Понятие общения. Индивидуально-психологические особенности субъектов общения.
презентация к уроку
Презентация к лекциям "Понятие общения", "Индивидуально-психологические особенности субъектов общения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_obshcheniya_t-t_h-r.pptx | 667.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности ( Л.П. Буева ) . Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера ( Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова и В.П. Зинченко, 1996) . Общение - сложный , многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга ( Психологический словарь под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского , 1990) .
Основные функции общения : 1. прагматическая —реализуется при взаимодействии людей в процессе любой совместной деятельности ; 2. формирующая — проявляется в процессе формирования и развития человека; 3. подтверждающая — реализуется в процессе общения человек с другими людьми, когда человек получает возможность познать и утверждить себя ; 4. организующая и поддерживающая межличностные отношения — для любого человека общение связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений — позитивных либо негативных, что накладывает отпечаток не только на личностное, но и деловое общение ; 5. внутриличностная — реализуется в общения человека с самим собой через внутреннюю и внешнюю речь , построенную по типу диалога человека .
Общение как социально-психологический феномен — это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления. Язык — система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляет общение между людьми. Использование языка с целью общения людей называют речью. В зависимости от особенностей общения, выделяют различные его виды :
Типы межличностного общения
Уровни общения.
Общение и общительность Общительность — это качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.
( Задания для индивидуальной работы) Задание 1. Определите уровень своей общительности (тест в.Ф . Ряховского ). Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет, иногда. Опросник: Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи? Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо мероприятии? Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента? Вам предлагают выехать в другой город на студенческую конференцию. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избежать? Любите ли вы делиться своими переживаниями с окружающими людьми? Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой или вопросом? Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад? В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, промолчите ли вы? Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, кинотеатре, библиотеке)? Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций ?
У вас есть собственные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и чужих мнений на этот счет вы не приемлете, это так? 14.Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор? 15.Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме? 16.Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной? Оценка ответов : «да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — О баллов. Полученные баллы суммируются, и определяется уровень общительности.
30-32 балла. Вы явно необщительны. Близким вам людям нелегко, вам трудно работать в команде. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя. 25-29 баллов. Вы замкнуты, предпочитаете одиночество, поэтому У вас мало друзей. Необходимость новых контактов выводит вас из равновесия. Однако бывает, что при сильной увлеченности вы раскрываетесь и становитесь общительным. Стоит только захотеть. 19-24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой. В ваших высказываниях много сарказма. Однако эти недостатки исправимы. 9-13 баллов. Вы весьма общительны, любопытны, любите высказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, любите бывать в Центре внимания. Однако вам недостает усидчивости, терпения и решительности, когда сталкиваетесь с серьезными проблемами. При желании ВЬ1 можете себя заставить не отступать. 4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Всегда в курсе всех дел, любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас хандру. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами. 3 балла и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, не имеющие к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых не компетентны. Бываете вспыльчивы и обидчивы. Окружающим людям трудно с вами. Вам надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям.
Задание 2. Проанализируйте особенности вашего общения в начале разговора, при его поддержании и окончании. Для этого вспомните, как чаще всего вы общаетесь. Прочитайте и выделите ответы, соответствующие вашему стилю ведения беседы. Способы начала разговора А. Начало разговора зависит от: собеседника, если он первый с вами заговорил; ситуации, если она требует от вас активности; цели, если она предусматривает совместное действие. Б. Начало разговора зависит от: вашего желания общаться с этим человеком; вашего настроения вне зависимости от ситуации; вашей активности вне зависимости от цели, которая может и не предусматривать партнерского взаимодействия.
Поддержание разговора А. Для поддержания разговора вы: искренне интересуетесь мнением собеседника; задаете вопросы, побуждающие собеседника поделиться с вами его знаниями; внимательно прислушиваетесь к проблемам вашего собеседника. Б. Для поддержания разговора вы: рассказываете забавные случаи из жизни своей или других людей; делитесь своими проблемами; рассказываете о своих увлечениях, интересах .
