Рабочая программа вариаивной учебной дисциплины ОДВ.14 Основы проектной деятельности
рабочая программа
Учебная дисциплина ОДв.14 Основы проектной деятельности является вариативной частью общеобразовательного цикла и направлена на реализацию среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_osnovy_proektnoy_deyatelnosti_2.docx | 57.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский торгово-экономический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВАРИАТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДВ.14 ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для специальности:
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Хабаровск
2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Председатель ПЦК _______________________________/ (А.Ю. Куроптева)/
Рабочая программа вариативной общеобразовательной учебной дисциплины ОДв.14 Основы проектной деятельности разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями) и Федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 № 371, для реализации основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Профиль: социально-экономический
Зам. директора по УР ___________________________/В.Г.Перевальская/
Организация-разработчик: КГБ ПОУ ХТЭТ
Разработчик(и): Светикова К.В., преподаватель правовых дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
| 4 |
| 6 |
| 17 |
| 20 |
| 23 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОД.В.14 ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сокращения, используемые в программе:
ФГОС СОО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
ФООП – федеральная основная образовательная программа
ОПОП – основная профессиональная образовательная программа
УУД – универсальные учебные действия
МР – метапредметные результаты
ПРб – предметные результаты, базового уровня
ПРу – предметные результаты, углубленного уровня
ЛР – личностные результаты
1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОДв.14 Основы проектной деятельности является вариативной частью общеобразовательного цикла и направленна на реализацию среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования.
1.2. Учебная дисциплина «Основы проектной деятельности» реализуется с целью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
− систематизировать представление обучающихся о проектной и исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;
− сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы;
− развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;
− совершенствовать умение поиска информации из разных источников;
− формировать культуру публичного выступления;
− оказать методическую поддержку обучающимся при проведении исследовательских работ, проектов и подготовке выступлений на научно- практических конференциях;
− совершенствовать общественно-практическую активность обучающихся;
− способствовать развитию творческой активности личности обучающихся;
− содействовать профессиональному самоопределению обучающихся;
− выделять основных этапов написания выпускной квалификационной работы;
− систематизировать представление обучающихся о процедуре защиты курсовой, дипломной работы.
Реализация учебной дисциплины «Основы проектной деятельности направлена на развитие универсальных учебных действий и формирование у обучающихся:
системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы;
а также обеспечивает:
формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы), возможность получения практико-ориентированного результата;
практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов;
возможность практического использования приобретенных обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;
подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение учебной дисциплины ОДв.14 основы проектной деятельности направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
2.1. Личностные результаты
Результат | Организация достижения | Оценка достижения |
1 | 2 | 3 |
Личностные результаты гражданского воспитания | ||
Лр ГВ 1 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; | - комментированное чтение; - организация подготовки сообщений и докладов; -самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, интернет-источники) | оценка сообщения - зачет/ не зачет (выполнил требования к написанию работы, объем, оформление, раскрытие темы, подведение итогов, опора на научные тексты) |
Лр ГВ 2 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; | - организация обсуждения Конституции РФ и других нормативных правовых актов; - формулирование ответов на поставленные вопросы | взаимооценка- зачет/ не зачет (полнота и грамотность ответа, раскрытие темы) |
Лр ГВ 3 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; | - комментированное чтение; - проведение анализа по теме учебного материала; | диагностическое обследование на основе метода экспертных оценок |
