschen davon träumen, irgendwo im Süden zu entspannen, nimmt er in paläontologischen Expeditionen in Primorje, Jakutien, im Kaukasus, im Ural teil. ,,Mehr sehen, mehr wissen” ist sein Motto. Sein ganzes Leben lang hat er hart gearbeitet, viel gelesen, gesehen, viel nachgedacht. Als er deshalb einmal gefragt wurde, wie lange er brauche, um sich auf den Unterricht vorzubereiten, antwortete er: „ein ganzes Leben lang“.

         Überestzer: Самой характерной чертой Адольфа Афанасьевича была постоянная жажда новых знаний и новых дел. В летние месяцы, когда многие мечтают отдохнуть где-нибудь на юге, он принимает участие в палеонтологических экспедициях в Приморье, Якутии, на Кавказе, Урале. Больше увидеть, больше узнать – вот его девиз. Всю жизнь он много работал, много читал, видел, размышлял. Поэтому, когда его однажды спросили, долго ли он готовится к урокам, он ответил «Всю жизнь».

         Moderator 2:  Prochorow Adolf Afanassjewitsch war über viele Jahre freundschaftlich verbunden mit Petelin Gennady Nikolaewitch, Mitglied der Union der Journalisten und Schriftsteller Russlands, Verdienter Schriftsteller der Republik Mordowien, Träger des Literaturpreises von Bunin. In Zusammenarbeit mit ihm entstand das Buch „Subowa Polyana“ (1).

         Petelin G.N., der sich an seinen talentierten Freund erinnert, schreibt: „Adolf Afanassyewitsch überraschte die Menschen um ihn herum mit seiner Ruhe und Gründlichkeit. Er, ein bekannter Heimatforscher, kann mit einem Archäologen verglichen werden. Er ,,grub” in den Tiefen der vergangenen Jahrzehnte und sogar Jahrhunderte, vergeblich, auf der Suche nach historischen Fakten für zukünftige Generationen, an denen ihre Zeitgenossen einst vorbeigegangen waren. Außerdem war er Kurator des Heimatmuseums des pädagogischen Colleges und selbst eine große Museumsrarität.

         Überestzer: Долгие годы дружбы связывали Прохорова Адольфа Афанасьевича с  Петелиным Геннадием  Николаевичем,  членом Союза журналистов и писателей России, Заслуженным писателем Республики Мордовия, лауреатом литературной премии им. Бунина. В соавторстве с ним была написана книга «Зубова Поляна» (1).

 Петелин Г.Н., вспоминая о своём талантливом друге, пишет: «Адольф Афанасьевич поражал окружающих людей своей несуетливостью и основательностью. Его, известного краеведа, можно сравнить с археологом. Он небезрезультатно «копал» в толще прошлых десятилетий и даже столетий, выискивая для последующих поколений исторические факты, мимо которых когда-то прошли их современники. Он также являлся хранителем краеведческого музея педагогического колледжа, и сам являлся большой музейной редкостью.

(просмотр видеофильма №1)

       

          Moderator 1:  Jeder wahre Lehrer hat seine Anhänger. Prochorow A.A. hat sie auch. Seine Linie - die Persönlichkeit der Schüler durch Malerei zu beeinflussen - wird derzeit von einem Absolventen unserer Bildungseinrichtung und des pädagogischen Instituts Tscheboksary fortgesetzt. UND I. Yakowlewa Kutukov M.A. Jeder Lehrer bringt entsprechend den Anforderungen der Zeit einige neue Elemente in seine Arbeit ein. So interessierte sich Michail Alexandrowitsch für Computergrafik und riss diese Studenten mit.

         Das pädagogische College, in der Adolf Afanassjewitsch mehr als 40 Jahre arbeitete, wurde zu seiner zweiten Heimat. Sowohl Gedanken als auch seine Seele leben bis heute in diesen ihm so teuren Mauern. Wir bewahren sorgfältig alles, was mit dem Namen eines talentierten Lehrers verbunden ist.