Завершение разговора А. Завершая разговор, вы: отдадите инициативу первым попрощаться своему собеседнику; ориентируетесь на реализацию целей своего собеседника; будете вежливо ждать, пока ваш собеседник выскажется, даже если спешите. Б. Завершая разговор, вы: являетесь инициатором его прекращения; прощаетесь с собеседником, если ваша цель реализована; можете прервать его на полуслове, если потеряли интерес к собеседнику.
Если ваши ответы чаще совпадали с вариантами А , то у вас есть явный талант слушателя. Однако замечали ли вы за собой напряжение, если беседа излишне затянулась? Проанализируйте эти случаи и попробуйте найти новые способы ведения беседы. Если ваши ответы совпадали с вариантами Б , то вы — доминантный собеседник, однако обратите внимание на навыки слушания. Может быть, за излишней активностью в разговоре вы пропускаете ценную информацию от своих собеседников.
Общение и индивидуальные особенности личности
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов и поведения человека: их силу, скорость возникновения, прекращение и изменение. Павлов выделил три свойства нервных процессов : Силу нервных процессов , определяющую уровень выносливости нервной системы, работоспособности человека, способность переносить различной степени нагрузки на нервную систему; Уравновешенность , характеризующую соотношение процессов возбуждения и торможения; Подвижность , определяющую быстроту появления и переключения нервных процессов.
Вопрос № 2. Характеристика темпераментов Сангвиник — уравновешенный человек с быстрой скоростью реакций, умеренной их силой. Ему свойственны: активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он может долго работать при условии, если работа разнообразная. Подвижный, общительный. Мимика и движения выразительны, речь быстрая. Отличается высокой степенью общительности, готовности вступать в новые контакты. Холерик — неуравновешенный человек с большой скоростью и чрезмерной силой реакций. Энергично все начинает и быстро истощается. В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп выполнения любой деятельности быстрый. Флегматик — уравновешенный человек с медленной скоростью реакций и большой силой их протекания. Упорен, терпелив. В общении избирателен, трудно сходится с людьми. Находчив, речь и движения неторопливы. Не любит частую смену работы. Меланхолик — человек неуравновешенного типа с медленной скоростью реакций и слабой силой их протекания. Чувствителен, раним, отличается повышенной тревожностью. Предпочитает выполнять виды действий, не требующие психического напряжения. В общении нерешителен, избирателен в контактах.
Выводы 1. Темперамент - характеристика личности со стороны особенностей динамики ее психической деятельности (интенсивности, темпа, ритма, скорости психических процессов). 2. Темперамент- это врожденное свойство человека. 3. С древнейших времен различали четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. 4. По учению И. П. Павлова, физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности. Он характеризуется различным соотношением трех свойств нервнойсистемы : силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов (возбуждения и торможения).
Вопрос № 3. Общение и характер человека На поведение человека в процессе общения влияет его характер. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения . Структура характера – целостная организация отдельны свойств характера зависящих друг от другая. Связанных друг с другом. Черта характера- те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Принято выделять пять глобальных черт характера (А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов, У. Норман и др.): 1. самоуверенность — неуверенность; 2. согласие, дружелюбие — враждебность; 3.сознательность — импульсивность; 4. эмоциональная стабильность — тревожность; интеллектуальная гибкость — ригидность . В системе отношений выделяют четыре группы черт характера, свидетельствующих об отношении человека к: 1) другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и др.); 2) своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и др.); 3) самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность); 4) вещам (аккуратность, бережливость).
В характере человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. интеллектуальные черты - имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдательность и др .). В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (возбудимость, рассудочность и т д ), а также преобладающие настроения. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремленность).