Лр ГВ 4 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; | - организация подготовки сообщений и докладов; -самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, интернет-источники) | оценка сообщения - зачет/ не зачет (выполнил требования к написанию работы, объем, оформление, раскрытие темы, подведение итогов, опора на научные тексты) |
Лр ГВ 5 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; | - организация групповой работы по анализу учебного материала; - комментированное чтение; | оценка устного ответа - зачет/ не зачет (полнота ответа, грамотность, логичность построения ответа) |
Лр ГВ 6 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; | - организация работы в парах; - проведение дискуссии | оценка устного ответа - зачет/ не зачет (полнота ответа, грамотность, логичность построения ответа) |
Лр ГВ 7 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности. | - организация работы в парах; - проведение дискуссии | оценка устного ответа - зачет/ не зачет (полнота ответа, грамотность, логичность построения ответа) |
Личностные результаты патриотического воспитания | ||
Лр ПВ 1 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; | - организация подготовки сообщений и докладов; - самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, интернет-источники) | оценка сообщения - зачет/ не зачет (выполнил требования к написанию работы, объем, оформление, раскрытие темы, подведение итогов) |
Лр ПВ 2 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; | - организация групповой работы по анализу учебного материала; - проведение дискуссии | оценка устного ответа - зачет/не зачет (полнота ответа, грамотность, логичность построения ответа) |
Лр ПВ 3 идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу. | - написание эссе | оценка эссе по критериям |
Личностные результаты духовно-нравственного воспитания | ||
Лр ДНВ 1 осознание духовных ценностей российского народа; | - комментированное чтение; - составление плана эссе; | оценка эссе по критериям |
Лр ДНВ 2 сформированность нравственного сознания, этического поведения; | -организация самостоятельной работы с источниками информации | оценка сообщения - зачет/ не зачет (выполнил требования к написанию работы, объем, оформление, раскрытие темы, подведение итогов) |
Лр ДНВ 3 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; | - организация групповой работы; - комментированное чтение; | оценка задания по критериям |
Лр ДНВ 4 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; | - дискуссия по проблемам современности | самооценка, самоанализ |
Лр ДНВ 5 ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. | -организация аналитической работы с текстами учебной литературы; | самооценка |
Личностные результаты эстетического воспитания | ||
Лр ЭВ 1 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; | - комментированное чтение; - составление плана эссе; | оценка эссе по критериям |
Лр ЭВ 2 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; | -организация аналитической работы с текстами учебной литературы; | самооценка |
Лр ЭВ 3 убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; | -организация аналитической работы с текстами учебной литературы; | диагностическое обследование на основе метода экспертных оценок |
Лр ЭВ 4 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности. | - организация групповой работы; - комментированное чтение; | оценка задания по критериям |
Личностные результаты трудового воспитания | ||
Лр ТВ 1 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; | - комментированное чтение; -организация аналитической работы с текстами учебной и научной литературы | самооценка |
Лр ТВ 2 готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; | - организация групповой работы; - комментированное чтение; | оценка задания по критериям |
Лр ТВ 3 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; | -организация самостоятельной работы с источниками информации | оценка сообщения - зачет/ не зачет (выполнил требования к написанию работы, объем, оформление, раскрытие темы, подведение итогов) |
Лр ТВ 4 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. | - организация групповой работы; - комментированное чтение; | оценка задания по критериям |
Личностные результаты экологического воспитания | ||
Лр ЭВ 1 сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; | - дискуссия по проблемам современности | самооценка, самоанализ |
Лр ЭВ 2 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; | - проведение теста на знание темы | оценка теста по критериям |
Лр ЭВ 3 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; | - проведение теста на знание темы | оценка теста по критериям |
Лр ЭВ 4 умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; | - составление систематизирующей таблицы; - организация обсуждения проблемных вопросов | взаимооценка |
Лр ЭВ 5 расширение опыта деятельности экологической направленности. | -организация аналитической работы с текстами учебной литературы; | самооценка |
Личностные результаты ценности научного познания | ||
Лр ЦНП 1 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; | - комментированное чтение; - составление плана эссе; | оценка эссе по критериям |
