Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии" для СПО
методическая разработка
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Основы философии" | 488.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург» ОГСЭ 01. «Основы философии» |
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 01. «Основы философии» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по программе подготовке специалистов среднего звена (далее – СПО) 49.02.03 Спорт и на основании примерной основной образовательной программы, входящей в состав укрупненной группы профессий 49.00.00 Физическая культура и спорт.
Организация-разработчик: СПб ГБ ПОУ «Академия ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург»
Разработчик(и):
Преподаватель: Хижая Д.М. – преподаватель философии
Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии Протокол № 1 от 17.05.2023 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |||
| 4 | ||
| 5 | ||
| 10 | ||
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОГСЭ 01. «Основы философии», рекомендуемая для освоения обучающимися в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 49.02.03 Спорт в соответствии с ФГОС СПО по указанной специальности, квалификация «Тренер по виду спорта».
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина ОГСЭ 01. «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины – сформировать у обучающихся представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества и цивилизации.
Задача – обучающийся должен осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Дисциплина способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций, а также личностных результатов:
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам; |
ОК 02. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК 04. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
ОК 06. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения; |
Код | Наименование профессиональных компетенций |
ПК 1.2. | Проводить тренировочные занятия с занимающимися по основным разделам спортивной подготовки в избранном виде спорта; |
ПК 1.5. | Организовывать соревновательную деятельность занимающихся по избранному виду спорта; |
ПК 1.8. | Проводить мероприятия по антидопинговой подготовке спортсменов; |
ПК 1.9. | Осуществлять профессионально-спортивное совершенствование в избранном виде спорта; |
ПК 2.2. | Проводить и анализировать учебные занятия по дополнительным общеобразовательным программам |
ПК 2.3. | Организовывать досуговую деятельность обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы; |
Код | Личностные результаты |
ЛР 7 | Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения. Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов других людей |
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузки студента - 51 час, в том числе:
- обязательная аудиторной учебная нагрузка - 51 час;
Вариативная часть – 3 часа на изучение русской философии;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 51 |
в т.ч. в форме практической подготовки | 10 |
в том числе: | |
Теоретическое обучение | 41 |
Практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | - |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета (2 семестр) |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч /в том числе в форме практической подготовки, | Коды ОК, ПК, ЛР, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные этапы развития философии. | 37/6 | ||
Тема 1.1. Что такое философия? | Содержание учебного материала | 4 | |
Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности. Философия как выражение мудрости в рациональных формах | 1 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
Категории как предмет философского знания и как результат его развития. Мировоззрение и его структура. | 1 | ||
Мифология, религия и философия - исторические формы мировоззрения. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия и ее человеческое измерение. | 1 | ||
Практические занятия | 1 | ||
Семинарское занятие № 1. Что такое философия? | |||
Тема 1.2. Развитие античной философии | Содержание учебного материала | 4 | |
Периоды развития античной философии: - до сократовский, классический, эллинистический, римский. Космоцентризм ранней античной философии. | 1 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
Софисты. Сократ. Философская система Платона. Теория идей. | 1 | ||
Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Римское государство и развитие философии | 1 | ||
Практические занятия | 1 | ||
Семинарское занятие № 2. Развитие античной философии | |||
Тема 1.3. Философия эпохи Средневековья | Содержание учебного материала | 4 | |
Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии. Патристика. | 1 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
Блаженный Августин. Схоластическая философия. | 1 | ||
Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики. | 1 | ||
Практические занятия | 1 | ||
Семинарское занятие № 3. Философия эпохи Средневековья | |||
Тема 1.4. Философия эпохи возрождения, нового времени. | Содержание учебного материала | 11 | |
Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии. Патристика. Блаженный Августин. Схоластическая философия. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского - вершина схоластики. | 2 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Достижения возрожденческой науки и искусства. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник, Галилео Галилей. | 2 | ||
Эпоха научной революции. Проблемы методологии научного познания. Френсис Бэкон. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта. Дедуктивный метод. Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи. | 2 | ||
Критическая философия И. Канта. Обоснование активности субъекта. Априорные формы знания. Кант о возможностях и границах разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как априорный принцип практического разума. | 2 | ||
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии. | 2 | ||
Практические занятия | 1 | ||
Семинарское занятие № 4. Философия эпохи Возрождения, Нового времени. | |||
Тема 1.5. Русская философия | Содержание учебного материала | 14 | |
Специфические особенности русской философии: исторические и социальные условия ее формирования. Периодизация развития философской мысли в России. «Русская идея». | 2 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
М.В. Ломоносов - первый русский ученый, мыслитель, просветитель. Н.А. Радищев и постановка проблемы свободы. | 2 | ||
Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). Философия всеединства. Идея богочеловечества. Философия свободы. | 2 | ||
П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии. | 2 | ||
Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Революционеры демократы. | 2 | ||
Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Судьба русской философии в XX веке. | 2 | ||
Практические занятия | 2 | ||
Семинарское занятие № 5. Русская философия | |||
