Конспект открытого занятия "Темперамент. Типы темперамента"
план-конспект занятия

Конспект открытого занятия по психологии "Темперамент. Типы темперамента"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx84.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Братский педагогический колледж»

Конспект занятия

по учебной дисциплине

ОП.02 Психология

для студентов специальности

 «Физическая культура»

Тема «Темперамент. Типы темперамента»

Подготовила: Гиль Е.А

2023г

Цель: познакомится с определением «темперамент», научиться различать типы темперамента, учитывать особенности темперамента в работе с детьми.

Оборудование: плакат с рисунком корзины, цветы, мультимедийный проектор, бланки опросников, рисунки деревьев

Ход занятия:

1.        Приветствие преподавателя.

- Здравствуйте. Садитесь.

Ребята, Как у вас настроение? (хорошее) Я очень рада, у нас сегодня будет очень интересная тема, и после занятия у вас настроение станет еще лучше.

Наше занятие я хочу начать с легенды о том, где спрятана истина.

- Однажды собрались Боги на совет, чтобы найти такое место на Земле, где можно было бы спрятать истину так, чтобы человек все жизнь истратил на ее поиски.

- Давайте спрячем истину на самой высокой горной вершине! – сказал наистарейший из них.

- Давайте спрячем на глубину моря! – произнес самый молодой из них.

- Нет, найдет…

- Давайте спрячем истину в сердце человека, и тогда он всю жизнь будет искать ее, но так не сможет найти, - предложил наимудрейший Бог.

С того времени люди все свою жизнь тратят на поиски истины, даже не подозревая, что она находится очень близко.

Не зря  философ Бердяев  сказал: «Познай себя – познаешь весь мир».

- Ребята, а как вы понимаете слова этого философа?

- Предлагаю вам сегодня сделать один шаг к познанию себя.

Первое Упражнение «Цветы группы»

- У вас на столах есть цветы разного цвета, я прошу вас выбрать понравившийся вам цветок и  на лепестках написать свои положительные качества характера, а в серединке – свое имя.

- А теперь, прошу  вас прокомментировать написанное и  прикрепить ваш цветочек в вазу

- Посмотрите, какой красивый букет получился. Все мы разные. Одинаковых людей не существует. Но наша корзинка благодаря этому еще красивее, а каждый цветочек, как и каждый из вас, хорош по-своему.

- Еще в древности люди задумывались над тем, почему одни из них решительные, способны быстро адаптироваться к новому коллективу, а другие чувствительные, обидчивые,  трудно находят общий язык с окружающими; одни быстро обдумывают все и принимают решения, а другим необходимо на это много времени.

- Как вы думаете, о чём пойдет речь на занятии? (Темперамент, типы темперамента) Запишите тему занятия.

-Какая будет цель занятия?

-Давайте сначала  вспомним, что же такое  характер?( Характер – это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых особенностей личности, которые проявляются в определенном отношении к себе, к другим, к делу.)

- А можно ли воспитать характер? (можно)

-Итак, чем отличается характер от темперамента?  (Характер воспитывается человеком в течение всей жизни, а темперамент – врожденное свойство нервной системы.  С определенным темпераментом человек рождается и он остается на всю жизнь)

-Совершим экскурсию в историю развития учений о темпераменте.

Основой современной классификации  типов темперамента стала теория, возникшая во времена Гиппократа.

Гиппократ считал, что такие черты характера обусловлены соотношением в организме человека жидкостей: крови, желчи и слизи.

Если в человеческом организме преобладает такая жидкость,

  • как кровь – этих людей называют сангвиниками,
  • слизь – флегматиками,
  • желчь – холериками,
  • чёрная желчь – меланхоликами.

В наше время темпераментом называютэто врожденные индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.;

Темперамент зависит от силы нервной системы, ее работоспособности, уравновешенности, стойкости. (записали определение)

-Скажите, что такое эмоциональная устойчивость?

-Важна ли эмоциональная устойчивость в профессиональной деятельности?

  • Эмоциональная устойчивость – умение противостоять негативным событиям.
  • Эмоциональная неустойчивость – характеризуется перепадами настроения, импульсивностью, непоследовательностью действий, отсутствием самоконтроля, аффективными вспышками, чрезмерной раздражительностью.

Психологии известны два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты.

  • Экстраверты - это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.
  • Интроверты - тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.

Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится:

  • к общению с людьми,
  • вниманию со стороны окружающих,
  • участию в публичных выступлениях,
  • участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.

Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, управляющим людьми, артистом или конферансье.

Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Если экстраверту для комфорта необходимо присутствие других людей, то интроверту комфортно трудиться и в одиночестве.

- А сейчас давайте познакомимся с типами темперамента более подробно.

Будем работать в группах. Задача каждой группы, используя материал у вас на столах- подготовить сообщение о типах температура.

Меланхолик. Основной чертой этого типа темперамента является повышенная чувствительность. Такой человек остро реагирует на все происходящее вокруг него и, к сожалению, для себя во всем видит только минусы. Его сильной стороной является богатое воображение, однако, в этом же и его слабость. Умение фантазировать помогает в творческой работе, но очень усложняет жизнь, ведь такие люди способны надумывать проблемы там, где их нет. Меланхолики не всегда могут адекватно вести себя в каких-то ситуациях, пасуют перед проблемами, незначительное изменение распорядка дня уже вызывает неудобства, а переезд или смена работы – проблема мирового масштаба. По своей натуре меланхолик интроверт.

Холерик. Самыми яркими качествами, которыми он обладает, являются: частые скачки настроения; решительность, напористость; активное участие в спорах; страсть к лидерству; быстрая реакция; резкость в движениях, живая мимика; неусидчивость, иногда непоследовательность; активность, стремление к новому; страсть к риску; в некоторых случаях агрессивность, грубость.

Сангвиник. Человек подвижный и легкий на подъем, с выразительной мимикой и богатой жестикуляцией, он моментально реагирует на изменение ситуации, неудачи не выбивают его из колеи, а заставляют действовать еще энергичнее. Сангвиник не выносит рутины, ему постоянно нужны новые впечатления.
Он очень активен и энергичен. Ему свойственна доброта и готовность прийти на помощь. Подвижность психических процессов не позволяет долго пребывать в депрессии и «зацикливаться» на проблемах. Он обладает веселым нравом, легким характером и чувством юмора. Чаще всего, это оптимист, полный надежд. У него быстрая, хорошо развитая речь. Они прекрасные ораторы и свободно чувствуют себя на публике.

Флегматик. Качества, которые свойственны человеку-флегматику: медлительность; невозмутимость; постоянный уровень настроения; незаметные выражения своих эмоциональных переживаний; бедная мимика; трудность в переключении деятельности; тяжелое приспосабливание к новой обстановке, условиям; постоянство чувств; медленное вырабатывание новых форм поведения; возможна вялость, безразличие, лень.

Флегматик, благодаря своей сильной нервной системе, эмоционально устойчив. В то же время его психические процессы также обладают инертностью, которая не позволяет им испытывать и выражать сильные переполняющие чувства. Человек, у которого присутствует этот тип темперамента, обычно адекватно оценивает себя, уверен в себе, при этом без бахвальства и самоуверенности. Иногда, при неблагоприятных обстоятельствах, он может занижать свои способности и испытывать неуверенность.

Мы познакомились с типами темперамента.

Для того, чтобы закрепить знания о типах темперамента, послушайте сказку.

Сказка о типах темперамента.

- В давние времена в одном королевстве жили четыре рыцаря. Звали их Холерик, Сангвиник, Флегматик и Меланхолик. Все они были вооружены, ездили на прекрасных лошадях, но были очень разные.

У короля была прекрасная дочь, случилось так, что все они полюбили ее. Собрались они вместе, посоветовались, и решили отправиться к королю просить отдать дочку замуж за одного из них. Пусть она сама выберет самого достойного, лучшего.

Подъезжая к королевскому дворцу, они увидели, что страшный великан-людоед стоит около ворот с огромной дубиной и никого к принцессе не пускает.

Холерик, не задумываясь, бросился в бой с великаном. Тот взмахнул дубиной, и Холерик вылетел из седла. Рыцарь сразу же поднялся и, размахивая сломанным мечом начал кричать, что великан ведет себя нечестно, что у него дубина, а не меч, и вообще они в разных весовых категориях.

Увидев это, Меланхолик всхлипнул и произнес: «Вот так всегда! Ну почему мне так не везет». Развернул коня и отправился домой.

Флегматик почесал затылок, подумал и решил: «Ничего не поделаешь с этим великаном. Приеду я завтра. Я могу и подождать, пока он уйдет».

А Сангвиник сразу же понял, что великана ему не победить. Он через лес подъехал к замку, закинул веревку на стену и, напевая песенку, полез на башню к принцессе. Но веревка оборвалась, и Сангвиник упал. Потом он поднялся, потер разбитые колени, улыбнулся и решил построить воздушный шар, чтобы перелететь на нем через высокую стену королевского замка.