Лр ЦНП 2 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; | -организация аналитической работы с текстами учебной литературы; | самооценка |
Лр ЦНП 3 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. | -организация аналитической работы с текстами учебной литературы; | диагностическое обследование на основе метода экспертных оценок |
2.2. Метапредметные результаты
Результат | Организация достижения | Оценка достижения |
1 | 2 | 3 |
Универсальные учебные познавательные действия | ||
базовые логические действия | ||
Мр П БЛД 1 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; | - организация индивидуальной работы с текстами учебной литературы; -реферирование текста; -организация подготовки к написанию эссе | оценка сочинения по критериям |
Мр П БЛД 2 устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; | комментированное чтение; - организация самостоятельной и групповой работы с текстом учебника; | самооценка |
Мр П БЛД 3 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; | - проведение теста на знание содержания темы | оценка теста по критериям |
Мр П БЛД 4 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; | - проведение теста на знание содержания темы | оценка теста по критериям |
Мр П БЛД 5 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; | - организация работы в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; - организация проектной и учебно-исследовательской работы. | оценка защиты проекта |
базовые исследовательские действия | ||
Мр П ИД 1 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; | -организация подготовки сообщений и докладов; -самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, интернет-источники) | оценка сообщения - зачет/ не зачет (выполнил требования к написанию работы, объем, оформление, раскрытие темы, подведение итогов, опора на научные тексты) |
Мр П ИД 2 овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; | - организация подготовки сообщений и докладов, самостоятельной работы с источниками информации | оценка сообщения - зачет/ не зачет (выполнил требования к написанию работы, объем, оформление, раскрытие темы, подведение итогов) |
Мр П ИД 3 формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; | - организация самостоятельной и групповой работы по заданиям учебника; | экспертная оценка выполненного задания |
Мр П ИД 4 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; | - организация обсуждения научного материала; | самооценка |
Мр П ИД 5 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; | -организация аналитической работы с текстами учебной литературы; - подготовка к написанию эссе | оценка эссе по критериям |
Мр П ИД 6 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; | - организация обсуждения научного материала; | самооценка |
Мр П ИД 7 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; | - организация работы в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; | оценка устного ответа - зачет/ не зачет (полнота ответа, грамотность, логичность построения ответа) |
Мр П ИД 8 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; | -организация аналитической работы с текстами учебной литературы и критических статей; | диагностическое обследование на основе метода экспертных оценок |
Мр П ИД 9 уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; | - организация подготовки докладов и выступлений | оценка выступления по критериям |
Мр П ИД 10 уметь интегрировать знания из разных предметных областей; | -составление систематизирующей таблицы; | экспертная оценка выполненного задания |
Мр П ИД 11 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; | -составление систематизирующей таблицы; | экспертная оценка выполненного задания |
работа с информацией | ||
Мр П И 1 владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; | -организация работы с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники) | диагностическое обследование на основе метода экспертных оценок |
Мр П И 2 создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; | комментированное чтение; -организация подготовки рефератов | оценка реферата - зачет/ не зачет (выполнил требования к написанию работы, объем, оформление, раскрытие темы, подведение итогов) |
Мр П И 3 оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; | - организация групповой работы по решению проблемных ситуаций | оценка групповой работы - (выполнение группового задания, отсутствие фактических ошибок, полнота ответа, грамотность) |
Мр П И 4 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | - проведение теста на знание темы | оценка теста по критериям |
Мр П И 5 владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. | - организация групповой работы по подготовке ответов на проблемные вопросы; | оценка групповой работы - (выполнение группового задания, отсутствие фактических ошибок, полнота ответа, грамотность) |
Овладение универсальными регулятивными действиями | ||