Вопрос № 4. Общение с различными по характеру собеседниками Доминантный и недоминантный собеседники Доминантный собеседник. Он настроен непременно на то, чтобы повлиять: если силен физически — вызвать у вас робость, если умен, оставить впечатление превосходящего ума. Человек жесткий, напористый. Легко перебивает, повышая голос, но не дает вам перебивать себя. Решителен, ему легко свернуть разговор на полуслове. В качестве сильной стороны можно отметить его умение принимать решения и брать на себя ответственность за происходящее. При общении с доминантным собеседником необходимо дать ему возможность выявить свою доминантность . Спокойно держаться собственной точки зрения, при этом избегать высмеивать его «силовые приемы», иначе может быть ссора. Недоминантный собеседник. Уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать собеседника. Нуждается в поощрении, подбадривании — лучше не словами, а взглядом. Склонен перекладывать решения на других, поэтому в общении необходимо дать ему почувствовать уверенность в собственных силах и при принятии своих решений.
Мобильный и ригидный собеседник. Мобильный собеседник . Он с легкостью переключается на общение с других занятий. Речь его быстрая, даже торопливая, одно выражение легко сменяется другим. Проститься с ним так же легко, как и разговориться. Общаясь с мобильным собеседником, необходимо подстроиться под его темп, постоянно замедляя скорость и частоту собственных реплик. Теперь можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что было малопонятным. Ригидный собеседник . Ригидность — личностная черта, которая выражается в затруднении (вплоть до полной неспособности) изменить намеченную программу деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидному человеку требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу. Говорит он не спеша, вдумчиво, мысль излагает подробно. Распроститься с ним сразу невозможно, ему обязательно нужно расставить все «по полочкам». Если собеседник ригиден , наберитесь долготерпения, чтобы выслушать его внимательно.
Экстраверт и интроверт. Экстраверт. Экстраверсия — ориентация личности на мир ] внешних объектов. Экстраверт расположен к общению как форме v деятельности. Легко или тяжело, ему нужно с кем-то пообщаться. t Он может обратиться к совершенно незнакомому человеку. Одни и те же лица тяготят его, ему требуется разнообразие. Если бесе- , да носит благополучный характер, то он строит диалог таким образом, чтобы вы расстались на ноте теплоты и взаимопонимания. В случае ссоры он не держит камня за пазухой. Общаясь с экстравертом, старайтесь не нарушать атмосферу взаимной симпатии. Его излишнее любопытство, поверхностность лучше всего сглаживать беззлобной иронией. Интроверт . Интроверсия — ориентация личности на свой внутренний мир. Интровертам присущи необщительность, замкнутость («им все равно меня не понять»). Он весь в себе, не любит ежедневных встреч и разговоры на личные темы. Темы творческого, философского и делового характера его привлекают больше. Общаясь с интровертом, избегайте панибратства и всякой личной тематики. Обсуждая вопросы профессиональные или абстрактные, будьте готовым к затяжным паузам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"
В презентации представлены: система работы с родителями, стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия и формы взаимодействия классного руководителя с семьей ...
"Понятие о вербальных и невербальных средствах общения"
Мультимедийный лекционный материал по дисциплине "Социальная психология" на тему "Понятие о вербальных и невербальных средствах общения"...
Сборник психологических рекомендаций для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Данный сборник может быть полезен классным руководителям, педагогам - предметникам, психологам по выстраиванию конструктивных отношений педагог-обучающийся, с учетом индивидуальных психологических осо...
Презентация "Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуальным, психологическим и профессиональным качествам гражданина."
Деятельность военнослужащего в первую очередь обусловлена его принадлежностью к ВС РФ. Каждый военнослужащий является членом того большого коллектива людей, который объединен под понятием «...
Методическая разработка «Особенности профессионального общения в рамках деловой самопрезентации»
Разработка содержит подробное описание этапов проведения занятия...
Статья «Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса».
Статья «Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса»....
Особенности национального общения. Казахстан.
Прекрасный доклад о своей родине сделала Изделеева Виктория Н-46Л....