Принцесса со своей башни наблюдала, что делали все ее кавалеры. И все они разочаровали ее: ведь Холерик если и был храбрый, то только кричал, а не искал выхода из этой ситуации; Флегматик не очень спешил к своей любимой; Сангвиник хитрил и не желал вступить в бой со страшным великаном-людоедом; Меланхолик – тот вообще испугался и растерялся.

Прошло несколько дней и снова все рыцари появились у ворот замка. Холерик пришел первым во главе большого вооруженного войска. За это время он обскакал все королевство и собрал самых сильных рыцарей на битву с великаном. Увидев это, великан бросил дубину и убежал. Принцессе понравилась неугомонность Холерика.

Вдруг она увидела, что к замку летит воздушный шар, в ковше которого сидит Сангвиник и улыбается. Принцесса была в восторге от его находчивости.

В эту же минуту в окно башни влетел почтовый голубь. К его шейке ленточкой было привязано послание. Это была баллада о любви, которую написал Меланхолик. Принцесса была растрогана этими стихами. Они ей очень понравились.

Вдруг на дороге затарахтели тяжелые возы. Это медлительный Флегматик вез щедрые подарки прекрасной принцессе. И он тоже понравился своей сдержанностью и деловитостью.

Четыре рыцаря выстроились перед королем и его дочкой, чтоб просить руки принцессы.

- Сначала я была разочарована вами, - сказала принцесса. – А теперь я в восторге от вас. В темпераменте каждого из вас я увидела чудесные черты. Но я выбираю…

- Ребята, как вы думаете, кого выбрала принцесса, кто стал ее мужем?

- Вы не знаете? Кому-то больше нравится один тип темперамента, кому-то другой. Главное в сказке, что нет хороших или плохих типов темперамента, как нет только хороших или только плохих людей. В каждом человеке есть всего понемногу и от Сангвиника, и от Флегматика, и от Меланхолика, и от Холерика. Но чего-то одного может быть больше. Переделать тип темперамента почти невозможно, да в общем-то и не нужно, ведь каждый человек уникален и индивидуален.

И так же происходит в

     - А теперь давайте полученные знания зафиксируем в таблице, заполнить пропуски в ней.

Психологическая характеристика типов темперамента

Характеристика

Х

С

Ф

М

1.Физиологическая основа (тип нервной системы)

Сильный, неуравновешенный, подвижный

Сильный, уравновешенный, подвижный;

Сильный, уравновешенный, безынициативный

Слабый, неуравновешенный,

безынициативный

2.Познавательная деятельность

Высокая работоспособность

Высокая работоспособность, увлеченный. часто не доводит начатое дело до конца.

Высокая работоспособность, плохо переключается на решение новых задач

В спокойной обстановке легко справляется с поставленной задачей

3.Движения и речь

Быстрый.

Подвижный, энергичный.

Неторопливый.

Неторопливый, медлительный

4.Эмоции и чувства

Склонен к эмоциональным вспышкам

Эмоциональный.

Выдержанный

Легко впадает в панику, уныние.

5.Личностные качества

Смелость сочетается с отсутствием выдержки

Легко приспосабливается к новым условиям

Терпеливый, спокоен даже в трудных обстоятельствах

Робкий, нерешительный, застенчивый.

- Ученые пришли к выводу, что темперамент в чистом виде встречается очень редко, а в основном людям присущи черты нескольких типов темперамента.

Темперамент невозможно изменить, выбрать себе такой который больше нравиться, но его можно откорректировать, т.е. уменьшить проявление тех или иных черт. Психологи предлагают для этого способы музыкотерапии. Музыкальные произведения вызывают в нашей душе различные эмоциональные переживания.

- Я предлагаю вам прослушать музыкальные отрывки, и помочь мне определить с каким типом темперамента они ассоциируются, исходя из тех характеристик, которые вы уже знаете.

  1. «Танец с саблями» из балета Гаяне армянского композитора можно соотнести с холерическим темпераментом.

2. «Турецкий марш» из сонаты Моцарта – с сангвинистическим типом.

3. «Романс» российского композитора Д.Шостаковича – с флегматическим типом.

4. Отрывок Бетховена «К Элизе» - с меланхолическим типом темперамента.

Скажите, если в вашей группе были только один тип темперамента, было бы интересно? (нет)

- В коллективе лучше всего объединяются люди с противоположным типом темперамента, они как будто дополняют друг друга.

- Основываясь на полученных знаниях, определим к какому типу темперамента вы относитесь.(диагностика)

Экспресс-методика «Определение типа темперамента», автор кандидат экономических наук Крамская Л.А.