самоорганизация | ||
Мр Р С 1 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; | - организация работы по подготовке к написанию эссе | оценка эссе по критериям |
Мр Р С 2 самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; | - организация работы с фрагментом фильма | оценка письменных ответов - зачет/ не зачет (соблюдение пунктов анализа, отсутствие фактических ошибок, полнота ответа, грамотность) |
самоконтроль | ||
Мр Р Ск 1 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; | - обсуждение проблематики изучаемой темы; | оценка анализа по критериям |
Мр Р Ск 2 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; | -организация подготовки ответов на проблемные вопросы | оценка выступления по критериям |
Мр Р Ск 3 использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; | -организация самостоятельной практической работы | диагностическое обследование на основе метода экспертных оценок |
2.3. Предметные результаты
Результат | Организация достижения | Оценка достижения |
Базовый уровень | ||
Знать | ||
З 1 основы методологии проектной и/или исследовательской деятельности | поисково-познавательная деятельность, теоретические методы: моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному. | оценка анализа по критериям |
З 2 структуру и правила оформления проектной и/или исследовательской работы | демонстрация примера проектной работы и видео защиты проекта | оценка анализа по критериям |
З 3 этапы проектирования | организация обсуждения | самооценка |
З 4 формы и методы проектирования, учебного исследования | организация групповой работы с использованием информации из разных предметных областей | самооценка |
З 5 требования, предъявляемые к защите проекта | обсуждение и презентация требований, предъявляемых к проектной работе, демонстрация примера проектной работы | оценка анализа по критериям |
Уметь | ||
У 1 формулировать тему проектной и исследовательской работы, доказывать её актуальность | обсуждение принципов формулировки и актуальности изучаемой темы | оценка анализа по критериям |
У 2 определять цели и задачи проектной и исследовательской работы | использование различных методических приёмов для постановки целей и задач | самооценка |
У 3 анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; | организация и деятельности по первичному изучению методов анализа этапов решения задачи и проблем | самооценка |
У 4 выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; определять необходимые источники информации; | организация просмотра тематического каталога, демонстрация сайтов, являющихся достоверными источникам необходимой информации | самооценка |
У 5 выбирать и применять на практике методы исследовательской, проектной работы | обсуждение необходимости использования различных методов исследования проектной работы в сотрудничестве (работа в малых группах) | оценка анализа по критериям |
У 6 оценивать практическую значимость результатов поиска; | обсуждение того, как можно на практике применить части сделанной работы (элементы исследования) | самооценка |
У 7 использовать современное программное обеспечение для ведения и оформления исследовательской и проектной деятельности; | демонстрация примера использования современного программного обеспечения для ведения и оформления исследовательской и проектной деятельности | смооценка |
2.4. Синхронизация универсальных учебных действий с общими компетенциями
2.4.1. В процессе освоения учебной дисциплины ОДв. 14 Основы проектной деятельности у обучающихся целенаправленно формируются универсальные учебные действия, включая формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые в свою очередь обеспечивают преемственность формирования общих компетенций ФГОС СПО.
Виды универсальных учебных действий | Наименование ОК в соответствии с ФГОС СПО |
Универсальные учебные познавательные действия | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда. ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии. |
Универсальные учебные регулятивные действия | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. ПК 2.2 Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии. |
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной деятельности
Виды учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 39 |
Обязательные учебные занятия | 39 |
в том числе: | |
лекции | 27 |
практические занятия | 12 |
Промежуточная аттестация в форме: дифференцированный зачет (защита проекта, презентация) |
3.2. Содержание
Предусмотренные ФГОС СОО и ФОП СОО групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты выполняются обучающимся в рамках освоения ОДв.14 Основы проектной деятельности по одной из учебных дисциплин или на междисциплинарной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие).
Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
Результатом проекта является одна из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других;
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
отчетные материалы по социальному проекту.