Раздел 2. Основные направления современной Западной философии. | 14/4 | ||
Тема 2.1. Аналитическая философская традиция | Содержание учебного материала | 5 | |
Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной, основанные на принципе материального единства мира. Религиозная картина мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания. | 2 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
Философская картина мира и ее связь с различными концепциями бытия. Аксиология как философское учение о ценностях. Нравственные ценности добра, зла, справедливости, свободы, их анализ. | 1 | ||
Практические занятия | 2 | ||
Семинарское занятие № 6. Аналитическая философская традиция | |||
Тема 2.2. Постмодернист-кая философская альтернатива | Содержание учебного материала | 3 | |
Постмодернизм как направление современной философии. Известные философы постмодернисты. | 1 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
Изучение работ философов постмодернистов. | 1 | ||
Практические занятия | 1 | ||
Семинарское занятие № 7. Постмодернистская философская альтернатива | |||
Тема 2.3 Понятие познания. Чувственное и рациональное | Содержание учебного материала | 3 | |
Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания. Проблема субъективности и объективности в познании. Понятие «знания». Знание, познание и язык. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании. Абсолютности и относительности в познании. Сенсуализм и рационализм. Интуитивное познание | 1 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
Этапы познания. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Теория истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины. Анализ форм и методов научного познания. | 1 | ||
Практические занятия | 1 | ||
Семинарское занятие № 8. Понятие познания. Чувственное и рациональное | |||
Тема 2.4. Познание и истина. Познание и наука | Содержание учебного материала | 3 | |
Познание как предмет философского анализа. Структура познания, анализ его важнейших видов и форм. | 1 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
Философское понятие истины. | 1 | ||
Дифференцированный зачет | 1 | ||
Итого | 51/10 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет Гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Оснащенный оборудованием:
1. Посадочные места по количеству обучающихся
2. Рабочее место преподавателя
3. Учебно-методическое обеспечение:
УМК по дисциплине «Основы философии»;
Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор, экран
Характеристика аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования:
- стандартное оборудованием используемое для обучения в «АЛВС Динамо СПб» компьютер с лицензионным программным обеспечением MS Windows, MS Office, Mozilla FireFox, Google Chrome, Acrobat Reader DC, WinZip, Антивирус Касперского.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Дмитриев, В. В. Основы философии: учебник для среднего профессионального образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 281 с. — (Профессиональное образование).
- Кочеров, С. Н. Основы философии: учебное пособие для среднего профессионального образования/С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 177 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09669-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491445
- Стрельник, О. Н. Основы философии: учебник для среднего профессионального образования/О. Н. Стрельник — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 312 с. — (Профессиональное образование)
Дополнительные источники:
- Гуревич, П. С. Философия: учебник для среднего профессионального образования / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 457 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534- 10200-0. — Текст: электронный
- Лавриненко, В. Н. Философия в 2 т. Том 1. История философии: учебник и практикум для среднего профессионального образования/В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова; под редакцией В. Н. Лавриненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 240 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14741-4. — Текст: электронный
- Лавриненко, В. Н. Философия в 2 т. Том 2. Основы философии. Социальная философия. Философская антропология: учебник и практикум для среднего профессионального образования/В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан; под редакцией В. Н. Лавриненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14740-7.
- Передельский, А. А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: учебник / А. А. Передельский. — Москва: Спорт-Человек, 2016. — 416 с. — ISBN 978-5-906839-04-6. — Текст: электронный
- Хомяков, А. С. Избранные философские сочинения в 2 т. Том 1 / А. С. Хомяков. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 372 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08947-9. — Текст: электронный
- Хомяков, А. С. Избранные философские сочинения в 2 т. Том 2 / А. С. Хомяков. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 375 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08949-3. — Текст: электронный
- Хрестоматия по философии в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Чумаков [и др.]; под редакцией А. Н. Чумакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 366 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11663-2. — Текст: электронный
- Хрестоматия по философии в 2 ч. Часть 2: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Чумаков [и др.]; под редакцией А. Н. Чумакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 236 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11667-0. — Текст: электронный
- Юркевич, П. Д. Философские произведения. Избранное / П. Д. Юркевич. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 281 с. — (Антология мысли). — ISBN 978- 5-534-12132-2. — Текст: электронный
Интернет–ресурсы:
− https://biblio-online.ru/catalog/legendary/gumanitarnye-i-obschestvennye-nauki (Легендарные книги. Гуманитарные и общественные науки.)
− http://www.internet-biblioteka.ru/philosophy (Интернет-библиотека.ру)
− www.window.edu.ru/window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
- ЭБС «Юрайт» [Электронный ресурс] URL: https://urait.ru/ (дата обращения: 22.05.2022)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий аудиторного и внеаудиторного характера.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
Освоенные умения, усвоенные знания | Коды формируемых компетенций и ЛР | |
уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | Формы контроля обучения: - устный индивидуальный и фронтальный опрос; - тестовые задания по темам; - реферат, сообщение - письменная проверочная работа; - эссе; - участие в семинаре - выполнение практических работ Методы оценки результатов обучения: - накопительная оценка; - дифференцированный зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза: Слюзина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...