         Überestzer: Каждый настоящий учитель имеет своих последователей. Есть они и у Прохорова А.А. Его линию – воздействовать на личность студентов посредством живописи – в настоящее время продолжает выпускник нашего учебного заведения и Чебоксарского педагогического института им. И.Я. Яковлева Кутуков М.А. Каждый преподаватель в соответствии в требованиями времени привносит какие-то новые элементы в свою работу. Так Михаил Александрович увлёкся компьютерной графикой и увлёк этим студентов.

Педагогический колледж, в котором Адольф Афанасьевич проработал более 40 лет, стал его вторым домом. И мысли, и его душа живут и поныне в этих родных для него стенах. Мы бережно храним всё, что связано с именем талантливого Учителя.

(слово представляется преподавателю колледжа Кутукову М.А.)

         Moderator 2:   Der 1. Oktober ist der Geburtstag von Adolf Afanassjewitsch. Er liebte den frühen goldenen Herbst sehr. Deshalb finden in diesen Tagen, nach dem Tod eines geliebten Lehrers und Kollegen, die republikanischen Prochorow - Lesungen am pädagogischen College in Subowo-Polyana statt. Zu den jährlichen Lesungen kommen Gäste aus anderen Bildungseinrichtungen der Republik, Erinnerungen an ihren geliebten Lehrer, seine Gedichte, Auszüge aus seinen Büchern sind zu hören, Teilnehmer der Lesungen sehen sich einen Film über Adolf Afanassjewitsch an, der von Mitarbeitern des Staatsfernsehens erstellt wurde und Radio Mordwien. Seit einiger Zeit entpuppt er sich als unser Gesprächspartner, teilt uns am Bildschirm seine Gedanken über den Sinn des Lebens mit, erzählt von seiner pädagogischen und heimatkundlichen Arbeit.

         Überestzer: 1 октября – день рождения Адольфа Афанасьевича. Он очень любил раннюю золотую осень.  Поэтому в эти дни после смерти любимого учителя и коллеги в Зубово-Полянском педагогическом колледже проходят Республиканские Прохоровские чтения. На ежегодные Чтения приезжают гости из других учебных заведений республики, звучат воспоминания о любимом учителе, его стихи, отрывки из его книг, участники чтений смотрят фильм об Адольфе Афанасьевиче, который создали сотрудники ГТРК Мордовии. На какое-то время он оказывается нашим собеседником, с экрана делится с нами мыслями о смысле жизни, рассказывает о своей педагогической и краеведческой работе.

(просмотр видеофильма №2)

         

         Moderator 1:  Am 20. Dezember 2013 hörte das Herz unseres Betreuers, des Volkslehrers der Republik Moldau, Prochorow Adolf Afanassjewitsch, auf zu schlagen. Auf seinem Denkmal stehen die Worte aus seinem Gedicht.

Und am 2. September 2014 wurde am Eingang des Gebäudes unserer College eine Gedenktafel angebracht.

„Hier wirkte von 1966 bis 2009 der Volkslehrer der Republik Mordowien, Ehrenbürger des Bezirks Prochorow Adolf Afanassjewitsch.“

Durch Beschluss des Abgeordnetenrates der städtischen Siedlung Subowo-Polyansky des Gemeindebezirks Subowo-Polyansky der Republik Mordowien wurde der Name einer neuen Straße im Südwesten der Siedlung Subowa Polyana im Mikrobezirk Solnetchny - Prochorow Strasse. (18. August 2015).

         Überestzer: 20 декабря 2013 года перестало биться сердце нашего наставника - Народного учителя РМ Прохорова Адольфа Афанасьевича. На его памятнике выбиты слова из его стихотворения:

«Только мысль моя не умирает,

Ищет рифмы, форму обретает,

Воплощается в рисунке четком,

В полнозвучной стихотворной строчке»

А 2 сентября 2014 года была установлена мемориальная доска у входа на здании нашего колледжа: «Здесь работал с 1966 по 2009 год Народный учитель Республики Мордовия, Почетный гражданин района Прохоров Адольф Афанасьевич».