Проект оценивается по критериям сформированности:
познавательных универсальных учебных действий, включающих способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, умение поставить проблему и выбрать способы ее решения, в том числе поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других;
предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
4. Тематический план учебной дисциплины: «Основы проектной деятельности»
Наименование разделов и тем* | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровень усвоения** | Осваиваемые компетенции и результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Модели исследований на занятиях проектной деятельности | 9 | |||
Тема 1.1 Введение в курс Проектная деятельность | 1. Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме компьютерной презентации или видеофильма, реже действующей модели или макета с текстовым сопровождением. | 1 | 1 | Лр ГВ 2, Лр ПВ 2, Мр П БЛД 2, З 1, У 1, ОК 01, ОК 5. |
Тема 1.2 Выбор темы проектной деятельности | 2. Критерии выбора темы проектной деятельности. Требования к формулировке тем проектной деятельности. Актуальность и практическая значимость темы.
| 2 | 1 | Лр ЭВ 3, Лр ТВ 1, Мр П БЛД 1, Мр П ИД 7, З 3, У 2, ОК 2, ОК 4. |
Тема 1.3 Виды методов исследования | 3. Методы научного познания. Типы и виды исследований проектной деятельности. Методы эмпирического уровня. Методы экспериментальна- теоретического уровня. | 2 | 2 | ЛР ГВ 7. Лр ЦНП 3. Мр ИД 3, Мр РС 2, З 1, З 3, У 3, ОК 6, ОК 11 |
4. Практическое занятие № 1 Представить в виде схемы типологии источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. | 2 | 2 | Лр ГВ 6, Лр ДНВ 3, Мр П БЛД 4, З 5, У4, ОК 3, ОК 5 | |
Тема 1.4 Составление плана проектной деятельности | 5.Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и задач. Составление контрольных точек исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы. | 2 | 2 | Лр ГВ 2, Лр ПВ 2, Мр П И 2, З 5, У 3, ОК 01, ОК 5. |
Раздел 2 Требования к оформлению проектной деятельности | 10 | |||
Тема 2.1 Подбор литературы и нормативного материала | 6. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Информационное обеспечение исследования. Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература. Правила оформления списка используемых источников. | 2 | 2 | Лр ГВ 3, Лр ТВ 2, Лр ГВ 5,Мр П ИД 11, З 2, У 4, ОК 3, ОК 5, ОК 6 |
Тема 2.2 Информационное обеспечение исследования. | 7. Анализ литературы по теме проектирования или исследования. Составление списка использованной литературы по исследуемой теме в соответствии с правилами оформления. Электронные источники информации и работа с ними, ссылки на электронные источники. Составление аннотации. Подготовка работы к рецензированию или отзыва. | 2 | 2 | Лр ТВ 4, Мр П БЛД 1, З 5, У 4, У 7, ОК 2, ОК 7 |
8. Практическое занятие № 2 Обработка содержания научных текстов. Использование научной терминологии. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования. | 2 | 2 | Лр ДНВ 4, Мр П БЛД 7, Мр Р С 1,З З 2, У 5,ОК 1, ОК 5, ОК 8 | |
Тема 2.3 Оформление проектных работ | 9. Параметры страниц исследовательской работы. Шрифт, межстрочный интервал. Титульный лист исследовательской работы и проекта. Нумерация страниц. Заголовки в исследовательской работе. Сокращения и формулы в оформлении исследовательской работы. Оформление приложений проекта. Рисунки, фотографии, графики, диаграммы, карты и таблицы. Оформление списка используемых источников. | 2 | 2 | Лр ЭВ 3, Мр П БЛД 1, Мр П ИД 7, З 5, У 5, ОК 2, ОК 4. |
10. Практическое занятие № 3 Оформление текстовых документов, таблиц и приложений. Оформление формул и уравнений, иллюстраций и рисунков. Изучение Государственных стандартов РФ в области правил и требований к оформлению проектных и исследовательских работ | 2 | 2 | Лр ГВ 3, Лр ДНВ 3, Мр П БЛД 4, З 2, У 7, ОК 3, ОК 5 | |
Раздел 3 Структура проектной деятельности | 12 | |||
Тема 3.1 Основные элементы проекта | 11. Понятие и основные элементы проекта. Изучение единой структуры проектной работы: введение, основная часть, заключение, список источников, приложение. | 2 | 2 | Лр ГВ 2, Лр ТВ 2, Мр П БЛД 2, З 4, У 4, У 5, ОК 01, ОК 5. |