Перед вами 12 утверждений:

  1. Вы обычно осуществляете деятельность без предварительного планирования.
  2. Случается, что вы чувствуете себя то счастливым, то несчастным без видимых причин?
  3. Чувствуете ли вы себя счастливым, когда занимаетесь делом, требующим немедленных действий?
  4. Подвержены ли вы изменениям настроения от плохого к хорошему без видимых причин?
  5. При завязывании новых знакомств вы первым проявляете инициативу?
  6. Часто ли вы бываете в плохом настроении?
  7. Склонны ли вы действовать быстро и решительно?
  8. Бывает ли, что вы пытаетесь на чем-либо сосредоточиться, но не можете?
  9. Являетесь ли вы эмоциональным человеком?
  10. Часто ли бывает так, что в беседе с другими людьми вы присутствуете лишь физически, а мысленно отсутствуете?
  11. Чувствуете ли вы себя неуютно, когда не имеете возможности общаться?
  12. Временами вы полны энергии, а иногда очень пассивны.

На бланках есть координатная плоскость, отметьте, пожалуйста, на ней свои результаты. Так на горизонтальной оси отметьте – нечетные номера ответов, а на вертикальной – четные номера ответов.

Соедините полученные точки, и у вас получится фигура: у некоторых четырехугольник, у некоторых треугольник. И вы увидите, в какую сторону тянется ваш треугольник, тот тип темперамента и преобладает, а остальные присутствуют, какой-то тип темперамента в большей степени, а какой-то в меньшей.

-Я предлагаю вам сейчас принять роль  ученого совета, и помочь решить психолого-педагогические задачи

-Как вы думаете, важно ли учитывать темперамент, при выборе спортивной секции для ребёнка? (ответы)

Задание. (Работа в группах) У каждой группы в конвертах есть задачи, проанализируйте их и напишите рекомендации по определению спортивной деятельности в соответствии с типом темперамента.

Упражнение «Дерево»

- Сегодня на уроке мы дали определение темпераменту, изучали типы темперамента, выяснили, что в каждом типе темперамента есть положительные характеристики. И нет плохого или хорошего темперамента.

- У вас на листочках нарисованы деревья. Вы знаете, что ствол дерева на протяжении жизни растет, увеличивается, но не меняется, а листочки на нем каждый год появляются новые. Так и наш темперамент не меняется, а черты характера мы с вами можем в себе воспитать. Теперь вы уже знаете свой тип темперамента, его сильные и слабые стороны.

- На стволе запишите свой тип темперамента, а на зеленых листочках – те черты характера, которые вам в себе нравятся, те  которые у вас самые лучшие; на желтых листочках, которые скоро будут осыпаться, напишите те черты характера, от которых вы бы хотели избавиться, а на салатовых – те, которых вам не хватает и которые вы бы хотели в себе развивать.

- Ребята, кто хочет поделиться результатами?

- Это дерево, вы можете оставить у себя для дальнейшей работы над собой и своими чертами характера.

- Огромное значение имеет то, с каким  типом темперамента родился человек, а еще больше – то, какие черты он воспитал в себе.

Рефлексия.

- Давайте вспомним все, что мы изучили на уроке и дадим оценку нашему занятию, но в необычной форме.

Оцените свою работу на уроке (листы самооценивания). Перед вами мишень, в которой 4 сектора: активно участвовал, было интересно, узнал новое, было понятно. Поставьте знак + в соответствующее поле, оценив себя по пятибалльной шкале.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/19/s_5857ed7861180/s510492_0_13.png

Пусть итогом нашего урока станут слова:

« Тот счастлив, кто живёт в условиях,

соответствующих его темпераменту,

но тот более совершенен,

кто умеет приспосабливать свой

темперамент к любым условиям».

Занятие окончено,  большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"

Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по ма...

Конспект открытого урока по вокалу "Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением"

Современные дети отличаются вялостью артикуляционного аппарата, развитие которого является необходимым условием успешной вокальной работы. Этой актуальной проблеме и был посвящен данный урок. На...

План-конспект открытого занятия по дисциплине «Ритмика» ( студентов педагогического колледжа специальности «Дошкольное образование» - 2 курс)

«Творчеству можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям» -  И. Я. Лернер . Профессия педагога даёт широкий спектр возможностей для творчества, сл...

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

«Типы темпераментов Гиппократа»

Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до н. э.      Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов — династии  врачей,   притязавшей на то, что она ведёт своё происх...