По решению Совета депутатов Зубово-Полянского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордоаия присвоено название новой улицы, расположенной на юго-западе р.п. Зубова Поляна в микрорайоне «Солнечный» - улица Прохорова. (18-августа 2015 г).

         Moderator 2:    Studenten und Lehrer hatten das Glück, Adolf Afanassjewitsch Prochorow viele Jahre lang zu kennen und mit ihm zu kommunizieren. Für viele ist diese erstaunliche Person, eine wunderbare Lehrerin, zu einem Lebensführer geworden. Bei all seiner äußerlichen Unsichtbarkeit besaß er magische Kräfte - einen Menschen zu verändern, ihn besser zu machen. Wir sind ihm sehr dankbar für das, was er gelehrt hat und uns weiterhin lehrt, das Erstaunliche in einfachen Dingen zu sehen. Es scheint, dass es im Lehrerberuf nichts Heldenhaftes gibt. Aber das Leben und Werk von Prochorow A.A. sind ein echter Erzieher, der jungen Menschen und uns allen Leitlinien für ihre berufliche und persönliche Weiterentwicklung gibt.

         Überestzer: Студентам и преподавателям колледжа повезло долгие годы знать и общаться с Адольфом Афанасьевичем Прохоровым. Для многих этот удивительный человек, замечательный педагог стал жизненным ориентиром. При всей своей внешней незаметности он обладал волшебной силой – изменять человека, делать его лучше. Мы очень благодарны ему за то, что он учил и продолжает учить нас видеть удивительное в простых вещах. Казалось бы, в профессии учителя нет ничего героического. Но жизнь и трудовая деятельность Прохорова А.А. являются истинным наставником, дающим молодым людям и всем нам ориентиры для дальнейшего их профессионального и личностного становления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к внеклассному занятию

План-конспект к внеклассному занятию "Космическое путешествие", посвященное 50-летию первого полета в Космос. Использованы игровые, компьютерные, здоровьесберегающие технологии....

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Название работы: «Космическое путешествие» Автор: Комбичекова Лидия Нурбиевна Место работы: Кошехабльский центр дополнительного образования для детей при МБОУ СОШ №11 аула Ходзь ,Республики Адыгея. Эл.адрес-lkom82@

СЦЕНАРИЙ  ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯНазвание работы: «Космическое путешествие»Автор: Комбичекова Лидия НурбиевнаМесто работы:  Кошехабльский центр дополнительного образования для детей п...

Внеклассное мероприятие, посвящённое памяти заслуженного писателя Мордовии Григория Ильича Пинясова.

Забота  о возрождении мордовского народа, борьба за спасение народной нравственности – вот проблемы, которые двигали его пером. Григорий  Ильич  Пинясов  являлся членом правления...

Методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины «Народная мудрость в фольклоре России и Великобритании» По дисциплинам: Иностранный язык, русский язык и литература

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины «Народная мудрость в фольклоре России и Великобритании» предназначена для внеклассного мероприятия по русской и английской литературе....

План-конспект внеклассного занятия по русскому языку и литературному чтению на тему «Волшебство народного слова», 2 класс

На данном занятии второклассники познакомятся с сатирическими  русскими народными сказками...

Исследовательская работа Тема: «Основные древесные породы и их характеристика, используемые на предприятии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия».

Одним из важнейших природных материалов, широко использующихся человеком в различных отраслях хозяйственной деятельности является древесина. Свойства древесины той или иной породы определяют возможнос...

Внеклассное мероприятие День Народного Единства

Мероприятие предназначено для аудитории 1 и 2 курсов колледжа....