Тема 3.2 Структура Введения проектной деятельности | 12. Элементы Введения проектной работы. Расположение элементов проектной работы. Соотнесение элементов Введения проектной работы с частями работы. | 2 | 2 | |
13. Практическое занятие №4 Отработка составления введения проектной работы. Структура введения и методологический аппарат работы. | 2 | 2 | Лр ГВ 3, Лр ДНВ 3, Мр П БЛД 4, З 2, У 1, У 2, ОК 3, ОК 5 | |
Тема 3.3 Основная часть проектной деятельности | 14. Структура основной части работы. Теоретическая часть проекта. Практическая часть проекта. Требования к оформлению основной части проекта. | 2 | 2 | Лр ГВ 3, Лр ГВ 5,Мр П ИД 11, З 3, У 5, ОК 3, ОК 5, ОК 6 |
15. Практическое занятие № 5 Разработка структуры и содержания проектной работы. Сбор информации, работа с литературой. Проведение расчетов, оценка результатов и выводы по проделанной работе. Анализ полноты достижения поставленных цели и задач. Качество выполнения проекта в целом. | 2 | 2 | ЛР ГВ 7. Лр ДНВ 5. Мр СК 3, З 5, ОК 6, ОК 11 | |
Тема 3.4 Заключение проектной деятельности | 16. Требования к оформлению заключения. Структура заключения. Выводы по главам и параграфам основной части проекта. Дополнительные элементы в заключительной части проекта. Продолжения исследования по выбранной теме проекта. | 2 | 2 | Лр ТВ 4, Мр П БЛД 1, З 5, У 6, ОК 2, ОК 7 |
Раздел 4 Дополнительные материалы к проектной деятельности | 6 | |||
Тема 4.1 Речь к защите проектной работы | 17. Объем речи для защиты проектной работы. Требования к речи при защите проектной работы. Рекомендации по защите проектной деятельности. | 2 | 2 | Лр ГВ 3, Лр ЦНП 2, Лр ГВ 5,Мр П ИД 11, З 5, У 7, ОК 3, ОК 5, ОК 6 |
18. Практическое занятие № 6 Подготовка плана выступления. Акцент на основные результаты работы. Степень детализации объяснения. Научная этика. | 2 | 2 | Лр ЭВ 3, Лр ТВ 1, Мр П БЛД 1, Мр П ИД 7, З 5, У 6, ОК 2, ОК 4. | |
Тема 4.2 Подготовка презентации к проектной работе | 19. Общие требования к презентации для проектной работы. Обязательные элементы презентации. Дополнительные элементы презентации. Этапы выполнения презентации. | 2 | 2 | Лр ЭВ 5, Лр ГВ 4, Мр П И 1, Мр П И 5, З 5, У 7, ОК 4, ОК10. |
Защита проекта | 2 | |||
Всего часов | 39 |
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к условиям реализации основной образовательной программы характеризуют кадровые, материально-технические и иные условия реализации образовательной программы.
5.1. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
Квалификация педагогических работников, реализующих образовательную программу должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года
5.2. Требования к материально-техническим условиям реализации образовательной программы
Материально-техническая база обеспечивает возможность для реализации проектного обучения: создания возможностей для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и научно-техническим творчеством, социально-значимой деятельностью и художественным творчеством; способствовать развитию инициативы и коллективных форм работы обучающихся.
В учебных аудиториях созданы условия для проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения;
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Государственный стандарт РФ ГОСТ 7.11-2004 Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках. [Текст].
2. Государственный стандарт РФ ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. [Текст].
3. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. – [Текст].
4. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / И.П. Пастухова, Тарасова Н.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.
5. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.
6. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2018.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2020.
8. Гаман-Голутвина О.В.,Ковлер А.И.,Пономарёва Е.Г. и другие: под общей редакцией Тишкова В.А. Обществознание 11 класс.-М.: «Издательство «Просвещение».
9. Гринберг Р.С, Королёва Г.Э.,Соболева О.Б.,ЦыплаковаО.Г.;под общей редакцией Тишкова В.А.
Обществознание 10 класс.-М.: «Издательство «Просвещение».
10. Данилов А.А. ,Косулина Л.Г.,Брандт М.Ю.,Короткова М.В.,Горинов М.М.;под редакцией Торкунова А.В. Обществознание 10-11 класс.-М.: «Издательство «Просвещение».
11. Кравченко А.И.,Акчурин Т.Ф.,Агафонов С.В. Обществознание 11 класс.-М.: «Издательство «Просвещение».
12. Кравченко А.И.,Хасбулатов Р.И.,Агафонов С.В. Обществознание 10 класс.-М.: «Издательство «Просвещение».
13. Котова О.А.,Лискова Т.Е Обществознание 10 класс.-М.: «Издательство «Просвещение».
14. Котова О.А.,Лискова Т.Е Обществознание 11 класс.-М.: «Издательство «Просвещение».
Электронные ресурсы
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru
2. Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru.
3. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru.
4. ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/450724
5. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru.
6. Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://www.government.ru
7. Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://duma.gov.ru
8. Официальный сайт Совета Федерации РФ. URL: http://council.gov.ru
9. Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации. URL: http://www.vsrf.ru.
10. Официальный сайт Правительства России. URL: http://www.government.ru
11. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL:http://festival.1september.ru/
12. Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru
13. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru
14. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). URL: https://obrnadzor.gov.ru
15. Официальный сайт Национальных проектов России. URL: https://национальныепроекты.рф
16. Федеральный портал «Российское образование». URL: https://www.edu.ru
17. Федеральный портал «Информационно-коммуникационных технологий в образовании». URL: http://window.edu.ru
18. Федеральный портал по финансовой грамотности. URL: https://vashifinancy.ru
19. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). URL: https://fipi.ru
20. Библиотека Российской академии наук (БАН, г. Санкт-Петербург) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rasl.ru
21. Методические рекомендации к созданию презентации. Форма доступа: http://bumate.ru/?act=stud&id=9
22. Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральный закон от 27 июля 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3448.
23. Официальный сайт Российской государственной библиотеки (РГБ, г. Москва) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rsl.r
24. Правила подготовки доклада и выступления. Форма доступа: http://logic.pdmi.ras.ru/~yura/talk-rules.html
25. Рекомендации по оформлению ученических исследовательских проектов. Форма доступа: http://www.strategy48.ru/node/49
26. Российская национальная библиотека (РНБ, г. Санкт-Петербург) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nlr.ru
27. http://psystudy.ru / - электронный научный журнал
28. http://studentam.net / - электронная библиотека учебников
29. http://www.gumer.info / - библиотека
30. http: // www.potal.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».
Дополнительные источники
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022)
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022)
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
8. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2022)
9. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —№ 15. — Ст. 766. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
10. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —2002.
11. Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
12. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //СЗ РФ. — 2012.
14. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
15. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —2002. — № 2. — Ст. 133.
16. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 14.07.2022)
17. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред.от. 28.06.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 07 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Программа общеобразовательного учебного цикла УД. 07 Основы предпринимательской деятельности – является частью программы подготовки специалистов в соответствии с ФГОС по профессии 38.01.02...
Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.07 Основы учебно-исследовательской деятельности
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование базовой подготовки.Программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской дея...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.13 Основы проектной деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД.13 Основы проектной деятельностидля профессии15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))...
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.13 Основы проектной деятельности
КИМ учебной дисциплины ОУД.13 Основы проектной деятельности является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.13 Основы проектной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением, входящей в укрупненную ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОО.01 Основы проектной деятельности для профессии 15.01.35 Мастер слесарных работ
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.35 Мастер слесарных работ, входящей в укрупненную группу специальностей 15.00.00...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.18 Основы проектной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по професси...